Хельсинки свеаборг паром расписание. Суоменлинна – финская крепость на острове: как добраться и чем заняться. Важные даты в истории крепости


1. В крепость Свеаборг (в переводе со шведского Sveaborg - Шведская крепость) я отправился сразу после недолгой . Собственно, главным пунктом программы в тот день был не город, а крепость, расположенная на островах в Балтийском море.

2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.

3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.

4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.

5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.

6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».

7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.

8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.

9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.

10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.

11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.

12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.

13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.

14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.

15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.

16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.

17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.

18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.

19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.

20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.

21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.

22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.

23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.

24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.

25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.

26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.

27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.

28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .

29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.

30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.

31. Маленькая дверка в одном каземате.

32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.

33. Потерны связывали различные части крепости между собой.

34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.

35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.

36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.

37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.

38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.

39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.

40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.

41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.

45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.

43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.

44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.

45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.

Крепость Суоменлинна (Свеаборг)

Морская крепость Суоменлинна (в переводе с финского - Финская крепость), пожалуй, единственная популярная достопримечательность Хельсинки , которая была сооружена еще до присоединения Финляндии к России - в те времена, когда она была частью Швеции, в 1748 году. Помимо этого, Крепость Суоменлинна - единственный на территории Хельсинки объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (и один из 7 на территории всей Финляндии).

Морская крепость была возведена для защиты шведских берегов и русско-шведской границы и на протяжении полувека успешно выполняла эту роль, пока в 1808 году не была завоевана российской армией. После этого, вместе со всей Финляндией, более чем на 100 лет крепость отошла во владения Российской Империи.

Располагается крепость на острове, недалеко от города, поэтому добраться туда можно только по воде, на городском пароме, минут за 15-20. Эти паромы входят в систему городского общественного транспорта и воспользоваться ими можно по единому билету на транспорт Хельсинки. Такие паромы отходят как минимум каждый час (в зависимости от сезона) от Рыночной площади Kauppatori. Первый паром уходит в 9 утра, последний обратно - в 6 вечера. Стоимость билета в один конец - 4 евро. Приобрести билеты можно на речном вокзале.

На острове вы можете побродить по стенам крепости, осмотреть её старинные орудия, военные помещения и т.д. Также здесь располагается несколько музеев самой различной тематики. Проход на территорию самой крепости Свеаборг - бесплатный. Платным (от 3 до 6 евро) будет только вход в различные музеи на территории острова. Помимо музеев, здесь располагается несколько ресторанов и кафе, и есть даже один хостел - Hostel Suomenlinna (смотрим карту).

Разумеется, что посещать Свеаборг лучше всего в теплое время года.

Музеи Свеаборга:

Музей Суоменлинны. Имеет большую и разнообразную экспозицию, отражающую всю историю крепости.

Музей Эренсверда. В музее можно увидеть коллекцию миниатюрных модеелй кораблей, а также оружия, картин, мебели.

Музей Игрушек. Здесь выставлены сотни различных старинных кукол, детских игр, машинок и т.д.

Военный музей Манеж. Здесь представлены финская военная техника.

Таможенный музей. Экспозиция музея посвящена финской таможне и её истории.

Подводная лодка Весикко. На территории крепости Суоменлинна вы также можете посетить подводную лодку времен Второй Мировой Войны.

Карта Суоменлинна (Свеаборга)

ПУТЕШЕСТВУЕМ ДЕШЕВО!

Дешевые авиабилеты

Любое путешествие начинается с поиска и покупки билетов - это то, на чем можно и нужно экономить!

При поиске дешевых авиабилетов во время своих путешествий, мы пользуемся такими поисковиками, как Aviasales и Momondo .

С некоторыми правилами поиска дешевых авиабилетов можно ознакомиться в этой статье .

Дешевое жильё

Каждый путешественник, разумеется, хочет оптимизировать свои затраты и найти хороший отель (или апартаменты) по соотношению цена/качество. Таким образом, чем больше вариантов вам будет предложено, тем больше вероятность, что вы найдете самый лучший. Поэтому Ваш поиск может существенно облегчить сервис Hotellook , который производит поиск по самым лучшим системам бронирования жилья.

Вам не нужно самому сравнивать цены на разных сервисах - Hotellook сделает это за вас!

