Дворец советов. Дворец советов — утопический проект ссср Самый грандиозный дворец компартии

Дворец труда и Большой кинотеатр — этих названий не найти на карте современной столицы, они сохранились лишь в архивах. Попробуем представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Москва — город, который активно строился и перестраивался на протяжении всей своей истории. Каждая эпоха привносила в облик столицы что-то новое, иногда пытаясь полностью поменять её архитектурную концепцию. Особенно это касается советского периода, когда появились такие стили, как знаменитый сталинский ампир и конструктивизм.

Архитектурные проекты той поры поражают воображение. Некоторые из них были воплощены в жизнь, но многие так и остались в архивах. Впрочем, только на бумаге можно увидеть и некоторые чертежи дореволюционного периода. Попробуем же представить, как бы выглядел наш город, если всем планам суждено было бы сбыться.

Дореволюционная подземка

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году. Тогда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Пушкинскую площади до Марьиной Рощи. В 1902 году А.И. Антонович, Н.И. Голиневич и Н.П. Дмитриев составили доработанный проект, который предусматривал строительство Кольцевой линии, проходящей по Камер-Коллежскому валу, а также Центрального вокзала в Александровском саду и четырёх радиальных линий. Половину этих дореволюционных веток планировалось построить на эстакадах, а половину провести в тоннелях. Кольцевая по проекту должна была проходить по эстакадам и земляным насыпям.

Храм Христа Спасителя на Воробьёвых горах

Храм этот собирались воздвигнуть в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Архитектор Александр Витберг предложил построить его между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьёвых горах, которые Александр I поэтично назвал «короною Москвы». Вот несколько доводов, придавших вес предложению: это и желание императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве «нет достаточно места, потребного для изящного здания»; это и ссылки на расположенный за городом собор Святого Петра в Риме; это и удачное географическое расположение — ведь расстилающееся у подножия Воробьёвых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека. И последний довод: Воробьёвы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

Храм должен был стать самым высоким в мире: высота его наземной части должна была быть 170 метров (для сравнения: высота собора Святого Петра в Риме — 141,5 метра). В 1823 году начались заготовка камня и работы по соединению верховьев Волги и Москвы-реки для доставки камня к храму. Первый опыт оказался удачным, но вывезти большие партии так и не удалось, потому что воду в Москве-реке не смогли поднять до нужного уровня.

Строительство храма так и не продолжилось. Многочисленные ключи на склоне гор, свидетельствующие о песчаных грунтах, исключают возможность строительства большого сооружения не только на склонах, но и на вершине из-за опасности неравномерной осадки.

Дворец труда в Москве — неосуществлённый проект 1922-1923 годов. В центре столицы, на участке между Тверской улицей и площадями: Свердловской, Революции и Охотнорядской (на месте нынешней гостиницы «Москва») планировалось возвести грандиозный комплекс.

Дворец труда должен был вместить все рабочие организации Москвы, большие пролетарские библиотеки, зал заседаний на несколько тысяч человек, аудиторию на восемь тысяч слушателей, музей социальных знаний, столовую с пропускной способностью шесть тысяч человек, спортивные организации и многое другое.

Выставка проектов «Дворец труда» открылась в марте 1923 года. Этот крупнейший конкурс должен был во многом определить, по какому пути пойдёт советская архитектура. Представленный на нем проект братьев Весниных стал первым зданием в стиле конструктивизм. Однако его строительство так и не началось, а в 1935 году здесь появилась гостиница «Москва».

Сухаревская площадь

В 1931 году был разработан план генеральной реконструкции Москвы. Он предполагал полное изменение градостроительной концепции города. В центре должны были появиться широкие транспортные магистрали и высотные здания. Чтобы сделать это, начали сносить историческую застройку. В 1933 году дело дошло и до Сухаревой башни. Известные архитекторы пытались защитить башню. Живописец и реставратор Игорь Грабарь, академики архитектуры Иван Фомин и Иван Жолтовский написали Сталину письмо, в котором указывали, что решение ошибочно: «Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый… Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля».

Авторы письма предлагали в течение месяца разработать проект реконструкции Сретенской площади, который позволил бы разрешить транспортную проблему, при этом сохранив Сухареву башню. Архитектор Фомин вскоре представил этот проект — с круговым движением по площади. Были и другие варианты — пропустить транспорт западнее башни, передвинуть её на другое место, устроить тоннель для транспорта. Всему этому, увы, не суждено было сбыться.

При разборке Сухаревой башни один из наличников окон третьего этажа сохранили и перенесли в Донской монастырь, где его вмуровали в монастырскую стену. Часы с Сухаревой башни сейчас установлены на башне Передних ворот усадьбы Коломенское. Фундаменты башни также сохранились, но скрыты под современной площадью.

В 1980-е годы исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, но ни один из них не был принят. Сейчас о существовании Сухаревой башни напоминает лишь памятный знак в сквере на Садовом кольце.

Дворец Советов в Москве проектировался как гигантское здание высотой 420 метров, венчать которое должна была статуя Ленина высотой 70 метров. Таким образом, здание должно было стать самым высоким в мире. Под строительство было отведено место, на котором ранее стоял храм Христа Спасителя. Проект предложил Борис Иофан, а работу над памятником Ленину поручили Сергею Меркурову. Строительство было прервано с началом Великой Отечественной войны и больше не возобновлялось.

Зарядье

В соответствии с новой эстетикой советское правительство планировало расширить Красную площадь вдвое, а центральные площади — имени Ногина, Дзержинского, Свердлова и Революции в трёхлетний срок реконструировать. Территорию Китай-города хотели освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Восьмой сталинской высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскрёб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, так и не был завершён. Все возведённые конструкции демонтировали, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте построили гостиницу «Россия».

Закрестовский путепровод

Решение об открытии ВСХВ (ВДНХ) повлияло на реконструкцию 1-й Мещанской улицы и Ярославского шоссе. От 1-й Мещанской Ярославка отделялась путями Октябрьской железной дороги, через которые был переброшен старый путепровод. Ширина его была настолько мала, что даже трамвайные пути можно было проложить только в одну нитку.

Первый проект архитектурного решения выполнил в 1935 году архитектор Михаил Жиров. Сооружение должно было иметь невиданные для Москвы размеры: его ширина составляла 40 метров. Проект Жирова не был утверждён, и дальнейшую работу над путепроводами поручили коллективу в составе инженера Юрия Вернера и братьев-архитекторов Константина и Юрия Яковлевых. Начатое в 1936 году строительство было завершено через два года.


