Где находится Вифлеем: описание, история, достопримечательности и интересные факты. Вифлеем город иисуса Вифлеем город иисуса смотреть

Вифлеем настолько древний город, что определить точную дату его основания историки не могут. Датируют его ориентировочно 17-16 веками Земли, где находится Вифлеем, относятся к Палестинской автономной области (к югу от Иерусалима). Город расположен на берегу В Библии он упоминается как Эфрат, Бет-Лехем Иехуда. Но это название, скорее, относится ко всей местности, на которой сейчас находится современный Вифлеем.

История Вифлеема: первое упоминание

Выясняя, где находится Вифлеем, в какой стране, можно с уверенностью сказать, что на спорной территории. На эту часть земли претендуют Израиль и Палестина. Периодически возникающие конфликты тому подтверждение. Пока мирная договоренность удерживает город в палестинском владении.

Площадь города занимает 5,4 квадратных километра. Эта маленькая территория на протяжении веков завоевывалась неоднократно. Первые упоминания датируются 17-16 веками до нашей эры в связи с рождением царя Давида и помазанием его на царство пророком Самуилом.

Базилика и крестовые походы

В 326 году была построена базилика Рождества Христова, и с этого момента начинается череда войн за право владения Вифлеемом, связанным с христианским миром и ставшим одним из символов веры. В 1095 году Папой Урбаном II был организован с целью завоевать и освободить Иерусалим, Назарет и Вифлеем от мусульманского правления. Цель была достигнута в 1099 году. По следам побед было организовано оно просуществовало до 1291 года.

Османский период

С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским хедивом), под контролем которого находился город в течение десяти лет.

Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Недавний 20 век

В 1922 году Вифлеем после ослабления Османской империи перешел под протекторат Британии. Под юрисдикцию ООН город попал в 1947 году, а в 1948 Иерусалим и Вифлеем были захвачены иорданцами. С 1967 года и до 1995 года город был под контролем Израиля. В результате переговоров в 1995 году, он был отдан Палестинской автономии, где и находится по сей день.

Дорога в Вифлеем

Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем - одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.

Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем - это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.

Библейский Царь

В месте, где находится Вифлеем, родился один из самых известных царей - Давид. Там же он был помазан на царство. Давид объединил земли Израиля, завоевал и присоединил Иерусалим, сделал его столицей своего царства. В Иерусалиме сын Давида Соломон построил почитаемый всеми иудеями храм.

В связи с часто упоминается его прабабка Руфь. Она вошла в библейские анналы благодаря своей святости и любви к свекрови. Чтобы прокормить престарелую женщину, Руфь собирала колосья на полях вокруг Вифлеема, остававшиеся после жнецов, работавших на ее будущего мужа. Пройдет несколько столетий, и над этими же полями прозвучат слова Ангелов, протрубивших Это место теперь носит название «Поле пастухов» и относится к маленькому городку Бейт-Сахур.

Главная достопримечательность

Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.

В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.

С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.

В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.

Христианский анклав

Город Вифлеем - это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира - Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Христианские святыни

Вифлеем, где находится пещера Рождества, имеет еще несколько библейских мест. Они интересны не только верующим паломникам, но и кому важна история. Здесь можно найти или опровергнуть те или иные теории. Множество женщин совершают паломничество в Молочный грот. Внутри него стены белые. По легенде, в этом гроте Мария и Иосиф с новорожденным Христом прятались от воинов Ирода в течение сорока дней.

Недалеко от Храма Рождества Христова находится еще одно памятное библейское место - пещера Вифлеемских младенцев. Согласно преданию, в ней женщины прятали своих сыновей, но не смогли их уберечь. По приказу Царя Ирода было умерщвлено около 14 тысяч (по разным источникам) младенцев мужского пола. Приказ истребить детей Ирод отдал из-за предсказания о том, что родится мальчик, будущий царь Иудейский и свергнет его. В глубине пещеры есть маленькая церковь, построенная в системе катакомб. Это самая древняя христианская постройка из сохранившихся святынь датируется шестым веком.

