Данные о переписи населения рыбачий полуостров. Исследуем полуостров Рыбачий на «УАЗе» и ATV. Природные достопримечательности полуостровов

Почему мы так любим север? Потому что красоту этих мест можно не только узреть, но прожить! Испытать при этом себя, своё мужество, свою выносливость и стойкость. Преодоление испытаний избранного пути значительно дороже южных ласковых морей и пляжей. Возвращаясь с севера, след силы не меркнет во взгляде.

Полуостров Рыбачий расположен на северо-западе Мурманской обл., это настоящий "край земли". Плато круто обрывается к Северному Ледовитому океану отвесными черными скалами. У побережья Рыбачьего воды не замерзают круглый год благодаря тёплому Норд Капскому течению. Именно поэтому в разное время он был пристанищем викингов, землей саамов и даже закрытой военной базой. Сегодня полуостров Рыбачий знаменит крупнейшими на северной части Европы птичьими базарами.

Бушующее Баренцево море, промозглый дождь и ревущий ветер - это Земли Рыбачьего - крайняя точка Европейской части России, дальше только Северный Ледовитый океан и Северный полюс. В этом мире нет деревьев и бесчисленное множество камней. Погода здесь меняется десять раз на дню, и солнце не заходит за горизонт....

Наш маршрут будет проходить по природному парку "Рыбачий". Мы увидим великолепие цветущей тундры, живописные заливы и бухты, песчаные пляжи, водопады. Услышим гвалт птичьих базаров. Возможно на нашем пути попадутся оленьи стада.

Здесь в море водятся крабы, а ручьи богаты сёмгой. Путешественники приезжают на полуостров по разным причинам. Кому-то хочется полюбоваться северной природой.

Кто-то хочет своими глазами увидеть места древних поселений и побывать на современных оленеводческих стоянках. Многих также интересуют памятники, связанные с военным прошлым Рыбачьего и его бывшие военные городки. Следы войны здесь можно найти повсюду. Между камней встречаются ржавые осколки мин и снарядов, остатки советской и немецкой колючей проволоки, корпуса от гранат, разбитое оружие и гильзы 1200 дней и ночей продолжалась оборона Среднего и Рыбачьего.

Количество участников: от 6 до 10 чел.

Ограничение по возрасту: от 14 лет в сопровождении родителей.

Особенности похода: рюкзаки полные с первого дня - забросок еды не будет, труднодоступность по выходу с маршрута вне плана.

Активности

Нитки маршрута

Мурманск - полуостров Средний - губа Волоковая

Цель этого дня - дойти до мыса "Коровий"

Пос. Вайда-губа - мыс "Немецкий"

Идем на мыс "Скарбеевский"

Центр полуострова - гора Перевальная

Горный ручей Лонский

Хребет Муста Тунтури

Отъезд в город Мурманск

Маршрут по дням

На заказанных внедорожниках группа выдвигается до посёлка Новая Титовка, где осматривает водопад на реке Титовка и обедает. Затем через хребет Муста Тунтури и полуостров Средний едем к началу пешего маршрута. По прибытию в точку начала маршрута - губа Волоковая, мы распределяем общественное снаряжение и продукты по рюкзакам и идём к месту первой ночевки около 10 км по береговой линии.

Цель этого дня - дойти до мыса Коровий. Мы увидим укрепления, оставшиеся со времён Великой Отечественной войны. Траншеи, выдолбленные в скалах, подземные сооружения, огневые точки. Поднимемся к тундровым озерам, увидим на скалах птичьи базары. Протяженность второго дня около 15 км.

Мы уходим от береговой линии в сторону посёлка Вайда - Губа, наш путь лежит на мыс Немецкий. По дороге будем проходить мимо нескольких немецких ДОТов (долговременные огневые точки), высотой несколько метров, сложенные из природного камня. Эти сооружения хорошо сохранились, они не разрушены и их можно осмотреть как снаружи, так и внутри. Затем пройдём мимо военного городка и выйдем на мыс Немецкий.

Т ам увидим самый северный маяк континентальной европейской части России, заброшенную погранзаставу и полюбуемся на океанский прибой. Мимо действующей метеостанции мы выходим к бухте, где ставим лагерь.

В начале ходового дня пройдем мимо захоронений английских летчиков, погибших при защите караванов союзников. Далее форсируем реку и по дороге движемся к мысу Кекурский. Здесь чувствуется Вечность и только здесь любой человек ощущает всю мощь природы.

Тундровая растительность, своеобразный ландшафт, зеленые и белые лишайники, мох, ягель создают в сочетании со скалами и морем неповторимые пейзажи.

Идем на мыс Скарбеевский. Вновь видим напоминания о боях Великой Отечественной, несколько раз выходим к морю, где любуемся птичьими базарами на отвесных скалах.

Заброшенный военный городок, сквозь который лежит наш путь, напоминает декорации голливудского фильма ужасов. Наша стоянка в этот день в живописном месте под скалами на берегу моря. Пройдено 16 км.

