Кольский полуостров губа печенга лиинахамари г

Неприступный Лиинахамари
Слава российского Заполярья

Лиинахамари - одно из самых удивительных и труднодоступных мест Кольского Заполярья.


О прошлом и настоящем поселка - в материале «Русской планеты». По самой распространенной версии, «Лиинахамари» в переводе с финского - «каменный цветок». Однако финны утверждают, что такого слова в их языке нет. Есть «Лиина» - «платок». Есть «hama» - юбка, платье, «hamara» - обух или тусклый.
Лиинахамари расположен на берегу Печенгского залива, в Девкиной заводи. С 11 века, когда границей между Россией и Норвегией по договору Ярослава Мудрого с норвежским королем Олафом считался залив Льюенфьорд около Тромсё, и до революции, эти места были русскими. В начале 18 века по указу Петра Первого в районе Лиинахамари устанавливается таможенный караул. В конце 19 века здесь были построены амбары, которые пожертвовал находившемуся неподалеку Печенгскому монастырю золотопромышленник А.М. Сибиряков. На картах 1903 года в северной части Девкиной заводи отмечена колония, в южной - становище Кони, названное, видимо в честь местного жителя Васюнки Конина, упоминаемого в дипломатических документах об отношениях Московии и Швеции 1556-1586 годов.
После революции и первой советско-финской войны 1918-1920 гг., 14 октября 1920 года, был подписан Тартуский мирный договор, и Лиинахамари стал финским. До начала «зимней» войны финны построили здесь дороги, рыбоперерабатывающий завод, отель, где, в числе других, успели погостить маршал Маннергейм, президенты Финляндии Столберг, Каллио и Рюти. В 1939 году было закончено строительство Лиинахамарского порта, единственного океанского порта Финляндии. Из Лиинахамари круглый год было свободное сообщение со всем миром, путь отсюда был короче и дешевле, чем с Балтики. Специально для связи с портом была построена дорога на Рованиеми.

Немецкие офицеры в гражданской одежде уже тогда были частыми гостями Лиинахамари. Был в их числе и генерал-полковник Фалькенхорст, впоследствии командующий армией «Норвегия», вторгшейся на территорию Кольского полуострова 29 июня 1941 года. Во время советско-финской войны 1939-1940 годов Советский Союз занял район Печенги, но по окончании войны вернул его Финляндии. Над Лиинахамари вновь был поднят финский флаг, а в здании отеля разместилось советское консульство.


Впоследствии консульство СССР переедет в другое помещение, и здесь 22 июня 1941 года случится один из самых больших провалов советской разведки. О нем пишет в своей книге «Лиинахамари» писатель и краевед Михаил Орешета : «Едва увидев, как из печной трубы здания, занимаемого консульством СССР, повалил плотный серый дым, командир Лапландского разведотделения фронтовой разведки Суоми капитан Паатсало дал команду штурмовать помещение, чем нарушил все мыслимые и немыслимые международные права. В это время сотрудники посольства спешно сжигали секретные документы. Когда под тяжестью «горячих финских парней» наконец рухнула входная дверь, в топке ярким пламенем горела толстенная шифровальная книга. Взломщикам удалось выхватить ее из огня. Для врагов СССР это была поистине золотая находка. Финны и немцы тут же принялись дешифровать радиограммы Красной Армии и Северного флота, что дало им возможность отслеживать передвижение воинских частей и подразделений, получать информацию о расположении и движении сил и средств Северного флота. Ничем не приметная обгоревшая книга унесла жизни тысяч советских солдат и офицеров».


10.


За годы войны немцы превратили Лиинахамари в настоящую крепость. Строилось все это, как правило, руками военнопленных - русских, украинцев, поляков, чехов, французов, армян, англичан. Вокруг Лиинахамари было несколько концентрационных лагерей.


12.

Система оборонительных сооружений была продумана лучшими инженерами вермахта. Батареи на мысе Крестовый и торпедные аппараты в горе Валкелкиви-Тунтури предназначались для того, чтобы контролировать вход в залив. Опорный пункт «Кап-Романов» на мысу Романов позволял вести огонь по целям далеко на подходе к заливу.

