Грот (франц. grotte, от итал. grotta) в Русской усадьбе. Подмосковная усадьба горенки Оформление усадебных парков

Усадьба Кусково одна из главных достопримечательностей Москвы. Ее владельцами были графы знаменитого рода Шереметевых. Расположена она на востоке Москвы, и представляет собой не только главный дворец и прилежащие к нему постройки, но и облагороженную и обустроенную парковую территорию, по которой мы отправились гулять в один погожий летний день.

Вопрос «Как провести день в Москве?» с легкостью может поставить в тупик и приезжих туристов и местных жителей, но не потому что в Москве некуда сходить. Наоборот, в столице так много достопримечательностей, что выбрать наидостойнейшие из них получится не сразу. Например для знакомства с Москвой можно выбрать . Но справедливости ради стоить отметить, что прогулка займет всего несколько часов, а оставшийся день вероятнее всего вы проведете на Кремлевской площади, Тверской и Арбате, но что делать если в вашем распоряжении не один день в Москве, а скажем три или четыре. Вот мы и составили импровизированный рейтинг самых популярных туристических мест Москвы. Рейтинг очень условный и не сформировавшийся даже в мыслях, поэтому здесь он не появится, но появится один из его пунктов. Это усадьба Кусково.

Усадьба Кусково — как добраться

Усадьба Кусково расположена на востоке Москвы в районе Вишняки. Самый простой способ доехать до усадьбы это метро.

  • Метро Рязанский проспект . От метро прямо до остановки «Музей Кусково» ходят автобусы №133 и №208 .
  • Метро Выхино . Автобус №620 довезет вас до остановки «Музей Кусково»
  • Метро Новогиреево . От метро на троллейбусе №77 , автобусе №64 и множестве маршрутных такси нужно проехать до остановки «улица Юности», откуда придется еще пройти около 600 метров до входа в парк Кусково.

Самый простой вариант это доехать до усадьбы Кусково со станции метро Рязанский проспект, здесь и автобусов больше и ехать недолго. График работы музея Кусково можно уточнить на официальном сайте музея Кусково, но помните, что музей не работает по понедельникам и вторникам.

Усадьба Кусково

Оказавшись на территории парка сразу же чувствуешь себя словно шагнул в прошлое с помощью машины времени. Сразу представляется, как по это самой липовой аллее прогуливаются знатные особы, гуляют дамы с собачками, а кавалеры скачут на конях.



Первый вопрос, возникающий в голове при упоминании Кусково связан с названием. Почему именно Кусково? Все весьма прозаично. Первое упоминание о Кусково уходит корнями в 1623 год, до этого момента у графа Бориса Петровича Шереметева был во владении лишь один небольшой надел, сам граф называл его «кусок», прочие же земли принадлежали Алексею Михайловичу Черкасскому, будущему государственному канцлеру. С ним и породнился граф Шереметев сосватав своего сына за дочь канцлера. После этого Шереметевы стали единоличными хозяевами Кусково, а название сохранилось.

Дворец появились здесь гораздо позже, только к 1774 году. Любопытным фактом может послужить и то, что над всем архитектурным ансамблем усадьбы работали крепостные архитекторы Фёдор Аргунов и Алексей Миронов.





Перед дворцом раскинулся Большой дворцовый пруд, а за прудом видна территория запрудного парка Кусково.

Вход во дворец платный, при входе на территорию музея Кусково мы купили комплексный билет в который входит посещение всех павильонов усадьбы и дворца.

Экспозиция дворца это интерьеры. Можно долго любоваться и красотой интерьеров и уникальностью постройки и расположения комнат. Комнаты идут одна за одной, двери в них сделаны на одной оси, таким образом выход из предыдущей комнаты является входом в следующую. Сами же комнаты располагаются напротив от окна, таким образом впуская максимальное количество света в помещение.

«Большой дом», так называли дворец в XVIII веке, был построен в стиле классицизма. Он являлся увеселительной резиденцией графа Петра Борисовича Шереметева.





