Дворец во-ле-виконт.  Рассказ про путешествие по городам возле Парижа: отчёт о поездке в Мелен и дворец Во-ле-Виконт Замок во ле виконт

В этом году помимо авиасалона в Ле Бурже мне еще удалось побывать в четырех французских замках.
Первым замком, который мы с коллегами посетили во Франции, оказался Во ле Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), принадлежавший когда-то суперинтенданту финансов Николя Фуке. Те, кто читал у Дюма "Виконт де Бражелон", наверняка помнят эту личность. Его расцвет и изгнание состоялись при жизни Людовика XIV Короля-Солнце.

В двух словах - став министром, Фуке систематически расхищал государственную казну и тратил деньги на развлечения. И в конце концов попался. Единственное, что осталось из того, что можно потрогать, оказался как раз замок Во.

Король конфисковал замок у Фуке в 1661 году, когда арестовал его и отправил в вечную ссылку. Интересно, что Николя и месяца не удалось пожить в новом замке - новоселье состоялось 17 августа, а 5 сентября его арестовал известный нам лейтенант (тогда еще) королевских мушкетеров Д"Артаньян.

Туалетная комната.

Сама постройка является первым образцом стиля Людовика-XIV в аудиогиде говорится о том, что Во ле Виконт послужил прототипом Версаля.

На решетке с обратной стороны фасада я видела изображение белки - оказывается, это дворянский герб Фуке - карабкающаяся белка. А выгравированная подпись Quo non ascendam? - куда не заберусь? - интерпретируется как «Каких высот достигну». Кстати, На бретонском наречии Fouquet значит белка. Так что переводя на наш язык, Николя Фуке был просто Коля Белкин.

Вход в замок стоит 13 евро, аудиогид - 2. Можно брать гида на двоих - отличный звук слышно без прикладывания к уху. Чтобы осмотреть все залы и прослушать гида, надо часа два.

При входе в замок находится шикарнейший музей карет и дилижансов 19 века. Можно проследить путь от маленькой коляски до "маршрутки" на шесть человек. Все детали в безукоризненном состоянии, так и хочется всё потрогать и посидеть на козлах.

Проходя по комнатам замка, я заметила группу детей в старинных костюмах в сопровождении гида и нескольких взрослых. Оказывается, за несколько евро на вашего ребенка подберут платье фрейлины (принцессы, королевны, на выбор) или костюм пажа (принца, графа т.д.) и в таком виде он может путешествовать по замку до конца экскурсии. Это прекрасно!

Ни один ребенок не носился по замку, все чинно усаживались по-турецки вокруг гида и с интересом слушали его рассказы. Сама гид тоже была в старинном костюме и наверняка рассказывала не занудную историю (к сожалению, французский - не мой конёк), а живые картины из жизни обитателей замка и смотреть на них было одно удовольствие!

В некоторых комнатах стояли манекены с 3-D лицами в позах "диалог двух и более лиц" и показывали сценки из жизни Фуке (арест во всей красе, например). Я поначалу даже не поняла - казалось, что там реальный человек в костюме стоит и вещает через микрофон. Вот так, например, реально выглядел мушкетер и его одежда.

Также можно забраться на крышу замка рядом с колокольней с прекрасным видом сверху. Но не все знают путь к лестнице наверх (мимо девушки за столиком на втором этаже). В коридоре выставлены строительные чертежи и схемы тех лет (4 века прошло!), очень интересно выглядит проект вот этой винтовой лестницы.

Сверху открывается отличный вид на парковый ансамбль.

По определенным дням в летнее время вокруг замка расставляют и зажигают по вечерам несколько тысяч свечей. Говорят, что это потрясающее зрелище.

Зеленя располагают к романтическому настроению.

В полуподвальном помещении можно исследовать кухню и винные погреба.
Выражение "сияет, как медный таз" мне стало понятно после того, как я увидела посуду на этой кухне.

Замок знаменит еще и тем, что в нем готовил повар Ватель - главный повар принца Конде, покончивший самоубийством под влиянием опасения, что к столу приглашенных Конде знаменитых гостей не поспеет свежая морская рыба. Это имя сделалось полунарицательным для обозначения поваров из любви к искусству.

Ватель закололся шпагой, не в силах перенести позор из-за того, что поставщики не доставили вовремя рыбу. Он трижды втыкал в своё тело шпагу, прежде чем достиг желаемого эффекта. Да, это было эффектно, но бессмысленно. Пока он корчился в предсмертных мучениях, ко двору стали прибывать телеги со свежей рыбой.

Из рецептов, созданных Вателем, до нас дошел крем «шантильи» по названию одноименного местечка.

Территория большая и можно взять напрокат электрокар за 20 денег. А если скинуться вчетвером, получается дешевле.

Как добраться? Конечно же, на личном автомобиле. Я этим вопросом не озадачивалась, т.к. все было включено, но для справки - Во ле Виконт находится в 42 км на юг от Парижа (это если по прямой) в окрестностях Мелёна, не доезжая Фонтенбло. До станции Melun ходит зеленая ветка RER (час езды, шестая зона, наверное около 12-15 евро), а оттуда до замка пять с небольшим километров. На официальном сайте есть расписание шаттл-басов и все подробности.

Более 5000 замков, некогда разбросанных по территории самой «замковой» страны мира, уже исчезли с лица земли, не пережив сражений и революций, разорения и безжалостного времени. До нашего времени дошло лишь 4969 строений, различных по стилю, убранству и размеру.

