Как в гражданской авиации называется самолет. Классификация самолетов по назначению. Зачем нужны самолеты по их функциям

Представитель деловой авиации.

Давно прошли те времена, когда аэроплан (в последствии самолет) был просто . Как говорится сам в себе и для себя. Потребности людей меняются, технический прогресс совсем не стоит на месте и самолеты практически не летают ради интереса, экстрима или чего-либо подобного. Хотя, конечно, справедливости ради стоит сказать, что и это тоже имеет место. Однако все же меркантильно- полезное применение авиации преобладает. А так как в современном мире областей ее применения уже достаточно много, то и разнообразие ее достаточно велико.

Итак, . Они определяются согласно нормативным документам. Есть такой серьезный (по виду:-)) документ: Воздушный кодекс РФ. Так вот в нем определено, что авиация имеет три вида: гражданская , государственная и экспериментальная . К гражданской относится собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения. С первыми двумя, я думаю, понятно, а «общее назначение» — это всевозможные полезные работы, как-то: сельхозработы, медицинская помощь, помощь полиции, частные и корпоративные перелеты, обучение, и т.д. Экспериментальная авиация применяется для проведения различных экспериментальных работ и испытаний техники (в т.ч. и авиационной). А государственная – это военная авиация и государственная авиация специального назначения , такая, как например авиация МЧС или есть еще авиация МВД для выполнения различных спецзаданий. Интересно, что как государственная, так и экспериментальная авиация тоже могут быть использованы в коммерческих целях. Это определено в вышеупомянутом кодексе.

Транспортник АН-12

Всем известный пассажирский Boeing 737

Вот так оно все звучит официально. А теперь, не глядя в нормативные документы, я еще кое-что добавлю и от себя. С гражданской авиацией все более-менее ясно. Это пассажирская, транспортная и грузо-пасcажирская. Их функции понятны всем. А яркие их представители – это, например, трудяги ТУ-154 и Боинг-737, Ан-12 и Ил-76.
Что касается авиации общего назначения, то хоть в кодексе этот название и прописано, но рядом с ним существуют и другие определения, и иной раз не всегда понятно которое из них вмещает в себя другое. Разбираться в этом не будем, просто я еще упомяну кое-какие , точнее их названия, которые сейчас употребляются в авиационной практике.

Интерьер салона самолета бизнес-авиации.

За рубежом уже достаточно давно существует, а в России только набирает обороты так называемая деловая авиация или «Business aviation» в англо-американском варианте. Это обычно специальные самолеты (ну и, конечно, комплекс их технического обслуживания) малой вместимости, но совсем немалого комфорта:-). Они используются для индивидуальных и корпоративных полетов и, конечно же, для оказания специальных услуг. Один из представителей – это Gulfstream G500.

Самолет ЯК-52.

Спортивный ЯК-55М

Спортивный СУ-26М.

Заслуженный АН-2

Далее можно выделить спортивную авиацию и авиацию первоначального обучения. Иначе говоря аэроклубовскую. Это те самолеты и вертолеты, на которых люди учатся летать и далее совершенствуют свои навыки полета. В России система аэроклубов в процессе революционных преобразований, начиная с перестройки и далее, была основательно порушена. Но кое-что осталось и сейчас даже потихоньку развивается. Представители этого вида авиации у нас это, в основном, ЯК-52, ЯК-55, СУ-26 и трудяга ЯК-18Т. Используется, конечно, в этой системе и АН-2 (в основном для вспомогательных целей, например для вывоза парашютистов). За рубежом это чаще всего Cessna-172, Piper PA-28 Warrior и Robinson R-22.

Piper PA-28 Warrior

Вертолет Robinson R-22

Естественно, что все эти летательные аппараты используются также и в коммерческих грузовых и пассажирских целях. Ведь аэроклубы все, в основном, частные. Да и просто один самолет может быть в частном владении. Тогда человек, имеющий удостоверение частного пилота, может летать на нем в собственных целях (даже просто для удовольствия:-)). Но это, правда, больше относится к США и западным странам. В России для этого пока нет ни законодательной базы, ни технических и финансовых возможностей. А жаль… Было бы неплохо иметь такой «семейный самолетик» и летать на нем по выходным в гости в другой город:-).

В связи с вышеупомянутым нужно обязательно сказать, что вообще сейчас сформировалось такое понятие, как малая авиация . Законодательно это понятие четко не определено (хотя, на мой взгляд оно наиболее близко к авиации общего назначения), но обычно летательные аппараты малой авиации имеют малый взлетный вес (обычно до 9000 кГ) и берут на борт не более 18 пассажиров. Конечно же к малой авиации относится и вся инфраструктура обслуживния, т.е. аэродромы, системы управления воздушным движением, техническое обслуживание. Летательных аппаратов малой авиации сейчас по миру становится все больше. В США, например, их зарегистрировано уже более 280-ти тысяч. Соответственно растет и количество взлетных полос и площадок. По статистике более 80% всего, что летает в мире работает в малой авиации. То есть малая авиация завоевывает мир:-). Вот такие дела. Но оставим ее в покое и вернемся к серьезным :-).

Хотя я, собственно, уже все перечислил. Но обязательно стоит сказать, что некоторым особняком от этого деления стоит военная авиация (хоть она и является частью государственной). Дело в том, она сама тоже имеет виды и кроме того некоторые из них еще и делятся на рода. Довольно интересное деление и это уже тема другой статьи, а точнее второй части статьи о видах авиации.

Фотографии кликабельны .

Авиационная индустрия развивается с каждым годом. Сегодня гражданские и военные пилоты используют модели лайнеров всяческих конфигураций и разновидностей. Летательные аппараты поражают разнообразием и вариациями назначения. Кратко изучим виды самолетов и их названия, чтобы классифицировать для себя этот вид техники.

В мире известно несколько отдельных критериев, по которым специалисты авиационного дела классифицируют различные борта. Одним из важных аспектов систематизации техники становится функция, которую несет летательный аппарат . Сегодня используют военные и гражданские суда. Причем каждая категория подразделяется на специальные группы.

Кроме того, известно и разделение по скоростным характеристикам лайнера . Здесь авиаторы перечисляют группы дозвуковых, трансзвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых моделей. Этот раздел классификации основан на определении ускорения лайнера относительно скорости звука. Воздушная техника, которая , сегодня используется в научных и военных целях, хотя ранее подобные модели работали и для пассажирских перевозок.

Если говорить о способе управления, тут удастся выделить два основных типа – пилотируемые борта и беспилотники. Вторая группа получила применение у военных и ученых. Такие машины широко используют для исследования космоса.

Рассматривая типы и назначение воздушных машин, авиаторы назовут и классификацию по конструктивным особенностям аппарата . Здесь перечислим различия по аэродинамической модели, числу и виду крыла, форме оперения хвостовой части, устройству фюзеляжа. К последней подгруппе относят и разновидности, которые касаются типов и крепления шасси.

Наконец, рассматривают и различия по виду, количеству и способу установки двигателей . Тут выделяют мускульные, паровые, воздушно-реактивные, ракетные, ядерные, электрические моторы. Кроме того, суда оснащают и двигателями внутреннего сгорания (поршневые модификации силовых установок) или же комбинируют несколько вариаций. Конечно, в одном обзоре сложно подробно рассмотреть полную классификацию летательных аппаратов, поэтому остановимся на краткой характеристике основных категорий.

Функциональность техники

Как указано выше, авиалайнеры делятся на две главных группы: борта для гражданской и военной авиации. Кроме того, отдельной разновидностью тут выделяют экспериментальные аппараты. Каждая категория тут предполагает деление на вариации по типу назначения и функциональности лайнера. Начнем с изучения воздушных судов, которые используют в «мирных» целях.

Гражданские борта

Подробнее определим, какие самолеты бывают, названия и подвиды летательных модификаций. Здесь авиаторы говорят о четырех вариантах моделей. Перечислим категории таким перечнем:

  • пассажирские лайнеры;
  • грузовые борта;
  • учебные аэробусы;
  • самолеты специального назначения.

