Храм весты в риме описание. Храм весты в риме. Кто такая Веста

Храм Весты в Риме (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Сложно найти город, более богатый на достопримечательности, чем Рим. Чтобы осмотреть только исторические места столицы Италии, понадобится не одна неделя. Причем, в Риме число интересных мест постоянно растет - по мере проведения новых археологических раскопок. Например, о существовании некогда богатейшего храма, посвященного богине домашнего очага Весте, мир узнал только в 1877 г. А ведь в свое время это было одно из важнейших культовых сооружений Римской империи.

От впечатляющего горожан своей красотой строения сегодня остались только руины, растворенные среди сокровищ знаменитого Римского Форума .

История

Римский Форум в античные времена был центром общественной и религиозной жизни города. Поэтому не удивительно, что его территория постепенно обрастала знаковыми зданиями, культовыми сооружениями и монументами. Храм Весты, расположившийся рядом с храмом Цезаря на юго-востоке Форума, стал одним из основных мест притяжения горожан.

В храме запрещались любые изображения Весты. Поэтому ее символом считался постоянно горящий Священный огонь.

Службы в храме проводили весталки, главной функцией которых было поддержание Священного огня в целости и сохранности. По преданию, пока он не потух, с Римом не случится ничего плохого.

По иронии судьбы этот огонь несколько раз полностью уничтожал храм Весты. В 191 г. после одного из таких разрушительных пожаров здание было подвергнуто перестройке, которой руководила Юлия Домна, супруга императора Септимия Севера. Именно тогда храм приобрел знакомый туристам внешний вид: поставленное на высокий подиум круглое здание из камня в форме толоса, с колоннами и металлическим куполом. Храм Весты закрылся в 394 г., когда римский император Феодосий I Великий запретил совершать языческие культы. Священный огонь был погашен, а институт весталок расформирован.

В 1877 г. храм по чистой случайности обнаружил в ходе исследований археолог Родольфо Ланциани. Ему удалось найти не только подиум, но и колонны, пилястры, а также множество монет той эпохи. Найденное изображения храма позволяют утверждать, что он был построен из белого мрамора и имел 20 колонн.

Что посмотреть

Сегодня Храм богини Весты на Римском Форуме - это живописные руины: сохранилась лишь небольшая стена когда-то масштабного здания, включающая в себя подиум и колонны, нескольких статуй, разрушенное жилище весталок и окружавший его двор портик.

Практическая информация

Храм Весты расположен на территории Римского Форума. Адрес: Рим, ул. Via della Salaria Vecchia, 5/6. Координаты GPS: 41.892422, 12.485328.

Ближайшая станция метро: Colloseo, линия B.

Вход: 12 EUR. Билет включает в себя посещение Римского Форума, Колизея и холма Палатин. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Рим, этот вечный город, бесконечно прекрасный и такой богатый историей, никогда не перестанет удивлять. Одним из мест Рима, которое обязательно стоит посетить, является Храм богини Весты, находящийся на Римском Форуме, недалеко от Храма Цезаря.

Веста в Древнем Риме была богиней домашнего очага. Она покровительствовала семье и детям. Веста дарила уют и покой, помогала защитить очаг. Вот почему она была так важна. Для поклонения этой сильной богине в Риме был воздвигнут комплекс, состоящий из Храма Весты и Дома Весталок.

Весталками называли жриц этой богини, которые поддерживали днем и ночью огонь в храме. Шесть девушек, которые должны были быть красивыми, умными и девственными, жили в Доме Весталок, ухаживая за священным огнем и проводя магические ритуалы в храме. Огонь в храме Весты, по легенде, символизировал бессмертие Рима. Для каждого жителя древнего мегаполиса этот огонь был священен.

Изначально весталками могли быть только дочери императоров и царей. Но впоследствии, ритуалы в честь богини стали проводить и обычные жрицы. Весталки должны были вести аскетичную жизнь в течение 30 лет, после чего они щедро одаривались императором за заслуги перед Римом и могли выходить замуж.

В храме всегда горел огонь богини Весты, дым от которого выходил в открытое пространство в крыше.

Полукруглый храм был окружен 20 колоннами, украшенными изящной резьбой. А внутри этого загадочного святилища содержались в укромном тайнике священные символы Римской Империи, которые легендарный Эней добыл в Трое.