Мало что из них может сравниться по красоте и величию с Версалем, обошедшимся Франции в четверть миллиона луидоров.

У роскошной резиденции Короля-Солнце есть лишь один конкурент – классическая усадьба Во-ле-Виконт (Vaux-le-Vicomte), построенная в предместьях Фонтебло гениальными Луи Лево, Шарлем Лебреном и Андре Ленотром.

История создания замка Во-ле-Виконт и паркового ансамбля

В 1653 году амбициозный аристократ Николя Фуке, преуспев благодаря торговле в заморских краях и выгодным сделкам на территории Франции, добрался до самого верха карьерной лестницы. Вспомнив о своем давно забытом поместье и не преминув воспользоваться королевской казной, супериндентант финансов затеял грандиозную реконструкцию замка Во-ле-Виконт.

Работа, длившаяся с 1658 по 1661 год, была поручена модному в XVII веке трио – ландшафтному дизайнеру Андре Ленотру, архитектору Луи Лево, приложившему руку к строительству Лувра, и художнику по интерьерам Шарлю Лебрене. Их стараниями скромная усадьба превратилась в крупнейший на то время особняк во Франции, окруженный великолепными садами в стиле барокко. Внутренние же помещения заполнили изысканные фрески, изображавшие нимф, и произведения искусства, доставленные из колоний.

Восковой образ железной маски

Но судьба недолго благоволила к человеку, взявшему не по чину. В 1661 году Николя Фуке, планируя торжественный прием в честь Людовика XIV, продемонстрировал свой немалый скарб. В то время как драгоценные блюда из Лувра были переплавлены на монеты для оплаты военных расходов, по каналам Во-ле-Виконта скользили позолоченные гондолы, а его столы украшали золотые салатницы.

Монарх, ослепленный блеском ворованного злата, отказался остаться в гостях на ночь и отправился в Фонтенбло.

Три недели спустя незадачливый аристократ, посмевший бросить тень на Короля-Солнце, был арестован мушкетерами по обвинению в хищении государственной казны. Приговоренный к пожизненному сроку и лишенный связи с внешним миром, он окончил свои дни в Пиньероле.

Резиденция была изъята в доход государства, а все ее роскошное убранство перекочевало в Лувр, а затем в Версаль, созданный по образу и подобию детища Николя Фуке.
С той поры особняк не раз менял владельцев и названия, успев побывать Во, Во-Виларом и Во-Прасленом.

В 1875 году он едва избежал участи быть проданным по частям и лишь благодаря участию сахарного магната Альфреда Сомье вновь обрел былую славу.

Теперь дворец, пребывающий в частной собственности, открыт для посещения. Среди его интерьеров и экстерьеров снимали сцены из «Человека в железной маске».

Экскурсия по дворцу — богатое убранство и исторические персонажи

Пышная резиденция, защищенная рвом

Дворец Во-ле-Виконт, попадающий в поле зрения сразу за линией ворот, представляет собой строгое трехэтажное здание, опоясанное глубоким рвом.

Лишь с южной стороны дворец окружают зеленые сады, усыпанные скульптурами и фонтанами.

Сооружение, построенное в стиле французского классицизма, венчает высокая покатая крыша.

В ее центре возвышается луковичный купол, оформленный пилястрами и фронтоном.

По подъемному мосту, пересекающему ров, гости замка попадают в парадный двор.

Широкие лестницы ведут в торжественный входной зал, где и начинается экскурсия. Два гобелена, украшающие его стены, были созданы по заказу Шарля Лебрена в местной мастерской. Позднее по приказу Людовика XIV она была реорганизована в Королевскую мануфактуру гобеленов.

Путь посетителей лежит через овальный Большой салон, с которым граничит роскошная королевская опчивальня, оформленная в пафосном стиле Людовика XIV.

Именно отсюда, если верить Дюма, был похищен и обменян на брата, «Железную Маску», славный французский король.

Потолки спальни Фуке, Салона Муз и Комнаты игр украшают росписи Лебрена, а сами залы – многочисленные восковые фигуры, олицетворяющие Николя Фуке, короля и его свиту.

Комнаты второго этажа оформлены гораздо скромнее: их исконное убранство, как и большая часть сокровищ дворца, было конфисковано в дни преследований Фуке.

Помещение кухни

На цокольном ярусе расположены похожая на пещеру кухня, оставшаяся неизменной с XVII века, кладовые, винные погреба и помещения для прислуги.

Таинственные лабиринты подземных ходов соединяют эту часть замка с парком.

С колокольни, возвышающейся над центральной частью особняка, открывается великолепная панорама садово-паркового ансамбля.

В одном из открытых для посещения залов представлена переписка суперинтенданта финансов, короля Франции и вереницы последующих владельцев.

Видео, запечатлевшее интерьеры замка под классическую музыку :

Прогулка по парку в стиле барокко

Роскошный парк Во-ле-Виконт в стиле барокко, являющийся гордостью поместья, превратил сына садовника Тюильри в любимого ландшафтного архитектора Людовика XIV. Сады, построенные для суперинтенданта финансов, стали первым серьезным делом Андре Ленотра и черновым наброском для создания зеленой зоны Версаля.

Для того чтобы освободить пространство для кружевных цветочных клумб, широких каналов и водных партеров, потребовалось разрушить три окрестные деревни, уничтожить сотни акров леса и даже сместить русло реки.

Витиеватые клумбы и фонтаны

Композиционной осью парка является дорога, ведущая от южного фасада дворца через центр трех невысоких террас. Минуя каналы поперечных осей и массивы боскетов, она приводит к преобразованному руслу реки с каскадом и гротом и замыкается кульминационным узлом – архитектурно оформленным холмом.

Декоративное украшение террас дополняют фонтаны, вазы с цветами и скульптуры. Сердцем пейзажной композиции, занимающей 100 га и рассчитанной на проведение грандиозных приемов, считается дворец.

Дворцовая панорама

Его строгий силуэт, созданный в духе средневековых оплотов, виден со всех концов парка. В зеленом «легком» поместья не брезговали выступать и именитые друзья Фуко – Лафонтен и Мольер. На территории парка также расположен Музей экипажей.

Обзор усадьбы на видео с высоты птичьего полета:

Как добраться — поездом, автобусом, машиной

От Лионского вокзала Парижа до Мелена, расположенного в 7 км от Во-ле-Виконт, курсируют поезда Transilien (www.transilien.com ) . От станции Châtelet-Les Halles до Мелена можно добраться посредством RER D . Время в пути составляет от 25 до 50 минут в зависимости от выбранного маршрута.

В выходные дни с апреля до 7 ноября сообщение между ж/д станцией Мелена и замком осуществляют автобусы Chateaubus (стоимость проезда в одну сторону – 3,5 €). Расписание их движения привязано к расписанию поездов из Парижа.

Для планирования поездок по Парижу и Иль-де-Франс удобен сервис vianavigo.com

В остальное время до замка Во-ле-Виконт придется добираться на такси (чтобы не испытывать сложностей в общении с водителями-франкофонами, проще всего воспользоваться русскоязычным сервисом).

Если вы едете в замок на машине из Парижа, двигайтесь по шоссе А4 либо А6, а затем по А5 до поворота на Сен-Жермен-Лакси. Координаты Во-ле-Виконт для GPS-навигатора: 48.568727000, 2.713580000.

Информация для туристов

Режим работы:

Замок Во-ле-Виконт, принадлежащий семье ле Вогюэ, открыт для посещений с 8 марта до 8 ноября.

Время работы: с 10.00 до 18.00 во все дни, кроме среды .

Стоимость входных билетов:

Взрослый : 16,50 €

Льготный (распространяется на детей с 6 до 16 лет, студентов и пенсионеров): 13,50 €

Детский (до 6 лет): бесплатно

Семейный тариф (рассчитан на семью — двое взрослых и двое детей): 54 €

Посещение сада: 8,50 €

Стоимость аудиогида составляет 3 €.

  • Здесь работают рестораны «L’Ecureuil» («Белка») , названный в честь дворянского герба Фуке и расположенный в одной из пристроек особняка, и «Les Charmilles» , находящийся в партере Дианы. Стоимость обеда составляет более 30 €, а детского меню – от 8,5 €. На территории дворцово-паркового ансамбля есть книжный и сувенирный магазины . Режим их работы совпадает с графиком работы поместья.
  • Во вторую и четвертую субботу с марта по ноябрь в парке проводится шоу фонтанов . Представление, длящееся с 15.00 до 18.00 , позволяет оценить эффективность старинных механизмов XVII века. Дождевая вода, поступающая в резервуар через старые акведуки, посредством силы тяжести распространяется по всей территории сада, взрываясь брызгами из фонтанов.
  • По субботам с 7 мая по 8 ноября в замке проводится «Вечер свечей» . Это яркое мероприятие, продолжающееся с 20.00 до 23.00 , служит напоминанием о роковой для Николя Фуке августовской ночи 1661 года. Как и века назад, залы и аллеи озаряет свет тысяч свечей и наполняют звуки классической музыки. Стоимость вечерней прогулки при романтическом освещении составляет от 13 до 19,50 €.

Больше полезной информации можно найти на официальном сайте достопримечательности www.vaux-le-vicomte.com.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт (1655-1661) расположен примерно в 50 км от Парижа, около Мелена. Во-ле-Виконт, во многом предвосхитивший ансамбль Версаля, был построен не для короля, а для генерального контролера финансов Н. Фуке, образованнейшего человека того времени. Его друзьями были, например, Мольер и Лафонтен, художники, зодчие, что, в принципе, и позволило ему создать Во-ле-Виконт. Фуке стал главным управителем финансами Франции после смерти кардинала Мазарини и надеялся стать премьер-министром. Его личные огромные средства позволили ему начать строительство в Во-ле-Виконт грандиозного замка и садов.

Создателями этого произведения зодчества были архитектор Луи Лево (1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и живописец Шарль Лебрен (1619-1690), участвовавший в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

Замок Во-ле-Виконт - одно из самых ярких произведений французской классической архитектуры XVII века. Дворец стоит на островке, окруженном наполненным водой рвом, и соединен с остальной частью сада подъемным мостом. В архитектуре дворца Во-ле-Виконт еще сохранены некоторые традиционные черты французского зодчества, но явно преобладают классицистические архитектурные принципы.

Замок имеет три этажа. По широким лестницам парадного двора можно попасть в торжественный входной зал, потом в Большой салон - высокий овальный зал. К Большому салону примыкает изысканно декорированная королевская спальня. В некоторых залах первого парадного этажа расположены восковые фигуры, изображающие Фуке, короля и придворных. На втором этаже жилые комнаты скромнее. На цокольном этаже располагались кухня, кладовые, винные погреба и прочие служебные помещения.

Дворец - главная составная часть ансамбля - вместе с парком представляют единое целое. Так, Большой овальной зал, выполненный в барочно-классицистическом духе, впервые стал центром композиции не только дворца, но и ансамбля в целом: он находится на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой и поперечных аллей).

Парковый ансамбль Во-ле-Виконт - первый образец строго регулярного стиля. Итальянские парки традиционно устраивались на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французский сад симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Для него характерны строго геометрический план и изысканная скульптура. Английский сад - пейзажный, в своей композиции он как бы следует живой природе.

В Во-ле-Виконт зеленые насаждения идеально подстрижены. Территорию парка расчленяют аллеи, дорожки на четкие, геометрические объемы. Идеально держат форму цветники, расположенные с внешней стороны партеров (посадки в парке заключены в прямоугольные, квадратные и круглые формы).

Композиционно дворцово-парковый ансамбль можно разделить на три части: замок с парадным двором, сад с цветниками, беседками, фонтанами, лесопарк. Обширный партер длиной 1200 м расположен по обеим сторонам дворца до статуи Геркулеса. На заднем плане возвышаются гроты и скульптуры животных. Рядом с замком разбиты цветочные партеры сложного рисунка на фоне зелени большого партера. Здесь же можно видеть и партеры с арабесками - орнаментом из низкостриженого кустарника. Есть в Во-ле-Виконте партеры со скульптурой, фонтанами. А партер-газон визуально завершает композицию парка - он простирается перед скульптурой Геркулеса.

Боскеты и партеры образовали залы под открытым небом. Поперек главной оси сада проложен Большой канал, который нужно обходить вокруг или пересекать на лодочке. Другой канал окружает замок и выполняет чисто декоративную функцию. Замок окружает лесопарк с многочисленными уютными полянами. Лесопарковая зона незаметно сменяется лесами и полями охотничьих угодий.

Во дворце часто устраивались приемы. 17 августа 1661 года замок посетил король Людовик XIV. "Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум, и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы", - писал А. Дюма в книге "Десять лет спустя". Король был просто ошеломлен увиденным и испытал чувство унижения оттого, что сад его подданного превосходит своей красотой королевский. Он отказался принять приглашение Фуке провести ночь в специально приготовленных апартаментах и отправился назад в Фонтенбло, предпочтя провести ночь в экипаже.

Через три недели Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Так бывший министр финансов вместо замка Во-ле-Виконт оказался в заточении в маленькой крепости Пиньероль, где и находился до конца своих дней. А министром финансов был назначен Жан Батист Кольбер. Все художники Во-ле-Виконта во главе с Лебреном были взяты на службу к королю.

То, что осуществил Фуке в Во-ле-Виконте, король захотел воспроизвести в большем масштабе в своей загородной резиденции - Версале. После Во-ле-Виконта он обнаружил, что Фонтенбло слишком старомодно, Париж король ненавидел, Тюильри и Сен-Жермен были для него слишком малы. В 1662 году Людовик XIV поручил Ленотру создать проект сада в Версале. Этот сад создавался поэтапно, в течение 50 лет. Но в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта.

Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке (гобелены, мебель, посуду, скульптуру), в Лувр и Версаль. С тех пор замок и парк переходили от одного владельца к другому. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен решил сломать здание и продать участки под сады. Только по счастливой случайности об этом узнали знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье и его жена - дочь историка Проспера де Баранта. В 1875 году господин Сомье купил замок, пребывающий в плачевном состоянии. От его коллекций остались только два стола из мрамора и резного дерева, и то только потому, что никто не мог сдвинуть их с места из-за огромного веса. Знаменитые сады замка одичали.

Господин Сомье истратил большую часть своего состояния на реставрационные работы и покупку старинной мебели. Он долго отказывался проводить там даже электричество, опасаясь, что это новшество может привести к пожару. Лишь в 1900 году шефу жандармерии Мелуна удалось доказать, что лампы, имеющиеся в замке, более опасны для деревянной мебели и картин. Когда Альфред Сомье умер, реставрация дворцово-паркового ансамбля была почти завершена. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника.

Дата публикации: 23.05.10

Даже страшно подумать, что такой шедевр архитектурного искусства как замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), мог быть стерт с лица земли по прихоти Короля-солнца, Людовика XIV.

Начало лета 1661 года. Король с королевой прибыли в замок, построенный его суперинтендантом, на торжественное новоселье. То, что открылось их взору, превзошло все ожидания. Террасы и газоны, утопающие в цветах, парки, фонтаны, бассейны с экзотическими рыбками, множество гротов и каскадов и сам замок – куда не падал их взгляд, все было не просто роскошно – чарующе.

Но, вместо того, чтобы любоваться окружающим великолепием, король планировал, как он отомстит Николя Фуке за несколько часов его триумфа. И он отомстил, всю свою оставшуюся жизнь министр финансов короля прожил в тюрьме.

Дальнейшая судьба замка была незавидна, сначала жена Николя Фуке отдает его за долги и король вывозит оттуда все самое ценное, дворец выставляется на продажу, и, почти два столетия, тихо рушится. В 1875 году замок выкупает Альфред Соммье и начинается новая жизнь поместья.

  • (70.00 €)

В 1968 года замок Во-ле-Виконт открывается и становится одним из самых посещаемых достопримечательностей во Франции. Приехать сюда можно как самостоятельно, так и с экскурсией.

Новые хозяева постарались восстановить замок с исторической точностью.

Трехэтажный дворец, опоясанный глубоким рвом, встречает туристов торжественным залом, Большим салоном, королевской опочивальней, оформленными фресками и позолоченными гипсовыми элементами, в стиле барокко. В некоторых салонах на первом этаже установлены восковые фигуры хозяина дома, короля и других исторических персонажей. Есть во дворце комната Игр и салон Муз. Еще в замке есть уникальная библиотека и оранжерея. На цокольном ярусе расположены кухня, кладовые, комнаты для прислуги. По подземным переходам можно попасть в любую часть парка.


Про парк следует сказать отдельно, ведь именно здесь родился первый классический французский парк, отличительная черта которого – симметричное расположение газонов, аллей, бассейнов. Выстриженные из кустов и деревьев пирамиды, шары и конусы тоже расположены так, чтобы подчеркнуть симметрию композиции. Большое количество античных скульптур, нимф и других созданий украшают всю территорию парка.

Возле входа в замок расположены конюшни, в которых разместился музей экипажей.

Приезжающие в замок экскурсанты, могут не только ознакомиться с поместьем и полюбоваться прилегающей к нему территорией, здесь разработана целая программа для привлечения туристов.

Во все субботы с начала мая и до начала октября проводятся «Вечера свечей», в память основателя дворца Николя Фуке. Во вторую и четвертую субботу с последних чисел марта и до середины октября проходит «шоу фонтанов». Ежегодно, 20 мая, на территории замка проходит костюмированный бал – одно из самых удивительных и таинственных мероприятий дворца Ве-ло-Виконт.

Здесь играет старинная музыка, гости разодеты в костюмы XVII века, среди них снуют танцоры, предлагая изобразить танец прошлого, а после заката зажигают две тысячи свечей. В самом конце мероприятия можно увидеть волшебный фейерверк.


Каждый год 23 июня проходит «Пикник на природе» или «Ночь Муз». С 9 по 11 ноября проходит детский праздник «черного золота», где маленьким гурманам будет предложено в неограниченном количестве продегустировать любимое лакомство - шоколад.

Небольшое поместье Фуке приобрел в 1641 г. из-за его выгодного положения: оно находится в 55 км от Парижа на пути между двумя королевскими резиденциями - Венсеннским замком и Фонтенбло. Приобретение этих земель позволяло оставаться близко ко двору и оказывать услуги королю во время переезда из одной резиденции в другую. Тогда и зародилась у Фуке мечта: построить здесь замок красоты невиданной, чтобы принять в нем короля с истинно королевской роскошью так, чтобы запомнилось гостям на всю жизнь. Ему хотелось слить воедино природу, архитектуру и искусство и создать возле дворца парк с неожиданными перспективами, водными затеями и таинственными уголками.

Для этого нужно было радикально изменить ландшафт, снести 3 деревни и старый замок, разбить террасы на пересеченной местности, изменить русло реки и подвести воду к множеству искусственных водоемов и фонтанов. Работы по расчистке и осушению были начаты сразу после покупки земель в 1641 г. Над преобразованием ландшафта трудились 18 тысяч рабочих. Особенно интенсивно работы по созданию парка велись с 1656 по 1661 год.

Чтобы осуществить свою мечту, Фуке привлек к строительству самых талантливых и уже заслуживших признание современников: архитектора Луи Лево, художника-декоратора Лебрена и строителя парков Ленотра. Основная ответственность легла на плечи Ленотра, которому было поручено создание единого ансамбля, включающего все строения усадьбы. Фуке предоставил мастеру полную свободу и необъятную территорию, позволив ему проявить всю силу своего гения. Ленотр приступил к работам в Во в 1653 г., результатом стало рождение первого классического французского парка, в котором все спланировано и предусмотрено, от размеров каждого объекта до впечатления, которое он должен произвести. Природа здесь - лишь материал для фантазии художника.

Согласно плану, русло реки Анкей было повернуто на 45 градусов и убрано в трубы, вырыт канал и резервуар объемом свыше 2000 куб.м, дабы обеспечить водой все водоемы и фонтаны будущего парка.

Искусство Ленотра уникально: он вписывает архитектурные сооружения в план паркового ансамбля так филигранно, что невозможно уже изъять ни одной составляющей. Главная планировочная ось пронизывает всю территорию усадьбы, систематизируя ее пространство.Она проходит через центр парадного двора и Овальный зал дворца, продолжается центральной и Водной аллеей в парке и завершается сейчас у подножия статуи Геркулеса, которая замыкает перспективу. В более поздних работах Ленотр будет оставлять перспективу открытой, уходящей в бесконечность. По первоначальному плану главная ось начиналась и заканчивалась трехлучием дорог, расходящихся под углом 60 градусов в стороны соседних населенных пунктов. Этот элемент будет неоднократно повторен в дальнейшем, в частности в Версале , подчеркивая важность места, куда стекаются все дороги.

Главную ось пересекают 3 перпендикулярных ей оси, расчленяющих все пространство на 4 части. Первая поперечная ось проходит через анфилады парадных залов первого этажа дворца, отрезая северную часть с трехлучием подъездных дорог, парадным двором, дворцом и службами от парковой зоны. Вторая поперечная ось разграничивает первую и вторую террасу партера аллеей. Третья ось проходит по каналу и сама служит водным партером, отделяя вторую террасу от завершающего аккорда ансамбля - Грота Речных Богов и холма со статуей Геркулеса.

Небывалый размах строительства вызвал зависть и пересуды при дворе. Секретарь короля Кольбер исподволь внушал молодому Людовику XIV, что дворец строится на краденые казенные деньги. Расположение короля Фуке собирался вернуть, организовав для него праздник по случаю завершения строительства дворца. 17 августа 1661 г. министр пригласил Людовика XIV вместе со всем двором на праздник в свой новый сказочный замок, не имевший себе равных в то время. Фуке так хотелось сделать праздник незабываемым, волшебным, неповторимым. И на свою беду, ему это удалось. Тщеславие министра победило доводы рассудка и друзей, твердивших об осторожности.

Небывалая роскошь приема настолько возмутила Людовика XIV, что вскоре последовал приказ об аресте Фуке и возбуждение дела о казнокрадстве и измене. Арест и строго изолированное содержание задержанного были поручены лично д’Артаньяну, самому настоящему реальному графу Шарлю Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Фуке был осужден на пожизненное заключение в одиночной камере в крепости Пиньероль. Все 3 года с момента ареста и до того, как за Фуке захлопнулась навсегда дверь камеры в Пиньероле, д’Артаньян был неразлучен с подсудимым. Предписанная строгая изоляция заключенного была настолько жесткой, что Фуке стал одним из кандидатов на роль загадочной личности в железной маске.

После ареста хозяина усадьба была реквизирована, все ценные вещи - гобелены, мебель, посуда, скульптура и все апельсиновые деревья - вывезены в Лувр, откуда позже переправлены в Версаль.

Судьба усадьбы после ареста хозяина складывается драматично: через 12 лет мадам Фуке получила опустевший дворец обратно. С 1705 по 1875 усадьба переходит из рук в руки, чудом уцелев во время Французской революции 1789 г. и приходя понемногу в запустение. В 1875 г. крупный промышленник-сахарозаводчик и меценат Альфред Сомье выкупает имение и посвящает всю свою дальнейшую жизнь и средства его восстановлению. Руководит работами архитектор Габриэль Десталье. В процессе восстановления усадьбы рисунки Израэля Сильвестра, сделанные в 1660 г., служат ему первичным источником о садах Во.

Собирая антикварную мебель, воссоздавая интерьеры дворца и регулярный парк, Сомье хотел вернуть усадьбе блеск XVII века, свято веря, что современные достижения лишь испортят ее. Он так боялся пожара, что до 1900 г. использовал лишь свечное освещение, как в старину. Друзья с трудом убедили хозяина в безопасности электричества. Может быть, с тех пор и повелось проводить с мая по октябрь по субботам «Вечер при свечах», когда дворец и парк освещаются 2000 свечей и плошками с маслом, воссоздавая атмосферу XVII века. Зрелище восхитительное, жаль только, что при таком освещении невозможно разглядеть и сфотографировать все прелести интерьера и парка. Вечер при свечах заканчивается фейерверком из золотых и серебряных огней на фоне ночного неба.

С 1965 г. Во-ле-Виконт получил статус государственного исторического заповедника, хотя он и сейчас является частной собственностью наследника Сомье - графа Патрика де Вогюэ.

Пора и нам поближе посмотреть на чудо XVII века - первый классический французский парк.

Дорога, ведущая к воротам дворца, выглядит очень романтично: это довольно узкая для двустороннего движения машин аллея из могучих платанов, по которой, как кажется, должны двигаться лишь кареты и кавалькады всадников. Раньше к воротам усадьбы сходились 3 одинаковые дороги, образуя радиальное трехлучие. Наконец перед нами ограда Во-ле-Виконта, за которой виден дворец. Решетка, оставляющая открытым вид на дворец, была новшеством в XVII веке по сравнению с глухими воротами и высокими каменными оградами феодальных замков.

Прямо за воротами нас ждет огромный двор, разделенный дорожками на 4 зеленых квадрата газонов. С двух сторон двор ограничен кирпичными стенами хозяйственных служб. Справа от нас - конюшни, здесь и сейчас размещается музей исторических экипажей, слева среди прочих строений - оранжереи и церковь.

Здания служб построены из красного кирпича, с отделкой из белого камня в традиционном для Франции стиле, на их фоне дворец из белого камня празднично выделяется на фоне земли и неба.

Он возвышается на искусственном насыпном островке, окруженном широким рвом с водой, через который перекинут мостик. Ров выполняет чисто декоративную функцию, переходим его по каменному мосту, пересекаем парадный двор, поднимаемся по лестнице к дверям и с удивлением видим, что дворец просматривается насквозь: через окна нижнего этажа виден парк, раскинувшийся за залами дворца.

Во-ле-Виконт удивляет посетителей и сейчас, каково же было изумление гостей Фуке в XVII веке?! Для придворных здесь все было необычно и ново: белокаменные стены дворца, отсутствие глухой ограды вокруг него, отсутствие парадной лестницы, занимающей весь вестибюль, огромный овальный зал, откуда виден весь партер, использование зеркал для имитации оконных проемов и полный неожиданных впечатлений парк. Исчезла замкнутость пространства, характерная для феодальных замков, где все было направлено на оборону и неприступность, в Во царит миролюбие, радость жизни и открытость.

К XX веку площадь усадьбы существенно сократилась. За пределами заповедника оказались радиальные трехлучия дорог и леса, примыкавшие к боскетам. Ленотр блестяще справился с рельефными изменениями на огромном пространстве, проложив главную планировочную ось с севера на юг, собирающую воедино все части парка при прохождении через всю усадьбу. В вестибюле дворца вам предложат купить билет на балкон, находящийся на крыше. Отсюда открывается волшебный вид на весь партер, длина которого от дворца до статуи Геракла составляет 1200 м.

С высоты план оживет и предстанет во всей красе. Выйдя из дворца на первую, самую высокую парковую террасу, мы видим у подножия лестницы два симметричных партера-бродери (фр. broderie - вышивка, узор, шитье). Затейливые живые арабески из зеленых кустиков аккуратно подстриженного самшита ярко выделяются на фоне крошки красного кирпича и черного антрацита, которыми засыпана площадь партера между посадками. Бродери были полностью утрачены и воссозданы по гравюрам Сильвестра и рисункам Ленотра в 1923 г. А. Дюшеном.

В левом углу террасы находится боскет «Корона». Существовавшая здесь низина была преобразована Ленотром в боскет. Это один из характерных для работ мастера боулингрин - заниженный участок партера, состоящий исключительно из зеленых стен кустарника и газона. На фоне зелени контрастно выделяется фонтан с позолоченной короной. Работающими фонтаны и каскады можно увидеть во вторую и последнюю субботу каждого месяца с марта по октябрь с 15.00 до 18.00.

Правый угол террасы занимает цветочный партер. Место фонтанов здесь пока указывают вазы с цветами.Такие партеры - вершина мастерства ландшафтного дизайна, ведь они должны сохранять свой праздничный цветущий вид постоянно. Это требует продуманной программы высадки последовательно зацветающих и сочетающихся по высоте и цвету растений, а также постоянного тщательного ухода.

Боскеты, окантованные зелеными стенами из гладко стриженых деревьев и кустарников, образуют ряд залов под открытым небом. Они служат стенами и фоном фрагментам партера. Как мебель расставляют в залах и комнатах, так во французском регулярном парке расставляют скульптуру и высаживают декоративно подстриженные кусты и деревья - топиари. Они обозначают вход в боскеты, отделяя их один от другого, или зонируют пространство партера. Их положение и форма хорошо продуманы и не случайны.

Правее цветочного партера в боскете за легкой кованой решеткой ворот находится огород. Хозяину было, чем тут похвастать перед вездесущими гостями. Блестящий садовник Лакентини впервые использовал здесь теплицы для раннего выращивания фруктов и овощей к праздничному столу. Позже вместе с талантливыми создателями дворцово-паркового ансамбля Лакентини будет приглашен королем в Версаль, где он создаст уникальный Королевский огород.

Вторая парковая терраса находится на несколько ступеней ниже первой и имеет небольшой наклон. Секрет гармонии общего вида партеров кроется в укрупнении деталей и увеличении площадей по мере удаления объектов от дворца.

Границу террас сейчас охраняют львы и тигры работы скульптора Ж. Гарде (1863-1939).Поперечная аллея у ног этих величественных хищников и является второй поперечной планировочной осью. Она проходит через Круглый пруд и упирается в Водяную решетку, которую уравновешивает решетка ворот огорода на другом конце оси. Водяная решетка представляет собой фонтан из ряда одинаковых вертикальных струй между двумя термами, украшенными лицами, олицетворяющими четыре времени жизни человека. В XVII веке по бокам терм стояли две человеческие фигуры, а не скульптуры собак, как сейчас. Водяная решетка приподнята над уровнем террасы и очень напоминает театральную сцену с кулисами. Роль кулис выполняют ступени с аналогичными фонтанами из небольших струй. Именно эта площадка послужила сценой Мольеру для спектакля «Докучные», сыгранного 17 августа 1661 г.

В день праздника придворные были потрясены сплошной блистающей завесой из струй фонтанов в Водяной Решетке. Сейчас на «мольеровской сцене» находится кафе «Сон Во», одноименное с названием стихотворения Лафонтена. Шезлонги, классическая музыка и шампанское позволят вам расслабиться и помечтать. Оно открыто во время проведения вечеров при свечах с 17.00 до 23.00. В остальное время оно обнаруживает себя лишь рядом закрытых зонтиков между двумя линиями фонтанов.

Главная ось на второй террасе прочерчена Водной аллеей, начинающейся сразу за Круглым прудом, окруженным итальянской скульптурой XVII века. Пруд является точкой пересечения планировочных осей.

При работе фонтанов над Водной аллеей висела взвесь брызг, их радужный ореол подчеркивал направление оси. Нам не удастся полюбоваться таким эффектным зрелищем, Водная аллея еще не восстановлена. По сторонам от этой аллеи находятся симметричные Бассейны Тритонов, украшенные скульптурами трубящих в раковины Тритонов в окружении шаловливых малышей-путти и наяд.

Парк спроектирован Ленотром так, что из любой точки партера мы видим дворец как центр композиции. /2 фото/ Кроме того, каждый уголок мог служить декорацией для любого шоу. Эту особенность охотно используют современные кинорежиссеры, снимая исторические фильмы в Во. Здесь были сняты «Лунный странник» 1979г, «Человек в железной маске» 1989 г., «Дочь д’Артаньяна» 1994г., «Ватель» 2000г.

