Какой груз можно брать в самолет. Что можно брать в самолет в ручную кладь. Некоторые правила упаковки багажа

То и говорить об этом просто бессмысленно. В семейной поездке никак не обойтись без чемоданов и объемных сумок, детских колясок и прочих вещей, необходимых маленькому пассажиру, большая часть которых отправляется в полет в багажном отделении самолета.

И чтобы в аэропорту все прошло гладко, важно заранее знать, сколько вещей можно провезти бесплатно, каковы разрешенные габариты и вес багажа по купленному билету в выбранной авиакомпании, как организовать перевозку своих вещей правильно, как перевозить нестандартные крупные вещи, как поступать в некоторых нештатных ситуациях, например, если вдруг потерялся багаж или обнаружилось, что в багаже слишком много вещей. И сегодня как раз об этом.

Общие правила провоза багажа

Авиаперевозчики всего мира чрезвычайно озабочены безопасностью полетов. И для этого разрабатываются строгие стандарты и правила перевозок. В числе приоритетных норм – расчет максимального веса багажа на одного пассажира. Потому как лишний вес на борту – это прямая угроза безопасности пассажиров.

Все вещи, с которыми пассажир отправляется в полет, можно назвать одним словом «багаж», который условно подразделяется на:

  • регистрируемый багаж – сумки, чемоданы, коробки и прочие предметы, с которыми пассажир расстается на регистрации в аэропорту, перепоручив заботу о них его сотрудникам;
  • ручная кладь – сумки, пакеты и чемоданы, которые будут находиться при нем до окончания полета. Раньше на них крепилась специальная бирка. По новым правилам – нет;
  • личные вещи, которые перевозятся бесплатно сверх установленной (полный список можно посмотреть в п.135 российских авиационных правил (ФАП)).

Воздушные перевозки во всем мире строго регламентированы. Все авиакомпании-перевозчики и пассажиры обязаны подчиняться установленным Правилам. Для российских авиакомпаний в части провоза пассажиров и багажа применяются различные нормативные документы и правила воздушных перевозок, в которые были внесены поправки в соответствии с законом №409 от 5 октября 2017 года.

Согласно закону о невозвратных билетах, изменились не только некоторые нормы провоза ручной клади и багажа, но у российских авиакомпаний появилась возможность предлагать пассажирам более дешевые билеты без багажного места, то есть без бесплатного провоза багажа, самостоятельно определяя для какого тарифа предусмотреть багаж.

Однако, для пассажиров с билетами, в стоимость которых включен багаж, введена единая норма бесплатного провоза багажа. Уменьшить эту норму нельзя. А если перевозчику захочется проявить щедрость и увеличить разрешенный лимит в большую сторону – пожалуйста. Это не возбраняется.

Каждый перевозчик вправе менять и устанавливать свои нормы, не выходя за рамки установленных общих правил и не ухудшая условий обслуживания пассажиров. Предельная величина может быть разной (это зависит от правил перевозчика, типа самолета, от длительности и направления полета, от стоимости билета и класса обслуживания), но максимальный ее вес ограничен – не более 30 кг (раньше было 32 кг) для одного места. У зарубежных же авиакомпаний свои правила, которые соответствуют законам их стран.

В каждой конкретной ситуации есть свои нюансы. Чтобы не ошибиться, обязательно уточняйте вес и размеры своего бесплатного багажа, параметры которого указаны для конкретного тарифа в билете. Эту информацию можно также отыскать на сайте перевозчика.

Сколько придется заплатить за перевес?

Иногда случается, что на стойке в аэропорту вдруг выясняется, что чемодан весит больше, чем указано в приобретенном билете, и норма бесплатного багажа превышена по какому-либо параметру: по весу, размеру или количеству мест (зависит от правил компании). Тут уж ничего не поделаешь, в большинстве случаев придется доплатить за перевес.

Суммы доплат разные: от 2500 до 7500 рублей на внутренних перелетах и до 200 евро – на международных. Сумма зависит от политики перевозчика (некоторые из них закрывают глаза на небольшой перегруз в 1-2 кг, а другие могут выставить счет по полной) и от того, насколько большой перевес.

Чаще всего в авиакомпаниях встречаются следующие ограничения:

  • для эконом-класса – 1 бесплатное место (чемодан/сумка) не более 20-23 кг;
  • для бизнес-класса – 2 багажных места (каждое не более 30-32 кг);
  • по сумме трех измерений (длина, ширина, высота) багаж не должен быть больше 158 см (или 203 см).

Иногда по дорогому билету с тяжелым багажом лететь выгоднее, чем в эконом-классе с доплатой за перевес.

В пределах максимально разрешенного лимита (в международных аэропортах – это 1 место багажа не более 32 кг, по российским правилам – не более 30 кг) разрешается провозить багаж сверх бесплатной нормы. В этом случае придется доплатить по тарифам перевозчика за сверхнормативный багаж (то есть за багаж, который не учитывается в стоимости приобретенного тарифного билета) и согласовать с ним перевозку такого багажа.

Что касается лоукостеров, то зачастую у них нет бесплатного багажа. Например, у российской весь багаж при стандартном невозвратном тарифе платный, а его стоимость зависит от веса и количества мест. В салон же разрешается брать любые безопасные предметы (независимо от их веса и каких-либо списков), которые можно протиснуть через рамку-измеритель с размерами 36 х 30 х 27 см.

Как перевозить негабаритный и тяжеловесный багаж?

Тяжеловесный багаж – по российским правилам, это все, что превышает вес одного места в 30 кг.

Негабаритный багаж – это превышение багажной нормы по габаритам, то есть 1 место более 203 см (или же 158 см, как в большинстве авиакомпаний). При уточнении размера чемодана (сумки) в упакованном виде учитываются и колесики, и ручки, и карманы.

За лишний вес, так же, как и за превышение габаритов, придется заплатить.

В зависимости от установленной в конкретной компании предельной нормы по весу (в приказе Минтранса максимальный вес разрешенного к провозу багажа – 50 кг) и по размеру (превышение в сумме 270-320 см), такой тяжелый и крупный багаж могут не принять к перевозке даже за деньги.

Что же делать в таком случае пассажиру? Такие предметы можно отправить (разумеется, согласовав это с перевозчиком) по маршруту как несопровождаемый груз, который принимают в грузовом терминале в грузовой службе компании. Получить же свой багаж можно в аэропорту прилета по грузовой накладной, полученной при оформлении багажа.