Дом ТАСС

В 1934-1935 годах был объявлен конкурс на строительство здания ТАСС. Он проходил в три тура, а для здания выбрали новое место — Пушкинскую площадь. Автором одного из проектов был Леонид Гриншпан — известный архитектор эпохи постконструктивизма. Впрочем, его планы в жизнь так и не претворили. Существующее здание Информационного телеграфного агентства России было построено в 1976 году на Тверском бульваре по проекту архитекторов Виктора Егерева, Анатолия Шайхета, Зои Абрамовой и Геннадия Сироты.

Большой академический кинотеатр на Театральной площади

Большой академический кинотеатр — крупное общественное сооружение, которое по плану реконструкции Москвы должны были построить на площади Свердлова (нынешней Театральной площади), напротив здания Большого театра. Поскольку кино было признано «важнейшим из искусств», новый кинотеатр должен был архитектурно подчинить себе здание Большого театра. Кинотеатр должен превзойти Большой и размерами: в театре — две тысячи мест, а в Большом кинотеатре должно было быть четыре тысячи (потом, правда, эта цифра снизилась до трёх тысяч мест).

Конкурс на проект Большого академического кинотеатра был объявлен осенью 1936 года, но все проекты в итоге были признаны неудачными, все предложенные здания страдали гигантоманией, с которой как раз начинали усиленно бороться. Несмотря на то что кинотеатр на площади так и не появился, именно его проекту мы обязаны созданию совмещённого вестибюля станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова».

Пантеон Славы

Пантеон в Москве — неосуществлённый проект мемориальной усыпальницы, «памятника вечной славы великих людей Советской страны», куда должны были перенести саркофаги Ленина и Сталина, а также «останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлёвской стены».

В 1953 году, сразу после смерти Сталина, был объявлен конкурс проектов пантеона, но его конкретное месторасположение не уточнялось. В центральные органы власти стали поступать многочисленные проекты, многие из которых перекликались с теми, что появились во время конкурса на сооружение Дворца Советов.

Памятник челюскинцам

Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником. Поэтому Моссовет объявил конкурс на проект памятника. Монумент планировалось разместить на стрелке Обводного канала (сейчас на этом месте находится монумент в честь Петра I Зураба Церетели).

Детская железная дорога в Парке культуры и отдыха имени И.В. Сталина (Измайловском парке)

В 1932-1933 годах в Москве уже существовала детская железная дорога — в детгородке Центрального парка культуры и отдыха имени Горького. К концу 1930-х годов её закрыли.

Местом строительства Московской ДЖД затем избрали Общегородской парк культуры и отдыха имени Сталина в Измайлове (ныне Измайловском парке). Генеральным планом развития Москвы предусматривалось превратить этот парк в главную зону отдыха москвичей. Возле северо-западного входа должен был расположиться Центральный стадион СССР имени Сталина на 100 тысяч зрителей. В восточной части парка планировалось открыть крупнейший в мире зоопарк, а в центре парка, в пойме реки Серебрянки, обустроить огромный пруд площадью более 110 гектаров с ухоженными пляжами на 10 тысяч человек, яхт-клубом и станцией гоночных катеров.

Детская железная дорога должна была связать все культурно-развлекательные объекты парка и стать основным видом транспорта. При её создании было решено отказаться от сложившейся в те годы практики проектирования детских дорог детьми или молодыми специалистами в свободное от работы время. Был объявлен конкурс на лучший проект детской дороги и всех её сооружений. По его условиям архитектура вокзальных зданий должна была стоять на качественном уровне московского метро, сооружений канала Москва — Волга, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и быть ярким образцом «радостной советской архитектуры». Особое внимание уделялось разнообразию стилей, а потому каждый из участников готовил проект не всей дороги, а только одного из вокзалов. Итоги архитектурного конкурса подвели весной 1940 года.

В 1940-1941 годах московские детские технические станции и дворцы пионеров провели набор в кружки юных железнодорожников. С первого же дня они были распределены по службам (движения, тяги, вагонной и так далее). Весной 1941 года, пройдя начальный теоретический курс, ребята приступили к практическим занятиям. Но поскольку дорога к тому моменту ещё не была построена, занятия проходили на предприятиях Московского железнодорожного узла. Например, юные паровозники под руководством опытных машинистов водили пассажирские поезда с Савёловского вокзала.

20 июня 1941 года окончательный вариант проекта детской железной дороги был сдан на утверждение. А через два дня началась Великая Отечественная война. После войны неоднократно предпринимались попытки вернуться к вопросу о строительстве детской железной дороги, но все они так и не увенчались успехом.

Как могли бы выглядеть привычные нам улицы

Амбициозные проекты реконструкции города коснулись почти всех центральных улиц и площадей нашего города. Выглядеть совсем не так, как мы привыкли, могли бы и Манежная площадь, и Тверская, и Курский вокзал.




Вы наверное много слышали, о нереализованных довоенных архитектурных планах в Москве. А ведь допустим не будь войны мы бы сейчас много чего из этого видели на улицах Москвы. Давайте посмотрим, как это мог бы выглядеть самый эффектный из них.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни. Это здание воспетое во многих творческих произведениях строилось для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик.

Со страниц книг перед нами предстает циклопическое инфернальное здание - трехсотметровая многоярусная башня, которая служит постаментом для гигантской стометровой статуи Ленина. Статуя настолько огромна, что в голове у нее помещается зал заседаний (зал, в котором состоится та самая торжественная церемония). При этом, гигантский Ильич не замер неподвижно - его гигантская рука всегда указывает на Солнце, для этого самую большую в мире статую вращают огромные электромоторы …

Находясь в здравом уме и трезвой памяти, никто из советских архитекторов не планировал размещать в голове Ленина зал заседаний и заставлять статую вращаться вокруг своей оси вслед за солнцем. Но статуя Ленина, действительно должна была стать самой большой в мире статуей. Да и огромным электромоторам в проекте тоже место нашлось - они должны были быть установлены в трюме Большого Зала и с их помощью в этом зале на 22 тысячи человек менялись бы площадки. Поражают и размеры здания - общая высота 416.5 метров, объем - семь с половиной миллионов кубических метров (три пирамиды Хеопса!). Идею строительства Дворца высказал 30 декабря 1922 года на Первом Съезде Советов Сергей Миронович Киров (этот съезд знаменит не только этим, на нем еще было объявлено о создании Союза Советских Социалистических Республик). Разумеется, такая идея не могла не найти самую широкую поддержку среди делегатов съезда - еще бы, новый символ новой страны!

