Дорога процессий из вавилона и ворота богини иштар. Одни из семи главных ворот вавилона - ворота богини иштар Ворота богини иштар интересные факты


Всего 78 фото

Вот и настал черед Стамбульского Археологического музея. Долго не мог подступиться к этой глобальной теме и одновременно необычайно увлекательной. Надо было еще созреть для всего этого) Как обычно я много снимаю и в конце-концов сталкиваюсь в активе с необъятным визуальным материалом который требует обязательной кропотливой обработки. Более того, фотосъемка в музеях довольно затейливое занятие - свет там как правило никакой и ты больше стараешься правильно снять и выжать из фотокамеры все что только возможно. Это несколько осложняет нужное расслабленное восприятие древних экспонатов "в живую", но одновременно и стимулирует возможность на стадии обработки дополнить былые реальные впечатления от нахождения в поле Истории, контакта с артефактами - уже в плане второй волны проникновения на чувственный уровень своих ощущений от созерцания.

Стамбульский Археологический музей поразил надо сказать. Этот музейный комплекс состоит из трех основных разделов - Изразцового павильона (Чинили Кёшк), здания основного Археологического музея и музея Древнего Востока (Эски Шарк Эсерлер Мюзеси). И речь сейчас пойдет пока именно о последнем который многие считают не слишком достойным свего внимания и дружно отмечают, что Музей Древнего Востока маленький, экспонатов там не много и спешат поскорей перейти в основное здание "с главными" коллекциями. Тем ни менее Музей Древнего Востока Стамбульского Археологического музея как раз очень даже понравился. Поэтому я посвящу ему целых три статьи, иначе у меня не получится быть последовательным и даже увлеченным в изложении материала) Музей сам по себе действительно не очень большой, но его экспозиции чрезвычайно значимы, удивительны и увлекательны. Пытаться систематизировать артефакты для показа в статье именно с точки зрения хронологии не просто поскольку экспонатов действительно не много, но те какие есть однозначно компенсируют некоторые недостатки экспозиции в охвате представлений об истории древнего мира. Итак, у нас сегодня древнейшие цивилизации.

Попасть в Стамбульский Археологический музей можно двумя путями - из (от входа в парк сразу направо и вверх) или с территориии (за и Монетным двором влево). Мы как раз сейчас и идем к Археологическому музею Стамбула из Первого двора Топкапы.
02.

Улица эта чрезвычайно колоритна исторически и уже настраивает на предвкушения погружения в Историю.
03.

Отмечу, что на территории Археологического музея очень много интереснейших экспонатов под открытым небом. Они явно достойны отдельного рассказа, показа и мы к этой теме еще вернемся, а пока же не будем акцентировать на них своего пристального внимания.
04.

Кстати Музей Древнего Востока находится первым по пути к основному зданию. Так что вполне логичным будет посетить вначале именно его. Здесь нас встречают базальтовые львы из Сенджерли (хеттского города Самал). VIII век до н.э. позднего хеттского периода. Когда-то они также стояли на входе возможно храма и обозначены в поясняющей табличке как Portal Lions.
05.


06.

Мы стоим перед входом в Музей Древнего Востока. Слева у нас основное здание Археологического музея Стамбула, справа Музей Древнего Востока, а ниже и на дальнем плане фото - навес над билетными кассами и турникетами с местами досмотра личных вещей.
07.

В Музее Древнего Востока, построенном в 1883 году, представлена коллекция артефактов, относящихся к доисламскому периоду. Здесь и Ассирия, Древний Египет, Вавилонское царство, и многе другое. Четко определенного маршрута не предписывается, поэтому посетители сразу же растекаются по многочисленным залам и переходам музея реагируя визуально на наиболее привлекательные экспонаты.

Южная и северная Месопотамия. XX-X вв. до н.э.
08.

Статуэтки. Боги и богини, музыканты, растительные рельефы, эротические сцены.
09.

Старовавилонский период - эпоха в истории Древней Месопотамии , датируемая XX-XVI веками до н. э. (ок. 2000 - ок. 1595 гг. до н. э. согласно средней хронологии). Выделяется для южной части региона, долины Диялы и отдельных районов Среднего Евфрата (государство Мари); в других землях Северной Месопотамии, а также в Восточной Анатолии ей в основном соответствует староассирийский период. Старовавилонская эпоха характеризуется политическими и культурными изменениями, обусловленными крушением Державы III династии Ура, расселением амореев и возвышением государственного образования с центром в Вавилоне. В археологии этот период совпадает с эпохой средней бронзы.