Отметим, что модификации для пассажирских перевозок отдельно разделяют на группы, которые определяют дальность перелетов. Тут называют магистральные суда и авиалайнеры местных перевозок.

Классификация самолетов

  • ближние, которые преодолевают дистанции до 2 000 км;
  • средние, способные пролететь 4 000 км;
  • дальние, выполняющие рейсы на расстояние до 11 000 км.

К тому же максимальный показатель вместимости определяет такие критерии для авиалайнеров местных линий:

  • тяжелый самолет, где предусмотрено 100 и более посадочных мест;
  • средние модификации, которые поднимают на борт до 50 человек;
  • легкие лайнеры, перевозящие максимум 20 пассажиров.

Среди примеров самолетов местных линий перечислим модификации SAAB , ERJ , Dash-8 , ATR . Интересно, что на отдельных типах лайнеров местной категории оборудуют силовые установки разного класса. Тут встречаются модели с реактивными двигателями и самолеты с турбовинтовыми типами мотора.

Рассматривая магистральные самолеты , назовем знакомые пассажирам суда Boeing и Airbus . Самолеты Боинг конструирует американская корпорация, а суда Аэробус – европейский холдинг. Обе компании конкурируют между собой, постоянно развивая и модернизируя лайнеры. Так, сегодня наиболее тяжелым самолетом считают Airbus A380, хотя вплоть до выпуска такой модификации лидировали американские разработки и 747 800 .

Модели 747 – первые летательные аппараты широкофюзеляжного класса, которые функционируют и сегодня. Кроме того, такую летательную технику используют лучшие перевозчики России и мира.

Однако европейцы не отстают от главного конкурента. Популярность и признание пилотов завоевали модификации , Аэробус А300 и А350 XWB . Модель А300 – первый в мире широкофюзеляжный борт, который оборудован двумя двигателями. Как видите, вероятные вариации классификации лайнеров не поддается описанию в одном обзоре. Но зная, какие бывают самолеты и кто их создал, читатель определится с личными предпочтениями и выяснит азы авиационного дела.

Военная авиация

Теперь кратко изучим типологию судов, используемых силовыми структурами. Среди этих самолетов встречаются пилотируемые лайнеры и беспилотники, модификации с различным типом мотора, в том числе и ракетные подвиды двигателя. Однако мы рассмотрим деление этих видов по профильным критериям.

Военный транспортный борт Ил-76

Здесь, как и в гражданской классификации, есть транспортные лайнеры , осуществляющие перевозки личного состава. Это Ил-76 , Ан-12, 26 и 124 . В США эти функции несут модели Boeing C-17, 97 и Douglas YC-15 . Кроме того, военные тоже используют вспомогательную технику – санитарные летательные аппараты, лайнеры для связи, корректировщики. Однако военные разработки бортов используют и несколько категорий машин, которые встречаются только здесь. Их список выглядит следующим образом:

Как видите, категория военных бортов достаточно обширна и заслуживает серьезного изучения. Мы лишь кратко описали главные критерии систематизации подобной группы. Однако авиационные эксперты предпочитают классифицировать борта, используя комплексное исследование, которое включает полное описание конструкции бортов. Остановимся и на этом вопросе.

О конструктивных особенностях

Принадлежность к конкретной категории лайнера определяют пять признаков. Здесь конструкторы говорят о числе и способу крепления крыльев, разновидности фюзеляжа, расположению оперения и виде шасси. Кроме того, значение имеет количество, место фиксации и виды мотора. Выясним известные вариации конструкции бортов.

Различия по конструктивным особенностям — важный критерий при систематизации авиалайнеров

Если рассматривать классификацию крыла, тут лайнеры делятся на полипланы, бипланы и монопланы . Причем в последней категории различают еще три подвида: низкоплановые, среднеплановые и высокоплановые борта. Этот критерий определяет взаимное положение и фиксация фюзеляжа и крыльев. Что касается типологии фюзеляжа, здесь авиаторы выделяют однофюзеляжные и двухбалочные модификации. Тут же встречаются и такие разновидности: гондола, лодка, несущий фюзеляж и комбинации этих типов.

Аэродинамические показатели – важный критерий классификации, поскольку влияют на . Тут конструкторы называют типы нормальной схемы, «утку», «бесхвостку» и «летающее крыло». Кроме того, известен «тандем», «продольный триплан» и конвертируемая схема.

Шасси авиалайнеров систематизируют по конструкции и способу фиксации опор. Эти элементы делятся на роликовые, поплавковые, гусеничные, комбинированные виды и шасси на воздушной опоре. Двигатели оборудуют на крыле или в фюзеляже. Причем лайнеры оснащены одним мотором или большим числом двигателей. Кроме того, решающую роль при систематизации класса борта играет и тип силовой установки.

Беспилотные летательные аппараты нашли применение в научной и военной сфере

Современная авиация насчитывает несколько видов лайнеров, которые классифицируются по различным признакам
По назначению самолеты разделяют на гражданские, военные и экспериментальные борта
Классификация самолетов
Аэробус А380 — гигант в мире пассажирских лайнеров
Самолеты Boeing — основной конкурент в сфере пассажирских перевозок европейского холдинга, который выпускает Аэробусы

Авиация как вид транспорта появилась сравнительно недавно, ее история насчитывает всего сто лет. Самолеты прочно вошли в повседневную жизнь человечества, и сейчас уже невозможно представить путешествие на другой континент без использования услуг той или иной авиакомпании.

Изначально самолеты представляли собой шаткие конструкции из горючих материалов, и передвижение в них было сопряжено с определенным риском для жизни. Но со временем они эволюционировали в удобный и безопасный вид транспорта. Более 100 конструкторских компаний выпускают пассажирские авиалайнеры для нужд гражданской авиации. Эта отрасль является одной из самых прибыльных в машиностроении. Так какие бывают самолеты, какие считаются наилучшими, и сколько их выпускается в год?

Виды самолетов делятся на несколько классификаций:

  • по предназначению,
  • скорости,
  • количеству,
  • типу двигателей,
  • размеру крыльев и корпуса,
  • управлению.

Данная статья рассмотрит, какие пассажирские самолеты делают в разных странах мира (в том числе и в России): как новые, так и модели старшего поколения.

Boeing Company

Это один из ведущих производителей в авиационной промышленности, специализирующийся на выпуске пассажирских и грузовых авиалайнеров для коммерческой авиации, а также военной и космической техники. Лучшие гражданские самолеты США производит именно Boeing, за счет чего продукция компании занимает лидирующие позиции в экспорте страны.

Начиная со своего основания в 1916 году, корпорация уверенно заявляла о себе и до окончания Второй Мировой войны выпускала, в основном, истребители и бомбардировщики. С наступлением мирного времени она довольно быстро переквалифицировалась на пассажирские самолеты и к концу XX века стала прародительницей самой многочисленной модели, используемой авиакомпаниями – Boeing 737. Сейчас авиагигант выпускает до 500 единиц авиалайнеров в год и непрерывно трудится над разработкой новейшей авиационной и космической техники.

Модель-долгожитель выпускается с середины 1960-х годов прошлого века и является одной из наиболее часто используемых различными воздушными перевозчиками. Более 6000 самолетов были произведены с успешного запуска первоначальной модификации. Первоначально самолеты данной серии предназначались на маршруты внутренних перелетов ближней и средней дальности, но с установкой инновационных двигателей на самолеты семейства 737, начиная с 1984 года, стали выпускать модель Boeing 737 «Классик» со значительно увеличенной возможностью полетов на дальние расстояния.

С конца 1990-х появилась модифицированная модель Boeing 737 «Следующее поколение» с более усовершенствованными энергоемкими двигателями, увеличенным размером крыльев и новейшим пассажирским салоном до 210 мест. Эту модель выпускают в настоящее время.

Авиагигант работает над разработкой новой серии, призванной прийти на замену предыдущим моделям. Первые поставки Boeing 737 Max назначены на вторую половину 2017 года.

Первый самолет модели 747 был опробован в 1968 г. и сконструирован для удовлетворения спроса на межконтинентальные перевозки, которые с колоссальной скоростью набирали популярность на тот момент. Модель с двумя палубами более 30 с лишним лет оставалась самым крупным пассажирским самолетом на планете.