Страховка

Для оформление Шенгенской визы, как известно, в перечень обязательных документов входит страховой полис для выезжающих за рубеж.

При поездке в другие страны, где виза не требуется, оформление страхового полюса для безопасности Вас и ваших членов семьи также будет не лишним, особенно, если вы путешествуете с детьми.

Экскурсии

Лучшим способ познакомиться с новым городом являются экскурсии от местных жителей. Для этого многие путешественники пользуются такими сервисами, как и Sputnik8 .

На Свеаборге я побывала еще весной. Это остров недалеко от Хельсинки, который пользуется популярностью у туристов.

Морская крепость Суоменлинна (по-шведски - Свеаборг), находится на территории группы островов в акватории Финского залива. Это фактически часть города, и добраться сюда можно круглый год.

1. Как добраться

Мы ехали из финского города Турку до Хельсинки. Добираемся поездом или автобусом. Первый вариант занимает 2 часа, второй - на полчаса больше (но зато чуть ли не вдвое дешевле).

Из Хельсинки на остров ходит паром, который является одним из видов общественного транспорта HSL. Отправляется с рыночной площади Хельсинки Kaupatori.

Кроме паромов HSL, которые ходят весь год (летом - каждые 15-20 минут), на пристани Хельсинки, у рыночной площади, летом можно найти водные автобусы JT Line, там билет будет стоить 7 евро, и суда разных туристических фирм, которые на острове причаливают ближе к крепости и основным достопримечательностям, плюс проводят экскурсии.


2. Стоимость билетов

Билет на паром стоит столько же, сколько автобус - 2,90 евро. Действует чуть больше часа с момента покупки. Их покупают или в кассе на рыночной площади, или в специальных автоматах (их адреса можно загуглить "hsl ticket machine map"), или же самый простой способ - купить билет в автобусе (стоит 3,20 евро), но это при условии, что вы будете им ехать (в автобусе водители продают разовые билеты, в трамваях этого сделать не удастся).

Мы купили билеты в автомате на целый день. Каждый билет обошелся нам в 9 евро. Но мы еще помимо этого катались туда-сюда обратно несколько раз, поэтому нам дневной билет было выгоднее брать. А если вы будете плыть сугубо на пароме до острова и обратно, то лучше купить разовый билет за 2,90, а на острове в кассе купить обратный билет перед отплытием.

Еще как вариант купить билет в мобильном приложении HSL, тогда он обойдется в 5 евро и продействует 12 часов с момента оплаты, но он действителен только на пароме, другим транспортом вы не проедите.


За безбилетный проезд грозит штраф 80 евро + стоимость билета.


3. Подготовка к отплытию, поездка на пароме

Мы не знали будут ли на острове кафе, поэтому запаслись едой еще в Хельсинки. Благо, в центре города есть супермаркеты, где можно купить салаты и другие перекусы. Во-вторых, я даже настоятельно рекомендую так делать, поскольку цены в финских кафе далеко не дешевые. Если магазинный салат стоит 4 евро, то в кафе он обойдется вам как минимум 10.

К назначенному времени мы подошли к рыночной площади, нашли пристань, откуда отправляется нужный нам паром (там не одна пристань, HSL отплывает от той, которая ближе к чертовому колесу).



Там же рядом находится и билетная касса. Народу собралось уже предостаточно, было много русскоговорящих. Нас от парома отделял лишь шлагбаум, который подняли как только в парома вышли все вернувшиеся с острова.

Мы заходили в числе первых, поэтому нам повезло занять сидячие места. Билеты никто не проверял ни туда, ни обратно (к слову, сколько ездили в хельсинских трамваях, билеты там тоже никто не проверяет).

Помимо множества людей, паром перевозил одну или две автомашины, часть пассажиров имела с собой велосипеды и детские коляски.


По пути с Хельсинки до Свеаборга видим несколько небольших островков. Море спокойное, ветра нет, паром идет тихо, в небе летают чайки. Весь путь занят 15 минут.


4. Экскурсия по острову, достопримечательности

Итак, городской паром HSL доставил нас к северной гавани, расположена она на Большом Черном острове, или Mustasaari. Всего островов здесь пять, они соединены мостами - мы побывали на трех наибольших. Малый Черный остров, где находится Военно-Морская академия, и Западный черный остров лежат в стороне от туристического маршрута.