Что делать, если у вас нестандартный багаж?

Чаще всего это крупногабаритные, необычные и тяжелые вещи: музыкальные инструменты, доски для сноуборда и серфинга, лыжи, бытовая техника (стиральные машины, холодильники, кондиционеры, морозильные камеры, телевизоры, пылесосы) и другое. Для провоза такого багажа авиакомпании прописывают особые условия, указывая максимальный размер, вес и содержимое одного комплекта багажа, с которыми желательно ознакомиться заранее.

Нестандартный багаж (чаще всего спортивное снаряжение) можно бесплатно перевезти как дополнение к остальному багажу или как обычный багаж в пределах нормы по тарифу билета или за доплату. Возможно применение особых условий, как, например, отсутствие ограничений по габаритам, которые применяются к обычному багажу. За некоторые виды такого нестандартного багажа устанавливается фиксированная оплата.

Бесплатно провозятся в регистрируемом багаже предметы, перечисленные в п.136 Федеральных авиационных правил (детские коляски, ходунки, кресла-коляски и прочий багаж), при невозможности разместить их в салоне, не нарушая комфортные и безопасные условия для пассажиров.

Повезло тем, кто путешествует с лыжами и сноубордом. Многие перевозчики (например, «Аэрофлот» с 1 ноября по 15 мая) разрешают пассажирам бесплатно провозить лыжное оборудование и сноуборды в дополнение к основному багажу или без доплаты, если они укладываются в бесплатную весовую норму багажа (зачастую без ограничения по размеру).

Но, опять же, нужно для надежности все перепроверять. Например, в авиакомпаниях с низкими тарифами и у лоукостеров, зачастую, отсутствует опция бесплатного провоза спортивного оборудования. А в некоторых допустимый вес (обычно это 20-23 кг) бывает снижен до 10 кг.

На некоторых направлениях (обычно при длительных перелетах) иногда действуют собственные правила, которые позволяют в определенные периоды перевозить без доплаты комплекты снаряжения определенного веса для серфинга и дайвинга.

Также бесплатно можно провезти сумки для гольфа, клюшки для хоккея, удочки, музыкальные инструменты, если не нарушаются установленные нормы. Но если вес, размер, количество мест превышают бесплатную норму, то все перечисленное выше отправится в полет только с доплатой.

Перевозку такого груза пассажир обязан заранее обсудить с компанией-перевозчиком (за 36 часов до вылета). Потому что может так случиться, что в авиакомпании нет условий для провоза такого нестандартного багажа (размер груза не соответствует типу самолета или багаж такого размера просто невозможно разместить на борту). Без предварительной договоренности у вас его могут просто-напросто не принять по причине отсутствия свободного места.

Если выяснится, что организовать перевозку нестандартного и тяжелого багажа не получается, то, возможно, получится отправить его как обычный багаж с оплатой за превышение бесплатной нормы.

Перевозка хрупкого багажа

Очень часто у пассажиров авиалайнеров возникают вопросы, что делать с хрупкими и бьющимися вещами. Безопаснее всего (если это возможно) провезти такой багаж в салоне, оформив его как ручную кладь. Если же это невозможно, багаж оформляется при регистрации с объявлением того, что он требует особо бережной транспортировки. Если такая опция предусмотрена в данной авиакомпании, на груз клеится специальный стикер и вещи доставляются на борт вручную, а не в общей массе чемоданов на ленте.

Опытные путешественники, часто летающие с нестандартным багажом, утверждают, что, хотя и возникает много различных нюансов, если четко выполнять правила перевозчика, все обычно проходит в штатном режиме.

Совет: при перевозке дорогостоящих и хрупких вещей желательно застраховать багаж и отправить его с объявленной ценностью (эту услугу придется оплатить).

И, конечно же, существует перечень предметов, которые не разрешат провозить в багаже ни под каким предлогом по соображениям безопасности.

Что запрещено к перевозке в самолете?

В большинстве авиакомпаний нельзя провозить:

  • все, что легко воспламеняется и взрывается (в их числе петарды, бенгальские огни, файеры, порох, патроны, спички, бензиновые и газовые зажигалки, растворители, краски, бензин, ацетон, этиловый спирт и другие);
  • газы разного вида (сжиженные, ядовитые, сжатые, в том числе баллончики для горелок и заправки для зажигалок);
  • радиоактивные, токсичные, легко окисляющиеся и вызывающие коррозию вещества (всевозможные виды кислот, щелочей, ртуть и приборы, ее содержащие);
  • аккумуляторные (литий-ионные) батареи с мощностью более 160 Втч (если мощность устройств от 100 до 160 Втч, допускается их провоз внутри оборудования с разрешения авиакомпании, до 100 Втч в ноутбуках, телефонах, внутри техники, при этом запасные аккумуляторы провозить можно только в ручной клади);
  • любые острые, тяжелые, режущие предметы, которые могут быть потенциально опасны для окружающих;
  • огнестрельное, холодное, электрошоковое оружие без специальных разрешительных документов;
  • электронные сигареты, намагниченные предметы.

Этот список достаточно большой. Он изложен в Приложении 1 к Правилам проведения предполетного и послеполетного досмотров №104 от 25.07.2007 года.

Полагается ли регистрируемый багаж детям?

Для маленьких путешественников от 2-х до 12 лет действуют те же нормы провоза багажа, что и для взрослых пассажиров. Для малышей (до двух лет) без отдельного места разрешен бесплатный провоз багажа весом до 10 кг и не более 115 см по сумме измерений.

Можно ли объединить багаж?

В новых правилах сохранена возможность объединять вещи в один багаж по просьбе совместно путешествующих пассажиров (двух и более) при определенных условиях. Причем одно место такого совмещенного багажа по российским правилам не может быть тяжелее 30 кг и превышать 203 см по габаритам.

Путешествующим семьям с одним чемоданом порой идут навстречу и им прощают небольшой перевес. Но все-таки на практике многое зависит от придирчивости сотрудников. В каждом случае это решается индивидуально.

Не всегда удается провезти вместо двух легких сумок одну тяжелую в заграничных поездках: европейские профсоюзы берегут своих грузчиков и запрещают подъем багажа сверх нормы.

Естественно, предусмотрены исключения для крупногабаритного багажа, который невозможно разделить (музыкальные инструменты, снаряжение и оборудование для занятий спортом и т.д.).

Что делать, если багаж потерялся?

