Дворец кацура. Сад императорской виллы кацура рикю в киото. ГОСЁ - Императорский дворец в Киото


KATSURA - Императорская вилла в юго-восточной части Киото (Япония). В саду виллы Катсура, расположенном вокруг большого пруда, воссозданы ландшафты гор, моря, полей, ручьев, рисовых плантаций и т.д. Но истинной достопримечательностью сада являются живые изгороди из бамбука. Особый интерес представляют изгороди «Катсура-гаки» и «Хо-гаки». Первая состоит из переплетенных между собой побегов бамбука, а вторая из сухих бамбуковых стеблей и листьев.







Построен он в 1602 году на плоской местности. В парке созданы сеть каналов и прудов, небольшие искусственные холмы, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Площадь его – 10 га. Он совершенно изолировал от окружающего парк пространства, так что все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках.

Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный, и это благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков.

В отличие от военачальников сегуна, которые под влиянием своих аристократических амбиций создавали роскошные проявления могущества, древние аристократические роды, большинство из которых отстранили от власти, под влиянием идеалов дзен-буддизма обратились к эстетике самосозерцания и нарочитой простоты.Наиболее характерным примером этой новой эстетики с точки зрения многих современных архитекторов является жемчужина японской архитектуры - загородный императорский дворец Кацура. Его построили дворянин Исидзономия Тосихито (1579-1629) и его сын Тоситада (1619-1662). Проект основан на формах традиционного чайного домика. В XVII в. подача чая и чаепитие превратились в сложный ритуал с изысканными церемониями, демонстрирующими качество чая и способы его приготовления. При этом самому чаепитию уделяли меньше внимания. Во второй половине XVI в. покровитель дзен-буддийских монахов в Гйнкакудзи, Сэн-но Рикю (1522-1591), преобразовал эту церемонию и весь характер ритуала сделал более простым и строгим. Это стало упражнением по развитию своей личности, называемое ваби-тя. Его известное изречение «один момент, одна встреча». Эта церемония противопоставлялась расточительности сегунов. С ее помощью стремились освободиться от всех мыслей о прошлом и будущем и достичь состояния отрешенности.

Рикю создал один из первых чайных домиков - соан, названный Таян. Он находился в Ямазаки к югу от Киото. К домику вела тщательно проложенная петляющая дорожка. Со всей дорожки, особенно на ее поворотах, открывались виды сада. Последний участок дорожки проходил под углом к домику, откуда открывался вид где-то на три четверти сооружения. Аккуратно подрезанные деревья заслоняли часть чайного домика и зрительно делили его вид на две части. Предполагалось, что это поможет участнику очистить свой разум и сконцентрироваться на настоящем.

Внутри домика находилась простая лавка, на которой сидел посетитель в ожидании приготовления церемонии. Вход в домик был через такую низкую дверь (нидзиритути или «лазоподобная дверь»), что человеку приходилось наклоняться, принимая позу смирения. В главном помещении (тясицу) лежало две циновки-татами, еще одна - использовалось для приготовления чая (каттэ), а четвертая циновка устилала вспомогательное помещение. Крыша домика -плоская и низкая. Только над главным местом она повышается на десяток см. Внутри в углу установлен очаг для кипячения воды. Все сооружение сделано из простых необработанных материалов.Загородный императорский дворец Кацура, площадью 7 га, расположен на западном берегу реки Кацура, протекающей в пригороде Киото, Главное здание состоит из трех связанных друг с другом сёинов (или частей), называемых Старый, Средний и Новый сёин. Оно стоит на западном берегу водоема криволинейной формы с несколькими островами. Старый сёин, расположенный севернее остальных, построен князем Тосихито, а два остальных - его сыном, князем Тоситадой. Новый сёин вместе с воротами и подъездной дорожкой построен по случаю посещения Кацуры императором ГЪ-Мидзуно в 1663 г. Семь чайных домиков расположены в саду в виде полукруглой дуги и связаны друг с другом прогулочной дорожкой. Поэтому Кацура представляет собой только загородную резиденцию знатного дворянина с прогулочным садом. Кацура замечательна своим планом расположения сооружений, использованием материалов и маршрутом, по которому проложена прогулочная дорожка. Она, подобно дорожке к чайному домику Рикю, проходит таким образом, чтобы показать все великолепие Кацуры.

Вход во дворец осуществляется через двое ворот. Обычные люди входили в Кацуру через простые бамбуковые ворота, расположенные на дальнем конце строгой, но безукоризненно выстроенной бамбуковой ограды. Снаружи не видно ничего того, что было внутри. Даже при входе на территорию вид искусно скрыт преградой. Передние ворота Кацуры созданы для посещения этого дворца императором. Эти ворота довольно скромны. Они открываются на прямую дорожку, посыпанную гравием и обсаженную деревьями. Дорожка приводит к другим воротам, расположенным в центре картины. Вход во дворец Кацура проходит в тишине.