Храм Весты часто подвергался пожарам. Каждый раз после разрушительного бедствия жены императоров обязаны были проводить реконструкцию храма и делать его убранство более роскошным, чем прежде. Последняя древняя реконструкция проводилась в Храме Весты в 191 году нашей эры.

Но, с приходом христианства, храм Весты постепенно стал приходить в упадок, и в 394 году нашей эры, по приказу императора Феодосия, его закрыли.




Контакты

Адрес: Via dei Fori Imperiali, Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Часы работы: с 08:30 до 19:15

Стоимость: 12€, льготный билет — 7,5€

Официальный сайт: www.turismoroma.it

Как добраться

Метро: Colosseo (линия В)

Трамваи: остановка Parco Celio (№ 3)

Автобусы: №№ 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3

Зачем едут в Рим? Кто-то провести деловую встречу, кому-то надо приобрести хорошую брендовую вещь, но все это дела мирские. Большинство туристов спешат посетить столицу современной Италии с целью увидеть ее неповторимые достопримечательности.

Древние свидетели расцвета Римской империи – это настоящее достояние человечества. Они раскрывают тайны легендарного прошлого и приезжий, который хотя бы раз увидел их, уже никогда не сможет преодолеть нездоровый интерес к истории этой части света.

Посетив исторический центр Рима , не забудьте посмотреть на Храм Весты, расположенный на Римском форуме. С ним связано огромное количество удивительных фактов, которые граничат между правдой и вымыслом. Кто знает, возможно, именно вам удастся разгадать все его секреты.

Храм Весты в Риме — история

Храм Весты (Tempio di Vesta) в

Первые был построен на Бычьем рынке в VII в до н.э. Он напоминал традиционный глиняный дом, похожий на остальные в древнем Риме, покрытый тростником и соломой. Известно, что позже его перестроили и в 390 г. до н. э. новая кирпичная постройка пострадала в результате серьезного пожара. После этого понадобилась реконструкция. Так появился храм из камня и дерева.

В 241 г. до н.э. и в 210 г. до н.э. храм Весты снова горел. После пожара 241 г. до н. э. его удалось восстановить, а от разрушений в результате следующей трагедии на Римском Форуме его спасли 13 рабов. За это они получили свободу. Примерно через два столетия огненная стихия снова настигла языческую святыню и в результате очередной реконструкции появилось здание из мрамора. Оно снова горело в 64 г. н. э. и было восстановлено при императоре Нероне.

Развалины храма, которые мы можем видеть сегодня, сохранились от постройки, появившейся после пожара 191 года. Историки утверждают, что реконструкцией руководила жена Септимия Севера Юлия Домная. 394 год стал переломным: император Феодосий Первый запретил язычество и о храме Весты постепенно забыли. В 1877 году его раскопал архитектор Родольфо Ланциани.

Храм Весты — описание

Круглый храм Весты на Тибре – одна из главных достопримечательностей Рима, которые напоминают о легендарном прошлом древнего города. Сейчас можно увидеть лишь отдельные элементы ранее величественного здания, а в период расцвета Римской империи он был местом почитания богини домашнего очага и пользовался небывалым успехов среди горожан.

Фасад этого храма был построен из белого мрамора. Его украшали двадцать колонн, выполненных в римско-коринфском стиле. Между ними находились металлические решетки. Пятнадцатиметровый подиум был облицован мрамором. Над зданием возвышалась куполообразная крыша с отверстием посредине для выхода дыма от Священного огня. Вход располагался на восточной стороне храма. К этому сооружению примыкал Дом Весталок . Этот комплекс назывался «Atrium Vestae», рядом с ним находился дом главного Понтифика . Двор окружал портик. Некоторые руины последнего также сохранились до сегодняшнего дня.

В храме размещались святыни империи, привезенные из Трои. Самой важной из них была статуя Паллады , изготовленная из дерева. В разные периоды истории божество называли то Афиной, то Минервой, но люди всегда свято верили в то, что оно оберегает город, в котором находится. Так считается, что Паллада спасла Рим во время Троянской войны.

Для реликвий в храме отвели особое место, специальный тайник. Возможно, он находился глубоко в подиуме и имел размер 2,40 м на 2,40 м, но это скорее предположение. Войти к святыням можно было только через святилище.