Дворец Шереметевых одно из немногих архитектурных наследий, в котором все сохранилось в первозданном виде, вплоть до дощатых полов, каминов и печей.









Прогулка по дворцу выводит нас в большую залу, предназначавшуюся для торжественных церемоний и балов, отсюда симметричные входным выходные двери выводят нас из дворца в парк Кусково.

Парк усадьбы Кусково

Симметрия, всегда отличающая строения XVIII века и здесь является главным элементом архитектурного стиля и напротив главного дворца на другом конце парка мы видим здание большой каменной оранжереи.

Обзор закрывает обелиск, установленный в парке в конце XVIII века в честь посещения усадьбы императрицей Екатериной II.

По самому же парку можно гулять намного дольше, чем по дворцу, заблудиться конечно будет сложно, но потребуется некоторое время, чтобы разобраться с направлениями, тем более, что симметрия и здесь смеется и играет с посетителем, запутывая его.





Осмотр парка мы начали с Голландского домика.

Голландским домик называется из-за мотивов, которые послужили центральными при постройки сооружения. Дом выстроен в голландском стиле XVII века, внутренние интерьеры тоже выдержаны в голландском стиле. Правда здесь можно заметить русскую избыточность. Плитка, которой голландцы украшали дома была очень дорогой, таким образом в декоре ее использовали по минимуму, лишь чтобы подчеркнуть красоту интерьера. Здесь кухня целиком выложена плиткой, как признак дороговизны отделки.

В той же части парка, что и голландский домик расположен павильон «Эрмитаж», павильон отреставрирован, но посетить его нам не удалось, он был временно закрыт. В нем располагается экспозиция фарфора.

Так, гуляя по парку, мы вышли к Большой каменной оранжерее.





В оранжерее располагается сразу две экспозиции. Первая это портретная выставка всех представителей династии Шереметевых, вторая это выставка керамики и фарфора. От оранжереи открывается красивый вид на главный дворец.

В другой части парка расположена американская оранжерея, в которой тоже находится коллекция фарфора и вольер для птиц. И то и другое строении являются современными реконструкциями.



Парк музея Кусково очень красив и разнообразен. Кроме самих павильонов его украшением служат многочисленные мраморные статуи, подстриженные изгороди и крытые переходы.









Павильон Грот, Усадьба Кусково

Так мы добрались до самого красивого из павильонов. Павильон «Грот» построен в стиле барокко, является единственным павильоном в России, сохранившим свою первоначальную «гротовую» отделку помещения.



Внутренние помещения оформлены стеклом и известковым туфом, таким образом создается атмосфера настоящего грота, олицетворяющего сочетание стихий камня им воды. За павильоном «Грот» расположен пруд с рыбками и Менажереи, правда это тоже современная реконструкция.



Недалеко от павильона «Грот» итальянский домик.



Так мы опять добрались до главного дворца и до сооружений, расположенных поблизости. Таких как кухонный флигель.





Также рядом с дворцом расположена церковь, но в момент посещения усадьбы она была на реконструкции, поэтому вблизи фотографировать было нечего. На фото она справа от дворца.

Прасковья Жемчугова

В здании дворца расположена еще одна экспозиция. Вход в нее расположен с торца дворца, лестница поднимает нас на второй этаж и окунает в удивительную жизнь одной простой барышни, а точнее крестьянки, ставшей барышней — Прасковьи Жемчуговой.

Прасковья родилась в семье крепостного кузнеца Ковалёва. В числе других крепостных она была передана Петру Шереметеву в качестве приданного от его супруги Варвары Черкасской. В семилетнем возрасте Прасковья Ковалева была взята на воспитание в Кусково графиней Марфой Михайловной, в замужестве княгиней Долгорукой. У девочки рано обнаружился талант к музыке и ее начали готовить для театральной труппы усадьбы, в которой она и добилась поразительных успехов, впечатлив императрицу Екатерину II, во время ее визита в Кусково, и получив от нее алмазный перстень. За время своих выступления Прасковья обзавелась сценическим псевдонимом и стала Жемчуговой.