Маршрут лежит в центр полуострова Рыбачий к горе Перевальной. Море быстро скроется из вида и перед нами раскинутся бескрайние просторы заполярной тундры. Мхи, лишайники, камни, загадочные сейды и заброшенные блок-посты будут сопровождать нас весь день.

О стадах, пасущихся здесь оленей свидетельствуют оленьи рога, попадающиеся по пути. Стоянка на берегу чистейшего тундрового озера.

Спускаемся с горы Перевальной вдоль живописного каньона выбитого в скалах бурным горным ручьём Лонским. Выходим к перешейку между полуостровами Рыбачий и Средний. Остановимся на оборудованной стоянке рядом с обелиском, посвященным авторам песни "Прощайте скалистые горы..." Пройдено 14 км

Вдоль берега губы Большая Мотка мы идём в сторону хребта Муста Тунтури. В этот день мы посетим музей, посвященный обороне полуострова от немецких захватчиков. Стоянка в предгорьях Муста Тунтури. Пройдено около 20 км. Прощаемся со скалистыми горами, как поется в советской песне авторства Евгения Жарковского (музыка) и Евгения Букина (текст). Положенные на музыку стихи были написаны поэтом на Рыбачьем полуострове - единственном месте, в котором гитлеровцам не удалось пересечь границу Советского Союза.

Прощайте, скалистые горы,
На подвиг Отчизна зовет!
Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля…
Растаял в далеком тумане Рыбачий,
Родимая наша земля.

Корабль мой упрямо качает
Крутая морская волна,
Поднимет и снова бросает
В кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,
Но хватит для битвы огня.
Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,
Как море мертво без меня.

Отъезд в город Мурманск. Билеты брать можно после 20.00

Полуостров Рыбачий находится на самом севере Мурманской области. Туристов он встречает удручающим зрелищем заброшенного поселка Большие Озерки. Покинутые разрушенные дома сразу вызывают желание двинуться дальше. На полуострове всего два жилых населенных пункта, а постоянно проживают там меньше 150 человек.

Полуостров Рыбачий. Побережье.

Сам полуостров - это невысокое плато, изрезанное небольшими речками, ручьями и озерами. Самая высокая точка - 334 м.

Во время второй мировой войны за полуостров велись ожесточенные бои, и до сих пор по всей его территории можно увидеть остатки орудий и военных укреплений. В послевоенные годы здесь находились военные базы, большой порт, колхоз, несколько населенных пунктов, но постепенно все это было заброшено и пришло в запустение. По всему полуострову остались лишь полуразвалившиеся дома, советские и немецкие доты, брошенная и ржавеющая техника. До 2009 года полуостров был пограничной зоной, и для его посещения нужно было оформлять пропуск, сейчас проехать сюда можно свободно.

Здесь осталась одна действующая военная база, в поселке Вайда-Губа, около одноименного залива. Неподалеку от поселка расположен маяк и памятник воинам, павшим в боях Великой Отечественной войны. Здесь же расположена одна из первых в России метеостанций, она была построена здесь больше века назад.

Самый популярный маршрут лежит к самой северной точке полуострова Рыбачий - мысу Немецкий.

Формально, полуостров омывается Баренцевым морем, но при взгляде на огромные бирюзовые волны возникает ощущение, что ты стоишь на берегу сурового и безграничного северного океана. Кстати, полюбоваться на эти волны здесь можно почти всегда, вне зависимости от сезона. Даже летом на побережье очень часто дует ветер, а зимой море не замерзает. Хотя ехать сюда зимой только для того, чтобы полюбоваться на виды, не самая хорошая идея. Летом температура редко поднимается выше 20 градусов. Лето очень короткое, относительно тепло здесь только в июле-августе, уже в сентябре начинаются ночные заморозки.

Полуостров Рыбачий - как добраться?

Заброшенный поселок на полуострове

Добраться до полуострова Рыбачий можно только на автомобиле. Погранзона отменена, для проезда достаточно российского паспорта. Так как полуостров является природным парком, формально нужно заполнить в электронном виде согласование для его посещения, но по факту, на полуострове нет никого, кто мог бы проверить, согласовано посещение или нет.

Самый простой вариант – заказать экскурсию в какой-нибудь тур-фирме, которая этим занимается. Я могу порекомендовать компанию Нордэкстрим , они возят на полуострова Рыбачий и Средний и делают это хорошо. Здесь есть подробный отчет с фотографиями о поездке с ними.

Но если вы решили рискнуть своим авто – знайте, что вам нужен хорошо подготовленный внедорожник, и желательно, не один. Второй внедорожник очень пригодится, для того, чтобы вытаскивать первый.

От Мурманска надо ехать по трассе А-138, примерно через 100 км. будет река Титовка. Переезжаем через нее и сворачиваем направо. Едем около 50 км до поселка Большое Озерко, расположенного уже на полуострове.

Здесь дорога заканчивается, то, что идет дальше дорогой назвать очень сложно. Но по рекам и камням можно попробовать доехать до самой северной части европейской территории России – полуострова Немецкий.

