Единственный сохранившийся образец до сих пор на ходу и находится в музее «Кубинка. Сверхтяжелый танк "Маус" (Германия) Maus танк история

Maus — танк, история создания которого наглядно показывает нам, что расхожее выражение: «Чем больше — тем лучше» далеко не всегда оправдано. Что же послужило провалом такого глобального начинания и чем так знаменит легендарный «Мышонок»?

Рождение «Мыши»

Сверхтяжелый танк Maus — самый массивный из всех, когда-либо выполненных в металле. Он был задуман и воплощен Третьим рейхом в 1942-1945 гг. под руководством Фердинанда Порше.

Инициатива его появления принадлежит самому Адольфу Гитлеру, приказавшему разработать мощный «танк прорыва», имеющий максимальную броню и высокий уровень вооружения. Несмотря на то что часть руководства изначально высказывала опасения по поводу бесперспективности затеи, в июне 1942 года фирма Porsche получила официальный заказ на изготовление танка.

Считается, что свое название эта «махина» получила с легкой руки одного из механиков, который перед пробным выездом нарисовал на лобовой броне маленькую мышку и подписал свое творение — Maus. Выглядело это довольно остроумно и символично, так как масса «малютки» равнялась весу трех наиболее популярных танков того времени — «Тигров». Как бы то ни было, но официально танк менял свое название несколько раз. Первоначальный вариант звучал как Mammut — «Мамонт». После внесения в конструкцию нескольких изменений, переменилось и название — теперь его именовали условным обозначением «Объект 205», или танк Mauschen — «Мышонок». И только тогда, когда конструкция была осмотрена и утверждена лично фюрером, танк «подрос» и получил свое окончательное «взрослое» название — Maus — «Мышь».

Описание и характеристика танка Maus

Корпус громадины был выполнен из гетерогенных бронированных плит, а внутри поделен на четыре поперечных и три продольных отделения. «Поперек» были организованы три силовых отделения и пост управления.

В левом продольном отделении находился топливный бак на 800 л, радиаторы двигателя (водяной и масляный), водяной радиатор электрогенератора, система выхлопа: глушитель, выхлопная труба и радиатор глушителя, а также нагнетательный вентилятор с воздушным фильтром. Тут же был размещен вспомогательный электрогенератор и двигатель, аккумуляторы, ящики с инструментами, а также стеллажи с боекомплектами к 128-миллиметровой пушке. Правое продольное отделение полностью повторяло левое, в зеркальном отражении.

В центральном (среднем) отделении располагался главный двигатель совместно со спаренным генератором, тормозная система и трансмиссия. Тут же находились места для механика-водителя и радиста.

Полный экипаж танка насчитывал шесть человек. Сверху, над боевым отделением, находилась башня, в которой полагалось находиться командиру орудий, двум заряжающим и командиру танка.

Maus — танк высокотехнологичный, даже несмотря на свои гигантские размеры и вес. Применение многокатковой «ходовки» и широких гусениц (1100 мм) обеспечивало ему вполне допустимое удельное давление на грунт, которое было почти такое же, как и у прочих тяжелых танков.

Подвеска и ходовая

Тяжелый танк Maus имел довольно интересную конструкцию траков. Каждая гусеница боевой машины состояла из 112 траков — по 56 цельных и составных. Цельный трак был изготовлен в виде фасонной отливки с гладкой внутренней частью — беговой дорожкой, на которой находился направляющий гребень. Составной собирался из 3 частей, 2 из которых (крайние) были взаимозаменяемы. Такая конструкция гусениц обеспечивала наименьший износ от трения поверхностей, а также способствовала уменьшению массы трака.

Не особо углубляясь в технические тонкости, можно лишь отметить, что при проектировании Maus конструкторам пришлось изменить свое решение относительно торсионной подвески, традиционно используемой на других немецких тяжелых боевых машинах. Дело в том, что применение подвески такого типа требовало наличия большого числа технологических отверстий в корпусе танка, а это представляло определенные трудности. Поэтому после ряда консультаций и испытаний было принято решение о применении буферных пружин, даже несмотря на определенные их недостатки.

Башня

Прежде всего Maus — танк, известный своей броней огромной толщины. Его башня, также сваренная из катаных листов, имела слой лобовой брони толщиной 200 мм. Наклоненные под углом в 30° боковые плиты и кормовая часть (угол наклона - 15°) имели броню еще большей толщины - 210 мм.

В обычном состоянии вращение башни осуществлялось при помощи 3 парных роликовых подшипников, при этом был предусмотрен дополнительный механизм смещения, который позволял опустить башню прямо на корпус. Применялась такая функция для обеспечения герметичности башни, и корпус становился полностью водонепроницаемым.

В кормовой части башни танка имелся загрузочный люк для боеприпасов, а на специальном вращающемся полике размещались стеллажи для снарядов. Крыша оборудована двумя люками и воздушными фильтрами Ø180 мм, оснащенными электроприводами. Кроме этого, там располагались пусковые установки для дымовых гранат, прицел, дальномер и наблюдательные перископы. Дополнительно крышка люка была оснащена бойницей для применения стрелкового оружия.