Другие достопримечательности

Также в окрестностях Вифлеема находятся пруды Соломона - огромные резервуары для сбора пресной воды. Вода в них поступала самостоком, а система настолько совершенна, что восхищает и сегодня. Они дор сих пор используются по назначению для орошения полей.

Также любопытный путешественник может посетить Иродион - город, построенный царем Иродом на рукотворной горе. Холм возвышается над городом, напоминая о тленности великих цивилизаций. Считалось, что гора является гробницей самого царя, но раскопки, проведенные в 2005 году, разочаровали адептов этой теории. Саркофаг был найден, но никаких останков в нем обнаружено не было.

Наши дни

Современность влияет на течение жизни города, но в основном все события связаны с духовной ценностью произошедших здесь событий. Сегодня Вифлеем, где находится около 25 000 тысяч жителей, открыт для всех желающих. Люди его посещают как ради любопытства, так и с духовной целью. Конфликт Израиля и Палестины, медленно тлеющий в этом регионе, никак не мешает посещению мест, где находится Вифлеем.

В городе никогда не проживало много людей. С древности сохранился размеренный уклад жизни горожан. Вся инфраструктура, услуги и мелкое производство ориентированы в развитии на паломников и туристов. Большая часть населения - палестинцы, исповедующие ислам. Их проживает около 80-85 процентов от всего населения города. Остальные жители - христиане различных конфессий.

Место, где находится Вифлеем (страна Палестина), стараются уберегать от военных конфликтов, ведь основную прибыль приносят туристы. Зависимость от туристического потока делает палестинцев предприимчивыми, процветают ремесла, торговля и другие виды предпринимательства.

Безопасное посещение

Многие утверждают, что город Вифлеем в Израиле - родной город Иисуса Христа. Это правда в части рождения Спасителя в Вифлееме и лукавство в принадлежности города Израилю. Вифлеем относится к Палестинской автономии и от Иерусалима находится в двух часах езды. Попасть на территорию города можно через пропускной пункт. Довольно часто приходится стоять в очереди, это связано с наплывом паломников и проверкой документов.

Никаких особых разрешающих бумаг на въезд не требуют: только обычные отметки иностранного гражданина в паспорте. Пропускные пункты периодически закрываются на несколько дней, обусловлено это напряженной ситуацией палестино-израильских отношений. Но в целом в этой части границы Палестинской автономии и Израиля ситуация наиболее спокойная.

Если вы собираетесь посетить город, чтобы изучить достопримечательности или совершить паломничество, лучшим вариантом будет путь: город Вифлеем - Израиль. Подробная информация о городе позволит каждому туристу ориентироваться в нем, поэтому заранее приобретите карту Вифлеема.

Храм Рождества Христова представляет собой непрерывно действующую церковь, расположенную в Вифлееме. Первый храм был построен в 330 году и неоднократно подвергался реконструкции. Построена обитель из камня, ее крыша покрыта деревом. Храм имеет пять нефов, они разделены колоннадой из десяти колонн, увенчанных капителями.

Интерьер храма выглядит очень богато - для оформления стен и пола был использован мрамор. На стенах частично сохранились мозаики. Изначально пространство храма освещалось 22 окнами, однако, в настоящее время они заложены.

Паломники приезжают сюда, чтобы увидеть чудотворную икону улыбающейся Божьей Матери - подарок царицы Елизаветы.

Базилика Рождества Христова

Первая церковь была возведена над пещерой Христа еще в 326 году. Спустя двести лет она оказалась разрушена во время восстания в Самарии, но император Юстиниан подошел к ее восстановлению со всей отвестсвтвенностью: церковь не только возникла на прежнем месте в кратчайшие сроки, но и обросла новыми приделами. В этом виде она и сохранилась почти нетронутой до наших дней мусульманские владыки, в последствии захватившие эти земли, к святыне относились уважительно, и многочисленные войны не затронули больше ее камней.