Видео поездки на полуостров Рыбачий

Уверен, что вы все, ну или почти все, хоть раз да слышали об этом месте, но не придавали, возможно, этому значения. Помните строчку из песни «Растаял в далеком тумане Рыбачий…»? Так вот это о нем и говорится – о Рыбачьем, овеянном вечной славой полуострове, расположенном на самом севере европейской части России

На Кольском полуострове я бывал много раз. Но все эти поездки приходились на осень, зиму или весну. Поехать же летом туда никак не получалось. Но - хотелось. Причем чтобы не просто летом, а обязательно в полярный день, когда солнце не опускается за горизонт. И вот запланированное несколько месяцев назад путешествие вроде бы складывается - и друзья проверенные готовы составить компанию, и машина подходящая есть, и шеф не против. Едем! Наша цель - полуостров Рыбачий.

Полуостров Рыбачий - самая северная часть европейской России. Это приграничная территория, поэтому для ее посещения необходимо оформить пропуска в Мурманском погранотряде или в Управлении ФСБ по Мурманской области - процедура несложная, но может занять до месяца ожидания.

ТИТОВКА
Из Мурманска выбрались только ближе к вечеру - закупки продуктов, топлива, упаковка багажа и канистр отняли почти полдня. Пролетели около ста километров по асфальту и за постом пограничного контроля, переехав по мосту речку Титовку, свернули с трассы направо - путешествие началось! Нас четверо - мурманчане Владимир Кондратьев, Александр и Евгений Зародовы (отец и сын), а также автор этих заметок. Транспортные единицы - подготовленный к трофи «УАЗ» на «колхозных» мостах и 500-кубовый ATV Polaris.

Движемся вдоль Титовки. История названия этой реки и одноименной губы в Мотовском заливе уходит к XVI веку, правда, тогда она называлась Китовка из-за массовых выбросов китов на сушу. В древности Средний и Рыбачий были островами и между ними и материком существовал «китовый переход». Со временем суша приподнялась, а вековые инстинкты у животных остались.

Точное назначение этих камней-сейдов в саамской культуре до сих пор не ясно. То ли они служили ориентирами в пустынной тундре, то ли использовались в качестве религиозных атрибутов

Вскоре остановились на берегу на стоянку. Перекусили, полюбовались на совершенно беспардонных уток, ворующих у нас хлеб, и поехали дальше - нечего терять драгоценное время на сон. Светло ведь, полярный день!

ПЕРЕВАЛ
Единственную дорогу с Большой земли на Рыбачий строили еще монахи Печенгского монастыря для своих конных обозов. Затем, после советских саперов, в 1940 году, по ней прошел первый танк. Во время войны она была занята немцами - до сих пор везде вокруг укрепления и колючая проволока. А слева и справа под откосами валяются останки техники, служащие отрезвляющим фактором для любого водителя. Дорога хитрая - петляет поворотами, то поднимается, то спускается с сопки на сопку. Представляю, как здесь тяжело зимой в гололед или пургу. Неспроста, наверное, еще с военной поры ручей перед подъемом называется Пьяным - здесь было положено пропустить рюмочку за удачу, а на спуске Трезвым - дабы испить холодной воды и передохнуть, стерев пот со лба… Вокруг же удивительной красоты северные пейзажи с блюдцами озер, смотрящими в небо между сопок, покрытых мягким мхом и отражающихся в воде каким-то нереально зеленым цветом. Правда, едва спустившись с перевала, оказались под низкими плотными тучами и мелким вялотекущим дождем, сопровождавшим нас впоследствии всю поездку.


УРОКИ ИСТОРИИ

Огибаем Мотовский залив. К востоку уходит легендарный Муста-Тунтури - четырехкилометровый хребет, единственный участок, где немецкие войска не смогли перейти нашу сухопутную границу. С 29 июня 1941 года до окончания войны линия фронта здесь оставалась неизменной! Но до сих пор неизвестны имена всех погибших защитников Муста-Тунтури. Каждый год поисковики поднимают и перезахоранивают их останки. А вот справа от дороги лагерь одной из таких команд. Несмотря на раннее утро, дежурные на ногах, на костре булькает вода в котле. Приглашают присесть, угощают чаем, показывают свою вчерашнюю находку - фляжку военного образца с нацарапанной фамилией бойца. Знакомимся с руководителями группы - Александром и Ксенией. Они из Никеля, работают со школьниками тут уже не первый год. Администрация города поддерживает - выделяет палатки, снаряжение. Да уж, такие уроки истории запомнятся ребятам на всю жизнь!

СТРОГО НА СЕВЕР
Проскакиваем Большое Озерко - бывший гарнизон зенитчиков, почти город. В 1959 году сюда был переброшен из Таллина полк ПВО с ракетным комплексом, таким же, из которого годом позже под Свердловском был сбит самолет-шпион У-2. А осенью 1994 года поселок покинули последние жители.