Но к реализации этой идеи удалось приступить лишь почти десять лет спустя - в 18 июня 1931 года в газете "Известия" был объявлен открытый конкурс на лучший проект Дворца. В том же году, 5 декабря был взорван Храм Христа Спасителя - символ старой России, место которого должен был занять символ Страны Советов. Храм был виден практически из любой точки Москвы начала тридцатых, новый архитектурный символ должен был быть виден из любой точки обновленной Москвы недалекого будущего. В 1931 году был создан и специальный правительственный орган Совет строительства Дворца Советов (чтобы не повторять дважды одно и то же слово в одном названии его часто именовали просто Совет Строительства). При этом Совете был постоянный архитектурно-технический комитет, в который входили видные деятели культуры тех лет - Горький, Мейерхольд, Луначарский. Кроме того, в деятельности Совета принимал активное участие Генеральный Секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин.


Кликабельно 1800 рх

В конкурсе набралось 270 участников - от простых граждан, имеющих смутные представления об архитектуре до профессиональных архитектурных бюро. На долю простых граждан пришлось, кстати, 100 эскизных проектов. А среди профессионалов 24 были иностранцами, среди которых был и знаменитый Ле Карбюзье. Большая часть представленных проектов или не соответствовала представленным требованиям или просто не выдерживала никакой критики. В итоге в финал конкурса вышли пять групп архитекторов, среди которых была и группа Бориса Михайлович Иофана. 10 мая 1933 года Совет наконец определил победителя. В этот день вышло следующее постановление Совета:

1. Принять проект тов. ИОФАНА Б. М. в основу проекта Дворца Советов. 2. Верхнюю часть Дворца Советов завершить мощной скульптурой Ленина величиной 50-75 метров с тем, чтобы Дворец Советов представлял вид пьедестала для фигуры Ленина. 3. Поручить тов. ИОФАНУ продолжить разработку проекта Дворца Советов на основе настоящего решения с тем, чтобы при этом были использованы лучшие части проектов и других архитекторов. 4. Считать возможным привлечение к дальнейшей работе над проектом и других архитекторов.

Пункт 4 был принят незамедлительно - к участию в проекте были привлечены архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко. Проект Иофана не сразу принял тот вид, который знаком всем любителям архитектуры сталинской эпохи. Самый первый эскиз в 1931 году выглядел так:

Как видите, вместо одной огромной башни с Лениным на вершине, целый комплекс зданий. Башня, впрочем, уже есть. Но ее венчает не Ильич, а освобожденный пролетарий с факелом.

А это уже не эскиз, а более подробная версия проекта Иофана, датированная все тем же 1931 годом:

В 1932 году Дворец Советов от Иофана становится чуть более похожим на финальный проект:

Уже почти финальная версия, датированная 1933 годом, но все еще без Ильича, с освобожденным пролетарием на крыше:

Проект принимает все более знакомый вид:

И вот наконец окончательный вариант, утвержденный в 1939 году:

Идею использовать здание в качестве гигантского постамента для гигантской статуи Ленина принадлежит итальянскому архитектору А. Бразини, одному из участников конкурса. Борису Иофану совсем не нравилась мысль о том, что его творение будет всего-навсего постаментом, он настаивал на том, чтобы статую установили не на вершине здания, а перед ним. Но, с начальством не поспоришь. Работу над гигантской статуей высотой 100 метров и весом в шесть тысяч тонн поручили С. Меркурову, украсившему канал имени Москвы фигурами Ленина и Сталина. В дальнейшем мы расскажем вам о том, каким мог бы быть Дворец Советов и о том, что успели построить. А пока предлагаем вашему вниманию галерею проектов Дворца, не прошедших конкурс: Армандо Бразини

Предлагаю Вашему вниманию проекты, которые мне удалось найти в сети, а так же в книге Д.Хмельницкого «Архитектура Сталина: психология и стиль»

2.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

3.Армандо Бразини. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

4.Г.Красин, А.Куцаев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

5.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

6.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

7.Генрих Людвиг. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

8.Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

9.Гектор О. Гамильтон.Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

10.Иван Жолтовский. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

11.Каро Алабян, Владимир Симбирцев. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

12.Ле Корбюзье, Пьерр Жаннере. Конкурсный проект Дворца Советов 1931 г.

13.Моисей Гинзбург. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

14.Николай Ладовский.Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

15.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

17.Иван Жолтовский, Георгий Гольц. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

18.Каро Алабян, Георгий Кочар, Анатолий Мордвинов. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

19.Бригада ВАСИ (руководитель александр Власов). Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

20.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

21.Анатолий Жуков, Дмитрий Чечулин. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

22.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1932 г.

23.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

24.Борис Иофан. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

25.Каро Алабян, Анатолий Мордвинов, Владимир Симбирцев, Яков Додица, Алексей Душкин. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

26.Иван Жолтовский, Алексей Щусев. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

27.Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

28.Леонид, Виктор и Александр Веснины. Конкурсный проект Дворца Советов 1933 г.

А что было на месте будущего Дворца? При вторжении Наполеона в Россию Император Александр I дает обет - воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя. Указ о сооружении был подписан в декабре 1812 года в Вильне, когда последние части разбитой наполеоновской армии были изгнаны из пределов России.

1903 год. В 1837 г. для строительства храма был взорван древний женский Алексеевский монастырь, настоятельница которого прокляла это место, пророчески заявив, что ничего доброго на нем стоять не будет.

Первый храм строится почти 40 лет. В 1846 году возводят свод главного купола, три года спустя завершают работы по облицовке. В 1860 году строительные леса, наконец, снимают, и храм предстает перед глазами москвичей, но еще двадцать лет после этого уходит на роспись и отделку. Несмотря на все старания, храм Христа Спасителя народ считает местом бездуховным, образцом церковной безвкусицы.


После полного окончания работ храм просуществовал чуть более 50 лет. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя взрывают.

Музейным работникам было разрешено вывезти фрагменты храма, благодаря этому были разобраны и переправлены в Донской монастырь несколько гигантских горельефов.



Продолжим про проект Дворца.


Начнем с главного - с фундамента, на котором должен был стоять дворец 300-метровой высоты, увенчанный 100-метровой статуей Ленина. Общая площадь здания должна была составить 11 гектаров, а вес - полтора миллиона тонн. Но этот громадный вес не распределялся равномерно по всей этой площади. Самой «увесистой» должна была стать центральная высотная часть - башня, в которой располагался Большой Зала на 22 тысячи человек. Зал имел круглую форму - в центре находилась сценическая площадка, над которой амфитеатром поднимались зрительские места. К этому огромному залу примыкали вестибюли, фойе и прочие небольшие (в сравнении с Залом) помещения. Все эти помещения в целом получили название «стилобат» (в древнегреческой архитектуре так называлась верхняя часть цоколя храма, на которой устанавливалась колоннада). Эта гигантская башня должна была занимать площадь в гектара и весить 650 тысяч тонн (одну пятую веса всего здания). Колонны каркаса нью-йоркского небоскреба «Эмпайер Стэйт Билдинг» (383 метра, самое высокое здание в мире на тот момент) давили на землю с силой в 4700 тонн, а колонны башни Дворца Советов должны были нести нагрузку от 8 до 14 тонн каждая.