После вторых ворот гравийная дорожка резко поворачивает направо и около 50 м проходит прямо. Это самая длинная прямолинейная дорожка в Кацуре. Сад расположен слева, а вилла - впереди, однако вид с этой императорской дорожки тщательно скрыт кустами и деревьями. При проходе по дорожке открываются виды только на небольшие фрагменты сада, на части главного чайного домика и на лодочный домик. С моста открываются виды на воду. Затем дорожка подходит к северному краю дворца, где она делает резкий поворот налево. Только в этом месте мы действительно входим во дворец.

В водоем вдается узкий мыс, огражденный живой изгородью. В центре мыса растет миниатюрная сосна Суми-ноэ. Вид дерева на фоне сада привлекает особое внимание. Благодаря миниатюрному дереву мыс кажется длиннее, чем он есть на самом деле. Он показывает насколько продумана символика в пейзаже. Сад дворца Кацура привлекает не только своей живописностью, это - готовый набор декораций для киносъемок в пространстве и времени.

Справа от мыса Суминоэ за горбатым деревянным мостом находятся центральные ворота, где посетитель впервые сталкивается с архитектурой. Простая отдельно стоящая стенка с прямоугольным проходом тянется на запад от подсобного здания (где расположен вход для обычных людей). В конце гравийной дорожки у порога в этом проходе лежит один большой плоский необработанный камень, а за ним -четыре гладких каменных плиты, положенные квадратом. Свободно расходящиеся дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, пересекают прямую дорожку, сделанную из прямоугольных каменных плит. Таким образом, в Кацу-ре применяется разный тип мощения дорожек. Продуманное сочетание разных каменных дорожек производит сильное зрительное и осязаемое впечатление.

От центральных ворот каменная дорожка ведет ко входу в старый сёин, называемый стоянкой императорской кареты. Здесь от Старого сёина на север отходит еще одна отдельно стоящая стенка с проходом, от которого начинается другая, аккуратно выложенная дорожка, ведущая на восток в Геп-паро - ближайший к сёинам чайный павильон. Каменные дорожки, выложенные из отдельно лежащих камней, похожи на чьи-то загадочные следы. Они все время приглашают идти по ним.

На заключительном участке пути до Старого сёина находится еще один необработанный камень. Он установлен прямо у деревянной лестницы при входной двери

Другая характерная особенность Кацуры - планировка дворца в виде простой хижины, находящейся в полной гармонии с окружающим природным ландшафтом (это мало чем отличается от дворцовой архитектуры того времени). Это очень похоже на чайный домик Рикю. У каждого входа в виллу расположены большие необработанные камни и каждая внешняя опора, по крайней мере со стороны сада, установлена на камне, который служит ей основанием. Как и в чайном домике Рикю, все деревянные стойки и брусья оставили-необработанными и некрашеными, на некоторых можно даже увидеть кору.

Геометрия плана трех сёинов основана на размерах татами и раздвижных стенок сёдзи, оклеенных прозрачной рисовой бумагой. Планировка внутреннего пространства представляет собой ряд проходных комнат при этом все наиболее важные комнаты находятся в восточной части, выходящей в сад. Второстепенные комнаты на западе имеют проходы в нежилые помещения. Средний и Новый сёины соединяются особым промежуточным помещением, которое называется Музыкальная комната. Вдоль восточной границы дворца проходит внешняя веранда. Она ограничена раздвижными стенками, которые можно открывать и закрывать для регулировки освещения и соединения внешнего и внутреннего пространства.

Пространственным и зрительным центром Старого сёина является поперечная ось, образованная кладовой, комнатой Копья и основным помещением сёина (Вторая Комната) с внешним бамбуковым помостом, называемым площадкой для созерцания луны. (Река Кацура была известна как живописное место для наблюдения за луной в августе.) Оба вида - рамочный вид из сёина и открытый вид с площадки - разработаны очень тщательно. Миниатюрная каменная пагода на поляне на южном конце острова Бессмертия - единственный отчетливый объект среди непрерывного лесного пейзажа. Основой пейзажа является неподвижная вода пруда, в которой ночью на востоке отражается восходящая луна, а днем - деревья со своими неправильными очертаниями. Осенью деревья окрашиваются яркими цветами, а зимой на них лежит снег.

Основным занятием в Кацуре является прогулка по саду. Создание сада традиционно приписывают мастеру чайных церемоний и планировщику садов, Кобо-ри Энею (1579-1647), однако прямых доказательств этому нет. В саду можно гулять по-разному но чаще всего начинали прогулку с севера, обходили пруд по часовой стрелке от Старого сёина, спускались к императорской дорожке, обходили северный сад с Дальними местами для отдыха, шли по берегу к главному чайному павильону (Сёкинтэй), потом заходили на большой остров с чайными павильонами Сёйкен и Оринго, а затем через площадку для верховой езды и сад мхов - обратно к Старому сёину.