Вектор нашего дальнейшего маршрута указывает строго на север вдоль губы Большая Волоковая. Едем по берегу, вдыхая на остановках настоящий арктический ветер. Даже ненастная погода не портит радостного настроения от предвкушения встречи с пиковой точкой похода. И вот все, приехали! Вайдагуба, мыс Немецкий - дальше только Северный Ледовитый океан и Северный полюс! Историки считают, что люди здесь жили с каменного века. В XVI веке на Вайде (с финского переводится как «менять») швартовались купеческие суда, велась торговля. Немецкий же обычно трактуется как «иноземный». Кажется, что на этом небольшом кусочке все перемешалось: развалины старинного причала и памятник защитникам Отечества, саамский колодец и вполне современная метеостанция, камни с таинственными знаками и… таксофон, работающий в автономном режиме на солнечных батареях.

ПУСТЫННЫЕ БЕРЕГА
Набираем в баклажку воды из древнего колодца и направляемся к мысу Скорбеевский. Еще одно наследие холодной войны, еще один брошенный гарнизон. Жутковатое зрелище…

Ночуем возле водопада на Зубовке. Даже не верится, что раньше эти земли были настолько заселены, что голландскому путешественнику, огибающему Рыбачий морем в 1594 году, он показался одним большим городом - так много было построек на берегу.

ТАЙНЫЕ ПЛАНЫ
Здесь пора раскрыть небольшой секрет. Кроме обычного желания побывать на Рыбачьем, у меня была еще одна цель. Теперь, когда «гриф секретности снят» и система оформления пропусков в погранзону отработана, летом сюда настоящее паломничество. Джиперы, мотоциклисты, велосипедисты, пешеходники… Но практически все путешествуют по одному и тому же маршруту в центральной и северо-западной частях полуострова. Есть даже фирмы, специализирующиеся на офф-роудном туризме, возящие клиентов по заранее выверенным точкам, почти как по Золотому кольцу, только с запланированными приключениями в виде бродов и разрушенных мостов. Но нигде я не нашел упоминаний о посещении ими восточной части Рыбачьего. Даже в Google Earth этот район скрыт почему-то завесой «нечитаемости». Вот пусть он и будет «нашим маленьким краем Земли»!

Дороги в тундре непредсказуемы. Вряд ли это транспортное средство когда-нибудь будет ездить - его удел стать добычей «охотников за металлом»

ВРМ
Покинув Зубовскую бухту, устремляемся на восток, в сторону Цып-Наволока, вдоль скалистого берега моря. Через пару километров видим ровные песчаные поверхности и остатки множества укреплений - во время войны здесь находился запасной аэродром. А вскоре оказываемся на ВРМ. Эту аббревиатуру расшифровывают и как «Выпьем, ребята, «Московской», и как «Вотчина рыбаков-метеорологов», и как «Вот развалины маяка». Последняя версия ныне самая верная - с 1953 года здесь стоял веерный радиомаяк (ВРМ). По посылаемым им сигналам ориентировались военные корабли и грузовые суда. Некий аналог современной системы GPS. В 1979 году устаревшую конструкцию маяка заменила новая, но вскоре она стала никому не нужна. От былого гения человеческой мысли кроме развалин двухэтажного здания, вспомогательных и хозяйственных построек осталось несколько 75-метровых вышек, расставленных на протяжении почти пяти километров вдоль моря.

ЦЫП-НАВОЛОК
В Цып-Наволок въехали после полуночи. Как и положено в это время суток, нормальные люди уже спали. Остановились в центре поселка возле маяка, огляделись. Никого. Лишь пара собак бегает вокруг машины и попрошайничает, негромко погавкивая. Замечаем, что в доме неподалеку открывается дверь и на пороге появляется фигура молодого парня в рубашке и камуфляжных штанах. Строение находится за невысоким забором и воротами со звездой. Подходим, здороваемся. Разговаривать приходится с трудом, поскольку холодный, почти ледяной ветер чуть ли не сбивает с ног. Заезжие гости здесь редки, поэтому разговор достаточно официальный: «Кто такие, откуда, зачем, пропуска в закрытую зону есть?» Мы находимся на военном объекте, где гражданским быть не положено. Женька в шутку интересуется наличием в поселке магазина или ларька какого, чем сразу разряжает натянутую обстановку - нас приглашают в дом попить чая. Такого вкусного хлеба, что пекут моряки в Цып-Наволоке, я еще никогда не ел! Лучше любых круасанов! Андрей - мичман-контрактник, служит здесь уже несколько лет. Ворчит, что мало платят, но уезжать пока не собирается: «Я здесь как дома, да и кто эту молодежь учить будет? Все ж на мичманах держится». Хотя самому от силы 27 лет, не более. И философ: «Чем тут зимой заниматься кроме работы? Вот стихи со скуки пишу - в прошлом году всю тетрадку исписал!» А после чая выделяет нам для ночлега настоящие апартаменты с шестью почти вплотную стоящими солдатскими кроватями и печкой.

