Изображение стоящего будды в деревянной скульптуре. Статуи Будды - в чем их прелесть? Мудра Витарка — передача учения

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, какую роль играетискусство в .Возникнув в VI-V столетиях до нашей эры, оно всегда отражало желание человека приблизиться к идеалу.

В буддизме таким идеалом служит , причём адепты учения верят, что он есть в каждом человеке. По этой причине буддийское искусство с I века нашей эры изображает Будду, отрешённого от мирских привязанностей, в человеческом образе.

В отличие от христианской и мусульманской религии, буддизм виртуозно представляет в зрительной форме понятия, которые являются высшей степенью абстракции.

Танкография

Одним из примеров такого представления является изобразительное искусство.

Танка – это иконографическое изображение, которое используется для визуальной опоры в различных буддийских практиках.

Выполняется оно обычно на различных видах ткани:

  • льняной,
  • хлопчатобумажной,
  • шёлковой.

Первая танка, на которой изображено колесо сансары, родом из Индии.

Выполняется танка минеральными красками: малахитом или киноварью. Вместе с тем используются и краски из растительного сырья: корешков, лепестков.

Они смешиваются с желчью и клеем животного происхождения, для придания краске прочности. Для поверхности полотна на выходе характерна матовость и шелковистость.

Контуры или украшения божества прорисовываются золотом. Законченная работа пришивается к окаймлению, выполненному из парчи.

После этого произведение искусства освящается ламой во время специального религиозного обряда. На полотнах обычно изображаются будды, великие учителя, сцены из жизни буддийских святых и бодхисаттв, мандалы.

Танка бывают размером с книгу, а иногда занимают и всю стену храма. Тогда такое большое произведение выполняется несколькими живописцами, и трудятся они над ним от нескольких месяцев до нескольких лет.

Если танка не демонстрируется, она может быть свёрнута в свиток, что и значит это слово по-тибетски.

В Индии пользуются популярностью изображения Белой и Зелёной Тары. Они задействованы в практиках медитации на долголетие, здоровье и избавление от несчастий.

Раньше танкография была очень развита в Тибете. Но, не находя государственной поддержки, это искусство здесь стало постепенно угасать.


После того, как в середине прошлого века значительная часть тибетцев была вынуждена покинуть родные места в результате китайской агрессии, многие танкописцы поселились в Северной Индии. Вынужденно проживая в Дхарамсале, они ставят целью сохранить уникальную культуру своей родины.

Архитектура

Характерной особенностью любого буддийского строения является гармоничное вписывание в окружающую природу, слияние с ней, создание условий для душевного покоя, умиротворения и медитации.

Первыми архитектурными сооружениями в буддизме были . Они являются символом чистой природы ума и просветления.

Как правило, ступы имеют:

  • квадратное или круглое основание,
  • полусферическую, колоколо- или башнеобразную среднюю часть,
  • шпилевидное навершие.

Внешний вид ступы имеет сложный сакральный смысл и олицетворяет вертикальную модель мира и поэтапный путь к нирване.

Самой большой ступой на Земле является Боробудур, что значит «много будд». Находится она на острове Ява.


Ступа Боробудур

Когда стали появляться буддийские монастыри, ступа, как правило, занимала центральное место монастырского комплекса и являлась объектом поклонения в нём.

Монастырские постройки обносились забором. По плану, на главной оси в порядке перечисления должны были располагаться:

  • центральные южные ворота
  • ступа
  • главный храм
  • помещение для проповедей
  • северные хозяйственные ворота

На остальной территории располагались колокольные башни, служебные помещения для монахов, библиотека.

Так как многие храмы раньше высекались в скалах, расположение зданий могло меняться. Неизменным оставалось наличие тропинки, по которой следовало совершать ритуальное обхождение зданий по часовой стрелке.

В оформлении буддийских строений широко использовались контрастные колоритные материалы:

  • золото
  • серебро,
  • красный и черный лак,
  • цветное стекло,
  • фарфор,
  • фольга,
  • перламутр,
  • драгоценные камни.


Подробнее про храмовое искусство в буддизме можно почитать .

Скульптура

Обычно в главном зале храма на возвышении расположена статуя Будды или одного из бодхисаттв (святого, который смог достичь нирваны, но добровольно остался в сансаре, чтобы помогать другим людям разорвать её цепи).

Возвышение, являющееся своеобразным алтарём, покоится на ступенях разной формы: квадратные символизируют землю, а круглые – небо.

В стенах зала устроены ниши, где стоят статуи буддийских божеств. Также периметр помещения украшен фигурами бодхисаттв, декоративной лепниной и танка.

Буддийская скульптура достигла своего расцвета в IV и V столетиях. К этому периоду относится изготовление бессчётного множества статуй Будды и других святых. Материалом служит:

  • золото,
  • бронза,
  • раскрашенное дерево,
  • слоновая кость,
  • камень.

Размеры скульптурных шедевров варьируются от двух сантиметров до пятидесяти с лишним метров. Бывает и так, что буддийские строения сплошь состоят из скульптур, представляющих собой пирамиду, которая закрывает каркас здания.


Буддизм, распространившись за пределы Индии, ассимилировал культурные особенности других стран.Поэтому часто в рельефных и скульптурных изображениях храмов и монастырских комплексов можно узнать божеств, принадлежащих более древним культам.

Горловое пение монахов

Говоря о буддийском искусстве, нельзя не отметить особую манеру чтения молитв – обертонное горловое пение.

Истоки этой традиции находятся в тибетских монастырях, откуда она распространилась среди других народов монгольского и тюркского происхождения.

Монахи использовали такое пение, чтобы призвать гневных божеств-покровителей. Буддисты считают, что обертонное горловое пение, похожее на рык, пришло от бога смерти Ямы.

Таким звуком монахи наводят ужас на злых духов, он способствует очищению и исцелению.

С точки зрения физиологии кратко это объясняется так: во время начитывания мантр горловым пением замедляется дыхание и все процессы в организме, происходит освобождение энергии, в итоге – состояние здоровья постепенно улучшается.


В монастырской традиции есть несколько способов произнесения молитвы:

  • Дзо-ке – при помощи обертонного «рыка»;
  • Ран-ке – медленно, сосредоточенно;
  • Янг-ке – протяжно, громко;
  • Гью-ке – особая техника горлового пения, применяемая только в тантрических монастырях.

Игра на музыкальных инструментах

В буддийской традиции большая роль возложена и на музыкальные инструменты. Они используются:

  • во время богослужения,
  • при выполнении ритуалов,
  • в ходе религиозных процессий,
  • в мистериях Цам.

В этих событиях могут быть задействованы около пятидесяти различных инструментов, бо̒льшая часть из которых ударные и духовые.

Среди инструментов есть и диковинные. Например, в Китае обитателей монастырей сзывают на обед или молитву при помощи подвешенной деревянной рыбы. По ней бьют деревянной палкой.

В Тибете раньше использовались короткие рожки̒ из человеческой кости. Существуют металлические трубы длиной до пяти метров. Их грозные звуки призваны привлечь внимание божеств к молящимся и устрашить противников их веры.


Разнообразные колокола, барабаны и другие ударные инструменты могут проявлять магические свойства своими:

  • тембром,
  • элементами конструкции и декора,
  • ритмом,
  • отдельными звуками.

Для классической буддийской музыки более характерно применение смычковых и лютневых инструментов. В их сопровождении исполняются героические эпосы разных народов и читаются сутры.

Садовое искусство

Не обошёл буддизм своим влиянием и садово-парковое искусство. Зародившись в Индии при храмах, оно распространилось в другие буддийские страны, впитав местный колорит и особенности.

Буддисты очень трепетно относятся к природе, они считают, что красота, гармония изначально присутствуют в ней. Поэтому создавая парки, буддийские садовники стремятся не улучшить что-то в природе, а подчеркнуть на контрасте уже имеющуюся красоту.


Большое значение придаётся синтезу архитектурных форм и природного окружения.

Заключение

Искусство буддизма – многогранное, утончённое и загадочное. Оно оказало большое влияние на культуру и традиции народов, приобщившихся к буддийскому учению.

Друзья, на этом мы сегодня завершим свой рассказ!

Среди буддийских произведений искусства одними из первых появились изображения Будды Шакьямуни. О том, когда была создана первая из них, общего мнения нет. В соответствии с археологическими данными, изображать Будду начали только через несколько столетий после его ухода в Паринирвану. До этого существовали только символические изображения чакр, стоп Будды. Впрочем, некоторые источники говорят о статуе, созданной «с натуры» еще при жизни Будды. Этот портрет известен как «образ из Уддияны». Он был создан по просьбе короля Уддияны. Говорится, что этот портрет излучал «божественный свет». Вот что написано об этой статуе в поздних сутрах Махаяны:

«Маудгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала поднялся и приветствовал Господина Мира».

Из найденных статуй самые ранние изображают Будду стоящим или сидящим под деревом Бодхи. Кроме того, путешествовавший по Индии в VII веке китайский монах рассказывает о статуе отца Будды Шакьямуни, стоявшей в Капилавасту, и о статуях его матери, жены и сына в других местах. Он же описывает виденные им ступы с реликвиями архатов и их скульптурными изображениями. Позже, с возникновением Махаяны, начали появляться изображения Бодхисаттв. Хотя такие аспекты, как Тара, были известны и в самые ранние времена. Для индийского буддизма Ваджраяны характерны также портретные изображения пандитов и сиддх - мастеров буддизма.

В индийском искусстве статуи вырезались из сандала или из камня. Множество таких каменных статуй можно увидеть в Бодхгае, а также в музее Сарнатха и Национальном музее в Дели. Позднее статуи начали отливать из металла. Метод отливки статуй, применяемый в северных школах Индии, повлиял на художников непальской традиции Невар, которые позднее были высоко оценены в Тибете. В конце XVI века в Тибет хлынул поток объектов искусства из Непала, что дало толчок к отливке статуй, резьбе по дереву, а также работе с серебром и золотом.

Относительно первых тибетских изображений есть такая история: «Мастер Падмасамбхава размышлял о том, чтобы покинуть Тибет и отправиться в Уддияну. Тогда художник Тами Гёнцон выполнил портрет, заменяющий Великого Мастера. Гёнцон создавал изображение с натуры в присутствии самого Мастера. Статуя была в точности похожа на Падмасамбхаву, но размером с большой палец руки». Когда мастер благословил статую, «земля затряслась, и пространство наполнилось лучами света пяти цветов, а боги пролили дождь из цветов. Это было проявление тела Мастера, устные наставления, рожденные из сути всех питак, непревосходимая „капля сердца“, Великое Совершенство» (Five Classes of Exposition). В другой истории говорится, что Падмасамбхава дал каждому из своих восьми учеников по чаше с глиной и попросил сделать его портрет. Один из этих восьми нгадрама-портретов хранится теперь в монастыре Румтека в Сиккиме.

В Тибете статуи «нгадрама» («совсем как я») ценятся очень высоко, поскольку они были сделаны при жизни мастера и благословлены им самим. В первую очередь эта традиция тесно связана с Падмасамбхавой. Найденный в XI веке текст сообщает, что первая тибетская буддийская статуя была сделана в монастыре Самье во времена правления короля Сонгцена Гампо, и это был его портрет, у которого было название: «Король и все его королевы». Сонгцен Гампо полагал себя воплощением тысячерукого Авалокитешвары, и статуя была сделана в соответствии с этим видением. Впоследствии это изваяние стало почитаться как защитник империи. Следующим буддийским королем был Трисонг Дэцен, который основал монастырь Самье. В этот монастырь была помещена ростовая статуя короля. «Кости статуи были сделаны из сандалового дерева, плоть из смолы гугуля и кожа из серебряного покрытия» - такое описание можно найти в китайских и индийских источниках, впрочем, другие ранние источники свидетельствуют о том, что эта статуя была изготовлена из серебра. Также хорошо известны сделанные Десятым Кармапой Чёйингом Дордже костяные статуи Тилопы, Наропы, Марпы и Миларепы.

Роспись статуй

Традиционная тибетская манера обучения изобразительному искусству имеет по большей мере характер передачи практических навыков и очень небольшую теоретическую часть, состоящую, в основном, из тибетских фольклорных историй и легенд. Теоретические знания даются скорее в разрозненном, чем в систематическом виде. По всей видимости, хронология в истории тибетского искусства для самих тибетцев не имеет особой важности. Что же касается различий в художественных стилях, то, как говорят тибетские мастера, «в Тибете, если кто-либо хотел учиться живописи, то он просто шел к ближайшему мастеру и проводил рядом с ним все свое время. Зачастую художники не отходили далеко от своей деревни и даже не знали, что живопись в соседней провинции зовется „другим стилем“. Все эти различия пришли позже».

Буддийские статуи могут быть расписаны либо целиком, либо частично; может быть расписана только голова и некоторые атрибуты. Сама роспись и в особенности золочение лица или всей фигуры является подношением тому Будде, который запечатлен в статуе. Зачастую при изучении особо почитаемых и старинных статуй видно, что изначальные очертания лица практически стерты многочисленными слоями золота.

Также традиционно статуе подносится одежда. Стоит вспомнить знаменитую статую Будды Шакьямуни в Бодхгае. Каждые полчаса ее облачают в новое платье. В Тибете же принято шить для статуй особый костюм из драгоценной парчи. Зачастую само платье шьется отдельно из кусков различных драгоценных материалов. Сверху же надевается замысловатая накидка-воротник. Кроме того, тибетцы любят украшать статуи многочисленными драгоценными камнями. Иногда из-за обилия украшений и одежд сама статуя почти не видна. Чаще всего богато одевают и расписывают редкие, драгоценные статуи, которые к тому же помещают так высоко, что они фактичес­ки становятся недоступными для обозрения. Но для практикующего Дхарму тибетца это совсем не помеха, он просто знает, что от статуи исходит особое благословение, и с преданностью в сердце обращается к ней.

Первые статуи в Тибете делались из глины и расписывались целиком. Глиняная поверхность сама по себе очень благодатная основа для натуральных пигментных красок, а именно их и использовали для росписи. Изготовление минеральных красок - довольно трудоемкое занятие. В наши дни можно купить уже готовый порошок-пигмент, но в прежние времена приходилось измельчать драгоценные камни и растирать их в порошок. Также пигменты могут быть приготовлены из цветной глины или земли. В качестве связующего элемента в краску добавляется мездровый или рыбий клей.

У появившихся позднее металлических статуй чаще всего золотом расписывалась голова. В некоторых случаях - вся статуя покрывалась сусальным золотом. У особенно ценных статуй само тело может быть покрыто золотой краской и отполировано (кроме лица), а одежда покрыта сусальным золотом. Золотая краска - это золото, размельченное в порошок и смешанное с клеем. При нанесении золотой краски поверхность приобретает мягкий золотой цвет, а при полировке начинает блестеть. У глиняных статуй лицо и обнаженные части тела также покрывались золотом.

В наши дни статуи расписываются точно так же: у металлических голова, а гипсовые и керамические - целиком. Деревянные статуи при желании могут быть загрунтованы и расписаны целиком. Что касается скульптур, изображающих защитников, и в особенности Махакалы, то они расписываются целиком, и фигура должна быть закрыта тканью так, чтобы видимыми оставались только лицо и руки.

Зачастую процесс росписи статуй называют «открыванием глаз», поскольку особая важность придается именно глазам Будды. После прорисовки глаз статуя «оживает», хотя для полного оживления этого недостаточно - чтобы она работала на благо просветления существ, ее следует правильно наполнить. После наполнения статуя должна быть благословлена одним из высоких лам.

В последние 30 лет на Западе появилось довольно большое количество тибетских буддийских статуй, но информация о том, как «ухаживать» за статуей, начала приходить совсем недавно. А ведь именно правильное обращение с буддийской статуей делает ее живой в прямом и переносном смысле.
Буддийские статуи в Ваджраяне.

Изначально скульптурные изображения Будды, архатов и великих лам создавались, чтобы заменить их личное присутствие. В этом случае статуя является основой для развития преданности. Статуя - символ тела Будды (есть еще символы речи и ума). В практике Ваджраяны очень важна визуализация, и статуя может служить основой для нее. Но здесь нужно быть осторожным, поскольку зачастую на Запад попадают статуи очень низкого качества, изготовленные с ошибками, и такие статуи - не слишком хорошая основа для визуализации. Поэтому при выборе личной статуи ее стоит осмотреть с пристрастием и по возможности проконсультироваться со специалистом. Кроме того, статуя может использоваться как основа для практики шинэ. И конечно же, статуя является прекрасной возможностью для накопления заслуг. Мы приобретаем или изготавливаем статую, наполняем и расписываем ее, помещаем ее на алтарь, делаем подношения - все это создает позитивную энергию.

Существует масса тибетских преданий, в которых говорится о том, как статуи Будд оживали - плакали в трудные для тибетцев времена или разговаривали. Во времена, когда царь Лангдарма пытался уничтожить Дхарму в Тибете, многие буддийские скульптуры разрушались, и иногда на сломах выступала кровь. Но это лишь добавляло тибетцам преданности.

В Лхасе находится знаменитая статуя, которую тибетцы зовут Джово. Эта статуя была сделана в Индии и морем переправлена в Китай. Китайский император относился к статуе с великой преданностью и во всех своих делах и проблемах советовался с ней, поскольку в те времена статуя могла разговаривать. Тибетский царь Сонгцен Гампо решил жениться на дочке китайского императора, и, отправляясь в Тибет, она взяла с собой из Китая статую Джово. Чудесным образом огромная скульптура стала совсем легкой. Однако царевна взяла Джово без разрешения своего отца, и когда он обнаружил пропажу, то огорчился и сделал пожелания, из-за которых статуя перестала разговаривать. В тибетской традиции Ваджраяны существует множество подобных историй, описывающих чудесные силы древних статуй и показывающих, что для тибетцев буддийская статуя представляет собой гораздо больше, чем простой объект искусства.

Используемая литература: Portraits of the masters. Serindia Publications, Chicago

Дензонг Норбу

Мастер традиционного тибетского искусства, признанный мастер живописи тханка. Получил передачу художественного стиля менри от своего учителя Рензинг Ладрипы, но в дальнейшем самостоятельно освоил стиль карма-гадри и получил специфические наставления в этом стиле от Шестнадцатого Кармапы, рядом с которым прожил более 30 лет. Руководил многочисленными росписями в храмах линии Карма Кагью в Индии, Сиккиме, Непале и Франции, а также росписью ступы в Элисте, в Калмыкии.

Ирина Паршикова

Окончила художественное училище им. Рериха в 1997 году и через год встретила своего учителя по тибетскому искусству Дензонга Норбу. Училась живописи тханка в Индии и во Франции, принимала активное участие в росписи буддийского храма в Ле Босте и в деятельности созданной там же художественной школы. Принимала участие в создании настенных росписей в Калмыкии, Дании и Индии. Путешествует с Дензонгом Норбу и проводит курсы по росписи статуй в разных странах Европы.

Жесты Будды, или как использовать мудры в доме.

1. Мудра Абхая — бесстрашие

Начнем с одного из самых популярных жестов руки Будды, называемого Абхая-мудра. Он дарует энергию бесстрашия. Это весьма популярный жест, который встречается во многих предметах домашнего декора с изображением Будды, будь то скульптуры, рисунки или даже подсвечники.


Будда бесстрашный и защищающий.

Итак, что такое Абхая-мудра? «Абхая» переводится с санскрита как «бесстрашие». Этот жест выполняется открытой ладонью правой руки, вытянутой наружу на уровне груди или чуть выше. Глядя на этот жест руки Будды, можно почувствовать энергию защиты, мира и сильное чувство внутренней безопасности. Это прекрасное дополнение для фэншуй любого дома.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для мудры Абхая является прихожая или гостиная.

2. Мудра Дхьяна - медитация

Дхьяна или самадхи-мудра - это жест рук, который способствует энергии медитации, глубокому созерцанию и единству с высшей энергией.


Соединяясь с энергией космоса.

Кругооборот энергии, создаваемой треугольником из соприкасающихся больших пальцев обеих рук, также способствует очистке от любых «примесей» посторонней энергии на эфирном уровне. Просто взглянув на этот жест руки Будды, можно соединиться с энергией глубокого покоя и безмятежности.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Дхьяна - мудры является комната для медитации, алтарь, центр дома или рабочий кабинет.

3. Мудра Намаскара - приветствие и поклонение

Намаскара или Анджали-мудра - это жест рук, который означает приветствие другого человека с предельным уважением и поклонением божественному во всем. Как несложно увидеть, приветствие выражается в форме жеста молитвы, исходящей от сердца или третьего глаза.


Только сердцем можно постичь это мир.

Мудру Намаскара можно изображать ладонями на уровне сердца или лба, поскольку только сердцем или глубоким духовным прозрением (третий глаз) человек может постичь, что все вокруг являются проявлением такого же света.

Интересно отметить, что Будда по достижению просвещения больше не делал этот жест руками. Причина этого довольно проста - когда он стал един со светом и божественной энергией, ему больше не нужно было выражать обожание, ведь выражение поклонения чему-либо означает, что человек находится за пределами того, чему он поклоняется.

Лучшим местом в доме для Намаскара-мудры является входная дверь, столовая, гостиная или домашний кабинет.

4. Мудра Бхумиспарша — призыв Земли в свидетели

Бхумиспарша-мудра переводится как «Прикосновение к Земле» или «Призыв Земли для того, чтобы засвидетельствовать истину». Этот жест всегда изображается правой рукой, а левая рука лежит на коленях ладонью наружу (Варада-мудра).


Свидетельствуя об истине.

Бхумиспарша-мудра считается жестом Будды в тот момент, когда он достиг просветления. Он символизирует непоколебимую силу и правду, а также освобождение Будды, которое помогло преодолеть ему темноту (Мара), угрожающей Будде до того, как он достиг света.

Лучшим местом для Бхумиспарша-мудры является центр дома, входная дверь или алтарь.

5. Мудра Варада - сострадание, искренность и осуществления желаний

Варада-мудра выражает энергию сострадания, освобождения и приношение блага. Эта мудра делается левой рукой, и чаще всего ее можно увидеть в сочетании с другими мудрами, такими как, например, Бхумиспарша или Абхая.


Cострадание, искренность и осуществления желаний.

Эта мудра также называется мудрой, дарящей благословение, поскольку она помогает придать энергии определенные качества, присущие только просвещенному существу. Часто на ладони у Будды можно увидеть священное изображение, такое как мандала или глаз. Это выражает мощную энергию, исходящую от просвещенного существа через его руки.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Будды, показывающего Варада-мудру, является северо-западный угол дома или офиса.

6. Мудра Карана - изгоняющая негатив

Карана-мудра выражает очень мощную энергию, при помощи которой изгоняется отрицательная энергия. Этот жест также называется «изгнанием зла». Просто взглянув на этот жест, можно ощутить очень решительную, сосредоточенную энергию.


Будда зло изгоняющий

Если у кого-то есть изображение Будды, показывающего Карана-мудру, нужно быть очень внимательным к тому, где его размещать, причем неважно, дома или офисе. Нельзя, чтобы Канана-мудра «смотрела» на входную дверь (возле нее должна быть энергия приветствия). Точно так же нельзя размещать это изображение в своей спальне или детской комнате.

Лучшим местом для Будды, показывающего мудру Карана, является любое место в доме, которое нуждается в сильной очистке от негатива, или проблемная область дома (например, окна, выходящие на переулок с низкой энергетикой).

7. Мудра Важрапрадама - уверенность в себе

Обычно Ваджрапрадама-мудра переводится как «Мудра непоколебимой уверенности в себе», но этот жест руки означает гораздо больше. Или, по крайней мере, не то, что обычно понимается под уверенностью в себе. Пожалуй, первыми словами, которые приходят на ум, когда человек смотрит на этот жест Будды, являются: «Я прихожу с миром, потому что я и есть мир».


Я прихожу с миром, потому что я и есть мир.

Он излучает целую пылающую реку самой прекрасной золотой энергии - мягкой, доброй, сияющей, исцеляющей и вечной. Правильнее было бы назвать это жестом доверия к «Я» - истинному «Я», которое является единым с Божественной энергией.

Лучшим местом, согласно фэн-шуй, для Ваджрапрадама-мудры является центр дома, гостиная или входная дверь.

8. Мудра Витарка — передача учения

Витарка-мудра интерпретируется как жест рукой, который пробуждает энергию обучения и интеллектуального обсуждения или аргументации. В основном это можно выразить как передачу определенного учения без слов, а круг, образованный большим и указательным пальцами, создает постоянный поток энергии / информации.


Чтобы стать мудрее.

Как и в случае с Абхая-мудрой, энергия, создаваемая этим жестом рук, позволяет передавать знания защищенным способом, чтобы этому не мешали никакие страхи.

Лучшим местом для данной мудры является домашний кабинет или библиотека.

9 Мудра Дхармачакра - колесо Дхармы (космического порядка)

Мудра Дхармачакра выражает непрерывную энергию (символизированную колесом / чакрой) космического порядка. Руки располагаются на уровне сердца, причем большие и указательные пальцы образуют круги (подобно мудре Витарка). Правая ладонь обращена наружу, а левая - к сердцу.


Мир, проходящий через сердце.

Эта мудра связана с первой проповедью или учением Будды. Ее часто называют представлением учения о космическом порядке, исходящем через сердце.

В квартире лучшим местом для Дхармачакра-мудры будет домашний кабинет или гостиная.

10. Мудра Уттарабодхи - высшее просвещение

Уттарабодхи называют мудрой высшего просветления. Она образована обеими руками, расположенными в районе сердца. Указательные пальцы касаются друг друга и указывают вверх, остальные восемь пальцев переплетаются.


Внутреннее единство.

Подобный жест рук явно вызывает чувство непоколебимого единства внутри себя. Если попробовать исполнить мудру Уттарабодхи в течение пары минут, можно ощутить тонкий энергетический сдвиг в организме.

Уттарабодхи-мудра лучше всего будет уместна на севере или юге дома или офиса. Также можно попробовать разместить ее на видном месте с высокой энергией в гостиной.

Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая - свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение - движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова - к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив - использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах - трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли - дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других - Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один - сидя, с левой рукой на подоле, а с правой - на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй - позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана - окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира - Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин - Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг - тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты - беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда - через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая - лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти - это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.

Ночью 25 мая, в полнолуние, буддисты отмечают Весак - праздник в честь рождения, просветления и смерти Гаутамы Будды. Именно Будде люди возводили самые грандиозные памятники и монументы из камня, бронзы и золота. Мы расскажем, где их можно увидеть

1. Будда Весеннего Храма

Высота: 128 метров

Где: провинция Хэнань, Китай

33 тонны меди, 108 килограмм золота и 15 тысяч тонн специальной стали - именно столько материала потребовалась китайцам, чтобы выразить свое почтение буддистскому наследию и возвести самую большую статую на планете.

Монумент изображает Будду Вайрочана, одного из пяти священных Будд, олицетворяющих мудрость. Идея создать грандиозную святыню пришла китайцам после того, как талибы уничтожили две огромных статуи Будды в Афганистане.

Высота величественной фигуры составляет 108 метров, подножие в форме цветка лотоса - 20, пьедестал - 25 метров. А если к этому добавить еще и высоту холма, недавно преобразованного в две большие каменные ступени, то получится, что вся конструкция поднимается к небу на 208 метров.

2. Лаукун Сектуар

Высота: 116 м

Где: провинция Сикайн, Мьянма

Лаукун Сектуар считается второй по величине скульптурой на планете. Более того, у ног исполина лежит самая большая в мире наклонная статуя Будды. Вся конструкция находится в глухом районе Мьянмы, поэтому о ней знают лишь немногие европейские путешественники.

Возведение монумента смело можно назвать стройкой века. Продолжалось оно 12 лет (с 1996 по 2008 год)! Во время строительства наклонного Будду использовали в качестве формы для отливки одежды его вертикальной копии. Позолоченные пластины рабочие поднимали и соединяли вручную, без помощи кранов.

Статуя, высотой 116 метров, изображает Будду Шакьямуни, и вместе с постаментом достигает почти 130 метров.

3. Ушику Дайбутсу

Высота: 100 метров

Где: Ушику, Япония

У Весеннего Будды из китайской провинции Хэнань есть близнец в Японии. Это Ушику Дайбутсу. Воплощение величественного божества возносится к небу на 120 метров (высота с постаментом), украшая собой парк в японском городе Ушику.

Статуя хоть на 16 метров и меньше своего брата в Китае, но также величественна и масштабна. Только представьте себе глаза размером в 2,5 метра, 10-тиметровое ухо и 18-тиметровые руку!

Руки японского Будда, как и китайского, обращены к собеседнику, правая поднята, а левая опущен вдоль тела. Это позиция мудры витарка, которая символизирует передачу учения дхармы. Иначе говоря, так Будда указывает всем путь просветления, освобождения от страданий и привязанностей.

4. Гуаньинь

Высота: 108 метров

Где: город Санья на острове Хайнань, Китай

Ее вы увидите еще из окна самолета, идущего на посадку в аэропорту Саньи. Она производит впечатление богини, ступающей по воде. Сложно оторвать взгляд от фигуры из белого камня и сияющего золотого нимба вокруг ее головы.

Это Гуаньинь, женское воплощение Будды, известное также как бодхисаттва Авалокитешвара. Богиня имеет три лица: на посетителей она смотрит, держа в руках книгу, второй лик изображен с четками, третий - с цветком лотоса. Таким образом,многоликая Гуаньинь представляет три аспекта Будды: прошлое, настоящее и будущее.

5. Великий Будда Таиланда

Высота: 92 м

Где: район Мианг провинция Ангтхонг, Таиланд

Встретиться с Великим Буддой также можно в Таиланде. В провинции Ангтхонг находится самая большая статуя в стране и девятая по высоте в мире. Сидящего в позе лотоса Будду строили 18 лет, все работы завершились пять лет назад. Статуя выполнена из цемента и расписана золотом. Она достигает 92 метра в высоту и 63 метра в ширину.

6. Гранд Будда

Высота: 88 метров

Где: город Уси, провинция Цзянсу, Китай

А это крупнейшая в мире статуя Будды из бронзы. Фигура застыла в той же позе, что и Весенний Будда в провинции Хенан и его японский собрат Ушику Дайбуцу. Высота статуи, которая возвышается на холме Линшань, составляет 88 метров.Весит гигант около 800 тонн.Чтобы подойти к Будде вплотную и коснуться его ступней, нужно прошагать 217 ступенек.

Гранд Будда соседствует с храмом Сянфу иозером Тайху, гдеочень любят отдыхать туристы. Недавно здесь же построили Брахма дворец и дворец в форме руки Будды.

7. Будда Майтрея

Высота: 71 метр

Где: провинция Сычуань, Китай

Будда Майтрея - еще один древний буддийский колосс. Статуя монаха, излучающего доброту и любовь, находится недалеко от города Лэшань и видна на несколько десятков километров вокруг. Местные жители называют его Да Фо, что дословно означает "Будда Горы".

Это невероятно, но 70-метровое изваяние действительно высеченов толще одной из скал горы Линъюньшань. Ширина плеч достигает 30 м, размер головы - почти 15 м, пальцы рук - 8 м, длина носа - 5,5 м. На протяжении 90 лет, начиная с 713 года, день за днем каменная порода постепенно принимало величественный образ Будды.

Его полузакрытые глаза смотрят на гору Эмэйшань, а стопы упираются в реку. На уровне головы Будды находится храмовый комплекс, парк и пагода высотой 38 метров. А справа от головы Будды находится скверик влюбленных. Пары цепляют здесь навесные замки, а ключи бросают в пропасть, чтобы никогда не разлучаться.

8. Будда Лантау

Высота: 34 м

Где: Лантау, Гонконг

Буддистский символ ясности мыслей и чистоты помыслов есть и в Гонконге. Это бронзовая статуя Будды, сидящего на лотосе. Особенность Большой Будда на острове Лантау в том, что он обращен не на юг, как все большие статуи Будд, а на север.

К Будде ведет лестница из 268 ступеней, но это не останавливает многочисленных туристов и паломников, которые приезжают в Гонконг, чтобы коснуться его ступней.