Снаружи стены базилики выглядят довольно скромно. Главная ее достопримечательность, притягивающая тысячи паломников со всего мира, заключена внутри, где винтовые лестницы ведут вниз, к Гроту Рождества...

Место рождения Иисуса отмечено вделанной в пол серебряной звездой и мраморным алтарем. Пространство вокруг озарено светом многочисленных лампад. С икон на стенах грота молчаливо взирают лики святых, и все пространство пещеры пронизано атмосферой божественного...

А какие достопримечательности Вифлеема вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Гробница Рахели

Одной из достопримечательностей Палестины является Гробница Рахели, расположенная недалеко от Иерусалима. По преданию, в этом месте была погребена праматерь Рахель. Гробница является местом паломничества евреев и святым местом для христиан и мусульман уже на протяжении многих веков.

Первые сведения о ней приводятся в Книге «Берешит». Это сооружение состоит из надгробия и помещения, построенного вокруг него. В XVI веке к зданию были пристроены еще два купола, соединенные с другими сооружениями, и таким образом гробница превратилась в закрытое помещение. В середине XIX века сооружение было отреставрировано, к помещению добавилась еще одна комната, право пользования которой было разделено между евреями и мусульманами. В 2002 году здание было обнесено высоким бетонным забором, который служил для защиты посетителей от враждебно настроенных арабских жителей. Внутри сооружения находится синагога, в которой ежедневно проходят молитвы и изучение Торы.

В настоящее время Гробница Рахели является историческим памятником, популярным у туристов. Она считается символом возвращения еврейского народа на Священную землю.

Значимой достопримечательностью Палестины является греческий православный мужской Монастырь Искушения, расположенный в окрестностях Вифлеема в Иудейской пустыне. Он построен на одноименной горе, которая отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, которое описано в Евангелии.

Большинство помещений монастыря вырублено в скале, а в пещере устроена небольшая часовня. Престол церкви установлен около камня, над которым, по преданию, молился Христос. В настоящее время монастырь является действующим, здесь проживает десять человек, единственным настоятелем монастыря является греческий монах. Гора Искушения находится на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому из монастыря открывается великолепная панорама Мертвого моря и долины реки Иордан, где, по преданию, Иисус провел 40 дней и ночей поста.

Это уникальное место представляет большую историческую ценность, привлекая огромное количество туристов. Добраться в монастырь можно по крутой тропинке, что займет полчаса, или за пять минут по канатной дороге из Тель-Иерихона. В отличие от некоторых греческих мужских монастырей, сюда допускаются и женщины.

Монастырь Феодосия Великого

Монастырь Феодосия Великого, расположенный в 12 километрах к востоку от Вифлеема, в Палестинской национальной администрации, был основан Феодосием Великим, христианским святым, в 476 году.

Феодосий Великий основал монастырь возле пещеры, где по приданию на обратном пути отдыхали волхвы, приходившие на поклонение Христу. Пещера сохранилась до наших дней. В ней находятся гробницы святых, в том числе самого святого Феодосия.

Монастырь Феодосия Великого – это первый в Палестине общежительный монастырь. В VI - начале VII веков количество насельников превышало 700 человек.

В настоящее время Монастырь Феодосия Великого - это православный греческий женский монастырь в подчинении Иерусалимской патриархии, которая выкупила его в 1898 году.

Молочный грот

Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.

Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.

Лавра Саввы Освященного

Лавра преподобного Саввы располагается на территории пустыни Иудейской, в долине Кедрон. Ее второе название - монастырь Мар-Саба. Лавра преподобного Саввы - это мужской греческий монастырь в Палестинской автономии. Основан в V веке и освещен Саввой Освященным.

В прошлые века Мар-Саба был одним из наиболее густонаселенных монастырей, так как мог себе позволить вместить большое количество монахов. Ранее на территории лавры проживало пять тысяч монахов, в наши дни здесь проживают всего лишь двадцать монахов. Савва был отшельником, аскетом и глубоко верующим, поэтому первой постройкой в пустыне была церковь. С течением времени к нему начали подтягиваться ученики и селиться возле него. Так и начала расширяться лавра. В начале VII века на монастырь напали персы, уничтожили значительное количество построек и убили монахов. Их нетленные мощи и черепа до сих пор хранятся в усыпальницах.