В ГОСТЯХ У МИХАЛЫЧА
С неба сыпется обычная морось, и выспаться под теплой крышей, а не в мокрой палатке - верх блаженства. Поэтому утро начинается ближе к обеду и… с еще одной проверки - это мичман заглянул и сообщил, что нам следует показаться с документами на заставе. Пограничникам в этих краях принадлежат все функции власти - от первоочередных по защите рубежей до милицейских и «рыбнадзорных». Пока умывались и собирались, начальник гарнизона сам посетил нас. Серьезный усатый офицер придирчиво изучил бумаги, но, посмотрев «визитную карточку» - журнал с материалом о нашей мартовской поездке на мыс Святой Нос, его глаза подобрели и кончики усов поползли вверх - все нормально, свои! Самое время сесть вместе за стол, ведь кроме знакомства есть еще один повод - самый важный, пожалуй, в этой ситуации - сегодня же День Военно-морского флота! После небольшого фуршета Андрей Михайлович гордо показал свое хозяйство. За обшарпанным фасадом внешне неказистой казармы, оказывается, скрывается вполне современное здание со всеми удобствами и с евроремонтом. Есть баня и а-ля бассейн на улице. Сложно представить, с каким трудом это все построено и завезено по «дорогам», на которых военный «Урал» «разувает» по три колеса за поездку, а ориентирами зимой служат те самые мачты ВРМ. Но тем не менее люди живут и работают. На территории поселка находятся метеостанция, основанная аж в 1921 году, действующий маяк, с которого нам открылся изумительный вид на штормовое Баренцево море, Аникиевский остров (эх, была бы погода получше!) и на пустынные берега на много-много километров вокруг. А ведь еще в начале прошлого века здесь была рыболовецкая фактория братьев Савиных, самых крупных скупщиков рыбы на Мурмане, стояли дома колонистов, церковь и даже больница Красного Креста.

КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ
Метеоусловия так и не позволили нам попасть на Аникиевский остров. Вот что написано о нем в «Путеводителе по Русскому Северу», изданном в 1898 году: «Во время остановки парохода в Цып-Наволоке любопытно посетить лежащий близ него островок Аникеев, одна из плит которого представляет собой каменную летопись Мурмана. Она вся покрыта тщательно и красиво… высеченными именами датских, немецких и голландских шкиперов, приходивших на Мурман за рыбой в XVI, XVII и XVIII веках. Особенно красивы надписи: Berent Gundersen 1595, 1596, 1597, 1610, 1611, 1615 blef jeg frataget skif («у меня отняли судно»). Внизу под надписью изображен воин…» И еще далее: «Красива и интересна высеченная кудрявым письмом русская надпись: Лета 7158 (по новому летоисчислению это 1650 год. - Прим. ред.) горевал Гришка Дудин». А экспедиция М. Орешеты в 1995 году обнаружила даже более ранний поморский автограф: «Стоял Шуеречанин Василий Малашов 1630 г.».

В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ
Почти сутки, проведенные в Цып-Наволоке, пролетели незаметно. Через два дня нам обязательно надо было вернуться в Мурманск. Прощаемся с гостеприимными хозяевами и, как обычно в ночь, стартуем. Хотя какая же это ночь, скорее легкие сумерки.

Если взглянуть на карту, то к Озерку - узловому «перекрестку» Рыбачьего - ведут несколько дорог. Выбираем наиболее короткую, но, как оказывается впоследствии, самую тяжелую - «Зубовский тракт». Он идет через горы среди затопленных многодневными дождями тундровых болот. Лужи, часто глубиной по капот лифтованного «УАЗа» на 35-х колесах, попадаются каждые 50-100 метров. И камни, камни, камни! Скорость продвижения порядка 3-5 км/ч. На квадрике ехать иногда даже проще, так как можно объехать препятствия по краю, но ветер и дождь делают это весьма непростой прогулкой.

КАМЕННЫЕ ВЕЛИКАНЫ

Через 12 часов безостановочного пути петля по Рыбачьему замкнулась, и мы спустились на Средний. Теперь направление движения против часовой стрелки. От мыса Земляной едем по западному берегу вдоль длинного 30-метрового обрыва, сложенного из тончайших сланцевых пластин, сквозь которые пробивается множество маленьких родников. Знаменитые «Два Брата» - гигантские останцы. Здесь веет какой-то мистикой - неспроста саамы издревле считали гору Пумманки местом обитания чародеев (нойдов). По преданиям, двое из них - братья нойд-Укко и нойд-Акка - были наказаны за свои злодеяния и превратились в эти каменные изваяния.

38 ЗВЕЗДОЧЕК
Чуть дальше на высоком берегу встречаем практически не тронутую береговую батарею 1950-х годов (судя по шильдику на орудии, 1946 года выпуска). Многоуровневая система ходов, механизмы в смазке. Во время войны здесь же базировалась 221-я батарея, уничтожившая 22 июня 1941 года немецкий тральщик и открывшая тем самым боевой счет ВМФ СССР. Ствол от одного из ее орудий с 38 звездочками (по числу потопленных вражеских судов) лежит сейчас на корабельном кладбище километрах в четырех от этого места.