Вы приземлились, а ваши вещи на ленте так и не появились? Не стоит паниковать. А вот некоторые действия нужно предпринять сразу, не выходя из зоны прилета. Найдите сотрудников службы авиакомпании, совершающей перелет, которые занимаются поисками потерявшегося багажа, и, предъявив им билет, багажный талон, паспорт, оформите официальный письменный запрос.

Розыск пропавшего багажа по российским законам может длиться 21 день (как происходит такой поиск, в некоторых авиакомпаниях можно отслеживать на сайте, воспользовавшись онлайн-сервисом). Когда пропавший багаж отыщется, перевозчик обязан доставить его по указанному пассажиром адресу безвозмездно.

Если по прошествии трех недель багаж так и не обнаружился или был найден, но частично или полностью поврежден, можно обращаться за компенсацией в авиакомпанию.

Международными правилами установлен максимальный размер компенсационных выплат в случае утраты багажа или частичного его повреждения. По факту в каждой конкретной ситуации размер компенсации определяется авиакомпанией и зависит от ее внутренних правил. При отказе в возмещении причиненного ущерба следует обращаться в суд.

Как заплатить за багаж меньше?

Универсальный совет для такого случая – не берите лишнего. Иногда даже небольшой перевес может спровоцировать большие проблемы. Особенно если это путешествие за границу или предстоит воспользоваться услугами нескольких авиакомпаний.

Тут не обойтись без изучения правил, которые применяются у разных перевозчиков по маршруту. Иначе, даже при перевесе в 1-2 кг придется доплачивать. И не только это. Европейские грузчики, которым их профсоюзы запрещают поднимать багаж тяжелее 32 кг, могут просто-напросто отказаться доставлять такой груз.

Особенно будьте внимательны, приобретая недорогие билеты в бюджетных авиакомпаниях или по безбагажному тарифу. Зачастую, такие билеты в случае чего нельзя будет вернуть, да и лететь придется налегке.

Ограничения по провозу багажа могут встретиться при покупке авиабилетов по промо-тарифам и акциям, при использовании бонусов. Такие перелеты, на первый взгляд, финансово выгодные, иногда предполагают более низкие нормы по провозу багажа, чем при стандартном тарифе, или вовсе предлагают обойтись на выбор либо регистрируемым багажом, либо ручной кладью.

Выход один – старайтесь взять вещей немного меньше и оставить хоть какой-то весовой запас до установленной перевозчиком нормы, с которой надо ознакомиться заблаговременно, и учитывайте это при упаковке багажа еще дома. Для этого, взвесив свой вес с багажом и без багажа на напольных домашних весах, легко произвести несложные расчеты и избавиться в случае чего от всего лишнего и перепаковать чемодан без нервотрепки и суеты.

Опытные путешественники советуют перед полетом надеть на себя самую тяжелую обувь и побольше одежды, небольшие тяжелые предметы можно провезти в карманах. Не берите в большом количестве средства по уходу и косметику (иногда затраты на их покупку на месте намного меньше того, что придется потратить на оплату перевеса).

И таких лайфхаков можно отыскать немало. Еще один из них – умение правильно упаковать чемодан. О том, что надо делать, чтобы взять все необходимое и сэкономить на багаже, можно почитать в этой статье (Всего оценок: 54, в среднем: 4,59 из 5)

Начался очередной летний сезон путешествий, и снова социальные сети наполнились возмущенными репликами пассажиров: многие из них так или иначе связаны с багажом. Ах, мол, авиакомпания «Аэроаэро» такая отвратительная, гнусная и жадная, не пускала меня в самолет и требовала доплатить еще три мешка денег за провоз багажа. Караул, грабят!

Разбор полетов, как правило, выявляет незнание пассажирами норм провоза багажа в самолетах. Наши люди просто утрамбовывают как можно больше вещей во все имеющиеся чемоданы, а затем уже на стойке регистрации начинают изучать правила, нервно поглядывая на часы.

Итак, что же важно знать?

Важно начать с того, что есть два принципа перевозки багажа: По весу и по местам – так называемые weight concept и piece concept. Первый используется у “Трансаэро” и “ЮТЭйра”, также пока у S7 (с осени переходят на piece concept, поскольку входят в авиаальянс) и, например, у Emirates. UPD.: “ЮТЭйр” и S7 перешли на piece concept. Второй применяется практически у всех остальных авиакомпаний; у входящих в три альянса SkyTeam, StarAlliance и Oneworld – точно.

По умолчанию традиционные авиакомпании разрешают бесплатно провезти одно место багажа. При этом это место (чемодан, сумка и т.п.) должно быть не больше определенного размера (типичное значение – 158 см по сумме трех измерений, зависит от авиакомпании) и не тяжелее определенного веса. С весом от авиакомпании зависят нормы бесплатного провоза: например, в экономическом классе это может быть и 15, и 20, и (один из самых распространенных вариантов) 23 кг. Все, что тяжелее, оплачивается дополнительно. Однако это не означает, что были бы деньги – вези хоть чемодан пудовых гирь. Для таких гирь действует специальное ограничение: две штуки в одни руки.

Это, конечно, шутка – но максимальный вес одного места багажа не может превышать 32 кг – и это связано не с центровкой самолета, а с работой грузчиков, которые по условиям труда не могут поднимать больше этого веса: укладывать ваш маленький, но тяжелый чемодан, увы, некому. То есть, если вы хотите перевезти много тяжелых вещей – придется не укладывать их в один большой чемодан, а разделить на несколько маленьких, либо же оформлять дополнительную услугу перевозки сверхнормативного багажа.

Кстати, о маленьких чемоданах. Мало кто об этом знает, но если суммарный вес вашего багажа (с ручной кладью) не превышает 10 кг, то количество мест не ограничивается. То есть, по идее, чемоданами с пупырчатой пленкой можно заполнить все багажное отделение 😉 Хотя, конечно же, считается вес брутто, и именно поэтому легкие чемоданы ценятся опытными путешественниками и стоят дорого: ведь какой-нибудь китайский ширпотреб запросто может весит до 5-7 кг пустым – то есть, на «полезную нагрузку» останется меньше квоты.

