Дом-музей С.А.Есенина в селе Константиново.

Село Константиново является одним из самых удивительных мест на реке Оке. Здесь 3 октября 1895 года родился великий русский поэт Сергей Есенин. В селе Константинове прошли детство и юность поэта.

Село Константиново расположено на высоком живописном берегу, откуда открывается великолепный вид на заокские дали. Здесь Вы увидите дом родителей поэта и вспомните его прекрасные стихи, забудете о городской суете и насладитесь прекрасной русской природой.

Самой главной достопримечательностью села Константиново и всей Рязанской области является Дом-музей Сергея Есенина. Работы по воссозданию мемориального облика крестьянской усадьбы родителей великого русского поэта Сергея Александровича Есенина начались после распоряжения правительства РСФСР об открытии мемориального Дома-музея С.А. Есенина в Константинове, в августе 1965 года в связи с предстоящей юбилейной датой - 70-летием со дня его рождения. Этому решению предшествовал длительный период формирования общественного мнения об увековечении в памяти народа его великого певца. Справедливой оценки его творческого наследия, его роли в духовной и культурной жизни страны.



А начиналось это так...

В Константиново, сразу же после смерти Сергея Александровича Есенина, стали приезжать, добираясь до села чаще всего пешком, поклонники его поэзии. В есенинском доме их встречали мать поэта Татьяна Федоровна Есенина, местный библиотекарь Мария Дмитриевна Воробьева. В заведенных для отзывов тетрадях появились тысячи записей с пожеланиями открыть в Константинове музей поэта.

Конкретная работа по подготовке к открытию музея началась с рабочего выезда в Константиново в первой половине августа 1965 года комиссии, в состав которой вошли писатели, специалисты музейного дела, архитекторы, художники и, самое главное, непосредственные свидетели времени пребывания Сергея Александровича Есенина в Константинове - сестры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна.

Созданную при Союзе писателей РСФСР комиссию по увековечению памяти С.А. Есенина возглавили поэт Сергей Васильев и известный писатель-литературовед Ю.Л. Прокушев, ранее убедивший руководство Рязанской области ходатайствовать в Правительстве РСФСР об открытии на родине С.А. Есенина мемориального Дома-музея поэта.

В доме родителей С.А. Есенина в это время размещалась выставка на тему "Жизнь и творчество С.А. Есенина", выполненная Ленинградским Пушкинским домом (Академия наук), и была сельская библиотека. А вокруг - печальная до трагизма картина разорения и запущенности есенинских мест. Нужно было начинать с нуля. Воссоздать обстановку быта семьи поэта, соответствующую времени пребывания его в этом доме, выяснить все, что связано с жизнью и творчеством поэта в селе Константинове. Здесь необходимую помощь оказали сестры поэта. В то время часть предметов обихода хранилась на чердаке дома и во дворе, утраченные предметы необходимо было заменить типологическими, выяснив, какими были перегородки в доме, как располагались предметы быта, как выглядели занавески на окнах, с какой кружевной оторочкой. Сестры поэта подробно рассказали и о том, как выглядела не сохранившаяся на родительской усадьбе избушка под соломенной крышей, поставленная как временное жилье сразу же после пожара, случившегося в Константинове в августе 1922 года, и посоветовали восстановить к открытию музея эту избушку времянку, деревья на усадьбе, вишневый сад. С особой теплотой они вспоминали, что единственную сохранившуюся яблоню на усадьбе посадил их отец Александр Никитич в 1921 году.

Затем нужно было выяснить все, что связано с жизнью и творчеством С.А. Есенина в селе Константинове. По словам Екатерины Александровны Есениной, в находившемся неподалеку усадебном доме Лидии Ивановны Кашиной, последней константиновской помещицы, бывал неоднократно С.А. Есенин. Но в нем располагался комбинат бытового обслуживания, комнаты внутри дома были перепланированы под производственные площади, не сохранилось мебели. История этого дома была белым пятном. Мало, что было известно о судьбе хозяйки этого дома, ее семье.