СЛАВА ГЕРОЯМ!
Последнюю ночевку в этой поездке разбиваем на выезде со Среднего, на берегу реки под хребтом Муста-Тунтури. Саня Зародов рассказывает, как еще будучи школьником участвовал в установке на нем первого обелиска. Носил наверх в рюкзаке песок для основания памятника. Неожиданно наш лагерь освещает выглянувшее из туч солнце - за неделю мы уже и отвыкли от него. Смотрим на посветлевшие горы и как-то автоматически начинаем обсуждать маршрут следующего путешествия по Северу. Суровые красоты, притяжение Севера, край Земли - банальные вроде бы фразы, но… как ни странно, очень честные и уместные здесь.

«Два брата», которым поклонялись и которых боялись саамы, считая их окаменевшими злыми чародеями. Сейчас у основания северного останца спрятан геокешерский тайник


Честно говоря, те выходные дни я должен был провести в полётах над Соловецкими островами. Но прогнозы погоды были удручающими, и я не поехал. Пилоты покатили туда хотя бы просто посмотреть на тамошние места. А я там уже был и перспектива бродить по островам в пасмурную погоду (когда я там был раньше в солнечную) совершенно не вдохновляла. Остался дома. И тут мне предложили составить компанию в поездке на Средний и Рыбачий полуостровы у нас на Кольском.
Погода, кстати, по прогнозам тоже намечалась суровая. Однако выбирая между двумя местами, где мёрзнуть (в квартире или на природе), выбрал второй вариант. Ну, хотя бы прокатиться, посмотреть и определиться на будущее с уже неспешной поездкой на самый северный край нашего края (извините:))).



Про начало нашей экспедиции я уже написал... Неожиданно хорошо выспавшись под грохот водопада, подкрепившись бутербродами и чаем или кофе, мы двинулись вдоль реки Титовки на север. Самые отважные трое забрались на крышу нашего "все-вне-дорожника" и оттуда обозревали окрестности, развлекали себя рассказами и случаями из жизни. Небо на горизонте вселяло надежду. Боже, как мы жестоко ошибались!



Машину хоть и бросало из стороны в сторону на ямах и ухабах,как утлое судёнышко во время шторма, однако это не мешало иногда доставать фотоаппарат и фотографировать прямо на ходу, конечно, при страховке с двух сторон. Причём, страховка была на редкость надёжная: иногда и камеру к носу было не поднести - так крепко меня держали товарищи. Хотя, честно говоря, большая часть пути затем проходила по обычной однообразной тундре, где взгляду было не за что зацепиться, так что камеру я не доставал.



Надо сказать, что народу мы встречали очень много: рыбаков и туристов на обычных машинках, и компании квадроциклистов и велосипедистов, и "джиперов".



Такая вот тундра, такой вот пейзаж...



Подъезжаем к перевалу. После непродолжительной остановки народ тоже захотел потусоваться на крыше и нас там разместилась целая "грядка".



Миновали перевал и почти сразу перед нами появилась цель нашей поездки.



Следы ожесточённых боёв во время Великой Отечественной войны встречаются тут повсеместно.
И стоит много памятников и обелисков героям, защищавшим Заполярье.



Опять выглянуло солнышко. Как позже оказалось, это было его прощальным приветом.



Ещё раз оно осветило море, но где-то уже далеко позади на юге. А по курсу нас встречало низкое тёмное небо, ветрище прямо в лицо и морось с туманом. На крыше мы давно уже ехали вдвоём с напарником - остальных сдуло в сухую большую "кабину". Как хорошо, что на полпути я напялил непродуваемый и непромокаемый плащ, как мой сосед по насесту на крыше! Что-либо сфотографировать по пути было невозможно - сырость моментально оседала на фильтре объектива. И на кой чёрт я ввязался в эту авантюру?



Однако, мы добрались! Мыс Немецкий - самая северная точка Кольского полуострова и европейской части России. Дальше только океан и северный полюс.



Птички над головой. Приходилось иногда нагибаться...



Ветер по-прежнему свистит с севера, неся морось. Получается, что делаешь один кадр и полчаса вытираешь стекло фильтра, отвернувшись. Так что никаких градиентных фильтров, размыва воды и прочих "художественностей" не будет. Чистая хроника событий и констатация фактов. К сожалению. Тем более, что в таких поездках всё происходит по принципу "галопом по европам": времени мало, а посмотреть нужно много.



Скалы на побережье меня очень впечатлили.



В воде тоже было на что посмотеть. "Полярик" бы не помешал, конечно, но под дождём его накручивать...



Я - в шоке от этих скал. Отдельные полосы размером и формой мачете можно было отделить от массива. Край такого тесака почти такой же острый получался.



Знаете это растение? Про него много чего интересного рассказывают.



Море - океан.



Вот нас и квадроциклисты нагнали. Поехали на самый берег, видимо.



А наши решили на птичек посмотреть. Их там очень много и они нам были не рады.



Ещё бы! Только, вон, мелкие вылупились. Не летать, не бегать толком не умеют. Прячутся, замирают и ждут, когда непрошеные гости уйдут. Прошу не ругаться - все меры предосторожности были приняты. Фото сделано издалека "телевиком" на максимальном приближении (и скадрировано ещё для увеличения). Мы природе не враги.



Да, тут же ещё два маяка стоят: старый и новый, работающий и нет.