Еще полезно знать, что если вы летите с кем-то вместе, то норму бесплатного провоза можно суммировать. То есть, грубо говоря, если вы летите в командировку и у вас два чемодана, а у вашего коллеги – ни одного, то вам разрешат провезти эти два чемодана – оформлять «лишний» на другого человека не потребуется. Главное – получить согласие этого самого пассажира: если он действительно с вами, то все просто, а вот если вы решили для увеличения нормы привлечь незнакомого попутчика, то его, возможно, придется благодарить материально – что, впрочем, в любом случае будет наверняка дешевле оплаты дополнительного места багажа. Однако в любом случае решение принимает конкретный агент на стойке регистрации, так что гарантированно работающим в 100% случаев этот способ не назвать.

В бизнес-классе максимальный вес одного места багажа составляет 32 кг. Мест можно взять два, то есть, до 64 кг суммарно, а то и три – то есть, 96 кг! Бесплатные дополнительные нормы багажа часто предоставляются и обладателям элитных уровней бонусных программ авиакомпаний. Так что на «серебро» и «золото» можно копить хотя бы ради того, чтобы не задумываться о том, как вы повезете домой все покупки из отпуска или что бы такое выкинуть из чемодана, чтобы во время длительной командировки зимой не ходить в одном и том же.

У дискаунтеров перевозка багажа обычно вообще не входит в стоимость билета (хотя бывают специальные package-тарифы с включенным багажом, которые, конечно, дороже обычных), а добавление такой опции значительно увеличивает расходы пассажира. При этом практически всегда дешевле выбирать ее сразу при бронировании билета, поскольку последующее добавление обычно дороже, а уж если вы вспомните про багаж только в самом аэропорту, то готовьтесь раскошелиться. И если обычные авиакомпании часто сквозь пальцы смотрят на небольшой перевес в килограмм-другой, то у дискаунтеров даже из-за лишних 500 граммов может потребоваться перекладывание чего-нибудь из багажа в ручную кладь.

Ручная кладь – отдельная история. Те же дискаунтеры тщательно следят за ее габаритами и даже ставят в аэропортах специальные «примерочные»: если сумка в них поместилась, то можно, если нет – сдавайте в багаж. У традиционных же авиакомпаний порой можно пронести на борт внушительных размеров чемодан, который не поместится на багажной полке и едва втиснется под сиденье впереди стоящего кресла.

Не стоит забывать о том, что пакеты из магазинов беспошлинной торговли (duty-free) можно брать на борт дополнительно к ручной клади. Только будьте внимательны, путешествуя стыковочными рейсами: если при пересадке вы не останетесь в чистой зоне, а пройдете еще один досмотр, то ваши бутылки могут посчитать «жидкостями в ручной клади» и вам либо придется перекладывать их в багаж (если не было сквозной регистрации и вы его получили при пересадке), либо выпивать прямо в аэропорту.

Отдельного рассказа заслуживает перевозка спортинвентаря: лыж, велосипедов и иже с ними. К ним мы скоро вернемся. Ну, а , вы уже знаете.

Перелет на самолете – очень быстрый и удобный способ попасть в нужное место за короткий промежуток времени. Но чтобы воздушное путешествие было безопасным и комфортным, авиаперевозчики разработали ряд правил, которым необходимо следовать неукоснительно.

Основные правила провоза багажа в самолете являются общими для всех авиакомпаний. Помимо этого, на авиалиниях существуют и индивидуальные условия провоза багажа. Они зависят от страны прилета и от класса посадочного билета. Чтобы не возникало неприятных неожиданностей во время регистрации, человек должен заранее узнать, сколько багажа можно провозить в самолете.

5 ноября 2017 г. вступил в силу приказ Минтранса России по поводу перевоза багажа на авиалиниях в новой редакции. В нем определены concept (весовой лимит) и piece concept (количественный лимит провозимых единиц багажа). Существует три вида тарифов провоза багажа: невозвратный без нормы бесплатного багажа и с нормой багажа, а также возвратный с нормой багажа.

Терминал

На заметку! В гражданской авиации бесплатный или платный перевоз вещей определяется их габаритами (размером и весом), а также дальностью следования самолета и класса салона. В стоимость билета входит багаж, определяющийся общепринятой системой определения лимита веса. Они обозначаются как weight.

Норма провозки по весу

Что касается весовых показателей, новый регламент определяет список багажа с допустимым весом в салоне самолета, а также в его грузовом отсеке. Ограничения введены в связи со спецификой воздушного перемещения людей. Технические характеристики воздушных кораблей, по сравнению с поездами, предусматривают меньшее количество перевозимых грузов.

Новый регламент устанавливает максимальный вес бесплатной ручной клади на одного пассажира при невозвратных билетах на уровне 5 кг. Некоторые перевозчики, ради конкурентного преимущества, могут увеличить этот показатель. А на некоторых линиях авиации ограничения ужесточились. Так Аэрофлот в 2018 г. подкорректировал правила перевозки багажа. Какой вес багажа разрешен в самолете ведущих авиалиний России?

Бесплатно на борт «Аэрофлота» в ручную кладь можно взять:

  • Одно место, размер которого 55х40х25 сантиметров и весом 10 килограмм в эконом- и комфорт-классах и 15 килограмм в бизнес-классе.
  • Рюкзак весом 5 килограмм и 80 сантиметров по сумме 3-х измерений, дамскую сумку либо портфель.
  • Пакет из дьюти-фри, верхнюю одежду, костюм в чехле, складную детскую коляску или кресло-коляску для инвалидов, медицинские препараты и т. п.

Важно! По правилам авиаперевозок, если багаж весит больше 20 кг, пассажиры с возвратными билетами имеют право провезти с собой от 10 до 30 кг багажа без дополнительных платежей.

Согласно этой системе, для взрослых и детей не моложе 2-х лет предусмотрены следующие показатели:

  • 1-й класс – допустимый вес 40 кг.
  • Бизнес-класс – 30 кг.
  • Эконом-класс – 20 кг.

По правилам авиаперевозок, если в-хес багажа составляет более 20 кг, пассажир будет обязан доплатить за него, если перелет совершается по тарифу «эконома».

Багаж в салоне

Обратите внимание! Каждому ребенку до 2-х лет без отдельного посадочного места положена норма для бесплатного провоза багажа в 10 кг.

Во многих международных авиакомпаниях можно брать в составе ручной клади личную вещь (негабаритную сумочку, ноутбук или фотоаппарат, упакованный в чехол). Кроме этого, перевозчики могут разрешить к провозу зонтик, верхнюю одежду и пакеты из дьюти-фри.

Норма провозки по месту

В большинстве авиакомпаний принята штучная (по количеству мест) система провоза багажа. Штучная система дифференцирована в зависимости от класса обслуживания и/или вида применяемого тарифа. Это может быть чемодан, рюкзак, сумка или обычный пакет - важно, чтобы ручная кладь полностью соответствовала размеру 55х40х25 см.

Ниже приведены данные по нормам провоза багажа на нескольких ведущих авиалиниях в эконом-классе:

Авиакомпания Габариты Вес
«Аэрофлот» 55 x 40 x 25 см. 10 кг.
S7 Airlines («Сибирь») 55 x 40 x 20 см. 10 кг.
«ЮТэйр» 55 x 40 x 20 см. Эконом-класс -10 кг, эконом-комфорт - 2 места по 10 кг
«Уральские авиалинии» 55 x 40 x 20 см. 5 кг.
«Победа» 36 x 30 x 27 см. Без ограничений
Nordwind 55 х 40 х 20 см. 5 кг.
Red Wings 55 x 40 x 20 см. Тарифы Base и Light - 10 кг, тариф Standard - 5 кг
Turkish Airlines 55 x 40 x 23 см. 8 кг.
Lufthansa 55 x 40 x 23 см. 8 кг.
NordStar Airlines 55 х 40 х 20 см. 5 кг.
«Ямал» 55 х 40 х 20 см. 5 кг.
Aegean Airlines 56 x 45 x 25 см. 8 кг.

Суммируя перечисленное, можно сказать, что допустимый габарит ручной клади для класса эконом — 158см, а для 1-го и бизнес-класса – 203см.

Негабаритный багаж. Виды. Нормы и правила провоза

Негабаритный багаж можно провезти по согласованию с авиаперевозчиком. Условия будут озвучены пассажиру еще на стадии бронирования билета. Если негабаритный груз транспортируется в салоне самолета, то человеку будет необходимо приобрести на него отдельный посадочный талон на место.

Ограничение — вес на одно посадочное место не может быть больше 75 кг. Если вес все-таки превысит эту границу, то покупается столько билетов, чтобы их количество было кратно соотношению его веса и нормы допустимости перевозки, погрузочно-разгрузочные работы с багажом при перелете любой дальности и сложности производятся за счет авиакомпании.

Провоз хрупкого багажа

Чтобы иметь возможность довезти хрупкий багаж в сохранности, имеет смысл взять его с собой в салон самолета. Но в этом вопросе тоже есть свои ограничения:

  • Габариты коробки, сумки или чемодана должны быть не более 55х40х20 сантиметров (115 сантиметров в сумме измерений длины, ширины и высоты).
  • Многие авиакомпании не принимают в ручную кладь предметы длиной более 60 сантиметров (кроме тубуса).
  • По стандартам большинства авиаперевозчиков, вес груза не должен быть выше 5-10кг.

Если багаж хрупкий, но крупногабаритный (например, музыкальные инструменты), то для него приобретают отдельное посадочное место.

Важно! На провоз хрупкого багажа скидки и бонусы от авиакомпаний не распространяются.

Также хрупкий груз можно сдать в багажное отделение самолета. По согласованию с представителями авиалиний, он будет обозначен специальной биркой.

Список ограничений и запретов на провоз багажа

В целях обеспечения безопасности авиарейса, правила провоза багажа запрещают провоз ряда предметов и веществ в пассажирских самолетах. К ним относятся все виды оружия и его имитация. Колющие и режущие предметы (ножи, вязальные спицы, ножницы и т. п.). Взрывоопасные вещества (бензин, порох, аэрозоли). Алкоголь, крепостью более 24%.

Также, под запретом малогабаритные средства личного передвижения, если у них не вытащена литиевая батарейка. Ограничен провоз многих медицинских препаратов и т. п.

Чтобы избежать неприятностей при предполетном досмотре, необходимо ознакомиться с полным списком ограничений и запретов при провозе багажа. Эти данные можно посмотреть на сайтах любого авиаперевозчика.

Запрещено

Новые правила на провоз багажа. Актуальная информация

Новые правила по провозу багажа в самолете, вступившие в силу 5 ноября 2017 г. объединили требования всех российских авиаперевозчиков, кроме лоукостера «Победа». Это первая авиалиния, которая предоставляет услуги по низким ценам.

Например, на некоторых авиалиниях раньше было можно взять в дальний рейс до 32 кг багажа, но после указа, только 30 кг на одно место. 1 место багажа - это один чемодан, или одна сумка или один рюкзак. Произошло увеличение нормы ручной клади до 10 кг.

А по нормам габарита груза изменений не произошло. Они определяются перевозчиком индивидуально.

Подробно все изменения можно посмотреть на сайте интересующей авиакомпании.

Авиабагаж благополучно попадет в точку прилета, если следовать некоторым советам от опытных путешественников:

  • Чтобы исключить повреждения своего груза во время транспортировки и не создавать проблем с перевозкой соседнего багажа, нужно убедиться в исправности своих сумок и чемоданов. Они должны крепко закрываться, не иметь щелей и надрезов. Можно дополнительно упаковать вещи в целлофан. Такая недорогая услуга существует практически в каждом аэропорту.
  • Если вес багажа или ручной клади превысит индивидуально установленные нормы у конкретного перевозчика, то за лишние килограммы придется доплатить.
  • Класть вещи в сумку можно любой стороной, однако если будут торчать колесики или ручка, придется сдать в багаж (если будет превышена норма, нужно доплатить). Проверка проводится на регистрационной стойке, перед паспортным контролем и перед выходом на посадку.
  • К основной бесплатной ручной клади можно будет добавить ноутбук или другие габаритные гаджеты, если положить их в рюкзак (размером до 80 см), портфель или женскую сумочку.
  • Для провоза жидкостей (гелей, аэрозолей, шампуней) подходит емкость объемом не больше 100 мл. Другую тару на борт не пропустят. Все емкости до 100 мл нужно упаковать в прозрачный закрывающийся пакет размером 20х20 см. Норма – один пакет на пассажира. Его не стоит глубоко прятать, так как придется предъявить на досмотре в аэропорту.
  • Важно знать, в какой стране недопустима провозка определенных предметов на борту самолета. Например, в некоторых исламских государствах категорически запрещен провоз атрибутов религиозного характера.

Погрузка

Провоз багажа в самолете подчиняется новым правилам, которые прописаны для обеспечения большей безопасности, прежде всего, самих пассажиров. Поэтому стоит с пониманием отнестись к некоторым ограничениям. Справочные службы авиаперевозчиков дадут исчерпывающую информацию по поводу того, что можно, а что запрещено брать с собой в полет.

Пассажирские перевозки, в том числе воздушные, имеют четкие нормы провоза багажа. Это обусловлено требованиями безопасности, во избежание перегруза транспортного средства. Правила провоза багажа в самолете особенно строгие, поскольку серьезное превышение лимита грузоподъемности может привести к трагическим последствиям.

В международной практике есть стандарты, сколько килограмм разрешается провозить пассажирам. Однако каждая авиакомпания самостоятельно определяет условия провоза и размеры багажа и ручной клади, в зависимости от типа самолета, класса обслуживания и т.д. Чтобы не случилось неприятного сюрприза в аэропорту, нужно во время сборов постараться определить вес своих сумок. Правила перевозки багажа в самолете обычно публикуются на сайте перевозчика.

Сколько кг багажа можно взять в самолет

Все пассажиры могут перевезти n-ное количество багажа бесплатно. Все, что сверх лимита, потребует дополнительной оплаты. При этом различаются нормы провоза ручной клади и собственно багажа. К первой относятся те вещи, что пассажиры берут в салон самолета. Ко второму – то, что сдается при регистрации в багажное отделение авиалайнера.

В авиаперевозках приняты две системы бесплатного перевоза багажа:

  • Весовая – вводит ограничения веса багажа, сколько кг можно взять на борт;
  • По количеству мест – ограничивает количество единиц багажа.

Весовая система

Это система, устанавливающая ограничения по весу всего багажа. Авиакомпании, работающие по этой системе, фиксируют лимит провозимого груза бесплатно одним человеком. Наиболее распространенные ограничения:

  • Экономический класс –23 кг;
  • Бизнес-класс – 32 кг.

На ребенка до 2-х лет приходится норма 10 кг багажа, даже если он летит без отдельного билета.

Авиакомпании разрабатывают программы лояльности, в которых, помимо различных бонусов, для постоянных клиентов увеличен максимальный вес багажа.

При весовой системе возможно объединить багаж двух или трех пассажиров. Например, можно взять один чемодан на двоих весом 30 кг.

По количеству мест для багажа

В западных странах распространена перевозка багажа по местовой системе, также она применяется на большинстве рейсов по России. Суть ее в том, что каждому пассажиру можно провезти бесплатно ограниченное количество «мест» багажа:

  • В экономическом классе – 1 или 2 места багажа (в зависимости от тарифа), масса которого не более 23 кг и с суммой габаритных размеров 158 см;
  • В бизнес классе – 2 или более мест багажа, которые могут весить не больше 32 кг каждое, с габаритами 203 см.

Чтобы определить габариты, измеряют высоту, ширину и длину «места» и складывают их значения.

Специфика системы в том, что параметры мест не складываются. Если объем одного больше установленных значений, придется платить за перевес, даже если лимит второго места не исчерпан. То же касается и габаритов: если чемодан большого размера, даже при его легком весе придется заплатить полную стоимость за доп. место.

Пример! 1 чемодан весит 10 кг, а второй 30 кг. Несмотря на то, что их общий вес не превышает общего лимита (23+23 кг =46 кг), потребуется оплата за перевес 30-килограммового чемодана.

К тому же в странах с развитым профсоюзным движением есть запрет на подъем грузчиками более 32 кг веса. Т.е. если багаж весит даже 33 кг, то платой за перевес отделаться не удастся, его просто не примут на самолет.

Ручная кладь

До полета также следует узнать правила перевозки ручной клади в самолете, установленные в данной компании. Средний размер багажа, который можно брать в самолет, составляет и 15 кг (бизнес) с габаритами до 115 см.

К ручной клади обычно относят важные документы, гаджеты, книгу для чтения, предметы первой необходимости, лекарства, верхнюю одежду. Если вы берете с собой в самолет рюкзак или небольшую сумку, предварительно взвесьте их, чтобы понять, не превышена ли норма ручной клади. Иначе что-то придется сдать в багаж.

Вес ручной клади в самолете не считается при измерении всего перевозимого груза. Полные правила провоза ручной клади в самолете должны публиковаться на сайте авиакомпании.

Важно! Описанные выше стандарты применяются в большинстве авиакомпаний. Однако есть так называемые лоукостеры, которые применяют нетрадиционную систему перевозок, что позволяет им существенно снижать цену билетов. Такие перевозчики максимально ограничивают вес багажа, разрешённый к перевозке и его количество. Летая подобными рейсами, люди испытывают неудобства, зато платят за билет значительно меньше.

Чартерные рейсы – также особый вид полетов, когда компания, фрахтующая самолет (в данном случае туроператор) сама определяет, какой вес пассажиры могут провезти бесплатно.

Багаж сверх нормы

Взяв с собой больше, чем положено, пассажир должен понимать, что лишние килограммы придется оплатить. Если перевеса не избежать, лучше заранее выяснить, какие порядки приняты в конкретной авиакомпании: где-то небольшой перегруз разрешен, а где-то категорически не допускается. При этом тарифы перевозчиков за вес багажа в самолете на одного человека, превышающий норму, могут достигать внушительных сумм. Сдавать сверхнормативный багаж в аэропорту лучше заранее, поскольку для взвешивания, оплаты и оформления потребуется время. Если такого багажа много, то его оформляют в отдельном документе как несопровождаемый и отправляют отдельным грузовым рейсом. Пассажир сможет получить его в пункте назначения по специальной авиагрузовой накладной.

Негабаритный багаж

К нему относится багаж в самолете, чьи габариты превышают установленную сумму трех измерений. Негабаритом считаются музыкальные инструменты, крупный спортивный инвентарь и снаряжение, детская коляска, бытовая техника и т.д. Если груз ценный, его рекомендуется провозить ручной кладью либо с приобретением дополнительного билета. Этот момент нужно согласовать с авиакомпанией заранее. Перевозчику потребуется время, чтобы принять пассажира с лыжами или, например, контрабасом.

Если вы купили отдельный билет на негабаритный груз, то это не увеличивает допустимый вес багажа в самолете, который вы можете провезти бесплатно.

Важно! Авиаперевозчик имеет право отказать в перевозке негабаритного груза. В самолете может не оказаться свободного места, либо тип судна окажется неподходящим (люки загрузки слишком маленькие).

Любой негабарит оплачивается дополнительно по отдельному тарифу. Однако бывает, что на самолетах, следующих в места сезонного отдыха (горнолыжные курорты, дайвинг и т.п.), авиакомпании предлагают бесплатный провоз спортивного снаряжения.

Что запрещено провозить в багаже

Правила провоза багажа также определяют перечень предметов и веществ, которые не допускаются к перевозке:

  • взрывчатые вещества (взрывчатка, патроны, фейерверки, бенгальские огни, газовые и спиртовые горелки и т.д.);
  • огнестрельное оружие;
  • легковоспламеняющиеся вещества (бензин, солярка, растворители, бензиновые зажигалки и др.);
  • газы и жидкости под давлением (перцовые баллончики, спреи, дезодоранты и т.д.);
  • токсины, яды, кислоты;
  • радиоактивные предметы и вещества;
  • опасные предметы, которые могут использоваться для нападения (карманные ножи, опасные бритвы, ножницы и т.д.). Однако их можно передать в багажное отделение.

В сдаваемом багаже может быть трофейное холодное или метательное оружие (например, сабля, шпага или арбалет). Однако они должны быть специальным образом оформлены, а для пассажира необходимо разрешение на их перевозку.

Полный перечень запрещенных предметов определяется законодательными актами, утверждаемыми Министерством транспорта РФ.

Перевозка хрупкого багажа

Среди бесплатного багажа можно провозить в самолете хрупкие предметы, если они по весу вписываются в допустимые пределы. Их можно сдать даже в багажное отделение, предупредив об этом работника аэропорта при регистрации. В этом случае на груз наклеят опознавательный знак, и грузчики принесут его в багажное отделение с особой аккуратностью. Однако авиакомпания не несет ответственности за сохранность багажа, даже если у него есть статус «хрупкий». Поэтому рекомендуется брать его на борт в качестве ручной клади.

Если груз потерялся

Даже если пассажир, зная, сколько кг можно взять с собой в самолет, взвесил свой багаж, заплатил за перевес, оформил накладную на негабарит, он все равно не защищен от потери багажа. Сумки и чемоданы теряются при погрузке и разгрузке, их могут по ошибке отправить другим рейсом.

Алгоритм действий в случае пропажи багажа:

  1. На руках должна быть багажная бирка или квитанция (она, как правило, выдается при посадке);
  2. Необходимо обратиться в пункт розыска багажа и написать заявление на розыск;
  3. Авиакомпания должна в течение 21 дня разыскать пропажу и вернуть ее бесплатно по указанному адресу. Если клиенту предлагают ехать за багажом самому либо оплачивать расходы на доставку, это является нарушением закона;
  4. Если по окончании трехнедельного срока, багаж не найден, либо его вернули поврежденным, нужно написать заявление на возмещение убытка;
  5. Если компания отказывается возмещать ущерб, нужно получить их письменный отказ, с которым обращаться в суд.

Провоз багажа: главные правила

Итак, чтобы путешествие прошло гладко, следует помнить об основных правилах:

  • Старайтесь приобрести чемодан или дорожную сумку стандартного размера. Убедитесь, что ее габариты вписываются в международные стандарты;
  • Заранее изучите багажные нормы, принятые у перевозчика. Особенно внимательно отнеситесь к этому вопросу при полете с компанией LowCost;
  • Зная, сколько можно провезти с собой в самолете, лучше взять на пару килограмм меньше;
  • При полете с маленькими детьми, можете смело требовать включить в их багаж 10 кг;
  • Если есть возможность, то летайте налегке, только с ручной кладью. Вы потратите намного меньше времени при посадке и приземлении, и избавитесь от неприятных хлопот при потере багажа.

Видео

В конце прошлого года внесены поправки в общие правила воздушных перевозок багажа.

Согласно закону, все российские авиакомпании должны подчиняться единым нормам.

Какие правила провоза багажа в самолёте актуальны в 2019 году?

Новые правила провоза багажа допускают для одного пассажирского места в самолёте сумку/чемодан до 30 кг. На каждого пассажира, согласно нормам, оформляется индивидуальный багаж.

В российских и международных авиакомпаниях принято разделение багажа по следующим весовым категориям:

На ребёнка до 2 лет можно оформить отдельный багаж до 10 кг.

Допустимый вес багажа зависит от категории билета:

  • В эконом-классе – 20 кг на пассажира.
  • В бизнес-классе – до 30 кг.
  • В первом классе – до 30 кг.

Если вес багажа превышает допустимые нормы, он именуется сверхнормативным; багаж свыше 30 кг – тяжеловесным.

Большинство перевозчиков допускает небольшой перевес багажа в 1-2 кг. Если превышение веса более 2 кг – придётся доплатить.

В случае перевеса багажа пассажир доплачивает за каждый лишний килограмм. Единых тарифов не существует: каждая авиакомпания устанавливает свою цену.

В зависимости от политики авиаперевозчика и конкретного рейса, доплата за перевес может рассчитываться:

  • Исходя из стоимости максимального тарифа эконом-класса. При таком подходе 1 кг перевеса стоит 1,5% от стоимости билета.
  • Исходя из установленной авиаперевозчиком фиксированной суммы. На разных рейсах эта сумма может отличаться и колеблется в пределах 5-15 € за кг.

Помимо веса, багаж может превышать нормы по габаритам, включающим сумму 3 измерений (длина+высота+ширина). К такому багажу относят:

  • спортивный инвентарь;
  • некоторые музыкальные инструменты (контрабас, гитара);
  • крупную бытовую технику.

Максимальные габариты сдаваемого багажа для всех классов должны составлять 158 см.

Для перевоза крупногабаритных грузов требуется предварительная договорённость с авиакомпанией. В день вылета рекомендуется заранее приехать в аэропорт, поскольку на регистрацию подобного груза требуется больше времени.

Компания может отказать в перевозе негабаритного груза, если в багажном отсеке оказалось недостаточно места.

Сколько стоит багаж в самолёте, если билет без багажа?

Многие авиакомпании предусматривают услугу безбагажного проезда, согласно которой пассажир летит только с ручной кладью.

К плюсам данной услуги можно отнести сниженную стоимость перелёта. Минусом является тот факт, что билеты невозвратные.

В багаже разрешается провозить любые предметы, кроме тех, что классифицируются в международной практике как опасные. Их список приводится в авиабилете.

Важно также понимать, что единого мирового стандарта по перевозу багажа для всех авиакомпаний не существует. Ориентироваться нужно на страну, в которую летит пассажир.

К примеру, при перелёте в Дубай запрещено брать на борт предметы и книги религиозной направленности, кроме ислама.