Красотой Прасковьи был пленен наследник Петра Борисовича Шереметева, Николай. Но происхождение графа запрещало ему связать свою судьбу с крепостной девушкой. В 1797 году уже император Павел I жалует графу Николаю Петровичу звание обер-гофмаршала, которое обязывает его находится в Санкт-Петербурге. Туда и уезжает Николай, взяв с собой Прасковью. Но в Петербурге у нее обостряется туберкулез от сырого столичного климата. При Павле I Николай снова не решается официально оформить отношения с Прасковьей. Через год он дает вольную всей ее семье, и только в 1801 году, уже с разрешения императора Александра I, он женится на Прасковье Жемчуговой. В 1803 году у них появляется сын Дмитрий, который станет единственным наследником рода Шереметевых. Через три недели после родов Прасковья Шереметева уходит из жизни на 35-ом году жизни. Эта история взбудоражила умы и чувства их современников и будоражит чувства всех, кто только знакомится с ней.





Такие места, как усадьба Кусково нужно посещать не только для того чтобы хорошо и с пользой провести день, здесь еще можно научиться любить историю целого государства и отдельных его членов. Или если вы уже заболели любовью к истории, то узнать что-то для себя новое и побывать в тех местах, где жили исторические личности. Музей-усадьба Кусково именно такое место где сплелась история, где можно перенестись на двести лет назад и пройтись по тем коридорам и аллеям, где гуляли графы и графини Шереметевы.

Горенки - подмосковная усадьба, принадлежавшая во второй половине XVIII-начале XIX века семье графов Разумовских. Очень интересно спроектирован усадебный дом: он построен в глубине полукруглого парадного двора, диаметр которого достигает 700 метров. Дворец в центре украшен шестиколонным портиком. Боковые его части имеют симметричные полукруглые выступы - экседры, верхний этаж которых служил крытыми балконами. Галереи с колоннадами ведут к боковым, далеко выступающим во двор флигелям.

За домом был устроен английский сад. Граф Алексей Разумовский увлекался ботаникой, так что деревья и кустарники свозились в усадьбу из многих близких и отдалённых мест, в особенности из Малороссии. Доставляли сюда и редкие тропические культуры. В оранжереях росли ямайский кедр и американское масляничное дерево, винтообразная пальма и тюльпанное дерево, сибирские кедры и американские ели. Более трех тысяч растений, исключая местную флору, находилось в Горенках в начале XIX века.

После смерти Разумовского наследники в 1827 году продали имение камергеру князю Николаю Юсупову, а тот, в свою очередь, перепродал его уездному предводителю дворянства полковнику гвардии Николаю Волкову. Волков вместе с купцом Василием Третьяковым устроил во дворце бумагопрядильную и бумаготкацкую фабрику, а в парке - небольшой литейный завод для изготовления станков. Ткацкие станки работали прямо в бывших княжеских покоях. Сильнее всего пострадала правая часть дворца. Внутри были пробиты потолки для установки машин, заделанные впоследствии штукатуркой. Потом имение ещё не раз сменило хозяев и к 1910 году, когда его купил фабрикант Владимир Севрюгов, пришло в совершенное запустение. Севрюгов с помощью архитектора Сергея Чернышёва начал реставрацию дворца и парка. Кстати, вот интересный пример иронии судьбы: табличка при въезде в усадьбу сообщает, что реставрация центрального корпуса усадьбы была завершена в 1916 году. Эх, знал бы Севрюгов, что уже через год ему эта усадьба не понадобится...