На один я "постеснялся" идти (судя по знаку, где-то разрешили обгон:))), а на другой залез, конечно.



Неземная картина с него открывается в одну сторону (а в другую и в третью - серый туман).



А в четвёртую сторону - вон тот мыс со скалами, куда мы должны были дальше ехать.



Ну вот, опять все в сборе и ждали только меня. Закинул рюкзак за спину, скатился по трухлявой лестнице... Поехали.



Расстояние было совсем небольшое, поэтому приехали быстро. И сразу полезли на утёс - оглянуться вокруг.



"Рисунок" у здешних скал тоже очень фактурный.



Какие же тут силы так постарались? Смотрится необыкновенно.



Тут уж я не выдержал, спустился к подножию скал и ломанулся к берегу, пока народ был занят фотосессиями. А ведь ещё хотел подняться на вторую вершину соседнего утёса. В общем, бегом-бегом промчался по этим каменным складкам и немного попугал их фотокамерой.



Смотрю, а на той вершине уже гуляют... Поспешил к ним.



Оглянулся ещё раз на каменные волны на берегу.



Вот и вершина. Ветер тут знатный. И обзор отличный.
За фото спасибо прекрасной незнакомке, которую мы тут обнаружили сидящей на вершине и смотрящей вдаль в полном одиночестве (сам так люблю делать под настроение в своих одиночных вылазках, когда не спешу). А девушка путешествует одна (!) пешком (!) вокруг полуострова (!). Вот я уже дома пишу, а она ещё там (ребята сказали, что у неё в планах закончить поход к концу июля). Со своей "колокольни" могу ей только позавидовать: и сколько всего разного увидеть можно не спеша, и природа, наверняка, даст шанс хорошей погодой это запечатлеть.



О, как специально один из наших участников поездки подошел на то же место, где я был, для масштаба.



Опять с сожалением покидаю и это место - пора в путь дальше.



За нашим передвижением зорко наблюдают с воздуха...



Проезжаем Скорбеевку... Когда-то тут был настоящий военный посёлок, стоит дом даже в четыре этажа, пара - поменьше и мелких куча. Интересно, с нами в поездке был мужчина, который тут обитал в своё время. На мой вопрос: "где же тут шахты под ракеты?" ответил, что стояли тут мобильные комплексы. Показал, где был "штаб" и бытовая инфраструктура посёлка. Теперь здесь гуляет ветер и царит запустение. Понятно, что, как у нас принято, всё разбито и разодрано, деревяшки ото всюду сняты: то ли под костры, то ли под другие цели...



Ещё раз убедился: почти всегда где нет человека - там красота:))



Холодные северные воды.



Обнаружил тут небольшой фрагмент таких же скал, как и в Вайде-губе.





Кругом скалы и камни...



И вдруг - настоящий пляж! Где же солнышко и мой купальный костюм?!



Побродил по берегу туда-сюда, подышал морским воздухом и пошел в лагерь: мы тут встали на ночёвку.

В середине июля по служебной необходимости мы с коллегами оказались в двухнедельной командировке в Мурманске. Поскольку в Мурманск прибыли на моём автомобиле, свободное от работы время старались проводить активно: посмотрели город, неоднократно ловили рыбу в Кольском заливе, два раза съездили на Териберку, а также мне удалось посетить полуостров Рыбачий…

В один из выходных дней я валялся на диване съемной квартиры и решил почитать в смартфоне информацию о полуострове Рыбачий и обзоры автомобильных путешественников. Чем больше читал, тем сильнее загорался идеей съездить туда. Учитывая плохие дороги и отсутствие подготовки к поездке, я планировал доехать только до перевала Муста-Тунтури, погулять там по скалам, по местам боёв и вернуться обратно. На сборы ушло не более получаса, по сути никаких сборов и не было, просто я выпил кофе, выкурил сигарету и поехал. Планировал по пути заправиться, заехать в магазин за какой-нибудь едой и водой, однако как-то проскочил все магазины и, заправившись, поехал имея на заднем сиденье бутылку с примерно 50мл воды. Такое отношение к провизии было большой ошибкой, понял я это быстро. Все две недели нашей командировки стояла жара около 30С, что вкупе с большой влажностью создавало жуткую духоту. День поездки не стал исключением и пить я захотел уже километров за 50 от Мурманска.

Трасса от Мурманска до КПП Титовка отличная, документы на КПП проверяют у всех. Как я понял, главное требование для свободного проезда – гражданство Российской Федерации. После КПП поворот направо на грунтовку, собственно, с этого момента и начинаются приключения. Дорога вдоль реки Титовки вся в ямах и ухабах, как и весь остальной путь, наверное нет смысла расписывать качество “покрытия”, потому что такового там нет, обзоров полно в интернете, скажу лишь что проехать вполне возможно, если аккуратно.


Дорога вдоль реки изобилует живописными видами и я неоднократно останавливался чтобы полюбоваться и сделать снимок. К сожалению, фото не передает высоту.