Крепость начиная с 1991 года включена в состав Всемирного наследия Юнеско - и тем не менее, остров до наших дней является жилым. Здесь проживает около 800 человек, дома в основном одно- и двухэтажные.


Около трети жителей работают здесь же, остальным ездить на работу и тем более за покупками приходится в Хельсинки - кроме музеев, кафе и сувенирных магазинов, как таковой инфраструктуры на острове практически нет.

Выйдя на берег, мы увидели перед собой длинное старое здание:


Раньше здесь были береговые бараки, а сейчас находится местный инфоцентр. В его холле можно бесплатно взять карту острова на одном из восьми языков, включая русский, здесь же есть туалет. Все туалеты, включая доступные для инвалидов, отмечены на карте, что очень удобно.


Точно такую же карту, на английском языке, можно скачать и на сайте крепости в формате PDF - как и в печатной версии, там указан “основной маршрут” - линия, следуя которой, можно обойти главные местные памятники. Протяженность маршрута около 1,5 км и он вполне по силам детям и пенсионерам - и тех, и других мы по пути встретили немало.

Карта острова:


Выйдя из инфоцентра, через арку идем на юг - и буквально через 200 метров перед нами первый объект, заметный издалека, еще по пути на остров.



Это Церковь Суоменлинны, построенная в XIX веке - тогда крепость находилась под властью России, и церковь была православной, предназначенной для размещавшегося здесь военного гарнизона. После обретения Финляндией независимости, церковь превратили в лютеранскую.


Церковь стоит на холме, и видна издалека не случайно - помимо прямого назначения, она была и до сих пор остается маяком для судов.



На двери мы видели табличку с указанием времени службы и просьбой туристам воздержаться от посещения в эти часы. Окружает церковь массивная ограда из якорных цепей и артиллерийских орудий образца XVIII века.


От церкви мы продолжили путь по дороге вглубь острова, мимо жилых кварталов и здания библиотеки. Немного отклонившись от маршрута, вышли к восточному берегу острова - там находится еще одна пристань для лодок, неподалеку от нее - Музей игрушек. Оттуда мы вернулись на тропу, и она привела нас к мосту на Волчий остров, Susisaari.



Прямо перед мостом - здание Музей Суоменлинны, где можно заказать экскурсию по острову и приобрести сувениры.


Между двух островов - узкая гавань, которая носит название Артиллерийской - именно сюда прибывают некоторые из туристических судов.


На другой стороне - летний киоск, где продают кофе, сладости и неплохое мороженое.


Сразу за мостом на Волчий остров начинается центральная часть крепости.



Повернув на развилке с указателем направо, вверх по тропе мы поднялись к крепостной стене и прошли через арку бастиона Хопкена.

Здесь можно задержаться и осмотреть помещения казематов - узкий коридор, идущий внутри крепостной стены, с узкими оборонительными окнами. На стенах то и дело встречаются надписи, в том числе и на русском языке.

Выйдя из каземата, попадаем во внутренний двор. Здесь - еще один местный памятник, могила Августина Эренсвярда, основателя крепости, под руководством которого велось ее строительство.



Надгробие украшает скульптура с изображением лодки. Рядом находится и музей его памяти, вокруг - уютный тенистый сквер со старыми раскидистыми деревьями.




В нескольких минутах ходьбы от внутреннего двора - смотровая площадка, откуда открывается вид на один из старейших в мире сухой док, основанный шведами вскоре после начала строительства крепости в XVIII веке. Он работает и сейчас, корабли заходят на ремонт - спустя двести лет остров сохраняет верность своим флотским традициям.




Вскоре перед нами оказался несколько неожиданный пейзаж - пруд, поросший по краям камышом, со стайкой уток. На карте этот участок обозначен как парк Piper, неподалеку есть и одноименное кафе.




Еще дальше за парком Волчий остров заканчивается, и тропа ведет через перешеек на следующий за ним, и самый крайний остров под названием Густав Меч, Kustaanmiekka. Здесь, пожалуй, самая интересная часть укреплений Суоменлинны: очень хорошо сохранившиеся крепостные валы, на которых расставлены пушки времен XIX века.