Лавра Саввы Освященного – одно из немногих мест, куда не добрался прогресс. Монахи сознательно отказываются от многих благ цивилизации. Так, например, свет в Лавру не проводят и в наши дни, монахи пользуются свечами и керосиновыми лампами. За все XVI веков, что существует лавра, в нее ни разу не ступала женская нога. Как рассказывают местные легенды, даже мать Саввы жила далеко от территории лавры. Савву и его молитвы считали святыми - после долгих молитв прп. Саввы из камней, располагавшихся возле лавры, начал бить ключ, который не пересыхает до сих пор.

А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Вифлеема? .

Монастырь Дейр Каранталь

Монастырь Дейр Каранталь возведен в VI веке и располагается он на месте пещеры, где по преданию жил Иисус Христос. Монастырь находится на западной части Иерихона, на отвесной скале в 380 метрах над уровнем моря. Гора имеет несколько названий и одно из них в духе библейских традиций - «Гора искушений». Как повествуется в Библейском писании, именно в этой пещере находился Иисус в течение сорока дней после крещения, искушаемый Сатаной и отказывающийся от всякой еды и питья.

Дорога к монастырю очень тяжела и изнурительна для восхождения. Каждый год все больше туристов стремится побывать в этом диковинном месте, и сравнительно недавно было дано разрешение властями Палестины на строительство канатной дороги, которая ведет почти к подножию монастыря от раскопок старейшего Иерихона.

У подножия горы протекает река Иордан, с каскадами небольших водопадов, располагающихся на расстоянии друг от друга. Несмотря на тяжелый путь, который приходится преодолеть на пути к монастырю, те необычайные красоты, которые открываются перед паломниками, и атмосфера, которая царит в этом особенном месте, действительно стоят этих потраченных усилий. В дни великих праздников, стены монастыря принимают особенно много паломников, желающих помолиться именно в какой-то особенный религиозный день.

Самые популярные достопримечательности в Вифлееме с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Вифлеема на нашем сайте.

Еще достопримечательности Вифлеема

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Вифлеем — желанный город для иудейских, христианских и мусульманских паломников. Во все времена жители города занимались исключительно обслуживанием пилигримов и изготовлением сувениров. Именно поэтому, в экономическом смысле Вифлеемодин из самых успешных городов Палестинской автономии.

Родной город Иисуса Христа находится не на территории Израиля, а абсолютное большинство туристов попадают в него из Иерусалима, необходимо приготовиться к некоторым формальностям:

  • Вифлеем неотъемлемая часть территории Палестинской автономии, при переходе границы всех паломников и туристов ожидает контроль (простой и быстрый на пути к городу Христа, долгий и дотошный при возвращении на территорию Израиля);
  • Для перехода границы не требуется никаких дополнительных виз или сборов, годится обычный загранпаспорт;
  • Основное население Вифлеема — мусульмане, поэтому стоит подумать об одежде, особенно женщинам (несмотря на толерантность и трепетное отношение ко всякому паломнику или туристу, в шортах или короткой маечке сюда лучше не приезжать);
  • Не стоит спорить или выказывать неудовольствие при осмотре ваших вещей и личного досмотра при переходе границы, все это только замедлит процедуру и грозит серьезными неприятностями с пограничниками;
  • Воздержитесь от употребления алкоголя, особенно на территории Палестинской автономии.

На самом деле, при соблюдении всех вышеперечисленных простых правил, поездка в Вифлеем не будет некомфортной или хлопотной. Оказавшись в городе, где происходили многие события, описанные в Ветхом и Новом заветах, можно с легким сердцем окунуться в уникальную атмосферу тысячелетней истории. Переходим к достопримечательностям Вифлеема.