Культ Весты римляне, вероятно, почитали еще со времен Ромула. При Нуме Помпилие (715-673 год до н. э.) появился храм, это служит прямым подтверждением того, что в этот период истории точно поклонились этой богине. В городе даже отмечали праздник Весты. Торжество проходило каждый год 9 июля. Босые римляне шли в храм, несли жертвы, просили, чтобы в семье и в городе все было хорошо. Считалось, что в этот день надо оберегать ослов, нельзя заставлять их работать. Такая традиция была обусловлена легендой о том, что именно это животное вовремя разбудило Весту, защитив от Приапа, который во сне хотел лишить ее девственности.

Несмотря на то, что храм был построен в честь богини Весты, ее изображения там не было. Священный огонь – ее символ и язычникам хватало его постоянного наличия. Жительницы Дома Весталок в Риме были обязаны регулярно поддерживать его. Огонь тушили только лишь один раз в году, на римский Новый год, 1 марта. Если девушка недоглядела костер в любой другой день, ее жестоко пороли розгами. Это пророчило беду всему городу.

Весталками становились физически здоровые дочки свободных итальянцев 6-10 лет. На протяжении 30 лет они обучались (первые 10 лет), проводили специальные ритуалы, охраняли символы Рима и всей импе

Рии, следили за порядком в храме (обновляли ветви лавра, выносили пепел и т.д.). Последние десять лет они учили молодых девушек, которые приходили на смену старших хранительниц Священного огня. В храме служило 6 весталок (в более ранний период – 4), они подчинялись верховному жрецу Коллегии понтификов. Среди девушек также выбиралась главная, ее должны были слушаться остальные весталки.

Весталки были в почете среди местных жителей. За оскорбление одной из них человека наказывали смертью, а тот, кто покусился на целомудрие такой жрицы, считался самым большим преступником. Им отдавали на сохранение особо ценные вещи и бумаги, они могли помиловать преступника или гладиатора, потерпевшего поражение. Этим девушкам по закону принадлежали дома с садами, они могли ездить по городу на колеснице или пользоваться местом в императорской ложе, их охраняли отряды ликторов с топорами. Кроме того, они имели неплохие материальные блага.

Взамен весталки обязаны были хранить девственность на протяжении всех годов службы. Если одна из них нарушала обет, ее ждала страшная смерть. Таких женщин хоронили живьем: несли на «проклятое» поле, расположенное за городом (возле современной площади Независимости), и зарывали в землянке с небольшим количеством еды и питья. Там также была приготовлена постель, стоял светильник. Смерть мужчины, который покусился на весталку, была другой: его забивали остальные хранительницы храма. По преданию даже Рея Сильвия, мать Ромула и Рема, была весталкой. Встречается информация о том, что за 1000 лет только 20 хранительниц Священного огня нарушили обет целомудрия.

Девушка, которая 30 лет жизни отдала храму Весты, могла выходить замуж и вести такую же жизнь, как и остальные жительницы Рима. Вместе с тем, в народе было поверье, что брак с весталкой приводит к несчастью. Многие их остерегались.

Где находится Храм богини Весты и как до него добраться

Храм богини Весты расположен на Римском форуме по адресу : Via della Salaria Vecchia, 5/6. Не путайте его с одноименным храмом в Тиволи. Рядом с ним — храм Цезаря . Римский форум находится в центре столицы, через дорогу от и в нескольких минутах ходьбы от .

  • Чтобы добраться до Храма Весты на метро, надо выйти на станции Colosseo (линия В) и проехать на автобусе до Via dei Fori Imperiali или .
  • К Форуму идет трамвай № 3. Трамвайная остановка называется Parco Celio.
  • Туда также едут автобусы под номерами 60, 75, 85, 87, 95, 175, 271, 571, 175, 186, 810, 850, C3.

Достопримечательность можно посетить:

  • с 8.30 до 16.30 (2 января — 15 февраля);
  • с 8.30 до 17.00 (16 февраля — 15 марта);
  • с 8.30 до 17.30 (16 марта — последняя суббота марта);
  • с 8.30 до 19.15 (последнее воскресенье марта — 31 августа);
  • с 8.30 до 19.00 (1 — 30 сентября);
  • с 8.30 до 18.30 (1 октября — последняя суббота этого месяца);
  • с 8.30 до 16.30 (последнее воскресенье октября — 31 декабря).
  • Выходные дни: 1 января, 25 декабря.