Здесь мы видим многочисленные глиняные клинописные таблички как раз старовавилонского периода.
10.

Гудеа - правитель (губернатор) шумерского города Лагаша. 2141-2122 гг. до н.э.
11.

Girsu (Telloh) - город древнего Шумера, расположен примерно в 25 км (16 миль) к северо-западу от Лагаша, на месте современного Telloh, Мухафазе Ди-Кар, Ирак.

Бассейн для освящения воды, подарок правителя города Лагаша Гудеа храму Нингирсу. 2144-2124 гг. до н.э.
12.

Ступа с посвятительной надписью. Подношение богу Inlil от царя Gudea из города Lagash. Третья династия Ур. 2114-2122 гг. до н.э. Ниппур. Диорит.
13.

Вотивные стелы. Подношения царя Gudea из города Lagash храму Nin-Girsu.
14.


15.

Основание скульптуры.
16.

Посвятительные плиты с надписями.
17.


18.

Аккадское царство. Утварь.
19.

Вотивные статуэтки-сосуды. Месопотамия.
20.

Аккадский царь Нарам-Син. 2254-2218 гг. до н.э. Диорит.
21.

Статуя Puzur-Ishtar - губернатора древнего города Мари. Начало 2-го тысячелетия до нашей эры. Базальт.
22.

23.

Стела с рельефом (сцена пира, империя хеттов, XIV век до н.э.) и жертвенник из храма бога Haldi.
24.

Жертвенник из храма бога Haldi. Урарту. VII век до н.э. Topprakkale. Tрахит.
25.

Мера веса в виде дикой утки с посвятительной надписью. Принадлежала вавилонскому священнику Mushallim-Marduk. XIII век до н.э. Диорит.
26.

Линейная мера веса в Месопотамии и их метрические эквиваленты. Ниппур. Бронза. XV век до н.э.
27.

Жемчужина музейной коллекции - знаменитый Кадешский договор - глиняная табличка с текстом самого древнего (1269 г. до н.э.) между египетским фараоном Рамзесом II и хеттским царем Муваталлисом. Спустя 16 лет после битвы при Кадеше кровопролитная и безрезультатная для двух стран война завершилась заключением мирного договора - древнейшего из известных исторической науке договоров о вечном мире, братстве, и сотрудничестве в деле отражения внешней агрессии и подавления внутренних беспорядков. А еще через 13 лет этот договор был скреплен династическим браком Рамсеса II со старшей дочерью хеттского царя Хаттусилиса III. Каждая из сторон документально приписывала себе безусловную победу над врагом.

Кадешский договор. Глиняная табличка. Хатусса. Аккадский язык. Период Хеттской империи. 1269 год до н.э.
28.

Северная Месопотамия. Средний и Новоассирийский период. 1350-600 гг. до н.э.
29.


30.

Железный век. Период Урарту. IX-VI вв. до н.э.
32.

Период средней и поздней бронзы. Северо-восточная Анатолия.
33.

Гончарные сосуды, изготовленные с использованием гончарного круга.
35.

Почетные стелы высших сановников. Среднеассирийский период. XIII век до н.э. Известняк.
36.

Сосуды для хранения зерна с иероглифическими надписями. Обнаружены в одной из комнат Великого храма. Период империи хеттов. XIII в. до н.э. Хатусса.
37.


38.

При урском царе Урнамму и его сыне Шульги сиро-хеттский ород Самал (Зенджирли) достиг своего расцвета. По подсчетам, сделанным археологами, в этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м.
41.

Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32 м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.
42.


43.

Рельефы южных ворот города Самал. Поздний хеттский период. IX век до н.э. Базальт.
44.


48.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
49.

Рельефы с западной стороны ворот цитадели Самал
50.


51.

Хеттские воины на колеснице.
52.


53.

Царь Barrecub молится на фоне священных символов. В надписях рассказывается об устройстве царского дворца.
Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
54.

Торжественная процессия сановников из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самалъ. Базальт.
55.

Торжественная процессия музыкантов из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
56.

Торжественная процессия из здания No.3 царского дворца. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Самал. Базальт.
57.

Статуя божества на основании на котором изображение героя и двух львов.
Из здания дворца J. Самал. Поздний хеттский период. VIII век до н.э. Базальт.
58.

59.


60.

Восхитительные львы из Сенджерли (древний город Самал). IX век до н.э. Позднехеттский период. Базальт.

