Экологический сценарий на тему озера байкал. Внеклассное мероприятие "священный байкал". А что это такое

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу. При помощи данного сценария вы сможете провести занятия для детей по теме Байкал.

Программное содержание:
Обобщить, систематизировать знания детей о Байкале.
Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, любви к озеру.
Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера Байкал; любовь к родному краю, учить ценить её красоту.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); видеосюжет о Байкале; музыкальное сопровождение; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр, изготовление поделок из природного материала.

Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара (взрослые), дети

Ход развлечения

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.
Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Ребёнок: Мы много слышали о Байкале, как о богатом озере, озере жемчужине. Мы многое узнали о тебе, Байкал.
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас вместе с родителями на КВН.
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас придумали. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки.
Байкал: И так в путь!

Дети вместе с родителями с помощью жеребьевки делятся на две команды.
Воспитатель предлагает Ангаре и Байкалу выступить в роли жюри. Далее КВН ведет сам воспитатель.

1-е задание.
Воспитатель: «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру» (предлагается несколько контуров) и засели «этажи озера». Ребята, Вы, наверное, помните, что у озера есть «этажи», на которых располагаются растения и животные. Сейчас Вам нужно правильно заселить этажи животными.
2-е задание.
Воспитатель: Было у Байкала пятеро помощников, ветров – богатырей, каждый выполнял свою работу. Ветры разных направлений на Байкале имеют собственные названия.
Внезапный штормовой ветер, самый свирепый и опасный (Сарма);
Продольные ветры (Култук, Верховик – средняя и южная часть озера)
Ветер, воспетый в народной песне (Баргузин)
Ветер дующий поперек Байкала (Шелонник, юго - восточный)
3-е задание.
Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Байкала. В ребусах зашифрованы подводные обитатели озера. А кто здесь лишний? Отгадай! (Эпишура, муравей, ручейники, широколобка, моллюски, бокоплав, нерпа).
Чтобы наши гости не скучали, Байкал и Ангара приготовили и для Вас ребусы.
Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.
4-е задание. Эндемики Байкала.
На нашей планете есть животные и растения, которые встречаются только в определенном районе. Называются они … (могут сказать дети). На Байкале тоже есть эндемики.
Каждой команде раздается карточка (нерпа, голомянка). Составить рассказ-загадку об эндемике, для другой команды.
5- задание.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. Ответьте на вопросы мини – викторины.
Какое из озер является двойником Байкала? (По происхождению и размерам котловины можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке. В отличие от Байкальской, вода этого озера содержит много солей магния).
Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
Чем кедр отличается от кедрового стланика? Кедр – это дерево, а кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт в основном в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
Какие съедобные ягоды растут на Байкале? Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.
Назовите главных загрязнителей озера Байкал? Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, р. Селенга.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.
Какая река является самым большим притоком озера? Селенга.
Какие самые древние организмы обитают в озере? Губки.

А сейчас музыкальная пауза.

Частушки
1.В Баклашах мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Дима Ч.)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Я в Сибири родилась, (Ксюша К.)
Рядышком с Байкалом.
С детства нас волна качала
Силу воли закаляла.
4. Звали в гости за Байкал, (Ксюша П.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
5. Я пойду да погуляю (Аня Ч.)
По зелёной травке.
Заиграли гармонисты,
Я пошла вприсядку.
6. За Байкалом две дороги (Валя П.)
Одну надо поломать,
Чтобы наших кавалеров
Не возили воевать!
7. Мы купаемся в Байкале. (Ваня П.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

6- задание.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас вспомним о них.
Кроссворды «Звери» - «Растения» командам.
Кроссворд «Птицы» - для гостей.
7-е задание. Плакат в защиту Байкала.
Человечество трудно усваивает уроки и признаёт свои ошибки. Права пословица
«Что имеем, не храним, а потерявши – плачем».
Я предлагаю с помощью бросового материала сделать плакат в защиту Байкала и творчески представить его.
Пока ребята с родителями готовят плакаты в защиту Байкала, я предлагаю нашим гостям небольшую разминку.

Задание для гостей:
Какое растение тайги можно назвать розой? Шиповник. Это родоначальник всех культурных сортов роз.
Сколько месяцев в году спит сурок? 8
Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? Муравьи общаются путем прикосновения друг к другу разными частями тела – усиками, головой, ногами. Кроме того, иногда они используют химические сигналы.
Летом, в самую жару, сусликов почти не видно в тех местах, где они обычно обитают. Почему? В жару на этих грызунов нападает тепловое оцепенение. Это тоже Своего рода спячка только летняя. Они дремлют в своих норах, ожидая, когда жара пойдет на убыль.
Для чего рябчики принимают «муравьиные» ванны? Муравьиная кислота помогает птице бороться с перьевыми клещами.
Ангара: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале.