Корпус и броня

Корпус «Мыши» представлял собой конструкцию, выполненную при помощи сварки из катаных бронелистов различной толщины. В отличие от других бронемашин, немецкий танк Maus был оснащен «глухой» лобовой и кормовой частями, не имевшими никаких люков и щелей. Спереди и сзади листы брони были расположены с необходимыми углами наклона, а по бокам — вертикально.

Примечательно, что толщина панциря «Мышонка» была неодинаковой по всей поверхности — в верхней части корпуса она равнялась 185 мм, а к нижней эта толщина постепенно нивелировалась до 105 мм. Однако это нисколько не сказывалось на его «бронированности». Дело в том, что внешняя обшивка выполняла роль фальшборта, а внутренний колодец имел дополнительную броню толщиной 80 мм.

С целью повышения удобства сборки крыша танка была сборной и имела неодинаковую толщину обшивочных листов: 50 мм под башней и до 105 мм в том месте, где располагалось отделение управления. Днище также имело разную толщину бронезащиты — от 55 до 105 мм в разных частях корпуса, с усиленной, однако, передней частью.

Двигатель и трансмиссия

Так как было изготовлено сразу два опытных образца, то и экспериментировать на них полагалось «по полной». В связи с этим на каждый из них был установлен свой вариант двигателя:

  • первый — оборудован 12-цилиндровым танковым дизелем, имевшим водяное охлаждение (разработка фирмы «Даймлер-Бенц»);
  • второй Maus — танк, получивший авиационный карбюраторный DB603 А2, переделанный под «танковые» нужды.

Значительное облегчение при управлении этой громадиной было достигнуто за счет применения электромеханической трансмиссии, позволяющей продлить срок службы поршневого двигателя.

Схема трансмиссии «Мауса» была разработана таким образом, что позволяла использовать энергию генераторов не только для собственных нужд, но и могла обеспечить потребности другой боевой машины, например, при подводной переправе.

Вооружение

Поскольку Maus — танк просто громадных размеров, то и оружие для него необходимо соответствующее. После долгих дебатов окончательным вариантом стала установка двух спаренных пушек калибра 75 и 128 мм. Первая имела боезапас в 200, а вторая - 68 выстрелов. Дополнительно танк «Мышь» был оснащен двумя пулеметами калибра 7,92 мм с боезапасом в 1000 патронов. Кроме того, предусматривалось место для установки зенитной пушки калибром 15-20 мм.

Почему «не пошло»

Говорят, что изначально Гитлер относился к идее создания сверхмощной машины спокойно и даже довольно прохладно. Все переменилось в мае 43-го, когда фюреру показали полноразмерный деревянный макет будущего танка. Тот произвел на него такое впечатление, что Гитлер приказал немедленно приступить к производству опытных образцов и как можно скорее наладить серийное производство.

Однако планам этим не было суждено осуществиться. Maus — танк, который так и не сумел принять участие в сражениях. Дело было прежде всего в его огромных размерах и массе — около 188 тонн. Ни один автомобильный мост того времени не способен был выдержать такой вес, поэтому «танк прорыва» был настолько ограничен в географии движения, что транспортировать его можно было только по железной дороге. Правда, несмотря на это, он был «водоплавающим» и способным перемещаться по дну водоемов, получая питание и управление из другой боевой машины, находящейся на берегу.

Имеются сведения, что работы по запуску серийного производство были остановлены самим Гитлером, который просто потерял интерес к «любимой игрушке». Да и производство подобного рода требовало от Германии огромных мощностей, которых у немцев на тот период просто не было.

Последний приют «Мышонка»

Вполне очевидно, что грандиозный проект Третьего рейха с треском провалился, ведь «Мышь» так и не сделал ни одного выстрела. Весной 1945, с целью спасения своего детища от приближающихся частей Красной армии, немецким командованием была предпринята отчаянная попытка уничтожить оба опытных образца, так и не прошедших боевых испытаний. Но сделать это оказалось не так просто — только один из них пострадал достаточно сильно.

Танк Maus, фото которого размещено выше, был собран советскими инженерами из остатков опытных образцов и в мае 1946 года доставлен на бронетанковый полигон в Кубинке, где он и нашел свой последний приют.

Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок»

Маниакальное увлечение Адольфа Гитлера и его некоторых приближенных, сверхтяжелыми танками рано или поздно должно было привести к рождению грандиозных проектов (таких как Лендкрузер). Окружение Гитлера слепо разделяло его курс на создание танков-гигантов, но, к счастью, недостаток времени и средств не разрешили предварить большинство этих проектов в жизнь.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» на испытаниях

Из всех проектов стадии производства в той или иной форме достигли лишь две машины – Мышонок или Мышь и танк Е100, хотя детально проработанных проектов танков - тяжеловесов было больше десятка.