Читайте в этой статье

Место, где явился миру Спаситель

Храм Рождества Христова в Вифлееме — это не только старейшая христианская церковь, это главнейшая святыня и место поклонения для христиан всех конфессий. По количеству чудотворных ликов, чудесных явлений и ценнейших артефактов храм несомненно лидирует среди всех христианских святых мест. И если уж мы оказались в этом удивительном месте, то постараемся ничего не пропустить.

Капелька истории

Место рождения Спасителя почитается со II века нашей эры, тогда же над пещерой, где случилось великое чудо, была поставлена самая первая часовенка, сложенная из валунов. Разрушили часовенку по приказу сурового и деятельного римского императора Адриана, прославившегося ненавистью к христианам, обильной растительностью на лице и нестандартной сексуальной ориентацией. Чтобы еще усугубить горе последователей Христа, римский правитель приказал на месте рождения Мессии поставить храм Адонису, богу весеннего возрождения, цветения и красоты. Христиане приходили в храм, но молились своему Богу.

Христианский храм, очень скромный, вновь появился на этом месте стараниями Елены, матери императора Константина. В VI веке церковь сгорела, но быстро была восстановлена. Больше Базилика Рождества Христова разрушениям не подвергалась никогда.

«Место»

Главная святыня храма — пещера Рождества. Согласно каноническим текстам, именно здесь и произошло воплощение Господа в человеческий облик, Рождество Христово. Расположена пещера под амвоном храма. Место рождения Младенца обозначено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду, появление в небе которой возвестило миру о приходе Спасителя.

Звезда, которую сегодня может видеть каждый паломник, была установлена лишь в середине XIX века. Древнее украшение «Места» было похищено турками, за что извиняться пришлось самому Османскому султану. Он же и восстановил символическое обрамление места Рождества Христова за свои кровные.

В пещере всякий желающий может освятить нательный крест, образок или икону самостоятельно, без участия священника. Достаточно приложить предмет к серебряной Вифлеемской звезде с молитвой и благодарностью.

Придел колыбели

Известно, что колыбелью Спасителю служила обычная деревянная кормушка для скота — ясли. На месте, где по преданию стояла колыбель Христа, устроена маленькая часовня в пещере Рождества. Деревянная часть кормушки с VII века хранится в Риме — христиане боялись, что захватившие эти земли мусульмане осквернят святыню. В Вифлеемском храме можно увидеть лишь «место», обрамленное мрамором и увешанное лампадами.

Пещеры «молочная» и «Вифлеемских младенцев»

Поблизости от храма Рождества Христова в Вифлееме находится не одна, а сразу несколько пещер, связанных между собой. Доступ паломникам открыт в две из них:

  • Молочная пещера — место убежища Святого семейства во время кровавого «избиения младенцев»; предание гласит, что Богородица во время кормления младенца Спасителя пролила несколько капель молока на камни пещеры, поэтому они и стали белоснежными. В древности камешки из этой пещеры почитались наравне в частичками мощей святых угодников.
  • Пещера младенцев — место хранения мощей младенцев и их родителей, убитых по приказу Ирода, напуганного пророчеством о рождении «Царя Иудейского». Сегодня здесь можно увидеть не только останки несчастных, но и старейший алтарный престол в Израиле — остаток древнейшей пещерной христианской церкви времен Римской империи.

Свидетельства Чудес Господних

Помимо пещеры, в храме Рождества Христова множество чудесных и загадочных артефактов (если подобное «картонное» слово можно применить к тем чудесам, что находятся в этой древней церкви Вифлеема).

Лики

Среди многочисленных икон Вифлеемского храма, особо выделяют два образа:

  • Икона улыбающейся Богородицы с младенцем — находится у входа в пещеру Рождества, считается чудотворным образом, подарок русского императорского дома; Уникальное, неканоническое изображение Девы Марии полно счастья и светлой радости, к иконе приходят за исцелением от всех недугов, а также в поисках материнского счастья;
  • Лик Спасителя на одной из колонн храма — самая загадочная, среди икон Вифлеема, каждый посетитель видит этот образ либо с закрытыми, либо с открытыми глазами. По мере приближения к изображению создается впечатление, что Спаситель моргает. Достаточно внятных объяснений этому явлению нет.

