Драммен норвегия. Неуловимая Норвегия: Драммен и Конгсберг. Где поселиться в Драммене

Город Драммен Норвегия находится на шестом месте по величине среди городов северной страны. Это крупный порт и большой промышленный центр Норвегии. Он расположен у слияния красивейшего фьорда Драмс-фьорд и реки Драмс-Эльв в 40 км от столицы Норвегии – Осло . В окрестностях города сохранились густые леса – легкие города. Городские власти очень бережно относятся к своему «зеленому» наследию, ведь благодаря ему город Драммен (Норвегия) остается самым чистым из промышленных городов в мире.

Драммен – это родина викингов. Из его порта они отправлялись на своих кораблях в многодневные походы. В 14 веке здесь прочно обосновались купцы из Голландии, благодаря которым и был основан город. Его первоначальное название – Драфн (норв. «волна»). Любителям спорта город известен тем, что здесь родился известный норвежский биатлонист, еще недавно абсолютно непобедимый, Бьордален. А еще Драммен является родиной купца Швенке, изобретателя картофельной водки, знаменитой на всю Норвегию и далеко за ее границами. Кстати, сами норвежцы называют ее пивом.

Драммен – город в , в губернии Бускеруд. Он расположен в 60 км от столицы. Это – 6-й по размеру и населенности город страны. Сегодня он известен в первую очередь как прекрасный , а во вторую – как родина известного норвежского писателя Ханса Хенрика Егера и не менее известных спортсменов-биатлонистов братьев Бьёрндален. Кроме того, Драммен является и родиной аквавита, норвежской картофельной водки.

Общая информация

Драммен стоит в живописном месте около устья реки, впадающей в знаменитый своей красотой фьорд Драмсфьорд. Это сделало его крупнейшим портовым городом. Он образовался путем слияния небольших портовых городков Брагернес, Стрёмсё и Танген. Сегодня порт Драммен является лидером среди норвежских портов по импорту фруктов и автомобилей.

Проживает в городе (с учетом пригородов) всего около 160 тысяч человек. В состав муниципалитета, столицей которого является Драммен, входят еще 4 населенных пункта, причем на сам город и его пригороды приходится 61% населения.


Климатические условия

Климат в Драммене практически не отличается от , что и неудивительно, учитывая расстояние между ними. За достаточно затяжной весной следует прохладное лето, обычно воздух прогревается до +16…+18°С, днем может дойти и до +22°С, а крайне редко столбик термометра приближается к отметке 30°С. Осадков выпадает не слишком много, тем не менее, летом их больше, чем зимой. Самый дождливый месяц в году – август.

Средняя температура сентября – +11°С, в октябре она снижается до +6°С, а в ноябре – до +3°С. Зима мягкая, обычно температура находится в районе -2…-5°С, однако изредка бывают и очень холодные зимы, когда температура снижается до -20°С и ниже. Заморозки возможны и в апреле.


Активный отдых

Фото этого города в Норвегии подтверждают, что Драммен и лыжи – понятия неразделимые. В 2017 Драммен снова принимает Чемпионат мира по лыжным гонкам.

Как лыжный курорт Драммен предлагает трассы разного уровня сложности. Длина самой продолжительной из них составляет 2000 м. Перепад высот составляет всего 280 м, что и неудивительно, город ведь находится на побережье. Поэтому самая низкая точка трасс здесь находится на высоте всего 70 м над уровнем моря, а наивысшая – соответственно, на высоте 350 м. Курортный сезон длится с декабря по апрель.

Летом любители тоже могут найти здесь много интересного для себя. Город предлагает множество маршрутов для хайкинга и конных прогулок; можно взять напрокат лодку для совершения водных прогулок или для , во время которой можно поймать лосося.

В каньоне Кьостердьюве, до которого из Драммена можно доехать за 10 минут, занимаются джампингом. А любителям менее экстремального отдыха город предлагает множество полей для гольфа. Отдыхающим с детьми будет интересно посетить аквапарк.

Достопримечательности Драммена

Чтобы осмотреть панораму города, нужно подняться на вершину горы Брагернес. Саму гору тоже можно назвать городской : внутри нее проложен спиралевидный автомобильный тоннель длиной 1650 м, по которому можно подняться к смотровой площадке, которая находится на высоте 200 м.


В Драммене по сравнению с другими местами Норвегии достопримечательностей немного: в 1866 году в городе случился большой пожар, который уничтожил его большую часть. Однако некоторые строения всё же сохранились, а некоторые заслуживающие внимания объекты появились позже.

В Драммене стоит посмотреть:


Кроме того, на улицах города установлено множество красивых статуй. Вокруг Драммена расположены многочисленные фермы, экскурсии на которые придутся по душе детям: во время их посещения можно покормить животных и прокатиться верхом.

Мероприятия в городе

Ежегодно в августе-сентябре в городе проходят разнообразные фестивали, концерты, кулинарные конкурсы, ярмарки и выставки. Любители органной музыки могут насладиться ею в готической церкви Брагернес 1871 года постройки.

Где поселиться в Драммене?

Одним из лучших мест проживания в городе постояльцы называют 4* Clarion Collection Hotel Tollboden. Из более дешевых вариантов лучшим можно назвать 3* отели Comfort Hotel Union Brygge в центре города и Scandic Park Drammen, расположенный на площади Гамле-Киркеплас в 50 метрах от театра.

Кроме того, множество отелей располагается в окрестностях города. Для тех, кто приехал в Драммен для того, чтобы покататься на лыжах, удобнее будет выбрать один из , находящихся поближе к склонам. Из них лучшими можно назвать:

  • 4* Scandic Asker, Thon Hotel Vettre и Quality Hotel Leangkollen в Аскере (примерно 15 км от Драммена);
  • B&B отель Renskaug Vertsgård в Эгге (6 км от города);
  • Svelvik Romutleie в Свелвике;
  • Вилла Villa Rørvik на берегу фьорда.

Рестораны и кафе

Заведения питания Драммена предлагают как традиционную норвежскую, так и другие виды кухни: паназиатскую, индийскую, турецкую, японскую. Лучшими ресторанами города можно назвать:

  • Anchas"bodega (испанская и средиземноморская кухня);
  • Soi Saam Thai Restaurant (азиатская и тайская);
  • Ssam Bistro AS (корейская и японская);
  • Singh Saab The Authentic Indian Cuisine (индийская);
  • Cappadocia (средиземноморская и турецкая).

Шопинг

Большая часть городских магазинов находится на площади Bragernes (Брагернес), которая когда-то являлась главной рыночной площадью города. Один из самых крупных торговых центров города называется Мегазинет. Сувенирные магазины можно найти в усадьбе Мариенлист и около Графского дворца.


Транспорт

В период с конца 1909 по середину 1967 года в городе функционировал троллейбус – кроме Драммена, троллейбусное движение действовало всего лишь еще в трех городах Норвегии. Сегодня города – это автобусы и такси.


Как добраться до Драммена?

Из Осло можно доехать поездом. Поезда отправляются от Центрального вокзала Осло. Существует два поезда, которыми можно добраться сюда: R11x и L13. Интервал движения обоих – 15 минут. В первом случае в пути придется провести 33 минуты, во втором – 35. Автомобилем до города можно доехать примерно за 45 минут, ехать следует по трассе E18.


Зачем ехать

«Каламбур, обыгрывающий название города («dram» означает «рюмка», «стопка»), гласит: «Лучше в час по стопке, чем час в Драммене». Главный вклад Драммена в национальную культуру тоже связан со стопками. В 1804 году, после того как государство запретило растрачивать пшеницу на производство спирта, местный купец Юхан Готфрид Швенке изобрел картофельную водку — аквавит. Сегодня можно посетить дом Швенке на Соммерфрюдвайен (Sommerfrydveien), в котором «отец аквавита» проводил свои первые опыты. В 1907 году выходцы из Драммена усовершенствовали рецепт главного норвежского алкогольного напитка — компания семьи Брудерсен отправила целую партию бутылок на корабле в Австралию и выяснила, что путешествие через экватор и смена температур значительно улучшили вкусовые качества напитка. С тех пор качественные сорта аквавита отправляются в обязательное путешествие до экватора. В Драммене существует особый способ потребления напитка — его запивают пивом, чему жители других норвежских городов не перестают удивляться». (с) Афиша «Осло»

Кроме судьбоносного события, как-то - изобретение норвежской водки, Драммен (трепещите, фанатки Оле Эйнара Бьорндалена!) является родиной этого великого биатлониста. А еще город стоит на реке, впадающей в один из красивейших фьордов Норвегии - Драмс-фьорд.

Как добраться

Поездом от Осло. Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на http://www.nsb.no/

При покупке заранее на сайте норвежских железных дорог можно здорово сэкономить на стоимости билетов.
От станции вправо, к мосту, и - на другой берег реки, к площади Bragernes, где левое из одинаковых, похожих на замок, зданий, - турбюро.

История

Первые люди появились в здешних краях примерно 6-7 тыс. лет назад (об этом свидетельствуют наскальные изображения лосей, найденные в местечке Åskollen), затем здесь хозяйствовали викинги, затем в XIV в. сюда пришли купцы из Голландии, развернувшие обширную торговлю древесиной. Место, что ни говори, было удобным для обустройства порта: полноводная река, впадающая во фьорд, оба холмистых берега покрыты густым лесом (есть, из чего строить и чем торговать - одновременно), поэтому здесь возник не один, не два, а целых три порта: с северного берега - Брагернес (Bragernes), с южного - Стромсо (Strømsø) и Танген (Tangen). Каждый порт обслуживал свой крупный торговый город: Брагернес - Кристианию (Осло), Стромсо - Тонсберг (Tønsberg), поэтому сотрудничать портам было невыгодно. Лишь в 1662 г. купцы предложили объединить порты, и между ними построить городок Фредериксстром (Frederiksstrøm), в честь датского короля Фредерика III. Король не оценил красоты жеста, и предложение купцов отклонил. В 1715 г. Брагернес получил ограниченные права торгового города и объединился со Стромсо и Тангеном только в 1811 г. Злопамятные купцы на сей раз нарекли город Драфном (Drafn), сокращенно от Drammensfjord (норвежское слово dröfn означает волну). Девиз на городском гербе (1715) гласит: IN FIDE ET JUSTITIA FORTITUDO (сила - в вере и правосудии), он отражен и на самом гербе, где ключ символизирует веру, меч - правосудие, колонна на вершине скалы - силу.

С этого времени город процветал благодаря торговле древесиной, производству судов, а позднее - и целлюлозно-бумажному производству (экологически вредные фабрики были закрыты в 1960-х - подозреваю, что после того, как в Норвегии нашли нефть, закрыли половину промышленного производства страны). В 1866 г. Драммен сильно пострадал в огне пожара, поэтому старинных зданий здесь ждать не приходится. В 1909 г. здесь пустили первый в Норвегии троллейбус, через 90 лет открыли пробитый в горе тоннель Bragernes, разгрузивший центральную часть города от транспорта. Сейчас Драммен - крупный норвежский порт.

Город

Как мне кажется, наиболее удачен следующий маршрут прогулки по городу сначала перейти реку, дабы осмотреть район Bragernes с одноименными площадью и церковью, подняться на холм, чтобы оттуда любоваться видами на город, реку и кусочек фьорда, а затем, вернувшись к станции, осмотреть район Strømsø.

Перейдя мост, вы оказываетесь на просторной прямоугольной площади Bragernes, которая вдалеке заканчивается изящной церковью. Когда-то это была центральная рыночная площадь городка Брагернес, именуемая Bragernes Torg, сейчас, впрочем, не изменившая своего назначения - помимо Ратуши, театра, биржи и церкви, здесь расположена основная масса магазинов Драммена, здесь же бьет ключом вся ночная жизнь. Современная площадь была спланирована после пожара 1866 г., уничтожившего эту часть города в считанные часы, и сейчас по утрам здесь располагается продуктовый рынок, а зимой тут заливают каток и даже проводят кубок мира по конькобежному спринту. В центре площади стоит фонтан, в котором стоят две каменные фигурки, изображающие мирных местных жителей, а мост украшен женской статуей, держащей на голове парусник - в память о славном торговом прошлом Драммена. Примечательно, что и площадь, и прилегающие к ней улицы жилых кварталов были спланированы таким образом, чтобы не дать распространиться пожару.

С правой стороны, в красивом желтом здании бывшей биржи, ныне бойко функционирует «Макдональдс», городской театр прячется с левой стороны, среди жилого квартала, где расположено старое городское кладбище. На противоположной стороне площади - два одинаковых здания, напоминающих маленькие замки, выстроенных по проекту Нильса Экхофа (Nils S. Eckhoff) в 1871 г. Правое из них является городской Ратушей, в левом находится турбюро.

Улица между ними ведет к неоготической церкви Bragernes (1871). Это было вторым зданием в Драммене, построенным после пожара 1866 г. Кроме собственно служб, здесь проводят концерты органной музыки (считается, что в церкви великолепная акустика), а музыку, исполняемую карильоном церкви в 35 колоколов, приезжают послушать издалека. Алтарный образ был выполнен Адольфом Тидерманом в 1871 г.

За церковью начинается подъем на холм Bragernesåsen: вся горка в нижней части застроена симпатичными особнячками, в верхней - покрыта лесом, и у нас сложилось такое впечатление, что пешеходные тропки, прорезающие лес тут и там, ведут к каждому домику, то есть у каждого жителя есть своя, особенная, личная, тропка. В паре мест нам повстречались указатели «Zik-Zakken», мол, туда, и, как мы поняли, это и есть тот самый тоннель, пробитый в горе для снятия транспортных тягот с Драммена (Spiraltunnelen).

Тоннель для местных жителей является таким же культовым местом, как для бергенцев - гора Флой. Сюда, правда, не ходят фуникулеры и туристов не привозят пачками, но прогулочные дорожки имеются, виды красивые, а для любования ими в ключевых местах поставлены скамеечки. Тоннель проложен на вершину горы на высоте от 50 до 200 метров над уровнем моря, имеет длину 1650 метров, делает шесть витков (путь явно не для тех, кого укачивает!) и открыт в 1961 г., в честь 150-летия города.

По пути мы любовались попеременно то на красивые особнячки, то на виды города, который вырастал из-за деревьев и все больше и больше становился как на ладони. Сначала компанию нам составил папа с коляской, вдруг исчезнувший за деревьями (наверное, сбег по одной из секретных тропок), потом - пожилая дама, совершавшая пробежку, затем - девица с толстым ротвейлером… Откуда-то из-за деревьев послышались звуки оркестра. «Музыка, похоже, живая», - сообщила я мужу, прислушавшись. Так и оказалось - на площадке перед маленьким кафе сидел целый оркестр, увлеченно наигрывавший приятную мелодию. Послушав пару минут, мы снова начали затяжной подъем в горку. Наконец, мы выбрались на самую вершину, где высился флагшток и грозная пушка, направленная на город. Все это здесь оказалось не случайно: на вершине холма над городом с XVII в. были построены укрепления, усиленные артиллерией - на случай, если швед попрет. В 1905 г. батарею разобрали, а одну пушку, Cocherill, оставили - в назидание.

А виды тут и взаправду хороши! Начинался дождик, небо приобрело особенный «норвежский» оттенок «улица хмурится», и мы, сняв пару панорам, поспешили укрыться в лесной чаще. Несмотря на совсем не прогулочную погоду, совершающие прогулку местные жители в лесу все же попадались (они, как гномы, промелькивали за деревьями и убегали каждый по своей тропинке), а мы, хоть и пошли от пушки по совершенно другой дорожке, в конце концов, вернулись к церкви.

Вернувшись к железнодорожному вокзалу, мы продолжили свою прогулку. У станции Драммена когда-то был расположен порт Стромсо (Strømsø), ныне - одноименный городской район. Здесь сосредоточены самые старые здания в городе, некоторые датированы XVII веком, но мало отличаются от стоящих по соседству собратьев.

Прямо перед станцией раскинулся большой парк, в глубине которого прячется музей Драммена. Когда-то это было графское поместье Мариенлист (Marienlyst), а ныне здесь расположены самые разные экспозиции - от выставки мебели и серебряной посуды внутри дворца до музея под открытым небом в парке. Последний представляет собой целый поселок из 25 зданий, которые свозили сюда со всего графства Бускеруд (Buskerud): лесопилка, амбары, жилые дома, водяная мельница. Все их, как и в музее на полуострове Бюгдой в Осло, можно посетить, а в старинном магазине - приобрести леденцы, изготовленные по старинным рецептам. Чуть особнячком стоит поместье Gulskogen, избежавшее участи большинства загородных поместий XVIII в., которые были снесены для постройки заводов. Поместье принадлежало богатому местному купцу Питеру Арбо и его жене, Анне Коллетт, которые приобрели его на аукционе в 1794 г. и сохранили неизменным, потомки тоже отнеслись к фамильной резиденции бережно. Дом не производит впечатления музея: занавески как будто только что выстираны, полуоткрытая книга лежит на столе, кровати свежезастелены… Даже сараи и двор выглядят так, как будто на них с утра работали, но отошли на минутку…

Неподалеку от станции и парка расположена еще одна городская церковь, Strømsø kirke. Ее построили в 1667 г., когда города еще не существовало, а было три порта. Тогдашний губернатор порта, Даниэль Кнофф (Daniel Knoff) был основным спонсором постройки церкви, позаботившись о том, чтобы каждому из 920 жителей городка-порта было отведено место в новой церкви. В церковной крипте имеется фамильная усыпальница семьи Кнофф, по соседству погребен и друг губернатора, Вильгельм Мекленбург, также помогавший строить церковь.

Лирическое отступление. В Норвегии выгоднее всего вести здоровый образ жизни: любителям выпить здесь нет места по той простой причине, что цены тут очень высоки, да еще существует государственная монополия на спиртное выше определенного градуса, вся подобная выпивка продается только в специализированных магазинах со специфическими часами работы (один из таких магазинов расположен в главного входа на вокзал, но мы ни разу не видели его открытым, хотя очень хотели зайти и поужасаться местным ценам на спиртное). Курильщиков притесняют разными правилами и ограничениями, да и цены на пачку сигарет выше московских раза в 4-5. А высокая стоимость местного транспорта, платные дороги и тоннели, да стоимость парковок заставляет норвежцев пересаживаться на велосипеды, лыжи и много ходить пешком. Поэтому удивительно ли, что норвежцы - не только самые здоровые люди в мире, но и самые лучшие лыжники и биатлонисты? Именно в Драммене родился Оле Эйнар Бьорндален, правда, обещанный русскими турсайтами музей, посвященный ему, в городе обнаружен не был, да и городской сайт ничего о таком музее не знает…

История

Прекрасным летним днем 1623 г. двое мальчиков-пастухов в поисках сбежавшего быка обнаружили в местных горах близ молочной фермы серебряную жилу. Вести вскоре достигли Копенгагена и ушей короля Кристиана IV (Норвегия тогда была частью Датского королевства), которому деньги нужны были всегда - на войны и строительство новых городов. Король направил сюда специалистов из Германии для исследований, и они подтвердили: серебро есть. 2 мая 1624 г. король Кристиан открыл серебряные копи Коннингсберг (Konings Bierg). Вокруг копей быстро вырос городок, чье название трансформировалось из названия копей - Конгсберг. С 1624 г по 1957 г., когда копи были закрыты, здесь добыли 1350 тонн серебра, что составляло 20% доходов страны. Благодаря активной добыче, к концу XVIII в. Конгсберг стал вторым по величине городом Норвегии после Бергена, в 1757 г. здесь открыли королевский горнодобывающий колледж, который в 1812 г. стал одним из факультетов университета Осло. С 1686 г. здесь находился норвежский монетный двор (Myntverket), проданный в 2003 г. назад частным инвесторам (теперь здесь чеканят и финскую монету тоже).