Важно отметить, что эти дорожки созданы не как пути к какой-то определенной цели. Большинство дорожек очень аккуратно выложены из отдельных необработанных камней, которые находятся на расстоянии одного шага друг от друга. Хотя каждый камень лежит строго горизонтально и расстояние между камнями всегда равно одному шагу, камни не образуют непрерывную дорожку и внезапно могут делать неожиданные повороты, которые вынуждают не только внимательно смотреть, куда наступить, но и сосредоточиться на самой ходьбе. Отдельные камни дорожки позволяют приобрести осязательный и медитативный опыт размеренной ходьбы, как того требует практика дзен-буддизма.

Пересечения дорожек также сделаны очень искусно. Когда прямолинейные дорожки, окружающие сёины и выложенные из прямоугольных обработанных камней, пересекаются дорожками, выложенными из отдельных камней, последние будто бы танцуют вокруг первых с недозволенным пренебрежением. Но когда они сталкиваются с каскадом из гальки, которая изображает прибрежный «песок», они решительно проходят через нее, подобно спешащему пешеходу. Иногда кажется, что у них есть какие-то свои задачи. Дорожка из отдельных камней проходит прямо через сад влажных мхов рядом со Средним сёином, в то время как прямолинейная дорожка обходит сад по краю. В остальных случаях они просто функциональны. Каменные фонари по пути отмечают концы дорожек и места отдыха. Одно из наиболее известных использований фонаря можно увидеть на отмели, выдающейся в пруд. Здесь в конце отмели единственный фонарь, называемый фонарь Ночного дождя, отмечает окончание дорожки, которое можно не заметить.

(Katsura Imperial Villa)

Императорская Вилла Кацура (Кацура Рикю), площадью около 6,6 га - одно из самых значительных культурных сокровищ и самых ярких шедевров японского садово-паркового искусства.

Западный район Киото, где расположена Вилла, известен своими историческими постройками, в том числе относящимися к периоду династии Хэйан (Heian, 794-1192). Например, здесь находится Вилла Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 966-1028) - известного аристократа и правителя Японии.

Крупнейшее строение Виллы Кацура - Императорский дворец - изначально принадлежал князьям рода Хатиджо-но-мия (Hachijo-no-miya), а сегодня управляется Агентством Императорского двора и принимает посетителей по предварительной записи. Нынешний князь Кацура во дворце не живет, подобно другим членам императорской семьи большую часть времени он проводит в Токио.

Принц Хачиджо Тосихито (Hachijo Toshihito, 1579-1629), основатель Виллы Кацура, родился 13 февраля 1579 года. Он был шестым сыном князя Санэхито (Sanehito), и потомком японского императора Огимати (Ogimachi). В 1586 Тосихито был усыновлен крупным японским политическим деятелем Тоётоми Хидэёси (Hideyoshi Toyotomi), но в 1589 году они расстались, когда у Хидэёси появился родной сын. В качестве "компенсации" Хидэёси подарил Тосихито часть своей земли, которую тот выгодно продал за 15000 бушелей риса, а на вырученные средства построил новый дом в императорском районе Киото, где проживали и другие представители рода Хачиджо.

С раннего возраста Тосихито увлекался литературой. Одним из его любимых произведений была "Повесть о Гэндзи" - роман, одно из величайших произведений японской классической литературы, написанный в эпоху Хэйан. Он был хорошо знаком с поэзией прошлого и настоящего, интересовался работами поэта По Чу-и (Po Chu-i). Тосихито настолько любил литературу, что, копировал отрывки из полюбившихся произведений и перечитывал их во время отдыха. Одной из его любимых цитат было изречение из "Повести о Гэндзи": "Далеко, в краях деревни Кацура, отражение луны на воде ясно и спокойно". Поэтому, Когда Тосихито получил земли вдоль южного берега реки Кацура, где происходило действие "Повести о Гэндзи", он задался целью построить виллу по образцу той, что была описана в книге. Однако, поскольку Тосихито не имел больших сбережений, первая построенная им вилла была похожа на чайный домик.

Спустя некоторое время, Тосихито способствовал знакомству и вступлению в брак новой императорской семьи, что сделало его большой фигурой в общественной и политической жизни страны, желанным гостем в императорском дворце и состоятельным человеком. В 1624 году он потратил значительные средства на расширение виллы, был вырыт пруд в центре сада, а по его берегам сформированы искусственные холмы. Священник, который посетил Виллу Кацура в 1624 писал, что здесь был "лучший вид в Японии". В 1631 году основное здание виллы официально удостоилась звания "дворец".