Кольцо валов и пушек защищает остров с запада и юга. Кстати, пушки стоит осмотреть внимательнее - на некоторых можно увидеть надписи на русском языке. Эта часть острова была под обстрелом в годы Крымской войны, в 1855 году - тогда Россия вела войну не только на Черном море, но и здесь, на Балтике. Есть пушки и постарше, еще шведские.


Наконец, в юго-восточной части острова - основные укрепления: здесь сохранилось кольцо бастионов, основанных шведами в середине XVIII века. Некоторые из них между собой соединены отмеченными на карте тоннелями, где даже в теплые майские дни сыро и холодно. Пройдя внутрь кольца бастионов, оказываемся в конечной точке маршрута.


Остров оставил очень приятные воспоминания - не только своей красотой, но и тем, как все продумано для туристов. Кроме понятной карты из инфоцентра, есть многочисленные указатели, где отдельным цветом, тем же, что и на карте, выделен основной маршрут. Много туалетов, в том числе бесплатных, достаточно и мест, где можно отдохнуть.

Стоит добавить, что у крепости отличный сайт - основная информация дублирует буклет с картой и доступна на тех же 8 языках, а на английском (и финском) можно найти целый 3D тур по всей крепости. Доступны объемные фото, как с земли, так и с воздуха - больше 20 панорам, сделанных дронами, благодаря чему можно увидеть Суоменлинну с высоты.

Первые камни крепости были заложены в середине 18-го столетия - в 1748 году. Основной причиной строительства стала необходимость укрепления границы с в условиях недавно завершившейся очередной войны. В силу того, что в тот период находилась под влиянием шведского государства, постройка и была названа «шведская крепость» или Свеаборг. Некоторое время спустя, в 1756 году, форт начали использовать не только в качестве сооружения для обороны, но также и в качестве базы военных кораблей. Позднее, в 1808 году, русская армия захватила более 100 военных судов, а также несколько тысяч орудий и пленных, войдя в сдавшийся после осады форт.

В 1809 году Свеаборг вместе с Финляндией переходит Российской Империи, что начинает новую страницу её истории. В середине столетия урон сооружению нанесла Крымская война, однако после все разрушения были устранены в ходе реставрации. В Свеаборге появились новые орудия и укрепления. К началу 20-го века население этих островов насчитывало около 1 500 жителей, не считая стоявшего здесь гарнизона.

В годы Первой мировой ведётся строительство новых защитных укреплений, которые помогли бы отрезать врагу путь к . Однако в 1917 году в связи с революционными событиями в стране строительство замедляется, а после и вовсе прекращается. В получившей в это же время независимость Финляндии сооружение переименовали в «финскую крепость» или Суоменлинна. Часть укреплений Свеаборга была заброшена, а часть пострадала от налётов в годы Второй мировой войны.

В 1973 году Свеаборг окончательно перестал играть роль защитного укрепления. Гарнизон был отозван, а территория этих островов стала относиться к . Знаковым стал 1991 год - Свеаборг как особенный пример укреплений прошлых столетий внесли в перечень памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

На современном этапе Свеаборг относится к известным достопримечательностям столицы, а также продолжает оставаться и жилым районом, население которого составляют несколько сотен человек.

Как добраться

Крепость Свеаборг разместилась на группе островов прямо в водах Финского залива в 3 километрах к юго-востоку от Хельсинки. Добраться до неё можно на пароме, который отходит от причала Kauppatori, находящегося на Рыночной площади столицы. В тёплые месяцы, с мая по сентябрь, до крепости также ходят водные автобусы. Найти их можно на этом же причале. Время в пути на любом из видов водного транспорта составляет около 15-20 минут. Билеты можно приобрести в автоматах на пристани, а в водных автобусах также и на борту.

Доехать до причала поможет 17-й автобусный маршрут, который останавливается в нескольких минутах ходьбы.

Свеаборг на карте

Достопримечательности вокруг замка

К территории Свеаборга относятся несколько островов. Пять из них соединены мостами и переходами, что позволяет без труда перемещаться между ними для осмотра всех объектов. Так, на полуострове под названием Кустаанмиекка можно осмотреть бастионы, возведённые как шведами, так и русскими войсками. Интересны будут пушки конца 19-го века.