Названные в честь аккадской богини ворота Иштар были построены в Древнем Вавилоне в 575 году до нашей эры. Но как о чуде света и памятнике архитектуры о них заговорили лишь спустя много веков. С воротами богини Иштар тесно связано имя вавилонского царя Навуходоносора, аккадская мифология и важный период в развитии Вавилонии.

Ворота Иштар - переплетение истории и мифологии

При царе Навуходоносоре Вавилон достиг своего расцвета, как культурного, так и экономического. Период его правления ознаменовался успешными военными походами, привлечением рабов - бесплатной рабочей силы, увеличением материального благосостояния.

Пожелав увековечить свое имя, Навуходоносор не скупился на различные архитектурные проекты - сады Семирамиды, царский дворец. Попала в этот список и городская стена с восемью воротами . Наибольшую известность из них приобрели ворота богини Иштар.

Иштар - богиня любви, плодородия, распри и войны. Считалось, что она была женой покровителя Вавилона - бога Мардука. От ворот Иштар к храму Эсагила, посвященному ее супругу, вела Дорога процессий. Горожане верили, что главное божество Вавилона раз в год проходит этот путь. Сами же они в Новый год несли его статуи по Дороге процессий и продолжающей ее улице Айбур-Шаба.

Внешний вид ворот богини Иштар

Самые известные ворота городской стены Вавилона были двойными. При этом внутренняя их часть почти в два раза превышала по размерам внешнюю. Высота строения составляла 26 м, а ширина - около 30 м. Вход представлял собой полукруглую арку.

Для строительства использовали глазурованный кирпич . Основной цвет сооружения - ярко-синий. Это придавало воротам особое величие, сразу выделяя их на фоне желтого песка и серых домов. Также считалось, что синий цвет символизирует богиню Иштар.

Крыша и створки были изготовлены из кедра и окантованы бронзой. На фоне ярко-синего кирпича выделялись 575 рельефных изображений священных животных - сиррушей и быков. В угрожающих позах они также украшали стены вдоль Дороги процессий, так как должны были «сопровождать» богов во время праздничного шествия.

Ширина Дороги равнялась 23 м, стены вдоль нее на высоту 7 м были отделаны синим глазурованным кирпичом.

Тайны ворот Иштар

Одна из главных загадок ворот Иштар в Вавилоне - компоненты, использовавшиеся для создания декоративного покрытия. До сих пор бытует мнение, что они не могли существовать в древние времена и представляли собой частички космической пыли.

Еще несколько вопросов, остающихся без ответа, касаются технологии изготовления эмали. Как мастерам удавалось поддерживать одинаковую и высокую температуру обжига кирпичей? Как с высокой точностью было выверено количество красителя для них?

Для получения кирпичей с прочным декоративным покрытием потребовалось бы не менее 12 часов обжига при температуре 1000 °C. Сегодня с этими задачами справляются квалифицированные специалисты и “умное” оборудование. Трудно поверить, что аналогичных результатов добились люди за 570 лет до нашей эры .

Раскопки и реконструкция достопримечательности

В конце XIX века немецкий археолог Роберт Кольдевей смог добиться финансирования раскопок на территории Древнего Вавилона.

Интересный факт: раскопки длились около 17 лет и были прерваны лишь вступлением британских войск в Багдад.

Среди руин некогда великого города археологи нашли обрушившуюся часть ворот Иштар. Ученые собрали и вывезли в Германию около 100 000 хорошо сохранившихся кирпичей. Из них в Пергамском музее Берлина возвели копию вавилонских ворот , полностью сохранив пропорции, но уменьшив размер. Высота реконструкции составляет 14 м, а длина - 10 м. Также посетители музея могут увидеть восстановленную часть Дороги процессий.

В музеях Парижа, Детройта, Нью-Йорка, Бостона, Стамбула и других крупных городах мира хранятся отдельные обломки от вавилонских ворот.

В музее Ирака есть свои ворота Иштар, однако их возвели из современного строительного материала, стилизованного под знаменитый синий кирпич.

Отголоски древних религий и культов явственно ощущаются во многих современных философских течениях. Человеческие общества, разделённые временными и пространственными границами, в разные эпохи своего существования никогда не жили обособленно. Взаимопроникновение и взаимовлияние различных цивилизаций наглядно можно проследить, если изучить их мифологию и культовые обряды.