1 ребёнок: Алеша К.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Валя П.
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Ваня П.
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Воспитатель: Ну что, батюшка Байкал! Все мы твои задания выполнили, доказали ребята, что они настоящие сибиряки!
Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Ребята для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА,

ПОСВЯЩЁННЫЙ

ДНЮ БАЙКАЛА

«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ»

Сценарий Дня Байкала

п. Большое Голоустное.

До начала праздника звучит весёлая музыка, оформление стендов,

выставка декоративно-прикладного творчества жителей

Голоустненского муниципального округа.

Звучит мелодия песни «Славное море, священный Байкал» -

это сигнал к началу праздника.

Звучит фонограмма и все поют песню

«Славное море, священный Байкал» (1 куплет и 1 припев).

1 вед: Люблю я священное озеро

Прозрачное море Байкал

Он очень могучий, широкий

Раскинулся среди скал.

2 вед: Если с вашей души осыпались мелкие тревоги после встречи с обыкновенным земным чудом - значит, вы встретились с Байкалом.

И мы с вами собрались, чтобы испытать нежность и гордость за свой уникальный, неповторимый край.

Слово для поздравления предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

1 вед: Начинается Родина с памяти,

С почитанья истоков своих

С герба, гимна, Российского знамени

С уважения заветов святых.

2 вед: Сегодня необычный день, сегодня улицы нашей страны выглядят наряднее, чем всегда. Потому что именно сегодня Россия отмечает день государственного флага! Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги. Они являются отличительным знаком. Государственный флаг - это история страны и её сегодняшний день. Символ единства страны и независимости нашего народа. Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников и в это время всегда звучит Гимн Российской Федерации. А сейчас, под знамя Российской Федерации СМИРНО!

(Ребёнок торжественно выносит флаг).

После этого звучит Гимн Российской Федерации.

1 вед: У нас на празднике много гостей. Слово для поздравления предоставляется председателю Иркутской областной общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Шлёновой Вере Михайловне.

Слово предоставляется ______________________________________________ __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

1 вед: Звон колоколов, над Россией плывёт

Этот перезвон нам покоя не даёт

Душу покоряет, задуматься велит.

Слово для поздравления предоставляется священнику Сергию, настоятелю храма Святителя Николая посёлка Большое Голоустное.

2 вед: Священное море!

Родимый Байкал!

Нет равных тебе,

Ты мне в душу запал.

1 вед: Глядишь вокруг – и на душе легко

И в сердце – песнь

Так, вольно, широко

И сладко песня о родной земле поётся

И кровь кипит и сердце гордо бьётся,

И с радостью внимаешь звуку слов:

«Байкала дочь я,

Здесь край моих отцов.».

На сцену приглашается фольклорный ансамбль «Байкал - Далай!

(Звучит песня о Байкале).

2 вед: Родной Байкал, одним тобой живу,

В тебе черпаю силы,

Тобой одним дышу.

(Звучит песня «Греми Байкал».

Музыка Князева. Слова Корчагина).

1 вед: Солнце ласково смеётся

Светит ярче, горячей

А со сцены песня льётся

О сторонушке моей.

(Звучит песня ___________________________________).

2 вед : Есть просто храм

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свёл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

1 вед: А что же может сделать каждый из вас?

2 вед: Во-первых, не загрязнять окружающую среду.

1 вед: У Антуана де Сент - Экзюпери есть такое правило: «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету».

2 вед: (очистка берега Байкала)_______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нам хотелось выразить благодарность за участие в проектной деятельности по охране природы озера Байкал: Это Мангаскина Фаина Петровна, Козлова Людмила Павловна, Звонова Ольга Анатольевна, Чикалина Лариса Глебовна. Спасибо Вам за то, что вы уделяете много времени на охрану озера Байкал и формируете в наших детях ответственное отношение к природе.

Предоставляется слово Мангаскиной Фаине Петровне.

2 вед: Тайны природы Прибайкалья наши дети изучают на уроках «Байкаловедения», «Экологического туризма». В школе очень много внимания уделяется вопросам экологии. Ребята пишут проекты, участвуют в разных конкурсах, акциях.

Слово предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне.

(Вручает благодарность директору школы).

1 вед: Озеро Байкал - радость всей Земли

Лучше не сыскать в мире красоты,

Это зеркало счастья, любви

Ты его, пожалуйста, береги!

Не давай его в обиду никому,

Даже лучшему другу своему

Защищай его, как мать родную,

И люби, как местность дорогую.

В сердце нашем Байкал останется вечно.

Своей красотой он пленит людей навечно.

Вторая часть.

«Война в памяти народной».

(Звучит мелодия военных песен).

2 вед: Сегодня праздник на Байкале,

И на душе светло, но чтобы этот день пришёл

Людям, живущим здесь пришлось немало потрудиться.