Другое особенное место - один из самых старинных сухих доков в мире. Ещё в середине 18-го столетия в нём строились шведские корабли, а сегодня на его территории проводится ремонт деревянных судов прошлых веков.

У берега несложно заметить ещё один интересный объект, который нередко попадает на фото - подводную лодку «Весикко». Построенная чуть меньше ста лет назад, она прошла Вторую мировую. В летние месяцы подлодка играет роль музея, в котором можно ознакомиться с её внутренним устройством и особенностями работы в условиях погружения.


В тёплое время года на островах вокруг крепости также можно отыскать пляжи. Они позволят отдохнуть от долгих экскурсий и окунуться в воды Финского залива.

Что внутри замка

Для посетителей открыт доступ в один из старейших бастионов города - Зандер, а также в тоннели крепости. Исследовать их удобнее в тёплый сезон, вооружившись фонариком - искусственного освещения в тоннелях нет.

Примечательным элементом Свеаборга являются центральные ворота - Королевские. Они появились здесь в 1753–1754 годах в том самом месте, на котором сошёл со своего корабля шведский король, годом ранее пожелавший лично проследить, как идёт возведение Свеаборга.

В сердце сооружения располагается так называемый Крепостной двор. Он играл роль центральной площади с 60-х годов 18-го века. Здесь же покоится основатель форта - шведский военный деятель Августин Эренсверд.

Комплекс крепости включает в себя и небольшую церковь. Она была возведена здесь в середине 19-го века, в период правления Российской Империи, и предназначалась для солдат служившего здесь гарнизона. Позже из православной её переделали в лютеранскую.


На территории Свеаборга можно посетить сразу несколько музеев. Некоторые из них работают только летом, в некоторые можно попасть и зимой. Одной из основных является экспозиция музея «Суоменлинна». Здесь круглый год можно познакомиться с историей крепости и посмотреть тематические короткометражные фильмы.


В помещениях, ранее отведённых для проживания коменданта, сегодня располагается музей Эренсверда. Он назван в честь шведского фельдмаршала и демонстрирует обстановку того времени, когда крепость находилась под влиянием . Эта экспозиция функционирует только летом.

Также к летним относятся экспозиции Музея таможни, военного музея «Манеж» и Музея игрушек. Выставка, посвящённая таможенному делу, сегодня занимает помещения, ранее используемые в качестве тюремных камер.


Экскурсии

В крепости проводятся систематические экскурсии с гидом, предварительно бронировать которые не нужно. С их расписанием можно ознакомиться на . Длятся такие прогулки около часа и включают в себя исторические места островов Сусисаари и Кустаанмиекка. В летние месяцы экскурсионное сопровождение ведётся на нескольких языках: шведском, финском, английском и русском. В период с сентября по май можно принять участие только в англоязычных экскурсиях.

Персональные экскурсии для организованных групп проводятся круглый год по предварительному согласованию. В этом случае можно обговорить также и язык экскурсионного сопровождения. Заказать такую экскурсию также можно на .


Свеаборг представляет собой не просто историческую постройку, а целый комплекс интересных сооружений и объектов, каждый из которых может рассказать о чём-то своём. Они хранят на себе последствия правления трёх разных стран: Швеции, Российской Империи и Финляндии. Кроме того, на этих островах оставили отпечаток многие конфликты и события, имеющие особое значение в истории: Крымская война, Первая и Вторая мировые войны, российские революции. Все эти отпечатки, накопленные Свеаборгом, складываются в разнообразные экспозиции и особую атмосферу, в которой былое сталкивается с настоящим.

Морская крепость Суоменлинна (фин. Suomenlinna - "Финская крепость", швед. Sveaborg - "Шведская крепость" ), строительство которой было начато шведами в 1746 году, находится на группе островов, недалеко от Хельсинки. Является национальным памятником Финляндии и одновременно - объектом всемирного наследия ЮНЕСКО (с 1991 года). Ежегодно крепость посещают более 600 тысяч туристов.

К сожалению, поехали мы в крепость днем и времени на осмотр у нас было не так у много и не везде удалось побывать. Конечно, лучше ехать на целый день. При желании в крепости Суоменлинна можно остаться на ночь, в центре крепости есть небольшой хостел (открыт в течении всего года) с одноименным названием. Только помните, что в хостеле душ и туалет являются общими) Кроме общих спален есть 1, 2 и 3-местные номера. Также есть кухня, доступ в Интернет. С ценами, при желании, можно ознакомиться .

Построенная во времена, когда Финляндия была частью Королевства Швеция, крепость Свеаборг сдалась русским войскам в 1808 году во время Финляндской войны. Как вы помните, именно после окончания этой русско-шведской войны и заключения Фридрихсгамского мирного договора (в 1809 году) Финляндия вошла в состав Российской империи и стала называться Великое княжество Финляндское . Крепость, соответственно также была занята русским гарнизоном в течении последующих 108 лет, до Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. В 1918 году крепость обрела новое имя - крепость Суоменлинна .

Небольшие фотозарисовки во время летней прогулки. Крепостные бастионы, линия береговой обороны, песчаные валы, пушки, морской пейзаж... там есть на что посмотреть)))

Церковь крепости была построена для русского гарнизона в 1854 году, изначально была православной и мела пять куполов. После обретения Финляндией независимости стала евангелической лютеранской, была частично перестроена, четыре купола убраны. Сейчас шпиль церкви также используется в качестве маяка для морского и воздушного транспорта.

Туристический информационный пункт крепости Суоменлинна

Центр туристической информации (Суоменлинна-центр) находится в центральной части крепости Суоменлинна . Здесь вы можете взять карту, получить информацию о пешеходных маршрутах и т.д. Здесь же находится сувенирный магазинчик, кафе и музей "Суоменлинна". Отсюда отправляются туристические экскурсии. Основной туристический маршрут на карте крепости обозначен синим цветом и проходит через все основные достопримечательности. Протяженность маршрута около 1,5км, когда будете гулять по территории крепости, то увидите, что надписи указателей этого маршрута также имеют синий фон.

Время работы центра туристической информации:

  • в период с 02 мая по 30 сентября - ежедневно, с 10-00 до 18-00
  • в период с 01 октября по 30 апреля - ежедневно, с 10-30 до 16-30

На территории разрешены только пешие прогулки. Кроме того, особо отмечается, что каждый посетитель самостоятельно отвечает за свою безопасность. Это связано с тем, что острова скалистые, много достаточно опасных мест, так что будьте внимательны.



Если вы посещаете крепость с собакой, то ваш питомец обязательно должен быть на поводке. Отходы собачьей деятельности должны быть убраны владельцем собаки. Собственно - это обычные требования для Финляндии.

Разжигать костры и делать шашлычки (барбекю) тоже нельзя. Если уж так хочется перекусить на природе, но при этом не хочется сидеть в кафе, то закуски и обеды можно купить в продуктовом магазинчике Siwa, расположенном недалеко от главной пристани.

Внутри крепостных сооружений есть тоннели, большинство из которых находятся на островах Kustaanmiekka ("Королевский меч") и Susisaari ("Волчий остров"). Некоторые тоннели открыты для свободного доступа посетителей.

Продолжаем прогулку

Эпизодически можно наткнуться на старые стволы ранее грозных орудий, ныне просто сложенных в траве.

Если устали, можно присесть и полюбоваться морским пейзажем

Символ крепости Суоменлинна - монументальные Королевские ворота , построенные в 1753-1754гг как главный вход в крепость.


Место расположения и название ворот также не случайно - именно в этом месте в 1752 году пришвартовался корабль шведского монарха Адольфа Фредерика (швед. Adolf Fredrik ), который прибыл на остров дабы лично понаблюдать за строительством.

На главной крепостной площади Суоменлинны находится могила основателя и первого коменданта крепости - шведского фельдмаршала Августина Эренсвярда (швед. Augustin Ehrensvärd ). Крепость Свеаборг (швед. Sveaborg ) была построена по его чертежам и считается основным достижением его деятельности. Конечно, когда Августин Эренсвярд начал строительство крепости он еще не был фельдмаршалом, а имел чин полковника. После окончания строительства был произведен в генерал-майоры.

Прогуливаясь по территории крепости, вы увидите небольшую (длина 40м, общее водоизмещение 381 т, экипаж 20 человек) подводную лодку, построенную до Второй мировой войны для немецких военно-морских сил. Причем подлодка была заложена и построена на судоверфи Crichton-Vulcan в финском городе Турку . Спуск на воду произошел в 1931 году (подлодке был присвоен номер CV-707), испытания проходили так же в прибрежных водах Турку .



В 1936 году финны купили подлодку для финских ВМС и переименовали ее в "Весико" ("Vesikko" - норка). В финскую кампанию 1939 года "Весико" в активных боевых действиях участия не принимала, а в период 1941-1944гг производила разведку и патрулирование. Базировалась в районе Суоменлинны. После войны все финские подлодки были уничтожены (согласно Парижскому мирному договору 1947 года Финляндии, в частности, запрещено иметь подводный флот) и "Весико" - единственная подводная лодка ВМС Финляндии, которую мы можем лицезреть.

В 1959 году "Весико" передали военному музею (Sota Museum ), а в 1973 году переправили в Суоменлинну, где после реставрации открыли для посещения, можно посмотреть внутреннее устройство и понять, в каких условиях моряки-подводники несли службу. К сожалению, нам не удалось попасть внутрь. Надеюсь, в следующее посещение крепости получится)))

Стоимость посещения подводной лодки "Весико"

Посещение открыто в летний период (скажем, на сезон 2014 года: с 05 мая по 30 сентября). Время работы: с 11-00 до 18-00. Продажа билетов заканчивается в 17-45. Стоимость входа:

  • взрослый - 5,0 евро
  • семейный билет - 12,0 евро
  • дети до 7 лет - бесплатно

Как добраться до крепости Суоменлинна

Добраться до морской крепости, само собой, можно только по воде. Есть два варианта:

  • на пароме местного сообщения (HSL), который отправляется с восточной пристани Рыночной площади (Кауппатори, фин. Kauppatori ) в течение всего года. В крепость паром приходит на главную пристань
  • на водном трамвайчике линии JT-Linen (данный вариант доступен только летом, с мая по сентябрь). Останавливается на пристани у Королевских ворот и у Суоменлинна-центра

Поездка на пароме занимает примерно 15-20 минут. Билет на паром можно купить в билетном автомате или в кассе паромной линии на Рыночной площади (открыта только летом). Если у вас есть "Карточка Хельсинки" (Helsinki Card) , то поездка бесплатная.

Стоимость посещения крепости Суоменлинна

Вопрос интересный, но, в данном случае, излишний. Вход в крепость бесплатный. Вам надо оплатить только проезд. На текущий момент (по данным сайта HSL на начало 2014г.):



Я отметил билет Suomenlinna-lippu , который действителен в течении 12 часов (с момента активации у считывателя) и актуален только для проезда на пароме в крепость Суоменлинна . Для детей от 7 до 16 лет - 2,5 евро. В принципе, паром является частью городского транспорта Хельсинки и на нем действуют все билеты HSL (фин. Helsingin seudun liikenne ). Но билет Suomenlinna-lippu удобнее. Обратите внимание, что на водном трамвайчике билеты HSL недействительны.

Кроме того, пешая экскурсия с гидом (есть на английском и на русском языках) также платная, стоит 10 евро. По "Карточке Хельсинки" (Helsinki Card) - бесплатно.

Отдельная плата взимается за посещение музеев: музея "Суоменлиннa", музея игрушек (расположен на острове Iso Mustasaari) и военного музея "Манеж". Билеты недорогие, в пределах 5-6 евро, детские дешевле, есть семейные билеты. Учтите, что допоздна в Финляндии не работают))) Еще есть музей Эренсвярда и музей таможни. Режим работы музеев в крепости - где-то с 10-30 и до 16-30 (17-00).

Прогулка на свежем морском воздухе - весьма полезна для здоровья и, кроме всего прочего, вызывает повышенный аппетит. И тут финны подошли к данной проблеме основательно и решили ее полностью: вам не дадут умереть с голоду, есть ресторан, ресторан-пивоварня и несколько кафешек. На острове Susisaari находится первая традиционная японская чайная комната в Финляндии.

Всю необходимую информацию, туристическую карту, расписание работы музеев и прочих заведений, вы найдете на официальном сайте крепости Суоменлинна .