«Осиная» колонна

По-другому эту колонну называют «колонной просьб». На одной из мраморных опор храма можно увидеть 5 небольших отверстий, расположенных в виде креста. Рассказывают, что во времена захвата этих земель мусульманами, несколько арабов верхом въехали в храм с намерением разграбить его и разделаться с «неверными».

По молитве христиан, находящихся в это время в церкви, свершилось чудо — из колонны вылетел рой ос. Искусанные арабы вынуждены были ретироваться. С тех самых пор (с VII века) каждый может с молитвой попросить о чем-то Господа, засунув пальцы одной руки в отверстия колонны. Просьба будет удовлетворена, если она не направлена на вред кому-либо (включая просящего).

Художественные ценности

Кроме святынь, которыми так богата главная церковь Вифлеема, туристы могут наслаждаться здесь и великолепными произведениями искусства:

  • Остатки мозаичного пола, сохранившиеся со времен храма, построенного Святой Еленой;
  • Богатые византийские мозаики фрагментарно сохранившиеся на стенах церкви;
  • Уникальная роспись колонн храма — несмотря на «потертость» и плохую сохранность, эти росписи, выполненные в забытой технике живописи «восковыми» красками с последующей шлифовкой, несомненно один из шедевров средневекового искусства;

Кроме того

Обычным для Израиля является концентрация в одном месте святынь трех религий: иудаизма, христианства и ислама. Посетив город Вифлеем, просто необходимо увидеть:

  • Гробницу Рахиль — Ветхозаветной жены и матери патриархов, символа материнской любви и жертвенности. Находится практически в городской черте Иерусалима, но уже на территории Палестины. Священное место для последователей всех трех религий.
  • Колодцы царя Давида — три больших водосборника с колодцами, по легенде именно отсюда захотел напиться Давид во время боя с врагами, сцена описана в Библии. Интересно, что совсем рядом было обнаружено древнее захоронение, которое предположительно может быть гробницей самого великого царя.
  • Мечеть Умара — старейшая в Вифлееме, построена на том месте, где молился калиф Умар, сподвижник и соратник самого Пророка.

И напоследок

Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:

  • Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
  • Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.

Когда ехать?

Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.

Как ехать?

Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.

Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.

Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.

Ухо востро!

Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах.

Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.

Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.

Библейская и хронологическая история Вифлеема неразделимы. Можно отсчитывать его историю и от дня рождения Иисуса Христа, а можно - и от хананеев, обосновавшихся здесь задолго до этого библейского события. Вифлеем поочередно захватывали персы и турки. Но даже у них не поднималась рука на то, чтобы разрушить древнейшие символы христианства. Так и сохранились они до наших дней, превратив Вифлеем в место всемирного паломничества.

ОАЗИС ХРИСТИАНСТВА

Кто бы ни владел Вифлеемом в разные эпохи, судьба берегла места, имеющие сакральное значение для христиан.

Вифлеем - город на территории исторических областей Иудеи и Самарии, священный для христиан. Он неизменно остается всемирным центром паломничества.

Иногда город именовали Вифлеемом Иудейским, чтобы подчеркнуть его отличие от одноименного города в Северной Палестине. Город носит разные названия в разных языках: на арабском - Бейт-Лахм, на иврите - Бет-Лехем, согласно старинной русской традиции он именуется Вифлеем, а на английском - Бетлехем. Предположительно Вифлеем в переводе с древнееврейского - «Дом хлеба», и был он назван так за плодородие окружающих его земель.

Согласно библейским легендам около дороги в Вифлеем похоронена вторая жена Иакова - Рахиль, мать Иосифа и Вениамина. В рассказе о смерти Рахили (Быт. 35:19) встречается первое упоминание Вифлеема в Библии: «И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем». Предположительно царь Давид был родом из Вифлеема и здесь же был помазан на царство Самуилом, за что Вифлеем именуют также «Градом Давидовым» (1Цар. 20:6). В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.

