Как подъехать к канатной дороге ай петри. Гора Ай-Петри в Крыму: как добраться и что посмотреть. О зубцах Ай-Петри и красном флаге

12555

Среди самых популярных рукотворных чудес Крыма одно из первых мест занимает знаменитая канатная дорога Мисхор-Ай-Петри. Ее особенности – наличие самого протяженного безопорного участка длиной в 1670 м и угол подъема в 46 градусов − обеспечили ей место и в Книге рекордов Гинесса.

Работа над созданием дороги была начата еще в 1967 году и продлилась около 20 лет! Очень много времени ушло на регулировку стальных канатов, но на стадии реализации проекта возникло непредвиденное обстоятельство – канаты опустились прямо на скалы. Выхода было два: или разрушать скалы, или изменить проект. К счастью, проектировщики не смогли посягнуть на красоту и изменили проект.

Зимой 1987 года приемочная государственная комиссия приняла работу, и уже в мае этого же года ее оценили первые пассажиры. С тех пор канатная дорога на Ай-Петри стала любимой достопримечательностью всех туристов. Работает она круглогодично, останавливаясь на профилактику лишь на несколько недель в феврале. За все время ее работы аварий не было, лишь однажды, в 2013 году, случилась неприятность, когда отключилось электроснабжение дороги. Никто не пострадал, но с тех пор фуникулер обслуживается собственной автономной электростанцией. Кроме того, в том же 2013 году стальной канат был заменен на новый, так что канатная дорога Ай-Петри 2019 год встречает в отличном состоянии.

Канатная дорога на Ай-Петри в цифрах

Многих заинтересуют технические и географические подробности:

  • начинается дорога в Мисхоре на высоте 86 м (здесь и далее указана высота над уровнем моря);
  • станция «Сосновый бор» располагается на высоте 391 м;
  • длина первого, нижнего участка составляет 1310 м;
  • длина второго, верхнего безопорного участка — 1670 м;
  • угол подъема на втором участке дороги составляет 46 °;
  • общая длина канатной дороги на Ай-Петри — 2980 м;
  • верхняя точка находится на высоте 1153 м;
  • время пути составляет 15 минут;
  • для обеспечения равномерности нагрузки на каждом участке работают по две кабинки;
  • одна кабинка вмещает 30-40 пассажиров;
  • вес кабинки около 1,5 тонн;
  • обслуживают канатную дорогу около 130 человек, но в летний период их количество увеличивается.


Меры безопасности

У некоторых людей канатная дорога в Крыму на Ай-Петри может вызвать волнение. Бояться не стоит! Вы забудете о страхе, как только перед вами откроется потрясающая красота крымского побережья, а заботу о безопасности вашей жизни берет на себя обслуживающий персонал канатной дороги.

Каждое утро дежурная бригада осматривает все узлы и агрегаты, проверяет электрику и канаты, только после этого дорога начинает работать. На каждой станции есть дежурные, следящие за посадкой и выгрузкой пассажиров, а каждый вагончик сопровождает проводник.

На всех станциях есть стенды с графиком работы и контактными данными служащих дороги. В летнее время желающих подняться по канатной дороге на Ай-Петри много, и с 2019 года на всех станциях есть телевизоры, система кондиционирования и очень удобные зоны ожидания.

На Ай-Петри канатная дорога цену 2019 имеет доступную, к тому же вы может купить сувениры на память о поездке в одной из сувенирных лавок на станциях. При возникновении какой-то проблемы всегда можно обратиться к персоналу, администраторы, дежурящие на станциях, ответят на все вопросы.


Описание маршрута

Итак, вы забрались в кабинку, и она начинает двигаться. До средней станции ее скорость будет 7-8 м/сек. Под вашими ногами проплывают трасса, виноградники, сосновый лес, хорошо видны опоры дороги, и чем выше вы поднимаетесь, тем лучше видно море. Перепад между нижней и средней станциями всего 220 м.

Впереди станция «Сосновый бор». Скорость снижается до 5 м в секунду, и вы уже не видите опор – вагончик поднимается только по канатам, угол наклона меняется и вам начинает казаться, что еще немного, и вы врежетесь в гору. Ощущения просто потрясающие! Конечно, этого не случится, но у всех туристов, кто впервые будет подниматься по канатной дороге Ай-Петри в 2019-м таким путем, захватит дух. Перепад между средней и конечной станцией составляет 850 м, может даже немного заложить уши. Но вид с такой высоты заставит вас забыть и об этом: бесконечное море, земля, покрытая густым лесом, и крохотные машинки, бегущие где-то далеко внизу! В ясную погоду видно все побережье Крыма от Фороса до самого Судака, а когда вершину Ай-Петри окутывают облака, вы ахнете от нереальности происходящего, ведь проступающие сквозь туман скалистые обрывы выглядят еще фантастичнее и неприступнее!

Конечная остановка — вы на плато Ай-Петри. И вниз спешить совсем необязательно, ведь здесь вас поджидают кристально чистый воздух, яркое солнце и природные чудеса. Вы можете спуститься в пещеры (Трехглазка, Геофизическая, Ялтинская), самостоятельно совершить восхождение к вершине Ай-Петри или посетить водопад Учан-Су.


Канатная дорога Ай-Петри: цена 2019

Такое путешествие не самое дешевое – цена детского билета в 2019 году составит 250 руб. (до 6 лет бесплатно), а взрослого – 400 руб. Зато с собой можно провезти рюкзак и даже велосипед, правда, багаж тоже оплачивается.