Самым горячим апологетом сверхтяжелых танков после Гитлера был его личный друг и глава комиссии по бронетанковой технике, профессор Фердинанд Порше. Как ни странно, близость к фюреру нисколько не помогла Порше в реализации своих грандиозных планов.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» с равноценной по весу башни грузом на испытаниях

До сих пор неизвестно, разделялись ли идеи профессора большинством генералитета и офицеров Управления вооружения вермахта. В своих мемуарах почти все резко критикуют идеи профессора, однако после окончания войны слишком просто выглядеть мудрыми скептиками.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» в сравнении с профилем советского танка Т-34

Очевидно лишь то, что в первые годы Второй мировой войны Порше явно не нашел своевременной поддержки, и это избавило Германию от бессмысленной и дорогостоящей растраты сил и средств на создание монстрообразных сверхтяжелых танков-гигантов.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» на испытаниях


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» во всей красе

«Гигантским отпрыском фантазии Гитлера и его свиты с раздражением, Гейнц Гудериан назвал танк -Мышонок», который при рождении получил более соответствующее своим размерам имя - -Мамонт». Отчет британской службы научно-технической разведки от 11 октября 1945 года содержит подробное описание истории создания этого танка, основанное как на детальном изучении документов, так и на материалах допросов сотрудников КБ "Порше". В отчете, в частности, содержится информации о беседе, состоявшейся 8 июня 1942 г. между профессором Порше и Гитлером.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок», слева позирует советский солдат.


На встрече присутствовал также министр вооружения и военной промышленности Германии Альберт Шпеер. Разговор начался с обсуждения возможности оснащения проекта «Тигра» (Р) (КБ «Порше») 88-мм пушкой L/ 71 (имелись в виду самоходки Ferdinand/Elеfant). После этого Гитлер попросил Порше заняться разработкой проекта шасси под 128-мм или 150-мм орудие. По мысли фюрера, это должна быть САУ с вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом и исключительно прочным бронированием (200 мм лобовая броня корпуса; 180 мм бортовая; 240 мм - лоб башни и 200 мм - борта башни). Порше хотел опробовать на новой машине дизельный двигатель воздушною охлаждения, однако эта идея встретила резкие возражения Шпеера. Военный министр не хотел терять драгоценное время на эксперименты с дизелями, поэтому предложил Порше использовать авиационный двигатель фирмы «Даймлер-Бенц АГ*. Вопреки обыкновению, Порше не получил от фюрера никаких строгих указаний относительно веса, конструкции и силуэта будущего танка, что давало ему необычайно большой простор для творчества. Возможно, таким образом Гитлер хотел утешить своего друга, только что потерявшего выгодный заказ на производство "Тигров".


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» с дополнительными топливными баками


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок», уничтоженный сотрудниками полигона.

Работа над проектом продвигалась довольно быстро. Пользуясь свободой рук. предоставленной фюрером, Порше вновь обратился к идее использования электрической трансмиссии, которая была уже дважды отклонена военными и конструкторами по причине острого дефицита меди. В отчете об этом говорится следующим образом: «Порше заявил, что на этот раз будет настаивать на применении электротрансмиссии, поскольку считает ее единственной возможностью облегчить управление сверхтяжелой машиной*. В целом можно сказать, что «Мышонок» образец 205 во многом стал усовершенствованной версией отвергнутого ранее проекта VK 4501 «Тигра* (Р), хотя были и некоторые отличия. Во-первых, поскольку решено было оснастить танк одним двигателем (а не двумя, как было в проекте), пришлось решать вопрос о новом размещении генераторов.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» на смотре Адольфа Гитлера

В конце концов Отто Цадник (главный конструктор электрооборудования фирмы) предложил использовать один двигатель внутреннего сгорания, приводящий в действие один спаренный генератор вместо двух. Во-вторых, применение электрической трансмиссии заставило полностью заменить все электрооборудование. Когда Порше и Цадника спрашивали, зачем им вообще потребовалось внедрение этого новшества, они обычно отвечали, что старались сделать свой танк как можно более простым в управлении. Действительно, водители «Тигра» часто жаловались на то, что, когда они переводили рычаги на первую скорость, танк вел себя, будто стоял на нейтралке, тогда как на «Мышонке» все схватывалось с первого раза. Создание нового танка не обошлось и без курьезов. В конце 1942 г.Управление вооружения вермахта возложило на полковника Хенеля неблагодарную задачу "подстегивать» фирмы, задействованные в реализации проекта. Его задача состояла в том, чтобы наносить на предприятия бесконечные визиты и грозить самыми суровыми санкциями за малейший срыв графика. Разумеется, такой «надзор» страшно раздражал Порше, поэтому, получив предписание Хенеля не позднее мая будущего года представить танк к испытаниям, профессор заявил, что счел это требование «удачной шуткой, поэтому с самого начала не принимал во внимание».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».



Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».



Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».

Но тут случился первый серьезный срыв. Несмотря на возражения Шпеера, Порше так и не оставил идею оснастить свой танк дизельным двигателем, поэтому предложил фирме «Даймлер-Бенц АГ» изготовить для него требуемую установку. Однако «Даймлер-Бенц ЛГ» в категоричной форме отказался заниматься этим проектом и предложил Порше попробовать модифицированный авиационный карбюраторный двигатель DB 509. Порше ничего не оставалось, как смириться. Впоследствии выяснилось, что этот двигатель можно установить лишь в перевернутом виде, что привело к необходимости установки вертикальной передачи.