Вифлеем указывается евангелистами как место рождения Иисуса Христа (Мф. 2:1): «...Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода...» С Вифлеемом напрямую связаны евангельские предания о младенце Иисусе в яслях, об ангельском хоре, славящем рождение Спасителя, о звезде Вифлеемской, о поклонении и дарах волхвов. Святое семейство покинуло Вифлеем, когда царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола. Согласно христианским богословским традициям Вифлеем - символ и знамение благовестия и спасения во Христе, а также небесной надежды.

Вифлеем - один из древнейших городов на Земле. Он появился примерно в XVII-XVI вв. до н. э. в земле Ханаанской.

В библейские времена Вифлеем стоял на холме восточнее пещеры Рождества Христова и был защищен с северо-востока и юго-запада крутыми обрывами.

Во II в., после окончания Второй римско-иудейской войны, непосредственно на месте рождения Иисуса Христа римляне поставили святилище Адонису, и Вифлеем оставался местом культа этого воскресающего бога вплоть до IV в., когда эти места посетила св. Елена - мать первого императора-христианина Константина (272-337 гг.). Св. Елена способствовала строительству на месте языческого святилища первого христианского храма - базилики Рождества Христова. В 614 г. Вифлеем захватили персы, при этом храм не подвергся разрушению. В 637 г. персов вытеснили арабы, но и они не стали разрушать храм и оставили его христианам. Тем не менее в христианском мире зрело недовольство тем, что место рождения Христа находится под властью мусульман, и началась эпоха Крестовых походов. Вифлеем вошел в созданное крестоносцами Иерусалимское королевство, впоследствии разгромленное мусульманами.

С 1517 по 1920 г. Вифлеемом владела Османская империя. В XIX в. османы отказались предоставить России во владение христианские храмы в Вифлееме, что послужило одним из поводов для начала Крымской войны 1853-1856 гг.

После распада Османской империи Вифлеем пережил английскую оккупацию, находился под юрисдикцией ООН, в период арабо-израильских войн был захвачен Иорданией, затем Израилем.

С 1995 г. Вифлеем контролируется администрацией Палестинской автономии.

Вифлеем стоит на западном берегу реки Иордан. Город располагается на водоразделе между Средиземным и Мертвым морями, в отрогах Иудейских гор. Исторически Вифлеем располагался к югу от Иерусалима, в настоящее время фактически граничит с ним.

БЕСПОКОЙНЫЙ ВИФЛЕЕМ

Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории, которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.

Большая часть населения города - арабы, некоторая часть из них - приверженцы христианства.

Сегодня в Вифлееме проживает одна из старейших мировых христианских общин, но в последние годы численность христиан в городе заметно сократилась вследствие интенсивной эмиграции христиан в Западную Европу и Америку. В настоящее время численность христиан составляет едва ли пятую часть жителей города.

Бюджет города целиком зависит от туризма и паломничества, пик посещаемости приходится на период Рождества, когда христиане со всего мира устремляются к базилике Рождества Христова.

Вифлеем отделяет от Израиля бетонная стена, и, чтобы пройти в город, необходимо миновать контрольно-пропускной пункт, причем при проходе в сторону Вифлеема проверка довольно поверхностная, а при проходе в сторону Иерусалима досмотр сверхтщательный.

Главная достопримечательность и место поклонения христиан всего мира - пещера Рождества, величайшая христианская святыня, где родился Иисус Христос. В сохранившихся до наших дней письменных источниках пещера впервые упомянута примерно в 150 г. Размеры пещеры - 12,3x3,5 м и 3 м в высоту. Место рождения Христа отмечено серебряной звездой, инкрустированной в мраморный пол и символизирующей Вифлеемскую звезду. Пещера естественного происхождения, с появлением здесь людей приспособленная для хозяйственных нужд, в том числе для содержания скота.

