Городские сады Петра I. Петровские времена. Интерьер

Share

Пётр I

Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга.

Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы.

Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау.

Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним.

Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.

Летний сад в 1717 году

Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом — будущий Летний дворец . Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову. Он же разбивал здесь цветники, а в 1706 году начал обустраивать в Летнем саду фонтаны (первые в России).

А. Бенуа. Петр 1 на прогулке

18 августа 1710 года архитектор Доменико Трезини начал строительство каменного Летнего дворца.

С его южной стороны был выкопан гаванец, вода подходила вплотную к стенам. То есть здание с трёх сторон омывалось водой, войти в него можно было только с лодки.

За домом прислуги располагалась водовзводная башня, крыша которой была увенчана вызолоченным двухглавым орлом.

В 1714 году на одной линии с Летним дворцом архитектором Г. И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи («люстгаузы»). Здесь отдыхали в непогоду.

А. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. Открытка

В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент XI. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела.

Венера в Летнем саду

Галереи, так же как и Летний дворец, стояли на самом берегу Невы. Берег был укреплён сваями. Позже он был отодвинут вглубь реки.

В 1711-1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Потешного луга (ныне Марсово поле ). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал. Территория к северу от него стала Первым, к югу — Вторым Летним садом. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним называлась территория южнее Мойки, включая современный Михайловский сад .

В северо-западном углу Летнего сада, вплотную к Неве и Лебяжьей канавке, находился одноэтажный деревянный Второй Летний дворец. За ним вдоль канавки располагалась баня. В Третьем Летнем саде, на берегу Мойки, были построены деревянный Летний дворец Екатерины и домики её слуг.

В 1718 году по проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.

Летний дворец Петра I

В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.

На территории 2-го Летнего сада архитектором М. Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.

О появлении в Летнем саде нравоучительных скульптур-фонтанов в 1735 году Якоб Штелин написал так:

Шведский садовник Шредер, отделывая прекрасный сад при Летнем дворце, между прочим, сделал две куртины или небольшие парки, окружённые высокими шпалерами, с местами для сидения.

Государь часто приходил смотреть на его работу и, увидевши сии парки, тотчас вздумал сделать в сем увеселительном месте что-нибудь поучительное.

Он приказал позвать садовника и сказал ему: «Я очень доволен твоею работою и изрядными украшениями. Однако, не прогневайся, что я прикажу тебе боковые куртины переделать. Я желал бы, чтобы люди, которые будут гулять здесь в саду, находили в нём что-нибудь поучительное. Как же бы нам это сделать?» — «Я не знаю, как это иначе сделать, — отвечал садовник, — разве ваше величество прикажете разложить по местам книги, прикрывши их от дождя, чтобы гуляющие, садясь, могли их читать».

В Летнем саде разместили более шести десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни.

Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.

Вид реки Фонтанки от Грота и Запасного дворца

В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот — садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов. После смерти Петра I сюда из Галереи переместили обнажённую Венеру. Позже она оказалась в Таврическом дворце , а ныне экспонируется в Эрмитаже.

На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.

По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из «Метаморфоз» Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.

С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией.

В Летнем саде Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения «штрафная» и «пей до дна» начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить «штрафной» кубок вина, который он должен был выпить «до дна».

Петровская ассамблея

О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости . Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.

При императрице Анне Иоанновне в Летнем саде устраивали медвежьи, волчьи и кабаньи травли. Животные носились по саду, ломая скульптуру и вытаптывая растения. По окончанию «забавы» трупы животных отдавали в петербургские мясные ряды.

А.Бенуа. Императрица Анна Иоанновна верхом преследует оленя

В.И. Суриков. Императрица Анна Иоанновна в Петергофском Темпле

Именно при Анне Иоанновне появилась традиция прятать на зимнее время скульптуры в деревянные ящики.

С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей.

При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми.

С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда отмечала, что девушек сопровождала «толпа глазеющих гуляльщиков», которые вели с девицами беседы о «разных материях» и отмечали их «благородную незастенчивость».

Левицкий Д.Г.Портреты Смолянок.

В 1760-х годах по проекту Ю. М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную . Со стороны проезжей части в 1771-1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонн ы каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.

Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.

19.07.2013

Летний сад (первоначальный)

1704-1706 - закладка сада

1721 - завершение основных работ

Место для своей летней царской резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы и Безымянного ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Лучшие архитекторы И. М. Матвеев (Угрюмов), Ж.-Б. Леблон, М. Г. Земцов создавали облик Летнего сада, мастера садово-паркового искусства Я. Роозен, позднее И. Сурмин занимались зеленым убранством.

Небольшая часть побережья Невы у истоков Безымянного ерика (Фонтанки) принадлежала шведскому сановнику Конану. На карта конца XVII и начала XVIII в. в этом месте показана постройка - жилой дом. Владение Конау простиралась недалеко, и к югу местность была заболоченной.

Летний сад был заложен ранней весной 1704 г. Формировался в 1704-1706 гг. и занимал поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определилась и система прямых перпендикулярных аллей, которая дошла до наших дней. Летний сад был создан в регулярном (архитектурном) стиле, на манер существовавших в то время в Европе парков.. Некотрые исследователи полагают, что Петр I сам наметил направление аллей, положение цветников и фонтанов. В первые годы (1704-1707) работы под руководством Петра вел арх. Иван Матвеев (Угрюмов). Он расширял границы сада, определял первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территории, создание твердой почвы и посадку деревьев, готовил для государя хоромы Конау. Прибывший по требованию Петра зодчий Федор Васильев строил первые дубовые галереи коринфского ордена. В 1707 г. Матвеев умирает, и организацию всех работ и наблюдение за строительством Петр поручает А.В. Кикину, а с 1709 г. - А.А. Меншикову.