Самолет производят в настоящее время, на сегодняшний день выпущено более 1,5 тысяч моделей. В конце 1970-х на данные авиалайнеры стали устанавливать мощнейшие двигатели, был увеличен вес корпуса, приумноживший возможное расстояние полета.

Современная модификация модели выгодно отличается от своих предшественников и превосходит их в снижении шума во время полета, ресурсосбережении, общей эффективности и безопасности. Вместимость пассажиров составляет до 581 человека.

Разработанный в период глобального топливного кризиса второй половины XX века самолет потребляет в разы меньше ресурсов, при этом сохраняя все стандарты безопасного и успешного полета.

За счет прорыва в аэродинамике, инновационном конструировании авиалайнеров, использовании новейших материалов и всего двух двигателей самолет выступает альтернативой более затратным в плане ресурсов моделям.

Однако уменьшение числа двигателей повлекло за собой снижение дальности беспосадочных полетов, верхняя граница которых равняется 7000 километров. Компоновка салона самолета также подверглась изменениям по сравнению с предыдущими моделями Boeing, имея всего два прохода и от 200 до 295 мест в ранних модификациях.

В настоящий момент производство модели прекращено в связи со снижением заказов на нее. На 2004 год было выпущено более 1000 самолетов, большинство ведущих авиакомпаний продолжают их эксплуатацию.

Самолет разработан параллельно с Boeing 757, он был призван заменить гораздо более энергоемкие модели, потребляя на 32% меньше топлива.

Из-за сниженной вместимости пассажиров изначально модель не вызвала собой бурного ажиотажа авиакомпаний, но после серии доработок и увеличения салона, ее рыночная конкурентоспособность была доказана и особенно часто ее стали использовать для воздушного пересечения Атлантического океана. Изначально пассажирский салон авиалайнера насчитывал 181 место, но затем число было доведено до 224.

Модель пользуется огромной популярностью среди американских авиакомпаний, работающих на внутренних перелетах, и часто используется при перелете с восточного побережья страны на западное. Заинтересованность авиакомпаний в модели позволили Boeing Company продолжить ее выпуск в настоящее время.

Boeing 777

Самолет, имеющий два двигателя, он предназначен для дальних межконтинентальных перелетов от 10 тысяч до 21 тысячи километров. Отличительной особенностью можно считать реактивные двигатели, чей диаметр не имеет аналогов в мире.

Модель оборудована по последнему слову техники, ее создание проводилось за счет компьютерных технологий. На сегодняшний день самолет является наиболее успешным и продаваемым для компании Boeing, его производство в последние годы только нарастает.

Ведущие мировые авиаперевозчики эксплуатируют модель в своих рейсах, перевозя от 300 до 550 пассажиров за перелет.

Airbus S.A.S

Крупнейший производитель в Евразии, выпускающий различные типы гражданских и грузовых самолетов, созданный путем объединения нескольких европейских авиаконцернов в конце 1960-х годах. Основные офисы компании находятся во Франции, Испании, Германии и Великобритании.

Airbus сразу сосредоточился на разработке недорогих, с уменьшенной массой, требующих немного топлива моделей. Это решение принесло свои дивиденды. Сейчас компания является прямым конкурентом Boeing, хотя в последние годы получает больше заказов и производит большее число самолетов (до 550 в год), нежели ее американские соперники. Современные модели этой марки пользуются неизменным доверием пассажиров и различных авиаперевозчиков.

Дополнительная информация. Решение объединить европейские самолетостроительные компании не раз называлось спасительным для местного авиапрома и экономики Евросоюза.

Детище авиаконцерна Airbus впервые увидело свет в середине 1980-х годов, а к полетам приступило уже в 1987 г. Конструирование данного самолета производилось при помощи последних технологий самолетостроения, доступных на тот момент, в него впервые была встроена электронная система дистанционного управления.

Модель выгодно отличается от своих прямых конкурентов более просторными размерами кабины и багажного отсека, а также сниженной стоимостью эксплуатации и профилактического ремонта, что привело к большому спросу на авиалайнер среди авиакомпаний лоу-костеров. Она может беспосадочно путешествовать на расстояния до 6,5 тысяч километров и перевозить от 140 до 180 пассажиров.

В настоящий момент самолет пользуется огромным спросом и занимает лидирующие позиции в рейтингах как самая продаваемая и выпускаемая модель в мире. В месяц на заводах Airbus строят до 40 авиалайнеров.

Самый большой самолет в мире по размеру и количеству перевозимых пассажиров на сегодняшний день появился в начале 2000-х годов усилиями авиастроительной корпорации EADS по заказу Airbus, а его коммерческая эксплуатация началась уже к 2007 году.

Модель предназначена для межконтинентальной связи (до 15 000 километров) крупнейших современных мировых аэропортов, но далеко не каждый из них способен принять такой огромный авиалайнер с четырьмя двигателями, способный перевезти до 1000 пассажиров за раз.

За счет своих размеров самолет потребляет довольно много топлива, поэтому конструкторам пришлось обшивать фюзеляж самолета наиболее легкими, но прочными материалами, чтобы максимально облегчить его массу.

Производство модели продолжается по сегодняшний день, и ее популярность остается неизменной у ведущих мировых авиакомпаний.

Airbus А319

Характеристики данной модели очень похожи на А320, но с уменьшенным корпусом, пассажировместимостью и потреблением топлива. Сам самолет предназначен для перелетов малой и средней дальности и не способен покрыть без дозаправки более 6,5 тысяч километров, но в его сегменте это более чем достойный показатель.

Несмотря на некоторые ограничения, самолет нашел свою нишу в индустрии и используется для перелетов между европейскими странами и активно эксплуатируется авиакомпаниями экономического класса для перевозки пассажиров на менее популярных маршрутах (от 125 до 156 человек).

Самолет с широким фюзеляжем предназначен для межконтинентальных дальних перелетов и способен покрыть до 13,5 тысяч километров. Модель создавалась с целью конкуренции с Boeing Company и их самолетом 767 модификации.

С начала 1990-х было выпущено более тысячи авиалайнеров, их производство продолжается по сегодняшний день. Самолет способен перевозить от 240 до 440 пассажиров и является самым большой моделью с двумя двигателями, выпускаемой Airbus.

В настоящее время авиаконцерн планирует выпуск модели нового поколения, которая сократит расход топлива А330 на 15% и значительно уменьшит стоимость эксплуатации лайнеров для авиакомпаний.

Одна из наиболее популярных в прошлом моделей, в настоящее время уже снятая с производства. Самолет с более коротким фюзеляжем, чем другие модели концерна того времени, приняли в эксплуатацию, начиная с 1983, его дальность полета составляла 5,5 тысяч километров.

С тех пор модель несколько раз была усовершенствована: изменилась модификация крыльев, улучшена тормозная способность шасси, добавлено отвесное оперение из углепластика. Внутреннему проектированию салона также уделено немало внимания – расстояние между кресел, глубина полок, общедоступность индивидуальных средств в случае чрезвычайной ситуации находились на самом высоком уровне и отвечали всем принятым на то время стандартам. В настоящий момент крупные авиакомпании больше не используют данную модель, но перевозчики среднего сегмента и лоу-костеры все еще активно ее эксплуатируют.

Отечественное самолетостроение

Модели пассажирских самолетов в истории российской и советской авиации многочисленны и разнообразны. Конструирование первых отечественных самолетов началось еще при императоре Николае II, были созданы вполне успешные летательные аппараты «Русский витязь» и «Илья Муромец», которые проявили себя как отличные бомбардировщики на фронтах Первой Мировой войны. Для названия российских самолетов специально выбирались былинные герои, чтобы поддержать боевой дух в регулярных армейских частях.

После Октябрьской революции многие частные коммерческие компании по производству авиационной техники упразднили, вместо них появились подконтрольные государству конструкторские бюро с четко выверенным планом: работать только на военно-промышленный комплекс.