1 вед: В годы Великой Отечественной войны

132 воина встали на защиту Родины,

56 отдали за неё свою жизнь.

(Звучит мелодия «РЕКВИЕМ»).

1 вед: Не верно, что от той войны,

Остались лишь могильные холмы,

Она жива пока живые мы.

И двадцать лет прошло,

И сорок лет прошло,

И семьдесят прошло,

Но мы от той войны не отогрелись

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2 вед: И конечно мы не можем в этот праздничный день не поздравить нашего ветерана Белозерцева Василия Андреевича. Дорогой Василий Андреевич здоровья Вам и мирного неба над головой!

1 вед: Здесь не было войны,

Чтоб жгли хлеба и хаты,

Здесь не было войны.

Где б падали солдаты.

Но здесь была война

Не легче той кровавой.

Но здесь была война,

Где женщины косили,

Но здесь была война,

Но здесь была война

Где пацаны пахали,

Но здесь была война,

Где тоже умирали.

2 вед: Трудовой фронт помогал ковать Великую Победу. И нам хотелось бы отметить заслуги и поздравить наших тружеников тыла и вдов Великой Отечественной войны. Это:

    Арефьева Пелагея Андреевна

    Бархокова Ульяна Васильевна

    Бурзаева Устинья Бузаевна

    Барданова Пелагея Петровна

    Барданова Александра Бутухановна

    Бортосова Ольга Бузаевна

    Белозерцева Аграфена Михайловна

    Бортосова Ульяна Ивановна

    Бахаева Татьяна Трофимовна

    Бахаев Пётр Алексеевич

    Григорьева Мария Егоровна

    Галкин Алексей Иванович

    Михайлова Вера Иосифовна

    Манжеев Николай Прокопьевич

    Петчеев Егор Алексеевич

    Путилова Тамара Ивановна

    Стрекаловская Раиса Петровна

    Бортосова Дора Алексеевна

    Имидеева Федора Прокопьевна.

1 вед: Примите от нас музыкальный номер в честь праздника Дня Байкала.

Третья часть

«Хорошие люди живут на Байкале».

(Звучит мелодия «Деревня моя»).

1 вед: Хорошие люди живут на Байкале.

Своими делами его украшают,

Пройдусь по селу, что не дом, то игрушка.

2 вед: Хозяин с хозяйкой стараются

На конкурс они собираются.

Слово для подведения итогов по конкурсам «Лучшая усадьба», «Лучший палисад» предоставляется заместителю главы Голоустненского муниципального образования Жуковой Ольге Михайловне (1. Грамоты за Лучшую усадьбу; 2. Грамоты за лучший палисад; 3. Благодарности спонсорам; 4. Благодарности за участие в выставках букетов, поделок, газет и фотографий).

Блок художественной самодеятельности.

Музыкальные номера.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Четвёртая часть.

«Спортивная».

1 вед: Славится земля Байкальская своими богатырями!

Приглашаем богатырей силой помериться.

2 вед: Объявляется конкурс «Байкальский богатырь». Какой же праздник без национальной борьбы (Объявляется место проведения, представляют судью, участников. Затем проводятся соревнования по поднятию гири, перетягиванию каната, армрестлинг (мужской и женский), волейбол).

Жюри подводит итоги, награждают участников.

Пятая часть.

«Флеш – моб «Ёхор».

Путешествие вокруг Байкала

Учитель: Л. В. Якимова

Оформление: Стол, стулья, карта озера Байкал с маршрутом путешествия, книжная выставка «Жемчужина планеты», карточки, слайды, «Байкальские трофеи», письмо-призыв, фонограмма песни «Славное море, священный Байкал», плакаты «Живи Байкал! »; «Байкал – уникальная жемчужина планеты»; «Байкал – голубое сердце Сибири»; «Когда ты болеешь, все мы больны. Байкал, ты хрустальная печень страны!» (А. Вознесенский); «Байкал, - заповедная совесть страны» (А. Вознесенский); «Байкал – священный дар природы – да будет вечен на земле!» (А. Твардовский).

Действующие лица: Ведущий, байкаловед Байкалов, архивариус Бойчи, стастик Перенова, рыбовед Омулев, охотовед Ангура, эколог Лоск, фольклорист Маряна, туристка Сарма.

(За столом – Ведущий и путешественники.)

Ведущий: Байкал есть одно из высших творений природы. Байкал – одно из самых звучащих сегодня в мире слов. Произносится это слово то с тревогой, доходящей до отчаяния, то с пробуждающейся надеждой. Замечательно сказал Валентин Распутин: «Как хорошо, Что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими красотами, царственный и неотразимый, непокоренный – как хорошо, что он у нас есть!» Это могут сказать те, кто собрался сегодня на встречу-воспоминание, чья жизнь тесно связана с Байкалом. (Представляет путешественников.) Расскажите о своем путешествии и своих впечатлениях.

