Индия путешествие на поезде. Поезда в Индии — и как мы на них ездили Как в индии ездят на поездах

Индусы, к моему удивлению, очень даже путешествующий народ. У них всегда есть куда и к кому съездить - десятки родственников рассыпались по разным уголкам страны. Да и отдать почести маме Ганге - тоже своего рода долг, а сколько мест для паломничества… Можно всю жизнь кататься! Путешественники тоже не брезгуют индийскими поездами, даже 40-часовыми, ведь это относительно дешево по сравнению с билетами на самолет, да и как пропустить очередное приключение. Поэтому билеты на индийские поезда разлетаются на ура в считанные дни, задолго до отправления.

Классы вагонов в индийских поездах

Классов вагонов у индийских поездов действительно много. Расскажу о тех, на которых я ездила.

Second Sitting или General Class - это общий вагон, на который можно купить билет чуть ли ни в минуту отправления поезда. Стоит он очень-очень дешево, поэтому в вагон зайдет половина Индии, всю колоритность и разнообразие которой можно будет прочувствовать без всяких удобств (чаще всего стоя, ну или сидя на одной полупопице). Хотя иногда можно попытаться устроится в тамбуре у открытой двери вагона и с ветерком наблюдать проносящиеся мимо пейзажи, а также часто красивые, но порой не очень чистые картины городской и сельской жизни. По ту сторону реальности белолицего путешественника обязательно заприметят дети и будут очень энергично махать и кричать «хэлоу»… Улыбнись им в ответ и покачай головой, как настоящий индус.

Sleeper Class - в народе называемый просто «слипер» - это вагон, похожий на плацкарт, но с очень ограниченными удобствами. Там неожиданно по 3 полки, но сбоку только 2. В слипере едешь в прямом смысле с ветерком, потому что там часто не до конца закрываются окна или же вентилятор крутит на полную. Кондуктор здесь не частый гость, постельного белья не приобрести, а все полки покрыты вековой пылью. Индусы берут с собой в дорогу пледы. В таком вагоне за своими вещами нужен глаз да глаз - воруют беспощадно. Многие путешественники перевязывают свои сумки-чемоданы цепями и прикрепляют под самой нижней полкой на замок. На каждой станции через весь вагон пробегают торгаши, истошно вопя «ча-а-а-ай», «брэд-омлет» и остальные названия имеющегося добра в ассортименте. Билеты очень-очень дешевые, и у каждого есть своё место, которое лучше всего иметь именно на третьей полке (upper). Во-первых, чтобы избежать чрезмерного внимания. А во-вторых, чтобы никто другой не сидел на полке, как это происходит с нижней (lower). И в-третьих, потому что вторая полка (middle) - самая неудобная, т.к. она вообще открывается только когда человек уже идет спать.



AC Chair Car - это вагон-самолет, часто с кондиционером, столиками и всякими удобствами. Подходит для путешествия на короткие расстояния. Цены на билеты разнятся от степени удобства. Однажды я ехала в подобном вагоне, и нам носили еду и перекусы несколько раз.

Third AC - вагон третьего класса с кондиционером, чаще всего чистенький и более безопасный, чем слипер - на нем ездят люди среднего достатка. Ещё больше похож на наш плацкарт, опять же по три полки, но уже есть кондуктор, постельное бельё и стекла на окнах. Путешественники, которые не экономят на удобствах, чаще всего выбирают именно этот вагон. Торгаши с чаем и брэд-омлетом сюда тоже заходят.

Другие два класса - Second AC и First AC - вагоны второго и первого класса. Второй класс с двумя полками - наш плацкарт. Стоит дороговато, но если есть возможность, то почему нет? А вот первый класс - прямо как билет на самолет, поэтому я считаю, что лучше тогда лететь.

Сама я обычно езжу на Third AC, но если вхожу в режим жесткой экономии или включен повышенный «режим путешественника», особенно в компании друзей, то выбираю слипер. General Class выбираю очень редко и на короткие расстояния, хотя его тоже нужно прочувствовать хотя бы раз. Вообще, стоит покататься разными классами в индийских поездах, таким образом можно увидеть столько разных жизней и лиц!

Но на этом наша история с поездами не заканчивается! Если бы всё было так просто в Индии. Там есть целая система покупки билетов, о которой тоже важно упомянуть.