Над осуществлением задуманного под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники. В 1709 г. из Москвы была доставлена группа молодых людей для обучения садовому ремеслу. Некоторые из них впоследствии работали самостоятельно: С.Лукьянов, И.Сурмин, И.Яковлев.

Первый известный план Летнего сада составил Ян Роозен в 1713 г. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини Летний дворец Петра I , занявший северо-восточный угол. Именно Летний дворец дал название Летнему саду, который вначале именовался "царским огородом". Садовник Ян Роозен прибыл в Санкт-Петербург в 1712 г. и проработал в Летнем саду 13 лет (1712-1726), он руководил всеми садовыми работами. Сохранилось несколько планов сада: Я. Роозена (1716 (1714?)), Ж. Леблона (1717), М. Земцова (1723), а также чертеж, приписываемый Петру (1714-1716?).

В основе планировочной схемы первоначального сада лежит центральная продольная аллея, на которую выходят фигурные вписанные в квадраты цветники с изображениями валют, картушей и других орнаментов. Каждый из цветочных квадратов пересекался диагональными дорожками и имел в центре по беседке-люстгаузу. За цветниками были расположены участки, засаженные молодыми липами. Параллельно центральной были проложены еще две продольные аллеи. Восточная отделяла жилую часть сада с дворцом Петра I. Западная представляла собой сплошной зеленый трельяж, отделяла боскеты вдоль Лебяжьей канавки и вела к Карпиеву пруду. Гравюра А.Ф.Зубова (1717) дает представление о первоначальном виде ансамбля Летнего сада, в котором преобладали метрически посаженные деревья, кроны которых были подстрижены в форму куба, шара или пирамиды. Вдоль прямых аллей сада протянулся шпалерник (высотой до 2-3 м), образуя зеленые стены с нишами для статуй. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.

В 1714-1716 гг. в южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. В центре пруда был многоструйный фонтан. Пруд сохранился до наших дней.

Часть современного Летнего сада и Марсова поля представляла собой тогда низину, поросшую чахлым кустарником. В 1711-1716 гг. для осушения территории вдоль западной части сада был прорыт канал (позже названный Лебяжьим каналом), отделивший Летний сад от Большого луга (Марсова поля). Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала почти до Фонтанки к 1716 г. был прорыт ещё один канал - Поперечный. Таким образом появились 1-й и 2-й Летние сады. На мостике перекинутом через Поперечный канал стояли фонтаны-шутихи. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. 3-им Летним назывался современный Михайловский сад.

Летний сад состоял из трех частей: Парадный сад (1-й сад) - от Невы до Поперечного канала, Красный сад (2-й сад) или хозяйственый, где росли фруктовые деревья, - от Поперечного канала до Мойки, "Сад ее величества" (3-й сад) - за Мойкой, на месте современного Михайловского сада и Садовой улицы. Этот сад Петр подарил Екатерине.

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы для посадки деревьев. В течение нескольких лет в сад завозили землю. Деревья самых разных пород по указу Петра привозили со всей России и из-за границы, сажали их и летом и зимой. В саду росло много елей, которые любил Петр. В несколько рядов они стояли вдоль Лебяжьей канавки, по аллее, ведущей к Кофейному домику, вдоль Фонтанки. В первой четверти XVIII в. в саду росли дубы, липы, вязы, клены, рябина, ели, а также самшит, ильм, каштан и др. В Летнем саду росли и фруктовые деревья: яблони, вишни, груши, кусты сородины. Между деревьями на грядках сажали "поваренные травы": петрушку, морковь, свеклу, пастернак, горох, бобы, душистые травы. В летнее время на аллеях и площадках парадного сада выставлялись кадки с тропическими растениями.

Летний сад отличался разнообразной и богатой флорой. А.Э. Регель сообщал откуда доставлялись растения: липы и лилии из Нарвы, ильмы из Москвы, грабы из Киева, кедры из Соликамска, яблони из Швеции, пионы и барбарис из Голландии и Германии, гороховник, таволга из Сибири. В саду шла работа по пересадке взрослых деревьев, акклиматизации иноземных сортов.

На Неву по главной оси сад выходил к галерее, расположенной у самой воды. Три открытых галереи (на месте существующей сейчас ограды Летнего сада) были сооружены арх. Г. И. Маттарнови в 1714 г. Здесь отдыхали в непогоду. Попадали в Летний сад прямо с лодок, по ступенькам галерей. Две боковые галереи с кровлей на деревянных колоннах, с резными капителями были обильно декорированны. Кровля центральной галереи покоилась на двенадцати парных колоннах ("на столбах российского мрамора"), пол в ней был выстлан черными и белыми мраморными плитами, крышу украшала балюстада из отченых балясин и тубм. Центральную галерею украшала мраморная статуя Венеры ("госпожа Венус"). Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент IX. По указу царя ее охранял часовой в мундире Преображенского полка с алебардой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела. Статуя Венеры находилась в Летнем саду до середины XVIII в. Позднее статую перенесли в закрытый Грот .

На главной алее (от «Венериной галереи» до Поперечного пруда) располагались четыре площадки: 1-я - Дворцовая (Дамская), 2-я - Шкиперская, 3-я - Добродетелей, 4-я - Круговорот суток. На каждой площадке располагались фонтаны. Возле первого фонтана из белого мрамора обычно рассаживались царица с придворными дамами. Возле второго, на восьмиугольной Шкиперской площадке, располагался Петр с приезжими иностранцами. Несколько дальше был фонтан, украшенный золочеными вазами.