Принц Тосихито умер в 1629 году, когда его сыну Тоситада (Toshitada) было всего десять лет. В юном возрасте Тоситада виллой и садом не занимался. Тем не менее, он разделял те же интересы, что и его отец, и посетил виллу на 1641 году. После женитьбы на дочери правителя княжества Кага, его доходы значительно увеличились, и он вложил средства в ремонт и реконструкцию родового имения. Тоситада перестроил дом, а также несколько чайных домиков. После этих реконструкций слава Виллы Кацура значительно возросла.

Принц Тоситада умер в 1662 году, а его наследник спустя всего несколько лет. Четвертый и пятый князья поколения умерли в подростковом возрасте, что сделало уход за виллой невозможным. Лишь седьмой князь поколения, Якахито (Yakahito), неоднократно бывал на Вилле и много раз делал здесь ремонт, в соответствии с макетом ее первоначальной планировки.

Вилла сочетает в себе архитектурные принципы, характерные для ранних синтоистских храмов и объединяет их с эстетикой и философией дзен-буддизма. Здесь можно увидеть многие традиционные японские приемы, такие, как использование фальшполов с покрывающими их тростниковыми татами. Татами представляют собой коврики размером 90х180 см, которые используются на всех этажах дворца, в том числе на террасах и верандах, откуда открываются прекрасные виды на ландшафт. Полы каждого здания Виллы приподняты, что характерно для конструкций старинных японских зернохранилищ, а также ранних императорских дворцов. Благодаря такой конструкции, пол в домах всегда остается сухой, но, кроме того, создается иерархия пространства. Другие классические примеры, которые можно увидеть на Императорской Вилле Кацура - декорированные бумажные стены сёдзи и фусума, декоративные ниши в стене (токонома) и встроенные столы (цукэсёин).

Чайные домики Виллы являются прекрасным примером того, какое влияние на архитектуру и ландшафт может оказывать философия дзен-буддизма. Чайные церемонии, которые осуществляются в этих павильонах - важная часть жизни японского общества и определенный духовный ритуал, символизирующий в традиции дзен Совершенство. Пять различных изолированных друг от друга чайных домиков окружены растительными композициями и вписаны в ландшафт Виллы. Для того, чтобы гармонично объединить строения с внешним пространством, деревянные опоры были покрыты корой, а другим рукотворным деревянным элементам придали неправильные, приближенные к природным формы.

Кроме того, чайные домики очень интересны изнутри. Окна здесь находятся на уровне глаз сидящего человека, что создает дополнительную гармонию и делает посетителей ближе к природе, так, что можно "любоваться цветущей сакурой весной и малиновый листвой осенью... ожидая, пока приготовится чай или наслаждаясь изысканной кухней".

Старая гостиная (сёин), построенная князем Тосихито для размещения большого количества людей и проведения неформальных встреч, состоит из номеров с девятью, десятью, и пятнадцатью татами, и имеет потолки, поддерживаемые деревянными планками. На южной стороне есть комната с верандой, которая демонстрирует элементы стиля сукия, - это говорит о том, что веранда выполнена в стиле чайной церемонии. Бамбуковая платформа, созданная для отдыха под светом луны, выходит за пределы веранды.

По сравнению со Старой гостиной, Центральная гостиная имеет L-образную форму, на одной из её стен есть ниша (токонома), а на другой - расположенные в шахматном порядке декоративные полки (тигайдана). Стены украшены графическими изображениями ландшафтов, а также семи мудрецов в бамбуковой роще.

Ближняя гостиная, как полагают, служила местом жительства князя, о чем свидетельствует наличие ванной и туалета. С двух сторон гостиную окружает веранда, откуда можно любоваться садом.

Здания, и, в меньшей степени, сады Виллы Кацура стали объектом изучения многих архитекторов-модернистов в XX веке, которые черпали информацию в трудах прославленного немецкого архитектора Бруно Таута. Ле Корбюзье, а затем и Вальтер Гропиус, посетивший Виллу в 1953 году, черпали вдохновение в ее минималистичном и ортогональном дизайне. Вилла Кацура стала хорошо известна и благодаря архитекторам из Австралии, таким как Филипп Кокс, Питер Мюллер и Невилл Грузман, которые посещали ее в конце 1950-х и 1960-х годах.

Сад славится своими природными, мифическими ландшафтами, разбитыми вокруг большого пруда. Дизайн сада является миниатюрной версией Аманохасидатэ - одного из трех самых известных природных красот Японии. Три острова в озере напоминают мифические Острова Блаженных - сакральную заморскую страну где-то на краю света.