Территория бывшей барской усадьбы также была обезображена. На месте вырубленного во время войны парка стояли кирпичные скотные дворы и другие хозяйственные постройки. Особенно удручающее впечатление на всех нас произвело полуразрушенное здание церкви Казанской Божьей Матери прямо напротив дома Есениных: колокольня была снесена, стены трапезной разобраны, в алтаре хранилось зерно. К церкви примыкали строения: гараж для тракторов, большая весовая, куда прибывали друг за другом машины. На месте колокольни размещался склад горюче-смазочных материалов, который явно представлял серьезную пожарную опасность для мемориального Дома-музея. Ведь в августе 1922 года сгорел дом Есениных и находившийся рядом дом священника Ивана Яковлевича Смирнова. Конечно, трудно было сориентироваться сразу в такой захламленной территории рядом с усадьбой Есениных. Было решено ограничиться созданием музея на усадьбе Есениных. Началась конкретная работа по созданию в очень короткие сроки мемориального музея С.А. Есенина.

В течение нескольких дней в Рязани были отремонтированы стулья, настенные часы фирмы "Габю" в деревянном футляре, два сундучка, зеркало, большой ведерный самовар, дубовый стол с резными ножками, отреставрирована икона Казанской Божьей Матери. Мастера считали за большую честь выполнить работу для музея, сделали все тщательно, почти бесплатно. Быстро воссоздали посудный шкаф, нашли деревянные кровати, бытовавшие в Константинове при жизни поэта. Из Ленинграда, из Пушкинского Дома доставили знаменитую лампу с зеленым абажуром, при свете которой работал поэт в родительском доме, а также локон волос, срезанный на память после гибели поэта.

И вот утром 2 октября 1965 года был открыт первый в стране музей С.А. Есенина как филиал Рязанского областного краеведческого музея. Перед домом Есенина собралось несколько тысяч человек, несмотря на то, что в Константиново можно было добраться только по грунтовой дороге. Яркое утреннее солнце заполнило через окно с восточной стороны красноватым, торжественным светом кухню, переднюю Дома поэта. Вошли первые почетные посетители: известные поэты Александр Прокофьев, Сергей Васильев, Николай Рыленков, Кайсын Кулиев, Алексей Марков, Станислав Куняев, Сергей Викулов, Александр Филатов, поэтесса Юлия Друнина, писатель-литературовед Юрий Прокушев, скульптор Александр Кибальников и другие деятели литературы и искусства. Первые почетные экскурсоводы - сестры поэта Екатерина Александровна и Александра Александровна - провели с ними первую историческую экскурсию по Дому-музею С.А. Есенина. В течение нескольких часов поэты читали перед домом стихи. Внезапно налетевший со стороны Окской поймы северный холодный ветер ураганной силы не помешал довести до конца этот первый есенинский праздник поэзии в Константинове. На следующий год в летнее время поток туристов буквально захлестнул "низкий дом с голубыми ставнями".

Добирались до Константинова, кто как мог: пешком, на попутных грузовиках, проселочными грунтовыми дорогами от станции Дивово и города Рыбное, теплоходами и катерами по реке Оке. Если в 1965 году Дом-музей посетило около двадцати тысяч человек, то в следующем - уже вдвое больше. К пристани "Константиново" стали причаливать пассажирские пароходы из Москвы. Подплывали медленно, пошлепывая по воде плицами колес, становились по трое в ряд. Пожалуй, самые искренние поклонники и приверженцы творчества С.А. Есенина выходили на берег с колесных пароходов "Сергей Есенин" и "Михаил Пришвин", чтобы увидеть гармонию удивительных есенинских образов, все то, что когда-то помогало Сергею Александровичу их создать.

Дорожка-тропа, по которой в свое время сбегал к Оке Сергей Есенин, поднималась в гору к Дому-музею поэта мимо полуразрушенной церкви с уродливым нагромождением вокруг металлолома, вызывала чувство недоумения и горечи. Только в доме родителей эти отрицательные эмоции гасли, и посетители проникались магией есенинской поэзии. Нужно было что-то предпринимать. Областная газета "Приокская правда" опубликовала статью, и сразу после выступления газеты стали приниматься меры по ликвидации злополучного склада.

А летом 1967 года начала приподниматься завеса таинственности над усадебным домом адресата лирики Сергея Есенина Лидии Ивановны Кашиной. В Константиново приехала Анна Андреевна Ступенькова, бывшая в детстве в доме Кашиной, ее мать служила там экономкой. Живо, с какой-то долей артистизма рассказала, как она была свидетельницей первого посещения Сергеем Есениным дома с мезонином. В морозный солнечный день в конце 1916 года. А.А. Ступенькова подробно рассказала о назначении помещений дома, о своих последних встречах с бывшей хозяйкой в 20-х годах. Ее сообщение о том, что Лидия Ивановна Кашина после 1918 года, когда она была выселена крестьянами из усадебного дома, жила в Москве и работала в одном из советских учреждений, обнадеживало: возможно, кто-нибудь из родных или близких Кашиной жив. Встреча с таким человеком, открыла бы еще одну страницу творческой биографии поэта, помогла бы получить новые неизвестные материалы для создания в этом доме музея.