Городской герб, принятый муниципалитетом, напоминает старинную городскую печать (1689): римский бог Янус (символизирует короля), меч и весы (символизирующие правосудие).

Город

Конгсберг сильно пострадал во время войны 1807-1814 гг. и большого пожара в 1810 г., поэтому от него мало что осталось, да и по натуре своей норвежцы не склоны создавать нечто пышное и пряничное, вроде чешской Кутной Горы (где тоже добывали серебро), поэтому если вы ожидаете чего-то подобного Чехии, но в норвежском климате, то можете здорово разочароваться. Примерно как я, идя по центральной городской улице и недовольно взирая по сторонам: ну дома, ну магазинчики, милый тихий городок, в котором нет ничего особенного…

«Ничего существенно не переменилось с начала века, разве что белые тарелки телеантенн дают добавочный колер темно?вишневым домикам с зелеными крышами. Попадается и другая окраска, но именно таков норвежский цвет, который запоминаешь навсегда как натуральный. Дома начинаются на гребне холма, скатываясь сквозь сосны и елки, задерживаясь на склонах и на кромке берега, замирая уже на сваях, по колено в воде». Петр Вайль «Гений места»

Река здесь самая что ни на есть неукротимая: бурная настолько, что с одной стороны моста вверх поднимается туча водной пыли, с другой - самый настоящий водопад, правда, невысокий. Даже пороги здесь есть, этакие острые каменюки, коварно обнажающиеся время от времени стремительным течением. Цвет воды примечательный - горный - глубокий сине-зеленый, и отливающий особенным оттенком, так что сразу понимаешь, вода холодная и еще - здесь не купаются. Было что-то такое же тревожное в цвете воды вышедших из берегов швейцарских рек во время наводнения в 2005 году…

Мост через реку симпатичный: в ряд на решетке стоят фонари, которые, кажется, все еще зажигают, подняв ламповое стекло. По обе стороны моста стоят по 2 скульптуры, символизирующие, видимо, чеканщиков монет и горный промысел, а решетка моста украшена медальонами с изображением известных норвежских лиц (есть даже по три лицаJ С левой стороны от моста, на берегу со стороны станции вечно закидывает удочку рыбак в штормовке, хотя какая там рыба, в таком-то течении…

Перейдя мост, мы обнаруживаем слева те самые серебряные копи, сохраненные для потомства (добыча здесь была прекращена в 1957 г.). На куче породы вас приветствует поднятым молоточком шахтер, а здания конторы и копей подозрительно невелики для такого обширного производства, но все равно погулять здесь приятно, представляя, как вот-вот проревет губок и тысячи рабочих двинутся к спуску в шахты (в период расцвета серебряного промысла здесь одновременно работало 4 тыс. человек). В теплое время года копи можно посетить с экскурсией, а можно принять участие в целом представлении, когда вы будете искать в тамошних лабиринтах сокровища. Прочитать об условиях посещения, расписании экскурсий и т.п. можно на сайте музея - http://www.bvm.museum.no

В этой же части города в сурового облика здании расположен монетный двор - его видно от копей.

Вверх, мимо забавного медведа, мы поднимаемся к уютной площади, окруженной милыми беленькими домиками, построенными в середине XIX в. Сначала наше внимание привлекают диковинные часы ярко-желтого цвета, сделанные как будто из папье-маше, в самых неожиданных местах здесь вделаны еще множество маленьких циферблатов. Интересно - это дети мастерили, или взрослые дурака валяли?:) Со смотровой площадки вдали виднеется милая белая церковь, а мы направляемся к главному городскому храму, что высится на этой же площади.

Эта строгая с виду церковь, освященная в 1761 г., прячет внутри пышнейшее барочное убранство и считается самой большой барочной церковью Норвегии (2440 посадочных мест). Впрочем, если вы представили себе большое пространство, то это не так - изнутри церковь кажется небольшой и довольно тесной - сиденья поставлены тесно и то вдоль, то поперек. Построили ее в период расцвета копей, и денег, очевидно, не пожалели: пышный орган, расположенный над алтарем, был сконструирован знаменитым мастером Готфридом Генрихом Глогером в 1765 г. (отреставрирован недавно, в 2001 г., играет в 19.30 каждую среду в июне, июле и до 15 августа); сверху свисают три затейливые хрустальные люстры; а интерьер выполнен в стиле рококо и может похвастаться позолоченной резьбой, скульптурами, фресками и мраморами. Правда, все это выглядит несколько…обветшалым - сильно сказано, скорее, каким-то пыльным. Кстати, нам повезло: на сайте города указано, что вход в церковь платный, мы же подошли сюда сразу после окончания мессы и прошли свободно. Церковь окружена старинным кладбищем.

Остальные улочки на этой стороне реки довольно милы, особенно если осматривать не только центральные улочки, но и закоулки. Вероятно, по эту сторону войны и пожары не так свирепствовали.