С подобными нагрузками на грунт строители никогда еще сталкивались. Так что, требования к грунту и фундаменту, на котором будет выситься здание - символ новой эпохи предъявлялись особые. Для исследования грунта впервые в Советском Союзе было применено так называемое крупноколонковое бурение - грунт поднимался в виде цилиндров длинной 1 метр, и диаметром в 10-12 сантиметров. Было пробурено более ста скважин глубиной 50-60 метров. В самом центре будущей строительной площадки находился скалистый участок - своего рода полуостров, вдающийся в мягкий грунт. На глубине 14 метров начинались крепкие породы - сначала десятиметровый слой известняков, потом следовал шестиметровый глинисто-мергельный пласт, затем начинался еще один слой известняков, но более плотный чем первый. Затем снова глина и снова известняки. Своего рода бутерброд. Эти породы образовались миллионы лет назад в каменноугольный период, а потом они выдержали вес ледников, несравнимо более тяжелых, нежели циклопическое здание Дворца. Так что, подземный скалистый полуостров идеально подходил для строительства - именно здесь должна была возвышаться самая высокая в мире башня.


Кликабельно 1700 рх

Фундамент башни представлял собой два концентрических бетонных кольца диаметром 140 и 160 метров. Они располагались на втором известняковом слое на глубине 30 метров. Но прежде, чем заливать бетон, строители вырыли огромный котлован. Для того, чтобы стенки котлована не обрушились под воздействием подпочвенных вод в СССР впервые применили так называемую «битумизацию» грунта - вокруг котлована пробурили 1800 скважин. В каждую скважину вставлялась труба с мелкими отверстиями в стенах. В эти трубы под большим давлением закачивался битум, нагретый до температуры в 200 градусов. Через отверстия в трубах битум просачивался в грунт, заполнял все щели и полости и застывал. Вокруг котлована была образована водонепроницаемая завеса. Вернее, почти водонепроницаемая. Но с той водой, которая все же просачивалась в котлован успешно справлялись насосы. Чтобы решить проблему с грунтовыми водами раз и навсегда - под будущим фундаментом построили своего рода «чашу» из четырех слоев асбестового картона, пропитанного битумом. Теперь можно было приступать к закладке циклопического фундамента. Специально для этой цели неподалеку от стройплощадки построили бетонный завод, оборудованный по последнему слову техники конца тридцатых годов. Последним словом технику в ту пору были огромные автоматические бетономешалки. К месту строительства бетон доставлялся в котлован в металлических «бадьях». В каждую такую бадью помещалось 4 тонны бетона. При помощи подъемного крана «бадьи» опускались в котлован, рабочий выбивал щеколду, удерживающую дно.

Кликабельно 2500 рх

Вылившийся бетон утрамбовывали так называемыми вибраторами - металлическими булавами, вибрирующими под воздействием, вращающихся внутри, эксцентриков. Твердея («схватываясь», если говорить на строительном сленге) бетон уменьшается в объеме (так называемая «усадка»). Учитывая огромные размеры фундамента, усадка могла привести к образованию трещин. Но строители легко решили и эту проблему - кольца фундамента делались не сплошными, они состояли из бетонных блоков с промежутками между ними. Как только блоки затвердевали, промежутки заливались свежим бетоном. Получалось монолитное бетонное кольцо. Оба кольца связаны между собой 16 радиальными стенами. А сверху над кольцами фундамента были установлены еще два кольца из железобетона. Эти кольца так же связаны между собой 32-мя железобетонными балками.

Фундаменты остальных, не столь массивных, частей здания, представляли собой просто бетонные столбы с поперечником в 60 метров. Поскольку, нагрузка на них была не такой огромной, эти бетонные столбы устанавливались на верхнем слое известняка. Всего на строительство фундаментов Дворца требовалось 550 тысяч кубометров бетона. Над фундаментом башни должны были располагаться подвальные этажи, в которых разместились бы технические службы - отопление, освещение, водопровод, канализация и т. д. Для прокладки бесчисленных труб и проводов в бетонных стенах подвала требовалось проложить специальные каналы, настолько большие, что люди могли бы ходить в них не нагибаясь. Самой глубокой точкой подвала должен был стать трюм Большого Зала - 10 метров ниже уровня грунтовых вод. Пол трюма, согласно проекту, должен был представлять собой бетонную плиту толщиной 8 метров, один квадратный метр такого пола весил бы 18.4 тонны.



До войны успели построить фундамент высотной части Дворца и начали монтировать стальной каркас здания. Увы, после 22 июня 1941 года бетон, гранит, сталь, арматура потребовались для совсем иных целей. После войны над Москвой вознеслись другие высотки, более скромные по размерам. Фундамент Дворца использовался при строительстве самого большого в мире плавательного бассейна. А в девяностые годы на этом же фундаменте восстановили Храм Христа Спасителя, снесенный в декабре 1931 года.


Каркас

Теперь поговорим о стальном каркасе, основе трехсотметрового Дворца, увенчанного стометровой статуей Ленина. Для строительства этого каркаса была разработана специальная высокопрочная марка стали - ДС.


Каркас должен был монтироваться на двух кольцевых бетонных фундаментах. Диаметр внутреннего кольца составлял 140 метров, наружного - 160. На каждое из колец приходилось по 34 стальные колонны, каждая из которых должна была выдержать нагрузку в 12 тысяч тонн - это вес товарного поезда, составленного из шестисот вагонов. Площадь поперечного сечения каждой колонны - 6 квадратных метров, на такой площади вполне уместится легковой автомобиль. Колонны опирались на клепанный стальной башмак, под которым, прямо в кольцевом фундаменте укладываются 4-5 литых стальных плит.

Все 64 колонны через каждые 6-10 метров соединяются между собой по горизонтали двутавровыми стальными балками. Такие же балки соединяют и каждые две колонны, расположенные на одном радиусе.

До высоты 60 метров колонны шли вертикально вверх, затем на протяжении 80 метров шли под небольшим углом. А с высоты 140 метров колонны снова шли вертикально. На высоте 200 метров колонны наружного конца обрывались, а вверх тянулись только колонны внешнего ряда. В тех местах, где колонны должны были переходить в из вертикального положения в наклонное, должны были ставиться так называемые распорные кольца. Поверхность такого кольца образовывала целый проспект шириной 15 метров.