Вилла Кацура расположена в 15-и минутах ходьбы от станции Кацура, линии Ханкю, Киото. По будним дням шесть раз в день проводятся бесплатные туры (только на японском языке). По воскресеньям, праздничным дням и некоторым субботам экскурсии по Кацура Рикю не проводятся.

Фото: Ольга Грозина ,
Ландшафтный центр "Очарование природы",

Черты синтеза предшествующих этапов развития, давшие в результате произведение редкой гармонии и меры в соединении с изысканной простотой и естественностью, наиболее полно воплотились в ансамбле Кацура.

Хотя сады Кацура можно отнести к итоговой, завершающей стадии развития жанра, это утонченное произведение лишено черт упадка, утраты смысловой значительности, проявляющейся в увлечении чисто формальной стороной творчества. Напротив, сам принцип свободного и органичного соединения признаков различных стилей дал интересный и плодотворный художественный результат. Здесь есть черты, идущие от хэйанской архитектуры синдэн-дзукури,- особое «противостояние» здания и пространства сада, а также лирический аспект переживания природы. Принцип построения интерьера дома, как бы открывающегося наружу, характерен для стиля сёин-дзукури, сформировавшегося в период Муромати. Но не менее важное место в концепции Кацура занимают качества, свойственные архитектуре чайных павильонов (так называемый стиль сукия) с его изысканной простотой и нарочитым вниманием к природной красоте материала - дерева, бамбука, камня. Уже самые первые впечатления от ансамбля связаны с любованием золотисто-желтой, блестящей поверхностью бамбуковых столбиков изгороди, искусно связанных соломенными жгутами. Веранда дворца, сделанная из гладко отполированных некрашеных досок, напоминает по фактуре драгоценный муар, так подобраны и эстетически осмыслены переливы текстуры дерева. Идеалы чайного культа тут как бы распространились на более широко понятую архитектурную концепцию - не только чайного дома и сада, но всего комплекса зданий и окружающей их природной среды.

Значительный по размерам (его площадь 66 тысяч квадратных метров) ансамбль Кацура имеет сложный развитый план без какой-либо фиксирующей вертикали. Естественные холмы и впадины определяют подъемы и спуски, чередование высоких точек с далеким обзором, и более низких, относительно замкнутых. Это единое, развертывающееся по горизонтали пространство, текучесть и динамичность которого формируется композицией садов, образующих целостность, но выделяющихся в самостоятельно различимые звенья. Мягкая картинность хэйанских садов органично сливается с сильными, наполненными ощущением внутренней мощи группами из камней, как будто бы пришедших из дзэнских сухих садов. Бесчисленные оттенки зелени мхов, кустарников, деревьев, располагающие к созерцанию, вызывают в памяти сады типа Сайходзи. Но все-таки самым главным остается качество, заимствованное от чайных садов - точное «проведение» человека по заранее обдуманному, художественно выверенному маршруту с целой серией совершенно определенных зрительных впечатлений. Дорожки из камней, соединяющие дворец с павильонами в саду, ведущие к местам любования водопадом или особенно красивым деревом, производят впечатление случайно изгибающихся, естественно вьющихся среди углублений и неровностей почвы. Самое первое назначение этой дорожки - не замочить ног в сырой траве - предполагает осторожность продвижения по ней, постоянное внимание к неровностям поверхности каждого камня, иначе говоря, заставляет человека все время смотреть вниз. Но мастер, планировавший дорожку, обдумывал и своеобразные передышки в этом осторожном, медленном продвижении. Он фиксировал их или более крупным и гладким камнем или разветвлением дорожки. В этих пунктах остановки движения человек поднимал голову и видел заранее обдуманную, предусмотренную художником композицию, которую нужно рассматривать. Художник заставляет дорожку быть «гидом», не просто вести, но показывать сад, раскрывать его разнообразную, меняющуюся красоту.

На дорожках Кацура как бы незримо присутствует человек. Художник строит весь ансамбль - не только архитектурные сооружения, но и окружающую среду - соразмерным человеку. Если в садах 14-15 веков природа была только объектом созерцания и человек лишь стремился к слиянию с ней, к растворению в ней, то здесь иные масштабы и образы создают несколько иной тип связи человека с природой, что, собственно, и можно отметить как главное новшество ансамбля Кацура.

Традиция связывала авторство ансамбля Кацура с именем Кобори Энсю, однако современные японские ученые склонны отказаться от этой точки зрения. Общий замысел, по всей вероятности, принадлежал самому принцу Тосихито, для которого и строился дворец. Строительные работы возглавлял Наканума Сакио, который вместе с подчиненным ему художником - садовником Дзёсиро был автором главных ландшафтных композиций.