Байкаловед: Почти 2000 км прошли мы вокруг Байкала. Что мы только не видели, кого мы только не встречали! А какою красотою восхищались!

Лениво тянут хлопья облаков

По – за собою тени, словно санки

И горы баргузинские легко

Мы узнаем по царственной осанке…

В. Панченко

Эколог: Помните, мы с вами высадились из вертолета около залива «Провал». И глубина-то самая большая всего 5 м, а название какое – Провал.

(Ведущий показывает по карте маршрут следования.)

Статистик: Это потому, что 115 лет назад в самый разгар прибайкальской зимы большой кусок Саганской степи быстро провалился в воду после землетрясения. Но меня больше поразили кладбища березовых остолопов.

(Показывает фотографии с помощью эпидиаскопа.)

Эколог: Это всего лишь веление природы. Байкал поднялся, потопил береговые березняки, затем вода спала, а отполированные водой стволы остались. Дальше от мыса Облом мы шли по чистому сосновому лесу. Самые светозарные и праздничные леса. Я так хочу, чтобы и Байкал и все, что вокруг него, всегда оставалось чистым.

О, Байкал! Без тебя горизонт в России не может быть лучистым

Если ты загрязнен, не могу себя чувствовать чистым.

Словно крик чистоты, раздается над гибнущей синью

Е. Евтушенко.

Статистик: 25 млн. лет Байкалу, 2300 км 3 пресной воды в нем. Этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле, если считать, что 0,5 л. Воды надо человеку в день. Люди всей земли могли прожить 40 лет, используя только один источник воды – Байкал. И что же? Байкал гибнет. «Боюсь что не простят нам потомки если мы не сохраним «Славное море, священный Байкал», - говоря словами Михаила Шолохова.

Туристка:

Что-то уж мрачно вы, Перенова. Вот что писал о Байкале Игорь Северянин:

Я с детства мечтал о Байкале,

И вот - я увидел Байкал.

Мы плыли, и гребни мелькали,

И кедры смотрели со скал.

Фольклорист:

Я множество разных историй

И песен тогда вспоминал.

Про это озерное море,

Про этот священный Байкал

А ещё я с удивлением думал, что наши фамилии – это яркие слова из прибайкальского диалекта.

Архивариус: Да, много есть интересных «байкальских» слов! Да и само название-то чего стоит!

За что ты так назван, Байкал?

Кто имя дал тебе впервые?

Твои приволья буревые?

Ш. Нибуев

Охотник: Я знаю, что русские впервые вышли на берег Байкал в 1643 году, здесь повстречались с эвенками и от них узнали, что озеро-море называется Ламу.

Архивариус: Да, у озера целая череда имен. В переводе с тюркского «Бай-Куль» значит «богатое озеро», с монгольского «Байкал» - «богатый огонь» или «Байгал – Далай» - «большое озеро», с бурятского «Байгал-Нуур» - озеро Байкал, с китайского «Бэй-Хай» - «северное море».

Рыбовед: Что-то вы в историю ударились. Лучше вспомните, как мы встретились с рыбаками около Гремячинска, и у нас такой интересный разговор получился.

Фольклорист: - Дед-рыбак сильно возмущался, что омуль сейчас не тот, и вода стала грязнее.

Байкал – и величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь – до донышка – просвечен,

И весь – до капельки – родной

Теперь уже не тот,

О помощи зовет…

М. Сергеев

Рыбовед: Дед совершено прав. Раньше омуль был до 5 кг и длиной до 50 см, а сейчас омуль растет медленнее, уменшалась его упитанность. Мы с вами поймали самого большого омуля весом всего 1300г и то одного, а остальные от 300г до 800 г. А чего же ожидать, если все места нерестилищ загрязнены, лов идет без контрольный.

Туристка: Дед и его сын, внук – все рыбаки, они нам все про рыб рассказывали, даже загадки загадывали.

Рыбовед: Чтобы вы вспомнили, я вам загадаю эти загадки о рыбых и других живущих в воде животных.

Загадки

1. Бледно-розова, нежна, студена вода нужн

Что за рыбка-невеличка – меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает, рыбьем жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка это - …(Голомянка.)

2. Под корягой в жирном иле

Великан находит дом

С вами мы его ловили,

Знаем все, что это… (Сом.)

3 В снежном логове родятся,

Простудиться не боятся.

Подрастут, начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет-

Лет с полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, падумайте-ка сами... (Байкальская нерпа.)

4. Пестрая хищница, длинная, юркая, рыбешек губят ее острое зубы. (Щука.)

Фольклорист:

Древен род его в природе,

Кличут озером в народе.

Волны моря плещут в нем,

Байкалом мы его зовем.

Т. Долбунова.