Клкиабельно 1600 рх

Помимо основного каркаса, у Дворца должен был быть и вспомогательный. Огромные колонны основного каркаса находились бы на значительном расстоянии друг от друга, их прочности не хватило бы, чтобы выдержать вес стен и межэтажных перекрытий огромного здания. Назначение второстепенного каркаса - «собирать» нагрузки и передавать их на мощный основной каркас. Второстепенный каркас тоже состоял из балок и колонн, но все его элементы делались из стали менее прочной, чем ДС. Но от обычной строительной стали эта сталь отличалась добавкой меди. Прочности такая добавка не добавляет, но повышает сопротивляемость ржавлению. Балки вспомогательного каркаса располагались бы там, где они необходимы, дополняя каркас основной.


Поверх балок второстепенного каркаса должны были устанавливаться перекрытия - железобетонные плиты толщиной 10 сантиметров. На эти перекрытия укладываются полы. Толщина полов тоже должна была быть большой - ведь в полах должна пролегать трубы и электропроводка. Общий вес стального каркаса Дворца Советов должен был составить 350 тысяч тонн. На изготовление циклопической стальной конструкции работал целый ряд заводов в Москве и за ее пределами. На них изготавливались так называемые «монтажные элементы» - отрезки колонн, балок и колец. Длина каждого такого элемента не должна была превышать 15 метров - в противном случае их было бы невозможно перевозить по железной дороге и поднимать кранами.

В Москве неподалеку от Ленинских гор был построен специальный завод, на котором все эти элементы готовились к монтажу - просверливались отверстия для заклепок, на специальных станках обтачивались торцы колонн. После такой обработки детали каркаса отправлялись на строительную площадку. Для монтажа использовались 12 кранов, грузоподъемностью 40 тонн каждый. После того, как каркас достигнет высоты, до которой краны не смогут дотянуться, 10 кранов должны были быть смонтированы на балках внешнего кольца основного каркаса. Оставшиеся два крана должны были передавать им грузы с земли. В дальнейшем планировалось уменьшить количество кранов на «верхотуре», а монтажом статуи должен был заниматься всего один подъемный кран.

Монтаж каркаса начался в 1940 году. К началу войны он достиг высоты в 7 этажей. Во время войны сталь ДС пошла на изготовление противотанковых ежей, а когда запасы подошли к концу, были демонтирована и уже построенная часть каркаса. Апофеоз не получился, и тогда, расчистив площадку от строительного барахла, на этом месте строят открытый плавательный бассейн "Москва", в котором около 30 лет зимой и летом безмятежно плавают москвичи.


Ну а что сейчас на этом месте вы все знаете...

Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.

Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.

Итак, что же это должно было быть за здание и почему о нем даже в наши дни так много спорят и говорят? А было так, что идея построить Дворец Советов родилась еще в 1922 году на Первом Съезде Советов, и хотя идея идеей и осталась, впоследствии она «проросла» уже «всходами» соответствующих проектов. На конкурс 1931 года таковые поступили от 270 творческих коллективов и отдельных граждан: 160 работ было представлено архитекторами-профессионалами, 100 пришло от простых граждан, причем нередко на уровне не выдерживающем никакой критики, а 24 прибыло из других стран! В итоге за основу — но только лишь за основу, не более — был принят проект архитектора Иофана Б.М., в соответствии с которым этот дворец должен был напоминать древневавилонский зиккурат, но только составленный не из четырехугольников, а из цилиндров, что было связано с необходимостью разместить у него внутри огромный круглый зал с куполом. Было решено также увенчать верхнюю часть здания огромной скульптурой В.И. Ленина высотой 50-75 метров — так, чтобы все поставленные одна на одну ступени воспринимались бы как ее пьедестал. В помощь Иофану, который, кстати говоря, всячески противился установке фигуры Ленина на крышу своего здания, справедливо считая, что тогда все станут смотреть на нее, а не на его дворец, выделили архитекторов Гельфрейха В. и Щуко В. — и работа, как это принято было тогда говорить, «закипела»!

18-й съезд ВКП(б) постановил закончить Дворец Советов к 1942 году, но сами работы, в том числе и предварительные, начались еще в 1931 году, когда 5 декабря был взорван храм Христа Спасителя и на его месте возникло совершенно пустое пространство. Вот там-то и было решено построить это суперздание, причем еще один конкурс провели в феврале 1933 года, где как раз и отобрали наиболее впечатляющие пять проектов (в том числе работу архитектора Иофана).

В здании Дворца Советов предполагалось разместить: Президиум Верховного Совета СССР, Государственный архив, библиотеку, музей мирового искусства, залы обеих Палат Верховного Совета СССР, залы Гражданской войны, Строительства социализма, тогда как снаружи планировалось устроить парковку на пять тысяч автомобилей, из-за чего улица Волхонка должна была бы полностью исчезнуть, а музей им. Пушкина планировалось передвинуть на 100 метров в сторону! Скульптуру Ленина должен был делать скульптор С. Меркулов, причем сама эта идея — увенчать здание дворца статуей Ленина — принадлежала отнюдь не «нашему» человеку, а итальянцу А. Бразини, но, что называется, «пришлась ко двору».

Позднее архитектор Ле Корбюзье писал Сталину, что это здание представляет собой «упадок духа», «несуразную вещь», и просил отказаться от его строительства в том виде, в каком оно было запланировано, но, разумеется, наш вождь никакие другие проекты одобрить не мог. Как бы там ни было, а сама по себе конструкция Дворца Советов была настолько уникальна, что познакомиться с ней следует поподробнее. Ведь даже знаменитые американские небоскребы тех лет уступили бы ему и по высоте, и по своей сложности, и уж тем более по оригинальности конструкции. Внутренний объем Дворца был таков, что мог вместить целых три пирамиды Хеопса — сооружения, как мы знаем, далеко не маленького! При этом общая площадь застройки участка под Дворец должна была составить почти 110 тыс. кв. м.

Геологическое строение участка под застройку оказалось весьма сложным: верхний слой состоял из песков, суглинков и супеси, или так называемых наносных материалов отложений четвертичного периода. Ниже залегали слои коренной породы — глина, мергель, известняк. Грунтовые воды очень обильные и агрессивные — разрушительно влияют на бетон! Поэтому технический проект в первую очередь предусматривал борьбу с водой, которая должна была вестись при помощи битумизации грунта. Суть метода заключалась в бурении вокруг будущего фундамента сотен скважин, через которые в известняк под большим давлением закачивался горючий битум при температуре до 200о. На всем своем пути через трубы он еще должен был подогреваться электрическим током, что дало бы возможность заполнить им все щели в известняке и тем самым — закрыть путь воде как в строительный котлован, так и к будущим бетонным стенкам фундамента.