С наступлением мирного времени типы пассажирских самолетов стали разрабатывать с особым усердием, а воздушные перевозки набирали все большую популярность. Сейчас российская авиапромышленность во многом зависит от западных партнеров, но существуют и свои наработки, а число выпускаемых моделей в год постепенно растет.

Дополнительная информация. Еще на заре советского авиапрома родилась любопытная традиция: любая модель самолета называется именем конструкторского бюро, которое ее создало.

Ан-24

Разработкой самолета занималось КБ Антонова, за 17 лет выпуска были произведены примерно 1200 моделей. В советский период авиалайнер использовался на внутренних рейсах и хорошо справлялся с различными погодными условиями. Некоторые авиаперевозчики в РФ до сих пор эксплуатируют данную модель, способную перевезти до 52 пассажиров за раз. У самолета есть в наличии два турбовинтовых двигателя, он способен на беспосадочный полет до 2 тысяч километров.

Ту-134

Создавался как более безопасная, быстрая и менее шумная версия Ан-24 в КБ Туполева. Впервые выпущен в середине 1960-х годов, за 18 лет было сдано в эксплуатацию около 900 машин. В салоне самолета могут разместиться до 75 пассажиров, а расстояние беспосадочного полета равняется 2 тысячам километров.

Чтобы понять, насколько популярной была в свое время данная модель, достаточно открыть любую книгу, где авиация России рассматривается в историческом контексте. Достаточно напомнить, что самолет выпускался вплоть до 2013 года и долгое время неизменно занимал первые места в списке наиболее безопасных авиалайнеров в мире.

Начиная с 1968 года, выпущено чуть менее тысячи среднемагистральных авиалайнеров, способных пролететь без дозаправки почти 4 тысячи километров. Значительное количество все еще находится в эксплуатации и составляет весомую часть воздушного флота российских авиаперевозчиков.

Ил-62

К середине 1950-х годов гражданская авиация СССР не имела ни одного конструкторского бюро, делающего самолеты, способные на перелет между континентами. КБ Илюшина разработало Ил-64, в первых сборках способного перевозить 164 пассажира (позднее число возросло до 186) на расстояние более 11 тысяч километров.

Ил-96

Широкофюзеляжные самолеты России выпускаются, начиная с конца 80-х годов. Именно эта модель перевозит президента РФ в настоящее время. Он способен перевозить до 300 пассажиров на расстояние до 9 тысяч километров. Начиная с весны 2014, авиалайнер полностью выведен из эксплуатации и в настоящее время используется только национальным перевозчиком Кубы.

В настоящее время Россия может похвастаться продукцией компании «Сухой», которая выпускает среднемагистральные лайнеры, способные на беспосадочный полет на расстояние 4,5 тысяч километров и транспортировку почти 100 километров. С 2008 года выпущено 89 самолетов, которые эксплуатируются в таких авиаперевозчиках, как «Аэрофлот», «Utair» и «Interjet».

МС-21

Детище Иркутского авиазавода в виде среднефюзеляжного гражданского самолета, способного летать на расстояние до 6,4 тысяч километров, увидело свет в июне 2016, а первый испытательный полет прошел в конце мая 2017 года. Авиалайнер может перевозить до 180 человек, он рассчитан в первую очередь на внутренние рейсы.

Видео

Благодаря огромной конкуренции среди крупнейших авиаконцернов, пассажиры и авиаперевозчики находятся в выигрышной ситуации. С каждым годом пассажирские самолеты становятся все более технологичными, удобными и безопасными для людей, избравших данный вид транспорта для путешествий.

Летные геометрические и весовые характеристики, общая компоновка, применяемое оборудование, а также конструкция отдельных частей во многом определяются назначением самолета. По назначению все самолеты можно разделить на две большие группы: 1) гражданские и 2) военные.

Гражданские самолеты
Гражданские самолеты служат для перевозки пассажиров, грузов, почты и для обслуживания различных отраслей народного хозяйства. Они, в свою очередь, могут быть разделены на следующие основные типы.

1. Пассажирские самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почты. В зависимости от дальности полета, количества перевозимых пассажиров, размеров и типа взлетно-посадочных полос эти самолеты делятся на магистральные и самолеты местных линии.

Магистральные самолеты в зависимости от дальности полета делятся на:
а) ближние с дальностью полета 1000…2000 км;
б) средние с дальностью полета 3000…4000 км;
в) дальние с дальностью полета 5000…11 000 км.

Самолеты местных линий подразделяются на:
а) тяжелые с числом пассажиров 50…55;
б) средние с числом пассажиров 24…30;
в) легкие с числом пассажиров 8…20.

2. Грузовые самолеты, основным назначением которых является перевозка различных грузов.

3. Самолеты специального назначения, применяемые в различных областях народного хозяйства. Это самолеты полярной, сельскохозяйственной, санитарной авиации, самолеты для геологической воздушной разведки, для охраны лесов от пожаров, для аэрофотосъемок и др.

4. Учебные самолеты, служащие для подготовки пилотов. Они подразделяются на самолеты первоначального обучения и переходные. Самолеты первоначального обучения — это двухместные самолеты, достаточно простые в освоении и технике пилотирования. Переходные самолеты служат, для обучения пилотов полетам на находящихся в эксплуатации серийных самолетах.

Военные самолеты служат для нанесения ударов с воздуха по военным объектам, коммуникациям, живой силе и технике противника в его тылу и в прифронтовой полосе, для защиты своих объектов.и войск от авиации противника, для высадки десантов, транспортировки войск, техники и грузов, для разведки, связи и л.

В зависимости от конкретного назначения военные самолеты можно разделить на следующие типы.
1. Бомбардировщики, назначением которых является нанесение бомбовых ударов по важнейшим объектам, узлам коммуникаций, местам сосредоточения техники и живой силы противника в его тылу.

2. Истребители, которые служат для борьбы с авиацией противника. Они, в свою очередь, могут быть разделены на несколько видов:
а) истребители сопровождения, предназначенные для защиты от авиации противника своих бомбардировщиков, выполняющих боевую задачу;
б) фронтовые истребители, обеспечивающие защиту своих войск от
авиации противника над полем боя и в прифронтовой полосе;
в) истребители противовоздушной- истребители перехватчики, назначением которых является перехват и уничтожение бомбардировщиков противника.

3. Истребители-бомбардировщики, снабженные бомбами, ракетным и пушечным вооружением и служащие для нанесения ударов по объектам в районе передовых позиций и в ближнем тылу противника и для уничтожения его авиации.

4. Военно-транспортные самолеты, используемые для высадки десантов, транспортировки войск, техники и различных, грузов.

5. Самолеты-разведчики, предназначенные для ведения воздушной разведки в тылу противника и над театром военных действий.

6. Вспомогательные самолеты, куда относятся самолеты-корректировщики, самолеты связи, санитарные и т.п.

Основные части самолета и их назначение
Основными частями самолета являются крыло, фюзеляж, оперение, шасси и силовая установка.

Крыло — несущая поверхность самолета, предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы.

Фюзеляж — основная часть конструкции самолета, служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов.

Оперение — несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости.

Шасси — система опор самолета, служащая для взлета, посадки, передвижения и стоянки на земле, палубе корабля или на воде.

Силовая установка, основным элементам которой является двигатель, служит для создания тяги.

Кроме этих основных частей самолет имеет большое количество различного оборудования. На нем устанавливаются системы основного управления (управления рулевыми поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления), вспомогательного управления (управление механизацией, уборкой и выпуском шасси, створками люков, агрегатами оборудования и т.п.), гидро и пневмо оборудование, электро оборудование, высотное, защитное оборудование и др.

Классификация самолетов по схеме
Классификация самолетов по схеме производится с учетом взаимного расположения, формы, количества и типа отдельных составляющих самолет агрегатов. Схема самолета определяется следующими признаками:

1) количеством и расположением крыльев;
2) типом фюзеляжа;
3) расположением оперения
4) типом шасси;
5) типом, количеством и расположением двигателей.

Полностью охарактеризовать схему самолета можно лишь на основании всех этих пяти признаков. Классификация же лишь по одному или нескольким из них не может дать полного представления о схеме.

По количеству крыльев все самолеты делятся на бипланы и монопланы, а последние в зависимости от взаимного расположения крыла и фюзеляжа — на низко планы, среднепланы и высоко планы. По типу фюзеляжа самолеты делятся на одно фюзеляжные и двух балочные. В зависимости от условий взлета и посадки самолёты могут Иметь шасси колесное, лыжное, поплавковое. У гидросамолетов фюзеляж может выполнять функции и лодки. Встречаются смешанные схемы: колесно-лыжное шасси, лодка-амфибия.

В качестве основных двигателей на современных самолетах применяются поршневые и газотурбинные двигатели. Наибольшее распространение в настоящее время получили газотурбинные двигатели, которые, в свою очередь, делятся на турбовинтовые, турбореактивные, турбореактивные с форсажем и турбореактивные двухконтурные. Выбор типа двигателей, их количества и расположения определяется в значительной степени назначением самолета и оказывает существенное влияние на его схему.

Детям о самолетах: познавательная сказка про виды самолетов в картинках для детей, видео, задания, игры, презентация «Какие бывают самолеты и зачем они нужны» для детей.

Детям о самолетах

В этой статье Вы найдете познавательную информацию о самолетах и игры для детей на эту тему:

  1. презентацию и сказку «Какие бывают самолеты» для детей с заданиями и картинками,
  2. зачем нужны самолеты,
  3. логоритмику «Самолеты»,
  4. физкультминутки о самолета х,
  5. пальчиковую гимнастику про самолеты,
  6. подвижные игры про самолеты,
  7. дидактические игры для детей про самолеты.

Какие бывают самолеты

Познавательная сказка о самолетах для детей с развивающими заданиями и картинками

С чего всё начиналось, или зачем лететь на самолете на Остров Пальм?

Жил-да был в одном городе очень добрый человек. Это был очень знаменитый ветеринар. А ты знаешь, кто такой ветеринар и что он делает? (выслушайте ответ ребенка и уточните его, если необходимо). Это врач для животных. И наш ветеринар тоже лечил птиц, рыб, зверей. В городе его все звали уважительно – Петр Иванович Таблеткин. Или просто по фамилии — Доктор Таблеткин. Если заболела канарейка или повредила лапку собачка, жители города сразу же обращались к нему за помощью. И он всем помогал.

Однажды в погожий весенний день кто-то постучал в окно к ветеринару. «Кто это?» — удивился Петр Иванович и открыл окно. – «А! Галчонок. Залетай. Что принес? Письмо? От кого же? Давай прочитаю – видимо, это что-то срочное!». Петр Иванович открыл письмо и узнал почерк своего старого друга: «Здравствуйте, милый мой друг! Сейчас я работаю на Острове Пальм в океане. У нас началась эпидемия, очень многие животные заболели, нам нужна помощь. Очень прошу срочно прилететь к нам на остров и помочь. Прошу взять с собой набор лекарств и побольше. Твой друг Доктор Айболит».

«Срочно вылетаю!» — решил Петр Иванович – Только оставлю дежурить здесь вместо себя ветеринара Порошкова и соберу свой чемоданчик с лекарствами для животных». Сделав все эти дела, знаменитый ветеринар выехал в аэропорт.

Лётное поле

Рядом со зданием аэровокзала было поле. Очень необычное поле. Петр Иванович Таблеткин видел разные поля. Видел он поле для футболистов – оно называется «футбольное». Бывал он и на поле для игры в хоккей, оно называлось … Ты уже догадался, как? (хоккейное). И поле, на котором растет кукуруза он побывал – оно называлось «кукурузное поле». И поле, на котором растет рожь – «ржаное» поле. И поле с пшеницей. Наверное, ты тоже знаешь, как оно называлось — ? (пшеничное поле).

Но на таком поле он никогда еще не бывал. На нем были только одни самолеты. Ты уже догадался, что это было за поле и как оно называлось?

Примечание: Дайте возможность ребенку придумать название поля, а потом уточните, что это поле называлось «лётное». Почему? Да, потому что с него взлетают самолеты! На лётном поле было очень много разных самолетов и вертолетов. Петр Иванович никогда ранее на самолетах и вертолетах не летал, и поэтому растерялся. Какой же самолет мне подойдет и на каком я долечу до Острова Пальм?

Кто такой механик (техник)?

Вдруг увидел наш ветеринар маленький самолетик с двумя крыльями. А к нему подходил человек и дверь в кабину открывал. «Летчик пришел», — подумал Петр Иванович и помчался к самолету. — «Здравствуйте. Меня зовут Доктор Таблеткин. Я ветеринар. Мне надо срочно лететь на помощь моему другу на Остров Пальм. На острове заболело очень много животных. Можно на этом самолете туда долететь? Вы пилот и смогли бы мне помочь?»

— «Рад познакомиться», — улыбнулся в ответ ему незнакомец. – Меня зовут механик Винтов. Я не пилот. Я механик и слежу, чтобы самолеты были исправны. Мою профессию также называют «техник» . На этом самолетике долететь на остров Пальм, конечно, можно». — Он грустно покачал головой. — «Но лететь Вы будете слишком долго. Лучше садитесь на реактивный самолет, который вылетает завтра на Мадагаскар, так быстрее будет».

Знаменитый ветеринар очень удивился: « Мне надо на Остров Пальм и надо вылететь прямо сегодня. Зачем же я полечу не сегодня, а завтра, да еще и на Мадагаскар? И почему такая странная дорога будет быстрее?»

Винтов снова улыбнулся Петру Ивановичу и пояснил: «Реактивный самолет летит намного быстрее, чем этот маленький самолетик. Если Вы вылетите сегодня на этом самолетике, то будете лететь до Острова Пальм пять дней! И еще Вам придется несколько раз приземляться чтобы дозаправить самолет топливом. А реактивный самолет привезет Вас на Мадагаскар в тот же день. Там Вы пересядете на небольшой самолет и уже через несколько часов будете в нужном месте»

Самолеты винтовые и реактивные

Доктор очень заинтересовался этим сообщением и озадаченно спросил механика: «А как отличить быстрый самолет от медленного? Чтобы мне не ошибиться в следующий раз» — Посмотрите на эти два самолета. У одного самолета есть винт. Поэтому он называется «винтовой» , он летает медленно. Найдите винт у самолета на картинке.

А у другого самолета винта нет. Он называется «реактивный » и летит очень быстро!»

Задание ребенку: Найди на картинке винтовые самолеты и реактивные самолеты. Чем они отличаются друг от друга?

Формы крыла у самолета: прямое, треугольное, стреловидное.

«Ага, я понял!» – воскликнул Петр Иванович. –« Значит, если у самолета есть винт, то он медленно летает! А как-то еще можно отличить самолет скоростной от самолета медленного?» Техник Винтов с удовольствием стал объяснять дальше: «Есть ещё один важный признак. Это форма крыла у самолета. Посмотрите на это фото. На что похоже крыло?».

— «На стрелу!» — тут же ответил Доктор Таблеткин. «Да, — подтвердил с удовольствием Винтов. – «У этого самолета крыло имеет вид стрелы, поэтому такое крыло мы называем «стреловидное» . Если крыло стреловидное, то самолет летит быстрее, потому что такое крыло лучше рассекает воздух на большой скорости. А если крыло прямое – то скорость самолета ниже».

— А ещё какие крылья бывают у самолетов? — спросил врач — ветеринар.

— Бывает треугольное крыло, такие самолеты рассчитаны на очень большие скорости (такие скорости ещё называются сверхзвуковые ). Вот посмотрите на фото этого самолета — у него треугольное крыло.

Есть и самолеты с прямым крылом. Они летают медленнее всех других самолетов.

Задание детям: найди на картинке ниже самолеты: с прямым крылом, с треугольным крылом, со стреловидным крылом.

Ответы на задание для детей «Какие бывают самолеты»: синий квадрат — самолет с треугольным крылом, зеленый круг — самолет с прямым крылом, желтый квадрат и красный круг — самолеты со стреловидным крылом.

Зачем нужны разные самолеты?

— «А что такое «сверхзвуковые скорости и сверхзвуковые самолеты?»- спросил Петр Иванович Таблеткин.

— «Сверхзвуковыми называют самолеты, которые летают так быстро, что обгоняют звук от своего полета. Самолет уже пролетел, а звук до нас ещё не дошел. Такие самолеты летают в два раза быстрее обычных реактивных самолетов», — пояснил механик.

— «Я хочу полететь завтра на Остров Пальм на сверхзвуковом самолете!»- оживился Петр Иванович.

— «Долететь-то можно, но приземлиться, скорее всего, не получится. Остров то маленький, и сверхзвуковой самолет не успеет затормозить на летном поле», — уточнил Винтов.

— «А зачем нужны такие небольшие самолеты как тот, у которого мы стоим? Он с винтом, а значит медленно летает. И на нем быстро не долетишь. А вдобавок он еще и маленький. А это значит, что на нем много грузов не перевезешь. Зачем тогда он вообще нужен?» — спросил Петр Иванович.

-«О! Это очень важный и очень нужный самолет. У него есть одно чрезвычайно важное свойство. Видите, у этого самолета есть два больших крыла. И они расположены одно над другим, поэтому он может взлетать и садиться на очень маленькие площадки. И даже может сесть на пятачок земли на островке или в лесу.

Задание детям: А ты знаешь, что такое «пятачок земли» и откуда взялось это слово? (Пятачок – это пятикопеечная монета. Сейчас таким словом еще называют пятирублевую монету. Пятачком называют еще очень небольшой кусочек земли. А еще есть пятачок у поросенка – он тоже круглый и небольшой).

Техник Винтов продолжил: «Там, где не сможет сесть реактивный самолет, сможет приземлиться этот самолетик. Поэтому такие самолеты у нас летают на короткие расстояния в ближайшие села и развозят в них пассажиров и грузы. Сначала пассажиров и грузы доставляют большие реактивные самолеты в центральный большой аэропорт. А уже из него на маленьких самолетах их доставляют из этого большого города и главного аэропорта в небольшие городки и села».


Военные самолеты

Вдруг Таблеткин увидел на краю лётного поля самолеты без винтов. И в них заходили пилоты. Он радостно воскликнул: «Вот нужные мне самолеты! Они без винтов, а значит, они реактивные. И у них треугольные крылья, значит, они долетят до Острова Пальм очень — очень быстро, даже быстрее звука. Можно я полечу на них на Мадагаскар прямо сегодня? И с Мадагаскара я на маленьком самолете долечу до нужного мне острова»

«Конечно, этот самолет летает быстрее, чем любой пассажирский. Но на нем полететь не так просто!» — ответил механик. – «Ведь это военный самолет и в нем нет места для пассажиров. Видите, кабина рассчитана на одного летчика, а снизу висят ракеты ».

«Смотрите, а у другого самолета есть две кабины. Вторая кабина, наверное, предназначена для пассажира?» – спросил ветеринар.

«Нет, в задней кабине за летчиком должен сидеть штурман. Он подсказывает летчику, куда лететь. Это военный самолет. На всех военных самолетах места для пассажиров не предусмотрены. Поэтому на военных самолетах нет иллюминаторов — окошек» , — ответил Винтов.

Задания для детей:

Задание 1. Штурман всегда сидит сзади летчика. Найди на фотографии самолета кабину летчика и кабину штурмана.

Задание 2. А как вы думаете, это какой самолет — пассажирский или военный? Почему ты так думаешь? Как можно отличить по внешнему виду военный самолет от пассажирского?

Грузовые самолеты

«Скажите, пожалуйста, как можно перевезти животных с острова в мою клинику на лечение. Слоны и жирафы очень большие и тяжелые, они в пассажирский самолет не поместятся», — спросил Таблеткин.

«О! Для этого есть особые самолеты. Их называют грузовые. В грузовом самолете нет иллюминаторов. В нем очень большие двери для того, чтобы в него могли вместиться большие грузы. Посмотрите, вот на нашем летном поле идет погрузка в самолет. Чтобы груз поместился в самолете, у этого самолета нос и хвост открываются наружу – как будто это двери!

Вот начал подниматься вверх нос у грузового самолета. И он открылся как будто это не нос, а большая дверь в самолет!

Вот выдвигается впереди самолета вместо его носа специальная рампа, по которой в грузовой самолет сможет заехать техника. А сзади грузового самолета открываются грузовые створки. Сзади грузового самолета тоже есть рампа для заезда в самолет техники.

Самолет готов к погрузке!

Посмотрите, какой большой грузовой самолет! В такой самолет может поместиться и другой самолет поменьше, и большие машины, и даже вагоны поезда, и большой катер и даже несколько вертолетов, и танки, и строительная техника, и много автомобилей и автобус!»

Задание для детей: Посмотри на картинки и скажи, что будут перевозить по воздуху эти грузовые самолеты.

Петр Иванович был в восхищении от грузовых самолетов и их возможностей: «Теперь я буду спокоен за крупных животных! И буду знать, что при необходимости их можно перевезти в любую звериную больницу на материке. А какие ещё самолеты бывают кроме военных, пассажирских и грузовых?»

Какие еще бывают самолеты?

Механик Винтов промолчал в ответ и показал Таблеткину необычное фото. Посмотрите и вы на него. Как вы думаете, что здесь происходит и что за ниточки тянутся от первого самолета к другим? (выслушайте любые предположения детей, а после этого расскажите об этих самолетах). Он пояснил:

«Это самолеты — заправщики. Как вы думаете, почему они так называются — «заправщики»? (выслушайте ответы детей и их размышления и догадки). В грузовой самолет ставят большой бак для горючего и вешают шланги, к которым пристыковываются заправляемые самолеты для дозаправки. Это делается чтобы они смогли набрать горючего прямо в полете, не садясь на землю».

Вот еще один самолет — заправщик.

Есть на нашем летном поле и учебные самолеты. Как вы думаете, почему они так называются? Да, на этих самолетах учатся летать. Они очень маленькие. В них только два места: для летчика — инструктора и летчика, который учится управлять самолетом.

Бывают и спортивные пилотажные самолеты. В них естьтолько одно место — для летчика — спортсмена. Он показывает на этом самолете фигуры высшего пилотажа.

Вдруг раздался громкий шум. И на взлетно — посадочную полосу приземлился большой пассажирский самолет. «Он полетит на Мадагаскар завтра утром», — сказал Винтов. — «А сейчас после приземления и высадки пассажиров я пойду готовить его к завтрашнему полету. Приходите завтра, и Вы улетите на нем».

Петр Иванович Таблеткин поблагодарил Винтова за помощь. А назавтра утром он уже вылетал на самолете на Мадагаскар.

Что такое гидросамолет и самолет -амфибия?

Ближе к вечеру самолет приземлился на острове Мадагаскар. И Ветеринар пошел в здание аэровокзала узнать, как ему долететь до Острова Пальм.

«Извините, но рейсы на Остров Пальм отменены. Два дня назад на острове прошла буря и разрушила взлетно- посадочную полосу. Ее восстановление займет несколько дней», — сообщила ему диспетчер.

«Как же мне быть?» — спросил расстроенный Петр Иванович. — «Мне так важно как можно быстрее попасть на остров чтобы помогать людям и животным, попавшим в беду».

«Давайте мы Вас отправим на Остров Пальм гидросамолетом!» — предложила ему диспетчер. — Или самолетом — амфибией».

«А что это такое?» — удивился ветеринар.

«Слово «гидро» означает жидкость. Гидросамолет — это самолет, которому не нужна взлетно- посадочная полоса. Он может сесть прямо на воду. А ещё лучше использовать в таких случаях самолет — амфибию. Амфибии — это существа, которые могут жить и в воде, и на воздухе. И этот самолет может взлетать и с земли, и с воды, поэтому его так и назвали. У самолета — амфибии дно как у лодки, но есть и колеса как у обычного самолета».

«Я готов лететь на самолете-амфибии» — обрадовался Таблеткин.

«Пройдите к выходу номер 15. Самолет — амфибия улетает через один час».

Через несколько часов самолет — амфибия села на море рядом с Островом Пальм. Всех пассажиров пригласили пересесть на на катер, и катер доставил их в порт. «Ура! Как хорошо, что ты так быстро к нам приехал», -радостно встретил друга Доктор Айболит. — «Я плыл сюда на теплоходе целый месяц. Как тебе это удалось?». Мне помог механик Винтов правильно выбрать самолет и маршрут сюда. Расскажу тебе позже подробнее». И друзья пошли лечить зверей, которые давно уже ждали их помощи.

Детям о самолетах: зачем нужны самолеты

Самолеты придуманы людьми, чтобы обеспечить быструю перевозку людей и грузов. Ни один наземный и водный транспорт сейчас не может двигаться с такой скоростью как самолет.

После знакомства со сказкой, Ваш ребенок уже знает многие функции, которые выполняют самолеты, помогая людям. Дополните эту информацию.

Зачем нужны самолеты по их функциям:

  • Военные самолеты нужны чтобы защищать родину от врагов. Это могут быть истребители, бомбардировщики, разведчики, штурмовики, десантные, заправщики.
  • Грузовые самолеты перевозят грузы.
  • Пассажирские самолеты перевозят людей и их багаж.
  • Спортивные самолеты участвуют в соревнованиях.
  • Учебные самолеты используются для обучения полету летчиков и штурманов.
  • Сельскохозяйственные самолеты обрабатывают поля с урожаем и защищают их от вредителей.
  • Метеорологические самолеты — исследуют облака, тайфуны, влияют на погоду (вызывают дожди или прекращают их, разгоняя облака).
  • Санитарные и спасательные самолеты — перевозят больных и раненых, оказывают помощь пострадавшим людям.
  • Пожарные самолеты — тушат лесные пожары.
  • Экспериментальные самолеты и самолеты — летающие лаборатории — служат для испытания новых конструкций и двигателей.

Логоритмика: самолет

В ходе обучающего воображаемого путешествия на аэродром для знакомства ребенка с разными видами самолетов, вам захочется отдохнуть вместе с детьми. Сделайте упражнения логоритмики для малышей чтобы отдохнуть!

Логоритмика «Самолет»: первый вариант

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону, бег по кругу)

Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.

Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.

Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.

Второй вариант логоритмического упражнения «Самолет»

Ну-ка, летчики-пилоты,
Приготовились к полету
(дети стоят прямо, руки вниз, осанка гордая, плечи расправлены).

К самолету подошли
И по трапу вверх взошли
(маршируем или изображаем вход по трапу).

Начинается полет,
Загудел наш самолет.
(Дети приседают на одно колено, расставив руки в стороны как крылья самолета и гудят: ууууу)

Вверх поднялся, полетел.
(Дети встают на ноги, выпрямленные руки в стороны)
Летчик вправо посмотрел,
(Повернуть голову вправо)
Летчик влево посмотрел
(Повернуть голову влево).

Быстро полетел вперед
Быстрокрылый самолет.
(Руки в стороны, быстрый бег на носках по кругу)

Третий вариант логоритмики «Самолет»

Пролетает самолет
С ним собрался я в полет.
(Показать рукой в небо)

Правое крыло отвел
(Вытянуть правую руку в сторону, посмотреть на пальцы)
Левое крыло отвел
(Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть на пальцы)

Я мотор завожу
(Дети делают вращательные движения руками перед собой)
И внимательно слежу.

Поднимаюсь в высь – лечу-у-у-у
(Нужно подняться на носки, развести руки в стороны и бег по кругу)

На посадку я лечу,
Приземлиться я хочу.
(Дети приземляются на одно колено, руки опускают)

Дидактическая игра «Самолеты»

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 1. Для детей старшего дошкольного возраста. Устройте четыре летных поля: для пассажирских самолетов, для грузовых самолетов, для военных самолетов и для спортивно — тренировочных и учебных самолетов.

Попросите детей отгадать, зачем нужен самолет, изображенный на картинке.

Ребенку нужно разложить картинки самолетов по группам в соответствии с назначением самолета, отправив каждый самолет на подходящее ему летное поле и объяснив, почему он считает, что это грузовой самолет или что это пассажирский самолет.

Картинки для этой игры Вы найдете в статье

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 2. Игра для малышей. Цель игры — р азвитие слухового внимания. Предложите ребенку отгадать, высоко или низко летит самолет. Если Вы гудите высоким голосом, то самолет летит высоко, если низким — то низко.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 3. Игра для детей младшего дошкольного возраста.

Выложите перед ребенком 4 — 8 прямоугольников разного размера (для самых маленьких возьмите четыре фигуры, для детей постарше — шесть или восемь фигур) — это лётные поля (аэродромы). Они должны быть выложены перед малышом как сериационный ряд — то есть от самого маленького к самому большому.

Разложите вперемешку силуэты самолетиков разной величины. Количество самолетиков должно соответствовать количеству прямоугольников.

Задача ребенка — выложить самолетики в сериационный ряд по величине (от самого маленького к самому большому) и подобрать каждому самолету подходящее для него «летное поле». Т.е. расставить самолеты на «аэродромы» в соответствии с их величиной.

Дидактическая игра «Самолеты». Вариант 4. Для самых маленьких.

Детям с 2-3 лет можно дать картинки самолетов, разрезанные на части. Используйте для этого картинки из первого варианта игры «Самолеты». Для самых маленьких мы делим картинку на 2 равные части, затем — на 3- 4 части. Для более старших детей можно делить картинку ломаными линиями на большее количество частей.

Дидактическая игра «Самолет летит». Для детей старшего дошкольного возраста

Игра развивает умение ориентироваться на листе бумаги, прослеживающую функцию взора, развивает способность к сведению и разведению зрительных осей глаз ребенка.

Первый вариант.

Вам понадобится взлетно — посадочная полоса со стрелками. Нарисуйте «взлетно — посадочную полосу» для самолета — вертикальный прямоугольник. Разделите его вертикальной чертой на две части. На правой части взлетной полосы нарисуйте стрелку вверх, на левой — стрелку вниз.

Ход игры. Предложите ребенку повторять движение самолета взглядом, ориентируясь на стрелки на взлетно — посадочной полосе. Наш самолет движется по взлетно — посадочной полосе вперед (скользим взглядом по правой стороне прямоугольника вверх до конца полосы). Самолет поворачивает налево, делает разворот и разворачивается обратно. И следует по левой стороне полосы по стрелке (сверху вниз). Снова разворот и движемся вперед. А теперь постараемся сделать эти движения взглядом быстрее.

Второй вариант

Вам понадобится квадрат 4 х 4 клетки. Нарисуйте такой квадрат на листе бумаги. Клетки должны быть очень крупными. В дальнейшем Вы сможете увеличить количество клеток в квадрате, чтобы давать более сложные задания ребенку.

Сделайте два одинаковых квадрата — один Вы дадите ребенку, а другой будет у Вас в руках.

Поставьте в одной из клеток точку. В ней находится самолет.

Ход игры. Вы диктуете маршрут самолета, передвигая одновременно фишку по клеткам своего поля, а ребенок прослеживает его взглядом. Нужно не сойти с маршрута. Сначала маршрут составляет 3-4 хода. Например: «Одна клетка вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Доложите, где находится самолет?». Сравнивается место на Вашей «карте» полета и то, что получилось у ребенка.

Если ребенку трудно следить взглядом или он пока еще не очень легко ориентируется в пространстве, то на первых порах можно делать движения с фишкой. И лишь потом делать их в умственном плане и отслеживать взглядом.

Физкультминутки «Самолет»

Физкультминутку можно выполнить в любое время, когда Вы увидите, что ребенку нужен отдых. Выбирайте из этой подборки о самолетах ту физкультминутку, которая больше понравится Вам и Вашим малышам!

Физкультминутка про самолет «Мы летим над облаками»

Мы летим над облаками.
(Руки в стороны)
Машем папе, машем маме.
(По очереди машем обеими руками)

Видим, как течет река,
(Показываем руками волнообразное движение)
Видим лодке рыбака.
(Показываем руками, как рыбак забрасывает удочку)

Осторожнее: гора!
(Наклон влево — право)
Приземляться нам пора!

(Присесть на одно колено, руки в стороны)

Физкультминутка «Самолеты загудели»

Дети на первую строчку делают вращательные движения руками перед грудью. На вторую строчку дети выпрямляют руки в стороны как крылья у самолета и «летят» (бег по кругу). На третью строчку — приседают. На четвертую снова летят.

Самолеты загудели,
Самолеты полетели,
На поляне тихо сели,
Да и снова полетели.

Физкультминутка «Полетел наш самолет»

Полетели, полетели,
Мы руками завертели.
(Дети вращают руками перед грудью)

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет,
(Дети разводят прямые руки в стороны)

Правое крыло вперед,
(Поворот туловища вправо с заведением правой руки вперед)
Левое крыло вперед.
(Поворот туловища влево с заведением левой руки вперед).
Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.

(Бег по кругу с разведенными в стороны прямыми руками)

Физкультминутка «Появился самолет»

Руки ставим мы вразлёт:
Появился самолёт.
(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,
(Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз», делай «два».
(Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите.
(Руки в стороны, повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два!
Раз и два, раз и два!

Мы опустим руки вниз,
На места скорей садись! (Дети опускают руки вниз и садятся на свои места)

Смотрите, в небе самолет,
А в самолете том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.

Под самолетом — то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод (Автор — Александр Естафеев)

Какие движения делаются под эту песню Вы увидите в видео ниже. Сначала песня поется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.

Физкультминутка для самых маленьких «Расправил крылья самолет»

Жу-жу- жу, жу-жу-жу,
Я моторчик завожу.
(Вращательные движения руками перед грудью).
Расправил крылья самолет,
Мы отправляемся в полет
У-у-у-ууууу,
Мы летим в Москвууууу! (Руки в стороны, бег на носочках) Прилетели.

Физкультминутка «Мы сегодня самолеты»

Мы сегодня самолеты,
(Дети сидят и делают руками вращательные движения — «заводят мотор»)
Мы не дети, мы пилоты.
(Хлопки в ладоши).
Руки – нос, и руки – крылья
(прикоснуться пальцем к носу, а затем выпрямить руки в сторону как крылья)
Полетела эскадрилья. (бег, руки в стороны).

Детям о самолетах: подвижная игра «Самолеты»

Игра 1. Игра «Самолеты» для закрепления правильного произношения звука р.

Дети делают вращательные движения руками перед грудью — «заводят моторы» и говорят ррррр. Затем бегут по кругу, держа выпрямленные руки в стороны как крылья самолета. На словах «Самолеты, на посадку!» дети должны быстро «прилететь» на аэродром и сесть на одно колено, держа руки в стороны как крылья.

Игра 2. Подвижная игра «Самолеты». В этой игре дети познакомятся с командами, которые дает диспетчер пилоту.

В игре в самолеты также дети научатся действовать по сингалу, а также бегать по площадке в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Покажите детям все игровые действия.

Взрослый выполняет роль диспетчера дает сигнал: «Запустить двигатель!», и дети делают вращательные движения руками перед грудью. Далее взрослый в роли диспетчера говорит: «Выруливайте на взлет, взлетайте. Полетели!», а дети разводят прямые руки в стороны и летают по площадке.

В конце игры дается сигнал: «На посадку! Заруливайте на стоянку», и дети прибегают на «аэродром» (место, где находится аэродром, обговаривается до начала игры).

Могут быть и другие команды диспетчера: «Туман! Разворачивайтесь. Летите на запасной аэродром», «Облетайте грозу», «Вы опасно сближаетесь. Уступите дорогу самолету … .(название)»

Обратите внимание: В этой подвижной игре ребенок узнает, что может быть в полете и как реагировать на эти события пилоту. Эту информацию дети смогут использовать и в своих сюжетно -ролевых и режиссерских играх с самолетами.

Пальчиковая гимнастика «Самолет»

Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет»

Для пальчиковой гимнастики мы будем использовать стихотворение В. Шишова «Я построю самолет».

Я построю самолёт,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
В. Шишков

Движения руками в пальчиковой гимнастике «Самолет»: вариант 1.

  • первая строчка. Дети стучат кулачками друг о друга.
  • вторая строчка. Дети изображают, как надевают шлем на голову.
  • третья и четвертая строчка. Волнообразные движения обеими руками.
  • пятая строчка. Правая ладонь у бровей как будто смотрим вдаль.
  • шестая строчка. Левая ладонь у бровей — смотрим вдаль.
  • седьмая строчка — рисуем в воздухе круг правой рукой
  • восьмая строчка — делаем над головой фигуру — «крышу» — обеими руками.

Другой вариант пальчиковой гимнастики «Самолет»

  • первая строчка. Прямые руки разводим в стороны как крылья самолета.
  • вторая строчка. Двумя руками показываем шлем над головой.
  • третья и четвертая строчка. Ребенок кладет ладошки на стол тыльной стороной вверх и шевелит всеми пальчиками на обеих руках, чуть приподнимая их с поверхности стола.
  • пятая и шестая строчка — делаем «брызгающие» движения всеми пальчиками обеих рук одновременно.
  • седьмая строчка — обхватываем обеими руками воображаемый шар
  • восьмая строчка — перекрещиваем руки (левая рука смотрит вправо, а правая — влево и шевелим пальчиками обеих рук как крыльями птички)

Пальчиковая гимнастика «Самолет построим сами»

Вам понадобится обычный карандаш. Положите карандаш на середину среднего пальца правой руки (кисть находится ладонью вниз). Пропустите другой карандаш под указательным и безымянными пальчиками (это делает взрослый). Получается самолет из двух карандашей. Ребенок изображает как летает его самолет под стихи А. Барто:

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Затем повторите это движение другой рукой.

Пальчиковая гимнастика «Летит самолет высоко-высоко»

Правая рука ребенка изображает самолет: нужно развести и выпрямить большой палец и безымянный палец. Это крылья самолета. А другие три пальчика (указательный, средний и безымянный) держать рядом друг с другом, не разводя их друг от друга (это корпус самолета).

Летит самолёт высоко-высоко,
Ему на посадку зайти нелегко!
(Дети передвигают руку — самолет в разных направлениях, следя чтобы и крылья самолета «смотрели» в сторону, и чтобы корпус самолета был едиными и не разделялся на отдельные части).

Лётчик за кругом делает круг.
Ему самолёт товарищ и друг!
(Дети делают движения по кругу рукой — самолетом).

На взлётную полосу сел самолёт,
Вперёд побежал — и закончен полёт.
(Дети опускают руку — самолет на стол, передвигают ее по столу и останавливают руку).

Двери открылись, под трапом земля,
И пассажиров встречают друзья.
(Развести ладони)

Презентация для детей про самолеты

Также Вы можете скачать эту же презентацию по познавательной сказке про самолеты в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» справа под видеозаписями сообщества).

Видео для детей о самолетах

В этом видео дети узнают о необычных самолетах — гидросамолетах, самолетах — амфибиях. Видео будет интересно детям школьного возраста и взрослым. Это видео моего любимого телеканала «Радость моя».

И еще одно видео этого же телеканала для детей — видео о самолетах — гигантах и о том, что такое авиамоделирование.

Еще о самолетах для детей:

34 загадки для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Виды загадок. Как сочинить загадку о самолете вместе с ребенком.

Эту статью мы подготовили специально для мальчишек сайта «Родная тропинка» как подарок к празднику 23 февраля совместно с моим мужем.

Познавательную сказку для детей о самолетах и их видах и презентацию создал для детей мой муж Андрей — авиаконструктор по профессии. А я — автор этого сайта — разработала игры и задания для детей по теме «Детям о самолетах». Мы включили в материалы статьи только ту информацию о самолетах, которую ребенок может использовать в своих играх о путешествиях, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, изображая в них разные виды самолетов.

Мы старались учесть главное требование к познавательной сказке для ребенка — чтобы он сам активно участвовал в ней, задавал вопросы, сравнивал, анализировал, обсуждал, делал выводы, доказывал, а не просто запоминал. И я очень надеюсь, что нам это удалось! Будем благодарны за Ваши комментарии к этой статье.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки