Какая религия в Тайланде? Религия, буддизм, монашеская жизнь в тайланде на земле желтых одежд

Это интервью записано в январе 12 года, а в ноябре Кирилл постригся в монахи в Лесном монастыре Суан Моккх недалеко от Сурат Тани, его монашеское имя Тан Даммаджотто. Разговаривали для интервью мы прямо на випасане — там конечно нужно было в это время молчать, но во-первых, я приехала в этот раз на випасану специально, чтобы сделать , а во-вторых, Кирилл уже тогда жил в основном в монастыре, далековато от моего самуйского дома.

Расскажи маленько откуда ты, чем занимался до того как приехал в Тай?

Я из Красноярского края, рядом с Красноярском, в 30 км, есть город Сосновоборск. Отучился в Российской Международной Академии Туризма. Работал около 4х лет в ресторане — с бармена начал, закончил менеджером, потом уехал в Таиланд. Потому что в России давно жить не хотелось. Ещё со школы.

Почему?

Возможно из окружения кто-то повлиял. Вообще что нас по жизни толкает? Какая-то сила… судьбы у всех разные, интересные. Всё просто. Почему буддизм мне сейчас нравится - всё как-то просто естественно и легко.

Как у тебя появилось это намерение — стать монахом?

…Как-то оно появилось то и появилось. Я больше трех лет живу в Таиланде… первые два года жил как большинство русских - приезжают, работают, что-то тут делают. Я не сильно социальный человек был, нашел себе на Пхукете дом на горе, там джунгли и покой, людей особо не было — всего несколько домов. С работы приехал вечером — живешь, никто не беспокоит. Окружения русского не было, а работал я в основном с корейцами.

Кем ты работал?

Продавцом латексных матрасов и подушек. Потом работа мне эта надоела, что-то апатия какая-то началась, я уволился, стал новую работу искать и на это ушло месяца три-четыре. Работа так и не нашлась, а отправлял я очень много резюме каждый день. То есть волею судеб так сложилось…

Потом и деньги закончились, я переехал к своему тайскому другу. Около года мы жили в одном доме, общались много. Взаимопомощь такая была и благодаря ему я познакомился близко с тайской культурой и буддизмом. Он был монахом один месяц всего в своё время. Прочитал книжку, которая открыла ему глаза на жизнь, Ачана Буддадасы «Handbook for mankind” и решил уйти на месяц в монастырь Суан Моккх.

На месяц? А так можно?

Да хоть на две недели. Можно заранее назначить дату когда ты будешь расстригаться, или уйти на неопределенный срок, если не знаешь на сколько хочешь.

Я приехал 6 месяцев назад постригаться в монахи в небольшой храм рядом с Суан Монккх, по совету моего тайского друга. Недели две провел там, ничего не практиковал особо, познакомился с Таном Хубертом и ещё одним монахом, который в то время был в Суан Монккх- Андреем. Он уже два раза постригался и расстригался.

Первый опыт медитации у меня получился довольно сумбурный, но в голове перевернулось всё, я начал интересоваться практикой. Это было на Самуи в медитационном центре Ачана По «Дипабхаван» на обратном пути я подумал, взвесил всё и решил пока повременить и не постригаться.

Что конкретно тебя остановило тогда?

Да сомнения - они же всегда присутствуют. Куда от этого деться. А сейчас получается, что я тут занят в организации ретритов. И поэтому постричься не могу. Вот мы думаем открывать русскоязычный ретрит или не открывать.

А зачем он нужен?

Так ведь 80 % русских не понимают английской речи. Правда что нас заставляет сомневаться – это особенности русского менталитета. Вот например у нас написано в правилах: «добровольное пожертвование». Для тайской культуры, основанной на буддийских принципах, практика пожертвования или даяния привычное и само собой разумеющееся дело – это один из видов заслуг, которые делают нашу жизнь счастливее. Они сюда машинами везут подаяния: приезжают с рисом с маслом, с продуктами, ну и денежные пожертвования обязательно оставляют после ретрита… из-за того, что Ачан По - очень почитаемый монах - аббат монастыря Суан Моккх. Даже просто монахи в Таиланде это самые почитаемые люди. А Ачан По тем более. И для тайцев это честь — помогать подаянием.

А русскому человеку как: раз сказано «добровольное пожертвование» — значит халява. Ничего не просят, кормят тут, живёшь, и ничего за это не надо. А мы же ничего не можем им сказать - монахи об этом не могут говорить, не по буддийски это.

Задача ретрита людей обучать, да путь освобождения от страданий показать. А то что ретрит бесплатный – это личная заслуга Ачана По, верит он в людей в их доброту и стремится помочь каждому в независимости от социального статуса. Но для н медитационного центра в это может стать проблемой. Русских с каждым месяцем все больше, расход большой.

Значит именно русские здесь так себя зарекомендовали?

Получается, что да. Иностранцу 100 долларов ничего не стоит пожертвовать, тем более за 7 дней. Здесь ведь и еда отличная, и условия для жизни неплохие, и знания которые здесь получаешь - они вообще бесценны.

А путь — он освобождает от многих проблем, когда поймёшь что эмоции твои никчемные вообще, что это всего лишь движение ума. И понимаешь как существовать в жизни. Нас в школе то абсолютно этому не учат ничему. Я не знаю что ценного с лекций в школе и институте получил - сейчас ничем особо не пользуюсь..

В общем, много сил и средств уходит на такие места. Вот Кун Сириван например. Зачем ей это надо? Она пожертвовала эту землю, она приходит сюда, помогает готовить пищу. Деньги ей не нужны - никто с этого места не зарабатывает. Иногда в убыток оно работает, средств очень много уходит на содержание этого места – продукты, электричество, бензин… И у русских интерес большой - только запустили русскую версию сайта, их всё больше и больше каждый месяц. В следующий месяц мы уже будем ограничивать места для русскоговорящих участников.

А каким ты сейчас осознаёшь свой менталитет - ты уже «здесь» или ещё «там»?

Ой знали бы вы меня какой я был там)). Вообще люди которые приезжают повторно на ретриты говорят что я каждый раз меняюсь.

А что для тебя привлекательного в жизни монаха?

Чем больше практикую, тем больше появляется неудовлетворенности собой. Тем больше вещей хочется изменить. Ты делаешь дела добрые, а в уме все равно мечется пакость какая-нибудь. Монашеская жизнь практике только помогает. Если бы проще было в обычном мире практиковать, то зачем бы Будда такие условия выбрал, зачем бы он санкху создал монашескую? Это когда тебя ограждают от жизни социальной. Чем меньше социальных проблем, тем спокойнее ум. В сезон дождей с июля по октябрь молодые тайцы традиционно постригаются в монахи на три месяца. Потом конечно многие расстригаются, но так они узнают Дхамму, как двигаться по жизни. И на работу легче устроиться потом:)

А из монахов — тех, кто «насовсем уходит» — обратно в обычную жизнь возвращаются?

Возвращаются конечно. Часто. Вот недавно Ачан По рассказывал про монаха, который 20 лет практиковал в Суан Моккх, потом по телефону начал общаться с женщиной одной знакомой. У неё там проблемы - муж умер, дети остались… а они до этого были знакомы. И вот он по телефону пару месяцев с ней поговорил, потом расстригся и живут они сейчас вместе. Всё бывает, конечно. И разочаровываются люди, если результатов нет. Ачан По уже 60 лет монашествует и не разочаровался.

Вообще в Таиланде как-то качественнее жизнь, люди более счастливые. Менталитет абсолютно другой…

Какой режим дня у монаха?

По разному. В Суан Монк просыпаются в 4 часа, в 4.30 уже чантинг, можешь идти, можешь не идти. Потом сбор подаяний, потом кушают — с 8 до 9. В Суан Монк кушают один раз в день. Потом свободное время - можешь идти практиковать. Но тебя никто не спросит практикуешь ты или нет. Ты можешь всё подмести красиво, но никто тебя не похвалит. Можешь напакостить, тоже ничего не скажут.

А ты стал более собранный за эти полгода?

А что ещё в тебе новое появилось?

Сложно сказать что появилось. Могу сказать от чего избавился. Обретаешь то не новое, а обычные человеческие качества - доброта например. В жизни я очень саркастичным был и юмор злой… А так — обеты конечно делают практикующих более собранными. У монахов 227 правил - это всё для поддержания осознанности ума.

Какие правила самые трудные?

У всех по-разному. Для меня еда очень большая проблема - очень тяжело от этой привязанности избавиться. Ты можешь три дня ходить осознанным, а потом увидишь какой-нибудь деликатес после 12, а как только съел, появилось страдание. Это замкнутый круг и пока не достигнешь Ниббаны, будет всё постоянно возвращаться.

Что ещё сложно - практиковать сложно. В социальный мир ты вернулся на неделю а там и друзья и марихуана сплошная кругом и еда. Сложно держаться там)).

А чего тебе ещё не хватает …кроме марихуаны?)

Да и этого уже не нужно)). Тут всё хорошо — в этих условиях. А когда ум спокоен, ничего не не хватает. Довольствуешься тем, что есть и счастлив в отсутствии страстных желаний.

А ты понимаешь свою цель?

Да никто ничего не понимает. Всё это иллюзия. Все это сложилось путем традиций, привычек и каких-то учений. Чувственное понимание должно быть, именно сердцем. Это с детства уже есть в человеке. А окружение иногда меняет в плохую сторону.

Согласно буддизму надо слушать разум или сердце?

Разум тебе не принадлежит. А если не принадлежит, то как его можно слушать. Разум говорит разные вещи. А ты из за неведения своего можешь оценку какую-то придать этому, но будет это верно или нет — ты никогда не знаешь. Поэтому разум слушать не нужно, а мысли стоит отпускать. А какое решение правильное — это уже время показывает. А с опытом понимаешь, что приходит мудрость, начинаешь понимать, что такое «слушать сердце». Всё возвращается к тебе.. Я вот палец разбил - думаю что случилось - что такое. О чем-то плохом подумал, что-то сделал. Вообще чем чище становится жизнь, тем быстрее понимаешь какую ошибку допустил.

Неведение рождает контакт, контакт рождает чувства, чувства — желание, желание — привязанность, привязанность ведет к становлению, становление к рождению. А рождение опять ведет к страданию, страдание к неведению и т.д. Вот этот замкнутый круг. (Двенадцати членная формула бытия - в буддизме - схема действия концепции взаимозависимого возникновения патичча-самуппада — прим. О.Салий)

А когда ты осознан, тем меньше ошибок, тем меньше разбитых пальцев на ногах.

Интересно очень ведь в суть вещей проникнуть. А буддизм он так устроен, что тебя ни к чему не принуждают. Тебе просто говорят как практиковать, тебе не надо ни в кого верить. В принципе суть везде одна - любая религия ведет к доброте и повышению морали. Интересно именно идти по этому пути. Я очень счастлив сейчас и считаю себя удачливым человеком по жизни.

Другие интересные посты в моём блоге:

Тайланд — это королевство, расположенное в Юго-Восточной Азии. Здесь живут тайцы, а также небольшой процент представителей других народностей. Население составляет приблизительно 70 млн человек. Тут очень много людей придерживаются той или иной веры. Рассмотрим ниже все религии Тайланда с историей их появления.

Буддизм

Этой веры придерживается примерно 94 % от всего населения. И именно буддизм является гос. религией Тайланда. Интересен также и тот факт, что правитель страны обязан быть буддистом.

Регилия появилась здесь очень давно — аж в VII веке до н. э. Цейлонские монахи занимались проповедованием. Так буддизм и начал распространяться среди тайцев. А в XIII веке официально стал основной религией Тайланда. Страна до сих пор сохранила свою основную веру, лишь слегка подвергаясь влиянию других верований.

Тайский буддизм: виды, особенности, в чём его суть?

Вообще, в Азии существует два вида буддизма: хинаянский («южный») и махаянский («северный»). Второго типа придерживаются такие страны на как Китай, КНР, Япония, Тибет. А вот хинаянское разветвление есть на Шри-Ланке, в Камбодже, Лаосе, Бирме и, конечно же, в Тайланде. «Южная» ветвь буддизма появилась намного раньше «северной» и идёт практически без изменений от самого Будды, а её приверженцы придерживаются традиционных обрядов, обычаев.

Главное отличие махаянской и хинаянской ветви — отношение к Будде. При «южном» буддизме, в том числе и тайском, к нему относятся как к обычному человеку, который смог достичь нирваны, а при «северном» ответвлении его величают до божества. Другими словами, можно считать, что буддистские тайцы видят мир как единое целое, где бога как такового нет, каким его обычно представляют махаянцы или христиане, мусульмане и другие.

В основе веры лежит добродетель, а главная задача любого буддиста — достичь нирваны. Они верят также в перерождение душ, а также в то, что прошлая жизнь и поступки (хорошие или плохие) определяют, какой эта жизнь будет в последующем воплощении. В буддизме существует очень много обрядов, традиционно выполняемых в буддистских храмах. Также есть тайские монахи, живущие в этих местах либо определённое время, либо всю жизнь.

Но, помимо вышеперечисленного, религия предполагает, что жить нужно хоть и добродетельно, но без мученичества, которое очень свойственно христианству, например. Люди, придерживающиеся буддизма, имеют более простой взгляд на жизнь. Но они в то же время считают, что все плохие поступки идут от наших человеческих низменных желаний, которые следует побороть в себе, если хочется достичь нирваны или жить в следующей жизни лучше, чем сейчас. Поэтому у многих буддистов можно заметить тягу к аскетизму.

Ислам

Второй по популярности религией страны Таиланд считается ислам. Мусульман здесь примерно 4 %, а основное их скопление приходится на южную часть страны. Объясняется это соседством Тайланда на юге с Малайзией, где царит мусульманство.

Эта религия начала распространяться во второй половине XX века, когда страна начала развивать экономические и торговые отношения с арабскими странами, в том числе и с соседней Малайзией. В основном мусульмане в Тайланде — это представители других народностей и малайцы.

Христианство

Христиан в Таиланде совсем немного — от 1 до 2 % максимум. Но появилось христианство значительно ранее ислама. Религию распространяли европейские миссионеры с XVI-XVII веков. Как и в случае с мусульманами, христианства поддерживаются в основном другие народности и европейцы, проживающие в стране.

Христиане в Тайланде делятся на несколько категорий: католики, протестанты и православные. В основном больше приверженцев католицизма.

Первое упоминание о появлении католика (а именно — представителя датируется 1550 годом. Он прибыл из Гоа в Сиам. Затем в город захотел отправиться ещё один миссионер, однако внезапная смерть помешала его планам. Некоторое время спустя католицизм стали распространять прибывшие из Португалии люди. В 1567 году года двум доминиканцам удалось обратить в веру аж 1500 тайцев. Но местные язычники противились этому и убили доминиканцев. На протяжении долгого периода католикам из других стран был запрещён въезд.

Однако ближе к XVII веку это противостояние начало утихать. Первая церковь была построена в 1674-м. В 1826 году миссионерам разрешили въезд в страну, и с тех пор с начала первой половины XIX века в Тайланде начали строительство множества католических храмов, церквей, часовен.

А вот с православием получилась другая история. Оно начало распространяться только в XX веке, а на данный момент его исповедует примерно тысяча человек.

Впервые тайцы встретили русских в Сиаме в 1863 году. Под конец XIX века представители двух народностей из России и Тайланда интересовались друг другом, как представителями совсем разных культур, в том числе и в религиозном смысле. Однако, хоть русские люди и стали приезжать в Таиланд, священников среди них практически не было. Вот почему православие так поздно появилось, потому что в XX веке только построили первую православную церковь и прибыли представители духовенства.

Анимизм

Некоторые люди в Тайланде верят в духов, также у них к ним особое отношение, нежели в других странах. Это называется анимизмом. Суть веры состоит в том, что эти существа обитают везде, и их обязательно нужно почитать и «кормить». Для них делают так называемые кханпхрабхумы (санпрапумы) — это домики, в которые каждый день кладут еду, напитки и благовония. Считается, что духи подпитываются ароматами, именно поэтому людям нельзя нюхать благовония, находящиеся в этих домиках.

С этими маленькими постройками также связано очень много правил, которые нельзя нарушать, чтобы не разозлить этих невидимых созданий. Нельзя, чтобы на домик падала тень, например. И почти каждая тайская семья перед установкой обычно спрашивает совета у астролога об удачном расположении.

Эти духи окружают тайцев везде, есть злые и добрые. Злыми считаются души умерших людей, которые были настолько «плохими», что, вместо того, чтобы переродиться, стали чем-то эфемерным.

Другие верования

Также есть приверженцы других верований, которых придерживаются в основном Таких людей менее 1 % населения. К этим религиям относят:

  • даосизм;
  • конфуцианство;
  • иудаизм;
  • индуизм;
  • сикхизм.

Отношение к религии

Как уже и писалось выше, большой процент людей в Тайланде придерживается того или иного верования, около 0,4 % являются священнослужителями. Всего 0,3 % общего населения считают себя атеистами.

Родители детям с раннего возраста прививают особое отношение к буддизму. Почти всех мальчиков хотя бы на два дня отправляют в монастырь, чтобы они побыли монахами.

Также религия в этой стране очень сильно влияет и на само государство. Например, тайцы никогда не допустят такого, чтобы священный религиозный (а именно пришёлся на ту же дату, что и государственный.

Тайцы также очень часто посещают буддистские храмы, во время нахождения в которых нужно соблюдать много правил. Но не страшно, если иностранец по своей неосведомлённости где-то что-то нарушил. Местные жители относятся обычно с пониманием. А такие правила поведения в священном месте есть у любой религии. В буддистских храмах, например, нельзя громко разговаривать, прикасаться руками к алтарям и статуям и многое другое.

Известные храмы

Эти постройки являются одними из самых интересных мест страны, и это наиболее яркое выражение буддизма — главной религии Таиланда. Фото не смогут описать всей красоты этих сооружений. Любому туристу, хоть один раз посетившему страну, стоит взглянуть хотя бы на один. Храмов тут большое множество, и все они красивы, но рассмотрим самые грандиозные из них.

  • Белый храм хоть и является религиозным местом, но создал его скульптор-сюрреалист, что и можно заметить по внешнему виду этого места. Оно выглядит необычно и выделяется среди своих «собратьев».
  • Храм Пещеры Тигра (Wat Tham Suea) в Краби очень большой и расположен на возвышении. На самом верху есть статуя Будды, к которой ведёт около полутора тыс. ступеней.
  • Храм Изумрудного Будды является собственностью королевской семьи и считается одним из самых популярных для туристов в Бангкоке.
  • А вот Храм Истины в Паттайе полностью деревянный. Над его постройкой работали мастера по дереву, что можно легко заметить: дерево имеет очень красивую резьбу и узоры. Он достигает в высоту более 100 метров и имеет три этажа, каждый из которых символизирует рай, ад и нирвану.

Вместо заключения

Так все же, какая религия в Тайланде? Государственной и самой популярной верой является буддизм, которого придерживается почти все население. Большинство тайцев очень религиозны, но в первую очередь считают, что важно оставаться добродетельным человеком. Существуют здесь и другие веры, но их намного меньше. Именно своим отношением к религии тайцы и отличаются от многих других народов.

Как стать монахом в Таиланде?

Оценить запись

Мудрецы говорят, что первый шаг для того что бы найти правильный ответ – нужно найти правильный вопрос. Раз вы читаете этот текст, значит у вас есть вопросы.

Постигает ли вас иногда чувство того, что все что мы делаем бесцельно и бессмысленно? Что все что говорят окружающие, все что они делают ведет в никуда. Жизнь похожа на крылья ветряной мельницы, которые перемалывают воздух, раз за разом, поворот за поворотом и год за годом тянется этот процесс. Но вся рутинная работа, все силы и все устремления направлены на перемалывание воздуха – в никуда. Все идет на достижение целей и вещей без явных ценностей и не имеющих абсолютно никакого значения для вас.

По воле судьбы многие из нас были рождены в государствах, которые учат нас стать хорошими шестеренками в этом социальном механизме. Но социум не дает вам ответа на те вопросы, ответы на которые мы ищем. Государства сродни большим монстрам которые порабощают умы и тела и подчиняют нас себе, показывая нам только тот мир, который им выгодно показывать.

Читатель, я прошу у тебя прощения за столь долгое вступление и перехожу к сути поставленного вопроса.

Таиланд страна буддизма Тхеравады. И для любых иностранцев на базе храмов и монастырей здесь организованы многочисленные ретриты и медитационные центры.

Ретрит обычно представляет из себя программу проживания в храме, занятия йогой, медитациями и разговорами о дхарме. В зависимости от места проведения ретрита, программа и ее продолжительность может меняться. Во время прохождения ретрита вы будете соблюдать почти все монашеские правила и распорядок дня монахов.

Обычно ретрит идет две недели и здесь вы сможете познакомиться с укладом и бытом жизни монахов. И побыть некоторое время в их роли. Самое главное вы сможете проверить подходит ли это для вас. Вы посмотрите на то как живут монахи, а монахи в свою очередь присмотрятся к вам.
После окончания курса ретрита у вас будет время подумать о том стоит ли вам становиться монахом или нет. А если после первого ретрита вы еще не будете готовы принять решение, то можно будет пройти его еще раз. А если вы приняли решение, то вам нужно будет подойти к монахам монастыря и сообщить им о своем рещении.


Во время ретрита вы обязательно познакомитесь с людьми которые проходили его уже ни раз, и возможно в других местах. Они смогут посоветовать вам куда и когда еще можно съездить. Когда я проходил ретрит, некоторые участники группы, с которыми я приехал, только что вернулись с ретрита из другого монастыря, а по окончании этого ретрита уже собирались поехать на следующий.

Особых сложностей что бы стать участником ретрита или что бы поехать в медитационный центр не возникает. Все определяется только вашим желанием. Большинство этих мероприятий абсолютно бесплатны. А туристическая виза в Таиланд для граждан многих стран составляет один месяц. Помимо того существует много возможностей продлить визу, вплоть до получения медитационной или студенческой визы. Если вы принимаете решение остаться, то большинство монастырей даже помогут вам их оформить.


Остается только один вопрос, стоит ли уезжать в Таиланд, что бы стать монахом? Ведь монахом можно стать где угодно. Я не претендую на то, что мое мнение будет самым правильным. Но я считаю, что раз уж Сангха была когда-то создана, то на это обязательно были свои причины. И монашество практически не возможно без Сангхи.

Если быть с вами честным, то я не знаю такого другого места и страны где бы визовый режим и местное гостеприимство было бы на столько благоприятными для иностранцев, а Сангха одновременно настолько сильной.

С уважением, Егор.

Взял интервью у Питера Робинсона , автора книги «Пра Фаранг» (дословно «Иностранец-монах»). Питер долгое время был буддийским монахом, и написал о своем опыте две книги. Одна из них у меня есть, так что многое из интервью мне хорошо известно. Поэтому я переведу самое интересное + необходимое для понимания вопроса.

Источник : .
Перевод : Agenda

Некоторые иностранцы представляют себе утренний обход монахов как выпрашивание еды. У обывателей об этом иное представление?
Несомненно. Монахи не просят, и существуют правила, которые запрещают им просить что бы то ни было. Монахи просто идут по улице с чашами для подаяния, и если люди хотят предложить еду, монахи ее принимают. Если люди не предлагают еду, монахи должны оставаться голодными.

Чувствовали ли вы когда-либо себя смущенным на утренних обходах? Чувствовали ли вы себя обманщиком, или что люди не воспринимают вас серьезно?
Вовсе нет. От чего мне смущаться? Я делал то же, что делал Будда каждый день, и монахи на протяжении 2500 лет. Тайцы никогда не показывали, что не воспринимают меня всерьез, хотя моя внешность вызывала смех у некоторых иностранцев.

Я видел некоторых монахов, совершающих обход на месте пассажира на мототакси или стоящими у магазинов «7-Eleven». Я также видел, что некоторые защищают свою «добычу» от конкурирующих храмов. Так ли много тайских монахов, которые просто ищут легкой жизни или денег?
Некоторые монахи, что стоят у «7-Eleven» или где бы то ни было и просят денег или еды, совсем не являются монахами. Они — «фальшивые монахи». Полиция вместе с расследователями ищет и арестовывает их, без излишней жестокости.
Это правда, что есть мужчины, проходящие обряд посвящения ради легкой жизни, бесплатной еды и проживания, небольших денег за благословения, но есть и ленивые люди, которых можно встретить в любой сфере жизни.

(Самое интересное! ! – прим.Agenda)
Почему тайцы предпочитают давать деньги и еду монахам, а не жертвовать в благотворительные фонды или помогать беднякам?
Просто потому, что они верят, что это дает больше хорошей кармы. Однажды я возвращался с обхода с едой, количества которой хватило бы на шестерых. Женщина ждала меня у моей кути, желая предложить еще еды. Я объяснил, что у меня уже есть больше, чем достаточно, и предложил ей отнести еду в ближайший детский дом. Она посмотрела на меня, как на сумасшедшего, и сказала: «Там же нет монахов».


Я знаю, что монахи не должны трогать деньги, но какие-то расходы существуют. Что насчет счетов за электричество?
У монахов нет настоящих расходов. Счета оплачиваются монастырем из пожертвований от обывателей, монахи не оплачивают проживание. Но даже им иногда нужны небольшие деньги. Тайцы очень щедры в отношении еды на обходах, но они могут не подумать предложить вещи вроде зубной пасты, мыла и других принадлежностей. Их мне часто приходилось покупать самому, когда я был монахом.

Я часто вижу монахов на автобусах или в такси. Проезд бесплатный?
Задние сиденья общественных автобусов предназначены для монахов, проезд бесплатный. Такси и другой личной транспорт не бесплатен.

В наши дни многие иностранцы, похоже, хотят стать монахами на короткий срок. Есть ли у вас какие-либо советы для них?
Несколько лет я вел курс для иностранцев, которые хотели пройти посвящение. Многим он нравился, но это потому, что между нами не существовало языкового или культурного барьера. Я также учил более чистому виду буддизма, чем тот, которого придерживаются тайские монахи.

Чтобы получить как можно больше из этого опыта, иностранец, желающий стать монахом, должен пройти посвящение в монастыре со старшим монахом, говорящим по-английски. Тем, кто может не только объяснить правила, но и то, почему стоит быть монахом. В ином случае, это просто потеря времени. Вероятно, наилучшее место для иностранца – в международном лесном монастыре – Ват Па Наначат – на северо-востоке страны.

В этой статье мы подробно расскажем про буддизм в Тайланде. Информация почерпнута из первых рук - из трёхчасовой беседы с монахом на английском, живущим в храме на тайском острове Тао.

Основы буддизма Тайланда

Начнём с основополагающих принципов , которая называется буддизм Тхеравада.

1. Три мира в буддизме.

Существует три мира: наш мир (человеческий), мир счастья (рай) и мир страданий (ад).

2. Цель жизни.

Главная цель жизни - выйти за границы этих трёх миров и оказаться в нирване, где нет смерти, болезней и страданий. Поэтому только там вечное счастье.

3. Жизнь после смерти в тайском буддизме.

После этой жизни можно попасть либо в рай, либо в ад, либо переродится заново в нашем мире. В ад идут те, кто совершал дурные поступки. Например, если человек был жадным, то он становится голодным духом или демоном, если глупым и невежественным, то рождается в теле животного.

В нашем мире перерождаются те, кто вёл нравственную жизнь, которая состоит из 5 принципов: не убивать, не красть, не обманывать, иметь интимные отношения только с женой, не принимать одурманивающих веществ (наркотики, алкоголь). На вопрос, почему буддизм Тайланда не запрещает курить монахам, был дан такой ответ: «Это способствует контролю над умом и концентрации (что важно для достижения нирваны), но делает тело больным, поэтому каждый выбирает сам - курить или нет. А вот алкоголь, наоборот, мешает этому».

Достичь нирваны могут не только монахи, живущие в храме, но и все остальные. Просто в храме это сделать легче, т.к. соответствующая атмосфера, а дома отвлекаешься на повседневные обязанности и меньше времени уделяешь медитации и концентрации.

Рай бывает разный. Если человек медитировал и концентрировался на удовлетворении своих чувств (при этом соблюдая 5 вышеописанных принципов), то в следующей жизни он попадает в рай, где будут удовлетворены все его потребности.

Если же он медитировал на бесформенное, то в следующей жизни он получает только тонкое тело, а не грубое. В тонком теле можно жить очень долго, но оно тоже умирает, поэтому это несовершенство.

Главное же совершенство жизни - выйти за пределы трёх миров, стать подобным Будде и жить вечно. Это заветное желание каждого последователя буддизма в Тайланде.

4. Кармический закон.

Главный закон во всех трёх мирах - это закон кармы, который проще всего выразить словами - «что посеешь, то и пожнёшь». Если человек совершает добрые поступки, то и получает добро, а если злые, то жизнь его становится всё хуже. Но они разделены по времени и ответная реакция на добро и зло может прийти через десяток лет, а то и в следующей жизни. Но одними только хорошими делами нирваны не достигнешь, для этого нужны дополнительные усилия.

5. Будда.

Будда - это великий Учитель, познавший всё. Он находится в нирване, за пределами этого мира. Он не является Богом, т.к. согласно тайскому буддизму Тхеравады, Боги живут в Раю в тонких телах и являются просто высшими существами, которые как и человек подвержены смерти (хотя и живут неизмеримо дольше).

Как достичь нирваны согласно тайскому буддизму

Тайский буддизм предлагает два способа, достичь нирваны. Первый - для монахов, а второй для обычных людей. В первом случае путь будет быстрым, а во втором человек будет идти к нирване мелкими шажками.

Для монахов следует соблюдать более двухсот моральных принципов (в том числе и те 5, что описаны выше), изучать книги, практиковать концентрацию (например, следить за дыханием) и випасану. Випасана - это техника медитации, которая позволяет понять, что страдание происходит от двойственности этого мира (например, связка добро-зло, хорошо-плохо), а значит нужно растождествиться со всем.

Обычным людям для достижения нирваны предписывается следующее (в буддизме Тайланда):

  • соблюдать 8 заповедей буддизма. Не убивать, не красть, не лгать, не принимать интоксикаций, полностью отказаться от секса, не есть после полудня, не спать на больших и шикарных кроватях и не сидеть на больших креслах, отказаться от мирских развлечений, типа танцев и шоу.
  • быть щедрым, т.е. больше давать, чем брать. Самым лучшим считается подношение монахам, так как они могут дать благословение. Поэтому неудивительно, что в Тайланде многие местные жители дают монахам еду и одежду, когда те по утрам проходят по улицам. Тут очень важно с каким умонастроением делать дары. Если отдаёшь только потому, что этого требует религия и совсем не хочешь на самом деле делиться своим добром, то отдачи от такого подношения практически не будет. А вот если от души и с удовольствием, то добро вернётся к вам в ещё большем количестве. Умонастроение в этом деле очень важно.
  • заниматься концентрацией и випасаной.

В заключении беседы было задано несколько дополнительных вопросов о том, что так или иначе связано с буддизмом Тайланда.

Вопросы монаху про буддизм в Тайланде

Какой распорядок жизни в храме? Что монах должен делать каждый день?

Нет строгого распорядка. Будда завещал только две вещи - изучать его учение и практиковать медитацию. Всё остальное не так важно. Обычно день начинается так. С рассветом (примерно в 6 утра) все монахи отправляются босиком за ворота храма. Они идут молча по улице, ни с кем не заговаривая и никого ни о чём не прося. В это время желающие могут дать им еды. Примерно в 7:30 все возвращаются обратно в храм, где начинается завтрак. Обед бывает до полудня. Ужина нет (после полудня можно пить только воду).

Почему монахи едят мясо, ведь это убийство животных?

Тут важно с каким настроением есть. Если с настроением - о какое вкусное мясо, то это будет мешать пути в нирвану, а если со спокойным настроением, не наслаждаясь пищей, то это не будет мешать.

Что говорит буддизм в Тайланде о домиках духов, которым поклоняются многие тайцы?

Сделаны для добрых духов, которые были в прошлом очень благочестивы и в этой жизни поднялись на ступень, выше человеческой. Будда говорил, что им надо оказывать уважение, но ни разу не упоминал, что для этого надо строить им домики. Это уже чисто людская фантазия, поскольку человеку легче выражать почтение и приносить дары чему-то осязаемому, чем делать это в уме. Вот они и придумали строить домики. Но это доброе дело, так как приучает людей давать, а значит создаёт хорошую карму. Но подношениями духам нирваны не достигнешь.

Все ли тайцы знают основы буддизма, учат ли этому в обычных школах?

Нет, буддизму в Тайланде не учат. Поэтому многие тайцы имеют лишь поверхностное, а иногда даже искажённое представление о религии Таиланда.

О чём думают тайцы, когда склоняются в поклонах перед статуей Будды в храме. И правильно ли молиться Будде?

Поскольку Будда Учитель, а не Бог, то ему следует выражать глубочайшее почтение, а не просить о чём-то. Правильно делать три поклона. Первый - это выражение почтения непосредственно Будде, второй - его учению, а третий - всем его последователям, которые следуют пути буддизма Тхеравады.

Если человек, кланяясь Будде, будет думать - дай мне то, дай мне это, то это неправильно. Это говорит лишь о том, что у него искаженное представление и буддизме Тайланда. К сожалению, некоторые тайцы именно просят у него что-то, а не выражают почтение.

Часто можно слышать, что монахов нельзя фотографировать. Это правда?

Нет, неправда. Если вы с почтением и уважением относитесь к монаху, то нет проблем, чтобы сфотографироваться с ним. С другой стороны, если вы не уважаете монаха и хотите его сфотографировать только как диковинку и экзотику, чтобы потом показывать своим друзьям, то он может отказаться.