Богиня любви

Один из самых известных персонажей старинных культов - богиня Иштар. Её имя встречается в древнеперсидском, греческом языках, семитском наречии и иврите. В Египте она известна как Астарта, в Греции рассматривалась как одно из воплощений Афродиты, у иудеев существовала как Ашторет. В любой своей ипостаси богиня Иштар олицетворяла сексуальную энергетику, высшее выражение эротизма, присущее прекрасному полу. Страсть, соблазны плоти, всевозможные наслаждения, получаемые при половой близости, в том числе и низменные, извращённые, сам акт совокупления, возведённый в ранг священного ритуала, - всё это атрибуты и определяющие категории, с которыми связана богиня Иштар. Именно поэтому в астральном плане её связывали с Венерой, которая в астрологии символизирует женскую суть и является покровительницей любви.

Богиня-воительница

Но ещё одна сущность богини - кровожадная воительница, демон жестокости и распрей. Очевидно, причиной столь широкой трактовки образа стали отголоски матриархата и легенд об амазонках.

Кроме того, богиня Иштар считается женой самого Ваала - верховного божества древних израильтян, шумеров, ассирийцев и многих других народов. Он символизировал начало мужское, создателя всего сущего, считался богом-оплодотворителем. посвящённые Ваалу и Астарте, часто превращались в настоящие сексуальные оргии, сопровождались «свальным грехом», человеческими, в том числе и детскими жертвоприношениями.

Древняя география

Чтобы выяснить, Иштар - богиня какой страны, следует вспомнить тысячелетней давности. В 7-5-м веках до нашей эры на территории современного Ирака существовал ряд государств. Данные земли назывались Междуречьем, или Месопотамией, и населяли их жители Шумерского, Ассирийского, Аккадского. Это важно помнить, определяя, Иштар - богиня какой страны, ведь влияние культа распространялось практически по всей ближневосточной территории. Сведения о ней мы находим в эпосе о Гильгамеше - самом древнем в мире литературном источнике, создававшемся на протяжении полутора тысяч лет.

Уникальный памятник шумерской культуры и цивилизации, содержащий элементы античной космогонии, состоит из первобытных мифов и исторических легенд. Богиня любви Иштар является одной из главных героинь, воплощением сладострастия, соблазнов, плодовитости, рождающей новую жизнь, и одновременно облагораживающего чувства. Низменной, первобытно-дикой и возрождающей, возвышающей считали любовь шумерцы. Потому столь противоречивым получился у них образ богини, основным центром поклонения которой было Аккадское царство.

Вавилон - город блудниц

Помимо всего прочего, Ашторет считается покровительницей блудниц, куртизанок, женщин лёгкого поведения - всех представительниц древнейшей профессии и продажной любви. А так как в Вавилоне в 7-м веке до нашей эры, да и в последующие века, равно как и на всей территории Малой Азии, было действительно большое скопление проституток, её культ считался одним из главных. Более того, существовала даже храмовая проституция. Т. е. ежедневно несколько жительниц города должны были садиться на специально отведённые места близ святилищ Афродиты (Венеры, Астарты) и ждать, пока проходящий мимо мужчина не заплатит ей монету и не совокупится тут же. Только после подобного обряда женщины могли свободно жить в городе год, чувствовать себя в нём хозяйкой. Затем ритуал повторялся.

Божественные врата

Именно поэтому при императоре Навуходоносоре, известном развратнике, в Вавилоне были выстроены грандиозные ворота богини Иштар - монументальное сооружение поразительной красоты. Сейчас в городе стоит их небольшая копия. Оригинал же был вывезен из страны более ста лет назад, ещё в начале 20-го века. Через них в глубокой древности проносили вавилоняне статуи своих богов, когда отмечали празднование израильского Нового года. Через ворота богини Иштар по «дороге процессий» был ввезён в город и гроб с телом Великого Александра (Македонского). Кстати, тоже большого сердцееда и любителя женщин! Так что вполне символичное шествие.

Символы богини

Ворота, о которых писалось выше, выкрашены в ярко-синий, и это неспроста. Иштар, богиня Вавилона, носит имя, в переводе с шумерского означающее «ясное чистое небо». На их стенах множество барельефов с фигурами животных (575 штук), выполненных необычайно реалистично, с большим изяществом и художественной правдой. Особенно часто встречается образы львов и быков. Кстати, статуи Иштар, найденные при раскопках древних храмов, изображались в окружении этих хищников. Символический знак шумерского божества представляет собою круг, оплетённый лентой, с шестиконечной (восьмиконечной) звездой внутри. Этот круг является небом, а звезда - солнцем. Всё вместе и символизирует то самое ясное небо, воплощением которого и является Иштар. «Голубая богиня», «небесная богиня» - это всё о ней.

Дитя ночи и греха

Астарта - достаточно противоречивый мифологический образ. С нею связана не только ясная синева, но и мрак ночи. Статуя богини Иштар украшена, кроме львов, изображениями сов, расположенных слева и справа от неё. Имея в любовниках людей, животных, богов, беспрестанно меняя их, отличаясь ненасытной похотью и поразительным непостоянством, Иштар губит недавних партнёров своей страстью. Её любовь порабощает, становится узами, тяжкими, как кандалы. Даже боги теряют волю, становятся жалкими подобиями некогда всесильных и неустрашимых обитателей неба. Знакомство с Иштар заканчивается плохо для всех, кто познал огонь её ласк и трепет тела. Бесчисленно количество возлюбленных богини - неудивительно, что проститутки и гомосексуалисты избрали её своей предводительницей! Впрочем, учитывая сакральную значимость образа и то, что у шумеров храмовая проституция защищалась и дозволялась законом, о грехе в данном случае говорить не стоит. Ведь самому процессу соития придавался божественный смысл.

Иштар и гомосексуализм

Почему богиня Иштар, фото изображений которой можно встретить в разнообразных пособиях по древним религиям и другой культурологической литературе, считается покровительницей не только куртизанок, но и гомосексуалистов? Причина столь широкой «сферы влияния» кроется, опять-таки, в религиозных обрядах и культах шумерской и более поздних цивилизаций. В Ханаане, об этом пишется в Библии, при храмах Иштар церемонии совершали не только женщины, но и юноши. Они вступали в связи с мужчинами, таким образом воздавая богине почести и славя её. Обряд олицетворял священное плодородие и торжество жизни во всех её проявлениях. Что тоже вполне соотносится с сакральностью образа.

Мифы и легенды

В «Сказании о Гульгамеше» пишется, что Иштар погубила своего возлюбленного, и урожая Таммуза. За это на неё ополчились другие небожители. Чтобы искупить вину, Инанна спускается в царство мёртвых. Там правит её сестра, ненавидящая свою любвеобильную родственницу. Иштар предстоит пройти сквозь семь ворот, преграждающих путь в «низший мир». У каждых врат она отдаёт служителям какую-то из многочисленных драгоценностей, расставаясь в то же время с частью своих мистических сил и божественного могущества. Войдя в последние, она остаётся обнажённой и беззащитной. Гнев сестры обрушивается на Иштар, которой нечего противопоставить. Инанну закрывают во дворце, насылают 60 болезней, чтобы она мучилась и страдала. Однако заточение богини не проходит бесследно для людей. На земле природа стала чахнуть, растения перестали плодоносить, животные, птицы, люди - размножаться. Всему сущему угрожает смерть. Ведь нет больше любви, страсти, сакрального сексуального огня. Понимая, какая беда пришла в мир, к верховному божеству Эйе отправляется посланник от других небожителей с просьбой разобраться в проблеме, разрешить непростую ситуацию. Правитель богов требует оживить Иштар и вернуть в верхний мир. Приказание выполняется, Инанну воскрешают при помощи живой воды, возвращают магические амулеты, а с ними и силу. Но просто так покинуть мир мёртвых не может никто. Уходя, он обязан оставить после себя замену. Ею и становится Таммуз. Его заключение в царстве теней символизирует

Ворота богини Иштар в Вавилоне

Ворота Иштар в Вавилоне — одно из главных чудес древней столицы. Они поражают масштабом и красотой даже сейчас. Сложно представить себе, насколько грандиозным творением выглядели ворота богини Иштар в момент окончания строительства.

Ворота Иштар в Вавилоне

Построены ворота Иштар в Вавилоне, в 575 году до н.э., при царе Навуходоносоре и представляют собой огромную арку из кирпичей, покрытых ярко-синей эмалью. Стены арки украшают священные животные, драконы и быки, которых вавилоняне считали спутниками богов.

Достаточно представить себе несколько недель кочевания по пустыне, где взгляд скользит по обожженной поверхности песка, пыльные улочки городов, сложенных из камней того же песочного цвета, и можно будет понять, насколько красочно смотрелись огромные ярко-синие в Вавилоне посреди царства засухи.

Через прежде проходили пышные священные процессии. Расположены ворота богини Иштар в легендарном Вавилоне, известном также своей . «Да возрадуются Боги, когда пройдут этой дорогой» — писал Навуходоносор.

Ворота богини Иштар: загадки

Грандиозность этого архитектурного творения заключается, как и , не столько в размерах, сколько в эмали. Чтобы создать ворота Иштар требовались составляющие, которых в Вавилоне просто не было. Их привозили из таких стран, которые в то время считались окраинами мира. Температура, необходимая для изготовления эмали, должна постоянно поддерживаться на уровне не менее 900ºС.

Чтобы получить однородный синий цвет на всех кирпичах, количество красителя на каждую порцию эмали должно быть высчитано с высокой точностью. После того, как кирпичи покрывали эмалью, их обжигали в течение 12 часов при температуре свыше 1000ºС.

Сегодня такая высокая температура в печи поддерживается с помощью электроники, а необходимое количество красителя отмеряется на электронных весах. Как отмеряли количество красителя и поддерживали температуру в печах за 500 лет до н.э. – неизвестно.

Ворота Иштар сегодня

Первыми были найдены кирпичи, покрытые яркой голубой эмалью. Находка Роберта Кольдевейя была случайной (как и находка ), и собрать средства на раскопки удалось только спустя 10 лет. Посмотреть на ворота Иштар можно в Пергамском музее в Берлине, где находится реконструкция ворот Иштар, созданная в 1930-х годах.


Фрагменты ворот сегодня находятся в самых разных музеях мира: в Археологическом музее Стамбула, в Лувре, в Нью-Йорке, Чикаго, в Бостоне хранятся барельефы львов, драконов и быков, в Детройте, в Музее Искусств, хранится барельеф сирруша. Копия ворот Иштар в Ираке находится у входа в музей.

Дорога процессий из Вавилона и Ворота богини Иштар

Реконструированная Дорога процессий и Ворота богини Иштар, а также фрагменты тронного зала Южного дворца царя Навуходоносора (VI в. до Р. Х.) в Вавилоне – несомненно главное украшение коллекции древностей не только Музея Передней Азии и Пергамона, но и всех музейных собраний Берлина. Находки этих сооружений последнего периода существования Вавилонского царства позволяют в достаточной степени восстановить великолепие архитектурного ансамбля Вавилона, и светская, и культовая архитектура которого явилась прямым продолжением шумеро-аккадских зодческих принципов (илл. 27).

Илл. 27 Музей Пергамон. Вавилон. Ворота Иштар

Город Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 км 2 , разделенный Евфратом на западную и восточную части – на старый и новый город. Он был пересечен системой длинных прямых улиц – Дорог процессий, которые вели к центральным храмам. Главные здания помещались в старом городе. Новый город соединялся со старым деревянным мостом на каменных опорах. Основной улицей была Дорога процессий богини Иштар – Аибуршабу, тянувшаяся почти через весь город с северо-запада на юго-восток и соединявшая главный городской храм бога – покровителя Вавилона Мардука – Эсагилу – с наиболее важными северными воротами, называвшимися Воротами Иштар.

Богиня Иштар в шумерской и аккадской мифологии – центральное женское божество. Это богиня плодородия и плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворяющее планету Венера. Культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включающими самоистязание, самооскопление, проявления сексуальной свободы, принесение в жертву девственности жрицами. Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Имя Иштар связано с легендой о Саргоне Древнем, но более развернутый мифологический сюжет с ее участием запечатлен в эпосе о Гильгамеше («О все видавшем»), где богиня предлагает герою свою любовь:

Умытый, встал Гильгамеш во весь свой рост богатырский, так, что залюбовалась им сама Иштар богиня. Так сказала она красавцу:

– Хорош же ты, юноша могучий! Будь милостив ко мне, будь моим мужем. Тебе я стану женою верной, любить тебя буду и холить, подарю тебе золотую колесницу, в которую впряжены быстрые ветры! Если войдешь в мой дом, поклонятся тебе все владыки мира, овцы стад твоих только двойней рождать будут!

Рассмеялся Гильгамеш, услышав слова такие:

– Нет, Иштар, не возьму тебя в жены! Иное дело, принести тебе в жертву хлеба, вина, храм твой достойно украсить, но делать тебя женой – верх безрассудства! Ты подобна обуви, которая вечно трет ногу, ты схожа с костром, угасающим, едва подует ветер! Скажи, скольких мужей ты погубила? Помнишь, как превратила в паука ты Ишуллану за то, что пренебрег он твоей преступной страстью? Может, ты и со мной подобным образом поступишь?

Страшно рассердилась Иштар на Гильгамеша, поднялась на небо и говорит отцу своему, богу Ану:

– Оскорбил меня Гильгамеш-герой! Обо всех грехах моих мне напомнил! Я же ему себя предлагала в жены, а он отказался! Хочу отмстить ему!

У юго-западного угла главного двора храма Мардука в Вавилоне возвышалась храмовая башня Эсагилы – семиярусный зиккурат (храм на семи платформах) Этеменанки («Дом основания небес и земли»). История сохранила имя построившего храм зодчего – Арадаххешу. Всего же в Вавилоне, по свидетельству литературных памятников, было пятьдесят три храма.

Рядом с Воротами Иштар в зале экспонируются найденные при раскопках фрагменты тронного зала Южного дворца Навуходоносора в Вавилоне, богато декорированные в качестве облицовочного материала глазурованным кирпичом (изразцами). В Северном же дворце Навуходоносора II находилось одно из «семи чудес света» – Висячие сады, сооружение, построенное, по преданию, царем для жены-мидянки, которая тосковала в непривычном для нее безлесном ландшафте Вавилона. Сохранились лишь подвалы этого сооружения, представлявшего неправильный четырехугольник, стены которого несли тяжесть Висячих садов, находившихся на высоте стен дворца. Судя по сохранившейся подземной части, состоящей из 14 сводчатых внутренних камер, наземная часть здания, видимо, состояла из ряда мощных столбов. Сад орошался при помощи водоподъемного колеса.

Рассматривая украшения Ворот богини Иштар, Дорогу процессий и изразцы тронного зала Навуходоносора, не забудьте производить в уме математические действия. Посчитайте львов, изображенных по обе стороны Дороги процессий. Их 120 (по 60 с каждой стороны). Обратите внимание на изображение пяти фантастических животных – грифонов и единорогов – на небесно-голубых изразцах Ворот; четырех пальм, покоящихся на трех львах в облицовке стены тронного зала, и т. д.

Именно здесь, в магическом сакральном пространстве реконструированного святилища, отчетливо видна роль числового кода, при помощи которого миф описывает мир. В архаической культуре числу и числовым операциям придавалось сакральное значение средства космизации хаоса, преодоления разрушительных тенденций. Следуя этому принципу, все объекты в окружающем мире связывались друг с другом системой иерархических отношений. Особенно четко классификационная функция чисел выступает в Древнем Египте, в шумеро-аккадской мифологии, в Индии, Древнем Китае, иудаизме (каббалистика).

Мир описывается в мифологии при помощи следующих чисел.

«1» – означает бога, целостность, единство, космос.

«2» – находится в основе бинарных оппозиций, системы дуализации (верх – низ, небо – земля, бог – человек, мужчина – женщина, день – ночь, парность – непарность, добро – зло) и выступает как символ распределения и связи, как противопоставление «1».

«3» – почитается как образ абсолютного совершенства, превосходства, основная константа мифологического макрокосма, социальной организации (три сферы, треугольник, три главных божества).

«4» – в отличие от динамичности «3», является символом статичности, идеальной устойчивости (квадрат, крест, 4 времени года, 4 стороны света, 4 главных божества в пантеоне).

«5» – эталон микро– и макрокосма.

«7» – семантика представляет собой сумму «3» и «4», т. е. общую идею Вселенной, полное описание мирового древа по вертикали и горизонтали, полный пантеон, дни недели, цвета спектра. Это наиболее употребительное число, характеризующее универсально все в мифологическом космосе. Так, на палеолитических памятниках, обнаруженных археологами, насечки, сгруппированные по 7, являются лунными календарями, основанными на семидневной неделе. В Вавилоне и у древних евреев в седьмой день («шаббату» у вавилонян, «шаббат» у евреев) следовало отдыхать от трудов. Древние семиты (ассирийцы, евреи, арабы) клялись этим числом. В Древнем Вавилоне было 7 великих богов, 7 духов ветра.

«12» – в мифологии это произведение «3» и «4». Также наиболее употребительное число (12 частей года, 12 знаков зодиака, 12 божеств наиболее полного пантеона). У многих народов – римлян, китайцев, славян – в основе счета была дюжина, почитавшаяся как совершенное число, т. к. было замыкающим в ряду.

Не только сами числа, но и действия с ними в мифологии сакрализованы. В Древнем Вавилоне считали, что числа от 1 до 60 воплощают богов, а дроби – духов. Так, у Мардука 50 имен, в Вавилоне – 53 храма. С числами здесь производили различные операции: разложение на составные части, возведение в степень. Числом Вечности считалось число 653 в квадрате. Различными комбинациями чисел зашифровывались астрономические знания, история городов. Древневавилонская магия числа оказала влияние и на формирование древнееврейской каббалы.

В следующих, после Ворот богини Иштар и Дороги процессий, залах можно увидеть каноны культовой и светской архитектуры на примере экспонирующихся реконструкций зиккуратов и дворцов Салманасара III и Саргона II в Дур-Шаррукине.