В течение 1968 года и первой половины 1969 года Рязанская специальная научно-реставрационная мастерская произвела большой объем реставрационных работ, и 3 октября 1969 года в доме был открыт литературный музей без воссоздания мемориального бытового интерьера. После этого, очередного шага в воссоздании есенинских памятных мест мы вздохнули свободнее - было, где принимать экскурсантов.

К этому времени на родину С.А. Есенина, учитывая ее большое культурное значение, провели асфальтированную автодорогу. В Константиново стали регулярно ходить рейсовые автобусы. Рязанское бюро экскурсий и путешествий наладило отправку в музей автобусных экскурсий.

Весной 1972 года появилось решение о передаче музею здания Казанской церкви. Архитектор Сергей Васильевич Чугунов в очень короткие сроки разработал проектную документацию на ее реставрацию. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры стало ежегодно выделять деньги на производственные работы по восстановлению здания Казанской церкви, и уже начиная с 1975 года, в этом здании стали проводиться выставки художников.

Шли годы. Силами музейных работников стал восстанавливаться усадебный парк Л.И. Кашиной по проекту, разработанному Московским институтом "Лесопроект". В 1982 году музей посетил Председатель Совета Министров РСФСР М.С. Соломенцев, который, как выяснилось во время экскурсии, был увлечен творчеством С.А. Есенина. Он согласился с предложениями о реорганизации литературно-мемориального музея-заповедника в Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Постановление Совета Министров РСФСР состоялось 7 марта 1984 года. Согласно этому правительственному постановлению были утверждены границы музея-заповедника, генеральная схема его дальнейшего развития, разработанная Московским институтом "Спецпроектреставрация". Таким был путь от мемориального Дома-музея до Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Ежегодно в области проводятся Всероссийские фестивали, посвященные С.А. Есенину, в день рождения поэта в с. Константиново - Всероссийский праздник поэзии, посвященный Дню рождения поэта.

В музее в настоящее время действуют следующие экспозиции:

  • Усадьба Есениных
  • Музей поэмы "Анна Снегина"
  • Церковь Казанской иконы Божией Матери
  • Земская школа
  • Литературная экспозиция
  • Спас-Клепиковская второклассная учительская школа

Усадьба Есениных.

В центре села Константинова напротив церкви Казанской иконы Божией Матери расположена усадьба Есениных. Здесь в 1871 году дед поэта Никита Осипович Есенин построил дом, где 21 сентября (3 октября – по новому стилю) 1895 года родился Сергей Александрович Есенин. Со временем обветшавший дедовский дом снесли, и на его месте в 1909 году был выстроен новый, меньших размеров. Именно с ним ассоциируется есенинский поэтический образ «золотой бревенчатой избы». В 1965 году в этой простой деревенской избе был открыт музей знаменитого русского поэта. Со временем в Константинове появился целый комплекс – Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Но сердцем его по-прежнему остаётся «низенький дом» Есениных, восстановленный в 2000 году.

Экспозиция дома переносит нас в 20-е годы, когда будучи прославленным на всю Россию поэтом Сергей Есенин приезжал в родительский дом, чтобы отдохнуть здесь измученной душой. В тёплую часть дома ведут просторные сени, где среди крестьянской утвари и орудий труда выделяются серп и полукосок Татьяны Фёдоровны Есениной, матери поэта. Стоит войти в жилую часть дома – нельзя не обратить внимания на небольшую кухню с белоснежной русской печью и предметами домашнего обихода. На столе красуется ведёрный «дедовский» самовар – свидетель многих чаепитий в семье Есениных. Напротив кухни – прихожая с печью-голландкой. На деревянной кровати у жарко натопленной печи спал поэт, когда приезжал в родительский дом в холодное время года.

Самая большая и светлая комната – горница. В красном углу – иконы Татьяны Фёдоровны, её нательный крестик. На стене рядом с печью - семейные фотографии и похвальный лист Сергея, полученный им при окончании земской школы. Так же отсчитывают время «часы деревянные», будто ждёт поэта дубовый стол с керосиновой лампой под зелёным абажуром, при свете которой часто работал Сергей Есенин. Из горницы мы попадаем в комнату матери поэта. Здесь её одежда и знаменитая шуба - «шушун», в которой Татьяна Фёдоровна часто выходила на дорогу и, вглядываясь вдаль, ждала сына.