Центр ансамбля занимает искусственное озеро с довольно сложной и по-различному оформленной линией берега, с островами разных размеров и форм. Основное здание дворца в виде длинного зигзага примыкающих друг к другу углами строений выходит в сад и состоит из трех частей - Старого Сёина, Среднего Сёина и Нового дворца. У главных ворот, напротив Старого Сёина, расположен павильон Гэппаро, а между ними сад в развернутой форме - син. Это самая старая часть ансамбля.

Первый этап строительства относится к 1620-1625 годам (под руководством принца Тосихито). После значительного перерыва оно возобновилось в 1642-1647 годах (уже для принца Тоситада, сына Тосихито), а последние сооружения выполнялись к визиту императора Гомицуно в 1659 году. На втором и третьем этапах консультантом принца Тоситада был священник Огава Бодзё, устройством садов заведовал Тамабути, а общее руководство осуществлял Кобори Сэйсюн.

С веранды Старого Сёина открывается прекрасный вид на Гэппаро и сад перед ним. По мере движения внутри дворца через Средний Сёин и Новый дворец вид сада все время меняется и завершается совершенно пустой зеленой лужайкой. Вдоль здания и через сад проложены дорожки из отдельных камней. Пройдя по одной из них к озеру, попадаешь в Павильон сосны и лютни - Сёкинтэй, а затем через мостик - на остров, где стоит на вершине Павильон любования цветами - Сёкатэй. Кроме этих основных построек, в ансамбль входят еще павильоны Онриндо и Сёкиэн.

Хотя план Кацура таков, что ансамбль нельзя охватить взглядом целиком, одновременно, он весь постигается через детали, через часть раскрывается целое; Не имеющее выраженных границ единое синтетичное пространство ансамбля непрерывно варьируется, обыгрывается, переживается и в результате дает множество разнообразных эмоций в зависимости от позиции наблюдателя - неподвижно сидящего внутри помещения или медленно проходящего путь от просторной открытой лужайки перед дворцом к павильону на острове.

Вряд ли есть еще в мировом искусстве ансамбль, который давал бы такую сложную гамму эмоций от переживания природы и где так разнообразно и тонко обыгрывалась бы каждая мельчайшая деталь. При этом сама архитектурная форма почти второстепенна или, во всяком случае, равнозначна природным формам - как естественным, так и рукотворным.

Горизонтальная ориентация дворца, не только не возвышающегося над природным окружением, но даже оказывающегося ниже деревьев, создающих для него фон, начисто снимает идею противопоставления архитектуры и природы. Зигзагообразная линия фасада мерно сопрягает его с прилегающим окружением, заставляет врастать в него. Гладь водоема разъединяет и одновременно объединяет все постройки, а непринужденная линия берега создает плавный, естественный ритм их чередования, бее это можно было наблюдать в разных садах прошлого. Здесь же эти качества подчеркнуты и заострены, но ровно настолько чтобы не бросаться в глаза, не стать самодовлеющими.

Художник не позволяет себе ни малейшей небрежности, ни одной случайной детали, ни одного маловыразительного ракурса. Перед взором человека, смотрящего из интерьера дворца в сад, открывается далекая и величественная картина могучей природы (маленькая пагода на берегу водоема создает масштаб, подчеркивает высоту деревьев). Но если, сидя у края веранды, опустить глаза, главным впечатлением становится богатство фактур: нежно-золотистого бамбука террасы, шелковистого дерева опор и перил, серебристых шершавых камней, окруженных изумрудными мхами. В обоих случаях художник добивался как можно большей полноты эмоционального переживания.

Те каноны прекрасного, которые создавались на протяжении веков, дополняя друг друга, сливаясь и углубляясь, получили здесь реальное вещественное воплощение, достигнув высокой гармонии классического образца. Движение навстречу природе, стремление постичь ее, не нарушая ее целостности, и ощутить свое место в ней выражены в Кацура как воплощение идеала.

Здесь все говорит о неторопливости гениального художника-философа, постоянно ощущавшего себя не вне стихии, которую ему дано было художественно осмыслить, но внутри нее. И поэтому он сумел так зорко подметить красоту кружевного листа папоротника на фоне густой и мягкой зелени мха, оттененной светлыми камнями дорожки. Он ощутил нежную музыкальность в чередовании больших и малых камней, уловил и сопоставил десятки оттенков зелени, заставляя и зрителя снова и снова переживать фактуры предметов - в столкновении, контрасте, в гармонии и созвучии.

Но самое главное, используя природные объекты как пластические, он создает невиданно разнообразное, содержательное пространство, то статичное, камерно замкнутое у входных ворот, то движущееся и просторное, сливающееся с далекими лесистыми холмами. Оно становится главным и незабываемым «героем» ансамбля.