Видео: сверхтяжелый танк "Маус"

4 января 1943 г. Порше приехал в Берлин, чтобы продемонстрировать фюреру проект нового танка. Гитлеру танк так понравился, что вопреки своему обыкновению он даже не внес в проект никаких замечаний. Еще через месяц в Штутгарт прибыли чиновники Управления вооружений и официально оформили заказы на производство отдельных узлов будущего танка. Изготовление башни и корпуса было возложено на фирму "Крупп". электрооборудование поручалось «Сименсу»; двигатель - «Даймлер-Бенц АГ»; ходовую часть, гусеницы и передачу должны были выполнить на заводах «Шкода», а общая сборка возлагалась на «Алкетт». 24 января 1943г. Управление вооружения приняло решение оказать всемерное содействие новом" проекту. Единственным голосом, раздавшимся против нового танка, был голос известного инженера Книпкампфа*.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».

Следующий визит профессора Порше в Берлин состоялся 2 февраля 1943 г. Тогда с ним встретился полковник Хенель и передал пожелание Управления вооружений снабдить танк... огнеметной установкой и запасом огнесмеси в 1000 л. На все протесты возмущенного Порше Хенель спокойно отвечал, что в правительстве придают особое значение этому дополнению. Порше потребовал лично встречи с руководством Управления вооружений, и 10 февраля в Штутгарт прибыла смешанная делегация в составе офицеров Управления и представителей занятых в производстве танка фирм. Обсуждение было очень эмоциональным. Ссылаясь на то. что правительство поставило самые жесткие сроки выпуска готового танка производители настаивали на отказе от огнеметной установки. Управление вооружения стояло на своем, хотя и соглашалось не ставить производителям строгих ограничений по срокам.

Видео: танк Маус в деталях

В результате представители фирм вынуждены были принять новые условия, что неизбежно повлекло за собой необходимость внесения изменений в проект. Первоначальный вес танка при его оснащении огнеметной установкой с запасом огнесмеси автоматически увеличивал этот вес на 4900 кг, до 179.3 тонны, т. е. почти на 5,5%. Это, в свою очередь, требовало кардинальных изменений в конструкции ходовой части. Самым простым выходом было бы оснастить каждый борт второй гусеницей, однако для этого не было места. После долгих обсуждений, за основу был взят проект конструкторов фирмы «Шкода», предложивших заменить торсионную подвеску пружинной. Поскольку любые другие решения привели бы к серьезным потерям времени. Порше пришлось, скрепя сердце, отказаться от своей любимой подвески.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».

По сведениям британского военного министерства, 6 апреля 1943 г. Альберт Шпеер нанес неожиданный визит в Штутгарт и целых полчаса рассматривал деревянную модель «Мышонка". Спустя четыре дня Порше получил предписание немедленно привезти танк на полигон Бергтесгаден. Танк тут же разобрали и подготовили к перевозке, однако приказ был отменен, и машину пришлось монтировать заново. 6 мая поступило новое распоряжение - на этот раз окончательное. 14 мая в штаб-квартире Гитлера «Волчье логово" под Растенбургом «Мышонок* предстал перед фюрером. Осмотрев деревянную модель. Гитлер заявил, что 128-мм пушка на таком гиганте выглядит "детской игрушкой" и приказал Круппу заняться переделкой башни под 150-мм орудие, спаренное с 75-мм пулеметом.
В этот же период Управление вооружений предприняло очередную попытку заставить Порше от-
казаться от электрической трансмиссии, требующей драгоценной меди. Главный инженер КБ «Порше», Карл Рабе был отправлен на фирму «Занралфабрик* в г. Фрид-риксхафен, чтобы обсудить возможность использования на «Мышонке» электромагнитной коробки передач, разработанной этой фирмой еще до начала войны. Однако на фирме отказались обсуждать этот вопрос до заключения официального заказа от Верховного командования вермахта. Поскольку оформление такого заказа означало бы новую потерю времени, пришлось продолжать работы над электрической трансмиссией.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».

16 июля «Даймлер-Бенц АГ» прислал в Штутгарт готовый мотор DB 509. Вскоре состоялись испытания, руководил которыми профессор Камм. Как уже говорилось, для «Мышонка* пришлось использовать несколько модифицированный авиационный двигатель. Необходимые изменения были вызваны прежде всего необходимостью использования силовой установки в переверн
утом положении, а также стремлением максимально сократить расход топлива. Его испытания прошли успешно, однако было принято peшение создать еще один прото-тип «Мышонка*, для которого «Даймлер-Бенц АГ» пообещал разработать дизельный двигатель, преобразованный из дизеля для подводных лодок Daimler-Benz AG MB 517.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок», вид на маску спаренных пушек


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».

В начале августа фирма *Алькетт* должна была приступить к сборке «Мышонка*,однако не прекращавшиеся бомбардировки союзной авиации помешали фирме «Крупп* уложиться в поставленные сроки и вовремя представить корпус и башню. Своей кульминации "сага о Мышонке" достигла 27 октября 1943 г., когда на встрече с Порше и Рабе министр вооружения Шпеер заявил, что правительство отныне не считает медленный выпуск нового танка государственной задачей, хотя и не будет препятствовать продолжению работы над этим проектом. Это был настоящий удар, перечеркивающий годы упорного труда... Производители не могли смириться с этим, тем более что в производстве находилось уже два проекта («Маус» 205/I.c двигателем DB 509 и «Маус* 205/11 с двигателем MB 517), а стадии частичного изготовления достигли девять машин. Всего же планировалось выпустить 150 сверхтяжелых «Мышат».
В середине сентября «Крупп» наконец представил первую башню, а в декабре 1943 г. первый прототип «Мышонка» образец 205/1 прошел испытания на фирме *Алкетт*. причем вместо башни пришлось пока использовать 55-тонный груз.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок».


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок», ходовая часть вид сзади

Производственные испытания прошли успешно, поэтому танк реено было отправить на полигон в Бёблинген под Штутгартом. Танком управлял механик-водитель - испытатель КБ «-Порше». Карл Генсберг. Если не считать мелких неполадок в ходовой части, испытания прошли довольно успешно. Всего было выявлено три более-менее существенные проблемы: перегрев вертикальной зубчатой передачи между двигателем и генератором; изменение полярности в электрической цепи вспомогательного генератора, предназначенного для питания обмоток возбуждения главных генераторов и сильное окисление трубопровода, изготовленного из некачественного материала. Первые две неполадки был и легко устранимы, однако переделать трубопровод не представлялось возможности из-за острой нехватки материалов. Водитель очень высоко оценил ходовые качества машины, заявив, что ее легко можно развернуть даже вокруг своей осн. Танк испытывали па самом разнообразном фунте - на снегу, на льду, по грязи и нa дороге с препятствиями. В отчете говорится, что «по утверждению независимых экспертов, ранее присутствовавших на испытаниях других немецких танков, ходовые качества "Мышон ка" не уступают аналогичным у Пантеры-. При движении но твердому грунту танк развивал максимальную скорость 13 км/ч.
После испытаний Порше предали желание Гитлера, чтобы танк был полностью (с башней и орудием) готов к июню 1941 г. 20 марта на полигоне в Бёблингене появился «Мышонок* 205/II, однако пока без двигателя и башни. Башня была установлена лишь 9 мая, а зубчатой передачи между двигателем и генератором; изменение полярности в электрической цепи вспомогательного генератора, предназначенного для питания обмоток возбуждения главных генераторов и сильное окисление трубопровода, изготовленного из некачественного материала. Первые две неполадки был и легко устранимы, однако переделать трубопровод не представлялось возможности из-за острой нехватки материалов. Водитель очень высоко оценил ходовые качества машины, заявив, что ее легко можно развернуть даже вокруг своей осн. Танк испытывали па самом разнообразном фунте - на снегу, на льду, по грязи и нa дороге с препятствиями. В отчете говорится, что «по утверждению независимых экспертов, ранее присутствовавших на испытаниях других немецких танков, ходовые качества "Мышонка" не уступают аналогичным у "Пантеры-. При движении но твердому грунту танк развивал максимальную скорость 13 км/ч.


Тяжелый танк Panzerkampfwagen Maus (Porsche 205) «Мышонок» на ж/д платформе

После испытаний Порше предали желание Гитлера, чтобы танк был полностью (с башней и орудием) готов к июню 1941 г. 20 марта на полигоне в Бёблингене появился «Мышонок* 205/II, однако пока без двигателя и башни. Башня была установлена лишь 9 мая, а Какова же была моя радость, когда я увидел на пленке целого и невредимого «Мышонка»!

Третий рейх неоднократно предпринимал попытки создания сверхтяжелого танка (весом выше 80 тонн), но наладить их массовый выпуск так и не удалось. Единственный работающий образец сверхтяжелого танка, созданный под руководством конструктора Фердинанда Порше, получил наименование PzKpfw VIII Maus (то есть «мышь»). Всего было выпущено две модели. Но участвовать в бою им так и не довелось.

После Гражданской войны в Испании европейские страны были вынуждены признать, что для бронированной техники крайне важным стал параметр мобильности, а эпоха тяжеловесных танков Первой мировой безвозвратно ушла в прошлое. Однако генералы, которые в молодости участвовали в мировом конфликте, хорошо помнили, что большие бронированные машины эффективны в прорыве эшелонированной обороны и еще более эффективны в деморализации врага. Поэтому, несмотря на пересмотр требований к танкам, ни одна из великих держав накануне Второй мировой войны не отказалась от создания сверхтяжелых бронированных машин.

С 1941 года несколько фирм работали над созданием 100-тонного танка для немецкой армии, чей вес по мере разработки вырос до 170 тонн. Изначально проект носил кодовое название «Мамонт», но для пущей секретности его переименовали в «Мышь».

Деревянный макет танка в мае 1943 года был показан Гитлеру, который пришел от него в восторг и распорядился начать выпуск танка. В декабре того же года начались первые ходовые испытания «Мауса».

Танк имел длину 10,2 метра вместе с орудием, что не сильно его выделяло на фоне поздних немецких тяжелых бронемашин (длина PzKpfw VI Ausf. B Tiger II с орудием составляла 10,2 метра). Высота «Мауса» тоже не сильно превышала «Тигр-2» - 3,6 против 3,09 метра. А по ширине «Маус» и вовсе уступала второму «Тигру» - 3,6 против 3,75 метра. Но вес «Мауса» (188 тонн) до сих пор является рекордным («Тигр-2» весил почти в три раза меньше - 70 тонн). Он был достигнут из-за бронирования. Самым толстым оно было на маске орудия - 240 миллиметров. Броня бортов танка равнялась 180 миллиметрам, а лоб 200 миллиметрам. Для сравнения, максимальная толщина брони на втором «Тигре» достигала 150 миллиметров. «Маус» был вооружен двумя спаренными орудиями: 128 мм KwK-44 L/55 и 75-мм KwK-40. Танк мог разгоняться до 40 километров в час. Но гигантский вес (188 тонн) не позволял «Маусу» пересечь любой из существовавших на тот момент мостов, что делало его мобильность ограниченной.

По некоторым данным, танк планировалось использовать для охраны резиденций Гитлера. Но сам фюрер в итоге наложил вето на производство «Маусов», так как было необходимо перебросить ресурсы на производства более необходимой техники.

В 1945 году обе выпущенные модели «Мауса» находились на полигоне под Куммерсдорфом, на 30 километров южнее Берлина. В связи с угрозой скорого занятия полигона частями РККА немецкое командование приняло решение взорвать образцы. Оба взорванных образца были захвачены Красной армией, после чего советским инженерам удалось собрать один танк, который был отправлен на полигон в Кубинку, где хранится и поныне. Этот экспонат до сих пор на ходу.

«Маус» был не единственной сверхтяжелой разработкой немецких конструкторов, но только он был воплощен в рабочий образец. Так, например, фирма «Крупп» пыталась сделать самоходное орудие на базе сверхтяжелого под названием Р.1000 «Ратте», но до нынешнего времени не дошли даже чертежи этого проекта.

Практически у каждой страны при внимательном изучении оказывается своя «визитная карточка» в мире оружия. В царской России отлили Царь-пушку, и мало кому интересно, что она ни разу не стреляла. Американцы гордятся «томми-ганами», и их мало волнует, что их чаще можно увидеть у мафии и бутлегеров, а не солдат армии США.

Германия в годы Второй Мировой войны была знаменита своими «вундерваффе», оружием, которое должно было уничтожить, испепелить и раскатать врагов фюрера и рейха. Среди всех, подчас безумных, изобретений сумрачного германского гения, безусловно, особое место занимает танк «Маус».

Первые шаги в сторону проекта

Ни для кого не секрет, что фюрер германского народа Адольф Гитлер серьезно страдал гигантоманией. Однако бедняга постепенно терял все свои любимые игрушки. Сначала сгорел дирижабль «Гинденбург», потом злые англичане из зависти утопили любимого «Бисмарка».

Внимание бесноватого перекочевало на танки, благодаря которым вермахт поставил на колени почти всю континентальную Европу. Начав войну с Советами Гитлера ждало еще одно разочарование – у русских танки оказались больше.

Бронирование стало главной характеристикой танка «Маус». Толстую крупповскую броню машины не могло пробить ни одно танковое орудие, ни советского, ни союзного производства.

Любовь Порше к электродвигателям воплотилась в электрическую трансмиссию. Ведущее колесо каждой гусеницы оснащалось собственным электрическим двигателем. Энергии генераторной установки должно было хватать и на поворот башни«Маус», но для подстраховки смонтировали ручной механизм. Повернуть башню вручную при малейшем боковом наклоне машины было невозможно из-за огромной массы башни.

Проходимость, несмотря на вес, за счет широких гусениц была на достаточно высоком уровне.

Самый большой недостаток – невозможность прохода танка «Маус» по автодорожным мостам, махина проломила бы любой пролет. Плавучесть так же была никакая, но инженеры разработали остроумную систему перегона танка по дну рек. Экипажа при этом внутри быть не должно, а все управление осуществлялось по радио.

Все основные характеристики можно увидеть в небольшой табличке. Для сравнения здесь же представлен , самый распространенный танк советской армии, который хотя бы раз видели все.

Маус Т-34-85
Длина, м 9,03 6,1
Ширина, м 3,67 3
Высота, м 3,66 2,7
Клиренс, см 50 40
Ширина гусениц, см 110 50
Мощность силовой установки л.с. 1080/ 1250 500
Орудие 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
Лобовая броня, мм 200 40
Масса, тонн 188,9 32

Конечно, классы у танков совершенно разные. Но данная таблица дает представление о том, какой была эта машина на фоне самого массового и известного советского танка.

«Маус» в боях и в культуре

Боевая история машины «Маус» не имеет ни одной страницы. Наступавшая Красная Армия не позволила немцам утащить в Берлин их прелесть, поэтому поступил приказ уничтожить машины. Выполнение, правда, подкачало, и советским воинам достался один из самых необычных трофеев Великой Отечественной.