Через какое-то время дорога уходит левее реки и, извиваясь, поднимается выше и выше к перевалу. Не Кавказ конечно, но в скалистых северных сопках есть своя, особая красота, не просто так люди, побывавшие в этих местах однажды, едут сюда снова и снова.


Пока ехал вдоль Титовки, очень сильно хотел пить, было такое ощущение что нёбо слиплось и потрескалось, однозначно решил что доеду до перевала и развернусь обратно. В какой-то момент, при объезде очередной ямы, мне показалось что в дорожной пыли валяется бутылка, проехал, посмотрел в зеркало – вроде действительно бутылка. Остановился, подошел и обалдел, в дорожной пыли лежала полторалитровая запечатанная бутылка воды “Святой источник”. В тот момент для меня это было знамение, знак что надо ехать дальше, за перевал. И действительно, стоило напиться как сразу поднялось настроение и появились силы и желание ехать дальше. До перевала Муста-Тунтури после этого добрался быстро.


К сожалению, я не был подготовлен к этой поездке и не имел плана, каких-то точек с достопримечательностями, поэтому, остановившись на перевале, просто погулял по окрестным скалам. Забирался на вершины в поисках следов войны. Нашёл.



Эхо войны

За перевалом дорога стала спускаться вниз, также изобилуя видами достойными кисти художника. Я неоднократно останавливался и любовался. Таким образом добрался до полуострова Средний. Путь через полуостров Средний мне не понравился: убитая дорога, мотающие машину из стороны в сторону ямы, скорость 10км/ч, однообразный пейзаж слева и губа Большая Мотка справа. Время от времени на побережье губы встречались стоянки приезжих рыбаков и туристов. Достопримечательности Среднего – памятники павшим в боях советским воинам. На Средний, на мой взгляд, надо ехать именно чтобы прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, не проездом как я, а вдумчиво, зная конкретные точки. Именно в этих местах и про события, происходившие в этих местах, было написано Константином Симоновым стихотворение “Сын артиллериста”.


Напомнило “Сын артиллериста” К. Симонова


Полуостров Средний – это война

Средний я объехал по восточному берегу и попал на перешеек с Рыбачьим. Для себя поставил задачу попасть на мыс Немецкий, в самую северную точку полуострова, которая является и самой северной точкой европейской части континентальной России. В одном из обзоров прочел, что добираться туда лучше по западному побережью Рыбачьего, я так и поступил. Проехав перешеек, сразу свернул налево на дорогу ведущую на мыс Немецкий, оставив справа заброшенный поселок Большое Озерко. Полуостров Рыбачий уже не так однообразен как Средний, по крайней мере мне так показалось. Я ехал навстречу солнцу, порой оно сильно мешало объезжать камни и ямы, но зато виды открывались просто фантастические.



Дорога по западной стороне Рыбачьего лучше чем по восточной стороне Среднего, скорость тоже 10-15 км/ч, но как-то разнообразнее чтоли. Меньше болтает машину из стороны в сторону, зато много больших камней и бродов. Если не торопиться то вполне проезжая почти на любом автомобиле.


Пожалуй, самое сильное впечатление на меня оставил пляж, не доезжая примерно одного километра до Червяного ручья. Темно-серый песок, прозрачнейшая, как слеза ангела, морская вода в лучах заходящего солнца, штиль и теплый вечер… Купаться сразу не стал, решил взбодриться на обратном пути, но, забегая вперед, скажу что не удалось, поскольку отлив к тому времени отодвинул воду метров на 150 и вид пляжа был уже не такой сказочный. Фото не может передать, это надо видеть лично, оно того стоит!


От этого места осталось рукой подать до мыса Немецкий. Немного поплутав по дорогам тундры в безуспешных попытках объехать стоящую на пути воинскую часть, добрался до места назначения.


Ниже короткая видео-зарисовка, которую я слепил из роликов снятых на мобилку. Снимал одной рукой, второй держал руль, соответственно участки, которые пришлось преодолевать держа руль двумя руками, остались за кадром.

В конечной точке я пробыл не более часа, погулял, полюбовался морем и поехал обратно. Обратный путь пролегал по тому же маршруту. Выехал из дома примерно в 14-30, вернулся обратно около 9-30.

Пока ехал по Рыбачьему, встретил машину французских путешественников. Людей возле не заметил, поэтому просто проехал мимо. Уже вернувшись в Питер, зашел на сайт указанный на борту их авто и почитал информацию о них, об автомобиле и их путешествиях. Почитайте, интересно взглянуть на нашу страну глазами иностранцев, видевших её не только на футбольных стадионах и барах больших городов.


P.S. Cчитаю своим долгом просить вас, друзья, не мусорите, пожалуйста. Тундра ничего не заберет, все что вы оставили будет лежать десятилетиями если не столетиями. Слой почвы очень маленький, не рвите её протекторами шин, она очень долго будет заживать, там есть дороги.

P.P.S. Ещё неделю назад был уверен что на машине на Рыбачий больше не ездок, но сейчас уже в голове мысли о правильной подготовке и как спланировать маршрут. Поеду, обязательно ещё поеду, но уже не торопясь, с рыбалкой и ночевками в палатке…