Так, к основным чертам храмовой архитектуры относилась прежде всего постройка храма на высоких платформах, к которым с двух сторон вели лестницы или пандусы. Древние храмовые сооружения строились на одной платформе, более поздние – на нескольких, до семи. Этот тип храма – зиккурат – был наиболее типичным для культовой архитектуры Двуречья. Храм вообще располагался на возвышенном месте, что, с одной стороны, предохраняло от частых наводнений, а с другой – определяло сакральность территории святилища, отъединенность его от профанного (обычного, светского) здания, воплощало в себе «связь небес и земли».

Ведущие к храму широкие и длинные лестницы сходились по три марша на площадке. Террасы, сложенные из сырцового кирпича (того самого, о котором упоминает Ветхий Завет и миф о Мардуке), были разного цвета: низ – черный, средний ярус – красный, а верхний – белый. В семиэтажных зиккуратах вводились желтые и голубые цвета.

Типичным в светской архитектуре был тип дворцовой постройки – укрепленный дворец, цитадель, как, к примеру, обнаруженный при поисках легендарной библейской Ниневии огромный дворец-крепость Саргона II (722 – 705 гг. до Р. Х.), а также его царская резиденция Дур-Шаррукин. Дворцовый участок площадью в 10 га был возведен на платформе высотой 14 м. К платформе с двух сторон вели пандусы, по которым могли проезжать колесницы и всадники. Всего во дворце было обнаружено около 200 помещений. По сторонам от входов во дворец стояли гигантские статуи крылатых быков, которые служили опорами арок. Статуи, а это могли быть и крылатые львы «шеду» – добрые духи-хранители с человеческими головами, достигали 5,5 м в высоту. Внутренние покои отделывались панелями из цветных глазурованных кирпичей и богатыми росписями. Во дворце Салманасара III (859 – 827) были обнаружены изваяния царей. Они производят впечатление небольшой колонны, декоративно изукрашенной, покрытой мелким рельефом, с тщательно проработанными деталями одежды, складками, вышивкой – и служат одной идее, одной задаче – подчеркнуть величие героической могучей личности – царя.

Разумеется, ассиро-вавилонские мастера – зодчие, резчики по камню, создатели глиняных и ювелирных изделий – не внесли ничего нового, они только возвели в канон то, что было выработано предыдущими культурами. Но они достигли в отделках такой виртуозности, такого совершенства, что их изделия по праву можно отнести к шедеврам.

Проходя по залам, сопутствующим Дороге процессий, полюбуйтесь ожерельями, браслетами, разнообразными заколками и подвесками из яшмы, лазурита, сердолика и золота, сочетающими три основных цвета: синий, красный и желтый. Обратите внимание на вотивные глиняные фигурки, предназначенные для того, чтобы молиться за поставившего их в храм человека. Здесь не важны лицо или фигура, только поза, только жест, выражение мольбы. Огромные уши у многих фигурок следует понимать как символ всеобъемлющей мудрости («ухо» и «мудрость» обозначались одним словом еще у шумерийцев). На печатях из халцедона, сердолика или яшмы рассмотрите мельчайшие подробности воспроизведенных здесь сюжетов: борьбу героя со львом, крылатых драконов, быков с человеческой головой, изображение устрашающего вида Ламашту, духов разных болезней. Восхититесь филигранными узорами чеканки бронзовых статуэток – завитками на шерсти грифонов, локонами надо лбами сфинксов, перышками орлиноголовых крылатых гениев – и искусством изображения животных на терракотовых рельефах, воспроизводящих образную характеристику каждого: рабскую злость псов, парадность лошадей и тончайшие нюансы в изображениях львов: от могущества до бессильной ярости и страдания от ран. А на прощание еще раз оглянитесь на Дорогу процессий и подивитесь общей торжественности изображенного, ритму смены темного и светлого фонов, контрастности глубокого синего и ярко-желтого, игре плоского и выпуклого, даже чередованию положений хвостов животных – вверх и вниз! И дальше...

С мыслью о взаимосвязи явлений и закономерностей в развитии мировой цивилизации через залы, где выставлены коллекции древних монет и медалей , среди которых есть подлинные раритеты – монеты из Александрии, Смирны, Сиракуз с изображением Антиноя, убийцы Цезаря – Брута, Александра Македонского, Карла Великого, – через залы, где выставлены объекты, относящиеся к культуре Древнего Рима – рельефы с изображением борющихся гладиаторов, саркофаги, оружие – вверх по лестнице на второй этаж, в Музей исламского искусства.