Из вывезенных в Кубинку двух машин удалось собрать одну, и сейчас в знаменитом танковом музее стоит корпус от второй машины и башня от первого прототипа. В начале 1950-х их еще тестировали на пробитие брони, но затем он порчи музейного экспоната отказались.

В силу своей специфичности использовать танк оказалось не так-то просто ни киноделам, ни игроделам. Прорыв наступил с выходом в начале 2000-х стратегии «Блицкриг», где впервые появляется эта машина в игре за немцев в качестве спецтехники и в игре за союзников в качестве противника. В ущерб историчности там «Маус» ездит и стреляет во все своей красе. Сейчас этот танк можно погонять и в «Worldof Tanks», и в«War Thunder», и во многих других игрушках.

Можно собрать «Маус» и дома. Для этого не нужно объединять всю мощь объединенной Германии, достаточно купить сборные модели Cyber-Hobby, Lunar Model и нескольких других. Здесь проблема только найти эти модели, так как российский рынок завален в основном вездесущей «Звездой», которая до мышонка пока не добралась. Но, как известно, если сильно захотеть.

Заключение

Танк «Маус» не стал ни лучшим, ни уникальным, ни вообще боевым танком. По сути дела он так и остался на уровне прототипа. Однако его потенциал говорил о многих возможностях, которые бонзы Рейха упустили в свое время. Несмотря на огромные недостатки и недоработки, эта машина вошла в историю, и служит иллюстрацией политики Германии во Второй Мировой войне.

Как говорится, замах на рубль, а удар на копейку.

Сегодня единственный в мире «Маус» служит одной из жемчужин экспозиции в Кубинке, привлекая внимание, как специалистов, так и впечатлительных девушек, которых удалось затащить в этот музей стали и мощи.

Видео

Немецкий сверхтяжёлый танк Маус должен был уничтожать любые укрепления, быть почти неуязвимым для вражеских снарядов и обладать огромной огневой мощью. Для этого он получил толстую броню, крупнокалиберное орудие и оригинальную конструкцию. Позже Маус стал очередным чудо-оружием, призванным спасти Германию от надвигающегося поражения.

Из истории известно, что все эти планы окончились единственным экспонатом, стоящим в наши дни в музее. Почему так произошло и могло ли стать иначе, будь у Германии больше ресурсов, вы узнаете из статьи.

Создание

Адольф Гитлер любил оружие, выделяющееся размерами и мощью, поэтому нет ничего удивительного в том, что к концу 1941 года у него появилась идея создания сверхтяжёлого танка, превосходящего все существующие по защите и огневой мощи.

8 июля 1942 года, после совещания, посвящённого развитию танковых войск, Фердинанд Порше взялся за проектирование новой машины. Её планировали использовать для прорыва хорошо укреплённых мест, поэтому броня должна была достигать 200 мм во лбу и 180 мм по бокам. Главное орудие должно было быть большого калибра - 128 или 150 мм.

3 января 1943 года Гитлеру продемонстрировали деревянный макет, принятый им с воодушевлением, а 6 апреля того же года был собран полноразмерный макет из дерева, который 14 мая был продемонстрирован Гитлеру.

1 августа началась сборка первого прототипа Мауса, а 24 декабря он впервые выехал своим ходом на испытания, однако, поскольку башню не успели собрать, вместо неё установили груз.

С января до апреля 1944 года проходили ходовые испытания в Бёблингене, показавшие отличную управляемость и маневренность танка Маус, способность преодолевать водные преграды и склоны крутизной более 40°.

В конце 1944 года, в связи со всё ухудшающейся обстановкой на фронте и всё большей нехваткой ресурсов, Гитлер отдал приказ закрыть все работы, связанные со сверхтяжёлыми танками, а весной 1945 года все 3 прототипа были взорваны, чтобы не допустить захват.

В августе 1945 года два Мауса были отправлены в разобранном состоянии на танковый полигон в Кубинке, где были собраны в один целый, состоящий из корпуса первого образца и башни второго. Именно он сейчас находится в музее.

Конструкция и компоновка

Поскольку к Маусу предъявлялись специфические требования, его компоновка несколько необычной. Башня была довольно сильно смещена назад, корпус разделен перегородками на 4 отделения, а броня слабо дифференцирована, то есть имела примерно одинаковую толщину независимо от места, что делало её равнопрочной.

Вес достигал 188 тонн, а экипаж 6 человек. Также имелась довольно оригинальная электрическая трансмиссия, горячо любимая Фердинандом Порше.

Корпус

Лобовая броня достигала 200 мм под углом 55°, бортовая 180 мм, но без наклона, что резко снижало защиту. Для защиты ходовой части имелись экраны по бокам корпуса толщиной 100 мм. Задний бронелист имел 160 мм под углом 35°. Интересной особенностью была толщина днища, имевшая 105 мм в передней части для того, чтобы противостоять минам, и 55 мм в остальной своей части.