Сам фундамент высотной части Дворца Советов должен был воспринимать нагрузку, превосходящую 500 тыс. тонн! При таком колоссальном весе устойчивость фундамента должно было обеспечить заглубление его более чем на 21 м ниже уровня реки Москвы и на 27 м ниже поверхности существовавшей тогда набережной. Этот главный фундамент представлял собой два бетонных кольца диаметром 140 и 160 м, имеющих высоту 20,5 и толщину 3,5 м, причем только лишь для возведения фундамента центральной части здания в него требовалось уложить 100 тыс. кубометров бетона.

Менее высокие части здания должны были опираться на фундаменты заглубленные на 10-15 м колодцами и кессонами до уровня первого слоя известняков. Всего же для стилобата планировалось соорудить две тысячи фундаментов общим объемом в 250 тыс. кубометров бетона!

Как и все сверхвысокие здания, Дворец Советов должен был иметь металлический каркас, передающий весь его вес на фундамент. Проблема создания этой конструкции осложнялась необходимостью вписать в него купольный свод большого зала, имевшего по плану диаметр 130 м и высоту 100,6 м. Планировалось, что нижняя часть каркаса здания высотой 77,5 м будет состоять из 32 пар мощных колонн, расположенных по кругу и опирающихся на башмаки из стальных плит. Все эти колонны образовывали цилиндрический остов, к которому подвешивается гигантский купол, перекрывающий зал. При этом колонны должны были состоять из тавровых балок сечения 1,5x1,5 м.

Соединяли их между собой листы стали толщиной 24 мм, так что общий вес металлического каркаса Дворца Советов по проекту достигал 228 тыс. тонн, из которых 100 тыс. тонн приходилось на высокосортную специальную марку стали повышенной прочности, получившую даже специальное обозначение — «СДС» («Сталь Дворца Советов »)!

Химический состав этой стали был разработан Центральным Институтом металлов в Ленинграде, технологическое обеспечение ее изготовления поручили Украинскому институту металлов в Харькове. Соответственно, ее производство было организовано на заводе им. Петровского в Днепропетровске, а также на заводе им. Дзержинского, Мариупольском заводе им. Ильича и заводе имени Ворошилова. Новая сталь получилась на 15% дороже обычной строительной стали, однако при этом обладала повышенной прочностью и высокой антикоррозийной стойкостью.

Вес каркаса высотной части здания должен был составить 175 тыс. тонн, что в четыре раза больше каркаса такого небоскреба, как американский Эмпайр Стейт билдинг. Это, разумеется, тут же подсчитали журналисты — любители сенсаций, любой ценой стремившиеся «догнать и перегнать», пусть даже пока еще на бумаге!

Вследствие огромных размеров и большой сложности конструкции, сборка каркаса Дворца Советов должна была осуществляться в четыре операции, с промежуточной выверкой уже сделанного монтажа. Основным материалом для заполнения пустот стен дворца были выбраны керамические пустотелые блоки, а не кирпич, так как они давали существенный выигрыш в весе и при этом хорошую тепло- и шумоизоляцию. Толщина стенового заполнения во всех частях здания была одинаковой и составляла 0,3 м.

Большой зал Дворца Советов имел вид амфитеатра с круглой ареной и был рассчитан на 20 тыс. мест. Площадь — 12 тыс. кв. м, а объем — 970 тыс. куб. м. Таким образом, его объем был примерно равен объему всех зрительных залов театров и кинотеатров тогдашней Москвы. Разумеется, скопление такого большого числа людей в одном месте требовало мощной искусственной вентиляции, которая была запроектирована на производительность в 800 тыс. куб. м воздуха в час зимой и 1200 тыс. куб. м летом. Теплый и загрязненный воздух в зале должен был подниматься под его купол, откуда удаляться мощными вытяжными вентиляторами. Соответственно предусматривалась и система кондиционирования воздуха, которая обеспечивала бы в зале постоянство температуры и нормальную влажность.

Часть окружности Большого зала, согласно проекту, отводилась для мест президиума, лож дипломатов, представителей прессы и т.д. Предполагалось, что круглая арена в центре зала во время съездов, конгрессов и собраний будет занята партером, а вот в случае необходимости, при цирковых или театральных представлениях либо спортивных выступлениях, она будет освобождаться от кресел путем спуска площадки партера в специально предусмотренный под ним трюм. Соответственно вокруг зала было предусмотрено кольцеобразное фойе, образуемое двумя рядами колонн металлического каркаса, поддерживающих центральную часть здания. Кроме фойе, к Большому залу должны были примыкать аванзалы, курительные комнаты и вестибюли.

Малый зал был рассчитан на 5775 мест, при площади около 3500 кв.м, объеме 84 тыс. куб. м и высоте 84 м. Получалось, что даже этот «малый зал» станет величайшим театральным помещением во всей Европе. Места в нем располагались амфитеатром и на небольшом балконе. Площадь сцены — 1200 кв. м. Вместе с этим залом предусматривались следующие помещения: две аудитории по 500 мест, две аудитории по 200 мест и еще библиотека на 500 тыс. томов с читальными залами и кабинетами для занятий.

В подземной части дворца должны были располагаться технические помещения — отопительные, вентиляционные, службы по водоснабжению и электрообеспечению, медицинские службы и прочие системы жизнеобеспечения. Там же должны были находиться трюмы-арены Большого и Малого залов. Особое внимание при проектировании уделялось удобству внутреннего передвижения по дворцу, поскольку вместимость его рассчитывалась на 30 тысяч человек, и, разумеется, необходимо было сделать так, чтобы они могли быстро попасть в любую точку этого огромного здания. Не считая пожарных и хозяйственных подъемников, внутри здания планировалось установить 62 эскалатора и 99 лифтов, благодаря которым, например, эвакуация Большого зала могла быть осуществлена буквально за 10 минут!

Много внимания уделялось и отделке помещения, ведь площадь только высотной части здания составляла 78 тыс. кв. м.

Что же касается внешнего оформления Дворца Советов, то оно всецело подчинялось идее создания достойного постамента для статуи Ильича. Металл, использованный при отделке фасада, был связан со статуей единством материала, из-за чего и само здание, и венчающая его скульптура должны были восприниматься как единое целое. Полная высота фигуры Ленина достигала бы 100 м, что представляло собой нечто совершенно исключительное в истории архитектуры. Высота головы — 14 м, длина руки, вытянутой по традиции вперед, — почти 30 м, при этом фигура имела бы всего лишь две точки опоры — в ногах!

Таким образом, по проекту полная высота Дворца Советов от уровня земли и до макушки головы фигуры В.И. Ленина составляла 420 м, т.е. на 13 метров выше тогдашнего лидера среди небоскребов — Эмпайр Стейт билдинга! Общий же вес дворца, при объеме в 6,5 млн. куб. м, достиг бы и вовсе грандиозной цифры в 1,3 млн. тонн.