Согласно правилам, большинство авиакомпаний запрещает перевозить в багажном отсеке самолёта:

Большинство авиакомпаний не разрешает брать с собой в салон самолёта ртутный градусник. Его нужно сдать в багаж, упаковав в пластиковый футляр, и разместив так, чтобы он ни при каких условиях не повредился.

Большая часть авиакомпаний запрещает перевозить все виды ножей, от перочинных до кухонных и охотничьих. Но есть и такие аэропорты, которые допускают провоз перочинных и складных ножей без фиксации длиной до 6 см.

Чтобы перевозить в багаже ножи, длина которых составляет более 10 см (бытовые, охотничьи и пр.), нужно предварительно получить специальное разрешение. Если нож провозится в багаже как холодное оружие, то он, кроме этого, должен быть в чехле.

Разрешено также перевозить в зарегистрированном багаже с соблюдением требуемых условий такие острые предметы, как:

  • ножницы;
  • бритвы;
  • шпаги и шашки;
  • штыки и мечи;
  • ятаганы;
  • арбалеты;
  • имитаторы любого вида оружия.

Согласно правилами провоза, нежелательно укладывать в багаж:

Важно! Берите эти вещи с собой в ручную кладь или оставляйте дома.

Ограничения по провозу багажа в самолёте

К числу жидкостей относят:

В багаже разрешается провозить любые из этих жидкостей . Нет ограничений и по объёму, однако должны соблюдаться общие допустимые нормы по весу (см. выше).

В багаже можно провозить лекарства, которые не запрещены таможенными нормами и находятся в свободной продаже, т.е. продаются без рецепта.

Таможенные правила запрещают провоз в самолёте наркотических и психотропных веществ. Наличия рецепта от врача с указанием дозы требуют такие средства, как:

Под официальные запреты многих стран попадают сильнодействующие вещества, которые могут содержаться в некоторых лекарствах, например, такие как:

  • кодеин;
  • фенобарбитал, ;
  • псевдоэфедрин;
  • хлорфенамина малеат;
  • диазепам.

Разрешённый объём медикаментов в самолёте весьма условен: для собственного пользования на период путешествия . Если в багаже обнаружено более 5 пачек лекарств, то у таможенных служб, скорее всего, возникнут вопросы к пассажиру.

Чтобы избежать штрафов и конфискаций, заручитесь документами, доказывающими необходимость провоза лекарств именно в этих объёмах.

Все перевозимые в самолёте лекарства должны быть в заводской упаковке, соответствовать заявленному на упаковке сроку годности.

Обратите внимание! Для беспрепятственного провоза инсулина перед поездкой следует оформить паспорт диабетика.

Помещать в багаж самолёта можно еду при условии, что:

  • Данный продукт не включён в список запрещённых таможней (для международных рейсов).
  • Этого продукта нет в списке ограничений у авиаперевозчика.
  • Жидкий продукт не вскрыт, герметично упакован.

Если совершается перелёт между странами, то перевозимые вещи и продукты подпадают под таможенные требования для физлиц . Их устанавливают принимающие страны, и эти требования обязательно нужно учитывать.

Что касается внутренних рейсов, то таможенные правила на такой багаж не распространяются.

Перед путешествием необходимо выяснить требования таможни страны назначения, а также той страны, где совершается пересадка.

Таможенные запреты нередко касаются эпидемиологически опасных продуктов без заводской упаковки. Так, например, в страны ЕС запрещено ввозить мясные и молочные продукты; данная мера введена с целью предотвращения распространения инфекций.

Таможня США не пропускает целый ряд продуктов из других стран, а именно:

  • мясо;
  • яйца;
  • рыбу;
  • молочные продукты;
  • многие виды овощей и фруктов.

Для провоза в багаже экзотических фруктов из южных стран потребуется специальный контейнер, чтобы во время перелёта они не повредились.

На внутренних российских рейсах можно провозить в багаже неограниченный объём алкогольных напитков крепостью до 24° (но не больше, чем допускают общие весовые нормы для багажа).

Крепких напитков (24–70°) - до 5 литров, при этом:

  • до 3 л спиртных напитков — беспошлинно;
  • свыше 3 и до 5 л — с доплатой на таможне.

Единая ставка ТС при превышении нормы в 3 л — 10 € за каждый литр сверх нормы.

Данные нормы для физлиц распространяются на любой ввозимый алкоголь в багаже, включая:

  • пиво;
  • водку;
  • шампанское;
  • вино и т.д.

Перевозить алкоголь в самолёте можно только в заводской упаковке . Домашние вина, самогон будут конфискованы на таможне.

В некоторых странах ограничение на вывоз алкогольных напитков ещё строже. Так, например, из Венгрии можно вывезти не более 1 л крепкого алкоголя (от 22%), и до 2 л менее крепких спиртных напитков.

Исключение делается только для виноградного вина и пива: здесь ограничения менее строгие – вывезти можно до 4 л вина и 16 л пива.

Алкоголь с содержанием спирта 24–70% разрешено провозить только в зарегистрированном багаже, и это нужно учитывать при передвижении российскими авиаперевозчиками.

Количество сигарет для провоза в регистрируемом багаже не ограничено. Основное правило — не превышать лимиты таможенной службы страны назначения.

На территорию РФ одному пассажиру запрещено ввозить более, чем:

  • 200 сигарет (один блок);
  • 50 сигар;
  • 250 грамм табака.

Важно! Несовершеннолетним строго запрещён провоз сигарет.

Данные ограничения действуют во всех странах ЕС. В США лимиты такие: пассажир от 21 года и старше может провезти до 2 кг табака (листового).

Что касается электронных сигарет, то никаких ограничений на их провоз нет. Такая сигарета приравнивается к электронным устройствам, таким как ноутбук или телефон.

Под строжайшим запретом у большинства авиакомпаний находятся зажигалки. В багаже нельзя провозить:

  • зажигалки марки zippo;
  • сувенирные зажигалки, даже если в них не будет ни грамма бензина;
  • другие виды «именных» зажигалок.

Обычную зажигалку, наполненную сжиженным газом, можно брать с собой на борт самолёта.

Итак, планируя перелёт на внутренних и международных рейсах, обязательно изучите, что и в каких количествах можно провозить в багаже самолёта. В этом вопросе поможет информация, которая представлена выше в статье.

Видео: Новые правила провоза багажа и ручной клади в самолетах вступили в силу