Не все из намеченного немцы успели достроить. Например, они не закончили строительство оснований для будущих дальнобойных орудий, которые могли бы доставать до полуостровов Средний и Рыбачий.


14.


12 октября 1944 года морской диверсионный отряд под командованием майора И.П. Барченко-Емельянова и лейтенанта В.Н. Леонова атаковал две немецкие батареи на мысе Крестовом и сумел захватить их после скоротечного боя. В ходе этой операции погибли 23 человека. Они похоронены в братской могиле на самой высокой точке мыса Крестовый. Захват батарей давал надежду на высадку десанта. В ночь на 13 октября катерники-североморцы смогли преодолеть «коридор смерти» и высадить десант с морскими пехотинцами прямо к причалам Лиинахамари. По единодушному мнению историков, это была исключительная по своей дерзости операция. К утру 13 октября Линахамари был взят.


16.


– Понятно, разведка работала, мы знали, сколько у немцев орудий, какого они калибра, сколько у них сил, кто командует - это все было известно. Но операция «Десант» в Лиинахамари это не математика, - говорит директор регионального центра гражданского и патриотического воспитания, писатель, краевед Михаил Орешета, - это не какое-то сложение-вычитание. Это не пересчет орудий и прочее, и прочее. Это несколько другое. Это дух, это беспримерная верность Родине, это в учет не поддается, никакая арифметика это никогда не подсчитает.


18.


В советские времена Лиинахамари был крупнейшей военно-морской базой. Корабли водного наблюдения, ракетные катера, малые ракетные корабли, дизельные подводные лодки несли здесь боевую вахту. Работали поликлиника и госпиталь, было несколько библиотек. В местной школе был музей с уникальными документами. На озере работала лодочная станция, на берегу стояли беседки со скамейками.

После 1991 года, с развалом СССР, в Лиинахамари наступил упадок.

Текст и фото: Галина Сергеева
«Русская планета», Мурманск, 20 октября 2014

Утро началось с разносящейся из рации песни «море Лаптевых». Несмотря на пасмурную погоду за окном, настроение сразу поднялось, и мы пошли собираться. Быстренько умылись, покидали вещи, и пошли сдавать номер. Ник с Юлей уже ждали нас в холле. Через пару минут подтянулись и Ваня с Сашей. Всем очень хотелось позавтракать, и в поисках кафе мы поехали колесить по городу. В ранний час все кафе были закрыты, поэтому мы вернулись к гостинице. Там рядом есть небольшой супермаркет, где мы и решили скоротать время до открытия кафе, а заодно закупить недостающих продуктов. После этого уже пешком дошли до кафе и нормально позавтракали яичницей с беконом и свежим кофе, после чего попрыгали по машинам и устремились к одной из главных точек нашего путешествия, городку Лиинахамари и его окрестностям.

Кольский 2013. Лиинахамари.


Перед отъездом Гена немного поругал Гошу за плохое повдение, ну так, в целях профилактики.

И вот мы уже проезжаем Печенгу и держим курс в сторону Лиинахамари. На горизонте появляется КПП пограничников. Так как мы заезжаем в пограничную зону, предъявляем полученные ранее в Мурманске пропуски. Небольшая процедура оформления и нам открывают шлагбаум.
Трафик тут почти нулевой. В гордом одиночестве едем в сторону городка. Дорога немного хуже, но в целом очень даже ничего.
Первое что мы увидели подъезжая к городу, это нос торпедного катера, торчащий из скалы. Не удивляйтесь, это не глюки, это памятный знак морякам ОВРа (в/ч 10678).



Едем дальше, вот уже и знак «Лиинахамари». Городок производит удручающее впечатление. Опустевшие дома соседствуют с еще жилыми, но в основном почти все заброшено. Справа на сопке зорким взглядом за нами наблюдает батька Ленин. Судя по всему краска раньше была качественная, до сих пор как новый.



Проезжаем останки танковых ворот, штаб пограничников и сворачиваем направо на узкую дорожку, ведущую вдоль залива. Почти сразу упираемся в ворота и КПП. Раньше здесь была база подводных лодок, а ныне частная собственность, принадлежащая рыболовецкому колхозу. Кстати, там есть судно-гостиница, где можно остановиться на ночлег. Там часто любят останавливаться дайверы. На же, помимо всего этого, интересует памятник героям-подводникам, находящийся на территории порта.



Когда мы припарковались на стоянке около ворот, к нам вышел охранник. Это уже пожилой мужчина, давно живущий здесь. Долго с ним разговаривали на разные темы, он рассказал нам очень много всего интересного. Вот ради таких моментов общения мы и путешествуем по миру. Ни один Интернет или СМИ не расскажут вам столько интересного, сколько рассказал нам он. Потом он разрешил нам пройти на территорию и прогуляться, что мы и сделали.

Здания на территории восстанавливают, поговаривают что скоро там построят гостиницу. Мы же погуляв и посмотрев что хотели, пошли назад к машинам. Оттуда кстати видно старые топливные цистерны, находящиеся на другой стороне залива. Их использовали во время войны для заправки кораблей.



Слева еще один памятник. Птичка севшая на голову очень органично вписалась в композицию. На соседнем причале притаился катер береговой охраны. Мы проехали чуть дальше, и увидели ещё одно судно, стоящее на ремонте. Во время отлива оно стоит на берегу и матрос его приводит в порядок и красит.

Дальше мы уже не поехали, там находится территория предприятия «Русский лосось». Если посмотреть на залив, то легко увидеть в воде сачки для разведения лосося. Кстати, Лиинахамарский лосось считается одним из лучших.

Ну а теперь нам надо вернуться немного назад, к штабу пограничников. К сожалению по рассказу охранника на КПП, музей, который был раньше в Лиинахамари сгорел, и часть уцелевшей экспозиции теперь находится на территории штаба.
Прежде чем войти на территорию, спрашиваем разрешения у пограничника, который стоял у открытого окна на втором этаже и задумчиво курил папироску. После этого вошли и подробно все рассмотрели. Тут в основном много различных видов мин и пушка, так же есть пограничный знак.


По заброшенному району городка проехали к его окраине, дальше дорога лежала на сопки, туда нам и надо.


Дальше мы поехали посмотреть на кольца недостроенных немцами батарей. Их четыре, все они в разной стадии строительства и все затоплены. По этому поводу есть множество различных теорий, так же как и об их предназначении, но об этом, если интересно, почитайте в сети. По дороге встретился небольшое помещение в скале, судя по всему его использовали в качестве склада.

А вот и они.


А вот и сачки виднеются в которых разводят лосось.


А мы тем временем опять направляемся в сторону моря. Дорога узкая, разъехаться в случае встречки будет не просто, много камней.


А вот и та самая, известная в узких кругах, горка, которую называют «чертов спуск». На вид это довольно крутая каменистая лестница. Уклон довольно сильный. Спуск занял какое-то время, но под чутким руководством моего штурмана Гены все прошло четко и без проблем. Затем спустились остальные ребята.

Все за мной, я знаю короткую дорогу:)

Перед нами открылась красивейшая бухта, где мы и решили сделать наш лагерь. Потихоньку начался прилив, но мы успели погулять по пляжу.


Немного прикинув наше время, мы решили сходить на полуостров Немецкий сегодня. Дороги туда нет, есть только где-то небольшая тропа, но её искать мы не стали да и не факт что нашли бы. Просто пошли вдоль берега по скалам. Прогулка до острова заняла часа два, по скалам быстро не пойдешь. Виды просто шикарные, много времени тратили на фотографирование. Вокруг на скалах полно останков морских ежей и мелких крабов, видимо птички их сбрасывают, а потом едят.



