Караван идет: годные автокемпинги Беларуси. Белорусские караванеры о жизни в автодоме: "Это та же квартира, только на колесах"

В минувшие выходные на берегу озера Селява в агрогородке Колодница Крупского района Минской области состоялся Республиканский туристско-спортивный слет кемперов, в котором приняли участие караванеры не только из Беларуси, но и из соседних стран.

Так, на слете мы встретили несколько участников из Украины и России.

«Я больше 10 лет занимаюсь караванингом и могу сказать, что данный фестиваль организован на довольно высоком уровне. Если сравнивать с Россией, то караванерное движение у нас также только начало развиваться, хотя караванеров намного больше. Но государство не уделяет этому направлению должного внимания. Если же сравнивать с Европой, то там организация кемпингов развита уже достаточно серьезно. Чтобы стремиться к европейскому уровню, в Беларуси нужно строить много кемпингов такого же уровня, как тот, где организован данный слет: с ресепшн, местами для стоянки, магазинами, кафе, сервисом для детей, с возможностью размещаться в любое время года», – рассказывает Дмитрий Загороднюк из Москвы.

Олег Лунгул из города Кировоград, председатель клуба караванеров Украины, отмечает, что каждый год приезжает в Беларусь на какой-либо фестиваль и живет в своем доме на колесах. «Уровень развития караванинга в Украине схож с белорусским. Мы зарегистрировались в Минюсте в прошлом году, белорусские друзья – в этом. Регистрация клуба открывает новые возможности: можно открыто заявлять о себе, продвигать свой клуб и развиваться. В Украине сейчас порядка 10 кемпингов, готовых принимать туристов на протяжении года, в том числе и зимний кемпинг в Буковеле. Но караванеров у нас больше, так как есть море и многие покупают дома-прицепы, чтобы организовать себе бюджетный отдых на морском побережье», – добавляет Олег.

Олег демонстрирует свой дом на колесах

Слет проходил на территории нового белорусского кемпинга, открывшегося только в июне нынешнего года. В кемпинге имеются гостевые домики для 2-х, 4-х человек, душ-туалет, а также кемпинговые палатки, 50 мест для собственных автодомов и 50 мест для палаток. На его территории также оборудованы детская и спортивная площадки, места для разведения костра и т.д.

Во время слета участники могли не только посоревноваться в игре в дартс, волейбол, мини-футбол, а также проверить свои умения в гиревом спорте, стрельбе из пневматической винтовки, рыболовном спорте и других спортивных развлечениях, но и презентовать свои клубы, завести новых знакомых и обсудить перспективы караванинга в Беларуси за «круглым столом».

На слете присутствовали не только караванеры, но и официальные лица.

В частности, Игорь Чеснок, председатель Крупского районного исполнительного комитета отметил, что дальнейшее продвижение в Беларуси кемпингов будет способствовать развитию в стране мест, отдаленных от больших промышленных и туристических центров, появлению в них соответствующей инфраструктуры, строительству дорог и т.д.

Как подчеркнул заместитель министра спорта и туризма Республики Беларусь Чеслав Шульга, у кемпингов есть все шансы стать таким же успешным проектом, каким несколько лет назад стало открытие агроуусадеб и развитие сельского туризма. «Если бы мы не были уверены в перспективности этого направления, мы бы не прилагали такие усилия для старта. Сегодняшнее мероприятие – серьезная отправная точка, чтобы значительно активировать это движение. Много вложений в этот бизнес не требуется. Сейчас в стране уже работают 17 кемпингов и зарегистрировано около 600 дач-прицепов. Практически без особой поддержки государства только за год в Беларуси возникло 14 кемпингов, и на 2015 год заявлено открытие еще 31. Сельские усадьбы в свое время дали возможность включить практически все крупные селения в туристические маршруты по Беларуси.

Размещая кемпинги вблизи серьезных туристических объектов, например, в Полоцке, Несвиже и Мире, мы также дадим толчок к их дальнейшему развитию. Также с помощью кемпингов мы можем развивать транзитный туризм. Сейчас в Европе зарегистрировано 26 000 кемпингов с годовым оборотом в 450 млн евро, а это огромные потоки туристов. Помимо этого, у нас десятки рек и озер, которые пока малоизвестны. И с помощью кемпингов мы могли бы сделать их гораздо более известными. Исходя из всего этого, наша будущая цель – развитая сеть кемпингов в каждой области. Для этого мы имеем неплохую законодательную базу, хотя она и требует адаптации к современным условиям. Есть нормы, которые не менялись еще со времен Советского Союза. Но уже в этом году мы планируем ее доработать и внести соответствующие изменения на согласование. Чтобы уже к следующему летнему сезону получить современную законодательную базу», – добавляет г-н Шульга.

Виктор Орабей из Бреста, представляющий Белорусское объединение караванеров, отмечает, что в стране в первую очередь нужно развивать караванинг. «Не будет в стране караванеров, не будет и кемпингов. Поэтому цель нашего объединения, которое, кстати, мы зарегистрировали только в минувшем месяце, сплотить и объединить караванеров со всей страны, – рассказывает Вктор Орабей. – Так как путешествие в своем собственном доме на колесах – это наиболее свободный вид отдыха. Мы уже прошли период путевок от турфирм, пятизвездочных отелей и самолетов, теперь хочется самостоятельно принимать решения. Хорошо отдыхать можно не только в суперсовременных гостиницах, но и в кемпингах».

Караванеры отмечают высокий уровень развития кемпингов в таких европейских странах как Хорватия, Венгрия, Германия. «Почти все прибрежные зоны в Хорватии заняты кемпингами. И находятся они не через дорогу, а прямо у кромки воды. В стране часто нельзя строить отели у самого берега, зато кемпинг – пожалуйста. Путешествуя по европейским странам, вы видите, что нет такой проблемы -- найти кемпинг для ночлега. Они там повсюду. А туристы с домами-прицепами приветствуют друг друга также, как у нас водители автобусов. Более того, к караванерам всегда хорошо относятся на границе. У меня несколько раз были такие случаи, когда легковые машины передо мной тщательно проверяли, а видя меня за рулем машины с домом на колесах, пропускали без особых проверок», – рассказывает Дмитрий Загороднюк.

Видео: Белтелерадиокомпания