Воде Ленотр уделял огромное внимание. В его парках вода всегда присутствует во всем своем разнообразии. Она то рвется в небо из фонтана, переливаясь всеми гранями бриллиантовых струй, то шумит мощным водопадом, то лежит безмолвным зеркалом, то журчит ласковым ручейком.

Он мастерски сочетает различные элементы ландшафта, даря зрителям быструю смену впечатлений. В конце Водной аллеи Ленотр приготовил очередной сюрприз для зрителей: зеркало в виде огромного прямоугольного бассейна площадью 4000 кв. м. В безветренную погоду в нем видно полное отражение дворца.

Справа от бассейна Зеркало расположен грот Исповедальня. Его внутреннее пространство разбито арками на небольшие ниши, похожие на церковные исповедальни. Со смотровой площадки над гротом открывается великолепная панорама парка.

От самого дворца мы заметили, что главная ось упирается в массивный Грот Речных Богов. Строение Грота окантовано с обеих сторон лестницей, восходящей на зеленый холм. Подойдя вплотную к краю террасы, мы обнаруживаем, что дорога вдруг обрывается, земля уходит из-под ног, и мы стоим на высокой подпорной стене, украшенной Каскадом и скульптурными группами детей с гиппокампами. Неожиданность эффекта обеспечивает большой перепад высот. Со стены Каскада открывается прекрасный вид на холм с Геркулесом и пройденный нами партер, а внизу у наших ног лежит еще один, на этот раз водный партер, находящийся примерно на 4 м ниже второй террасы. Его главными элементами являются вода и скульптура.

Согласно плану Ленотра, в глубокой лощине, по дну которой струилась речка Анкей, разместился водный партер. Русло было развернуто и преобразовано в Канал длиной 1000 м и шириной 40 м, который и стал третьей поперечной осью в его плане. Спускаемся по крутой лестнице в Водный партер, оставляя наверху всю суету и шум многолюдного праздника, здесь нас обступает тишина, покой и умиротворяющий плеск струй. У подножия Каскада лежит обширная площадка, засыпанная белой крошкой известняка.

Вода отрезает дальнейший путь по центральной оси парка и, чтобы дойти до подножия статуи Геркулеса, нужно обогнуть канал, завершающийся на востоке огромной круглой чашей, которую окрестили Сковородой за ее форму, или переплыть канал на лодке. На старинных гравюрах видны плавающие по каналу лодки, которые разворачивались в этом пруду. Во время королевского приема лодки для катания гостей были оформлены в виде огромных лебедей.

Противоположный берег Канала украшен Гротом Речных Богов, напротив которого Канал расширяется, словно желая ласково лечь у ног своих повелителей. Речные боги, высеченные по рисункам Н. Пуссена в XVII веке, задумчиво смотрят на свое отражение. Скульптура Тибра находится в левой нише Грота, а Анкея - в правой. Удивительное, настраивающее на философский лад зрелище представляют собой два Анкея: скульптурное олицетворение реки грустно смотрит на собственное отражение и, наверное, вспоминает праздник Фуке.Между нишами Грота находятся семь сводов с углублениями в рустованной стене и барельефами атлантов.

У подножия Грота Речных Богов в расширении канала раньше размещалась скульптурная группа со статуей Нептуна. Сейчас это место пустует.

За Гротом Речных Богов на последней террасе парка, полого спускающейся к каналу, таился последний сюрприз Ленотра - бассейн Сноп. Это был апофеоз композиции: он находится выше Грота Речных Богов и доминировал над всем парком. Его название произошло от мощных струй фонтана высотой 3 м, вздымающихся вверх в виде снопа. На картине «Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.» мы видим имение во время правления Людовика XV. Здесь показаны все фонтаны в действии, на первом плане - фонтан Сноп и водопады Каскада.

Вот мы и добрались до могучей фигуры Геркулеса, в которую упирается главная планировочная ось усадьбы. Не будь скульптура столь атлетической, она, может быть, и не сдержала бы всей мощи центральной оси, упирающейся в грудь Геркулеса. До XIX в. перспектива главной оси оставалась открытой, как в последующих работах Ленотра, пока копия статуи Геркулеса работы Фарнезе не была возвращена на свое место.

Праздник в Во-ле-Виконте завершился фейерверком в иллюминированном парке, поставив завершающий восклицательный знак в конце этого незабываемого дня. Теперь мы видим, что у знаменитого версальского парка и проводимых там праздников Людовика XIV был достойный предшественник.

Впечатления от посещения Во не прошли даром для Людовика XIV: он заразился одной из самых разорительных болезней - манией строительства. Все создатели дворцово-паркового ансамбля в Во-ле-Виконте были приглашены королем для строительства королевской резиденции в Версале . Об отказе королю и подумать было невозможно, и уже спаянный коллектив мастеров, включавший Ленотра, Лебрена, Лево и Лакентини, приступил к работе над новым объектом, прославившим их имена на века.

Литература:

1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство», 256 с.

2. Sefrioui Anne «Vaux le Vicomte», Paris, «Editions Scala», 64 р.

3. Птифис Ж.-К. «Истинный д’Артаньян» 2004, М., «Молодая гвардия», 207с.