Карта от аэродрома до поселка сеща. Карта от аэродрома до поселка сеща Контакты музея сеща военный аэродром

Для 639-го штурмового авиаполка день 13 сентября 1942 года стал одной из решающих дат в его истории. После налета на фашистский аэродром Сеща полк практически перестал существовать как боевая единица.

В ноябре 1943 года 639-й шап передал оставшихся лётчиков и матчасть в другие полки и начал формирование заново .

В уникальном исследовании Александра Садкова даётся подробное описание этого вылета и анализ причин, приведших к такому трагическому результату .

Оперативные сводки штаба 224-й штурмовой авиадивизии:

611 шап - 6 самолетовылетов, в период с 16.58 по 19.15, уничтожал самолеты на Сеще. Не вернулись: Олейниченко (самолет №201), Денежкин (самолет №3021) - на вынужденной посадке, Иванов (самолет №4021), Калюнин (самолет №9005).

639 шап - 8 самолетовылетов, в период с 16.58 по 19.15, уничтожал самолеты на Сеще. Не вернулись: Майор Красоткин (самолет №5306), старший лейтенант Густов (самолет №30765), сержанты Юрченко (самолет №2613), Филиппов (самолет №9108), Белов (самолет №30704) и Раппопорт (самолет №3203).

Боевое задание по штурмовке аэродрома Сеща не выполнено.

Вернулся Олейниченко (был на вынужденной), Калюнин, Денежкин (были на вынужденной на аэродроме Муковнино, Медынь), Красоткин (был на вынужденной на аэродроме Муковнино, сел из-за недостатка горючего). Густов - был на вынужденной в Спас-Загорье.

По докладам вернувшихся летчиков - задание выполнено. 13 сентября, на обратном маршруте, штурмовики были атакованы 2 группами Ме-109 (4 и 7 самолетов).

Вернулись Юрченко и Белов, находились на вынужденной на аэродроме Сляднево.

Сводка №81 от 16 сентября 1942 года

13 сентября Юрченко при возвращении с боевого задания, подвергся нападению 2 Ме-109. Вышел в район Юхнов, где восстановил ориентировку, и полетел вдоль Варшавского шоссе, разыскивая свой аэродром. Израсходовав горючее, сел в районе деревни Павлово (12км Северо-восточнее Сляднево).

Белов, при возвращении, подвергся атаке 2 Ме-109, сбил одного в районе 30-40 километрах восточнее Сеща и следовал парой с т.Юрченко на свою территорию. В районе Юхнов, восстановил ориентировку и летел до израсходования горючего. Сел в районе Павлово.

Историческая справка. Борьба ВВС РККА с немецкими аэродромами.

1942 год был очень тяжелым годом для наших ВВС. В воздухе господствовала немецкая авиация, ее истребители были хозяевами неба. В воздушных боях нашим самолетам приходилось достаточно тяжело. Причиной этого были тяжелые потери 41 года, когда из строя было выведено большое количество летчиков с довоенной подготовкой и сохраняющееся отставание нашей авиатехники по определяющим летно - боевым качествам. Поэтому Командование ВВС Красной Армии рассматривало воздушные удары по аэродромам как весьма эффективную форму борьбы за господство в воздухе. Считалось, что таким способом можно было быстро привести к ослаблению авиационную группировку противника.

Одним из основополагающих постулатов военного искусства, является стремление бить неприятеля там, где он слаб и по возможности избегать боя в тех случаях, когда противник силен. Но немецкие аэродромы, ни в какой мере не подходили под определение слабого противника. Люфтваффе обладало собственными войсками ПВО, и защищало свои объекты энергично, агрессивно и изобретательно. Вообще, силы противовоздушной обороны Третьего Рейха являлись одними из сильнейших в мире, а аэродромы в частности, были одними из самых защищенных объектов.

Обычно ПВО немецкого аэродрома состояла из 2-4 батарей среднекалиберной артиллерии (каждая батарея имела 4х88-мм и 2х20-мм зенитных орудия), 6-8 батарей малокалиберной зенитной артиллерии (по 9-12 20-мм или 37-мм автоматов каждая), до 10 крупнокалиберных зенитно-пулеметных установок. То есть от 70 до 130 зенитных стволов на аэродром. Можно предположить, что руководство наших ВВС, находилось под впечатлением успешных действий немецкой авиации против наших аэродромов, особенно летом 1941 года. Но оборона наших аэродромов не шла ни в какое сравнение с постановкой этого дела у противника. Есть воспоминания ветеранов, описывающих ПВО аэродрома состоявшую из одного пулемета ШКАС, снятого со штурмовика, а в другом случае - из одной самодельной установки РС. Да и ту вскоре, забрало для себя вышестоящее командование. Немудрено, что с такой охраной, немецкая авиация, чувствовала себя крайне вольготно.

Второй возможной причиной "любви" руководства к штурмовке аэродромов, являлся сложный контроль эффективности вылета, на такой "кусачий" объект. Вынужденные действовать в условиях цейтнота, как правило, в один заход (а любой последующий, в этих условиях, скорее всего, являлся бы высокотехнологичной формой самоубийства), летчики, как правило, завышали результаты своей деятельности. И этим поддерживали у руководства, иллюзию эффективности.

21 августа 1942 года погиб командир 565 шап, боевой летчик, майор Володин. Стараясь определить эффективность вылета, он пошел в одиночку на второй заход. Его самолет - единственная потеря, при вылете 21 августа, когда в канун нашего наступления под Ульяново, предпринималась очередная попытка ослабления авиационной группировки противника.