Сразу за домом начинается сад, где в обилии растут вишни. В глубине его укрылась изба-времянка (восстановлена в 2003 году), в которой после пожара 1922 года вынуждены были ютиться Есенины. Рядом – яблоня, чудом уцелевшая от огня. Неподалёку от времянки – амбар, построенный ещё в 1913 году. В летние приезды поэта он превращался в его спальню и рабочий кабинет. В самом конце усадьбы – восстановленная рига (сарай для сушки снопов). В 1970 году рядом с усадьбой Есениных был разбит парк, где посажены деревья, дорогие сердцу поэта: берёзы, клёны, сирень, липы, рябины… 4 октября 2007 года в парке был установлен бронзовый памятник Сергею Есенину работы скульптора А.А. Бичукова.


Музей поэмы "Анна Снегина".


Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери располагается усадьба последней Константиновской помещицы Лидии Ивановны Кашиной. С хозяйкой усадьбы Сергей Есенин познакомился впервые летом 1916 года. В это время он был уже автором своего первого поэтического сборника «Радуница». Лидия Кашина стала одним из прототипов главной героини поэмы «Анна Снегина». В доме Кашиной Сергей Есенин бывал не раз, поскольку с хозяйкой его связывали дружеские отношения. В 1918 году после национализации имения поэт помогал, Лидии Ивановне переехать в Москву, сам останавливался в её московской квартире. После революции загородный дом Кашиной использовали под нужды села, а в октябре 1969 года в нём была открыта литературная экспозиция. К 100-летию со дня рождения поэта в 1995 году в комнатах дома разместились экспозиции музея одной есенинской поэмы – «Анна Снегина».

Музейные экспозиции занимают первый этаж «дома с мезонином». Экспонаты рассказывают нам о жизни семьи Кашиной, её гостях, односельчанах поэта. Рукописи, фотографии, предметы быта помогают провести параллели между обитателями дома и героями поэмы, рассказывают о жизни константиновцев в годы революции. Среди экспонатов мемориальный рояль Лидии Ивановны, её миниатюрный комод, шкатулка и другие предметы. Автографы поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» сопровождают посетителей музея почти в каждом зале. По ним можно проследить отношение поэта к Первой мировой войне и революции, настроение жителей села в «суровые, грозные годы», взаимоотношения героев. В экспозиции представлен первый сборник стихов Сергея Есенина «Радуница», личные вещи поэта: чернильница, пресс-папье, пепельница, обложка блокнота и др.

В мезонине дома размещаются временные выставки из фондов музея. Музей поэмы «Анна Снегина» через знакомство с домом, где бывал поэт, погружает читателя в атмосферу событий, описанных в одной из лучших поэм Сергея Есенин


Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В центре села, неподалёку от дома Есениных, на берегу Оки выстроена церковь Казанской иконы Божией Матери. Первое упоминание о храме с таким же наименованием относится к 1619 году. В 1779 году на средства владельца Константинова князя Александра Михайловича Голицына был возведён по проекту архитектора И.Е. Старова Казанский каменный храм с приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В дальнейшем все константиновские землевладельцы следили за состоянием храма и стремились вовремя обновлять его и украшать. Благотворителем местного храма был и священник Иоанн Смирнов, вынужденный оставить своё служение в 20-х годах прошлого века.

В 1937 году здание храма превратили в зерновой склад, на территории церкви была размещена колхозная сельхозтехника. В 70е годы здание передали музею как памятник архитектуры последней четверти XVIII века. Храм долгое время служил выставочным залом.

В 1990 году по ходатайству жителей села Константинова церковь Казанской иконы Божией Матери была возвращена Рязанской епархии.

Недалеко от усадьбы Есениных расположено здание земской школы. В 1879 году крестьяне и местный помещик С.Г. Куприянов подают прошение об открытии в Константинове школы, а сельское общество жертвует на это 60 рублей. В феврале 1879 года в Константинове появилась своя школа. Многие крестьяне отдали в неё своих детей, в земской школе учился и отец будущего поэта Александр Никитич Есенин. Летом 1898 года здание школы было перестроено. В 1904 году его порог переступил Серёжа Есенин. К сожалению, мемориальное здание не сохранилось до наших дней.


В 1994 году здание земской школы было восстановлено, вскоре в нём разместилась экспозиция. Один из двух классов школы – исторический. В нём ведётся рассказ о земских школах Рязанской губернии. В экспозиции представлены фотографии земских школ, учителей, методическая литература, учебные пособия, а также детские книги, изданные для народа. Особенно интересна учебная географическая карта 1895 года выпуска, поскольку она является «ровесницей» Сергея Есенина. Все эти экспонаты дают представление о системе начального народного образования в России на рубеже XIX – ХХ веков.

Другой класс – мемориальный. Его обстановка переносит нас в 1904-1909 годы, когда в земской школе учился Сергей Есенин: красный угол с иконой Богородицы, стройные ряды парт, портреты императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны по обеим сторонам чёрной классной доски, напольные счёты, на стенах – учебные картины на сюжеты Священной истории. Притягивают взгляд посетителей большие наглядные пособия с церковнославянской и дореволюционной русской азбуками. В углу – часы, когда-то подаренные школе попечителем И.П. Кулаковым. В витрине – грифельная дощечка из семьи Есениных, старые прописи и учебники, школьные принадлежности. Рядом фотографии учителей будущего поэта Ивана Матвеевича и Лидии Ивановны Власовых, священника Иоанна Смирнова, преподававшего Закон Божий, документы, среди которых свидетельство об окончании Сергеем Есениным земской школы и список учеников, «подвергнутых испытаниям» (сдававших выпускные экзамены) в 1909 году. Из последнего документа видно, что Сергей Есенин, несмотря на свой озорной характер, был круглым отличником.

В год окончания школы юный поэт снялся вместе со своими односельчанами на площадке перед храмом. Это самая ранняя фотография Сергея Есенина. В увеличенном виде она украшает одну из стен мемориального класса. Литературная экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве С.А. Есенина, расположена в здании научно-культурного центра музея. Она была открыта в 1995 году к 100-летию со дня рождения поэта. Здесь находятся предметы, документы, рукописи, фотографии, письма, произведения изобразительного искусства, позволяющие последовательно представить этапы становления Сергея Есенина как поэта и его сложный жизненный и творческий путь.

Для удобства изучения каждый период жизни поэта представлен отдельно. Посетители музея с помощью экспонатов могут проследить все этапы судьбы великого русского поэта от рождения в 1895 году до загадочной гибели в 1925-м.

Эффект присутствия Сергея Есенина в экспозиции усиливают мемориальные вещи: люлька, в которой мать качала младенца Сергея; настенное панно из московской квартиры А.Н. Есенина, отца поэта; пиджак, трость и цилиндр Сергея Есенина; сундук-шкаф поэта, с которым он побывал в заграничной поездке, и др. Широко представлены прижизненные издания Есенина, среди которых особое внимание уделяется первой книге стихов поэта «Радуница», автографы произведений, письма, документы, книги из личной библиотеки поэта. Отдельный раздел посвящён судьбе произведений Сергея Есенина после его гибели и сложному пути возвращения их к широкому читателю.


Спас-Клепики – город, расположенный в 80 км. от Рязани. В начале ХХ века он был крупным торговым селом. В 1896 году в нём было открыто учебное заведение, готовившее учителей школ грамоты. Спас-Клепиковская второклассная учительская школа находилась в духовном ведомстве.

В 1985 году сохранившееся здание учительской школы, ставшее филиалом Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, распахнуло двери для первых посетителей. В 2005 году к 110-летию со дня рождения С.А. Есенина в здании Спас-Клепиковской второклассной учительской школы была открыта новая экспозиция, подробно рассказывающая не только об учёбе Сергея Есенина в этой школе в 1909-1912 годах, но и о быте клепиковцев конца XIX – начала XX века. Экспозиция занимает оба этажа здания. На первом – восстановлены кухня, квартиры учителей, в том числе и Е.М. Хитрова, учителя словесности, который помог Сергею Есенину осознать себя поэтом; представлена коллекции бытовых предметов, орудий труда, одежды клепиковцев конца XIX – начала XX века, на втором – классные комнаты и общежитие учащихся юношей.

Интерес посетителей вызывает парта, за которой сидел Сергей Есенин в одной из классных комнат, книги любимых авторов поэта. Автографы ранних стихов, документы и фотографии рассказывают о начале творческого пути Сергея Есенина, о первом рукописном сборнике поэта «Больные думы».

В здании создан выставочный зал, где представлены работы рязанских и московских художников. В 2008 году рядом с музеем был установлен памятник С.А. Есенину работы А.А. Бичукова.