Сам корпус был сварным, а его листы соединялись прямоугольными шипами с цилиндрическими штифтами для большей прочности.

Внутри корпус делился перегородками на 4 отделения.

Отделение управления находилось спереди, имело места для водителя и радиста, органы управления танком, радиоаппаратуру и огнетушители. Сверху располагался люк, накрытый броневой крышкой и перископ, внизу запасной люк, а по бокам топливные баки ёмкостью 1560 литров.

За ним находилось моторное отделение с двигателем, радиаторами, системой охлаждения и масляным баком. Подобное расположение создавало неудобства, поскольку доступ к механизмам был более затруднён чем в танках, где моторное отделение находилось возле кормы.

Боевое отделение было посередине корпуса и служило для размещения 36 снарядов, механизма для зарядки аккумуляторов и питания привода башни. Под его полом располагался редуктор и блок генераторов.

В корме находилось трансмиссионное отделение, включавшее в себя тяговые электродвигатели и редукторы.

Башня

Башня танка также имела практически равнопрочное бронирование и сварную конструкцию. Её лоб имел толщину 220 мм и закруглённую форму, маска орудия 240 мм, борта 210 мм под наклоном в 30° и корма 210 мм под наклоном в 15°.

Башня была приварена к башенному погону, который опирался на три тележки с роликами. Для горизонтальной фиксации использовались ещё шесть тележек. Привод вращения был электромеханическим с возможностью ручного дублирования, имел 2 скорости.

Внутри размещались стеллажи для боекомплекта, компрессор для продувки ствола главной пушки и 4 члена экипажа. На левой стороне находился перископический прицел, также планировалось установить стереоскопический дальномер на крышу.

На крыше было 2 люка и вентилятора, перископический прицел с бронированной защитой и амбразура для ближнего боя. На задней стенке сделали люк для загрузки снарядов.

Для преодоления водных препятствий башня могла полностью опускать на погон, обеспечивая таким образом герметичность.

Вооружение

На Маус установили противотанковую 128 мм Pak 44 L/55, переименованную в KwK 44 L/55 и имевшую огромное пробитие вместе с хорошей баллистикой. По сути её характеристики были избыточными, поскольку лишь в 1949 году, уже после войны, появился танк, способный выдерживать её попадания - ИС-7 .

Роль вспомогательного вооружения отвели спаренной с основным орудием пушкой 7.5 cm KwK L/36 с боекомплектом в 200 снарядов, 125 из которых хранилось в башне, а оставшиеся в корпусе. Также имелся пулемёт калибром 7,92 мм, мортирка и возможность установки зенитного пулемёта.

Конструкция позволяла вести прицельный огонь с любой из пушек, но, из-за их разной баллистики, прицельный залп из обеих одновременно был невозможен.

Двигатель и трансмиссия

На танк Маус была установлена комбинированная силовая установка, подобная установленной на Фердинанды. Двигатель внутреннего сгорания, связанный механически с электрогенератором, вырабатывающим ток для тяговых электродвигателей.

Бензиновый Даймлер-Бенц DB-603A2 развивал мощность 1080 л.с. и имел рабочий объём 44,5 литра. Стартер по совместительству являлся дополнительным генератором для оборудования и, после запуска двигателя, выполнял свои непосредственные обязанности.

Электрические двигатели имели мощность по 544 л.с. каждый, реверсирование и могли плавно изменять мощность вместе с оборотами. Это значительно облегчало управление Маус и обеспечивало различные режимы поворота и торможения.

Ходовая часть

Ещё на этапе проектирование было принято решение отказаться от оказавшейся не совсем удачной торсионной подвески, а огромный вес танка заставил конструкторов придумывать различные ухищрения.

Поэтому ходовая часть Мауса состояла из 24 одинаковых тележек, стоящих в два ряда и попарно крепившимися к одному кронштейну, который, в свою очередь, был закреплён между бортом и фальшбортом корпуса. В качестве амортизирующих элементов применялись буферные пружины.

К каждой из тележек крепилось два опорных катка со внутренней амортизацией. Такая конструкция отличалась хорошей ремонтопригодностью, но большим весом.

Позже, на втором опытном образце, предпринимались попытки использовать облегчённые катки, но от этой идеи отказались.

Ведущее колесо находилось сзади, а направляющее спереди и имело механизм натяжения гусеницы.

Эпилог

Сверхтяжёлый танк Маус не смог стать чудо-оружием, которое хотя бы теоретически могло привести Германию к победе. Его внушительная на первый взгляд броня была слабой для общей массы Мауса, а нерациональные углы наклона ослабляли её ещё больше. Мощное вооружение было избыточным, огромные размеры и низкая подвижность танка делали его отличной мишенью для вражеских сил, а чрезмерный вес делал затруднительной транспортировку и невозможным преодоление мостов.

Все эти недостатки дополнялись большой стоимостью и сложностью производства, потребностью в дефицитных материалах.

Каким бы мощным и величественным не казался Маус, на поле боя он был бы низкоэффективным и не окупающим себя. Гораздо рациональнее оказалось производить много более простых и дешёвых танков, что нам и доказала история.