Строительство сего памятника эпохи, когда для советских людей, казалось, не стало уже ничего невозможного, началось в 1937 году, причем до начала войны успели собрать «клетку» здания высотой с десятиэтажный дом. Но потом с началом войны от строительства пришлось отказаться, а все металлические конструкции, как те, что уже были смонтированы, так и заготовленные, пришлось пустить на строительство стратегически важных мостов, которые в то время были куда важнее. Достроить здание хотели уже после войны, но тогда пришлось расходовать огромные средства на создание атомной бомбы, потом умер Сталин, потом… потом… потом — одним словом, этого грандиозного сооружения столица так и не увидела, хотя в Кремле и был построен прямоугольник Дворца съездов. Впоследствии проект Дворца Советов неоднократно критиковался за немасштабность по отношению к другим историческим зданиям Московского Кремля, за несоответствие исторически сложившейся архитектуре центра города, за «сверхмонументальность форм» и все такое прочее, но только ведь египетские пирамиды в этом плане еще более «сверхмонументальны» — и ничего. Чтобы только лишь на них посмотреть, люди расходуют немало денег, а восстановленный на месте Дворца Советов храм Христа Спасителя, при всей его красоте, все-таки не более чем обыкновенная купольная церковь!

В течение многих лет в круглом углублении фундамента Дворца функционировал летний открытый бассейн «Москва», на месте которого позднее как раз и был воссоздан взорванный в 1931 году храм.

Сегодня мы можем много говорить о том, что были в то время дела и поважнее, чем сооружение этого помпезного здания, что люди, мол, в стране голодали, томились в лагерях, что им много чего не хватало, а раз все это так, то и хорошо, что его не построили. Но… людям всегда ведь чего-нибудь не хватает, большинство вообще томится от безделья, тогда как всем прочим сколько не дай — всегда мало. Как бы там ни было, нам на память достался бы не бумажный проект, а вполне реальное чудо света, способное привлекать туристов со всего мира. А лично мне все-таки жаль, что Дворец Советов так и не был построен!

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн.

В нашем интернет-магазине Вы найдете также книги , постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

В 1931 году началась работа по созданию генерального плана реконструкции Москвы.

Предполагалось, что в его основу будет положен принцип сохранения исторического облика города. Вместе с тем новый план содержал идеи о расширении московских улиц и возведении новых архитектурных объектов. Окончательная его версия появилась в 1935 году и охватывала множество вопросов: строительство метрополитена и совершенствование наземного транспорта, озеленение и обводнение Москвы, а главное - возведение в столице Дворца Советов.

Дворец на месте храма

Впервые о строительстве Дворца Советов заговорили еще в 1922 году, при жизни . Однако из-за необходимости восстанавливать страну после на этот масштабный проект ресурсов не нашлось. К идее вновь вернулись в 1930-е годы. Дворец Советов должен был стать первым советским небоскребом и символом процветания социалистического государства.

Проект Ле Корбюзье. Источник: corbusier.totalarch.com

Все организационные вопросы, связанные с Дворцом Советов, возлагались на Временный технический совет управления строительством, в состав которого вошли не только архитекторы, но и многие выдающиеся деятели культуры - писатели (), художники (И. Э. Грабарь), театральные режиссеры (К. С. Станиславский). Вопрос о месте строительства оставался открытым. Предлагали Охотный ряд, Болотную площадь, Варварку и, наконец, Волхонку. Последний вариант в итоге оказался наиболее предпочтительным, но для его реализации следовало снести Храм Христа Спасителя, что и было сделано 5 декабря 1931 года.

Волхонку выбрали неслучайно. Дело в том, что Дворец Советов как самое высокое здание Москвы должен был стать архитектурной доминантой города, проще говоря - его центром. К Дворцу собирались проложить широкий проспект и расходящиеся лучами магистрали. Место, на котором располагался , для этих целей выглядело идеальным.

Выбор проекта

Конкурс на проект Дворца Советов считается самым масштабным за всю историю архитектуры Советского Союза. Принять участие приглашались архитекторы со всего мира и даже люди, по роду своей деятельности далекие от искусства и градостроительства. Дворец Советов был призван стать народным зданием, соответственно, внести свой вклад в его сотворение мог любой желающий.


«Это здание должно являться эмблемой грядущего могущества,
торжества коммунизма не только у нас, но и на Западе» С.М. Киров.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940.

Руководство обозначило принципиальный момент - здание должно быть высотным. Тем не менее, никакого конкретного технического задания участникам конкурса не дали, поэтому облик Дворца они могли полностью придумать сами, основываясь лишь на собственной фантазии. Несмотря на то, что проекты порой разительно отличались друг от друга, высотность ожидаемо победила приземистость.

Монументальную постройку было необходимо не просто вписать в окружающую среду, но заставить доминировать в ней. Дворец Советов снаружи виделся огромной высоткой с окружающей ее открытой площадью для демонстраций и прогулок, а внутри предполагалась череда холлов и залов для заседаний Верховного Совета СССР, а также проведения массовых мероприятий.

Среди иностранцев, представивших свои проекты Дворца Советов, отличился американский архитектор Гектор Гамильтон. Он удостоился второй премии на Всесоюзном этапе конкурса. В 1932 году журнал Time подчеркивал, что премия Гамильтону - это важное доказательство открытости конкурса. Архитектор, не слишком известный на тот момент в профессиональном сообществе, получил награду благодаря своим талантам, а не громкому имени. Увы, проект, носивший рабочее название «Простота», сгубила именно незамысловатость. Гамильтон, к примеру, упустил из виду такую деталь, как площадь возле Дворца Советов (в плане ее не было). Но где же тогда проводить демонстрации?


Схема каркаса статуи Ленина.
Источник: Атаров Н. Дворец Советов. М., 1940

Проект именитого французского архитектора Ле Корбюзье (впоследствии известен как один из основателей архитектурного стиля брутализм) тоже не вполне соответствовал поставленной задаче. Здание, спроектированное Ле Корбюзье, называли то ангаром, то стадионом, то огромным заводским корпусом - чем угодно, только не дворцом.

В феврале 1932 года вышло постановление, в котором архитекторам снова настоятельно рекомендовали не бояться высотности. Наконец, в мае 1933 года Совет строительства одобрил проект советского зодчего Б. М. Иофана. Финальный план, в разработке которого помимо Иофана приняли участие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, был таков: здание Дворца Советов - самое высокое в мире, выше Эйфелевой башни или Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота - 415 метров.

Б. М. Иофан, Л. В. Руднев (в дальнейшем архитектор главного здания МГУ) и Д. Н. Чечулин (архитектор дома на Котельнической набережной) предлагали построить несколько высотных зданий, чтобы сгладить масштаб Дворца Советов. А. В. Щусев конкретизировал замысел: архитектор высказался за строительство восьми новых высоток и призвал расположить их в местах, названия которых содержат эпитет «красный» - окрестности Красной площади, Красные ворота, Красная Пресня.

Символ коммунизма

Изначально в проекте Иофана над зданием возвышалась 18-метровая скульптура рабочего с факелом в руке под названием «Освобожденный пролетарий». Но, по словам , Дворец Советов должен был стать памятником Ленину и его достижениям. Так обозначилась новая задача: увенчать Дворец 100-метровой скульптурой Ильича. В ясную погоду ее теоретически можно было бы увидеть на расстоянии семидесяти километров от Москвы. Предполагалось, что статуя Ленина будет в три раза выше и в два раза тяжелее нью-йоркской статуи Свободы. Одна ее голова по объему лишь немного уступала колонному залу Дома Союзов на Большой Дмитровке.


Большой зал Дворца Советов. Источник: techne.com

Как выглядит Дворец Советов «на бумаге»? Его главный вход, возле которого установлены памятники Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, обращен к Кремлю. Внутри здания - взаимодействие всех видов искусства. Фрески, например, должны были занять около 20 тысяч квадратных метров стен (при сравнении выясняется, что это шесть Красных площадей). Помимо них - скульптуры, бюсты, барельефы и полотна в стиле соцреализма.

Наибольший интерес представляет Большой зал, расположенный в центре Дворца. В нем можно было бы поместить на выбор колокольню Ивана Великого, или любое здание высотой 25 этажей. Партер большого зала мог трансформироваться в сцену, водный бассейн и даже ледовую арену. Подобные превращения должны были происходить в течение нескольких минут при помощи электрического подъемника. Круглая форма Большого зала затрудняла проведение киносеансов, и у создателей проекта нашлось оригинальное решение проблемы. Следовало установить сразу четыре экрана, боковые грани которых сложатся в фигуру куба. Три из них обращены к разным сторонам амфитеатра, один - к сектору президиума.


Зал героики Гражданской войны.

Мы совершим маленькую эксурсию вокруг Дворца Советов в Москве. Грандиозному и величественному зданию так никогда и не суждено было осуществиться. На просторах интернета встречаются иллюстрации из эскизной и проектной документации Дворца Советов и набор этих иллюстраций ограничен. Возникла идея восстановить один из вариантов этого здания в 3d, описать историю Дворца советов и прогуляться по территории виртуального здания. В конце поста приведена эволюция победившего конкурсного проекта Дворца Советов Бориса Иофана, начиная с 1933 года. В 3d реализован вариант 1934 года







Посетителям виртуальной выставки я, как эксурсовод, хотел бы задать несколько вопросов:



  • 1. Хотелось бы Вам, чтобы проект Дворца советов был осуществлен?

  • 2. Как бы эксплуатировалось данное здание в современных условиях если бы было реализовано?

  • 3. В СССР Дворцу советов отвели место разрушенного Храма Христа Спасителя. Какое место, на ваш взгляд, было бы наиболее разумным отвести под строительство Дворца советов? Куда бы оно лучше всего вписалось?

  • 4. Понравилась/не понравилась вам эксурсия? Не стесняйтесь критиковать.

Идее соружения Дворца Советов в следующем году исполнится 90 лет. В 1931 году был объявлен открытый конкурс на проект здания. По замыслу, Дворец Советов должен был олицеторять собой величие, могущество и успехи молодого советского государства, стать зримым воплощением идеи победы коммунизма, уготованного всем светлого будущего. На конкурс было представлено около 160-ти проектов как от иностранных архитекторов, так и, в массе своей, от советских. К тому времени главенствующим звеном архитектуры был конструктивизм. В основе конструктивизма лежат строгие, лаконичные формы, а пространство здания должно быть максимально функциональным. Не малая часть проектов на строительство Дворца Советов было выдержано в конструктивистком духе. Но для здания-символа лаконичная и рациональная форма плохо соответствовала меняющейся "пролетарской эстетике". По крайней мере так думал Йосиф Сталин. Простота и аскетичное оформление конструкций должны были смениться помпезными, богато задекорированными фасадами. Архитекторы, опирающиеся на развтие классических форм все чаще заявляли о себе. Обособленно от остальных архитекторов держался Борис Иофан. Ученик итальянского архитектора Армандо Бразини стал победителем конкурса на проект Дворца Советов. К слову сказать, в конкурсе Бразини тоже поучаствовал. Влияние учителя было большим, можно даже сказать, что в готовящемся Дворце должна была течь и итальянская кровь. вслед за итальянским Кремлем, ставшим сакральным центром России, значительном влиянии итальянцев в церковных православных сооружениях пришла пора архитектурного влияния на страну Советов.

В 1933 году к работе Б. Иофана подключили архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. По готовящемуся переработанному проекту высота Дворца должна была составить 420 метров, венчать здание должен был 100 метровый памятник В.И. Ленину - работа скульптора С. Меркурова. Кубатура здания составила бы 7 500 000 кубических метров. Большой зал Дворца был рассчитан на 21000 человек, имел высоту 100 м, малый зал был рассчитан на 6000 человек. В высотной части Дворца должны были разместиться Президиум, палаты Верховного Совета СССР и некоторые другие залы.


Строительсво такого здания потребовало бы переустройство Волхонки и других прилегающих зданий. Иными словами, все исторические здания, особняки снесли бы. Огромные площади вокруг предполагалось заасфальтировать и оборудовать стоянками на 5 тысяч автомобилей. Здание ГМИИ им. А.С. Пушкина должны были подвинуть на 100 метров.


К строительству Дворца приступили в конце 30-ых годов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Но поистине амбициозному плану большевиков так и не суждено было осуществиться. Война внесла свои коррективы. Строительство было остановлено на этапе закладки фундамента. Интересно, что во время и после войны проект Дворца Советов претерпевал изменения, надежда на осуществление проекта еще долго не покидала Сталина. Послевоенная разруха, смерть вождя, разоблачение культа Сталина, принятие директивы об "осуждении украшательства и архитектурных излишествах" окончательно похоронили идею и проект дальнейшего строительства. Потом было много других программ и проектов, попыток как успешных, так и безуспешных противопоставить СССР и социалистический лагерь миру капитала и рыночной экономики. Но такого красивого проекта в архитектуре больше не было.


Проект Дворца Совета Бориса Иофана сыграл большую роль в становлении и дальнейшем развитии и расцвете советской архитектуры 30-ых - 50-ых, получившей название "сталинский ампир". Образовавшейся на стыке разных культур и стилей, от классицизма до постконструктивизма, талантливый синтез архитектур, эклектика советского имперского стиля - значительная веха в архитектуре мира.