Это не единственная подобная пещера в Вифлееме: здесь многие старые здания построены прямо над пещерами в известняковых скалах.

Зачастую в домах, стоящих на склоне, первым этажом является пещера, вход в которую находится на уровне улицы. Вплоть до середины XX в. первый этаж всегда использовался как хлев, а на втором жили хозяева.

Над пещерой Рождества построена базилика Рождества Христова, что вместе с храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Эта базилика постройки VI-VII вв. остается единственным христианским храмом во всей Палестине, сохранившимся в целости с доисламского периода. Причем этот храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, был предназначен не для проведения обычных богослужений, а с целью предоставить возможность каждому посетителю увидеть места евангельской истории. С 2012 г. базилика внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Одно из самых необычных мест поклонения христиан именуется Молочным Гротом (пещерой), или Церковью Лактации. Место это связано с библейским преданием о том, что в этой пещере Святое Семейство укрывалось от преследования царя Ирода по пути в Египет, чтобы покормить младенца Иисуса. Несколько капель молока Девы Марии брызнули на стены пещеры и окрасили стены в белый цвет.

Специфическая достопримечательность новейшего периода истории Вифлеема - улица Путина, получившая свое название во время официального визита российского президента В. В. Путина в Палестину в июне 2012 г., когда в городе был открыт Российский центр науки и культуры.

Рождество - период массовых праздников в Вифлееме, и его отмечают трижды: 25 декабря - католики и протестанты, 6 января - православные греки и сирийцы, а также копты, 19 января - армяне, последователи Армянской апостольской церкви.

Есть и совершенно особые праздники, порожденные палестинским фольклором, такие как Праздник Св. Георгия (аль-Хадра), сопровождающийся массовым крещением в водах реки у монастыря Св. Георгия и принесением в жертву овцы.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Более десяти населенных пунктов в США названы в честь Вифлеема.

■ Над звездой в пещере Рождества, в полукруглой нише, висят 16 лампад, из которых 6 принадлежат православным, 6 армянам и 4 католикам. Так сделано, чтобы не вызывать споры и не провоцировать разногласий между представителями разных направлений в христианстве.

■ С арабского языка название города Вифлеем переводят как «Дом мяса».

■ Согласно библейской легенде, крепость Иродион построил царь Ирод Великий, правивший в Иудее во время рождения Христа и приказавший, как сказано в Евангелии, совершить известное «избиение младенцев».

■ В Вифлееме с 386 г. и до конца дней своих был настоятелем монастыря блаженный Иероним (Софроний Евсевий Иероним, 342-419/420 гг.) - один из отцов христианской церкви. Здесь он сделал перевод Библии на латинский язык - так называемую Вульгату, которая в XVI в. была провозглашена Тридентским собором в качестве официального латинского перевода священного писания.

■ Ясли, находящиеся в пещере Рижде-ства, в которые был уложен Христос после рождения, изначально являлись корытом для домашних животных, и Пресвятая Богородица по необходимости использовала его как колыбель.

■ Слово «бедлам» имеет прямое происхождение от названия города Вифлеем. Бедлам (официальное название - Бетлемская королевская больница) первоначальное название старейшей психиатрической больницы в Лондоне, действующей с 1547 г. Название Бедлам стало именем нарицательным: вначале это был синонимом любого сумасшедшего дома, позднее - слово для обозначения крайней неразберихи и беспорядка.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Исторические: пещера Рождества, Гробница Рахили (Куббат-Рахиль), пещера Святого Иеронима, пещера Вифлеемских младенцев, Молочный Грот, поле Пастушков, крепость Иродион, пруды Соломона.
■ Культовые: базилика Рождества Христова, православный греческий монастырь, францисканский монастырь с церковью Св. Екатерины, армянский монастырь, католический храм Слава в Вышних Богу, православный греческий монастырь Илии Пророка, православный греческий монастырь Св. Феодосия Великого, лавра Св. Саввы Освященного, мечеть Омара.

Атлас. Целый мир в твоих руках №213

Читайте в этом номере: