Кемпинг куш кая бухте батилиман. Скалолазание в Крыму. Батилиман. Путь до кемпинга в Крыму

(что в переводе с тюркского - «Птичья гора») возвышается на 664 м над уровнем моря в Батилиманском заливе и считается высшей точкой мыса. Характерная особенность этой вершины в том, что все ее маршруты довольно непросты, но и интересны. В октябре этого года мне довелось впервые побывать на этой удивительно красивой крымской вершине. О моих впечатлениях собственно и будет этот рассказ.

Куш-Кая закрывает залив от северных ветров, поэтому Батилиман известен своим теплым микроклиматом. Это особенно заметно зимой, когда наверху, на Ласпинском перевале может лежать снег и дуть пронизывающий ветер, то внизу под скалами Куш-Каи, стоит теплая солнечная погода. Также хочется упомянуть о необычном Земляничном дереве, которое в этих местах растет в больших количествах. Также, его называют «бестыдница» за то, что ствол обнажается от коры и приобретает красивый розовый цвет.

Спуск с вершины Куш-Каи может осуществляться по тропам с обеих сторон от вершины. Более удобная тропа спускается с Куш-Каи в сторону бухты Ласпи. Спуск занимает приблизительно 30-40 минут.

Теперь о том, как добраться до Куш-Каи. Выезжать из Севастополя маршрутным автобусом и ехать до остановки «Ласпи». Далее вниз по дороге около 4 км до таблички у дороги справа «Кемпинг» , от которой ведут вверх деревянные ступени. Пройдя еще метров 50, вы попадете на оборудованную стоянку для палаток. Там есть вода, душ, туалет, кухня с газовой плитой и освещение. Много удобных мест под палатки. Это все называется «Кемпинг Куш-Кая» . Стоимость проживания с человека в сутки — 35 грн. (или 140 руб.)

«Кемпинг Куш-Кая»:

Отличные места для палаток ….

Кемпинг Куш-Кая

Отличные места для отдыха ….

Кемпинг Куш-Кая

Кемпинг Куш-Кая

Подходы к маршрутам от стоянок совсем короткие, максимум 10 минут. Спуск к морю занимает не более 15-20 минут.

В первый день приезда мы решили пройти маршрут «Гребневая двойка» (2Б). Как мне рассказывали, это самый простой на этой горе маршрут и ничем практически не отличающийся от Гребневой двойки на Соколе. Но как оказалось, «соколиная двойка» на порядок проще, хотя бы парой-тройкой веревок.

Первая веревка маршрута — ключевая :

Начало второй веревки

Прохождение второй веревки

Снаряжение в основном закладки, средние и крупные френды или камалоты.

Четвертая веревка

После прохождения интересного внутреннего угла, начинается шестая веревка по довольно крутым плитам. Я стою на станции в «отвисе», но создается ложное впечатление, что плиты пологие. Это обман моего фотоаппарата:) Страховка в ключевых участках — на шлямбурах, но в принципе этот участок можно обойти справа по щели, что будет значительно проще первого варианта прохождения.

Шестая веревка

Седьмая веревка тоже интересная и восьмая уже практически «огороды». Далее выход на вершину.

Седьмая веревка

Море … солнце.. и вода…

Маршрут мы прошли довольно быстро, но также быстро начал уставать мой организм после бессонной ночи в поезде. Ушли вниз с горы в лагерь и после первых глотков холодного шампанского, состояние ощутимо улучшилось.

Первое впечатление от пройденного маршрута — если вы не готовы еще ходить четверки, то эта тройка вам покажется очень сложной. Первые веревки действительно «троешные», местами много «огородов», но крайние три — пятерошное лазание. Крючья и молотки будут очень кстати в основном комплекте снаряжения.

Куш-Кая в лучах утреннего солнца

Подходы к маршруту тоже очень непростые, желательно страховаться.

Подходы к маршруту

Подходы к маршруту

Начало пятой веревки

Пятая веревка

Если говорить о «пробитости» этого маршрута, то скорее ее слишком мало, чем много. Иногда станции организовать, кроме как на своих точках, на чем-либо другом — невозможно или неудобно.

Станция на своих точках

Мы на станции на крайних веревках. До вершины осталось 100 метров.

Пока мой напарник проходил одну из ключевых крайних веревок, в небе парили как огромные пестрые птицы парапланеристы. Одна девушка пролетела так близко от скалы, что я стоя на станции, отчетливо услышала ее возглас: «Браво, молодцы!» От неожиданности, я чуть не выпустила из рук страховку. Мне показалось, что и Сашке это было не слишком приятно. Очень хотелось пожелать, чтобы в следующий раз эта веселая девушка пролетала мимо лезущих молча:)

Но фотографии получились замечательные, да и сам вид спорта парапланеризм замечательный — тоже риск, тоже высота, тоже свобода.

До вершины 2 веревки. Вид со станции.

Вид на гору Ильяс-Кая со станции

«Камин» 3Б. Крайняя веревка

День третий. Тренировки на скале «Буревестник».

Краски осени …

Скала «Буревестник» необычна по своему внешнему виду и интересна по сложности оборудованных маршрутов. Самый простой маршрут по левой щели (5б), остальные от 6а+ до 8-к. Еще одна ценная особенность — скала с одной стороны сильно нависает, что дает 100% защиту от дождя, а под нависанием оборудованы удобные стоянки и места под палатки.

Алексей из Томска лезет какие-то 6-ки и 7-ки:

Причудливое дерево, возле которого начинается самый простой маршрут 5б:

Дерево под скалой «Буревестник»

Вечером этого же дня мы переехали на Форос. Следующую неделю посвятили Форосскому канту. следует.

Гора Куш-Кая (664м), в переводе с тюркского - "Птичья скала", расположена над бухтой Ласпи. Это одно из живописнейших мест недалеко от Севастополя. Скала находится над урочищем Батильман и обращена на юг, чем и привлекает множество птиц а также альпинистов и скалолазов, которые тренируются здесь круглый год.

Пешеходный маршрут на гору не сложный, проходит через Варнутскую долину и по горам над морем. По красоте не уступает маршрутам по Ялтинской яйле и плато Ай-Петри, при этом значительно легче и доступнее. На нем нет опасных подъемов и спусков, протяженность составляет около 16 км.

Начинать маршрут можно как от села Гончарное (или Резервное) так и от Ласпинского перевала на шоссе Севастополь - Ялта. Добраться в оба пункта можно на рейсовых автобусах с 5 км Севастополя.
Расписание автобусов, Крым: Севастополь («5-ый км») и окрестности (горная часть) http://www.marshrut-club.com/articles/7660

Тропа на Куш-Кая .
Path to Koosh-Kaya. Вид на скалу Носорог.

ССЫЛКУ

Гора Кокия-Кая .
Kokiya-Kaya Mountain. На маршруте находится гора Кокия-Кая (558м). На ней располагались средневековое византийское селение, монастырь и крепость.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Гора Кокия-Кая .
Kokiya-Kaya Mountain. Вид на бухту Ласпи. Встречается и другой вариант названия - Кокия-Кала от греческого "кока" - голова и тюркского "кала" - крепость (гибридный топоним). В советское время здесь был радиолокатор, о чем свидетельствуют остатки строений и капониры, в которых можно переждать дождь.


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Гора Куш-Кая .
Koosh-Kaya Mountain. А в Ялте - дождь. Возвышающаяся на горизонте скала -


Чтобы увидеть 3D панораму 360°, нажмите на ССЫЛКУ

Маршрут проходит через Варнутскую долину и балку Казан-Дере, поляны которых богаты самыми разнообразными крымскими травами. Их экологическая чистота не вызывает сомнений.
Тысячелистник, шалфей, безымянный цветок (неизвестный автору;-)

Крымские белые.
В этом году очень много грибов. Но не забываем главный принцип: нужно быть уверенным на 100%. Такие же как у нас и т.п. не катит!

Крымские кабаны
По пути могут встретиться "местные жители". Ведут себя по-хозяйски, но не агрессивно, часто идут на контакт. Бояться не нужно, но следует проявлять разумную осторожность!

заповедное урочище Батилиман (бухта Ласпи, г. Севастополь), пожалуй одно из самых живописнейших, чистых и уютных мест Южного берега Крыма. Отгороженное от холодных ветров близко стоящей к морю отвесной стеной г. Куш-кая, Батилиман по праву считается местом с мягким комфортным для отдыха средиземноморским климатом. Между морем и скальной стеной произрастает уникальный реликтовый лес из вековых можжевельников, диких фисташек и вечнозелёного мелкоплодного земляничника (плоды которого с декабря и по март очень вкусны и питательны)). В этом лесу среди нагромождения каменных глыб, расположился на уютных тенистых полянах кемпинг-парк "Куш-кая" , основанный Крымским Горным Клубом в 2011 году. Основной контингент кемпинга: скалолазы, альпинисты, практикующие йогу, единоборства, детские лагеря активного и образовательного отдыха, эко-жители и просто ценители здорового образа жизни:) На майские праздники Крымский Горный Клуб , приглашает в ШКОЛУ СКАЛОЛАЗАНИЯ , всех желающих освоить этот вид активности или сделать очередной шаг на пути знаний и навыков в скалолазании. Следующая "ШКОЛА" в кемпинге будет проводится 1- 6 июня 2014!

В кемпинге также имеется скалолазный тренажёр, для поддержания физической формы в любую погоду.





Собственно в статье я хотел также представить путеводитель по батилиманским спортивным маршрутам, боулдерингу и альпинистским на Куш-каю (наиболее популярным), что и делаю.

Куш-Кая является одним из популярнейших скалолазных и альпинистских районов в Крыму. И на данный момент, пожалуй лучшим районом для начинающих в лазании. Активное первопрохождение альпинистских маршрутов, появление скалолазных дорожек началось примерно с 70-80-х годов прошлого века и продолжается по сей день. На данный момент существует порядка 20 альпинистских маршрутов 1Б-5Б категории сложности, около 70 новых и старых скалолазных дорожек и трэд-линий, около 200 размеченных и классифицированных болдеринговых проблем, множество треков и пешеходных троп. Большая популярность района обусловлена тем, что урочище Батилиман отделено от внешних воздействий горной грядой. Особый микроклимат позволяет лазать по скалам, совершать восхождения практически круглогодично.

Как добраться:
Координаты кемпинг-парка Куш-Кая: 44° 25" 16.6584" N, 33° 40" 52.2948" E 44.421705, 33.682359 Общественным транспортом можно добраться из г. Севастополь. Необходимо приобрести проездной билет на автобус, следующий в Ялту и выйти на остановке «Ласпи». Далее следовать по указателям Горного клуба 3,5 км к подножию г. Куш-кая. В поселке часто можно встретить такси, которое за небольшие деньги довезет вас до кемпинга. Ближайший продуктовый магазин находится в бухте Ласпи, п. Форос и п. Орлиное. Банки и банкоматы можно найти в Севастополе. Ближайший автосервис (СТО) находится в п.Орлиное и в г.Севастополь.

Особенности района:
Район характеризуется теплой зимой и жарким летом. Средняя зимняя температура составляет 10 градусов тепла. Летняя жара наступает с июня и держится по сентябрь. При планировании восхождений необходимо учитывать большую протяженность маршрутов на г. Куш-Кая и брать запас воды, либо теплую одежду. Рекомендуется пользоваться только маркированными тропами для подъема и спуска с вершины г. Куш-Кая! Территория на которой расположен мыс Айя, Кокия-Кая и вся береговая зона являются объектом заповедного фонда и находятся под защитой лесного хозяйства. Запрещается нарушать границы заповедника, жечь костры, оставлять мусор!

Особенности маршрутов: все альпинистские маршруты достаточно продолжительны. Верхние участки в большинстве более монолитны. В данном путеводителе не указаны некоторые ходы и варианты маршрутов в силу своей объективной нелогичности, либо опасности. Полную информацию можно найти в Классификаторе альпинистских маршрутов Крыма и Карпат.
Скалолазные сектора «Африка», «Шкуродер», «Розовый пояс», «Буревестник» защищены сверху широкими полками от прямых падений камней, однако без каски находиться на спортивных секторах не рекомендуется!

1. Скалолазные сектора.
На теплых скалах Батилимана проводилось большое количество соревнований, альпиниад, таких как «Кубок дружбы», «мемориал кустовского», Альпийские игры…….. Большой вклад в развитие внесли Ситник М.А., Бабич М. Воробъев М., Нефедов С., Ковалев С., Деев А., а так же многие другие. Командой Крымского горного клуба продолжается реконструкция и создание новых скалолазных дорожек. На данный момент существует четыре скалолазных сектора, расположенных практически на территории кемпинга. Подходы осуществляются по размеченным дорожкам и деревянным указателям. Большое количество простых маршрутов регулярно привлекает много начинающих скалолазов. В летний период, солнце заходит на сектора около 10-11 утра, а вечерний сет лазания можно начинать с 18.00.





Балалайка F6b (Левин А. (Севастополь), реконструкция Лавриненко А., Савельев И., Ковалев С.)
Является одним из самых популярных и посещаемых мультипитчей. Начало маршрута отмечено соответствующим названием на секторе «Розовый пояс». Все станции оборудованы спусковыми кольцами и цепями. Расстояние между станциями не превышает 30 м. На маршруте практически невозможно заблудиться, т.к. направление движения постоянно определяют шлямбура.

6а+, 6а, 6а, 5а, 6а (камин проходит внутри пешком), далее пешком через чашу по шлямбурам, 5а, 6а, 6а, 5б, 6б, 6а, 5б


Снаряжение: веревка 50-60 м, набор оттяжек

Голубая волна, F6c+ (Воробъев М. 1991, реконструкция Лавриненко А., Савельев И.)
Первоначально маршрут был пробит в 1991 году командой М. Воробьева и имел название «Седьмой бастион»

Начало от металлической таблички с названием маршрута, правее сектора «Розовый пояс». Все станции оборудованы цепями и спусковыми кольцами.

6а, 6б, 5с, 6с+, 6c (Альтернативный ход: 6б, 6а), 5а, 5с, 5с+, 6а, 6с, 5с, 5c, 5с, 5b, 5b

Встречается очень много лазания на трении. По маршруту можно спуститься с любого из его участков.
Снаряжение: веревка 60 м, набор оттяжек



* В районе 5-й оттяжки пересекается с маршрутом "Jesus" и далее следует справа от него.
** Маршруты "Левый" и "Правый" имеют общее начало. В районе карниза маршруты разделяются Y-образно.
***Пересекается с маршрутом "Семь".

2. Болдеринг
Батилиман является популярным зимним болдеринговым районом в Крыму. Климат позволяет комфортно лазать практически круглогодично скалолазам любого уровня. На территории кемпинга находится около 200 размеченных камней, которые нанесены на карту вместе с основными ориентирами.




3. Альпинизм
Активное первопрохождение альпинистских маршрутов в Батилимане на г. Куш-Кая началось примерно с 70-80-х годов прошлого века и продолжается по сей день. Большой вклад в развитие региона внесли одесские и севастопольские альпинисты. Оборудованные стоянки в гроте Буревестника, а так же множество найденных монет советской эпохи в парковой зоне свидетельствуют о громадной посещаемости и популярности района и в былые времена. Интересным будет исторический факт, что ранее на одной из труднодоступных скальных полок над скалолазным сектором «Буревестник» даже существовал альпинистский домик, по образу и примеру Красноярских Столбов, который служил убежищем многим известным альпинистам и скалолазам. На данный момент существует порядка 20 альпинистских маршрутов 1Б-5Б категории сложности.

Классика 2Б

Начало маршрута - вертикальный камин, с большим можжевельником у основания. Подход по кулуару слева или справа от скалолазного сектора «Шкуродер»

R0-R1: 55м III - IV Вертикальный камин. Периодически встречаются шлямбура, а так же прекрасно организовывается натуральная страховка. Станция на полке на рельефе или выше на дереве.

R1-R2: 50 м II+ Вверх по кулуару легким лазанием. Периодически встречаются шлямбура. Станция на шлямбурах.

R2-R3: 50 м II+ Вверх через небольшой камин. Выход на гребень. Станция на шлямбурах.

R3-R4: 40 м I-II Вверх по простым скалам, страхуясь за деревья. Станция на шлямбурах.
R4-R5: 60 м, III Левее через перегиб на трении. Есть несколько шлямбуров. Далее на всю длину веревки по гребню вверх. Станция на шлямбурах возле дерева.

R5-R6: 45м, II Вверх по гребню. Периодически встречаются шлямбура. Станция на полке на шлямбурах.

R6-R7: 45м, II Вверх по гребню. Периодически встречаются шлямбура. Станция на полке на шлямбурах.

R7-R8: 40м, II Вверх по гребню. Станция на полке на шлямбурах.

R8-R9: 40м, II-III Левее по щелям на удобную полку. Страховка организуется легко. Станция на шлямбурах.

R9-R10: 40м, III вверх по плитам с большими зацепками, затем траверс влево по шлямбурам. Станция на шлямбурах после траверса.

R10-R11: 50м, III По богатому рельефу вверх 15 м, затем пешком. Станция на шлямбурах на яйле.

Один из самых посещаемых маршрутов на горе. Является классической видовой линией, проходящей по гребню с простым лазанием на всех участках. Стоить отметить продолжительность маршрута, которая, однако, компенсируется легкостью в ориентировании. В пик майских праздников на первых веревках часто случаются заторы и скопления людей. Минимальное время прохождения от 3-х часов для подготовленных восходителей, до 6-8 часов для средней связки. Можно отметить схожесть с «Гребневой двойкой» на г. Сокол в Судаке по характеру рельефа и продолжительности.

Снаряжение: веревка 60 м. Одинаково хорошо идут средние и крупные стоппера, френды. Можно идти без молотков.

Центр чаши 5А (Левин А.-Бабич М., Севастополь, 1978)

Выйти по положительному рельефу от футбольного поля до карнизов, затем траверс вправо до начала маршрута. Первая станция на шлямбурах первопроходцев возле высохшей сосны.

R0-R1: 35 м VI А2 (F6б) По нависающей щели лазанием или на ИТО. Станция в небольшой нише на шлямбуре и своих точках.

R1-R2: 35 м VI А2 (F6с) Вверх и левее под небольшим карнизом до удобной полки. Станция на шлямбуре и своих точках.

R2-R3: 50 м VI А2 (F6б) По системе щелей, уводящих диагональю левее вверх. Станция на своих точках.

R3-R4: 40 м V+ (F6а) Сложный участок после станции и выход под карнизом налево на станцию со шлямбурами классической двойки.

Выход на плато по маршруту Классики (4 веревки). Длинна веревок может быть оспорена другими восходителями. На маршруте почти отсутствуют шлямбура и крючья, поэтому длинна участков может колебаться у разных восходителей, по мере выкладки ими запаса своих точек.

Снаряжение: веревка 50-60 м, молотки и крючья, мелкие и средние закладки, мелкие и средние френды.

Рыбка 5А (Ставницер А., Ховрачев, Королев А., Старицкий П., Одесса, 1972)

Проходит по щелям центральной части чаши, образованной гребнем 2-ки слева, и контрфорсом маршрута «Яйцо» справа. Сначала по пологим плитам чаши, выбирая оптимальный путь (как на фото) выйти к дереву. Отсюда начинается собственно маршрут.

R0-R1: 60 м, V+ A1 От дерева перейти вправо вверх и по щели вверх. Примерно через 10м щель раздваивается, легче двигаться по левой, встречаются крючья. Станция на деревце + закладки.

R1-R2: 50 м V+ Перейти вправо, на щель, по щели вверх. Щель переходит во внутренний угол. Перед небольшим нависанием перейти в правую щель, по ней на полочку. Станция на закладках и крючьях. Можно не уходя вправо лезть по углу, но так сложнее.

R2-R3: 50 м, V+ Вверх, по щели, щель сложная в нижней части, дальше по углу, лазание более простое. Станция на дереве.

R3-R4: 60м, V A1 Вверх, несложным лазанием, выйти на полку. По левой стороне внутреннего угла, вверх, выйти к шлямбурной станции в основании камина. Вверх 3м по камину, затем по правой стороне внутреннего угла. Из угла выход через небольшое нависание на выполаживание. Идти смело на всю длину веревки до дерева. Станция на дереве.

R4-R5: 25 м, IV От дерева вверх, через внутренний угол, выйти на яйлу.

Снаряжение: веревка 60 м. В нижней части мелкие и средние закладки и френды. В верхней части щели крупнее и пойдут крупные и гексы. Можно обойтись без молотков.

Яйцо 4Б (Ставницер А.-Холопцев А., Одесса, 1972)

Проходит по характерному контрфорсу, ограничивая чашу справа. (слева чашу ограничивает гребень 2-ки).

R0-R1: 55 м, IV+ От большого дерева право вверх, войти во внутренний угол. Дальше по углу до небольшой полочки под нависанием. Траверс вправо, за угол, до большого дерева. На нем станция. 55 м

R1-R2: 35 м, IV От дерева, по внутренним углам, вверх на большую полку. Станция на дереве.

R2-R3: 50 м, IV+ Вверх, по внутреннему углу, выйти на полочку на верхушке «яйца». Станция на шлямбурах.

R3-R4: 58 м, V+ От станции приспустится влево 3 м, и по серповидной щели вверх/– ключевая веревка. Станция на дереве.

R4-R5: 60 м, IV+ По внутреннему углу вверх, выйти к большой сосне. От сосны вправо вверх, выйти во внутренний угол, и по углу, вверх на простые скалы. По ним вправо вверх на яйлу.

Логичный и соответствующий своей категории маршрут с монолитным и чистым рельефом. Ключевые участки не пробиты шлямбурами. Есть возможность усложнить задачу и пройти вариантом слева вторую веревку. В таком случае станция ставится на полочке под нависанием в середине первой веревки. Сложность левого обхода: V+, А1. Вертикальная щель с покатыми стенками идется на распорах. Если лазанием, то нужна хорошая обувь.

Снаряжение: хорошо идут средние и крупные закладки, большие гексы, средние и большие френды. Можно идти без молотков. Веревка 60 м.

Время прохождения: 5-6 часов

«Штаны» левый маршрут 5Б (Первопроход: Ставницер А., Демьяненко Р., Сипкин С., Леонтьев В., Одесса, 1974)

R0-R1: 43 м, 6а А2 По внутреннему углу вверх 10 м А2 (стоппера и якоря), затем лазанием вверх до ниши. После траверс влево метров 5 и по щели вверх, выйти на полку. Станция на шлямбурах.

R1-R2: 40 м, 6а А2 Легкий обход лазанием влево мимо деревца, затем вправо вверх, к основанию вертикальной щели. По щели вверх, ИТО+ лазание. От уходящей вверх старой шлямбурной дорожки уходить вправо ПО НОВЫМ ШЛЯМБУРАМ траверсом по плите и делать станцию на шлямбурах над небольшим гротом.

R2-R3: 30 м, 6а Вверх по заросшей травой щели, выход под слегка нависающую монолитную стену. По стене гнилая шлямбурная дорожка, ТУДА ИДТИ НЕ НАДО! Траверс вправо, аккуратным лазанием метров 10 до шлямбуров с кольцом. Тут сходятся Левые и Правые штаны.



Можно обойти лазанием слева 6а, но придется делать станцию на своем, т.к. веревки на выход не хватит.

«Штаны» правый маршрут 5Б (Голубенко М., Грищенко Вал., Грищенко Вик., Кияница Н. (команда киевского «Авангарда»), 1973)

Начало маршрута просматривается издалека. Это основание огромного откола.

R0-R1: 30 м, I-II подход к дереву у основания откола. Станция на сосне.

R1-R2: 40 м, V От большой сосны по огромному отколу на его вершину. Лазание на распорах с средней части. Встречаются крючья. Станция на трёх шлямбурах на вершине откола.

R3-R4: 50 м, VI, A1 По системе вертикальных щелей вверх. На старую шлямбурную дорожку, уходящую вправо не лезть. Станция на новых шлямбурах в месте пересечения с левым вариантом маршрута «Штаны». Далее маршруты имеют общее продолжение.

R3-R4: 50 м 6в А1 От станции сложное лазание по плите до щели, затем по щели, в основном лазанием, вверх вправо, из под нависающей щели траверс вправо во внутренний угол, и по углу выйти на полку. Станция на шлямбурах.
К станции можно подойти по левой стороне по щели 10 м А2 (якоря), но это сложнее.

R4-R5: 45 м 5с А2 По плите с глухими щелями, на ИТО, войти во внутренний угол. По нему выйти на полку. По полке 5м влево и вверх, по правой стороне внутреннего угла. Станция на шлямбурах.

R5-R6: 50 м VI А1 От станции вверх по щели к небольшому деревцу. Дальше по углу вверх. Карниз обойти слева, затем вверх через небольшое нависание, выйти на стенку с шлямбурами. По стенке сложным лазанием выйти на бейсеровский экзит. Станция на шлямбурах.

Маршрут неплохо пробит новыми шлямбурами, особенно средняя часть, благодаря чему сложно заблудиться. С середины пересекается с левыми штанами, а на последней веревке путь обозначают шлямбура Сенокоса.

Снаряжение: веревка 60 м., якоря и мелкие закладки для ИТО, средние закладки и средние френды. Молотки, крючья.

Сенонкос 5Б (Надточий С., Волошановский М.)

Маршрут начинается на 20 м правее большого откола на котором начинается маршрут "Правая штанина".

R0-R1: 35 м, V+А2 От выбитой пробойником стрелки прямо вверх по тонкой щели 10м, затем по плите в направлении шлямбура. От него влево вверх, на полочку под карнизом. Карниз проходится в правой части (есть шлямбур). Станция в гроте.

R1-R2: 30 м VI А2 От станции вверх по левой стенке грота 5м на ИТО (шлямбур, скайхуки), дальше сложным лазанием по щели, выйти к нависанию. Через нависание по шлямбурам выйти на станцию.

R2-R3: 30 м V+А2 По щели, затем по внутреннему углу вверх лазанием, местами на ИТО. Станция на 2-х шлямбурах перед нависанием.

R3-R4: 50 м VI А3 По крутой щели вверх, выйти на полочку. С нее траверс вправо, на другую щель. По щели вверх влево, через небольшое нависание, выйти на полку. Станция на шлямбурах.

R4-R5: 50 м VI А1 От станции вверх по щели к небольшому деревцу. Дальше по углу вверх. Карниз обойти слева, затем вверх через небольшое нависание, выйти на стенку с шлямбурами. По стенке сложным лазанием выйти на бейсеровский экзит. Станция на шлямбурах.

Ранее маршрут имел категорию 6А. На маршруте много стационарного железа. В целом маршрут безопасен. Начат 06.01.94 г. симферопольскими восходителями С. Надточим (Террорист) и М. Волошановским (Мишель). Закончен в мае 1994 г. Террористом в соло. Маршрут является естественным водотоком, из-за этого щели забиты землей и травой, поэтому, Террорист назвал свой маршрут "Сенокос".

Время прохождения 6-8 часов.

Уголок 5А (Носов А. – Калиниченко М. (Севастополь), 1975)
Маршрут отремонтирован командой А. Лавриненко в апреле 2013 г. Станции оборудованы новыми шлямбурами и спусковыми кольцами. Маршрут представляет из себя внутренний угол разной крутизны, идущийся в основном в распорах. Иногда встречаются небольшие нависания.

R0-R1: 35м V+ Первая станция на большой полке под началом маршрута. Первый карниз обходится справа. Затем левее через гудящий откол к началу вертикального внутреннего угла. Затем вверх по внутреннему углу. Станция а шлямбурах.

R1-R2: 25 м V+ Вверх через небольшое нависание (F6а). Не очень удобная по расположению для двоих полувисячая станция на френдах и крупных закладках перед карнизом из-за большого трения веревки.
R2-R3: 40м V+ Карниз обходится слева (F6а). Далее лазание упрощается. Щель становится положительной и уводит правее в большой камин. Станционные шлямбура на отколе левой части большого камина. Большое трение веревки!!!

R3-R4: 10 м VI А2, 10 м V+, 10 м VI A2 От станции вверх 10 м по микрорельефу лазанием (F6б) или на ИТО А2. Рельеф для страховки бедный. Пригодится рельефный скайхук, возможно якоря. Затем либо вправо через нависане на яйлу, либо неприятный траверс налево под карниз. Левый вариант легче.

Очень логичная и красивая линия. Местами линия виляет, вызывая трение веревки. Обязательно необходимы молотки и крючья. Хорошо идут крупные закладные элементы. Сложная последняя веревка.

Большой камин ЮВ стены 3Б (Ткаченко Г., 1978)
Начало маршрута – основание большого камина, который хорошо видно даже с пляжа.

R0-R1: 25м, II Первая станция на шлямбурах, общая с уголком. Вправо по простым скалам в основание большого камина.

R1-R2: 40 м, III+ От основания камина прямо вверх по правой стенке. Иногда встречаются старые крючья. Станция на дереве.

R2-R3: 30 м (20 м III; 10 м V) От дерева линия уходит направо за перегиб. Плохая слышимость. Через небольшое нависание до вертикальных скал с внутренним углом слева. В угол лучше не лезть, хотя там видны старые крючья. От этого места приспуститься вправо и выйти на удобную площадку с большим деревом.

R3-R4: 25м IV+ По косой щели левее дерева, вверх вправо, выйти под небольшой карниз. Он обходится справа по щели. Затем вверх к дереву. Станция на дереве или на своем.

R4-R5: 30 м (25 м III; 5 м V A1) От станции вправо вверх, по внутреннему углу, потом через 5 метровую вертикальную стенку, во внутренний уголок, и по нему на вершину. Станция на дереве возле кромки.

Впечатления: Длинный подход, включает участки, нехарактерные для маршрутов третей категории. Хорошо идут мелкие и средние размеры закладных элементов. Можно лезть без молотков.

"Интеграл" 5А (Горбунов А. – Холопцев А. (Одесса)

Маршрут получил название из-за характерной щели в верхней части стены. Подход к началу маршрута начинается выше Ленинградских стоянок. Тропа уходит по полкам в правую часть стены. Линия начинается практически над сектором «Буревестник».

R0-R1: 60 м III+ Левее вверх по неярко выраженному внутреннему углу к большому можжевельнику. Станция на плите на дереве.

R1-R2: 15 м IV, 15 м V+, 10 м II От дерева идти правее во внутренний угол, который переходит в явную щель. Красивое лазание и психологически сложный выход на полку. Станция (якоря, закладки) левее на 10 м стоя на полке на плите у основания внутреннего угла, уходящего вверх.

R2-R3: 50 м IV+ По внутреннему углу левее вверх до нависания, потом правее нависания по щели до небольшого грота. Станция в гроте на своих точках (закладки, якоря).

R3-R4: 60 м V Логичное лазание вверх по внутреннему углу. Много живых камней, травы, земли и лишайника. Станция на своих точках в щели (гексы).

R4-R5: 40 м V+ 10м V, А0 Вверх по внутреннему углу переходящему в нависающий камин. Камин проходится в распоре. Рюкзаки будут мешать. Затем сложный нависающий угол 10 м на котором 3 шлямбура и крюк. Можно лазанием 6b+ - 6c, либо А0. Станция на новых шлямбурах.

R6-R7: 40м III Простое лазание по логичной щели вверх. Затем правее по положительному рельефу на яйлу. Под верхом возможности для организации страховки ограничены: около 10-15 м. Станция на яйле на дереве.

В целом маршрут напряженный. Требует организации собственных станций. Хорошо идут крупные закладные элементы, гексы. Обязательно необходимы крючья и молотки. Временами много живых камней, травы и лишайника.
Парабола 3Б
Маршрут проходит по правой части Юго-восточного бастиона Куш-Кая. Начало совпадает с началом маршрута «Интеграл». Подход к началу маршрута начинается выше Ленинградских стоянок. Тропа уходит по полкам в правую часть стены. Линия начинается практически над сектором «Буревестник».
R0-R1: 45м III Начало общее с маршрутом «Интеграл». С полки подняться 20 м по внутреннему углу, затем перейти вправо к большому дереву. Далее вверх к основанию внутреннего угла. Сложность распределена неравномерно.
R1-R2: 40 м II От станции на дереве по простым щелям до внутреннего угла, который выводит на полку с двумя можжевельниками. Станция на дереве.
R2-R3: 45м V По внутреннему углу 15 м вверх, затем правее до дерева правее под желтым карнизом.. Ключевая веревка
R3-R4: 40м III Вверх по положительным скалам средней трудности на небольшую полку.
R4-R5: 45 м III Левее мимо нависания по системе щелей на большую полку.
R5-R6: 40 м II Правее, выбирая наиболее простой путь движения выйти на яйлу. Станция на шлямбурах.
Сложный маршрут в своей категории, требующий умения хорошо ориентироваться на рельефе. Рельеф очень богатый. Не рекомендуется в качестве первых троек. Есть вероятность уйти на более сложные скалы. Можно идти без молотков.

Через подошву справа 4А (Воробъев М., Нестеров В., Павлов Ю. (Севатополь), 1995)

Для начала на маршрут необходимо пройти через сектор «Африка» и выйти налево на осыпь, уходящую вверх.

R0-R1: 45м II Начало по осыпи, забирая правее. Станция на дереве.

R1-R2: 45 I По легким скалам вверх.Станция на дереве.

R2-R3: 40м I Правее к большому дереву по легким скалам. Станция на можжевельнике.

R3-R4: 25 III По внутреннему углу к полке с деревом.

R4-R5: 40м III Диагонально вправо выйти в чашу. Станция на дереве.

R6-R7: 45 м III По положительному рельефу и щели вверх. Станция на дереве.

R7-R8: 45 м III Вверх по щели. Станция на дереве.

R8-R9: 45м III Вверх до удобной полки с деревьями. Станция на можжевельнике.

R9-R10: 45м III С полки необходимо спуститься вниз и идти правее камина. В камин лезть не нужно. Станция на дереве.

R10-R11: 5м V, 25м III От дерева вверх по нависающей щели 5 м. Ключевой участок. Далее простым лазанием до выхода на яйлу

Снаряжение: стандартный набор. На маршруте мало стационарного железа. Желательно иметь молотки.

Степенная прогулка на гору Куш-Кая вполне может уложиться в один день, а ее продолжительность будет зависеть от того, какой маршрут вы выберете. Мы приехали в район горы Куш-Кая после обеда, а выходили с маршрута уже к закату. Так как в Крыму несколько гор под названием Куш-Кая, то сразу оговоримся, что речь идет о горе, которая находится рядом с Бухтой Ласпи на мысе Айя, над урочищем Батилиман. Название горы означает «Птичья скала».

Как добраться до горы Куш-Кая и мыса Аяй

Наиболее быстрый способ добраться до горы — это пешеходная прогулка по тропе, начинающейся недалеко от перевала Ласпи на трассе Севастополь – Ялта. Чтобы долго не рассказывать про место захода, проще всего будет посмотреть на наш маршрут . Начинается эта тропа рядом с местом выхода на шоссе Старой Батилиманской дороги. И там, и там шлагбаум, но одна асфальтовая, а вторая грунтовая. На фотографии ниже асфальтовая дорога уводит на Старую Батилиманскую дорогу, а до нее направо уходит в лес грунтовая, как раз уже виден ее шлагбаум.

Это место входа на тропу.

То, что это верный путь, вам подскажет первый попавшийся подобный информационный столб Большой Севастопольской Тропы, как раз мы пойдем по ее части «перевал Ласпи – Балаклава».

Ну и теперь задача: добраться до этого места. Если на собственном автотранспорте, то все просто: дорога Севастополь – Ялта, ориентир – Перевал Ласпи. Машину можно оставить около поворота на Старую Батилиманскую дорогу (но места там не очень много) или на стоянке Перевал Ласпи, которая находиться в 200 м в сторону Ялты. С общественным транспортом все немного сложнее. Ближайшая остановка – это поворот на село Тыловое, от нее до перевала Ласпи почти 2 км. До этой остановки из Севастополя идут автобусы №№ 37, 41, 182, 183 . От остановки Ласпи, где могут остановиться рейсовые автобусы Ялта – Севастополь, еще дальше – 3 км.

И это не значит, что нет других дорог и троп к горе Куш-Кая. Есть, и их можно найти на картах, но мне кажется, что тропа с маркировкой, относящейся к Большой Севастопольской Тропе, более очевидна и по ней сложно заплутать.

Это были выводы из пройденного маршрута, и это верные выводы, а теперь расскажу немного, как добрались туда мы.

Чуть ранее данного путешествия я открыл для себя карты OpenStreetMap. И причем не просто узнал, знал-то вроде как и раньше, а обратил внимание и оценил некоторые сильные стороны семейства этих карт. И именно семейства, так как каждый слой можно рассматривать как отдельную карту со своими уникальными особенностями. Но об этом чуть позже я напишу в отдельной статье про то, как готовиться к самостоятельным путешествиям с точки зрения проработки маршрута и картографирования. Так вот, окрыленный тем, что на некоторых OpenStreetMap картах видно чуть ли не каждую грунтовую тропинку я начал прикидывать прогулку на гору Куш-Кая. Правильную дорогу мы уже узнали на обратном пути, и именно ее-то мы и советуем. Но на момент подготовки к прогулке в голове явно случился какой-то сбой, по-другому и не назовешь.

Во-первых, глядя на карту OpenStreetMap, я нашел две замечательных коротких тропинки, начинающихся со Старой Турецкой дороги. А эта дорога находилась рядом с урочищем Батильман, где мы и хотели заночевать. Возник вопрос: зачем идти по более длинной дороге от трассы, а потом, когда вернемся обратно, еще и ехать на машине по серпантину вниз, если можно прогуляться по более короткой тропинке, и машину оставить сразу внизу.

Во-вторых, я забыл открыть такой важный слой на картах OpenStreetMap, на которых отображались бы изолинии, а точнее, изогипсы – линии высот над уровнем моря, по которым мы бы поняли, что эти тропинки идут со значительно более резким набором высоты, а значит путь будет труднее.

В-третьих, на картах OpenStreetMap, есть такая функция как «включить GPS треки». Эта функция показывает линии треков людей, которые когда-то прошли там и потом выложили треки на карты. И соответствующие треки были на предполагаемых тропинках. И это окончательно меня убедило в том, что эти тропинки – хороший выбор! Но нет, это не хороший выбор! Поэтому эта небольшая часть рассказа о том, почему не все тропинки одинаковы полезны. Кто и так все понял, могут переходить к следующему пункту – Большая Севастопольская Тропа.

Наш же путь начался со Старой Батилиманской дороги. Иногда она еще называется Старая Турецкая дорога. Построили ее в 1912 году турки. В то время как раз стали активно осваивать урочище Батилиман.



Первые сомнения в правильности выбора тропы появились тогда, когда мы подняли головы вверх. А там была как раз Куш-Кая. Да, нам туда.

Ну да ладно, тропа же есть, треки же были, значит и так тоже ходят. Пройдя пару поворотов по старому асфальту, мы уходим вверх по тропе. Чуть позже я узнал, что эту тропу используют скалолазы для спуска с горы после подъема по стенке.

Замечательные виды на Бухту Ласпи и гору Ильяс-Кая открываются уже с этой неправильной тропы.

Окончательное понимание того, что план был неверный, пришло, когда мы начали упираться в подобные скалы. И один только Жорик оставался невозмутим, по его мнению, план был классный! Когда бы он еще так активно полазил по скалам.



Жорик – это замечательный гриффон гладкошерстный по совместительству оказавшийся отличным горным туристом, по духу, возможно, поспоривший бы с не менее замечательными Безоаровыми . Но козлы там всегда, а Жорик на соседней горе иногда.

Ну а мы, немного изучив обстановку, приняли решение максимально аккуратно преодолеть пару сложных подъемов и продолжить путь в выбранном направлении. С тропы мы все равно сбились, да и неявная она там была. К тому же изолинии на навигаторе (маршрут в навигаторе я решил не делать, так как прогулка казалась легкой и очевидной) показывали, что самый сложный участок будет небольшим, а дальше более плавный подъем. Конечно, для какого-нибудь боулдерингиста или скалолаза эти скалы не представляли какой-либо серьёзной преграды. Но у нас не было ни опыта соответствующего, ни снаряжения. А главное, Жорик забыл в тот день свои скальные тапки. Поэтому все делали потихоньку и аккуратно.
Как и предполагалось, далее склон начал выполаживаться и идти стало проще, а главное, можно было уже идти, а не карабкаться. Правда, зачастую с пригнутой головой: склон был довольно сильно заросший. Скорее всего, это заросли можжевельника.

Деревья становились все выше, и мы просто шли по навигатору в направлении установленной конечной точки.

Ну и довольно скоро мы вышли на Большую Севастопольскую Тропу, чему были несказанно рады, ведь по тропе идти значительно проще и быстрее, чем просто напрямки по лесу.

Это знают и звери, поэтом часто пользуются человеческими тропинками. Отчего даже иногда возникают неверные предубеждения. Были случаи, что людям казалось, что дикий зверь идет за ними (например волки) с какими-то нехорошим намерениями. А зверь всего лишь тоже хочет облегчить себе жизнь и выбирает более простой путь, и это просто получалось совпадение во времени, а иногда природная любопытность зверя.

Большая Севастопольская Тропа

Большая Севастопольская Тропа – это маркированный и практически кольцевой маршрут длиной более 130 километров (без учета радиальных маршрутов). Начинается и заканчивается он в городе Севастополь. Пройти его – это отдельное приключение. Более подробно ознакомиться с ним можно на официальном сайте http://bst.mountain-rescue.org/.
Ну а пока идем по тропе вверх. Общий набор высоты по вертикали начиная от трассы около 300 метров и чем ближе к горе, чем больше темп набора высоты. Но прогулка по этой тропе доступна практически для каждого. Только обувь все же надо подобрать или туристическую, или кроссовки, чтобы была нескользящая и толстая подошва. Туфли и кеды лучше оставить дома или в машине.
Жорик мчался вперед аки горный козлик. Очередной информационной путевой столб тропы подсказывал, что мы близко.



В этом месте тропа проходит рядом с вольером для диких животных, отгороженным высоким сетчатым забором. Есть несколько калиток для свободного прохода туристов. На плакатах значится «Орлиновское охотничье хозяйство». Сложно сказать, что все это сооружение, находящееся, кстати, на территории Государственного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя» было создано для свободного перемещения диких животных. Хотя, возможно, это вольер для защиты животных от диких людей, кто знает.





Недалеко от вершины попадаются древние развалины. Доподлинно неизвестно, что это. Основных версий две. Первая: остатки храма святого Ильи датированного XI-XV. Вторая: руины поста флотской службы наблюдения и связи. Судя по кладке и раствору между камнями, первая версия проверку не проходит. Но, похоже, чтобы «забить» место под более определенное значение, кто-то уже поставил деревянный крест.







Ну вот мы и выходим на гору Куш-Кая. Ее высота 664 м. Гора свободного посещения, и каких-либо ограждений как на Ай-Петри тут нет. И это, безусловно, ее плюс, так как воспринимается этот природный ансамбль без каких-либо вмешательств человека намного гармоничнее. Соответственно, вашу ответственность, насколько близко подойти в краю, не ограничивают никакие перила. Виды с горы Куш-Кая захватывает дух!

Слева хребет Донгуз-Орун, хребет Кучук-Текне-Бель, гребень Деликли-Бурун, гора Ильяс-Кая, Бухта Ласпи, мыс Сарыч и остальные хребты и горы Южного Берега Крыма, простирающиеся далее.





Справа под горой – заказник мыс Айя, а правее будет гора Кокия-Кая (558 м).

Ну а прямо под горой – урочище Батильман, где располагаются несколько баз отдыха. А прямо под горой – кемпинг «Куш-Кая», где частенько останавливаются любители скалолазания и альпинизма.



А впереди бескрайнее море.

К морю Куш-Кая обрывается довольно резко, и ее склоны уже много десятков лет облюбовали для своих тренировок и соревнований скалолазы и альпинисты.





Эти туристы пришли сюда по Большой Севастопольской Тропе и собирались держать путь дальше, в их случае гора была одна из точек достопримечательностей на маршруте.

Кто-то предпочитает лезть в гору, кто-то созерцание, кто-то медитации, кто-то болтает ножками на краю – каждом найдется занятие на Куш-Кая.





Ну а Жорик продолжал носиться взад-вперед, инспектируя всех посетителей горы на предмет чего-нибудь вкусненького.

Туристы засобирались в путь, да и нам пора. Хотели ведь засветло поставить лагерь.

Обратный путь, который мы прошли уже по правильной тропе, занял у нас 45 мин времени и 2,5 км. Учитывая что это уже под гору, то дорога на гору бы заняла 1,5 часа.





Недалеко от места захода на Большую Севастопольскую Тропу – Перевал Ласпи. Там есть парковка, кафешки, смотровые площадки. А мы тем временем начали спуск по Старой Батилиманской дороге. Извилистая, местами заваленная, подпорные стенки рушатся, время берет свое. Но пешком спокойно проходимая, да и на горном велосипеде будет интересно. Виды с нее тоже отличные: склоны, по которым мы зачем-то полезли, и Бухта Ласпи, во всем своем великолепии высвечиваемая лучами заходящего солнца.



Кемпинг мы нашли уже в сумерках. Уже почти в ночи поставили палатки, приготовили ужин на газовой горелке и спать, под убаюкивающий шум прибоя.

Урочище Батилиман

Урочище Батилиман переводиться с греческого «Глубокая гавань». Уникальность и привлекательность Батилимана в том, что тут начинается Южный Берег Крыма, и это место – одно из самых теплых и солнечных в Крыму. Гора Куш-Кая защищает это место от холодных воздушных масс. Тут есть реликтовые деревья можжевельника высокого, возраст некоторых достигает 1000 лет. Также произрастает сосна Станкевича и земляничника мелкоплодного. В 1911-1919 годах интеллигенция из ученых, писателей и художников облюбовала это место для нескольких дач. В 1924 году был открыт дом отдыха Академии наук СССР. Сейчас на территории урочища есть несколько турбаз, а также пару кемпингов. Один из них располагается на берегу, он нас и заинтересовал .

Мы расположились на грунтовой площадке, также там есть места и на ровных деревянных настилах. Условия проживания в кемпинге в конце сезона 2016 года были такими: либо 100 руб/день, либо помочь вывезти мусор(скорее всего такие условия были связаны с окончанием сезона). Как будут решаться организационные вопросы в последующих сезонах – неизвестно. Но место для кемпинга просто шикарное, осталось только привести все в порядок и потом его соблюдать. С одной стороны отличные виды на стенку Куш-Кая.

С другой – красивая, а главное, естественная береговая линия, без бетонных волнорезов или каких-либо сооружений, нарушающих природную композицию.