И вот мы добрались до главной цели на полуострове Немецкий, двуствольной немецкой пушки. Под ней находятся 4 этажа различных помещений. Строение очень капитальное и производит серьезное впечатление. Рядом лежат останки спиленных стволов и брони, толщина невероятная.


Отсюда отлично видно полуостров Рыбачий. Кстати, оттуда в нашу сторону надвигались сильные грозовые тучи, поэтому мы решили поскорее двинуться назад.
Тюлени устали.


На дорогу назад у нас ушло немного меньше времени, потому что мы пошли другим путем. По возвращении трек на навигаторе получился такой как на фото, «пробег» около 6 км по скалам.

Ну а теперь можно спокойно приступить к обустройству лагеря и приготовлению еды. В этот момент заметили на горе, где начало «лестницы» свет фар. Через пару минут приехал Рэнж Ровер. Это оказались мужики с Питера, они приехали в Лиинахамари по нырять. Но поразило то, что их в этом Рэйнж Ровере было 7 или 8 человек, как влезли не знаю. Немного поболтали с нами, приняли по 100 грамм на заднем борту Рэйнжа, искупались и уехали. Вот такая забавная встреча. Ну а мы поужинали, посидели у костра за различными разговорами и удалились спать.

Утро было солнечным и прохладным. Я встал раньше всех и уже готовил кофе, когда начали просыпаться остальные. Дальше все как всегда, завтрак, сборы и в путь. Было немного жалко уезжать из этого необычного и уютного места. Дорога во вчерашнюю горку далась уже легко и через какое-то время мы выехали в Лиинахамари и притормозили на выезде из города чтобы накачать колеса.


В Москве наступила хмурая осенняя погода и сразу же вызвала массу ностальгических воспоминаний о дальних путешествиях. К сожалению сейчас отправиться в подобное путешествие из-за огромного количества проектов нет никакой возможности, поэтому я решил хоть как-то исправить это досадное положение и наконец-то написать про былые похождения на крайнем севере.


Впервые на полуострове Немецком, находящемся недалеко от поселка Лиинахамари я оказался в августе 2012 года, можно сказать почти случайно. Тогда я на нем провел около недели и немного разведал окрестности. Ровно через год я туда вернулся с tuman_bl4 , чтобы в формате пешего похода пройти по побережью Баренцева моря и посмотреть повнимательнее на разные интересные места в округе.

Поселок Лиинахамари находится далеко за полярным кругом - на северном побережье Кольского полуострова, на берегу Печенгского залива. Это практически самая северная материковая точка западной части России.

К тому моменту, как мы оказались в Мурманске мы провели уже немало времени на Кольском полуострове. Прибыв в Мурманск на автобусе мы сразу же помчались к местным пограничникам, получили нужные бумаги и сели на другой автобус до города Заполярный, что находится на западе полуострова, недалеко от границы с Норвегией. После нескольких часов дороги мы вышли, немного не доезжая до Заполярного - на повороте на Печенгу. Там мы дошли до остановки и стали дожидаться третьего за день для нас автобуса уже до Лиинахамари, откуда и начинался наш пеший маршрут.

Тут надо отметить, что попасть в Лиинахамари просто так нельзя. Поселок находится в погранзоне, куда нужно получать пропуск заранее. Именно ради пропуска мы в Мурманске и ходили в местный отдел пограничников. Процесс получения пропуска не быстрый (хотя может быть за последние годы что-то изменилось) и начинать его нужно месяца за 2-3. Вероятно поэтому Лиинахамари и окрестности не пользуются особой популярностью у туристов, в отличие, например, от недалеко расположенных полуострова Среднего и Рыбачего, куда нынче ездить очень популярно, не говоря уже о ставшей попсовой Териберке на том же Кольском полуострове. Тем не менее, места там очень красивые, интересные и дикие.