К западу от погребов на берегу Мойки стоял дворец Екатерины I - Золотые хоромы. Он находился, возможно, на месте павильона Росси. По косвенным данным дворец был построен в 1710-1711 гг. На кровле небольшого деревянного здания возвышался позолоченный фонарик с восемью окнами. Фонарик завершался высоким шпилем. Стены главного зала дворца были отделаны золотой кожей, потолок затянут живописным холстом. В каждой комнате стояли изразцовые печи.

В 1717 г. у р. Мойки перед Золотыми хоромами был построен павильон с фонтанами, где поместили огромный Готторпский глобус со звездным небом во внутренней сфере (затем глобус был перенесенный в Кунсткамеру).

1. Дальнейшее развитие ансамбля Летнего

сада в годы царствования Петра I.

1. - Второй дворец, 2. - Грот, 3. - Большой лабиринт.

2. Планировка Л.с. во втор. четв. XVIII в.

Усложнение контуров партеров и др. в 1740-1750-е.

3. Пруд с беседкой. План Сент Илера, 1764-1773.

4. Огибные дороги, ведущие к скульптуре.

План Сент Илера, 1764-1773.


5. Оранжереи во 2-м Летнем саду.

Аксонометрический план С-Петербурга Сент-Илера.
1765-1773.

6. Деревянная живописная панель.

7. Фигурный фонтан.

План Сент Илера, 1764-1773.

8. Картинная галерея.

Обмер М.Г.Земцова. 1727.

9. .

Проект М.Г.Земцова.

В 1717 А. Леблон составил новый план Летнего сада, который, не меняя сложившуюся планировку, вносил дополнения и улучшения. Этот проект включал в себя и территории вокруг Летнего сада (будущего Марсова поля, Михайловского дворца и Инженерного замка). В новом проекте закреплялась продольная композиционная ось сада. На южной территории сада (3-й Летний сад) на плане размещается резиденция Екатерины I. Этот дворец, построенный только через 25 лет, с его широким курдонером, обращенным на Мойку, должен был играть роль архитектурной доминанты. Сад за этим дворцом по характеру планировки как бы продолжал Летний сад Петра I. Огромный луг за Лебяжьей канавкой (Марсово поле) разбивался проезжими аллеями на 8 больших треугольников, сходящихся к центральной круглой площади. Сад за Мойкой членился на небольшие прямоугольные части. В это время здесь уже существовал старый деревянный дворец Екатерины - "золотые хоромы". Вокруг него в регулярных кварталах сада были высажены плодовые растения, а среди садовых дорожек было много трильяжных аллей.

Леблон детально разработал планировку цветников вдоль Лебяжьей канавки, которые были намечены в эскизе Петра (1716). Причем каждый фигурный партер и боскет был разработан как неповторяющаяся отдельная микрокомпозиция. Основные боскеты с затеями были расположены вокруг Главной алееи. В одном боскете Леблон проектировал овальный пруд, в другом - каскад с цветником и скульптурой, в третьем, с фонтаном в центре, - крестообразнные огибающие дороги, в четвертом - вольер и "зверовой двор". В план сада введены новые скульптурные группы, зеленые кабинеты, беседки, водоемы и фонтаны.

На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд. В центре пруда был устроен небольшой островок с беседкой, купол которой завершался резным фонарем. По периметру почти квадратного боскета стояли шпалеры и решетки. Между решетками по берегу пруда помещались 8 деревянных домиков - "птичьих палат" для птиц, обивших в пруду. В пруду плавали редкие рыбы и маленький кораблик, на котором катался карлик-шут. На крыше беседки в форме китайской пагоды сверкал флюгер - золотой дракон.

Там, где сейчас находится памятник Крылову, был устроен боскет с Дельфиновым каскадом и бассейном. Каскад был отделан позолоченным свинцом, украшен вазами в виде дельфинов. Пол и стены бассейна были отделаны белым мрамором. В южной части боскета стояла оранжерея. Площадку с каскадом окружали деревянные решетки, на столбах которых висели 24 фонаря с затейливой резьбой.

Напротив боскета с каскадом находилась площадка с птичьми и звериными клетками. Здесь была галерея, вытянутая с востока на запад. В галерее пол был устлан путиловскими плитами, стены затянуты холстом. Посередине кровли возвышался двойной купол. Это была голубятня. Боскет обрамляли шпалеры, внутри с трех сторон были устроены 13 навесов c решетками. Между навесами имелись три галереи - зверовой двор. Здесь жили птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны) и редкие животные (дикобраз, синяя лисица, большой еж, соболи). В центре боскета был фонтан с круглым водоемом из белого мрамора, карниз был отделан черным мрамором.

Севернее зверового двора был расположен последний из 4-х основных боскетов с затеями - еловая роща. Росшие правильными рядами ели пересекали шедшие крес-накрест крытые (огибные) дорожки, образуя в центре боскета площадку с фонтаном. Фонтан украшала мраморная группа "Венера с Амуром". Водоем фонтана был отделан свинцом, раковинами, белыми и черными мраморными плитками. В крытых аллеях горели свечи в подвесных фонарях.

Крытые дорожки были и во 2-м и 3-м садах.

Кроме еловой в 1-м саду были еще дубовая и липовая рощи. Дубовая роща с фонтаном в центре находилась у Летнего дворца Петра I. Липовая роща была на месте Чайного домика.

Смерть Леблона в 1719 г. прервала его работу. Боскет с каскадом достраивал по проекту Леблона М.Г. Земцов. Беседки у огибных дороги строил Г.-И. Матарнови. Грот, строительством которого руководил Леблон, продолжали возводить Г.-И. Матарнови и Микетти, а достраивал и декорировал интерьеры Земцов.