Как купить билет на поезд в Индии

Здесь три варианта.

На ж/д станции. В Дели, например, прямо на главном вокзале New Delhi есть международная касса — International Tourist Bureau (на втором этаже), где можно приобрести билет по всему индийскому маршруту. И даже, если в интернете билеты уже давно закончились, то на ж/д вокзалах чаще всего можно найти места на нужную дату и направление по туристической квоте.

У агентов в турфирмах. Стоить они будут примерно на 300 рупий дороже, но - как вариант.

В интернете. Здесь всё сложно, но решаемо. Есть сайт makemytrip.com и есть еще сайт cleartrip.com - лично я использую второй. На обоих сайтах можно купить билет и на поезд, и на самолет, и забронировать отель.

Что нужно сделать, чтобы купить билет на индийский поезд в Интернете?

  1. Приехать в Индию и купить местную сим-карту. Вам понадобится индийский номер телефона, на который придет код, поэтому придется это делать, уже находясь в Индии.
  2. Зарегистрироваться на сайте индийских железных дорог IRCTC , привязав полученный индийский номер к аккаунту (на него придет код).
  3. Зарегистрироваться на одном из вышеперечисленных сайтов и тоже привязать к аккаунту индийский номер.

После этих шагов можно смело брать билеты на сайте, я рекомендую cleartrip.com .

Кстати, если в интернете билеты уже закончились, то в 10 утра за день до отправления нужного поезда открывается экстренная квота tatkal - можно успеть урвать заветную бронь, но их там немного.

Ещё пара нюансов

Есть билеты без места (как в общем вагоне), есть с местом, а есть ещё RAC и WL.

WL - это waiting list, лист ожидания. Когда билетов нет, на случай, если кто-то откажется. Он может быть очень длинным и маловероятно получить место, а можно оказаться в первой десятке и тогда за несколько дней очень даже вероятно, что кто-то не поедет и место достанется тебе.

RAC - это полместа. Т.е. помимо тебя на полке будет еще кто-то, товарищ или индус. Часто такие места попадаются тем, кто был в листе ожидания. Да, неудобно, но вдруг очень надо.

Пожалуй, это самое основное, что нужно знать про индийские поезда. Теперь можно легко отправляться в путь! Хотя, что есть легко, когда дело касается Индии…

Следи за путешествиями Наташи, смотри её красочные фото, читай познания и инсайты на ёё пути:

! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб .
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Поезда в Индии имеют одну неизменную особенность — они всегда опаздывают. Это надо учитывать. Особенно, если вам предстоит стыковка с самолетом — закладывайте на нее дополнительно несколько часов.
Еще неплохо учесть такие моменты. Индийцы очень любят на всю мощь включать кондиционеры и вентиляторы, всегда и везде — в вагонах поездов, автобусах, отелях. Эта тяга к холоду порой переходит все разумные пределы — они сидят замотанные в шарфы, кашляют, чихают, но мощность не убавят. Им так нравится 🙂 Поэтому наши люди часто берут с собой в поезд скотч — обычный широкий скотч, чтоб залепить кондиционер, особенно, если вам достался билет на верхнюю полку. И шерстяную шапочку не забудьте, даже если вы едете на юг Индии, но при этом на маршруте вас ожидают кондиционированные вагоны. А если планируется переезд в слипер-вагоне (SL), то и спальник не помешает, т.к. там либо не будет стекол (и ночью реальный холодильник), либо будут на полную мощь работать вентиляторы. А днем можно выходить на станциях погреться 🙂

Читайте также:

Справочная информация про классы вагонов и другие особенности индийской железной дороги

Про старую английскую узкоколейку на севере Индии

Двери вагонов во время движения на ключ не запирают, и можно стоять в тамбуре перед открытой дверью хоть всю дорогу.

Как мы за поездом бегали

На ж/д станции в Хоспете всё очень просто: все пассажирские поезда прибывают на первый путь, на других стоят товарные. Вдоль всего перрона – электронные табло, на которых загорается номер поезда с номером вагона. Наши кресла для ожидания – здесь же, на платформе. И сто раз объявляют, какой поезд прибывает. Проще некуда, прозевать свой поезд невозможно.
Наш — № 7603, из Калькутты. Вагон SL № 10. Слушаем, какие поезда объявляют, на табло смотрим. Нашего нет, опаздывает. Ждем дальше. Опаздывает уже часа на два. Вот подъехал какой-то экспресс, но вовсе не из Калькутты, и – самое главное – номер совсем другой. Опять не наш. Ждем дальше. Надо всё-таки спросить, когда же наш-то будет. А надо сказать, что там нет, как у нас, проводников в каждом вагоне. Вот стоит какой-то дядечка представительный, и ему непонятливые пассажиры свои билеты тычут, а он рукой машет — показывает, где их вагон. Подходим к нему со своим билетом (у нас один билет на 2 персоны). Он посмотрел и куда-то назад рукой махнул, туда, откуда поезда приходят.
— Что, наш поезд будет следующий?
— This train. Это ваш поезд, 10-ый вагон в конце поезда.
Еще раз ему билет показываем. Номер-то другой!
— This train.

Ничего не понимая, побежали к хвосту поезда, куда он рукой махнул. Один вагон пробежали, другой, третий… Надюха кричит: «Там нашего не может быть! Это общие, а дальше багажные». И вдруг он тронулся.
— Надюшка, прыгай!
— Это не наш вагон!
— Да прыгай быстрей! Какая разница!
Она запрыгнула, я за ней, рукой за внутренний поручень схватилась, он скорость набирает, чуть руку не вывихнула. Слава Богу, запрыгнули хоть куда-то, успели! Оказался общий вагон для леди. Состоит всего из двух купе с тамбуром. Одни женщины и два пацаненка, смотрят на нас, улыбаются, видели, как мы на ходу запрыгивали. Мы стоим с рюкзаками, как дурочки, не знаем – что дальше делать. А надо сказать, что здесь между вагонами нет сообщения, по поезду до своего вагона не доберешься. Дернула я на всякий случай дверь какую-то, оказалось – туалет. Всё, больше дверей нет. Ну, значит, поедем здесь до ближайшей станции.
Женщины такие приятные, в ярких красивых сари, со множеством ярких браслетов, улыбаются нам, подвинулись, место освободили. Я даже обрадовалась, что нас сюда занесло. Фоткать всех принялась. Они, как всегда, смеются радостно, когда результат на экранчике видят. Индианки средних лет – это чудо, такие всегда доброжелательные, улыбчивые, в своих разноцветных сари. Рот сам собой расплывается, когда с ними общаешься.
Поулыбались друг другу, пофотографировались: серьги, браслеты, мехенди — узоры на руках.

Мне очень понравилось с ними ехать, я бы и дальше здесь ехала, но билет куплен в слипер-вагон с расчетом, что можно будет полежать. Значит, на следующей станции побежим свой вагон искать. Устроили совещание: показали этим добрым женщинам свой билет и спросили, где может наш 10 SL находиться. Посовещались они и решили, что в хвосте поезда его быть не может, надо к голове бежать. Надюшка обрадовалась: «Да, мы не туда ломанулись. Дядечка на перроне нам неправильно сказал». Ну уж больно дядечка представительный был, и больно уж он уверенно рукой махал. Может, наш вагон какой-нибудь прицепной? Ведь и поезд не из Калькутты. А номер поезда вообще не наш…
Ну ладно, побежим к голове. Мне вообще все равно было, где ехать, я бы все вагоны посмотрела с удовольствием, все-таки первое знакомство с индийским поездом. А с этими женщинами вообще классно.
— Сколько минут стоит поезд на следующей станции?
— Три минуты.
Ого! Придется бежать очень быстро.
За 3 минуты успели мы добежать до 5-го SL-вагона. Запрыгивали опять на ходу, и было уже ясно, что 10-го в голове нет.
Следующая станция была крупная – город Хубли, стоянка 15 минут. Ну уж за 15 минут мы успели дойти до своего 10 SL. Он оказался все-таки в хвосте поезда, как нам и говорил тот представительный дядечка в Хоспете. Места наши оказались заняты, на них ехали две девушки-студентки из Хайдерабада. Ехали на каникулы в Гоа на море. Произошла разборка с билетами. С верхней полки женщина тоже заволновалась, когда мы стали ставить свои рюкзаки: «Это место занято, здесь едет мой муж». Пришлось показывать наш билет этой женщине, потом мужу, потом контролеру.
В общем, билетов оказалось продано больше, чем реальных мест. Так что полежать всё равно не удалось, зато удалось побегать с рюкзаками за поездом, позапрыгивать на ходу и посидеть в разных вагонах. 🙂 Но мне даже весело было от этой истории. Особенно в самом первом – дешевом женском вагоне. В слипер-вагоне – немного другие женщины. Они не носят ярких сари из дешевых искусственных тканей, не надевают по 20 блестящих браслетов на каждую руку, их украшения более стильные, они носят пенджаби, а девочки – их дочки — одеты в шортики и футболочки. Рядом с ними едут их мужья. Но улыбки у них такие же радостные и белозубые.

Много позже все-таки выяснилось, почему у поезда был не тот номер и не та станция отправления. Оказывается, в Индии бывают такие загадочные поезда – с двумя номерами. Вернее, это два разных поезда, которые отправляются с двух разных станций А и В, каждый под своим номером, и на какой-то мифической станции С они соединяются в один. Один из номеров (в данном случае – наш) отбрасывается. Так что долго мы могли бы сидеть и ждать несуществующий поезд № 7603 из Калькутты 🙂

Про дженерал-класс индийского поезда

Из Гвалиора надо было добраться нам до Датии. Дорога недлинная, так что нам было все равно, в каком вагоне ехать – сидячем, лежачем или еще каком. Пришли на жд-вокзале в кассу.
-Билетов нет.
-Что, совсем нет?
-Нет билетов. Есть только дженерал-класс. Будете брать?
-Конечно будем, какая разница!
Не знали мы еще, наивные, что такое дженерал-класс 🙂
Купили билетики и в ожидании поезда расположились на каких-то больших мягких тюках, наваленных на перроне аккурат напротив вооруженных людей в форме.

Если вы боитесь прозевать свой поезд, или не знаете, к какой платформе он будет подан, или если вам просто хочется попрактиковать свой английский, или если у вас повышенный уровень тревожности, или еще какие заморочки, то самый верный способ – это подойти со своим билетом либо к такому человеку в форме, либо завалиться с широкой улыбкой в кабинет какого-нибудь вокзального работника, где вам терпеливо всё растолкуют – на сколько опаздывает ваш поезд, когда ожидается, на какой путь прибывает, и где остановится ваш вагон.

Так мы и сделали – обратились со своими билетиками к этим вооруженным людям в форме.
-Ждите здесь, — сказали они, и мы радостно расслабились на этих тюках.

…Время шло, поезда приходили-уходили, вооруженные люди занимались своими делами и, казалось, забыли про нас. Мы снова к ним подошли.
— Не беспокойтесь, мэм, ваш поезд опаздывает. Мы вам скажем.

Долго мы сидели на этих тюках…
Но вот наконец они замахали нам руками, мы вскочили, схватили свои вещи, и,
сопровождаемые человеком в форме, добрались до места, где должен остановиться наш вагон дженерал-класса.
Там было подозрительно много народа и множество всяких тюков-сумок-корзин… Мы заподозрили неладное.
Но в глубине души все же теплилась надежда, что, может, эти люди — не все в наш вагон… может, они как-то рассосутся… может, им нужен какой-то другой поезд… в конце концов, может, они сюда просто погулять пришли…

И вот он появился. И все эти люди (все!) задвигались, зашевелились, подхватили свои тюки-сумки-корзины и устремились к нашему вагону дженерал-класса. Сначала мы тоже к нему ломанулись. Но когда он подъехал поближе… с ужасом увидели, что он и так полный!!
-Я не полезу туда с вещами! – кричит моя подруга.
-Я и без вещей туда не полезу! – кричу я.
Мы растерялись – что же делать? Следующий поезд не скоро…
И вдруг в этой толпе появился знакомый до боли человек в форме. Он посмотрел на нас, все понял, жестом вытащил нас из толпы, жестом велел идти за ним. Мы, офигевшие, послушно двинулись за ним со своими вещами вдоль поезда. Он довел нас до вагона SL, завел в вагон. А народа здесь тоже было не мало, свободных мест не было, люди сидели даже на полу в проходах. В ближайшем купе он жестом попросил сидевших на полке людей подвинуться, и мы каким-то чудесным образом уместились – сидя! – в этом купе, втиснули свои вещи между чьими-то баулами, и не успели поблагодарить своего спасителя, как он исчез, и поезд тронулся…

Самый дорогой способ передвижения в Индии по железным дорогам это купить билет в вагон класса 1A. Кондиционер, велюровые диваны, занавесочки и прочая атрибутика. Несмотря на дороговизну билетов, купе не закрывается, единственное, что помогает уединиться это занавеситься шторкой от окружающих.

Стоимость билета в First Class AC сравнима с авиабилетом и при всех равных явно проигрывает самолету в скорости. Считаю, что покупать билеты в First Class AC имеет смысл в самых безвыходных ситуациях.

Вагоны First Class AC есть далеко не во всех поездах, они не популярны у местного населения из-за своей дороговизны.

AC 2-tier sleeper (Code:2A)

Вагоны этого типа аналог нашего плацкарта, за исключением того, что полки отгорожены от прохода ширмой. Иногда встречается некое убранство и украшательство в виде индивидуальных бра и скатертей на столах, в остальном типичный плацкарт.

Стоимость значительно дешевле, чем вагоны First Class AC.

First class (Code:FC)

Если ваша поездка длится несколько часов, то этот класс вагонов будет отлично подходить для таких коротких поездок. В купе продаются сидячие места, шесть человек в основном купе + два человека в боковинах.

AC 3 Tier (Code:3A)

Самый популярный тип вагона у иностранных туристов и местный мидл класс индусов. Все кто ездил в отечественном плацкарте сразу увидят сходство.

Из удобств, наличие кондиционера, есть возможность приобрести постель, приносят еду с привычными для европейца приборами. Про кондиционер, сложно сказать нужен ли он если ваше путешествие происходит в зимнее время и стоит ли за него переплачивать приобретая билет в вагон AC 3 Tier.

Основное население таких вагонов это средний класс Индии и туристы, если повезет, то поездка может быть весьма интересной.

AC chair Car (Code:CC)

Вагоны этого классы в основном есть в дневных поездах в качестве премиум-класса, сидячий салон с самолетными креслами. AC chair Car схож с First class (Code:FC) более комфортен но места для багажа тут не так много.

Sleeper Class (Code:SL)

Вот мы и приблизились к самым индийским вагонам во всех смыслах этого слова. Идеален для перемещения в жаркое время года, зимой может быть достаточно холодно из-за отсутствия оконного остекления. Sleeper Class (Code:SL) еще называют Second Class Sleeper, что одно и то же.

В купе три спальных полки, а стоимость билета сопоставима со стоимостью автобуса, но поездка будет более комфортной. В слиппере не бывает скучно, а через зарешеченные окна можно видеть и чувствовать настоящую Индию.

В слиппере можно выйти в тамбур, самостоятельно открыть дверь прямо во время хода поезда и увлекательно провести часы в поездке. Население слиппера, будет с интересом общаться, фотографировать Вас своими простенькими телефонами и Вы можете их фотографировать, они будут только рады.

Основным минусом таких поездок является потеря вещей. Покидая купе, попросите соседей приглядеть за вашим скарбом. В слиппере нет проводников, в вагон на станциях может зайти любой желающий. Во время всей поездки по вагонам разносят напитки (чай и кофе, воду), еду (рис, бириани, кари и пр.), пирожки (самосы и пр.). Еда готовится в этом же поезде в специальном вагоне-кухне.

Second Sitting (Code:2S)

Это общий вагон и этом все сказано, в отличие от нашего общего вагона в Индии все намного интереснее.

Стоимость проезда тут доступна для большинства населения Индии, населенность таких вагонов максимальная, а билеты в них продают без указания мест, без регистрации пассажира, без указания поезда. Срок действия билетов зависит от расстояния путешествия. С таким билетом можно садиться в любой поезд, идущий в нужном направлении, и пересаживаться с одного поезда на другой сколь угодно раз.

Second Sitting вагон не имеет спальных мест, при крайней мере в общий вагон можно садиться без билета, и его у вас никто не проверит.

В общем вагоне очень внимательно следите за своими вещами. Как правила в общих вагонах ездят самые бедные жители Индии, английски тут не понимают.

Но мы еще ни слова не сказали о чуть ли не самом важном и востребованном виде транспорта — поездах. Я думаю, с большой долей вероятности можно сказать, что в наших краях давно устоялся стереотип о том, что среднестатистический индийский поезд обязательно похож на плотно фаршированную сосиску. В принципе это и не удивительно, учитывая, что Индия уступает по численности населения только Китаю, а индийская ж/д одна из самых протяженных в мире (около 7 тыс. станций на более чем 60 тыс. км путей). К слову, государственная компания “Индийские железные дороги” за один день в среднем перевозит около 30 миллионов пассажиров и 2.5 млн. тонн груза (около миллиарда тонн в год).

В теории, индийский поезд должен выглядеть как-то так:

На самом деле, подобная экзотика в Индии встречается не часто, точнее сказать, практически не встречается, разве что в дни каких-то больших праздников, когда спрос значительно превышает предложение.

Вживую выглядит это примерно так:

А посадка в такие часы пик — процесс еще куда более интересный. Чтобы успеть занять хоть какое-то место в вагоне и не рисковать жизнью на крыше или в дверном проеме, люди заходят запрыгивают в вагоны еще до остановки поезда:

К нашему большому сожалению, ничего подобного мы так и не увидели, а наши поездки на индийских поездах были исключительно культурными, рафинированными и от того скучными.

Ж/д вокзал города Аллеппи. На каждом перроне обязательно есть часы, места ожидания для первого, спального (sleeper) и других классов разделены, в лучших традициях сегрегации.

Городок, по индийским меркам, небольшой, поэтому и людей здесь относительно немного.

Если в дороге вас настигло чувство голода, то справиться с ним помогут многочисленные точки общепита и дружелюбные торговцы продуктами. Так, выпив чаю, мы разговорились с одним из продавцов, который объяснил нам некоторые тонкости использования ИЖД.

Оказалось, что мы купили билет в общий вагон (без класса) и можем не дожидаться определенного поезда, а садиться на любой, главное чтобы направление нам подходило.

Индийские проводники, в отличии от наших, очень гостеприимные люди и не закрывают двери после начала движения поезда, поэтому если вы немного опоздали, то не нужно кричать и показывать руками стоп-кран, достаточно просто запрыгнуть в ближайшую дверь. Собственно, так мы и сделали, догоняя наш первый поезд.

Коллам (наш пункт назначения) был не так далеко, поэтому мы решили экстремальнуть и купили самый дешевый билет. Но, к сожалению, в этот раз не судилось, перехватив нас на подлете к общему вагону, заботливые индийцы всячески пытались запугать нас переизбытком "экзотики", попутно увлекая в сторону более дорогих вагонов. Даже проводник посчитал, что нежным белым господам довольно опасно ехать в общем вагоне и, проверив билет, просто улыбнулся.

Вот так выглядит билет в общий вагон — ни места, ни времени отправки поезда, в день покупки билета можно садиться на любой поезд в нужном направлении.

Оказалось, что мы попали в спальный (так называемый слипер класс, sleeper class) не кондиционируемый вагон:

В принципе напоминает наш плацкарт, только на третьей полке вместо вещей лежат дополнительные соседи:

На окнах решетки, а вместо кондиционеров вентиляторы.

Следующая возможность прокатиться на поезде нам представилась в городе Тутикорин. Экран на вокзале заработал сразу после прибытия поезда:

Персонал очень дружелюбный, как впрочем и по всей Индии, но, к сожалению, с плохим английским, так что тренируйте актерские способности.

В этот раз мы сразу купили самый дорогой билет. Это первый класс c кондиционером. Выглядит он так:

Сравнение c билетом общего вагона:

Богатые люди не очень вольны распоряжаться собственным временем, поэтому в билете четко указаны дата отправления и номер поезда. Время в билете не указывается, его вам придется узнавать самостоятельно, при покупке билета или посмотреть в справочнике (по номеру поезда).

Во время стоянки поезда специальный работник расклеивает на вагонах листы с фамилиями, вам нужно будет найти свою и запомнить “сгенерированный” номер посадочного места.

Место “генерируется” исходя из гендерных и возрастных данных всех пассажиров, которые едут этим классом.

При покупке билета вы, конечно, можете указать, что хотите нижнюю полку или выбрать купе, если едете компанией. Но никого это не будет интересовать, ведь добропорядочный индиец, составляющий списки, никогда не допустит, чтобы неженатая молодая девушка ехала в компании молодых парней и наоборот. При покупке билета заполняется анкета, в которой необходимо указать все — пол, возраст, сексуальные предпочтения и т.д. Вот так выглядят составы команд купе:

Первый класс ничем не отличается от наших вагонов-купе, разве что больше различных тумблеров/выключателей и кондиционер помощнее.

Постель всегда застилает проводник.

Первый класс — отличное место, чтобы завести знакомство с крутыми индийскими бизнесменами. Один продвинутый индиец поведал нам, что это далеко не самый лучший вариант за потраченные деньги. Сложно представить, что может быть лучше в индийском поезде, хотя это может быть какой-нибудь бизнес-вагон или ультрапервый класс.

Вот так выглядит первоклассный туалет, шепотом пересказывают легенды, что в других классах не хуже:

Из окон индийских поездов можно увидеть настоящую, красивую Индию:

Чтобы подвести итог данной статьи и сделать ее хоть немного полезной для путешественников, мы собрали некоторую полезную информацию и попытались ее структурировать.

Рассмотри классы вагонов и их отличия:

Бесклассовый общий вагон / Second Sitting, General Class (Код: 2S) — самый дешевый, довольно опасный и самый малокомфортабельный способ путешествия индийскими поездами. На билетах не проставляется ни номер поезда, ни время отправки, вы можете уехать на любом поезде, в который влезете. Расположить свои тела можно в основном на деревянных полках, по 3 в купе и 2 сбоку, найти свободное место может или очень везучий, или очень сильный человек. Если получится занять верхние места, то можно провести время в относительном одиночестве, внизу же придется спать в обнимку с другими соседями.

Приблизительная стоимость проезда: 1 доллар за 500 км.

Спальный вагон / Sleeper Class (Код: SL) — очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок (три яруса). Занять горизонтальное положение удастся только если вы успели загнездиться на верхних полках, багаж придется брать с собой. Внизу рассаживается довольно много не такого проворного народа. Средние полки отсоединяются только на ночь. Белье не выдают. Большое количество попрошаек. Кондиционеров нет, только вентиляторы. Окна без стекол, с решетками.

Приблизительная стоимость проезда: 5 долларов за 1000 км.

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Код: 3A) — практически тот же спальный, шесть полок в купе (три яруса) и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. За фейс-контроль отвечает проводник, поэтому места здесь есть всегда. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, обязательно выдается одеяло, в связи с постоянно работающим кондиционером здесь довольно прохладно.

Приблизительная стоимость проезда: 10 долларов за 1000 км.

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Код: 2A) — отличается более высокой ценой, четыре полки в купе (два яруса), практически полное сходство с нашим плацкартом. Все купе отгорожены от прохода длинными шторами.

Приблизительная стоимость проезда: 20 долларов за 1000 км.

Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (Код: 1A) — аналог нашего купе, но с кондиционером. Один из самых дорогих вариантов. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только дальнего следования.

Приблизительная стоимость проезда: 30 долларов за 1000 км.

Если вам не удалось купить билет на поезд, то можно воспользоваться такой услугой как “wait list” (вейтлист).

По вейтлисту билеты продаются без обозначенного заранее места и даже номера вагона, но дают вам право следовать в соответствующем поезде и классе (в зависимости от стоимости билета) до конкретного пункта назначения. Уже будучи в вагоне, можно попробовать найти себе место, бесплатно или за небольшие чаевые проводнику.

И напоследок, где можно купить билеты онлайн.

Официальный сайт железных дорог Индии:

Еще два сайта для покупки билетов:

Если есть такая возможность, то мы рекомендуем покупать билеты непосредственно в кассе. Если же вы покупаете билет через интернет, то лучше как можно быстрее сменять его на бумажный вариант, иначе, "благодаря" индийскому раздолбайству вы можете попасть в вейтлист.

Страну самых высоких гор, махараджей и париев, йогов, мегаполисов и джунглей, слонов и тигров, в общем, перечислять можно долго…

Самолет

Самый оптимальный и единственный для туриста, имеющего целью отдых в Индии, а не посещение всех стран на пути.

Прямые, регулярные, и, естественно, самые дорогие рейсы выполняют компании:

  • «Аэрофлот » - – Дели, ежедневно, время в пути 6 часов 5 минут,
  • «Трансаэро » - Москва – Дели и Москва – , по 2 раза в неделю (последний с января по март),
  • «Air India », летающая в Дели 4 раза в неделю.

Надо иметь в виду, что периодически, и зимой, и летом, и весной, и осенью «Аэрофлот» выдает акции, в время которых можно купить авиабилеты в Индию за 299 долларов (обычно средняя цена около 560 долларов), но, как обычно, к бочке меда должна прилагаться ложка дегтя: акция длится только 5 дней, билеты невозвратные и пробыть в Индии можно не больше месяца.

Стыковочными рейсами можно добраться с помощью Air Arabia, Etihad Airways, flydubai, Qatar Airways, Turkish Airlines. Для туриста выгоднее такой вариант, поскольку он бюджетнее, к тому же, при желании можно добраться не только до Дели или Гоа, но и во многие другие города.

Дешевле всего билеты стоят у Туркменских и Узбекских авиалиний, однако, надо обращать внимание на длительность стыковки, она может быть довольно долгой. Авиабилеты Катарских и Пакистанских авиалиний стоят дороже, возможно, благодаря прекрасным отзывам туристов об этих компаниях.

Для изучения большего количества вариантов можно принять во внимание авиакомпании «Air Astana», выполняющую 4 рейса в неделю из Алматы в Дели, и «Uzbekistan Airways», выполняющую 3 рейса в неделю из Ташкента в Дели.

Помимо регулярных рейсов, стоит обратить внимание и на «чартеры», обычно с туроператорами туристам можно добраться в сезон, с октября по апрель, билеты наверняка обойдутся дешевле, а если авиабилет будет «горящий», то цена вообще может достичь 200 долларов.

Ну, и конечно, нужно помнить про ограничения «чартеров»: и прилет, и вылет с одного и того же аэропорта, невозвратность билета, ограничение времени пребывания в Индии и строго фиксированная дата вылета.

Билеты в Индию можно подобрать с помощью этого ПОИСКОВИКА . Вбиваете нужный город, город вылета, и смотрите нужные рейсы на нужные даты.

В Нью-Дели туристы обычно прибывают во второй терминал международного аэропорта Индиры Ганди (Delhi – Indira Gandhi International Airport (IGI)), находящегося в 19 км от центра Нью-Дели, первый терминал обслуживает внутренние авиалинии.

В самом аэропорту к услугам туристов почта, отделение банка, обменник, кафе, ресторан, дьютифри, аптека, информбюро, ренткар стойка заказа такси.

Из аэропорта в город можно добраться либо электричкой, уходящей с третьего терминала, либо на автобусах курсирующих с 6:00 до 22:00 с интервалом в 20 минут, либо на такси, которое обойдется в 500 рупий. Ну и, конечно, добраться до всех достопримечательностей будет удобнее на арендованной машине. Арендовать ее можно будет заранее на этом .

Международный аэропорт Мумбаи (Chhatarpati Shivaji International Airport) находится в 28 километрах от города, инфраструктура такая же, как и в Нью-Дели.
На заметку туристу:

Обычно на международных рейсах принято подтверждать свой вылет за 72 часа, а регистрация начинается за 3-4 часа. В противном случае есть возможность остаться без места в самолете.

Поезд

Прямого железнодорожного пути из России в Индию не существует. Стоит упомянуть об этом сообщении только из ближайших стран.

Поездом «Maitree Express», в течение 10 часов есть возможность добраться из Дакки (Бангладеш) в , и поездом «Samjhauta Express», идущем 2 раза в неделю из Лахора (Пакистан) в Дели. Российскому туристу все это довольно неудобно, но особо упрямые могут выстроить свой маршрут до этих стран.

Автобус

Теоретически автобусом тоже можно добраться, но практически – это задача для туристов - экстремалов, в этом случае цель – похвастаться тем, что турист преодолел несколько тысяч километров до Индии на автобусе через такие страны, как Иран и Пакистан. Но возможно, найдутся и такие, был же в свое время Афанасий Никитин, а в наше время Антон Кротов, добравшийся до полуострова автостопом…

В то же время, будучи в Индии, вполне реально добраться на автобусах в соседние страны, например, в Непал Бангладеш или Пакистан.

Вариант с поездкой по морю рассматривать, наверно, еще менее интересно, чем передвижение по суше, поскольку прямых «пароходных» рейсов между и Индией не существует, т.е., добраться придется опять же на «попутках».