Дождавшись в Печенге автобуса до Лиинахамари, который ходит три раза в день, мы в него загрузились. Дорога шла мимо военных баз и мимо красивых скал. Доехали до КПП. Зашел колоритный пограничник. И пошел по салону, ничего не проверяя, но пристально всматриваясь в лица всех пассажиров - местных жителей, в большинстве преклонного возраста. Мы сидели в самом конце и явно выделялись, будучи молодыми, в походной одежде и с большими рюкзаками. Когда пограничник подошел к нам мы молча протянули ему пропуска в виде бумажки А4, он также молча на них взглянул, вернул и удалился из автобуса. А мы поехали дальше. Ехать было недолго. Вышли мы за несколько сотен метров до конечной остановки автобуса - там начиналась наша дорога. Там же было и озеро, которое я хотел посмотреть. За год до этого, мы его проехали без остановки на закате и выглядело оно потрясающе красиво. Но в этот раз погода была хмурая и озеро не произвело особого впечатления.

Сразу за озером виднеется несколько пятиэтажек - это и есть поселок Лиинахамари. В военные и послевоенные годы он играл весьма важную роль, однако со временем, как и сотни других поселков и городов на крайнем севере пришел в упадок.

Заброшенные пятиэтажки, заброшенные магазины, облупившаяся краска - типичный вид многих северных городков.

Наш автобус развернулся и приготовился ехать в Заполярный, ведь дальше дороги просто нет, ну а мы не стали особо гулять по поселку и почти сразу выдвинулись по дороге в сторону моря. Лиинахамари находится на берегу Печенгского залива и до открытого моря от него несколько километров. Через сопки идет старая немецкая дорога, по которой можно дойти до моря. О самой дороге я раскажу чуть позже.

Тут то наш шестидневный автономный пеший поход и начался.Сложно передать то прекрасное волнительное ощущение, когда ты делаешь первые шаги, но иначе как приятным и радостным его не назвать.

Мы прошли всего навсего чуть больше километра, и начали встречать первые же достопримечательности. Прямо с дороги виднеется взорванная скала и темнеющий проход в подземелье.

Подходим ближе и видим очень старую металлическую перегородку, на которой когда-то видимо была бронедверь.

Внутри обнаруживается небольшая скальная выработка со следами от шпуров в торцевой стене.

Сыро и холодно. На полу остатки деревянного настила.

Вылезаем наружу и отправляемся дальше по дороге. Вскоре дорога раздваивается и направо вверх уходит боковое ответвление. Направляемся по нему, делаем петлю и выходим наверх той самой скалы, в которой сделан небольшой тоннель. Перед нами открывается вид на большое углубление в скале, заполненное водой. Попробуйте найти человека.

Ходя вокруг этого небольшого озера иногда можно увидеть, что под водой скрывается что-то круглое. Находим наиболее удачный ракурс и да - под водой отчетливо проявляются огромные бетонные круги. Надо сказать, что выглядит это все совершенно фантастически и нереально. Но нам пора двигаться дальше. Возвращаемся на основную дорогу и через пару сотен метров вновь сворачиваем на ответвление. Тут перед нами предстает аналогичная конструкция, но уже в менее затопленном состоянии (на заднем фоне - фермы для разведения рыбы в Печенгском заливе).

В сети можно найти немало информации про эти круги. В очень многих источниках утверждается, что это посадочные места для немецких летающих тарелок.

Причем утверждается на полном серьезе. Во времена войны немцы действительно занимали эти места (а вот Мурманск так и не взяли). Но, конечно, рассказы про летающие тарелки - полная чушь. Эти круги были предназначены для установки мощных артиллерийских орудий, которые находясь на этих сопках могли обстреливать обширные территории вокруг, в том числе Печенгский залив, имевший важнейшее военное значение.

Пример орудия с другой батареи. Черты бетонных кругов хорошо угадываются.

Около каждого орудия были выкопаны служебные подземные тоннели и построены доты.

Но работа не была завершена. Орудия так никогда и не были поставлены. Война немцами была проиграна. А бетонные сооружения стоят до сих пор в визуально очень неплохом состоянии.

Этот круг оказывается также скрытым под слоем воды и порой почти невидным.

Но, правильный угол обзора и поляризационный фильтр спасают ситуацию и мы можем вновь увидеть зловещую конструкцию под водой.