У байкальской воды нет уж той чистой что когда-то рыбешек ласкала мутной пены её языки со стоном бьются о скалы… А я, вспоминая тех рыбаков, не забуду их слов, что когда-то рыбу черпали без устали неводами, ловили разную, одного омуля засаливали артелью 70 тонн в год, а сейчас рыбы, да и омуля стало мало. Причина – деятельность человека.

Эколог: Правильно, ведь люди загрязняют реки, которые в Байкал впадают, сплавляют древесину, не соблюдают правил рыболовства, вырубают леса по берегам, ведут себя как варвары, которых не интересует завтрашний день.

Рыбовед: В Байкале насчитывается 52 вида рыб, из них 27 видов живут только в Байкале, т. е. эндемики, и кто знает, будет ли их столько через 50 и 100 лет.

Туристка: Я вспоминала, о каких рыбах рассказывали рыбаки. И зашифровала их названия так: начало в первом слове, середина во втором, конец - в третьем. Попробуйте отгадать.

Байкальские рыбы:

Оса – сестры (осетр) ; рана – лиман (налим) ; лира – станок (линок) ; хата – рис – куст (хариус) ; лоб - куница (окуни) ; заплот – вата (плотва) ; сарай – нарзан (сазан) ; соль – рот – гараж (сорога) ; бык – очки (бычки) ; рис – пуск (рипус) ; сито – гон (сиг) ; кант – рак – сила (караси) ; тайга – меньше (таймень) ; лещина (лещ) ; песок – пекарь (пескарь) ; перо – глядь (пелядь) ; дар – вата – чан (даватчан) ; линька (линь) ; витязь (язь) ; широкий – около – бабака (широколобка) .

(Слова могут быть написаны на доске или на карточках, которые разлаются участникам.)

Туристка: Молодцы, ребята, все названия отгадали. Вот эти рыбы живут в Байкале.

Байкаловед: А я помню, как старый рыбак сказал: «Есть такая мечта, что Байкал и все, что вокруг него на много верст, сохранить в чистоте, красоте и целости… А на самом деле что?

Та земля, где небо подпирают

Кряжистые кедры-старики,

Где в долинах долго не сгорают

Озорных саранок огоньки;

Та земля, где предков кровь густая

Пламенеет в ягоде лесной,

К нам она в глаза с тоской

И болью все взирает,

Ведь ширь ее от года к году

Пустеет, умирает…

Д. Жалсараев

Охотовед: Да, я заметил, что пока мы шли от мыса Тонкого до границы Баргузинского заповедника, у берега Баргузинского залива по побережью, в нескольких метрах от воды, гнездятся крохали, строят гнезда скопа и белохвостый орлан. Эти птицы стали большой редкостью. Хорошо, что был создан Баргузинский заповедник, а то и соболь бы исчез, как бакланы.

Статистик: 20 января 1917 года министр земледелия представил в сенат записку «Об учреждении Баргузинского заповедника», постановление было опубликовано в «Собрании узаконений и распоряжений правительства» за №18, статья 107. Площадь заповедника составляет 248 176 га.

Туристка: А почему исчезли бакланы, ведь их было очень много на утесах полуострова Святой Нос и на скалах Чивыркуйского залива? Когда мы проходили, я не видела их.

Охотовед: Почему исчезли большие бакланы? Потму что животный и растительный мир байкальских берегов очень уязвим. Баклан стал жертвой наступления человека на природу. Он исчез вслед за серым гусем, таежным гуменником, сухоносом и дрофой, став пятым видом пернатых в «Черной книге» Байкала. Эти 5 видов сгинули за 50 лет.

Туристка: Но это ужасно! Почему же это произошло?

Эколог: Я назову вам причины: падение численности рыбьих стад, а значит – мало корма; сбор яиц людьми; заготовка тушек птенцов для звероферм – и вот скалы, когда-то оживленные пернатыми, стали безмолвны и безжизненными истуканами.

Байкаловед: Вспомните, сколько радости доставляли нам встречи с жителями тайги заповедной вплоть до реки Кабаньей.

Там в кедрачах темно и тесно,

Соболиная страна.

От густого чернолесья

Спинка гибкая черна.

В. Панченко.

Теперь знаю, что старого соболя зовут Аман.

Эколог: Жадность человечества чуть не привела к трагедии, соболь чуть не исчез с планеты, но создание заповедника спасло его. Численность соболей стала расти, зато численность ярко-желтого зверька – огонька-колонка в заповеднике стала убывать. Ведь соболь и колонок – враги.

Рыболов: Каких только животных мы не видели: белок, бурундуков, ласку, горностая, лосей. Всем им дает защиту заповедник.

Охотовед: Попробуйте ответить на вопросы моей мини-викторины.

Викторина

  1. Самый малюсенький зверек весом всего 1,5-2 г., одет в нежную, шоколадного цвета шубку. (Землеройка)
  2. Скок-пескок, имеет много врагов, шубку меняет, когда зима лето сменяет. (Заяц.)
  3. Самый милый, очень быстрый и внимательный зверек. Быстро размножается. (Белка.)
  4. Вдруг на снегу пара черных глаз мелькнулада черный кончик хвостика. Был зверек – и под снегом вдруг исчез. (Горностай.)
  5. Неутомимый бродяга, вороватый зверь. В название есть ротство с утренней росой. (Росомаха.)
  6. А этот зверек – великий умелец добывать рыбу, мех у него прочный и красивый, живет в реках. (Выдра.)
  7. Эта рыжая плутовка охотится очень ловко. (Лисица.)
  8. Владыка летней тайги в заповеднике. (Медведь.)
  9. Очень быстрый зверек с великолепным чутьем. Самец из мускусной железы выделяет секрет-мускон, который используется в тибетской медицине. (Кабарга.)
  10. Благородный олень заповедника. (Марал.)
  11. Этот большой зверь питается побегами ивы, березы, осины. Если вытянуть в длину все веточки, съеденные за день, при толщине 3мм ветка была бы длиной 3 км; а за зиму – 500км. (Лось.)
  12. Это млекопитающее водится в акватории Байкала, вес взрослого зверя достигает 160кг. (Нерпа.)

Байкаловед: Пока мы шли, преодолевая заносы, Увязая в стланике, переправлялись через реки Кабанья, Шегнада, Томпуда, сколько же растений увидели!

Статистик: На побережье Байкала произрастает около 3000 видов высших и низших растений, встречаются в тайге старые кедры в возрасте 550 лет и лиственница 530 лет.

Эколог: Надежными индикаторами загрязнения воздуха являются пихта, ель, кедр. Если хвоя желтеет, опадает, то воздух сильно загрязнен.

Фольклорист: Хвоей сибирской тайги можно покрыть всю землю, каждый год тайга может давать тысячу эшелонов грибов и ягод, как писал писатель Г. Граубин. Кстати, когда мы останавливались в Нижнеангарске, я составил вот такой «таежный» кроссвосд. Попробуйте отгадать его!

Кроссворд

  1. Из этого дерева делали мачты. (Сосна.)
  2. С её ветвями принято провожать в последний путь. (Пихта.)
  3. Трава с ярким зонтиком желтых пуговичек. (Пижма.)
  4. Вкусная ягода, от которой рот синеет. (Черника.)
  5. Новогоднее дерево. (Ель.)
  6. Болотная ягода. (Клюква.)
  7. Дрожащее дерево. (Осина.)
  8. Гриб – воронка. (Груздь.)
  9. Дерево, которое имеет белый сарафан и зеленую прическу. (Береза.)
  10. Ее осенние гроздья горят как огонь. (Рябина.)
  11. Ягода, которая помогает от повышенного давления. (Жимолость.)
  12. Это дерево любит кедровка. (Кедр.)

Байкаловед: Тайга – это огромное богатство, это гордость Сибири, это ее легкие, а Байкал даже с печенью сравнивают. Вот как сказал А. Вознесенский:

Когда ты болеешь, все мы больны.

Байкал, ты – хрустальная печень страны!

«Байкал» - заповедная совесть страны.

Да, нынешнее состояние Байкала на совести человека.

Охотовед: Когда мы шли по побережью до Байкала-Ленского заповедника, тоскливо становилось от мысли, что вся нетронутая чистота тайги и побережной полосы вдруг исчезнет.

Между реками Улькан и Киренга начинается граница заповедника, затем сразу же – граница Забайкальского природного национального парка, затем через несколько километров по побережью Малого Моря – Прибайкальский природный национальный парк. Это что же получается, надо все вокруг озера застолбить, объявить парками и заповедниками, чтобы сохранить его?

Эколог: Получается, что так. Ведь такую красоту страшно потерять. Мы были на островах, загорали в Бухте Песчаной, любуясь ходульными деревьями.

(Показывает фотографии.)

Статистик: На Байкале 30 скалистых островов, самый большой – остров Ольхон, его длина 71 км и ширина до 12 км. В 1643 г. казак Курбат Иванов с 75 казаками переправился на него. Высшая точка Ольхона – гора Жима. Напротив этой горы в 8-10 км от берега находится самая большая глубина Байкала – 1637 м. А когда мы стояли в сквозной пещере с языческим капищем, то казалось, что рядом само божество Байкала.

Эколог: А ведь на мысе еще имеются нерасшифрованные тибетские письмена. Красиво, конечно, но все эти «Здесь был Вася» и прочее разрушают гармонию. А зачем склад горюче-смазачного материала рядом, зачем деревья вырубают: где гнездились орлы, их сейчас уже и нет там. Под угрозой уничтожения места гнездовий серебристой чайки.

Рыболов: Это же на мысе Бурзан. А сколько всего мысов на Байкале?

Статистик: Геолог и географ И.Д.Черский около 100 лет назад насчитал их 174.

Архивариус: А меня поразил музей в Листвянке, сколько рыбы и такой разной в витражах! Ажурная бахрома Никольской церкви, и еще как мы поднимались к камню Черского, потом переправились до порта Байкал. А самое незабываемое – поход по старой Кругобайкальской железной дороге.

Туристка: Мне не забыть красивой панорамы, открывшейся со старинного маяка над портом Байкал. Недаром А.Твардовский писал о «царственных водах» Байкала, о «горах в синей полумгле».

Статистик: Бывшая Кругобайкальская железная дорога считается открытым музеем. На протяжении 84 км от порта Байкал до Култука мы насчитали более 50 тоннелей и арок, много мостов, галерей.

Охотовед: У поселка Култук мы стояли, очарованные величавостью и грандиозностью озера, где белесая поверхность воды далеко-далеко сливалась с облаками, Меня Байкал постоянно поражает своей огромностью.

Статистик: Байкал – уникальный водоем. Он вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды. Если бы все реки земли стали впадать в Байкал, то заполняли бы его в течение целого года. Протяженность его 636 км, ширина от 25 до 80 км, площадь 31500 км 2 . В Байкал впадает 544 речки, из них самая большая Селенга, а вытекает одна Ангара. Поэт М.Сток так писал о её красоте:

Я – царица сверкающих вод,

Я – красавица дикого края;

Мчатся воды мои все вперед,

Быстро к северу, гордо сияя.

Меж холмов и утесистых скал,

То блистая, то грозно темнея

Мчусь оттуда, где бьется Байкал,

До широкой волны Енисея.

Помните, друзья, Шаманский камень в истоке Ангары, это один из 31 памятника природы Иркутской области.

Фольклорист: Я помню легенду, откуда взялся этот камень. Полюбила Ангара, единственная дочь богатыря Байкала, красавца Енисея и, несмотря на отцовский запрет, однажды ночью вырвалась из каменных стен. Поздно хватился отец беглянки, рассвирепел, схватил с берега утес и бросил его вдогонку. Так и лежит с тех пор утес на месте, где разорвала скальные оковы Ангара.

Эколог: Мы шли до Култука в основном по местам, более или менее сохранившим свою первозданную красоту, а вот участок Слюдянка – устье реки Селенги – это сплошная боль и крик голубого сердца Сибири.

Байкаловец: Волею обстоятельств Байкал стал главной ареной борьбы за охрану природы. Отрицательное воздействие двух ЦБК – Селинского и Байкальского – сказывается в полную силу.

Эколог: Валят прибайкальский лес, трубы дымят, гибнет рачок – эпишура, который играет большую роль в самоочищении воды, пропуская через себя несколько раз весь объем верхнего 50-метрового слоя воды. Он гибнет сотнями тонн ежегодно, вместо рачка появляются обитатели загрязненных вод. Грязные скопища ядовитой пены отбросов обнаруживали за многие километры от комбинатов. Площадь загрязненных донных отложений превышает 150 км 2 , отбросы распространяются на 8-10 км. Гибнут птицы, рыбы. Новые карьеры, заводской дым, вырубка губят природу Байкала. Площадь усыхающих лесов уже достигла полумиллиона гектаров.

Статистик: БЦБК был построен в 1966 г. За это время сброшено 1,5 млрд.м 3 стоков, всего загрязненной воды 15 тыс.км 3 . Больше половины объема самой чистой в мире воды испорчено, а для него?

Рыбовед: Чтобы тешить самолюбие ведомственных, мол «экую махину возвели».

Охотовед: Чтобы выпускать картон, прочие виды бумаги, кормовые дрожжи.

Туристка: Чтобы появилась одежда из вискозной ткани… Но за все это ужасная цена – Байкал на грани гибели.

Статистик: В Байкале ежегодно накапливаются тысячи тонн минеральных и органических отбросов. Тысячные табуны туристов-дикарей уже превратили многие живописные места в пустыне без цветов, ягод, грибов и даже прибрежной гальки, которую уносили для сувениров. Создан фонд защиты Байкала.

Ведущий: Что же дало вам это путешествие, кроме горечи и пополнения памяти о прекрасном?

Байкаловед: С чувством благодарности мы простились с байкальской тропой. Она провела нас вокруг всего Байкала, щедро раскрыла перед нами самые сокровенные и прекрасные тайники его природы.

Охотовед: Она показала нам его горы, реки, мысы, Заливы, острова, пади и распадки, штормы, ветры и туманы.

Рыбовед: Его неслыханные закаты и рассветы, его бесконечно глубокий поднебесный простор.

Эколог: Она познакомила нас с нетронутыми заповедными лесами и их обитателями.

Туристка: Она еще раз убедила нас в том, что Байкал –сокровищница богатств невиданных, которые надо беречь и охранять.

Архивариус: Она еще раз дала понять, что без Байкала немыслима Россия и немыслима Сибирь.

Ведущий: Человечество вообще очень трудно усваивает уроки и признает свои ошибки. Права пословица «Что имеем не храним, а потерявши - плачем». Но сейчас идет работа по закону о Байкале, создан международный экологический центр охраны Байкала, закрыты очереди заводов, создаются заповедные места. Многие достопримечательности объявлены памятниками природы. Как бы вы хотели, дорогие друзья, закончить нашу встречу?

Байкаловед: Я предлагаю отправить письмо-призыв с нашими подписями в редакцию газеты «Томский вестник».

Письмо-призыв

Сибиряки, вы обладаете бесценным богатством – голубой жемчужиной с названием Байкал. Без него немыслима наша суровая сибирская земля. Когда-то Антон Платонович Чехов сказал: «Байкал – это одно из живописнейших мест, какие я когда-либо видел». Многие из нас не видели Байкал воочию, но мы знаем, что он уникален, и может повторить слова В.Распутина: «Как хорошо, что у нас есть Байкал!» Не надо строить больше ничего по берегам Байкала, достаточно СЦБК и БЦБК, не надо валить лес по склонам прибайкальских гор, не надо рыть, добывать и копать по берегам и на дне Байкала. Мы согласны с Михаилом Вишняковым, что «довольно горестных открытий, изобретений роковых», особенно, если цена этим изобретениям – Байкал…

Архивариус: А еще напоследок я бы хотел, чтобы каждый из вас дал пояснение по «Байкальскому трофею».

(Дети вытягивают карточки, на которых написаны одно или несколько слов. Они должны объяснить, что это такое.) Ольхон;

$11. Рачок - эпишура;

$12. Баклан;

$13. 544 реки;

$14. Омуль;

$15. Провал;

$16. Соболь;

$17. Святой Нос;

$18. БЦБК;

$19. Д.И.Черский;

11. Баргузинский заповедник;

12.Мыс Бурхан;

13.1637 м;

14. Шаманский камень;

$115. 23000 км 3

$116. 25 млн. лет;

$117. 636 км;

$118. Листвянка;

$119. 1643 г. Курбат Иванов;

$120. Ламу.
























День озера Байкал в 2017 году отмечается 3 сентября (в первое воскресенье сентября). К этой дате специалисты Иркутской областной детской библиотеки имени Марка Сергеева подготовили для детей различные интересные мероприятия: эколого-познавательные часы с демонстрацией фото- и видеосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала», литературное путешествие «Вести с берегов Байкала» с показом фрагментов отечественных фильмов. Кроме того, развернуты книжные выставки «Байкал таинственный и многоликий» и «Байкал – жемчужина Сибири».

6 сентября в читальном зале библиотеки прошёл эколого-познавательный час «Байкал – чудо природы», который посетили учащиеся второго класса Православной женской гимназии города Иркутска.

Открылось мероприятие выразительным чтением стихотворения о Байкале Марка Сергеева «А что это такое?». Демонстрируя слайды с живописными видами озера, библиотекарь рассказала собравшимся, в чём его уникальность, подчеркнула, что Байкал – рекордсмен среди всех озёр планеты, привела интересные факты и цифры.

Рассмотрев на карте географическое местоположение Байкала, школьницы с интересом посмотрели слайды об эндемиках озера, о его флоре и фауне и на примерах закрепили эти понятия. С большим вниманием дети послушали легенду о старике Байкале, его дочери Ангаре, юноше Енисее и Шаман-камне, а затем поиграли, наперебой отвечая на загадки о рыбах озера.

Также детям было рассказано о проблеме исчезновения многих редких видов животного и растительного мира Прибайкалья, о важности бережного отношения к природе. Юные читатели живо интересовались причинами экологических катастроф, обсуждали варианты решения некоторых проблем по охране Байкала и окружающей среды.

В завершение мероприятия дети поделились своими впечатлениями о поездках на Байкал, где они смогли увидеть в естественных условиях птиц и представителей животного мира озера: чаек, орланов, нерп, рачков и других. Детям еще раз напомнили о необходимости сохранения этого уникального памятника природы, о важности бережного отношения к Байкалу, особенно находясь на отдыхе на берегах озера.

После мероприятия школьницы смогли ознакомиться с развёрнутой в читальном зале тематической книжной выставкой.

Для справки:
В 1996 году Байкал был внесен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Байкал в переводе с тюркского – «богатое озеро». Это самое глубокое озеро в мире. Его средняя глубина составляет около 730 метров. Наибольшая известная глубина Байкала – 1637 метров.