Режим работы канатной дороги Ай-Петри 2019 остался прежним:

  • подняться можно с 9 до 17 часов;
  • спуститься – с 9 до 18 часов.

Как добраться

Добираться до канатной дороги на Ай-Петри в 2019 году так же просто, как и раньше: из Ялты в поселок Мисхор идут два автобуса – № 102 и 32, цена билета около 30 рублей. Ехать до остановки «Нижняя станция канатной дороги».

Гора Ай-Петри - это бесценный бриллиант из сокровищницы природных достопримечательностей Крыма. С её вершины, находящейся на внушительной высоте 1234 метра над уровнем моря, открывается наиболее зрелищный и эффектный вид во всём Крыму на длинный участок прибрежной полосы; видимость с вершины - более чем на сто километров по обе стороны побережья. С Ай-Петри практически как на ладони видны такие населённые пункты, как Ялта, Алупка, Гаспра, Симеиз и другие. В ясную погоду слегка просматривается даже Судак и близлежащие к нему горы, до которых отсюда более 100 километров. Это поистине грандиозно!

Гора находится на территории Ялтинского горно-лесного заповедника и сама по себе является яркой достопримечательностью из разряда незабываемых. Для того, чтобы только попасть на ее вершину, нужно пережить настоящее приключение, которое гарантирует особое удовольствие любителям острых ощущений.

Вид в горы ай Петри


Вид на Ай Петри из Воронцовского парка

Легенда об Ай-Петри

Одна из легенд о горе Ай-Петри связана, конечно же, с Ветром. В незапамятные времена родил великий Океан огромную гору с зубцами на вершине. На самом верху было так красиво и солнечно, что там поселился могучий Царь Ветров. Очень любил Царь резвиться и играть с облаками: разгонять их, формировать из них причудливые образы. Но, как говориться, что для Ветра игры, для человека - сплошные несчастья и разрушения. Разбушевавшиеся ветры ежегодно наносили огромный урон поселениям у моря. Решили тогда люди договориться с Ветрами, и собрали Совет. Долго совещались самые мудрые представители племен. При этом самый тихий воин по имени Петр, заявил, что знает, как покорить Ветер. Старейшины на это только рассмеялись, и посоветовали молодому войну подрасти и не умничать. Тогда темной ночью Петр в одиночку направился на самый пик Горы в обитель Ветров. Отыскав на вершине Царя Ветров, Петр заявил, что отныне ветры будут служить человеку. Разозлился Царь Ветров и подул изо всех сил. Петр незаметно вытащил из-за спины бычий пузырь, тот набрал воздух, и Петр оторвался от земли. Смельчак не испугался, а спустился с горы как-бы на воздушном шаре, умело им управляя. Понял тогда Царь Ветров, что люди обманули его, и смогли обуздать стихию. Гору с тех пор назвали в честь Святого Петра, который смог обуздать ветер и научил людей умело использовать его энергию.


Гора Ай Петри

Три способа попасть на Ай-Петри

  • на канатной дороге Мисхор - Ай-Петри (стоимость проезда в одну сторону - 65 гривень или около 8$, детский - 30 гривен)
  • на автотранспорте по крутой серпантинной дороге Ялта - Бахчисарай (цена зависит от типа транспорта и количества людей, в среднем - 50-100 гривень или 6-12$)
  • пешком по так называемой Мисхорской тропе (это самый сложный способ, подниматься придётся несколько часов).

Канатная дорога Мисхор-Ай Петри

Конечно, большинство туристов (и я не исключение) предпочитают вариант с канатной дорогой.
Подъём на Ай-Петри по канатной дороге длится около 15 минут. Перед ним люди заходят в кабинки по 40 человек, которые держатся на прочных стальных тросах. Во время подъёма на Ай-Петри захватывает дух и возникает удивительное ощущение, которое можно сравнить с замедленным полётом на самолёте, в то время как могучие сосны остаются всё ниже под вами. Постепенно начинает открываться волшебная панорама морского побережья и посёлков, а окружающая местность выглядит, как игрушечный макет на ладони. Во время подъёма или спуска предстоит один раз выйти из кабины и тут же перейти в другую на пересадочной станции, которая находится посреди горного леса и называется соответственно - Сосновый бор. Кстати, верхний участок пути уникален, ведь он - самый длинный в Европе безопорный отрезок канатных дорог, протяжённость его превышает полтора километра, а угол подъёма доходит до 46 градусов.

Чтобы воспользоваться канатной дорогой для подъёма на гору Ай-Петри, нужно приехать в Мисхор (это часть посёлка Гаспра), именно там находится нижняя станция канатного пути. Спуск в Мисхор осуществляется с Южнобережного шоссе. Если ехать из Ялты, то доехать к нижней станции канатной дороги можно на автобусных маршрутах 27 и 32.


Канатная дорога Мисхор Ай Петри

Чем заняться на Ай-Петри

Поднявшись на плато Ай-Петри на высоту 1153 метра, а именно там находится верхняя станция канатной дороги, можно прогуляться пешком на самую вершину горы - в геологический заказник "Зубцы". Посещение заказника платное и обойдётся в 20 гривень (2,5$). Называется он так, потому что верхняя часть Ай-Петри состоит из вытянутых острых скал в форме зубов разного размера.


Зубцы Ай Петри

На плато Ай-Петри находится много ресторанчиков и точек продажи сувениров и других вещей. Торгуют здесь, как правило, крымские татары.


Торговля на вершине Ай Петри

Кроме того, на Ай-Петри можно совершить прогулку на лошадях, или спуститься холодные пещеры.


Прогулки на лошадях на ай Петри

Где покушать на Ай-Петри

На самой вершине, около верхней станции фуникулера расположены целый ряд кафе и ресторанчиков. Там можно отведать вкуснейшие блюда местной кухни: лагман, шурпу, манты, плов, чебуреки, лепёшки. В ресторанах чебурек стоит 25 гривень (3$), лагман, шурпы, манты, плов - 35 (4$).

Самое популярное Кафе «Верхнее» - татарская кухня, с прекрасным видом на Побережье.


Ай-Петри зимой

Очень интересно на Ай-Петри зимой, когда плато горы покрывает снег. В этот период у подножия горы чаще всего тепло, погода осенняя, а вот у вершины и на плато - настоящая снежная зима с сугробами. В этом ещё одна уникальность данной горы: всего за 15-20 минут по канатной дороге (а работает она круглогодично) можно попасть из осени в зиму и наоборот. Ну не чудо ли?
Найдут для себя отдушину в зимний период на Ай-Петри и лыжники, ведь здесь есть несколько лыжных трасс разных уровней сложности, напрокат можно взять любые атрибуты для лыжников, работают бугельные подъёмники, всем начинающим предлагают свои услуги по обучению инструкторы. Везут к лыжным трассам от верхней станции канатной дороги на скоростном снегоходе - это ещё одна порция адреналина и ярких впечатлений, которую дарит Ай-Петри.

Пещеры на Ай-Петри

Чем ещё можно заняться на горе? Осмотреть пещеры, их тут около 300. Но три открытых для осмотра, и находятся они совсем недалеко от верхней станции канатной дороги, куда попадают туристы после путешествия вверх на канатке. Указатель к пещерам стоят на плоскогорье, метрах в 500 от верхней станции.


Одна из пещер называется Геофизическая, Трёхглазка, третья - Ялтинская.


В пещере Геофизическая

Пещера Трёхглазка известна тем, что там за зиму образуется толстенный слой льда, который не тает аж до середины лета. При этом, почти круглогодично в пещере держится постоянная температура - около 0 градусов. Это так необычно - попасть за несколько минут из летнего зноя в такой холод. Спуск в пещеру Трёхглазка осуществляется по металлической лестнице.

Спуск в пещеру


В Пещере Трехглазка

Находящаяся рядом пещера Ялтинская открыта относительно недавно - в 1997 году, она порадует взор загадочными многовековыми сталактитами, сталагмитами, другими натёчными образованиями и каменными цветами.


В Пещере Ялтинская

Посещение пещер на Ай-Петри платное, вход в каждую обойдётся в 5-7$ (около 50 гривен).

Ещё любопытный факт: вершина горы Ай-Петри признана самым ветреным и туманным местом в Украине, так, здесь более 200 туманных дней в гору, а сила ветра порой достигала 50 метров в секунду! Эффект туманности чаще всего образуют облака, которые свободно хозяйничают прямо на горе, проходя прямо здесь, на такой высоте. Находясь на Ай-Петри, можно попасть в самую середину тучи - это ещё одно чудо, которое совершается с теми, кто не побоялся взобраться на эту удивительную гору.

Нам же повезло, на небе не было ни облачка.


Экскурсии на Ай-Петри

В любом из южнобережных посёлков Крыма можно заказать экскурсию на вершину Ай-Петри с проездом по канатной дороге. При этом, вас привезут прямо к нижней станции канатной дороги в Мисхор, а группу будет сопровождать русскоязычный гид и рассказывать про гору, про связанные с ней легенды, про окружающую местность и про посёлки, виднеющиеся с горы во всей красе внизу у взморья. Средняя стоимость такой экскурсии - около 150-170 гривень (20$). Купить экскурсию можно в любом туристическом городке, например, на набережной. Как правило, продавцов экскурсий искать не надо, потому что они сами очень инициативные.

Все статьи по направлению Крым

Официальный сайт Канатной дороги Мисхор-Ай Петри

Гостиницы в Крыму

Забронировать отель в Ялте

Отели в Алупке: бронирование, отзывы

Высоту горы Ай-Петри запомнить легко – 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр».

Способы подняться на Ай-Петри

На канатке

Это, пожалуй, самый популярный и живописный вариант подъема на гору. Канатная дорога «Мисхор – Сосновый бор – Ай-Петри» берет свое начало практически у самого берега моря, в поселке Мисхор, и поднимает на высоту 1234 м. Стоимость проезда – 300 рублей, уточнить график работы канатной дороге можно на официальном сайте .

Кабина фуникулера рассчитана на 35 человек. Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Это один из самых длинных безопорных пролетов в Европе. Превзошла крымскую канатку только дорога в Германии, где в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролёта 1980 м. Подъемник на Ай-Петри может похвастаться своей безаварийной работой.

На маршрутке или машине

Если ехать из Ялты в сторону Алупки по Южнобережному шоссе, то в районе поселка Виноградное вы увидите поворот направо на Бахчисарай. 22 км горного серпантина приведет к конечной станции канатной дороги «Ай-Петри». Дорога очень живописная, она проходит мимо водопада Учан-Су, горного озера и нескольких смотровых площадок.

Оставить машину можно на платной парковке возле конечной станции канатной дороги.

Пешком

Наверх ведет так называемая Кореизская (Мисхорская) тропа, протяженность которой 4 км. Берет свое начало напротив крымскотатарского поселка Чатал-Кая, пеший маршрут начинается сразу от остановки «Самота» на Южнобережном шоссе.

Рынок на Ай-Петри

Первое, с чем вы встретитесь, оказавшись наверху – огромный рынок, который расположился прям на пути к знаменитым зубцам Ай-Петри (несколько отдельно стоящих скал). Здесь вам в очень навязчивой форме предложат купить сувениры, сладости и теплые вещи. Продавцы – в основном татары. Рынок работает в любое время года. Сам проход на Ай-Петри платный.

44.448089 , 34.056201 Высоту горы Ай-Петри запомнить легко - 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр». Ай-Петри

Основные моменты

Гора Ай-Петри является визитной карточкой южного Крыма. Горная вершина покоряет путешественников неповторимыми линиями своих фигурных зубцов и необычной, несколько даже причудливой цветовой гаммой скал, поэтому ее по праву называют самой живописной на полуострове. Она же – самое ветреное место в Крыму, где в свое время была зарегистрирована рекордная скорость ветра – 50 метров в секунду. Именно здесь метеорологи в 1970 году зафиксировали 215 туманных дней в году, что тоже стало для региона своеобразным рекордом.

Зубцы горы Ай-Петри

Высота главной вершины Ай-Петри составляет 1234 метра. В силуэте горы также отчетливо просматриваются Восточная и Западная оконечности. В целом, она состоит из четырех крупных, 65-80 метров высотой, выступов на гребне, а также множества мелких. Линия морского горизонта с вершины просматривается примерно на 130 км, в то время как с ялтинского побережья всего на 10 км.

Зачастую под Ай-Петри понимается весь одноименный горный массив, однако собственно эта вершина располагается на юге плато. Она-то и является самой посещаемой туристами. Экскурсионная программа обычно продолжается 5-6 часов и включает в себя немало интересного. Один только подъем по канатной дороге чего стоит! Кроме того, путешественники могут посетить так называемую «Ялтинскую пещеру», прогуляться по буковой роще вплоть до самой вершины горы и даже совершенно бесплатно продегустировать крымские вина.



Попасть на самую известную вершину Крыма можно различными путями, самым популярным и комфортным из которых считается путешествие по канатной дороге из курортной Ялты. Но независимо от того, как вы доберетесь до Ай-Петри, вас ждут самые незабываемые впечатления. А ещё – знакомство с другими расположенными здесь достопримечательностями: вершиной Бедене-Кыр, Ай-Петринским меридианом, метеостанцией, загадочными местными пещерами.

Присмотревшись же к самой горе, можно увидеть древние коралловые отложения – окаменелости в виде трубочек и веточек, которым, как минимум, несколько десятков миллионов лет. Какие тайны хранят они в себе? Наверняка это интересно каждому, и каждый хотел бы разгадать их. Что ж, в таком случае вам не остается ничего другого, как приехать в Крым и попытать счастья…



Природа и климат

Гора Ай-Петри представляет собой прочный известняк с однородной структурой, появившийся примерно 200 миллионов лет назад из бурливших в этом месте океанских вод. Ее вершина имеет зубчатую форму, составляет единый комплекс больших и малых скальных образований, возвышающихся над яйлой. Если смотреть на гору Ай-Петри со стороны моря, профиль вершины чем-то напоминает средневековую крепостную башню, возведенную для защиты горного плато.

Панорама горы Ай-Петри из Алупки

Плато примечательно и само по себе, ведь здесь, будто уцепившись за скалы, разместился реликтовый буково-грабовый лес. Гуляя по нему, можно любоваться крымскими соснами и даже встретить ягодный тис. Основные «жители» массива, бук и граб, высоту имеют солидную – 10-15 метров, а в диаметре достигают примерно полуметра. Именно в этом лесу находится необычная «сосна-самолет», прозванная так благодаря своим раскидистым ветвям.

Есть в окрестностях горы Ай-Петри и так называемая «Пьяная роща», объединяющая семейство сосновых деревьев. Они как бы парят над поврежденном оползнями склоне, на котором, собственно, и растут. Говоря в целом, растительный мир самой известной горной вершины южного побережья Крыма включает в себя свыше 600 видов деревьев и кустарников, в том числе и различных трав. Здесь настоящее раздолье для любителей цветов – ландышей, крокусов, пионов, подснежников, резух, крокусов, фиалок и других, встречающихся тут в изобилии.


Одним из самых шустрых, ловких и проворных пресмыкающихся считается крымская скальная ящерица. В летние дни туристы, гуляя на склонах Ай-Петри, могут с ней повстречаться. Многие по незнанию боятся ее, но делать этого не нужно, поскольку ящерица не ядовита и, соответственно, не опасна. Еще одних ярких представителей местной фауны – черных грифов и белоголовых сипов – можно увидеть величественно кружащими над скалами. Не исключено, что в далекие времена животный мир Ай-Петри был значительно богаче. Однако сейчас братья наши меньшие отсюда фактически разбежались, поскольку эта достопримечательность из-за ежегодного «нашествия» туристов стала местом шумным и многолюдным.

Оказавшись на вершине горы Ай-Петри, нельзя не оценить невообразимой красоты панораму, открывающуюся с этой природной смотровой площадки. Перед вами предстанут замечательные виды южного берега Крыма, начиная от Симеиза и заканчивая Аю-Дагом. Особенно сильное впечатление вызывает пребывание на другой смотровой площадке, что на скале Шишко. Ее уникальность в том, что она располагается прямо над обрывом. Да еще и высота приличная: 1182 метра.

На вершине Ай-Петри, и об этом никогда не следует забывать, значительно прохладнее, чем у моря. Разница температур составляет примерно 7-8 градусов. Даже летом, когда кругом жара, горный массив то и дело оказывается окутанным туманами. К тому же, внезапно может пойти холодный дождь. Другой заметной особенностью ай-петринского климата являются сильные, пронизывающие ветра, дующие почему-то в самые жаркие дни. Их скорость может достигать 50 метров в секунду, что вполне ощутимо: воздушный поток реально может сбить с ног. Зафиксирован даже своеобразный рекорд: в 1949 году ветер, дувший со скоростью больше 15 метров в секунду, не унимался в течение 125 дней.

В какой-то момент люди решили обратить силу ветра себе на пользу, установив на плато ветроэлектростанцию. Однако он не дал себя приручить, сорвав с сооружения лопасти. Теперь ветроэлектростанция находится в нерабочем состоянии. При этом комплекс радарных станций, построенных еще в советское время на Бедене-Кыр («Перепелиной горе»), ветер не тронул. Видно, не «по зубам» он ему оказался. Предназначение комплекса – осуществление наблюдений за земной атмосферой и космическим пространством.

История и легенды


Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Примерно 160 миллионов лет назад окрестности Ай-Петри были совсем не такими, какими мы их видим сегодня. Они представляли собой достаточно зловещее место, где доминировали вулканы, и спящими они отнюдь не были. Остатки этих древних исполинов сохранились возле поселков Форос и Мелас. Самые старые образцы породы, из которых состоит гора Ай-Петри, можно увидеть в обрывах над дорогой в районе реки Коккозки. Она ведет из Ялты и бывшей столицы Крымского ханства – Бахчисарая – через поселок Соколиное Бахчисарайского района.

Если говорить о вершине горы, то она представляет собой ископаемый риф, возраст которого исчисляется миллионами лет. Известняковая порода лежит здесь пластами, в ее составе окаменевшие остатки прежних «жителей» морской акватории: водорослей, кораллов и моллюсков. Массивы рифов устремляются вниз более чем на 500 метров, словно уходя в глубину веков. Ай-Петринские зубцы, эти визитки большой Ялты, сформировались в процессе эрозии и выветривания, который занял не менее тысячелетия. Они, словно каменная корона, венчают собой крутой отвесный обрыв.

На одном из зубцов находится крест. Как он тут оказался? Оказывается, его поставили во время съемок в 1936 году культового советского кинофильма «Дети капитана Гранта» по мотивам произведения Жюля Верна. В этих же местах проходили съемки еще одной очень популярной приключенческой киноленты «Сердца трех». Таким образом, гора Ай-Петри – это не только природная, но и культурная достопримечательность Крыма, точнее даже сказать «кинематографическая».

Что же касается легенд, то самой известной и, можно сказать, «раскрученной» считается история большой любви двух молодых людей, очень похожая на трагедию Ромео и Джульетты. А начиналась она так. В окрестностях горы в далекие времена проживали две состоятельные семьи, в одной из которых рос сын, а в другой – дочь. Они влюбились друг в друга и решили пожениться, однако родители были против их союза. Семья девушки давно уже имела виды совсем на другого парня в качестве ее мужа. Точно так же и молодому крымскому «Ромео» отец и мать нашли богатую невесту. Перед влюбленными был поставлен нелегкий выбор: или они соглашаются на выгодный брак, одобренный родителями, или их ждет изгнание из дома с перспективой прожить жизнь в забвении и бедности.

Но молодые люди так крепко любили друг друга, что решили уйти из жизни, посчитав это избавлением, так как никто из них не хотел связать свою судьбу с нелюбимым человеком. Они пришли на вершину Ай-Петри, чтобы, взявшись за руки, спрыгнуть с нее вниз. Но когда добрались на место, увидели, что узкие зубцы могут пропустить только одного человека. Петр – так звали юношу – на правах мужчины решил сделать первый шаг в вечность. Одно мгновение – и он разбился о скалы, после чего его тело поглотила темная вода. Девушку после увиденного охватил такой ужас, что повторить прыжок своего любимого она не смогла. Безутешная невеста до утра просидела на краю скалы, повторяя сквозь слезы: «Ай, Петр! Ай, Петр!» С рассветом девушка успокоилась и рассудила, что для того, чтобы умирать, она слишком молода. И вернулась домой. А сама гора, как гласит предание, получила название в честь мужественного юноши, который предпочел расстаться с жизнью, чем предать свою любовь.

Однако есть и официальная версия происхождения названия Ай-Петри. Она более правдоподобна в сравнении с легендой, так как опирается на исторические факты. В Средневековье тут находилась церковь Святого Петра. До наших дней она не сохранилось, но, очевидно, именно она дала название будущей крымской достопримечательности. Слово «Ай» означает «святой», а «Петри» – «Петр». Оба слова греческие. Таким образом, название переводится на русский язык как «гора Святого Петра».

Что посмотреть на горе Ай-Петри

Самой известной достопримечательностью горы является знаменитая канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри». Эту транспортную артерию можно не только осмотреть, но и воспользоваться ею. Поездка на ней оставляет самые яркие эмоции, ведь меньше, чем за четверть часа вы оказываетесь на высоте 1153 метра, откуда открываются потрясающие виды на все южное побережье Крыма. Здесь, на плато, каждый экскурсант сможет найти для себя массу занятий, начиная от обычной прогулки по заповеднику и заканчивая дегустацией блюд местной кухни, и прежде всего крымско-татарской.

Канатная дорога является рекордсменкой Книги Гиннесса. Ее внесли туда как самый длинный в Европе пролет без опор. А еще она входит в десятку самых уникальных канатных дорог в мире. Во-первых, благодаря протяженности, составляющей 1670 метров, и углу подъема возле гор – 46 градусов. В свое время канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» была модернизирована. Ей заменили и усовершенствовали техническую часть. Был произведен пусть и не капитальный, но все же ремонт машинных отделений, помещений и станций. Относительно недавно, в 2013 году, несущий канат был заменен на новый, специально изготовленный в Австрии под стандарты этой канатной дороги. Работы по его замене можно назвать уникальными, поскольку на территории бывшего СССР таковые на столь большой дистанции ранее никогда не проводились.

На данном объекте к вопросам безопасности серьезно относятся отнюдь не для галочки. Каждый день обслуживающий персонал проводит ревизию всех агрегатов, узлов и канатов, проверяет электрическую часть и только после этого дает добро на провоз пассажиров. В вагонах, каждый из которых рассчитан на 40 человек, вместе с туристами неизменно находится опытный проводник.

На станциях, где вывешены стенды с информацией о графике работы канатной дороги, ее истории и указаны контактные телефоны, людей встречают дежурные. Чтобы путешественники в местах ожидания не скучали, им на экранах современных телевизоров демонстрируют информационные и развлекательные программы. Также работает система туманообразования, обеспечивающая уличное кондиционирование.

Если вы забыли дома теплую одежду (как мы уже сказали, на высоте несколько прохладнее, чем на берегу), ее вы можете купить в торговых рядах, расположенных на территории двух станций канатной дороги «Мисхор – Ай-Петри»: нижней и верхней. Здесь же вы можете приобрести приглянувшиеся сувениры, которые станут напоминанием об этой поездке. Сама же поездка, надо сказать, довольно экстремальная. При нахождении в передней части кабинки по направлению движения, можно считать, что вам повезло - отсюда открывается самый лучший вид. При сближении с горой Ай-Петри, особенно с ее вершиной, восторг смешивается с инстинктивным страхом, хотя умом понимаешь, что никакого столкновения не будет.

Чтобы отвлечься от неприятных эмоций, больше смотрите под ноги, под которыми можно увидеть хвойный лес. Или любуйтесь видами на море, с высоты кажущимся поистине бескрайним. Многих туристов во время путешествия донимают приступы морской болезни: закладывает уши и подступает рвотный рефлекс. Бороться с ними можно по-разному. Одни предусмотрительно принимают таблеточку от укачивания, другие предпочитают обходиться без «химии» и ограничиваются обычным леденцом. Но есть и такие, которые подходят к проблеме поистине творчески. Они берут с собой любимого человека и как только чувствуют, что закладывает уши, начинают целоваться. Говорят, помогает.

Ай-Петринское плато – это и есть вершина горы. Оно довольно большое и на удивление ровное. Может даже сложиться впечатление, что находишься не на горной вершине, а где-то в степной местности. Ну, а если позволят силы, то можно взобраться еще выше, на самый пик, к тем самым знаменитым зубцам. К ним ведет пешая тропа, оборудованная лавочками для отдыха. Подъем займет от получаса до часа. Сама по себе тропа несложная, препятствий на ней как таковых нет. Однако следует учитывать, что из-за большой ежедневной посещаемости камни на ней обтесываются. Это привело к тому, что тропа в некоторых местах стала совершенно гладкой и скользкой, как каток. Наступая на камни, не теряйте бдительность, иначе можете упасть.

После такой интересной и насыщенной прогулки, как правило, разыгрывается аппетит. Подкрепиться можно в кафе и ресторанах, расположенных недалеко от туристического маршрута. Здесь их достаточно много, и они практически одинаковые. Чем ближе к канатной дороге, тем больше посетителей, а цены, соответственно, выше. В меню превалируют национальные крымско-татарские блюда, приготовленные на европейский манер. Однако порции здесь, в отличие от заведений питания в ряде туристических центров Старого света, весьма большие, так что лучше заказывать понемногу, а не все сразу.



Туристов на Ай-Петри также привлекают пещеры. К настоящему моменту их открыто более сотни. Сколько же их на самом деле, установить трудно. Такие пещеры, как Геофизическая, Каскадная, Жемчужная, Данильча-Коба, Трехглазка, Кристальная и другие (всего 12), имеют статус природных памятников. Пещерные полости магнитом манят к себе спелеотуристов. Не все из них имеют альпинистскую подготовку, поэтому посещают те пещеры, которые специально оборудованы для экскурсий – это уже упомянутая Трехглазка и Ялтинская.

Поднявшись на гору, можно посмотреть знаменитый Ай-Петринский меридиан. Он представляет собой глобус, на который нанесены точные геофизические данные. Необычная достопримечательность установлена на гранитной плите.

Может сложиться впечатление, что гора Ай-Петри – популярное место исключительно для летнего отдыха. Но это далеко не так. Тут оборудован полноценный горнолыжный комплекс, поэтому ценителям зимнего отдыха тоже найдется, чем занять себя по приезду. Когда наступает холодный период года, прокладывают несколько горнолыжных трасс. Они оборудованы автоматизированными подъемниками. Если вы не располагаете собственным снаряжением – лыжами, санками, сноубордами – можете взять их напрокат прямо на месте.

Трассы предусмотрены как для опытных, так и начинающих горнолыжников. Каждый год проводятся соревнования по лыжному фристайлу. А еще отмечается Праздник зимы, традиционно собирающий очень много зрителей. Кстати, снежный покров на Ай-Петри не сходит вплоть до середины апреля. Туристы-новички переживают: есть ли где остановиться во время зимнего отпуска? Разумеется, предусмотрено и это. К услугам отдыхающих – небольшие уютные домики.



Отдельно следует сказать о Большом каньоне Крыма, к которому можно отправиться с Ай-Петринского плато. Чтобы добраться до него, по дороге из Ялты на Бахчисарай нужно двигаться в сторону последнего через все плато. Дальше вас ждет спуск с горы. Дорога здесь – настоящий серпантин, и этим она очень похожа на подъем со стороны Ялты. И вот у самого подножия Ай-Петри вы увидите заветный указатель, следуя по которому попадете в каньон. Гулять по нему можно только пешком, радуясь, что тропа ровная, так что сильно вы не устанете, как это было бы при наличии подъемов. Весь маршрут пролегает по руслу, созданному на протяжении тысячелетий самой природой. Это она упорно шлифовала каменные породы, формируя в них причудливой формы каскады, воронки и даже водопады. Конечной точкой маршрута является так называемая «Ванна молодости», на пути к ней вы увидите водопад «Серебряные струи» и множество озер. И это не говоря о предстающей взору великолепной панораме горной реки и самих гор.

Еще одна популярная достопримечательность Ай-Петри - Серебряная беседка, появившаяся здесь в конце позапрошлого века. Ее возвели в честь знаменательного события - сдачи в эксплуатацию дороги, соединившей Ялту и бывшую столицу Крымского ханства. Беседка, до которой около 5 минут езды от вершины горы, располагается над обрывом. Посмотрев вниз, буквально себе под ноги, вы увидите великолепные горы и лесной массив.

Во время спуска от Серебряной беседки, вам на пути встретится большой ресторан. Сразу за ним увидите знаменитый водопад Учан-Су (название с крымско-татарского переводится как «Летящая вода») - самый большой на полуострове и один из крупнейших на европейском континенте. Рассмотреть его во всей красе можно только весной, поскольку летом он маловоден. Вода падает с таким шумом, что ее раскаты можно слышать в радиусе нескольких километров.



Как добраться

На гору Ай-Петри ведут две дороги – одна из Ялты, вторая из Бахчисарая. Популярностью среди туристов в большей степени пользуется первый путь, поскольку позволяет до прибытия на Ай-Петри посетить и ряд других достопримечательностей Крыма, например Ай-Петринское нагорье, скалу Шишко и уже упомянутый водопад Учан-Су.


Выехав из Ялты на машине, направляйтесь на запад в сторону поселка Симеиз. Ориентируйтесь на остановку «Узбекистан» – по названию популярной крымской здравницы. Здесь вы увидите разветвление дорог с указателями. Поворачиваете по тому из них, который указывает направление на Ай-Петри. Ехать придется по склонам горы Могаби, подъем здесь извилистый и крутой. На пути справа находится тот самый санаторий – «тезка» солнечной среднеазиатской республики. Двигаясь от «Узбекистана» в сторону Ай-Петринского перевала, значительные населенные пункты вам не встретятся. Дорога к знаменитой горе, пролегающая по низкорослому лиственному лесу, на всем своем протяжении будет буквально виться среди деревьев.

Альтернативный способ добраться до Ай-Петри – военная дорога. Путь этот более длинный, да и с приступами укачивания тут сталкиваются чаще, чем во время путешествия по канатной дороге. Ездившие по ней путешественники утверждают, что здесь целых 365 поворотов. Некоторые из них настолько крутые, практически равняются 180 градусам, что экскурсионный автобус вписывается в них с огромным трудом. Путешествие по военной дороге занимает примерно час. В сравнении с канатной дорогой, по которой пассажиры доставляются на гору Ай-Петри в течение 20 минут, это очень долго.

Отчет об экстремальном зимнем отдыхе – собрать полный багажник принадлежностей, надеть цепи противоскольжения и отправить на вершину Ай-Петри, чтобы дети покатались на санках.

Предисловие

Зима 2016-2017 выдалась удивительно снежной для Крыма. Серпантин на гору Ай-Петри постоянно накрывало то метровым слоем снега, то небольшими лавинами. В начале декабря 2016, согласно приказу Минтранса Крыма, проезд по дороге Ялта-Бахчисарай через гору Ай-Петри был разрешен лишь автомобилям категории М1, то есть повышенной проходимости. Чем мы не преминули воспользоваться.

Внимание! С 26 января 2017 года проезд через гору Ай-Петри вообще закрыли для всех категорий транспортных средств, кроме спецтехники. Запрет действует до 1 апреля 2017. Дорожная обстановка реально сложная, снегоуборочная техника не справляется.

Выбор маршрута и подготовка

Подниматься решили традиционным способом – со стороны Ялты. Эту дорогу периодически чистят, на плато расположена воинская часть, серпантин – единственная связь с большой землей.

Раньше это была единственная дорога, связывающая Ялту с Бахчисараем

Помня январский подъем на всесезонной резине (а точнее напряженный спуск по гололеду), решили в этот раз не рисковать. Воспользовались цепями. Автомобиль Ford Explorer 2010 г., резина BF Goodrich Rugged Trail T/A. Кроме цепей в машине крепкий трос, два домкрата, лопата, топор и некоторые другие принадлежности.

Посмотрели погоду на сайте, снегопад не предвидится. На форуме уже выложили вчерашние фото, снега достаточно. Судя по количеству автомобилей на плато Ай-Петри – наверх пускают. Что ж, поехали!

Подъем по серпантину

Погода от Ялты солнечная, доезжаем до поворота на Бахчисарай (начало серпантина), видим традиционную надпись: «Проезд до Бахчисарая через Ай-Петри закрыт». Это значит, что право проезда определит пост ГИБДД, расположенный сразу после места отдыха: «водопад Учан-Су».

По такой дороге можно ехать на всесезонной резине

Проехали пост ГИБДД. Сотрудники остановили машину, осмотрели колеса и сказали, что без цепей не пропустят. Я предъявил комплект цепей в багажнике, и мы поехали дальше. Дорога изрядно подтаяла (за бортом +1°С), местами проглядывал асфальт.

Солнце растопило часть снега

Солнце скрылось под сплошным слоем облаков. Через пару километров температура опустилась до -3°С, на асфальте появилась корка льда. Пора надевать цепи.

Цепи наделись легко, по инструкции на автомобиль, для них используется только задний мост. Передний привод у меня подключается либо автоматом, либо жестко.

«Оцепление» задних колес

Буквально через пару поворотов сплошной замерзший снег, на цепях Explorer гребет как танк. Ехать комфортно, постоянное ощущение безопасности.

Цепи – наше все!

Неожиданно пробилось солнце, но температурный режим не поменялся. Термометр показывал -6°С (высота по навигатору 900 м). Впереди небольшой замес из буксующего кроссовера и встречной легковушки. Уже собирались помогать буксирным тросом, но ребята справились самостоятельно.

На простой резине подниматься тяжело

Пробили облачный покров – чистейшее синее небо – красота!

Мороз и солнце, день чудесный

За каменным отбойником шикарный вид, как из иллюминатора самолета. Ровное покрывало из облаков, ощущение крымского лета. Температура за бортом -10°С.

Высота 1000 м, полет нормальный!

Последний прямой участок перед вершиной. Снег плотный, машина идет ровно, без заносов.

Укатанный снег 10 см толщиной

Вершина Ай-Петри

Стоило выехать на плато – мимо пронесся снегоход. На дорогу они не выезжают, носятся по целине.

Эй, товарищ! Обгон на этом участке запрещен!

Красота – аж дух захватывает. Яркое солнце, температура -11°С.

Южный берег Крыма может быть и таким

Останавливаемся на фотосессию. Пейзажи нереальные, раньше такие виды только в Сибири по телевизору видели.

Нетипичные крымские пейзажи

Рядом с нами остановился переднеприводный микроавтобус на потрепанной летней резине. Из него извлекли канистру бензина, и понесли к стоящему неподалеку заглохшему снегоходу. Очевидно это горные предприниматели, которые тут же и живут. Подняться на таком автомобиле по обледенелому серпантину – нереально.

Аборигены передвигаются на моноприводе

Решаем, куда ехать: на традиционное место отдыха возле станции канатной дороги или вглубь горного плато.

На заднем плане зубцы Ай-Петри, по центру – станция канатной дороги

Со стороны канатки идут люди, машины поднимаются с трудом, многие буксуют.

Укатанная дорога дается не всем

Все-таки едем на дикую смотровую площадку.

Отсюда открываются самые красивые виды

Центральная часть плоскогорья обещает не менее увлекательное путешествие.

На вершине расположен центр слежения за космическими объектами – некогда секретная воинская часть

Для оценки проходимости пробую съехать с укатанной дороги. Передвижение нереально – снега насыпало 20-30 см, ехать возможно только на гусеничном ходу.

Пашем целину – бессмысленное занятие

При этом на дороге такой же слой снега, и колеса не проваливаются. Настоящий зимник.

Укатанный снег на дороге

На колее можно спокойно ехать со скоростью 20-30 км/ч.

Едем на импровизированную смотровую

Остановившись на краю обрыва, любуемся потрясающими видами. Морское побережье и город-курорт Ялту не видно под плотным слоем облаков, но они там есть!

Облака до горизонта

Разворачиваемся назад, едем по укатанной двухполосной «трассе». Разве что разметки не хватает.

По такой дороге хочется ехать бесконечно

Дорогу обрамляют красавицы ели. Между прочим – краснокнижные, мы на территории заказника.

Просто красота, слова не нужны

Приезжаем в лыжный центр. Организован прокат саней, плюшек, лыжного снаряжения. Нам не нужно, санки лежат в багажнике.

Прокатная станция

Цены кусаются, поэтому обходимся своими санями по очереди. Лучшее детям, нам хватает свежайшего морозного воздуха.

Супруга тоже не против впасть в детство.

Есть подъемник бугельного типа, заядлые лыжники активно им пользуются. Но большинство туристов предпочитают традиционные виды отдыха – сани, снегоход.

Развлечения на любой вкус

Каждое дерево имеет уникальные природные украшения.

Смена погоды отпечаталась на соснах

Фотографируя сторожа-снеговика, обращаем внимание на стремительно удлиняющиеся тени.

Снеговик в естественной шубе

Пора собираться в обратный путь. Проверяем состояние цепей.

Цепи в порядке

Солнце стремительно садится, температура на плато опустилась до -16°С.

Закат на высоте 1200 м

Стоило доехать до начала спуска – пора включать фары. В горах темнеет мгновенно, поэтому фотографий на обратном пути сделать не удалось.

Итог

Сравнивая поездку на цепях с , можно сделать однозначный вывод: никакой полный привод не поможет на обледенелом спуске. Шипы или цепи – единственно возможный вариант в зимних горах.

Андрей Перов.