Уже после войны, спустя много лет, установлено показаниями очевидцев, крестьян деревни Сеща, что командир наш решил сделать второй заход над вражеским аэродромом, чтобы воочию убедиться в результатах работы своих "птенцов". И этот, повторный заход, оказался роковым. Подбитый прямым попаданием зенитного снаряда, самолет командира 565 ШАП упал в одном километре от летного поля врага, возле дома жителей Сещи по фамилии Энкины. Семья эта похоронила летчика - героя и ухаживала за могилой до времени обнаружения ее родственниками и боевыми друзьями.

Боевые действия по аэродромам сопровождались большими потерями нашей авиации. При этом в боях над аэродромами, терялись не только самолеты, но и летные экипажи. В отличие от потерь противника. Да и повреждения, фатальные для летящего самолета, могли быть легко отремонтированы при получении их на стоянке аэродрома. В 1944-1945 годах ВВС РККА в основном отказались от практики воздушных операций по уничтожению немецкой авиации на аэродромах. Связано это было как с общим улучшением воздушной обстановки, так и с тем, что система ПВО противника год от года усиливалась, и притом значительно.

Успех удара по аэродрому заключался в грамотном сочетании всех способов противодействия зенитной артиллерии противника: обеспечение неожиданности удара, выбор направления захода со стороны солнца или из-за естественных укрытий, мешающих зенитчикам вести прицельный огонь, а также построение эффективного противозенитного маневра и огневое подавление ПВО аэродрома. Залогом успешной борьбы штурмовиков с воздушным противником являлся компактный боевой строй и точное соблюдение его всеми экипажами. Необходимо было выдерживать в полете такую скорость, интервалы и дистанции, которые обеспечивали всем ведомым маневр в воздушном бою. Немаловажное значение имело своевременное обнаружение самолетов противника и оповещение об их появлении, а также организация круговой системы оборонительного огня, основанной на взаимодействии между экипажами в группе. Постоянное сохранение своего места в боевом порядке являлось первейшей обязанностью всего летного состава , так как самолет, летящий вне боевого порядка, становился легкой добычей пилотов люфтваффе. Отрыв от группы был опасен не только для оторвавшегося экипажа, но и для других экипажей из состава группы, рассчитывавших на его поддержку в бою. Особенно опасными являлись моменты перестроения самолетов в боевой порядок при заходе на цель и при сборе группы на выходе из атаки. "Группа, нарушившая свой боевой порядок, как правило несет большие потери " - подчеркивалось в наставлении по боевым действиям штурмовой авиации 1944 года. Именно поэтому выход экипажа из общего боевого строя без уважительных причин рассматривался в наставлении как преступление.

Аэродром Сеща

Аэродром Сеща был построен в 1931 году, как база для нашей дальнебомбардировочной авиации и после захвата Вермахтом активно использовался для налетов на Москву и другие города Советского Союза. 224 шад в 1942 - 43 годах базировалась в районе Калуги, и ее летчики, наверное, больше всех летали на штурмовку этого объекта. Как уже говорилось, немецкие аэродромы обладали сильнейшим зенитным прикрытием, но Сеща даже среди них стояла особняком. В 1942 году полки 224 шад летали на Сещу 9 июля, 21 и 28 августа, 13 сентября. И уже после первого налета, в оперсводке прозвучала следующая фраза: "Зенитная оборона объекта, превосходит все виденное ранее" .

Немецкий аэрофотоснимок аэродрома Сеща от 19 августа 43 года. Обращает на себя внимание, необычная округлая форма рулежной дорожки. В верхней части снимка видно шоссе и железная дорога Рославль - Брянск.

Немецкий аэрофотоснимок аэродрома Сеща от 19 августа 43 года. Обращает на себя внимание необычная округлая форма рулежной дорожки. В верхней части снимка видно шоссе и железная дорога Рославль - Брянск.

Сещинский аэродром, также был оборудован обширными бетонными укрытиями для личного состава, аэродромной техники, боеприпасов, а также бетонными капонирами для самолетов. Недалеко от Сещи, располагался аэродром Олсуфьево, с которого при необходимости могли быть вызваны истребители прикрытия.

Сещинский аэродром сегодня. Точно прямо на нас, по направлению длинной ВПП, должны были атаковать штурмовики 611 и 639 полков

Сещинский аэродром сегодня. Точно прямо на нас, по направлению длинной ВПП, должны были атаковать штурмовики 611 и 639 полков.

Из книги О.В.Растренина "Расколотое небо": "На подходе к аэродрому по штурмовикам велся сильный зенитный огонь из района Холмовка, Петлевка, Краснополье, Дмитриевка, свх. Трехбратский, ст. Сещинская и Сеща. Только среднекалиберной зенитной артиллерии, не считая МЗА, в пределах 1-1,5 км зоны от аэродрома экипажи насчитали до 6-8 батарей. Непосредственно в районе аэродрома по штурмовикам "работали" преимущественно зенитные автоматы и крупнокалиберные пулеметы, которые располагались "на границах летного поля и стоянок". Сколько их было натыкано, сосчитать не удалось. Экипажи отмечали, что: "...в районе Сеща сплошной зенитно-пулеметный огонь", "...зенитный огонь при подходе к цели велся заградительный тремя ярусами, на аэродроме Сеща огонь велся круговой двумя ярусами, ...особенно сильный с северной стороны". В районе аэродрома в воздухе находилось до 15 истребителей Fw190 и Bf109, которые пытались атаковать штурмовики."

Отчет штаба 611 шап о вылете на штурмовку аэродрома Сеща.

13 сентября 1942 года в 11.00 был получен боевой приказ штаба 224 шад, в котором 611 шап, ставилась задача, совместно с 639 шап, штурмовым налетом уничтожить самолеты противника на аэродроме Сеща. Одновременно, прибыл на аэродром командир дивизии, который непосредственно руководил подготовкой летного состава к выполнению задания.

Задание и решение командира группы, были подробнейшим образом отработаны с летным составом на картах крупного масштаба. Цель была изучена по фотоснимку и фотосхемам. Зенитные точки в районе аэродрома противника были нанесены всеми экипажами на карты масштаба 100000.

За 2 часа перед вылетом, командир группы старший лейтенант Ляленко произвел розыгрыш полета на ящике с песком, на котором точно и подробно была воссоздана цель. Тщательная и детальная подготовка должна была обеспечить отличное выполнение боевого задания.

Группа вылетела в 17.00, организованно построилась в боевой порядок, маршрут был пройден плотным четким строем. Но при подходе к цели командир группы старший лейтенант Ляленко совершенно неожиданно изменил решение и решил зайти на цель с северо-запада. Выйдя севернее аэродрома, он начал сначала левый, а потом правый разворот. При этом нарушился строй так как группа шла правым пеленгом и все развороты предполагалось делать влево. Противник обнаружил группу, внезапность удара пропала и самолеты были встречены сильным огнем зенитной артиллерии. Однако часть самолетов вышла на цель и штурмовала ее. При этом, по докладам экипажей, было уничтожено 8-10 самолетов противника.

Отход от цели и полет на свою территорию производили неорганизованно, 2 группами. На полпути от цели, в районе Башево, обе группы подверглись атакам Ме-109, которые оттеснили их к станции Занозная. В районе Занозная группы подверглись интенсивному обстрелу ЗА и частью рассеялись. Уклонение от курса, противозенитный маневр и борьба с истребителями противника привели к тому, что из группы в 6 самолетов 611 шап, на свой аэродром пришло в этот день 2. 3 самолета сделали посадки на чужих аэродромах, а командир звена лейтенант Иванов Николай Васильевич не возвратился совсем.

Таким образом, налет на Сеща произошел неудачно. Однако, в результате налета выяснилось, что при грамотной эксплуатации самолета ИЛ-2, продолжительность полета может быть более 2 часов. Так, у опытных летчиков, старших лейтенантов Ляленко и Выхор, после 2 часов 20 минут полета оставалось 50 и 100 кг горючего.

Отчет штаба 639 шап о вылете на штурмовку аэродрома Сеща.

13 сентября 1942 года полк получил приказ на боевой вылет с задачей: в составе 8 ИЛ-2 уничтожать самолеты противника на аэродроме Сеща. Боевой вылет производился совместно с 611 шап. Командиром группы был назначен командир эскадрильи 611 шап, старший лейтенант Ляленко. Весь полет туда и обратно и атака цели были тщательно проработаны со всем лётным составом. Произведен проигрыш полета на ящике с песком. До каждого летчика была доведена конкретная задача в процессе полета и работы над целью.

При подходе группа вышла правее цели. Командир группы решил пройти в районы Тананыкино, Победа и оттуда, развернувшись влево, атаковать цель со стороны солнца. Сделав разворот влево, на 50-60 градусов, тут же перед целью стал разворачиваться вправо с большим креном. Но, так как вся колонна находилась в правом пеленге и была подтянута в плотный строй для атаки, не имея предупреждения от ведущего в его намерениях, от неожиданности и вследствие погашения скорости на развороте стала рассыпаться и отдельные самолеты стали выскакивать вперед.

Таким образом, задача уничтожения самолетов на аэродроме Сеща полностью не выполнена, а при отходе от цели группа по существу не имела командира и раскололась на 2 группы, совершенно изолированные друг от друга и идущие параллельными курсами. В районе Пацин, Снопоть обе группы подверглись атакам истребителей противника и не имея строя, обеспечивающего защиту от противника, были ими безнаказанно расстреливаемы. Уходя от преследования истребителей, обе группы вышли в район станции Занозная и вместо того чтобы пересечь линию фронта севернее Киров, вследствие потери ориентировки привязались к Варшавскому шоссе, и 70 км прошли вдоль линии фронта, подвергаясь беспрерывному обстрелу ЗА и ЗП противника.

Только выйдя к Юхнову обе группы восстановили ориентировку. Группа выполняла задачу без прикрытия истребителями. Всем летчикам, принимавшим участие в боевом вылете, на основании приказа частям 224 шад №077, боевой вылет не засчитывается. По данным наблюдений экипажами: сбит 1 МЕ 109 сержантом Беловым (подтверждает сержант Юрченко); подавлен огонь 14 зенитных точек на северной и северо-западной окраине аэродрома Сеща и на обратном маршруте (ст. Бетлица, ст. Занозная); подожжен пушечным огнем и огнем РС 1 эшелон на ст. Бетлица и 1 на ст. Занозная; разбито до 4 а\м; подавлен огонь 1 минометной батареи; уничтожено до 40 человек обслуги и пехоты.

Отчет штаба 224 шад.

Вечером 12 сентября 1942 года. дивизии была поставлена задача, ударом 2 групп ИЛ-2 уничтожать самолеты противника на а\э Сеща. Боевым приказом командира авиадивизии №17, задача нанесения удара была поставлена 2 полкам, были даны подробные штурманские указания, удар должен был наноситься без прикрытия истребителей. Повторный удар по аэродрому Сеща, с утра 14 сентября должна была наносить группа штурмовиков двух других полков. Задача этим полкам была поставлена частным боевым приказом командира дивизии №18.

С утра 13 сентября командир авиадивизии лично присутствовал на проработке задания летным составом. Командиром группы был назначен комэск 611 шап старший лейтенант Ляленко. По решению, принятому старшим лейтенантом Ляленко, атака аэродрома должна была проводиться 10 самолетами, 4 самолета были выделены на подавление зенитных средств противника. Летный состав проложил и изучил маршруты, сделал необходимые расчеты. На ящике с песком был сделан "миниатюр аэродрома", на котором в присутствии командира АД был произведен проигрыш полета. Атака по решению командира группы должна была производиться с ходу. Первый заход с северо-востока, со стороны населенного пункта Сеща, с высоты 100-150 метров, затем в районе Тананыкино, Победа, произвести разворот влево и повторить атаку цели.

В 17.00 все 14 самолетов взлетели и в 17.10 легли на курс от исходного местоположения. Группа по маршруту шла правильно, на цель вышли с небольшим отклонением вправо (на 2-3 км севернее). Командир группы старший лейтенант Ляленко видя, что вышел правее цели, решил пройти в район селения Победа-Тананыкино и оттуда, развернувшись влево, провести атаку с захода по солнцу. Сделав разворот на 50-60 градусов, тут же перед целью стал разворачиваться крутым креном вправо. Так как группа шла в правом пеленге, в плотном строю, готовая к атаке, этот неожиданный разворот расстроил порядок группы. Вследствие разворота строй стал рассыпаться, отдельные самолеты стали выскакивать вперед. Звено старшего лейтенанта Олейниченко пошло на атаку аэродрома. Две пары, выделенные на подавление ЗА атаковали зенитные точки. Остальная часть группы прошла севернее аэродрома и легла на обратный курс.

При отходе от цели, группа раскололась на две, идущие параллельным курсом. В районе Пацин, Снопоть подверглась атаке 2 групп истребителей противника (4 и 7 МЕ-109). Истребители противника своими атаками оттеснили группы штурмовиков в район станции Занозная, где самолеты ИЛ-2 были обстреляны ЗА. Это еще более расстроило боевой порядок и дальше самолеты шли мелкими группами по 2-3 машины. Вследствие потери ориентировки, вместо того чтобы взять курс на свою территорию лётчики привязались к Варшавскому шоссе и от станции Занозная до Юхнов примерно 70 километров шли вдоль линии фронта все время подвергаясь обстрелу ЗА противника. Задача уничтожения матчасти противника на а\э Сеща фактически не выполнена. Командиром дивизии этот полет как эффективный боевой вылет не засчитан.

Причиной срыва выполнения задачи являются неправильные действия командира группы старшего лейтенанта Ляленко, изменившего над целью ранее принятое им решение по атаке цели. Атаки самолетов истребителями противника и обстрел ЗА принудили летчиков изменить курс, что привело к потере ориентировки. С выполнения боевого задания в тот день на аэродромы вернулись только 4 самолета. 7 самолетов произвели вынужденные посадки вне своих аэродромов, 3 самолета не вернулись совсем. По докладам экипажей, на аэродроме уничтожено 7 двухмоторных самолетов, 4 орудия ЗА, в районе аэродрома до 20 автомашин. На обратном маршруте атакован ж\д эшелон с цистернами на ст. Бетлица и ж\д эшелон на ст. Занозная, уничтожено 7 вагонов с грузами и до 65 человек пехоты.

Разбор полёта. Современный анализ налета 224-й шад на аэродром Сеща

Восстановить подробную картину происшедшего, через десятилетия достаточно затруднительно. И чаще всего причиной тому была позиция составителей отчетов - штабных офицеров, которые не затрудняли себя пояснением некоторых моментов, считая их несущественными или сами собой разумеющимися.

Например, практически никогда не расшифровывался состав боевого наряда на вылет. Кажется, ну чего проще вписать в сводку 4-6-8, даже 14 фамилий? Но, нет... Даже в значительно более спокойных 44-45 годах, все предельно лаконично: "…шестерка самолетов, ведущий такой-то". И всё. А в 1942 году большей частью не упоминался даже ведущий.

Далее. А что такое звено? По штатам 1942 года в звене вроде бы должно быть 4 машины (командир звена, старший летчик и два пилота). Но в документах 639 шап буквально по крупицам нам удается собирать состав эскадрилий и звеньев. И получаем: 2 комэска (Красоткин и Зеленцов), один заместитель во 2 эскадрилье - старший лейтенант Корниенко. И есть еще 2 старших лейтенанта - Густов и Кардава, оба заместители, один в первой и Кардава во второй (там уже 2 зама). Имеются, так сказать, официальные командиры звеньев - Галкин, Уланов и Сорокин, это уже 3.

А есть еще и назначенные командирами Белов и Панченко (11 июля, когда полк еще не понес потерь). Всего получается 5 известных командиров звеньев. И четверо из них - в первой эскадрилье. И одинокий Белов во второй. А чуть далее: "Лучшим в части является звено коммуниста, старшего лейтенанта Корниенко…". Это того, который вроде бы заместитель комэска. Может 14 августа его понизили? Да вроде не за что, через пару месяцев - он уже командир эскадрильи, да и звено его упоминается как лучшее в части. Так что, скорее всего, звенья состояли из трех самолетов.

Исходя из этого, предположительно получаем состав 611 полка на вылет в Сещу. Звено Олейниченко - он сам, и, скорее всего - Калюнин, Денежкин (раз уж они втроем приземлились в Муковнино). Тогда получается второе звено - Ляленко, Иванов, Выхор. Иначе, если у Олейниченко будет 4 самолета в звене, командиру группы останется просто неприлично мало под непосредственное командование - один подчиненный.

В 639 полку еще сложнее. Были назначены 2 пары, для подавления зениток, скорее всего - молодежь Белов-Юрченко и Раппопорт-Филиппов. И ударная четверка, в которую входили Красоткин, Густов и еще 2 пилота. Кто?

В полку оставалось еще 4 летчика. Командир 1 эскадрильи Зеленцов летал мало, Корнишин - упоминается всего 1 раз - в день его гибели 22 октября 1942 года. Поэтому, можно предположить, что на тот момент его в полку еще не было и прибыл он позже с пополнением. Так что остаются Панченко, Корниенко и Головкин. Скорее всего летел Корниенко (в 1943 году он водил на Сещу группы 565 шап, а ведущим старались назначать летчика, который хоть 1 раз ходил на "объект". Это при том, что в 565 шап тогда оставалось еще достаточно летчиков с подобным опытом). Значит - Корниенко, он должен был уже отойти от легких ранений полученных 22 августа и Панченко или Головкин. Все они в четверке Красоткина.

Маршрут полета к цели, в отчетах не указан, но по аналогии с последующими налетами на Сещу, можно предположить такой вариант. Кожухово - район Сухиничи - пересечение линии фронта между Кировом и Людиново, под углом 30-60 градусов, и далее курс 225, минуя крупные населенные пункты, выводит прямо на аэродром.

Командир группы, тридцатилетний старший лейтенант Ляленко Владимир Ильич, безусловно был достоин занимаемой должности. Видимо ранее он служил на Сеще, поэтому и полетел ведущим. Владимир Ильич был опытным летчиком, налетал более трех тысяч часов.

"5 мая 42 года, поддерживая с воздуха конно - гвардейскую группу Белова, был подбит, посадил самолет и три недели сражался вместе с партизанами. …В бою у деревни Некрасы старший лейтенант Ляленко возглавил группу летчиков, механиков, раненых и больных конногвардейцев и стремительной атакой выбил немцев оттуда…"

Отличился как ведущий группы в июльских - августовских боях 42 года. В отчете о боевых действиях упоминается "карусель Ляленко", ухитрялся строить оборонительный круг из четырех самолетов.

"…За время боев несколько раз водил группу самолетов на глубину 80-100 км, на территорию противника, без сопровождения истребителей. Будучи атакован семеркой истребителей, он из 4 штурмовиков потерял только один, причем экипаж потом возвратился в свою часть. В этом бою, группа не только умело маневрировала, но и активно обороняясь, сбила один МЕ-109 (сбил Выхор). Атаки истребителей противника не помешали выполнению боевой задачи…"

Провоевав зимой 41-42 года на ночном бомбардировщике, с 25 мая 42 года он сделал 17 боевых вылетов на ИЛ-2 и в августе был представлен к ордену Боевого Красного Знамени. Так что же произошло при вылете?

План атаки аэродрома. Ударная десятка не только атакует цели, но также имеет возможность подавления зениток, расположенных по курсу атаки. Две выделенные пары штурмовиков подавляют орудия в стороне от захода. После разворота группы в районе Победа-Тананыкино планируется второй заход.

План атаки аэродрома. Ударная десятка не только атакует цели, но также имеет возможность подавления зениток, расположенных по курсу атаки. Две выделенные пары штурмовиков подавляют орудия в стороне от захода. После разворота группы в районе Победа-Тананыкино планируется второй заход.

Группа шла без прикрытия истребителей, поэтому должна была стараться сохранять максимальную скрытность. В 1942 году штурмовики старались выходить на цель на бреющем полете, непосредственно перед штурмовкой выскакивая на высоту 100-150 метров. Но при полете на сверхмалой высоте, вместе с усилением скрытности, затрудняется ориентировка. Видимо поэтому, несмотря на свой опыт, Ляленко не удалось точно выйти к аэродрому. О мотивах дальнейших поступков можно только догадываться, так как внятного объяснения в отчетах нет.

Непонятно с какого направления группа подошла к аэродрому. Предполагалось - с северо-востока, затем, то ли ведущий сменил решение, то ли по ошибке вывел группу с северо-запада. Заход с северо-востока, выход на 2-3 километра правее цели, то есть севернее. В этом случае доворот на 50-60 градусов влево сразу же выводит штурмовики непосредственно на аэродром. Почему Ляленко после этого сделал резкий поворот вправо, чем смешал группу? Неизвестно. Но при этом, непонятно как смогли атаковать цель "зенитчики" и группа Олейниченко.

Ведь им, и так уже потерявшим скорость, пришлось бы делать еще один резкий поворот. И еще: курс при заходе с северо-востока, с выходом севернее цели и так приводит практически в район Победа-Тананыкино и никаких резких разворотов тут не требуется. Вариант с заходом с северо-запада ставит еще больше вопросов. Промах на 2-3 километра правее цели выводит прямо к Победе, поворот на 50 градусов влево либо выводит на аэродром сразу, либо позволяет сделать широкий круг и затем атаковать цель.

В любо случае, ситуацию окончательно испортило последнее действие: "…тут же перед целью стал разворачиваться вправо с большим креном… ". Группа смешалась. Ляленко должен был вести первое звено, затем звено Олейниченко (так логичнее, по возможности - построение по полкам), затем четверка Красоткина. Две "противозенитные" пары - в условиях относительной свободы, по краям. После резких маневров ведущего больше всего пострадал Олейниченко, как ближайший и ему пришлось выскочить вперед. Не имея радиосвязи он пошел на атаку аэродрома. Туда же пошли и "зенитчики ", либо обеспечивать его действия, либо просто, работая по ранее принятому плану. Красоткин, находясь в самом конце группы, имел чуть больше пространства для маневра и не потерял ведущего.

А вот так получилось фактически. Имеются большие участки, непростреливаемые бортовым оружием штурмовиков. Работа немецких зенитчиков значительно облегчается.

А вот так получилось фактически. Имеются большие участки, непростреливаемые бортовым оружием штурмовиков. Работа немецких зенитчиков значительно облегчается.

Почему Ляленко не штурмовал цель - неизвестно, но 7 самолетов (ровно половина группы) под его командованием развернулась и легла на обратный курс. Этот курс тоже получился странным - в направлении Башево, строго на север, параллельно линии фронта (может быть, для того чтобы пройти в стороне от Олсуфьево?). "Группа Олейниченко " отштурмовав цели, должна была выйти восточнее аэродрома и тоже пошла на север, пытаясь догнать ведущего. Скорее всего, часть их самолетов пострадала от зенитного огня и стала первой целью немецких истребителей, подлетевших с того же Олсуфьево.

Отход от цели и атака станции Бетлица. Истребитель Ме-109, сбит Беловым "…в 30-40 километрах восточнее Сеща

Отход от цели и атака станции Бетлица. Истребитель Ме-109, сбит Беловым "…в 30-40 километрах восточнее Сеща ".

Мессеры атаковали штурмовиков на протяжении 80 километров, от Башево до станции Занозная. Скорее всего, сначала больше досталось группе Олейниченко и вторая семерка сумела разгрузиться от бомб на станции Бетлица. Где-то в районе села Снопоть Белову удалось сбить немецкий истребитель, что подтверждено сержантом Юрченко. Несмотря на изматывающий воздушный бой, наши летчики еще нашли в себе силы отштурмовать ж\д состав на станции Занозная, непонятно правда, уже каким боезапасом.

С большой долей вероятности, можно предположить время и место гибели наших ребят. Сначала вспомним строку из Наставления: "Группа, нарушившая свой боевой порядок, как правило, несет большие потери ". А затем - часть абзаца из отчета штаба 224 шад: "…Истребители противника, своими атаками оттеснили группы штурмовиков в район станции Занозная, где самолеты ИЛ-2 были обстреляны ЗА. Это еще более расстроило боевой порядок, и дальше самолеты шли мелкими группами по 2-3 машины… ". Вот именно после этого наши штурмовики понесла все свои потери.

По докладам летчиков истребительной группы "Мельдерс" (JG 51) первый самолет был сбит в 17-24 (по Берлинскому времени) - в районе села Наумово, 8 км северо-западнее станции Занозная, в районе уже упоминавшегося Варшавского шоссе. Немецкие летчики и дальше своими атаками пытались оттеснить наши штурмовики в западном направлении, подальше от линии фронта. Следующий Ил-2 упал значительно дальше, в 50-60 километрах западнее Юхнова, в районе поселка Угра Смоленской области. На его уничтожение претендуют сразу два летчика, ими указано одно время (17-30), несколько отличается только квадрат. Видимо, они оба стреляли и оба попадали, что подтверждалось фотоконтролем и по немецким правилам оба имели право на "победу " (были случаи, когда противник даже не падал, а долетал до своего аэродрома, но "победа " все равно записывалась обоим стрелкам).

Последний Ил-2 был сбит в 17-35, также западнее Варшавского шоссе (примерно в 10км), на середине расстояния между Спас-Деменском и Юхновом. Все штурмовики пытались уходить на бреющем полете, но потерявшие ориентировку и отсеченные от товарищей конечно же не имели шансов на успех.

Учитывая суммарную тяжесть сложившейся ситуации, жертв должно было быть значительно больше. Ведь наши штурмовики не имели ни истребительного прикрытия, ни воздушных стрелков в составе экипажа, летели над чужой территорией и постоянно страдая от зенитного огня, на протяжении ста с лишним километров подвергались атакам большой группы "мессеров ". Объяснение одно - все летчики 224 шад были опытными, испытанными бойцами, неизбалованными истребительным прикрытием и неоднократно участвовали в воздушных боях. Кроме Белова, сбивал самолет Выхор, подбивал Раппопорт. Большинству удалось прорваться через истребительный заслон и лететь дальше на северо-восток, привязавшись к Варшавскому шоссе (летчики перепутали его с Киевским, проходящим по нашей территории и выводящим прямо на Калугу и Кожухово). После восстановления ориентировки около Юхнова разлетались и садились уже, кто как мог.

Заключение.

Один из трагических эпизодов 1942 года - неудачный налет на Сещу, несомненно внес свой вклад в окончательную победу нашей страны. Летчики и авиационные командиры "на крови " приобретали бесценный боевой опыт. Несмотря на явную вину старшего лейтенанта Ляленко, никакого существенного наказания он не понес. И погиб в очередном боевом вылете в февральских боях 1943 года.

А вылет 13 сентября 1942 года не засчитали никому - ни Олейниченко с товарищами, вопреки ситуации атаковавшим аэродром, ни Белову, сбившему в воздушном бою вражеский истребитель, ни летчикам, отдавшем в этом вылете свою жизнь. Наказание в виде незасчитанного вылета скорее похоже на попытку вывести из-под удара старшего лейтенанта Ляленко. И возможно, у командира дивизии были для этого основания, просто нам многое неизвестно. Пока неизвестно.

Литература:

  1. Оперсводки штаба 224 шад за 1942 год.
Согласно данным карты расстояние от Аэродрома до поселка Сеща составляет 2342 км. Наш сервис позволяет вам самостоятельно работать с расположенной выше картой. Используя эту карту, вы можете точно построить необходимый вам маршрут от Аэродрома до поселка Сеща , а также узнать расстояние между этими пунктами. Чтобы принять решение о том, как доехать из Аэродрома до поселок Сеща , следует просто ввести пункт отправления и пункт назначения. После этого система сама найдет самое короткое расстояние и представит возможный план проезда (Он определяется путем построения маршрута по автодорогам). Дорога из Аэродрома в поселок Сеща отображается на плане жирной линией. Карта покажет населенные пункты, которые встретятся на вашем пути при движении по трассе Аэродром - поселок Сеща. Предложенный на карте-схеме маршрут Аэродром-поселок Сеща является лишь одним из возможных. Вы можете проложить свой путь через любой выбранный вами транзитный пункт. Чтобы детально ознакомится с информацией о населенных пунктах, развилках, мостах, ж/д путях и др. объектах на вашем пути, можно воспользоваться различными функциями, такими как увеличение/уменьшение масштаба, переключение слоев (спутник, схема, гибрид, народная карта). При помощи функции "линейка" можно определить расстояние по прямой до любого пункта на карте. Некоторые автомобилисты предпочитают пользоваться картами, распечатанными на бумаге. Чтобы распечатать схему проезда, следует нажать на кнопку "Печать маршрута".

: UHVD – Внутр. код : ЬУВД

Информация Тип военный Страна Россия Высота НУМ +211 м Часовой пояс UTC+3 Карта

аэродром на карте Брянской области

Взлётно-посадочные полосы
Номер Размеры (м) Покрытие
08/26 3100 × 56 бетон

История

Строительство аэродрома для тяжёлой авиации было начало в 1931 году (начальник строительства был Аугуст Дусье, латыш, большевик с дореволюционным стажем).

С 1932 года здесь базировалась 9-я тяжелобомбардировочная бригада (командир Циэмгал (Цемгал) Альберт Янович , комиссар Лосев Мендель Абрамович (с 1935 года), начальник штаба Шкурин Яков Степанович), а также 130-й бомбардировочный авиационный полк , к 1936 году укомплектованные крупнейшими довоенными бомбардировщиками ТБ-3 Р. Полностью бригада называлась «9-я бригада имени 10-го Всесоюзного съезда Ленинского комсомола», пять входивших в неё эскадрилий носили имена Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева.

Аэродром имеет своеобразную форму: рулёжные дорожки построены по окружности диаметром около 2000 м. По состоянию на лето 1943 года аэродром имел две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1670 и 820 м.

В годы фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны на Сещинском аэродроме действовало интернациональное подполье , о героях которого в 1964 году был снят четырёхсерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя ». Благодаря деятельности подпольщиков аэродром был разрушен бомбовым ударом советской авиации осенью 1943 года.

В воздушной части Парада на Красной площади 9 мая каждого года принимают участие самолёты Ан-124-100 с аэродрома Сеща.

Происшествия

  • 21 декабря 1976 г. катастрофа самолёта Ан-22, аэродром Сеща, КК майор Ефремов В. А. При выполнении испытательного полёта с целью замера усилий в элементах проводки управления при максимальном отклонении рулей направления самолёт вошёл в глубокое скольжение. Пытаясь не потерять высоту, командир взял штурвал «на себя». Это привело к выходу самолёта на критические углы атаки и его перевороту. Самолёт падал с высоты примерно 6000 м на «спине», разрушаясь в воздухе. Экипаж погиб. Это был очередной этап войсковых испытаний без привлечения летчиков-испытателей. Экипаж подобрали сборный. Никто не мог предположить, как поведёт себя самолёт. Впоследствии угол отклонения рулей направления ограничили и лётчикам рекомендовали вообще при разворотах не пользоваться рулями направления, «Антею» вполне хватает элеронов.

История

Строительство аэродрома для тяжёлой авиации было начало в 1931 году (начальник строительства был Аугуст Дусье, латыш, большевик с дореволюционным стажем).

С 1932 года здесь базировалась 9-я тяжелобомбардировочная бригада (командир Циэмгал (Цемгал) Альберт Янович , комиссар Лосев Мендель Абрамович (с 1935 года), начальник штаба Шкурин Яков Степанович), к 1936 году укомплектованная крупнейшими довоенными бомбардировщиками ТБ-3 Р. Полностью бригада называлась «9-я бригада имени 10-го Всесоюзного съезда Ленинского комсомола», пять входивших в неё эскадрилий носили имена Ворошилова, Кагановича, Кирова, Постышева и Косарева.

Аэродром имеет своеобразную форму: рулёжные дорожки построены по окружности диаметром около 2000 м. По состоянию на лето 1943 года аэродром имел две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1670 и 820 м.

В годы фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны на Сещинском аэродроме действовало интернациональное подполье , о героях которого в 1964 году был снят четырёхсерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя ». Благодаря деятельности подпольщиков аэродром был разрушен бомбовым ударом советской авиации осенью 1943 года.

На аэродроме базируется 566-й Солнечногорский Краснознамённый ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиаполк. На вооружении полка состоят самолёты Ил-76 и Ан-124 . Также на аэродроме базируется принадлежащая Министерству Обороны ОАО "Государственная авиакомпания «224 лётный отряд» .

В воздушной части Парада на Красной площади 9 мая каждого года принимают участие самолёты Ан-124-100 с аэродрома Сеща.

Напишите отзыв о статье "Сеща (аэродром)"

Примечания

См. также

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сеща (аэродром)

После нескольких приемов декламации m lle Georges уехала и графиня Безухая попросила общество в залу.
Граф хотел уехать, но Элен умоляла не испортить ее импровизированный бал. Ростовы остались. Анатоль пригласил Наташу на вальс и во время вальса он, пожимая ее стан и руку, сказал ей, что она ravissante [обворожительна] и что он любит ее. Во время экосеза, который она опять танцовала с Курагиным, когда они остались одни, Анатоль ничего не говорил ей и только смотрел на нее. Наташа была в сомнении, не во сне ли она видела то, что он сказал ей во время вальса. В конце первой фигуры он опять пожал ей руку. Наташа подняла на него испуганные глаза, но такое самоуверенно нежное выражение было в его ласковом взгляде и улыбке, что она не могла глядя на него сказать того, что она имела сказать ему. Она опустила глаза.
– Не говорите мне таких вещей, я обручена и люблю другого, – проговорила она быстро… – Она взглянула на него. Анатоль не смутился и не огорчился тем, что она сказала.
– Не говорите мне про это. Что мне зa дело? – сказал он. – Я говорю, что безумно, безумно влюблен в вас. Разве я виноват, что вы восхитительны? Нам начинать.
Наташа, оживленная и тревожная, широко раскрытыми, испуганными глазами смотрела вокруг себя и казалась веселее чем обыкновенно. Она почти ничего не помнила из того, что было в этот вечер. Танцовали экосез и грос фатер, отец приглашал ее уехать, она просила остаться. Где бы она ни была, с кем бы ни говорила, она чувствовала на себе его взгляд. Потом она помнила, что попросила у отца позволения выйти в уборную оправить платье, что Элен вышла за ней, говорила ей смеясь о любви ее брата и что в маленькой диванной ей опять встретился Анатоль, что Элен куда то исчезла, они остались вдвоем и Анатоль, взяв ее за руку, нежным голосом сказал:
– Я не могу к вам ездить, но неужели я никогда не увижу вас? Я безумно люблю вас. Неужели никогда?… – и он, заслоняя ей дорогу, приближал свое лицо к ее лицу.
Блестящие, большие, мужские глаза его так близки были от ее глаз, что она не видела ничего кроме этих глаз.
– Натали?! – прошептал вопросительно его голос, и кто то больно сжимал ее руки.
– Натали?!
«Я ничего не понимаю, мне нечего говорить», сказал ее взгляд.
Горячие губы прижались к ее губам и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно вопросительно и пошла к двери.
– Un mot, un seul, au nom de Dieu, [Одно слово, только одно, ради Бога,] – говорил Анатоль.
Она остановилась. Ей так нужно было, чтобы он сказал это слово, которое бы объяснило ей то, что случилось и на которое она бы ему ответила.
– Nathalie, un mot, un seul, – всё повторял он, видимо не зная, что сказать и повторял его до тех пор, пока к ним подошла Элен. Военный гарнизон поселка Сеща был основан в 1931 году.
Здесь размещался штаб дивизии с авиационным полком.
Сейчас в посёлке Сеща дислоцируется военно-транспортный авиационный Солнечногорский Краснознамённый ордена Кутузова 3 степени полк. Его формирование происходило в сентябре 1941 года в Воронеже на базе самолетов Ил-2. 27 ноября 1941 года штурмовой авиационный полк начал первые боевые вылеты, нанося удары по врагу под Москвой, и прошёл славный боевой путь, участвуя в операциях под Курском, Орлом, на Брянщине, под Ленинградом и в Восточной Пруссии.
За проявленные в боях доблесть и мужество полк был награжден орденами Красного Знамени и Кутузова 3-й степени. Воины-авиаторы полка проявили массовый героизм в разгроме фашистских захватчиков под Москвой, за что 566 штурмовому полку было присвоено собственное наименование "Солнечногорский".
За годы войны 12 лётчиков удостоены высокого звания «Герой Советского Союза», лётчик Мыхлик В. И. – дважды.
В послевоенное время авиационный полк претерпел реформационные изменения и принял на вооружение транспортные самолеты.
Личный состав полка освоил такие типы самолетов, как Ли-2, Ту-4, Ан-12, Ан-22 и Ан-124 "Руслан".
В мирные годы полк выполнял правительственные задания по оказанию помощи населению отпоследствий землетрясений в г. Ашхабаде /1948 г./, Армении /1988 г. /, доставлял гуманитарную помощь в страны Африки, Ближнего Востока и Индонезии.
В феврале 1987 года полк получил первый самолёт АН-124 «Руслан» и приступил к освоению этого самого большого самолёта, который является гордостью российской авиации. Его длина – 69 метров, высота -21 метр, размах крыльев -73,3 метра, грузоподъёмность – 120 тонн. В 1991 году за воинскую доблесть, проявленную при выполнении заданий Советского Правительства и Министра обороны СССР, Солнечногорскому полку был вручён вымпел Министра обороны.
До 1996 года полк принимал участие по оказанию помощи в военных конфликтах, в том числе и под эгидой ООН. В последние годы выполняет задачи по ликвидации очагов международного терроризма в Северо-Кавказском регионе и других «горячих точках». В настоящее время личный состав военно-транспортного полка совершенствует и повышает лётное мастерство, принимает участие в воздушных парадах и учениях, проводимых Министерством обороны. Иностранные компании, международные организации отдают предпочтение именно этим самолётам.
Жители гарнизона свято чтят память лётчиков, погибших при исполнении своего воинского долга. На Сещинском кладбище – монументы четырём погибшим экипажам / в 1956 г., 1972 г.,1976г.,1997г./
Имена членов экипажей и их командиров стали для офицеров полка символом бесстрашия, воинской доблести.
Небольшой военный городок - неотъемлемая частью посёлка Сеща. Начальником гарнизона с 1998 года по 2007 был полковник Винокуров Александр Иванович. В настоящее время начальник гарнизона - полковник Белов Николай Дмитриевич.