Трудно даже перечислить все неповторяющиеся приемы пространственно-временной организации садов Кацура. Здесь и почти иллюзорный далекий пейзаж, спокойный и рассчитанный на длительное созерцание, и резко «тормозящий» камень на берегу пруда, и замкнутый мир дворика перед входом, где фонарь-башенка воспринимается как парковая скульптура, создающая вокруг себя длительное круговое движение пространства.

Не менее тщательно разработана цветовая гамма садов с учетом сезонных изменений зелени и зависящих от этого сочетаний - с деревом строений, белыми плоскостями раздвижных стен и т. д.

Но самый важный итог работы художника заключается в том, что сад в целом и все его детали пронизаны ощущением духовности, одушевленности, осмысленности, раскрывающейся не только в символах, но и в открытой эмоциональности.

Основное качество садов Кацура - их особая пространственно-пластическая связанность с архитектурой. Это относится не только к садам, расположенным у чайных павильонов, но и к композициям, непосредственно примыкающим к дворцу. Основанная на принципе ваби поэтизация простоты и бедности органично соединялась в архитектуре дворца с аристократической изысканностью стиля сёин,и эта опосредованная, но все же прослеживаемая (хотя и не так четко, как в тясицу) связь с демократическими традициями сельского дома составляет его главную оригинальность и качество, повлиявшие впоследствии на сложение типа жилого дома. Гуманистическая содержательность этой архитектуры, проявляющаяся в первую очередь в ее соразмерности человеку, генетически также восходит к народному жилищу с его строгой функциональностью, утилитарной оправданностью всех деталей, что эстетически было осмыслено мастерами чая в архитектуре тясицу. Четкая линейность, графичность, подчеркнутая упорядоченность архитектуры сопоставляются и контрастируют с непринужденной свободой, естественностью сада. Но оба эти компонента ансамбля образуют целостность, единство статического и динамического начал, равновесия покоя и движения. Конструктивные особенности архитектуры дворца - раздвигающиеся окна-стены, легкий каркас, сама природность материалов (главным образом дерева) делают дом органически сопричастным саду. Наружное пространство как бы вливается в интерьер, сад «входит» внутрь помещения, а для человека, сидящего на циновке пола или на веранде, сад не отделен и не удален. Его можно рассматривать, созерцать, как картину, но можно и ощущать вокруг себя. Именно эти черты, доведенные до совершенства и абсолютной четкости в ансамбле Кацура, оказались самыми важными для последующего развития архитектуры и садового искусства.

Японские сады. Николаева Наталия Сергеевна. Издательство «Изобразительное искусство», Москва. 1975

Императорская вилла Кацура - великолепный образец традиционного японского стиля сёин, для которого характерны минимализм, естественность и утончённая элегантность. Дворец восхищал европейских модернистов, и стал источником вдохновения для многих знаменитых архитекторов, таких как Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус. Павильоны Катсура расположены в окружении прекрасного парка, спланированного в 17 веке.

История

Виллу Кацура нередко называют квинтэссенцией японского стиля. Создавалась архитектура дворца в 17 веке, на рубеже двух эпох. Большая часть построек отличается элегантным минимализмом, вдохновлённым принципами дзен-буддизма.

Основатель имения, принц Тосихито, был потомком императора Огимати. В раннем возрасте его усыновил могущественный сёгун Хидэёси Тойотоми, однако, после рождения его собственного сына, Тосихито потерял право наследования. Взамен сёгун пожаловал ему земли, приносившие небольшой ежегодный доход, и право основания собственного рода - Хатидзё. Принц женился на дочери клана Миядзу, и, получив дополнительный доход, взялся за обустройство имения.

С детства Тосихито увлекался литературой периода Хэйан, и особенно "Повестью о Гэндзи". В ней упоминалась Катсура, как прекрасное тихое место для любования луной. Действительно, этот регион издавна славился своими великолепными пейзажами. Принц решил возвести здесь дворец, повторяющий тот, что был описан в 11 веке придворной дамой Мурасаки Сикибу. Кроме того, Кацура упоминалась и в работах средневекового поэта По Тю-и.

Стиль дворца должен был соответствовать вкусам японской знати "золотой эпохи" Хэйан. Однако Тосихито был ограничен в средствах, и потому работы шли довольно медленно. В 1620 году Кацура представляла собой просто парк с единственным чайным домиком. В дневнике принца отмечено, что к нему часто приезжают гости, насладиться чайной церемонией.

К 1624 году в парке вырыли пруд и построили несколько дополнительных павильонов. Над прудом были перекинуты ажурные мостики, и теперь гости принца могли совершать лодочные прогулки. С водной глади открывался великолепный вид на горы. В 1631 году в дневнике Тосихито уже употребляется термин "дворец" - на территории виллы устраивались празднества по подобию описанных в "Повести о Гэндзи" событий.

После смерти принца вилла начала приходить в упадок, однако, когда его сын Тоситада подрос, то решил восстановить любимое имение отца. В 1642 году были отреставрированы существующие павильоны, а также добавлено несколько новых. Рассказы о вилле дошли до императора, и в 1658 году, отойдя от дел, Гомино-о решил посетить комплекс Кацура.

Специально к визиту императора был возведён зал "Новый Сёин". К этому моменту недостатка в средствах клан не испытывал, и потому отделка павильона была выполнена с большей роскошью. Новый Сёин выполнен в стиле суки-я, однако всё ещё не лишён чарующей простоты и гармоничности линий. Император остался доволен визитом - настолько, что решил обустроить собственную виллу Сюгаку-ин по образу и подобию дворца Кацура.

Судьба клана Хатидзё складывалась не лучшим образом - все наследники погибали в молодости, и постепенно род угас. Земли отошли во владения императора, и на территории Катсура больше не проводилось масштабных работ. К счастью, комплекс сохранился до наших дней практически в неизменном виде - его обошли стороной все пожары и тайфуны. Некоторый ущерб был нанесён зданиям во время переворота и реставрации Мэйдзи, но после масштабной реставрации 1983 года комплекс вернул свой исторический облик.

Большую известность за рубежом вилла получила в ХХ веке после публикации книги Бруно Таута. Модернисты 50-х годов видели в ней воплощение собственных принципов дизайна - минимализм, простота, лёгкость, естественность. Планировки Катсура напоминали им работы Модриана - прямые линии, прямые углы и асимметрия, придающая живость пространству.

Что посмотреть

На территории комплекса разбит "прогулочный сад" с прудом, вокруг которого возведены три павильона - Старый Сёин, Средний Сёин и Новый Дворец. Кроме того, в парке прячется ещё пять изящных чайных домиков (на данный момент открыты четыре).

Старый Сёин был сооружён по приказу принца Тосихито. Павильон состоит из трёх комнат площадью в 9, 10 и 15 татами. К южной его стороне пристроена веранда для любования луной, её отделка более декоративна и характерна для стиля суки-я.

Средний Сёин более строг и формален. Его план выполнен в форме буквы Г; один из коридоров оканчивается "токонома" - нишей для икэбаны. Рядом расположены резные книжные полки, а стены украшены росписью. В этом павильоне некогда жил сам принц, здесь расположены подсобные помещения и ванные комнаты. Вдоль фасадов пристроена открытая веранда, с которой можно любоваться окружающим парком.

Новый дворец несколько отличается по стилю от других строений. Он состоит из трёх комнат площадью в 8, 6 и 3 татами. В плане строение также имеет Г-образный план. Здесь останавливался император - одна из комнат является его спальней, остальные - помещения для свиты и слуг.

Из пяти чайных домиков до нынешнего момента сохранилось четыре. Здесь часто проходили чайные церемонии, так как принцы Хатидзё были большими поклонниками чайной культуры. Основные принципы их дизайна - слияние с природой, гармония, простота и спокойствие линий.

Самый заметный павильон, Гэппа-ро или Башня Лунных Волн, расположен на холме над озером. Контрастирует с ним более скромный Сёкин-тей, Павильон Сосновой Лютни. Он находится у самой воды, и именно отсюда было принято любоваться отражением Луны в пруду. Третий домик получил название Сёкатей, "Павильон Любования Цветами" - он расположен в окружении вишнёвых деревьев на самой вершине холма.

Тропинка, идущая влево от домика Сёка-тей приводит к небольшой фамильной часовне Онрин-до, а ещё чуть дальше расположен четвёртый павильон, Сёикэн - "Зал Весёлых Мыслей". Его отличительной чертой является ряд круглых окошек на обращённой ко входу стене. Павильон несколько отличается по планировке от остальных домиков - его интерьер разбит на несколько комнат, и больше напоминает традиционный жилой дом.

В архитектуре всех построек виллы Катсура прослеживаются черты, характерные для ранних синтоистских святилищ, а также для буддийских храмов школы Дзэн. Веранды связывают внутренние помещения дворца с окружающим садом, как бы впуская природу внутрь комнат, отделённых лёгкими сёдзи. Полы всех построек приподняты над землёй - эта черта была характерна для древних хранилищ риса. Таким образом обеспечивается не только практическая польза - вентиляция в летний период, но и символически подчёркивается возвышение императорской семьи над обычными людьми.

Посетить императорскую виллу Катсура можно только в составе организованной группы. Время визита устанавливается Управлением Императорского Двора Японии. Экскурсии проводятся только на японском языке, но доступны аудио-гиды на английском. Во время прогулки туристы осматривают парк и озеро, сами павильоны закрыты для посещения. Фотографировать окрестности можно только со специально отведённых площадок.