Бесплатный вход для детей до 18 лет и людей, чей возраст превышает 65 лет.

Комбинированный билет «Колизей + Римский форум + » :

  • для взрослых стоит € 12,00 ,
  • льготный (для европейских граждан в возрасте от 18 до 24 лет, учителей и др.) — € 7,50 .
  • Право на посещение этих руин дает .

Храм богини Весты на фото

Ниже можно ознакомиться с подборкой фотоматериалов, на которых запечатлены руины Храма Весты, расположенного на Римском форуме. Даже те останки, которые сохранилось до сегодняшнего дня, свидетельствовать о том, что это здание было невероятно красивым и по-настоящему грандиозным для своего времени.

Храм Весты и Дом весталок

Вся деятельность весталок была сконцентрирована на небольшом пространстве возле Священной дороги. Там находился маленький, круглый храм Весты, своей формой отсылающий к древнейшим хижинам отцов-основателей Рима. Говорят, что и у храма, как у тех хижин, когда-то была соломенная крыша. В исторические времена он был украшен ионическими колоннами, между которыми стояли узорные решетки; в верхней части конической крыши находилось отверстие (как в Пантеоне), откуда выходил дым Вестиного очага; вероятно, над дыркой было какое-то металлическое сооружение, защищающее внутренность храма от непогоды. Сохранилось несколько монет, изображающих, по всей видимости, этот храм; многие показывают скульптуру на крыше, некоторые - курульное кресло внутри храма, что не очень достоверно (курульное кресло - это невысокое сиденье, на котором имели право сидеть только чиновники, облеченные силовыми полномочиями, - например, консул или диктатор). Во флорентийской галерее Уффици есть рельеф I века н. э., который тоже, скорее всего, изображает храм Весты. На этом рельефе хорошо видны решетки между колоннами и дерево, растущее за храмом.

Храм Весты. Реконструкция.

От храма Весты сохранился только круглый бетонный подиум, блоки туфа и куски колонн. До возрожденческой строительной лихорадки XVI века все это было облицовано мрамором. Некоторые фрагменты оказались позже встроены в разные церкви, включая собор Святого Петра; многое пережгли на известь. Руины этого древнейшего храма парадоксальным образом относятся к позднеимператорской эпохе конца II - начала III века н. э., когда императрица Юлия Домна спонсировала реконструкцию храма после очередного пожара. В какой-то момент между позднереспубликанским периодом (к которому относятся изображения на монетах и рельефы) и последней реконструкцией ионические колонны были заменены на коринфские. Впрочем, вполне возможно, что мозаичный пол и ямы для хранения пепла сохранились с более ранних времен.

Некоторые случайно уцелевшие фрагменты храма были найдены на Форуме во время раскопок конца XIX века, и в 1930 году небольшая часть внешнего периметра храма была восстановлена. Реконструкция оказалась удачной; во всяком случае, этот памятник красуется на многих открытках и календарях. Долгое время считалось, что на Палатине находился еще один храм Весты, но сейчас мало кто разделяет эту точку зрения; дело в том, что когда император Август был избран верховным жрецом, он по обычаю должен был переехать на Форум, в так называемый Domus Publica ; между тем он не захотел покидать свою палатинскую резиденцию, но отдал ее часть государству и превратил в святилище Весты, а Domus Publica отдал весталкам. При этом палатинское святилище не было храмом в прямом смысле слова. К слову сказать, обычным храмом не был и храм Весты, потому что там не было традиционной статуи божества - только символический огонь. Так называемый «храм Весты» на берегу Тибра, о котором мы расскажем в седьмой главе, к Весте точно не имеет никакого отношения - просто любой круглый храм долгое время по аналогии считали посвященным Весте.

Дом весталок. Рисунок XIX века.

Рядом с храмом находится довольно большой прямоугольный участок, который когда-то занимал Дом весталок, Atrium Vestae . С четырех сторон его были проложены улицы - Sacra Via («священная»), Nova Via («новая»), Vicus Vestae («переулок Весты»); название четвертой неизвестно. Нынешнее расположение и план здания возникли после великого пожара при Нероне в 64 году н. э.; и храм, и Дом весталок были перестроены в соответствии со сложившейся к тому времени общей восточно-западной ориентацией построек на Форуме. Комплекс снова перестраивали при Траяне и при Септимии Севере. Следы более ранних полов и стен видны на нижнем уровне, если зайти через главный вход.

Дом весталок по конструкции был больше всего похож на аристократическую резиденцию, жилище богатого семейства (domus) , только очень большое. Жилые комнаты окружали открытый двор - атриум - с бассейнами для сбора дождевой воды. В центре восточного крыла располагалась большая комната с тремя комнатами поменьше с трех сторон от нее. Это, скорее всего, не «квартиры» весталок - дом так велик, что у каждой из жриц были свои обширные покои, в том числе помещения для слуг и рабов, - но, возможно, какое-то церемониальное место, например общая трапезная. В республиканские времена на внешней стороне дома находились магазины, доходы от которых шли в бюджет весталок.

Вдоль северной стены двора расставлены статуи II–IV веков н. э., которые раскопали здесь в 1880-е годы. Сочетание статуй и постаментов с надписями произвольное. Каждая скульптура изображает одну из старших весталок (Virgo Vestalis Maxima) , на постаментах - благодарственные надписи. Одна из таких надписей датируется 364 годом н. э.; имя весталки на ней стерто, едва виднеется только первая буква, c. Возможно, на этом постаменте когда-то стояла статуя весталки Клавдии. Поэт Пруденций в гимне св. Лаврентию упоминает, что одна из жриц самого древнего римского культа перешла в христианство:

Тесьмою жрец увитый встарь

Уж идет к крестну знаменью,

Уже, Лаврентий, в твой чертог

Весталка входит Клавдия.

За вероотступничество немногие упорствующие язычники, которые в то время еще оставались в Риме, могли стереть имя Клавдии с постамента. К концу IV века н. э. язычество, включая культ Весты, было окончательно объявлено вне закона, и Дом весталок перешел в ведение сначала императорской, а потом папской администрации.

К этому комплексу когда-то относилась и священная роща Весты; это в ней перед нашествием галлов, говорят, раздавался таинственный предупреждающий голос, названный впоследствии богом по имени Aius Locutius («Ай Говорящий»). Долгое время считали, что алтарь с надписью «Будь ты бог или богиня», найденный на Палатине в 1820 году, посвящен именно ему; сейчас думают, что это восстановленный алтарь какого-то бога, которого уже никто не помнил, но из уважения продолжали чтить.

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Храм Мут Аллея сфинксов (№ 28), которая следует за десятым пилоном, приводит к ограде храма богини Мут (№ 29), приблизительно в 300 м от ограды храма Амона-Ра. Имя Мут означает «мать».Святилище Мут, по-видимому, существовало на этом месте еще в период Среднего царства. Во время

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ХР) автора БСЭ

Храм Птаха Комплекс Карнака был бы незавершенным, если бы в нем не было храма Птаха, покровителя Мемфиса и повелителя созидающего слова (№ 32). Этот храм удивительно красив.Вероятно, сооруженный еще в эпоху Среднего царства, он был позднее украшен Тутмосом III и расширен во

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Храм Нефертари В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце».Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Храм Храм, культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Типы Х. и история их развития обусловлены, кроме культовых требований, также общим развитием архитектуры и строительной техники у различных народов в разных странах.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

83. Храм мормонов В1805 году в штате Вермонт родился мальчик по имени Джозеф Смит. Лет через девять его отец переехал в штат Нью-Йорк, где народ жил крайне религиозный.Протестанты различных сект, они были очень озабочены тем, чья секта лучше. Юного Джозефа отвращала от всех их

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Храм-колесница На берегу Бенгальского залива возвышается устремленный на восток храм-колесница. Огромные колеса диаметром 4 м вырублены из камня в основании храма, по шесть с каждой стороны. От семи каменных коней, которые мчали колесницу в океан, навстречу солнцу,

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

В чем состояли обязанности весталок? Весталки – жрицы римской богини Весты, которые, соблюдая древний обычай, поддерживали вечный огонь в ее храме. Этот огонь был символом государственной надежности и устойчивости. Для посвящения в весталки отбирались девочки в

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Так храм оставленный - всё храм, / Кумир поверженный - всё Бог! Из стихотворения «Я не люблю тебя» (1830) М. Ю. Лермонтова (1814- 1841).Иносказательно: даже если какая-либо святыня, авторитет и т. п. и развенчаны, тем не менее есть люди, у которых они по-прежнему вызывает уважение, и

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Храм Сатурна За аркой Септимия Севера, если смотреть на нее со стороны курии, стоят восемь колонн. Это остатки храма Сатурна, который соревнуется с храмами Весты и Юпитера Капитолийского за право считаться самым древним святилищем города. У римлян не было твердого мнения

Из книги автора

Храм Согласия За аркой Септимия Севера, у западной границы Форума, находится бетонная насыпь - часть фундамента здания, которое занимало гораздо большую площадь, чем видно сейчас, и частично уходило вглубь, туда, где теперь лестница и Палаццо Сенаторио. Этот бетон,

Из книги автора

Храм Веспасиана Рядом с храмом Согласия (или, точнее, с тем местом, где он когда-то был) стоят три колонны из белого итальянского мрамора. На одной из гравюр Пиранези эти колонны изображены на фоне еще одной бытовой зарисовки из жизни «Коровьего поля». Но современный

Из книги автора

«Храм Ромула» Вернувшись на Священную дорогу, мы пройдем мимо базилики святых Косьмы и Дамиана, построенной на основе позднеантичного храма. Этот небольшой храм обычно считают тем самым зданием, которое воздвиг император Максенций в честь своего умершего сына-подростка

Из книги автора

Храм Мира Большой кусок земли от нынешней церкви святых Косьмы и Дамиана до форума Нервы стал называться «форумом» только в позднеантичные времена, раньше он был известен как храм Мира, потому что это пространство занимал огромный храм. К сожалению, муссолиниевская Виа

Из книги автора

Храм Адриана Память об Адриане и его времени хранят еще несколько улиц и площадей Марсова поля. В первую очередь это, конечно, храм Божественного Адриана или Адрианей (Hadrianeum) на Пьяцца ди Пьетра, в двух шагах от Пьяцца ди Монтечиторио с Августовым обелиском. Храм Адриана -

Из книги автора

Из книги автора

Храм Девы Марии перед Тыном - Тынский храм Kostel Panny Marie p?ed Т?пет - T?nsk? chr?m Адрес: Прага 1, Старе Место, Староместская площадь. Как добраться: станция метро «Staromestska». Храм Девы Марии перед Тыном расположен в Старом Месте пражском. Изначально оно складывалось из поселений

Глава «Храмы» подраздела «Архитектура Римской республики» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V-II вв. до н.э.

Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т.п. Место культа Весты - одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага - было простым круглым навесом над неугасимым огнем.

Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов - Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого (практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии с государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.

В V-IV вв. до н.э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.

Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме , известный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов - Юпитеру, Юноне и Минерве.

Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85x61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н.э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до н.э.

К концу VI в. до н.э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.

На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III-II вв. до н.э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.

О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.

На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV-III вв. до н.э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них - северный - италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособления периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20X11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний - ионический храм на подии (24X15 м по стилобату) 16x6,5 м внутри целлы) имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пеперина.


23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV-I вв. до н.э. Современный вид круглого храма, план комплекса

Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н.э.) - италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н.э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н.э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный - храм В (II в. до н.э.) - круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н.э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.

Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н.э. В 196-192 гг. до н.э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии , реставрированный в I в. до н.э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14X18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.

Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традиционные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре , стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлой. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.

Происходивший на протяжении IV-I вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам - этрусскому простилю и храму италийского типа - в основном закончился лишь к концу II - началу I в. до н.э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма - псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма - замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.

Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.

Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н.э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.

Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н.э. в Таррацине (совр. Террачине), (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34x20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки - необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.

К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.

27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42-38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план

Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н.э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части - портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.

Развитие круглого периптера в начале I в. до н.э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдапериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась.. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.

28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н.э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель

29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н.э. Общий вид, капитель

Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибиллы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.

И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, (выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.