После революции в Горенках располагался волостной исполком. Часть дворца и другие здания усадьбы Горенки занимал детский дом им. Степана Разина. В 1925 году в бывшей усадьбе Разумовских разместился санаторий «Красная Роза». Во время Великой отечественной войны в усадьбе располагался госпиталь. Сейчас здесь санаторий для больных внелёгочными формами туберкулёза. По-видимому, некоторые сотрудники санатория живут тут же. По крайней мере, позади здания они развели небольшое приусадебное хозяйство и устроили качели для детей. Все постройки усадьбы, которые как-то используются, находятся, в общем, в неплохом состоянии. Те же, что не используются (например, западная галерея или грот), заброшены и медленно разрушаются. Собственно, это и дало мне повод указать в тэгах «заброшенные места».

UPD: Спасибо robinzon25 за ценное дополнение к моему посту. Оказывается, туберкулёзный санаторий занимает не все здание, а лишь одно его крыло.

Сам санаторий сейчас располагается лишь в маленьком крыле здания, а живут там в основном непонятные люди и узбеки, которые работают в садовом питомнике "флос". Часть здания сдана каким-то конторкам.

Такие дела.

При входе в усадьбу слева и справа от дороги стоят домики, судя по всему, жилые.

Дорога к главному усадебному зданию, по-видимому, была обнесена стеной. Вот что от нее осталось.

На этой фотографии хорошо видно, как господа Волков&Третьяков превратили усадьбу в завод.

Усадьба, вид сзади. По этой старой и местами проржавевшей лестнице можно подняться, чтобы получше рассмотреть западную галерею.

Колоннада ведет к реке и развалинам какого-то сооружения.

Остатки лестницы, которая вела от усадьбы к реке.

Электрогенератор. По крайней мере, я подозреваю, что это сооружение - электрогенератор, снабжающий санаторий и его обитателей электроэнергией.

При усадьбе был устроен и грот, правда, назначение его неизвестно. Он мог служить своеобразным «холодильником», а мог быть построен просто для красоты.

Адрес: Россия, Москва, улица Юнocти (станция метро Pязaнcкий пpocпeкт)
Основные достопримечательности: Дворец, Итальянский домик, Голландский домик, Павильон «Грот», Павильон Эрмитаж, Большая каменная оранжерея, церковь Спаса Всемилостивого
Координаты: 55°44"10.7"N 37°48"30.9"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Содержание:

История усадьбы

Первые сведения об усадьбе встречаются в летописях XVI века. Старинное имение , занимающее более 30 га земли, располагалось на востоке Москвы и принадлежало одному из самых богатых дворянских родов России - Шереметевым. В начале XVII века, кроме боярского двора и деревянной церкви, в имении больше ничего не было.

Общий вид на усадьбу

Период его расцвета приходится на XVIII век, когда владельцем усадьбы был граф Петр Борисович Шереметев. Он превратил обычное подворье в роскошный архитектурный ансамбль, состоящий из дворца, парковой зоны и прудов. Хозяин устраивал в усадьбе пышные приёмы, на которые порой съезжались десятки тысяч гостей.

Для увеселительных мероприятий, проводимых во дворе, появились павильоны и изящные беседки. Кроме того, были выстроены здания оранжереи, зверинца, охотничьего домика и кунсткамеры. После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала Государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.

Дворец усадьбы

Усадебную территорию разделяют на три части: запрудную зону со Зверинцем, английский парк «Гай» и строгий французский парк. Лучше всего сохранилась та часть усадьбы, которая расположена в ее центре.

Главное место здесь отведено дворцу или Большому дому, который был возведен по заказу хозяина усадьбы в традициях раннего классицизма. Строительными работами руководил архитектор Карл Бланк, а велись они с 1769 по 1775 годы. Дворцовое здание было выстроено из дерева, которое в дальнейшем оштукатурили и выкрасили нежно-розовой краской.

Церковь Спаса Всемилостивого с колокольней

Украшением фасада служили портики с колоннадой. На том из них, что находился в центре, красовался вензель семейства Шереметевых - под короной графа располагались буквы «PS». Портики с боков украшала резьба. Дворец был двухэтажным. Нижний этаж занимали винные погреба и хозяйственные помещения, а на верхнем этаже хозяин проводил приемы. Попасть во дворцовое здание можно было по парадной лестнице.