(с) www.talusha1.narod.ru

Страницы 1

Каламбур, обыгрывающий название города («dram» означает «рюмка», «стопка»), гласит: «Лучше в час по стопке, чем час в Драммене». Главный вклад Драммена в национальную культуру тоже связан со стопками. В 1804 году, после того как государство запретило растрачивать пшеницу на производство спирта, местный купец Юхан Готфрид Швенке изобрел картофельную водку - аквавит. Кроме судьбоносного события, как-то – изобретение норвежской водки, Драммен (трепещите, фанатки Оле Эйнара Бьорндалена!) является

Зачем ехать

«Каламбур, обыгрывающий название города («dram» означает «рюмка», «стопка»), гласит: «Лучше в час по стопке, чем час в Драммене». Главный вклад Драммена в национальную культуру тоже связан со стопками. В 1804 году, после того как государство запретило растрачивать пшеницу на производство спирта, местный купец Юхан Готфрид Швенке изобрел картофельную водку - аквавит. Сегодня можно посетить дом Швенке на Соммерфрюдвайен (Sommerfrydveien), в котором «отец аквавита» проводил свои первые опыты. В 1907 году выходцы из Драммена усовершенствовали рецепт главного норвежского алкогольного напитка - компания семьи Брудерсен отправила целую партию бутылок на корабле в Австралию и выяснила, что путешествие через экватор и смена температур значительно улучшили вкусовые качества напитка. С тех пор качественные сорта аквавита отправляются в обязательное путешествие до экватора. В Драммене существует особый способ потребления напитка - его запивают пивом, чему жители других норвежских городов не перестают удивляться». (с) Афиша «Осло»

Кроме судьбоносного события, как-то – изобретение норвежской водки, Драммен (трепещите, фанатки Оле Эйнара Бьорндалена!) является родиной этого великого биатлониста. А еще город стоит на реке, впадающей в один из красивейших фьордов Норвегии - Драмс-фьорд.

Как добраться

Поездом от Осло. Время в пути, стоимость проезда и время отправления уточняйте, пожалуйста, на http://www.nsb.no/
При покупке заранее на сайте норвежских железных дорог можно здорово сэкономить на стоимости билетов.

От станции вправо, к мосту, и – на другой берег реки, к площади Bragernes, где левое из одинаковых, похожих на замок, зданий, - турбюро.

История

Первые люди появились в здешних краях примерно 6-7 тыс. лет назад (об этом свидетельствуют наскальные изображения лосей, найденные в местчеке Åskollen), затем здесь хозяйствовали викинги, затем в XIV в. сюда пришли купцы из Голландии, развернувшие обширную торговлю древесиной. Место, что ни говори, было удобным для обустройства порта: полноводная река, впадающая во фьорд, оба холмистых берега покрыты густым лесом (есть, из чего строить и чем торговать – одновременно), поэтому здесь возник не один, не два, а целых три порта: с северного берега – Брагернес (Bragernes), с южного – Стромсо (Strømsø) и Танген (Tangen). Каждый порт обслуживал свой крупный торговый город: Брагернес – Кристианию (Осло), Стромсо – Тонсберг (Tønsberg), поэтому сотрудничать портам было невыгодно. Лишь в 1662 г. купцы предложили объединить порты, и между ними построить городок Фредериксстром (Frederiksstrøm), в честь датского короля Фредерика III. Король не оценил красоты жеста, и предложение купцов отклонил. В 1715 г. Брагернес получил ограниченные права торгового города и объединился со Стромсо и Тангеном только в 1811 г. Злопамятные купцы на сей раз нарекли город Драфном (Drafn), сокращенно от Drammensfjord (норвежское слово dröfn означает волну). Девиз на городском гербе (1715) гласит: IN FIDE ET JUSTITIA FORTITUDO (сила – в вере и правосудии), он отражен и на самом гербе, где ключ символизирует веру, меч – правосудие, колонна на вершине скалы – силу.

С этого времени город процветал благодаря торговле древесиной, производству судов, а позднее – и целлюлозно-бумажному производству (экологически вредные фабрики были закрыты в 1960-х – подозреваю, что после того, как в Норвегии нашли нефть, закрыли половину промышленного производства страны). В 1866 г. Драммен сильно пострадал в огне пожара, поэтому старинных зданий здесь ждать также не приходится. В 1909 г. здесь пустили первый в Норвегии троллейбус, через 90 лет открыли пробитый в горе тоннель Bragernes, разгрузивший центральную часть города от транспорта. Сейчас Драммен – крупный норвежский порт.

Город

Как мне кажется, наиболее удачен следующий маршрут прогулки по городу сначала перейти реку, дабы осмотреть район Bragernes с одноименными площадью и церковью, подняться на холм, чтобы оттуда любоваться видами на город, реку и кусочек фьорда, а затем, вернувшись к станции, осмотреть район Strømsø.

Перейдя мост, вы оказываетесь на просторной прямоугольной площади Bragernes, которая вдалеке заканчивается изящной церковью. Когда-то это была центральная рыночная площадь городка Брагернес, именуемая Bragernes Torg, сейчас, впрочем, не изменившая своего назначения – помимо Ратуши, театра, биржи и церкви, здесь расположена основная масса магазинов Драммена, здесь же бьет ключом вся ночная жизнь. Современная площадь была спланирована после пожара 1866 г., уничтожившего эту часть города в считанные часы, и сейчас по утрам здесь располагается продуктовый рынок, а зимой тут заливают каток и даже проводят кубок мира по конькобежному спринту. В центре площади стоит фонтан, в котором стоят две каменные фигурки, изображающие мирных местных жителей, а мост украшен женской статуей, держащей на голове парусник – в память о славном торговом прошлом Драммена. Примечательно, что и площадь, и прилегающие к ней улицы жилых кварталов были спланированы таким образом, чтобы не дать распространиться пожару.

С правой стороны, в красивом желтом здании бывшей биржи, ныне бойко функционирует «Макдональдс», городской театр прячется с левой стороны, среди жилого квартала, где расположено старое городское кладбище.

На противоположной стороне площади – два одинаковых здания, напоминающих маленькие замки, выстроенных по проекту Нильса Экхофа (Nils S. Eckhoff) в 1871 г. Правое из них является городской Ратушей, в левом находится турбюро.

Улица между ними ведет к неоготической церкви Bragernes (1871). Это было вторым зданием в Драммене, построенным после пожара 1866 г. Кроме собственно служб, здесь проводят концерты органной музыки (считается, что в церкви великолепная акустика), а музыку, исполняемую карильоном церкви в 35 колоколов, приезжают послушать издалека. Алтарный образ был выполнен Адольфом Тидерманом в 1871 г.

За церковью начинается подъем на холм Bragernesåsen: вся горка в нижней части застроена симпатичными особнячками, в верхней – покрыта лесом, и у нас сложилось такое впечатление, что пешеходные тропки, прорезающие лес тут и там, ведут к каждому домику, то есть у каждого жителя есть своя, особенная, личная, тропка. В паре мест нам повстречались указатели «Zik-Zakken», мол, туда, и, как мы поняли, это и есть тот самый тоннель, пробитый в горе для снятия транспортных тягот с Драммена (Spiraltunnelen).

Тоннель для местных жителей является таким же культовым местом, как для бергенцев – гора Флой. Сюда, правда, не ходят фуникулеры и туристов не привозят пачками, но прогулочные дорожки имеются, виды красивые, а для любования ими в ключевых местах поставлены скамеечки. Тоннель проложен на вершину горы на высоте от 50 до 200 метров над уровнем моря, имеет длину 1650 метров, делает шесть витков (путь явно не для тех, кого укачивает!) и открыт в 1961 г., в честь 150-летия города.

По пути мы любовались попеременно то на красивые особнячки, то на виды города, который вырастал из-за деревьев и все больше и больше становился как на ладони. Сначала компанию нам составил папа с коляской, вдруг исчезнувший за деревьями (наверное, сбег по одной из секретных тропок), потом – пожилая дама, совершавшая пробежку, затем – девица с толстым ротвейлером… Откуда-то из-за деревьев послышались звуки оркестра. «Музыка, похоже, живая», - сообщила я мужу, прислушавшись. Так и оказалось – на площадке перед маленьким кафе сидел целый оркестр, увлеченно наигрывавший приятную мелодию. Послушав пару минут, мы снова начали затяжной подъем в горку. Наконец, мы выбрались на самую вершину, где высился флагшток и грозная пушка, направленная на город. Все это здесь оказалось не случайно: на вершине холма над городом с XVII в. были построены укрепления, усиленные артиллерией – на случай, если швед попрет. В 1905 г. батарею разобрали, а одну пушку, Cocherill, оставили – в назидание.

А виды тут и взаправду хороши! Начинался дождик, небо приобрело особенный «норвежский» оттенок «улица хмурится», и мы, сняв пару панорам, поспешили укрыться в лесной чаще. Несмотря на совсем не прогулочную погоду, совершающие прогулку местные жители в лесу все же попадались (они, как гномы, промелькивали за деревьями и убегали каждый по своей тропинке), а мы, хоть и пошли от пушки по совершенно другой дорожке, в конце концов, вернулись к церкви.

Вернувшись к железнодорожному вокзалу, мы продолжили свою прогулку. У станции Драммена когда-то был расположен порт Стромсо (Strømsø), ныне – одноименный городской район. Здесь сосредоточены самые старые здания в городе, некоторые датированы XVII веком, но мало отличаются от стоящих по сосдетсву собратьев.

Прямо перед станцией раскинулся большой парк, в глубине которого прячется музей Драммена. Когда-то это было графское поместье Мариенлист (Marienlyst), а ныне здесь расположены самые разные экспозиции – от выставки мебели и серебряной посуды внутри дворца до музея под открытым небом в парке. Последний представляет собой целый поселок из 25 зданий, которые свозили сюда со всего графства Бускеруд (Buskerud): лесопилка, амбары, жилые дома, водяная мельница. Все их, как и в музее на полуострове Бюгдой в Осло, можно посетить, а в старинном магазине – приобрести леденцы, изготовленные по старинным рецептам. Чуть особнячком стоит поместье Gulskogen, избежавшее участи большинства загородных поместий XVIII в., которые были снесены для постройки заводов. Поместье принадлежало богатому местному купцу Питеру Арбо и его жене, Анне Коллетт, которые приобрели его на аукционе в 1794 г. и сохранили неизменным, потомки тоже отнеслись к фамильной резиденции бережно. Дом не производит впечатления музея: занавески как будто только что выстираны, полуоткрытая книга лежит на столе, кровати свежезастелены… Даже сараи и двор выглядят так, как будто на них с утра работали, но отошли на минутку…

Неподалеку от станции и парка расположена еще одна городская церковь, Strømsø kirke. Ее построили в 1667 г., когда города еще не существовало, а было три порта. Тогдашний губернатор порта, Даниэль Кнофф (Daniel Knoff) был основным спонсором постройки церкви, позаботившись о том, чтобы каждому из 920 жителей городка-порта было отведено место в новой церкви. В церковной крипте имеется фамильная усыпальница семьи Кнофф, по соседству погребен и друг губернатора, Вильгельм Мекленбург, также помогавший строить церковь.

Лирическое отступление. В Норвегии выгоднее всего вести здоровый образ жизни: любителям выпить здесь нет места по той простой причине, что цены тут очень высоки, да еще существует государственная монополия на спиртное выше определенного градуса, вся подобная выпивка продается только в специализированных магазинах со специфическими часами работы (один из таких магазинов расположен в главного входа на вокзал, но мы ни разу не видели его открытым, хотя очень хотели зайти и поужасаться местным ценам на спиртное). Курильщиков притесняют разными правилами и ограничениями, да и цены на пачку сигарет выше московских раза в 4-5. А высокая стоимость местного транспорта, платные дороги и тоннели, да стоимость парковок заставляет норвежцев пересаживаться на велосипеды, лыжи и много ходить пешком. Поэтому удивительно ли, что норвежцы – не только самые здоровые люди в мире, но и самые лучшие лыжники и биатлонисты? Именно в Драммене родился Оле Эйнар Бьорндален, правда, обещанный русскими турсайтами музей, посвященный ему, в городе обнаружен не был, да и городской сайт ничего о таком музее не знает…

Полезная информация для туристов о Драммене в Норвегии - географическое положение, туристическая инфраструктура, карта, архитектурные особенности и достопримечательности.

Драммен – это крупнейший портовый и самый чистый промышленный город, расположенный в 40 км от Осло в живописном месте на берегу реки, впадающей в воды красивейшего Драмсфьорда. Когда-то в этих местах жили викинги, а в настоящее время проживают люди, ведущие здоровый образ жизни. Все это благодаря государственной монополии и высокими ценами на спиртное, табак, транспортные услуги.

Драммен является родиной современного известного биатлониста Бьордалена и купце Швенке, который в 1804 году придумал оригинальный рецепт знаменитой норвежской картофельной водки, названной аквавит. Кстати, только здесь, в Драммене, этот алкогольный напиток местный жители называют пивом.

Драммен является крупнейшим портом в Норвегии по импорту автомобилей и фруктов.

В Драммене вы найдете для себя много разнообразных маршрутов для хайкинга, катания на лодке или верховой езды.

Поднявшись по извилистой тропинке на вершину горы Брагернес с одиноко стоящей здесь пушкой XVII в., вам откроется великолепная панорама города и его окрестностей. Внутри этой горы проложен удивительный спиралеобразный автомобильный туннель, протяженностью 1650м и поднимающийся на 200-метровую высоту к смотровой площадке.

Посетив каньон Кьостердьюве в 10 мин езды от Драммена, любителям острых ощущений предлагается банджи-джампинг. В окрестностях города очень много полей для гольфа. Для туристов с детьми работает аквапарк, а в реке Драммен, если вам повезет, вы можете поймать лосося.

В Драммене расположена старинная усадьба Мариенлист, окруженная большим парком, в глубине которого есть Городской музей. В Графском дворце открыта выставка мебели и серебряной посуды, а во дворе, прямо под открытым небом, разместился Этнографический музей с жилищными постройками, амбарами, лесопилкой и водяной мельницей.

Интересной будет экскурсия по действующим городским церквям – Брагернес и Страмсё. Во время посещения многочисленных ферм, обязательно возьмите с собой детей – здесь они могут прокатиться верхом и поваляться на сене. В утренние часы городская площадь превращается в продуктовый рынок, а зимой – в каток, где проходят соревнования конькобежцев.

Прогуливаясь по центру города, вы увидите старинные особняки XIX в., резко контрастирующие с такими современными зданиями, как ратуша, биржа и пожарная станция на окраине города. Великолепными пейзажами Драмсфьорда можно полюбоваться с красивого моста, построенного через реку в 1936 году.

В городе с августа по сентябрь проходят ежегодные фестивали, концерты на открытом воздухе, выставки, развлечения для детей, а также предлагается попробовать традиционные блюда местной кухни.

В готической церкви Брагернес, построенной в 1871 году, устраиваются концерты органной музыки. На площади Драммена находятся ночные клубы, дискотеки, магазины, рестораны и бары.