С этой площадки также открывается неплохой вид на Печенгский залив.

А также на озеро Кянтеярви, мимо которого нам предстоит пройти. Озеро по совместительству является источником чистой пресной воды для Лиинахамари. Вдали же виден перевал дороги между сопок, через который мы тоже пойдем, но уже сегодня.

Возвращаемся на основную дорогу и идем на последний, четвертый, бетонный круг.

Он находится прямо у дороги и из всех четырех - в наиболее достроенном состоянии.

В нем построена не только центральная часть, но и наружнее бетонное кольцо, а также забетонирована довольно большая площадка вокруг.

Размер сооружения, конечно внушает. Хмурая погода придает какой-то особой суровости этим местам - прохладный ветерок, ледяная вода, шершавый бетон, полная безлюдность и совершенно не привычная природа вокруг. И, главное, ощущение похода - ты выдвигаешься в дальнюю дорогу и ближайшие дни будешь наедине с этими скалами, с погодой, с природой. В общем дух захватывает!

Между тем время двигалось к вечеру, начался мелкий дождь и перспективы погоды были не очень ясные, а мы уже прилично утомились, так как вставали в этот день около пяти утра, да и пришлось проделать путь около 350 километров на перекладных. Поэтому было решено вставать на стоянку, прям тут, тем более имелась идеально ровная бетонная площадка. Поставили палатку:

Я налегке отправился за водой к ближайшему небольшому озерцу, чуть дальше и ниже по дороге. Спешить было уже некуда и можно было начать наслаждаться окружающей природой, сойдя с дороги. Среди зарослей сразу обнаружился огромный гриб.

Жаль я не особый фанат грибов, потому что попадались они нам все последующие дни в огромных количествах повсеместно. Там же рядом на камушке, в окружении водяники росла еще пара симпатичных грибов:

Позже, отойдя по естественным делам чуть в сторону от стоянки, я совершенно случайно наткнулся в зарослях на бетонный дот.

Подобных дотов в тех краях можно найти много. Все они примерно типовой конструкции.

Внутри дот живописно зарос мхом.

На этом приключения первого дня похода для нас закончились и мы, приготовив еду, и поужинав, легли спать. Северные сияния смотреть даже не пытались - небо было полностью затянуто тучами. Впереди нас ждали не менее интересные места и приключения!

Источник рисунков - книга "Атлантический вал Гитлера", автор: Александр Борисович Широкорад

Населённый пункт в Печенгском районе Мурманской области, порт в Печенгском заливе. С 1800-х годов входил в состав Российской империи. Отделившееся в 1917 году Великое княжество Финляндское стало независимой страной Финляндией. Первая советско-финская война, закончилась в 1920 году мирным договором, заключённым в Тарту. Согласно этому мирному договору между РСФСР и Финляндией, порт Лиинахамари вошёл вместе со всем районом Петсамо в состав Финляндии. Лиинахамари был единственным океанским портом Финляндии - он имел выход в Баренцево море Северного Ледовитого океана. В годы Советско-финской войны 1941-1944 годов - Великой Отечественной войны порт Лиинахамари был одной из важнейших военно-морских баз Кригсмарине на побережье Баренцева моря. Эта база играла огромную роль в борьбе с советским Северным флотом и арктическими конвоями союзников в СССР, а также находилась на передовом рубеже обороны оккупированной немцами Норвегии от наступающей Советской армии. Порт и гавань Лиинахамари были превращены в мощный оборонительный район во фьорде Петсамовуоно. 19 сентября 1944 Финляндия и СССР заключили Московское перемирие, завершившее советско-финскую войну. По его условиям, Лиинахамари, как и весь район Петсамо, вошла в состав Мурманской области РСФСР. 13 октября 1944 года советский морской десант овладел портом и посёлком.

В послевоенные годы в Лиинахамари были размещены база 42-й бригады подводных лодок, дивизион малых ракетных кораблей (МРК), 15-я бригада охраны водного района (ОВРа), состоящая из сторожевых кораблей (СКР) 50-го проекта, кораблей воздушного наблюдения (КВН) и тральщиков Северного флота. Также располагалась одна из крупнейших торпедно-технических баз Северного флота. Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 475 человек. В Лиинахамари действует порт на побережье Печенгского залива (бывшая база СФ ВМФ). Автобусное сообщение с Мурманском и Никелем. Ближайшая железнодорожная станция - Печенга (15 км).

Печенгский район расположен в западной части Мурманской области. Это самый северный и самый западный участок Мурманской области. С севера омывается Баренцевым морем , на западе территория района примыкает к Норвежской границе, установленной еще в 1826 году. По южной и юго-западной части района проходит российско-финская граница. Всю северную часть района от соседнего Кольского района на востоке отделяет река Титовка , а северная граница - Баренцево море . В состав района входят: один город районного подчинения (Заполярный ), 3 поселка городского типа (Никель, Печенга и Приречный) и 16 сельских населенных пунктов. Административный центр - посёлок городского типа Никель .

Площадь территории района составляет 8700 кв. км. Численность населения района составляет 38920 чел.

В 1945 году на территории Печенга был образован Печенгский район с центром в поселке Никель , вошедший в состав Мурманской области.

История Печенги , являясь частью отечественной российской истории, неразрывно связана с нею. Печенга давно и прочно вписалась в историю Кольского Севера, являясь форпостом на его крайних северо-западных рубежах. Богатая событиями, как местного, так и международного значения история Печенги зафиксирована во многих дошедших до нашего времени документах, материалах исследований, фотоматериалах, свидетельствах очевидцев, воспоминаниях участников событий разных лет.

В районе Печенги жили саамы.

В России Печенга стала известна после того, как в 1532-1533 годах, по благословению Новгородского архиепископа Макария, преподобный Трифон Печенгский построил православный храм и основал на реке Печенге монастырь во имя Святой Троицы, для обращения местных жителей в православную веру. Спустя полвека, в 1589 году шведы разрушили монастырь. Затем, по указу царя Фёдора Иоанновича, монастырь перенесли за реку Колу "против острога на острову". А на месте разрушенного монастыря построили церковь имени преподобного Трифона, "страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца", а над могилой святого - храм Сретения Господня . 1764 году монастырь был закрыт, в 1885 году восстановлен "для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения православия среди лопарей".

В Российской империи Печенга входила сперва в состав Архангелогородской губернии, а позже - Архангельского края (губернии).

Во время первой мировой войны порт Лиинахамари неподалёку имел большое значение для экономики Финляндского княжества и России из-за немецкой угрозы на Балтийском море.

В 60-х годах XIX века началось освоение региона, но только со строительством Мурманской железной дороги стало возможным интенсивное заселение края.

В 1920 году территория Печенги отошла Финляндии по мирному договору с Советским государством.

В 20-х годах прошлого века на территории Печенгского района найдены месторождения никелевых руд, в результате чего район становится стратегически важным местом, чьи богатства стремятся использовать несколько стран: Финляндия, США и Канада, Германия, СССР.

По подписанному в 1920 году Тартускому договору, завершившему первую советско-финскую войну (1918-1920) район вокруг Печенги передавался Финляндии. В 1921 году в районе были найдены месторождения никеля, в 1934 году оцененные в пять миллионов тонн. В 1935 году началась добыча никеля французскими и канадскими компаниями.

В 1931 закончено строительство дороги между Печенгой и городом Соданкюля, начатое в 1916 году. Это привлекло в район Печенги туристов, так как здесь находился единственный на то время финский порт на Баренцевом море , до которого можно было добраться на автомобиле.

Во время советско-финской войны 1939-1940 годы, СССР занял район Печенги , однако по окончании войны вернул его обратно Финляндии, за исключением западной части полуострова Рыбачьего.

Начиная с 1941 года, Печенга использовалась немецкими войсками и их финскими союзниками для атак на Мурманск. Здесь можно видеть многочисленные следы прошедшей войны. Примерно на половине пути от Мурманска в Заполярный, на берегу реки Западная Лица – несколько обелисков. Это «Долина Славы» – место, где фронт с 1941 по 1944 г. простоял неподвижно, хотя здесь все время шли жестокие бои, и потери с обеих сторон были огромны. Немцы безуспешно стремились пробиться к Мурманску – единственному на Севере незамерзающему порту. Осенью 1944 г. советским войскам удалось прорвать фронт.

Сейчас в районе большая часть населения проживает в двух городах: Никеле и Заполярном. Основу экономической жизни образует комбинат Печенганикель, добывающий и обогащающий руду, из которой впоследствии получают никель, медь и редкоземельные металлы, такие как платина.

Территории городских поселений Заполярный, Никель (исключая Приречный), Печенга , сельского поселения Корзуново, входят в пограничную зону. Въезд осуществляется по индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым Пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области, при наличии документов, удостоверяющих личность. Основанием для въезда туристов из числа граждан Российской Федерации могут служить туристические путевки.

В пограничной зоне туристы обязаны находиться в местах, указанных в договоре о реализации туристического продукта, следовать по маршрутам, согласованным с Пограничным управлением ФСБ России организацией, предоставляющей туристические услуги в пограничной зоне.

Климат района в целом сильно подвержен влиянию теплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим), а также характеризуется сильной изменчивостью. В Печенгском районе самая долгая полярная ночь и полярный день в Мурманской области. Средняя температура зимой -17°, летом +14°.

Ландшафт района представляет собой каменные сопки с редким, невысоким лесом и многочисленными водоёмами.

Основные реки района Титовка и Печенга . Поселок Печенга расположен на левом берегу устья реки Печенга . Река вытекает из озера Пиедс-яур и впадает в Печенгскую губу Баренцева моря . Основные притоки реки: Анссем-йоки (11 км), Сиус-йоки (7 км), Луотти-йоки (10 км), Малая Печенга (28 км), Нама-йоки (41 км). В верхнем течении река Печенга протекает через несколько озеровидных расширений и проточных озер, имеющих длину до 3 км и ширину до 150-400 м. Самое крупное озеро - Калло-яур . Близ Печенги – незамерзающий порт Лиинахамари, бухты Немецкая и Долгая Щель. Это место известно с начаоа XVI в.

В реках района встречаются следующие виды рыб: атлантический лосось (семга), минога, кумжа, ручьевая форель, сиг, щука, гольян, налим, колюшка 3-х иглая, колюшка 9-ти иглая, окунь. Река Печенга – семужий водоём.

На побережье есть потрясающие места для стоянок в теплые месяцы года, построены охотничьи и геологические сторожки. Реки Печенга и Титовка открыты для лицензионного лова лосося (в летний период времени июнь-август).

Север России омывает Ледовитый океан - на тысячи километров протянулась береговая линия и если плыть вдоль нее с востока на запад, то последние сто самых западных километров - берег Печенги . Это Кольский полуостров , согретый теплыми водами течения Гольфстрим. Если высадиться на скалистый берег, покрытый лишайниками и начать двигаться вглубь материка на юг, то лишайники сменятся березовым криволесьем с вкраплением низких сосенок, дальше - сосны будут становиться все выше и выше, и в конце-концов, вытеснив лишайник с криволесьем на вершины гор, сольются в нескончаемый лес, перемежаемый бесчисленным количеством озер. Это Лапландия. Где-то здесь, затерянная в лесах, пролегает южная граница Печенгского района .

Основная автодорожная магистраль связывающая посёлок Никель с другими населёнными пунктами России - проходит в 10 км от центра посёлка. Для пригородного сообщения используются автобусы с маршрутами Никель - Мурманск и Никель - Заполярный.

В посёлке имеется железнодорожная станция, которая является начальной и конечной станцией участка Октябрьской железной дороги Кола - Никель . Для пригородного сообщения используется поезд Никель - Мурманск,