Павильон «Грот»

Для встречи гостей или небольших приемов существовал Итальянский домик. Его построили в середине XVIII века под руководством Юрия Ивановича Кологривова.

На берегу пруда до наших дней сохранился изящный Голландский домик. Он появился раньше других усадебных строений. Необычное название было выбрано хозяином Кусково – Шереметевым, как память о любви царя Петра I к Голландии. Домик окружал сад с тюльпанами, и выглядел он очень празднично и привлекательно.

Павильон «Оранжерея»

Еще одно необычное сооружение – барочный павильон «Грот», олицетворяющий стихии воды и камня. Строили его по проекту Ивана Петровича Аргунова целых 6 лет, начиная с 1755 года. Стены павильона декорированы известковым туфом и разноцветным стеклом.

Для тех, кто хотел уединиться, существовал павильон «Эрмитаж», выполненный в традициях раннего классицизма. Здесь гости могли провести приватную беседу и даже пообедать, так как в зал «Эрмитажа», расположенный на верхнем этаже, специальные механизмы поднимали обеденный стол.

Итальянский домик

На востоке парковой зоны находится «Вольер» – большая округлая деревянная клетка, предназначенная для необычных птиц. В центральной части павильона «Оранжерея» устраивали танцы и концерты. Застекленными переходами она соединялась с другими, меньшими по размеру павильонами. Для удовлетворения духовных потребностей в имении Шереметевых стоял храм Спаса Всемилостивого.

Голландский домик

Внутреннее убранство усадебных построек

До наших дней во дворце сохранились оригинальные интерьеры – камины из мрамора, зеркала необычных форм, живопись, паркет, лепнина и пр. Стоящую в залах мебель украшают резьба и позолота, а стены - шелковая обивка. Созданием интерьеров занимались русские крепостные и вольные умельцы, а также зарубежные мебельщики и мастера декоративно-прикладного искусства.

Швейцарский домик

В Голландском домике экспонируется фарфоровая коллекция семьи Шереметевых. В основном это – вазы и столовая посуда. Здесь же можно увидеть прекрасные картины. Первый этаж домика украшают необычные панно из цветного мрамора и античные скульптуры.

Павильон «Грот» разделен на три части – северный и южный кабинеты, и центральный зал. На его стенах висят пейзажи, изображающие море и декорированные ракушками. В павильоне можно увидеть фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей. Центральный зал «Грота» расписан «под мрамор».

Павильон Эрмитаж

Оформление усадебных парков

В строгом французском парке установлено много скульптур. Это единственный образец сада, сохранившийся на территории Москвы с XVIII века. В регулярном парке расположены небольшие пруды, по берегам которых стоят основные усадебные павильоны. В живописном английском парке «Гай» не было такого количества построек. Здесь располагался лишь Дом Уединения, где жила семья графа. На участке Запрудного парка размещались помещения зверинца.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Усадьба Горенки находится буквально в десяти минутах езды от Москвы, на измученном пробками шоссе Энтузиастов, ранее известного как Владимирская дорога. Кто бы мог подумать, что ободранным забором, мимо которого я проезжала сотни раз, находится замечательная усадьба, которая в век дворянства была очень известной, ей владели Долгорукие, Разумовский, Юсуповы.

Усадьба Горенки

В один из воскресных дней мы с друзьями отправились на экскурсию по Подмосковью в составе группы единомышленников и прекрасного гида. Местом встречи была назначена усадьба Горенки. Следуя указаниям навигатора, мы повернули направо, съехав с шоссе Энтузиастов к странному забору и ничем не закрытому въезду. В арку постоянно заезжали и выезжали бабушки и дедушки на машинах, явно собирающиеся на дачу (судя по рассаде в машине, панамкам на голове и торчащим в окнах лопатам и вилам). Оказалось, что здесь находится популярный среди дачников питомник саженцев. А позже я узнала от гида, что на территории Горенок был один из самых известных в Подмосковье ботанический сад, возможно, этот факт как-то повлиял на расположение питомника.
Мы припарковались около питомника, разлили горячий кофе из термоса и, весело болтая, ждали машины остальных участников экскурсии.
Первое, что поразило — это ощущение, что мы находимся где-то за городом, среди леса и как будто в ста шагах от сюда нет современного шоссе, новостроек и гипермаркетов.
Как только все собрались, гид повел нас на парковую территорию усадьбы, остановился напротив главного дома и начал знакомить с историей этого места. Вход, кстати, на территорию свободный, упрашивать охрану не придется.