Сад украшали и три живописных панели работы худ. Георга Гзеля. Деревянная панель (366,5 х 70 см) состояла из четырех панно, разделенных пилястрами. Полихромные изображения на них взяты из книги "Символы и емблемы..." (единорог, лев, воин...).

Для хранения в зимнее время тропических деревьев были построены оранжереи. Одна из них была в боскете с каскадом, другая каменная оранжерея находилась в Красном саду на границе 1-го и 2-го Летних садов. В 1728 г. недалеко от нее построили еще одну каменную оранжерею по проекту арх. К. Шредера. Здесь выращивали южные растения, среди них - тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада. Позднее во 2-м саду появились 7 небольших деревянных оанжерей - паровая, зимняя, ананасная, африканская и др. Здесь стояла изба, в которой в 1730-1740-х гг. работал скульптор "Яган Цвейгоф". Он реставрировал испорченные статуи и бюсты.

В 1723-1725 гг. М. Г. Земцов сделал обмерный чертеж, который отражает состояние Летнего сада в последние годы жизни Петра I. К этому времени был возведен каменный дворец у пересечения Лебяжьей канавки и Невы. Центральные боскеты получили новую планировку. В 1725 г. Земцов построил рядом со вторым дворцом "Залу для славных торжествований" и сделал новую разбивку прилегающего к дворцу цветника. Территория сада была расширена за счет подсыпанного у Невы участка, но проезда вдоль Невы еще не было. Тогда же был перестроен и украшен золоченой скульптурой грот на Фонтанке. Летний сад часто перестраивался и пополнялся новыми постройками. Поэтому то, что показано на гравюре Зубова, во многом не соответсвует плану Земцова.

На территории 2-го Летнего сада между Поперечным каналом и Карпиевым прудом был создан лабиринт, в подражание знаменитому версальскому Лабиринту (был достроен в 1730-е гг.). Лабиринт представлял собой сложную систему дорожек среди кустов, с углублениями-нишами (их было 32), где бил фонтан, и каждый фонтан был украшен скульптурными персонажами басен Эзопа, отлитыми из свинца (по рисункам М.Земцова, как и проект лабиринта). У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. У входа в Лабиринт стояла свинцовая позолоченная статуя горбатого Эзопа. Дорожки к Лабиринту проходили по мосткам с фонтанами-шутихами.

В Летнем саду впервые в русском садовом искусстве был сооружен крупный комплекс разнообразных фонтанных устройств. В 1705-1706 гг. под руководством мастера И. Матвеева было положено начало сложной водонапорной системе Летнего сада. В 1725 г. в Летнем саду было 25 фонтанов, а к 1736 г. - больше 50. Первые фонтаны снабжались водой из Безымянного ерика, с тех пор ерик стал именоваться р. Фонтанкой. На берегу ерика поставили водовзводные башни. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге, с 1719 г. работала паровая машина. Для более надежного снабжения фонтанов водой начали прорывать Лиговского канала. Вода подавалась из реки Лиги к бассейнам, устроенному на улице, получившей название Бассейная. Оттуда по свинцовым трубам вода шла к водонапорным башням, где ее поднимали колесной машиной. Этот первый водопопровод начал действовать в 1725 г. Старые водовзводные башни перестраивал в середине XVIII в. Ф.-Б. Растрелли, он придал сооружениям вид изяшных павильонов и украсил их барочным декором.

Скульптуры

По по замыслу Петра I Летний сад должены украшать аллегорические скульптуры. (см. Летний сад. Скульптура). Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания, коллизии из «Метаморфоз» Овидия, идеальная модель Земного мира и реальное его воплощение. Для осуществления плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII - начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 г. в Летнем саду было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 г. их было уже более двухсот. Уже в это время Летний сад обладал самой крупной в России коллекцией садовых скульптур.

1721 г., когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. Сад предназначался не только для прогулок, но и как место для развлечений, церемоний, дипломатических встреч. В саду на открытом воздухе постоянно устраивались праздненства, проводились знаменитые петровские ассамблеи, приемы иностранных послов. О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. В летнее время придворные праздненства проводились на аллеях сада и в крытых галереях у Невы. В средней галерее ставили стол с угощениями, в боковых галереях находились столы с закусками для офицеров и незнатных лиц. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином. После обеда и танцев в аллеях появлялись гвардейцы-гренадеры, они несли на жердях большие ушаты хлебной водки. Каждый из гостей должен был выпить чарку. Во время гуляний в саду играл оркестр. Как правило, праздник заканчивался фейерверком.

Летний дворец Екатерины

В начале 1720-х гг. Петр решил построить дворец для Екатерины симметрично первому дворцу - на берегу Невы и Лебяжьего канала, на месте где прежде столяли мыльня и изба к ней. Здесь в течение 4-5 лет был создан ансамбль, в который вошли дворец Екатерины, Картинная галерея и Зал славных торжеств.

Второй летний дворец или Новые палаты строился в 1721-1726 гг. Начал строительство дворца арх. голландец Стефан Ван-Звитен по чертежу Петра I, но не справился с работой. За работой стал наблюдать Д. Трезини, а затем М.Г. Земцов, которому пришлось и активно исправлять проект. Завершил постройку Земцов. Часть здания, выходящая на Неву, была двухэтажной, остальные помещения одноэтажные. Здание имело большую террасу и лестничный спуск к воде. Во дворце было 4 комнаты вдоль Невы и 15 вдоль Лебяжьего канала. Интерьеры были близкими к интерьерам дворца Петра. Потолки некоторых комнат украшали живописные плафоны, худ. Б. Тарсиа.

Картинная галерея

Деревянная галерея была построена перпендикулярно к вытянутой части второго дворца по Лебяжьему каналу. Она имела 12 застекленных окон-дверей с полуциркульными фрамугами, по бокам которых стояли колонны с капителями коринфского ордена. Периметр плоской кровли украшала балюстрада из точеных балясин и тумб. Проектировал галерею и руководил строительством мастер палатных строений Франсуа де Вааль.

Находясь в Амстердаме в 1716-1717 гг., Петр приобрел множество художественных полотен Рубенса, Рембранта, Ван-Дейка, Штейна, Брейгеля и других. Многие из этих полотен разместились в Картинной галерее в Летнем саду.

Дворик между дворцом Екатерины и галереей был вымошен желтым кирпичом. К югу от Картинной галереи был разбит партерный цветник с фонтаном в центре.

Зала для славных торжествований

В 1725 г. арх. М. Г. Земцов построил рядом со вторым дворцом Залу для славных торжествований - дворец для проведения особо важных праздненств. В это время готовилась свадьба старшей дочери Петра Анны с герцогом Голштанским. Зала была выстроена за 4 месяца. Свадьба состоялась в мае 1725 г., уже после смерти Петра

Здание Залы возвели рядом с дворцом Екатерины, на подсыпанном берегу Невы. Деревянная постройка на каменном фундаменте состояла из двусветной церемониальной залы и четырех маленьких комнат. В одной из них находилась лестница, ведущая в фонарь. Пилястры большого ордера с коринфскими капителями композиционно объединяли два этажа здания. Венчалось здание балюстрадой с вазами. К парадному входу вела высокая двухмаршевая лестница. Главный вход был богато декорирован.

Внутри зала поражала богатством и пышностью. Стены были отделаны резным дубом и декоративной живописью, шпалерами и позолотой. Потолки украшала сюжетная живопись внутри позолоченных рам. Живописные плафоны для Залы выполнили худ. Л. Каравак и Б. Тарсиа. По замыслу Петра стены должны были украшать картины на сюжеты из истории побед русской армии: Куликовская битва (А.Матвеев), Полтавская баталия (И.Никитин), Гангутское сражение (И.Одольский).

С воцарением Анны Иоанновны в 1732 г. Залу разобрали и перенесли к Карпиеву пруду.

Второй Летний дворец Анны Иоанновны

В 1732 г. примерно на месте Залы для славных торжествований арх. Ф.-Б. Растрелли построил Второй Летний дворец - резеденцию Анны Иоанновны. Главный фасад этого деревянного здания выходил на Неву, куда спускались ступени крыльца, служившего причалом. Одноэтажный дворец строгих пропорций был украшен сдержанным декором. В дворце было 28 помещений. Дворец построили за 2 месяца. После смерти императрицы в этом дворце был арестован Э. И. Бирон. В 1747 г. по приказу Елизаветы дворец разобрали и перевезли в Екатерингоф.

Грот

Строительство Грота - садового павильона с колоннами и высоким куполом на берегу Фотанки - началось в 1914 г. Составил проект арх.-скульпт. Андреас Шлютер, начал строительство Ж.- Б. Леблон, продолжали работы Г.-И. Матарнови и Н. Микетти, а с 1723 г. достраивал и декорировал интерьеры М.Г. Земцов. Строительсво было завершено в 1725 г. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан, в центральном зале - фонтан с Нептуном и водяной орган.

Во время Петра I Летний сад был доступен почти всем (прилично одетым и без бороды).

После смерти Петра I, в недолгие годы царствования Екатерины I, в Летнем дворце часто заседал Верховный тайный совет - фактически высшая власть в стране, поскольку указ об учреждении этого органа гласил:"никакким указам прежде не выходить, пока они в тайном совете не обсуждены". В 1730-1740-х гг. Летний сад оставался парадной царской резиденцией. Для входа в Летний сад в это время нужно было получить специальное разрешение. Горожанам в приличной одежде позволялось прогуливаться в 1-м и 2-м садах, в 3-й сад доступ был запрещен. С 1760-х гг. в 1-й Летний сад был открыт свободный доступ.

Уже после смерти Петра в 1725 г. в саду продолжают строго следить за установившимся порядком.

В 1725 г. на берегу Невы была построена “Зала для славных торжествований” (арх. М. Г. Земцов). В 1725 в левом от грота “зеленом кабинете” Екатерина приказывает устроить фонтан “Фаворитка” по образцу петергофского. В 1736-1738 в правом “кабинете” был устроен фонтан “Лакоста”, названный в честь любимого шута Петра. В 1730-х гг. Земцов достроил Лабиринт.

В 1732 г. арх. Ф.-Б. Растрелли на Лебяжьем канала создает амфитетар с каскадом, цветниками, дерновыми скамьями, множеством свинцовой позолоченной скульптуры, вазами и урнами. У этого места перекинули легкий мост чере канал. Летний сад соединился с Потешным полем.

В 1740 г. Анна Иоанновна дает распоряжение об укрытии на зиму скульптур. В саду ремонтируюся старые и строятся новые оранжереи. В 1744 г. Елизавета Петровна приказывает "большую птичью клетку" заменить новой. Со всей тщательностью велись садовые работы по уходу за деревьями, шпалерником и цветниками. В 1730-1740-х гг. в саду работали уже русские садовники. Много лет руководил садовыми работами Илья Сурмин - ученик Роозена. К середине XVIII Летний сад достиг своего наивысшего расцвета как регулярный сад.

При Анне Ионновне в Летнем саду еще проходили торжества, правда не такие пышные. Чаще царица в саду или на Большом лугу увлекалась охотой.

В 1740-1750-х гг. при Елизаввете Петровне в Летнем саду маскарады для петербургской знати сменялись балами с танцами до рассвета. В 1741 г. в 3-м саду по проекту арх. Ф.-Б. Растрелли началось строительство Летнего дворца. Туда переселился двор Елизаветы.

Летний сад, утратив значение царской резиденции, постепенно превращался в прогулочный сад для знати и меняет свой облик.В 1743 часть скульптур Лабиринта убрали, разобрали фонтан в Птичьих клетках.

В 1763-1767 гг. шла большая реконструкция набережной Невы у северной границы Летнего сада. Искусственная насыпь отодвинула Неву от границы сада на 50 м. В 1760-х гг. обустраивали Дворцовую набережную, на сваях (арх. Ю.М. Фельтен).

1770-1784 - сооружение решетки Летнего сада со стороны Невы (арх. Ю.М. Фельтен, П. Е. Егоров).

В 1777 г. случилось сильное наводнение. Была разрушена фонтанная система, пострадали грот и значительное число скульптур и деревьев. Вместо восстановительных работ, были засыпаны «гаванец» у Летнего дворца, поперечный канал и Овальный пруд, разрушен грот, разобраны галереи, беседки, птичники.

В 1798-1799 на берегу Лебяжьего канала была устроена видовая терасса (арх. Г. П. Пильников).

Анна Иоанновна превратила Летний сад в звериный загон. Здесь устраивались травля медведей и охота на кабанов, которые носились среди мраморных статуй и фонтанов, губили деревья, цветники.

В конце XVIII в. на смену регулярному парковому стилю пришел пейзажный.

(. С. 49-52, . С. 48-63, , . С. 21-33. добавил Mary)

(Н. А. Нарышкина. Летний сад - душа Петербурга. История Петербурга. No 3 (13)/ 2003)

(Б.Г.Синюхаев, Садовая улица, Лениздат, 1974)

(Е. Николин, Коротко о Ленинграде, Лениздат, 1988) (текст Mary)

Адрес: Летний сад, Лит.А

Режим работы: в 12.00, 14.00, 16.00

Стоимость: 200-400 руб

Среди дворцовых сооружений Петербурга петровской эпохи начала 18 века Летний дворец Петра Первого занимает достойное место. Уникальность его в том, что он дошел до наших дней практически в состоянии первоисточника, таким, каким был при Петре. И где, как не в этом дворце можно прикоснуться ко времени Петра , к его личности, которая выражается в скромности бытовой обстановки, в предметах быта и в интерьерах.

Дворец сохранился в не переделанном виде благодаря тому, что после Петра и Екатерины Первой в нем не жили следующие правители. Каждая новая императрица, а их после Петра было несколько, строила себе индивидуальное жилье. Особенно хорошо в Летнем дворце сохранились помещения Зеленого кабинета, столовой и фрейлинских покоев. Главными экспонатами музея стали уцелевшие личные вещи Петра Первого и его супруги.

История создания дворца

Надо сказать, что Петр Первый начал освоение островной части будущего Петербурга на противоположном от Петропавловской крепости берегу с постройки крепости-верфи Адмиралтейства и с создания дороги-просеки к Новгородскому тракту (будущий Невский проспект). Параллельно с этими важными для будущего города задачами, Петр разрабатывает идею создания Летнего сада в месте соединения Фонтанки и Невы, предполагая создать прекрасный сад-парк типа знаменитого версальского.

Летний дворец в Летнем саду времен Петра Первого (гравюра)

Здесь же строится и довольно скромный Летний дворец императора. Ведь находясь поблизости от создаваемого парка, Петру было легче контролировать садово-парковые работы, да и жить в летний период в садово-парковой зоне и в тоже время находиться в черте города, было довольно практично и комфортно.

Двухэтажный дворец для Петра Первого построил Д.Трезини в виде голландского домика. Как все имеющиеся сооружения того периода, Летний дворец сооружен в стиле петровского барокко . По строгому облику здания сразу понятно, что дворец создавался не для торжественных приемов, а для частного проживания императорской четы. Здание имеет четкие пропорции, множество окон и четырехскатную крышу. Цокольный этаж со временем ушел в землю, оттого дворец кажется невысоким.


Фасадная часть дворца украшена аллегорическими изображениями сцен Северной войны , которая на тот момент еще продолжалась. Двумя своими сторонами дворец смотрит на Неву и Фонтанку, а с третьей был оборудован – искусственный водоем для небольших галер. Благодаря окружению водой Дворец напоминал плывущий корабль.

"Гаванец" занимал небольшую площадку перед Дворцом

Этот дворец сразу же предполагался для летнего проживания императора, поэтому он не был достаточно утеплен. Жил здесь Петр с женой Екатериной с 1712 года ежегодно с мая до октября. То, что Петр не построил себе новой городской летней резиденции, говорит о том, что и в этом небольшом дворце ему было достаточно комфортно.

Что посмотреть в Летнем дворце

Из-за чисто семейного проживания парадные залы для балов и торжественных приемов во дворце отсутствуют и на каждом из двух этажей размещено по 7 небольших жилых помещений . Сам Петр занимал первый этаж, покои его супруги находились на втором, более теплом этаже. Всего во дворце было 14 комнат и 2 кухни (поварни).

Все комнаты дворца с восстановленным интерьерным дизайном хранят атмосферу семейного уюта, царившую в Летнем дворце. Здесь долгое время проживал сам Петр, его жена, находились и их дети. В этих небольших комнатах Петр Первый вел семейные разговоры, отвлекался от императорских дел и чувствовал себя просто отцом семейства.

Вход в Летний дворец находится со стороны бывшего «гаванца», а его осмотр начинается с вестибюля первого этажа.

Комнаты первого этажа

Вестибюль первого этажа украшен панелями из резного дуба, которые расчленены пилястрами. Здесь находятся портреты самых выдающихся сподвижников Петра – Меньшикова, П.Толстого и других деятелей петровских реформ.


Чуть дальше можно увидеть Приемную Петра, где он принимал посетителей с письменными и устными жалобами. Рядом находилась секретарская и комната дежурного офицера. В Приемной стоит рабочий стол Петра с письменными приборами, предметы кабинетной мебели.

Наибольший интерес у всех посетителей Петра и сегодняшних туристов вызывает находящийся в Приемной уникальный Ветровой прибор , показывающий время суток, силу ветра и его направление. Он являлся очень точным навигационным прибором и имеет скрытое соединение с флюгером, установленным на крыше. Кстати, данный прибор находится в рабочем состоянии до сих пор! Три его стеклянных табло расположены среди резной деревянной фигуры, очень похожей на корму уходящего корабля.


Находился на первом этаже и Карцер для наказанных за провинности, в который сажал под арест сам император, и сам же потом выпускал их на свободу.

Несомненный интерес из комнат первого этажа представляют Столовая и Кухня (поварня). Они расположены рядом, что довольно необычно для того времени. Столовая – чисто семейная зона принятия пищи, хотя Петр обычно приглашал на обеды одного или двух гостей – любил пообщаться во время застолья. Во время экскурсии посетители узнают, что Петр очень любил каши (гречневую и перловую) и другие незамысловатые блюда.



Кухня дворца – это весьма передовая для того времени территория приготовления пищи. Здесь можно увидеть огромную вытяжку , которая не позволяла пищевым запахам расползаться по личным императорским покоям. Место приготовления пищи отделано голландской плиткой и выглядит весьма презентабельно.

На Кухне сегодня все также, как было при Петре Первом

Интересно, что здесь было проведено водоснабжение, о чем нам рассказывает большая гранитная черная раковина в углу Кухни. Есть здесь и большой разделочный стол. Готовые блюда подавались через окошечко в двери, соединяющей Кухню со Столовой.


Одним из интересных помещений первого этажа является и Спальня Петра. Его кровать сохранилась, но в данный момент она находится на реставрации, а в его опочивальне выставлены экспонаты верхней одежды царя - Парадный камзол, Плащ и любимая им форма голландского матроса (в центре).


Во всех комнатах можно видеть тканевые обои, кафельную плитку голландского производства, удивительные предметы меблировки эпохи начала 18 столетия. Когда-то здесь, как и в Зимнем дворце Петра Первого, находился токарный станок, на котором император любил поработать в свободное время. Есть здесь и Нужный кабинет – так называл Петр Первый Туалетную комнату, которая была оборудована канализационной системой из протока Фонтанки.

В некоторых дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля , резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Комнаты второго этажа

В покои императрицы, находящиеся на втором этаже, ведет довольно крутая Лестница, которая немного напоминает корабельный трап. Ведь Петр хотел видеть свой дворец неким подобием фрегата!


Второй этаж, отведенный Екатерине с детьми, делился на гардеробную, Спальню, Детскую, комнату для фрейлин, танцевальный и тронный залы. Из всех этих небольших комнат особенно выделяется Зеленый кабинет , оформленный вставками живописи и лепными с позолотой украшениями.

В многочисленных шкафах Зеленого кабинета Петр выставлял различные зарубежные диковинки, которые он привозил из-за границы сам, или которые поступали к нему в виде подарков. В некотором роде, Зеленый кабинет стал предшественником Кунсткамеры, созданной Петром в виде первого естественнонаучного русского музея.


Так же на втором этаже можно увидеть Спальню Екатерины Первой, кровать которой в данный момент так же находится на реставрации. Одним из интересных экспонатов Спальни является зеркало , окантованное деревянной резной декоративной рамой. Считается, что эта рама вырезана собственноручно Петром Первым! Ведь царь-реформатор владел 14-ю ремеслами и не чурался никакой работы.


Есть на втором этаже Детская комната , в которой подрастал сын Петра и Екатерины, очень резвый и шустрый мальчик, должный со временем стать российским императором. К сожалению, ему суждено было прожить всего 4 года. Есть Танцевальная зала , в которой дочерей Петра учили современным танцам, ибо Петр, любивший танцевальные вечера, хотел, чтобы его дочери умели хорошо танцевать. Есть на втором этаже и еще одно кухонное помещение.


Как уже отмечалось, во многих дворцовых комнатах чудом уцелели интерьерные детали времен Петра. К ним относятся изразцы голландской плитки, которыми облицованы стены поварских помещений, живописные плафоны художника Г.Гзелля, резные панно и лепной камин Зеленого кабинета.

Из окон второго этажа можно полюбоваться аллеями Летнего сада и представить себе, что когда-то сам Петр смотрел из этих окон на формирующийся «русский Версаль».


О чем мечтал Петр, глядя в эти окна? Как представлял себе будущее России и создаваемого им города?

Летний дворец – филиал Русского музея

Летний дворец Петра является одним из старейших сооружений Петербурга и уникальным памятником русской истории и культуры. Интересно, что уже при Александре Первом дворец Петра был открыт для публичного осмотра. А в 1840 году была проведена частичная реставрация и систематизация имеющихся исторических ценностей.

В период Великой Отечественной войны дворцовое здание было сильно повреждено, особенно крыша и оконные рамы. Сразу же после войны начался ремонт дворца, который перерос в крупномасштабную реставрацию. Новая реставрация была проведена в 2014-2018 годах . Сегодня Летний дворец является филиалом Русского музея и открыт для многочисленных туристов Северной столицы все дни, кроме вторника .

Находится Летний дворец в Летнем саду , но побывать в нем можно только в составе экскурсионной группы, которые организуются в 12, в 14 и в 16 часов. Со временем планируются и вечерние экскурсии. Группы организуются небольшие и билеты быстро заканчиваются, поэтому при желании посетить музей, лучше сначала купить билет, а потом в ожидании экскурсии, погулять по удивительным аллеям Летнего сада.


Летний дворец Петра Великого находится в числе первых каменных зданий города. Его создание началось в 1710 году и продолжалось около четырех лет. До наших дней в неизменном виде дошла планировка и большая часть внутренней отделки, выполненной русскими мастерами начала XVIII века.

Отсутствие каких-либо коренных перепланировок подтверждено многочисленными архивными документами и исследованиями специалистов.

Внешний вид

Летний дворец представляет собой двухэтажное здание в форме прямоугольника, выполненное из кирпича. Четырехскатная крыша имеет по бокам водостоки, венчает её флюгер в виде Георгия Победоносца с поверженным змием.

Главное украшение фасада – 29 барельефов, созданных в редкой технике ручной намазки. Располагаются они на высоте между первым и вторым этажом.

Над входом – барельеф, на котором изображена Минерва с военными трофеями. Декор фасада буквально пропитан темами триумфа российского оружия в Северной войне. На барельефах изображены сцены из мифов, но многие специалисты толкуют их в привязке к борьбе со шведами за выход к морю.

Строение не было рассчитано для пышных приемов. В первую очередь это было место, где жил царь со своей семьей. Поэтому его отличает такая строгость и скромность форм.

История возведения Летнего дворца

Практически сразу после закладки Петропавловской крепости начинается создание Летнего сада. Замысел принадлежал, конечно же, самому Петру. По его приказу свозились со всей страны редкие породы деревьев, заказывались статуи, строились первые фонтаны. Местом для сада была выбрана территория, принадлежавшая когда-то шведскому сановнику. Первое время Петр даже жил в его деревянном доме, называя это строение своим Летним дворцом.

С началом строительства Летнего сада появилась необходимость возведения и подобающей резиденции царя. Именно возведенный дворец даст затем название всему саду. До этого момента он носил гордое название «царский огород».

Петр въехал в новую резиденцию в 1712 году. Отделка его была еще не закончена, но царя это не остановило. Не было барельефов, продолжались штукатурные работы, настилались полы. Вместе с Петром в дворце практически жил и архитектор Андреас Шлютер, приехавший специально из Берлина, чтобы завершить строительство.

Петровские времена. Интерьер

Каждый год с мая по октябрь Петр жил и работал в Летнем дворце. Дом был построен в голландском стиле. Петр лично составил проект, который затем лишь подкорректировал Доменико Трезини.

Именно в Летнем дворце появилась первая система канализации. Благодаря насосам вода подавалась в дом и затем уходила обратно в Фонтанку. Здание с трех сторон омывалось водой, что способствовало качественной работе проточной канализации.

В первой половине XVIII века к главному входу можно было подплыть на лодке. Здесь была построена небольшая гавань с пристанью. В 1705 году она была углублена, а стены обложены каменными плитами. Но ближе к концу XVIII столетия гавань пришлось засыпать.

На каждом из этажей находится всего по семь комнат. Большие залы во дворце просто не были предусмотрены. Соединяются все помещения внутренними коридорами. Служебные помещения сообщаются также с коридорами, поэтому прислуга не появлялась в парадных покоях без разрешения.

Внизу располагался сам Петр, на втором этаже были покои его жены и детей. На первом этаже располагалась приемная, в которой царь принимал жалобы и просьбы.

Особенного внимания заслуживает внутренняя отделка дворца. Широко использовался дуб, который до этого применялся лишь для нужд флота. Дерево, из которого изготавливались важные конструктивные части корабля, послужило основой для создания невероятно красивых лестниц, дверей и стенных панелей. Исключение составляли только два кабинета – Зеленый на втором этаже и личный самого императора на первом. Двери и стенные панели здесь изготовлены из орехового дерева.

Кстати, подсобных помещений, кроме поварен, в Летнем дворце не было. Для их размещения специально было отстроено другое здание – Людские покои. Соединялись два сооружения специальной галереей.

В личном кабинете Петра располагался уникальный механизм – навигационный прибор, позволяющий определять направление и силу ветра. Заказывал его лично царь, а изготовлением занимались лучшие немецкие мастера. Рядом с кабинетом находилась спальня Петра и столовая. Интересно, что сохранился даже туалет с частью канализации.

Но одной из самых любимых комнат императора была Токарная. Петр знал больше десятка ремесел и был довольно искусным мастером. Но в этом помещении он не только работал на различных станках, но и принимал сановников, принимал решения государственной важности. В современном музее можно увидеть изделия, выточенные непосредственно Петром Великим из кости и дерева.

После смерти императора. Дворец как музей

Лишь в 1725 году дворец опустел. Первый император и великий реформатор умер. После этой всероссийской трагедии Летний дворец переживал не лучшие времена. При Екатерине I, недолго царствовавшей после кончины мужа, здесь заседал Верховный тайный совет – орган, который фактически взял на себя все функции высшей власти.

Затем на какое-то время затем дворец превратился в летнюю резиденцию, в которой проживали придворные и сановники. При Александре I сюда начинают пускать публику. Составляется подробная опись находящихся в здании художественных ценностей.