Усадьба Горенки

Свое название усадьба получила по речке Горенки, на берегу которой она расположена. Писцы упоминали Горенки в книгах еще в конце 16 века, поэтому гиду было, что рассказать — мы слушали рассказах не менее 40 минут, вопреки сильнейшему ветру и вязкой жижи из грязи под ногами.

Разные владельцы хозяйничали на этой земле. К концу 17-го века тут образовалась деревня, где было 6 крестьянских дворов. Через 15 лет в горенках появились Господа. Стольник императора Петра I основал тут имение, которое предназначалось его дочери Прасковье в качестве приданного. Это был князь Юрий Хилков.

Спустя несколько лет Прасковья стала женой Алексея Долгорукова. Ее муж построил здесь первый дворец, а перед началом стройки присоединил к имению Горенки еще и Чижево. Их сын Иван имел успех при императорском дворе и сделал прекрасную карьеру.
В Горенки часто наведывался Петр II, и вскоре Иван Долгорукий стал фаворитов молодого императора. У его отца возник план женить государя на своей юной дочери Екатерине. Дело шло к свадьбе, состоялась даже помолвка, но мечты предприимчивого отца разрушила неожиданная смерть императора. Долгорукие попытались составить подложное завещание, по которому Петр объявлял наследницей свою невесту, но этой бумаге никто не поверил. Вместо того, чтобы породниться с высочайшими особами, Долгоруковы отправились в далекую ссылку, а их земли были конфискованы.

В 1747 году имение купил граф Алексей Разумовский. Знаменитый фаворит императрицы Екатерины Великой возводит здесь дом из камня, а также строит в имении церковь во имя Всемилостивого Спаса. После того, как граф скончался, Горенки унаследовал его родной брат Кирилл. Он решил отдать Горенки своему единокровному сыну Алексею. Приобретя нового хозяина, Горенки расцвели. Алексей полностью перестроил дворец, а перед ним разбил изумительный парк, который украшали каскады прудов, прохладные гроты. Владелец усадьбы занимался коллекционированием редких растений, поэтому на территории усадьбы постепенно образовался ботанический сад. Для этого было возведено несколько оранжерей, которые могли похвастаться более чем 7 тысяч разнообразных растений.

До середины 19 века Ботанический сад Разумовского считался подмосковным чудом. Гости графа с интересом разглядывали бамбук и пальмы, ямайский кедр и кипарисы. Это сейчас пальмой никого не удивишь, а вот в 18-19 веке на Мальдивы никто отдыхать не ездил. Росли здесь даже диковинные американские ели. В Горенку стали наведываться серьезные ученые, путешественники, естествоиспытатели. Помимо растений в усадьбы хранились ценные коллекции книг и предметов искусства. Только подумать, каким мог бы быть сейчас ботанический сад! Но наследники графа коллекцию не оценили.


Усадьба Горенки

После смерти графа-коллекционера они продали его детище графу Юсупову. Ценные коллекции и библиотеку Разумовского Юсупов перевез в свою другую резиденцию, которая находилась в усадьбе Архангельское. Наверняка, многие бывали в Архангельском и удивлялись красоте этой усадьбы. Теперь мы знаем, что огромный вклад в это внесла усадьба Горенки, про которую большинство жителей московского региона даже не слышали.

Юсупов недолго владел Горенками. Через некоторое время он продал усадьбу Николаю Волкову. Новый хозяин имения являлся гвардейцем, предводителем московского дворянства и решил подойти к вопросу развития усадьбы с практичной стороны. Вместо пышных торжеств или веселых балов, решил заняться делом, тем более, что большие помещения дворца прекрасно для этого подходили. В своих покоях он соорудил весьма беспокойную бумажную фабрику. Не заметил Волков и красот местного парка, созданного прежними хозяевами с теплотой и хорошим вкусом. На его территории он создал небольшое литейное производство — завод для изготовления станков. Его компаньоном стал купец Василий Третьяков.

Производственное оборудование журчало прямо в дворцовых интерьерах, и их хозяина это нисколько не смущало. Роскошные покои избалованных князей стали неумолимо разрушаться. Более всего пришла в негодность правая часть здания. Уже на этапе монтажа станков ими были пробиты старинные потолки, которые хозяин распорядился просто заделать штукатуркой.

После закрытия бумаготкацкой фабрики в 1885 году имение перестало быть нужным и пришло в полнейшее запустение. Долгое время у него не было рачительного хозяина. Лишь 25 лет спустя усадьбу приобрел фабрикант Севрюгов. При нем парк и дворец были отреставрированы. Но вскоре в стране поменялась власть.


Усадьба Горенки

Революция отменила частную собственность. В усадьбе расположился исполком. Сталин, который везде, где бывал, старался сделать что-нибудь, что будет напоминать о его Родине, приказал посадить любимые хвойные деревья. Именно поэтому около Горенок мы сейчас можем наблюдать сосны, которые хоть немного напоминают о кавказских пейзажах.
Еще позже часть дворца передали детскому дому, а потом превратили усадьбу в санаторий для больных туберкулезом.

В Горенках любили проводить время и многие деятели культуры. Мейерхольд выезжал сюда со своей супругой Зинаидой Райх, первой женой Сергея Есенина. В окрестностях усадьбы у них была дача. К ним в гости приезжал цвет творческой богемы — Шостакович, Прокофьев, Олеша, Толстой, Гарин. Здесь, на природе, подросли и дети Сергея Есенина, которые после развода остались с матерью.

Что сейчас находится в Усадьбе Горенки

Сейчас в Горенках расположен санаторий для туберкулезников. Услышав это, я слегка поежилась, но т.к мы гуляли вокруг, не заходили в здания, то опасаться было нечего. Помимо нашей группы по парку проходили люди с собаками, прогуливались парочки, видимо потому что вход на территорию свободный.
В усадьбе Горенки есть что посмотреть. Хорошо сохранился господский дом.


Господский дом усадьбы Горенки

Считается, что он построен архитектором Менеласом в конце 18-го столетия. Большая величественная колоннада соединяет его с флигелями.


Колоннада усадьбы Горенки


Колоннада усадьбы Горенки

Кроме того, слева от главного дома можно найти искусственный грот, который, правда, практически разрушен, но пока еще можно полюбоваться его увядшей красотой, как и подъездной аллеей, имеющей форму полукруга. Грот служил для хранения продовольственных товаров и напитков, которые требовали охлаждения. Например, гости Горенок очень любили пить холодное шампанское, которое в то время считалось весьма экзотическим напитком.


Грот в усадьбе Горенки

В парке также можно найти старинную, почти развалившуюся лестницу, которая спускалась к пруду, ныне исчезнувшему.


Старинная лестница к пруду

Напоследок, прощальный взгляд на усадьбу.


Усадьба Горенки

Как добраться до Горенок

Чтобы погулять по усадьбе, надо доехать до Балашихи. На автомобиле поездка будет неутомительной и недолгой. Усадьба Горенки расположена примерно в пяти километрах от МКАД по шоссе Энтузиастов.
На автобусе можно доехать от метро Новогиреево до остановки «Санаторий Красная роза», маршрутками 291 (часы пик), 444, 322, 25, 1012, 108, 110, 125, 193, 588, 473, 291 (не в часы пик), 550, 886, 587, 993.