Что запрещено пропускать через интроскоп. Что такое интроскоп? Досмотровое оборудование Rapiscan Systems в России

Рентген-телевизионное оборудование было и остается одним из наиболее востребованных технических средств досмотра посылок, ручной клади, багажа, грузов, а также транспортных средств. Рентгеновские установки (или сокращенно РТУ) выполняют задачи по обнаружению оружия, взрывчатки и детонирующих устройств, а также выявлению и предотвращению контрабанды наркотиков и других нелегально провозимых товаров.

Данный тип досмотрового оборудования также называют “интроскопами” (от. латинского intro - “внутри”), что означает визуальное наблюдение непрозрачных тел в непрозрачной среде. Таким образом, происходит поиск аномалий посредством анализа теневого изображения сканируемого объекта, воспроизведенного на экране оператора.

В основе технологии неинтрузивного (бесконтактного) досмотра лежат физические свойства рентгеновских (Х) лучей, позволяющие генерировать изображение сканируемого объекта без его непосредственного вскрытия:

  1. Невидимое для человека Х-излучение способно проникать сквозь непрозрачные предметы и вещества;
  2. Х-излучение поглощается другими веществами, чей атомный номер выше в периодической таблице Менделеева
  3. Х-излучение вызывает свечение некоторых химических веществ и соединений
  4. Х-лучи имеют линейный характер распространения

Разберемся, как это работает!

В этом нам поможет схема строения рентгеновской трубки, той самой, что изобрел немецкий физик В. Рентген, и которая лежит в основе любого современного интроскопа. В 1895 году технология досмотра выглядела так, как представлено на Рис. 1., с тех пор она значительно шагнула вперед, но принцип действия в целом остался прежним.

На Рис.1 . показаны основные составные части рентгеновской трубки: катод, анод, нить накаливания, источник высокого напряжения и, собственно, стеклянная или керамическая колба. Рентгеновские лучи получаются путем целенаправленной бомбардировки анода потоком ускоренных электронов. Ускорение частиц происходит посредством нагрева нити накаливания до 2500⁰С. Поток ускоренных электронов, попадая на металлическую площадку под высоким напряжением (анод), отражаются уже в виде Х-излучения.

Со схемой получения рентгеновского излучения более менее разобрались, но каким образом данная технология позволяет выявлять оружие и наркотики по-прежнему не понятно? Чтобы ответить на этот вопрос, коснемся подробнее внутренних компонентов интроскопа и проследим, как изменилась рентген-телевизионная техника: от первых моделей до современного оборудования.

Первые интроскопы не сильно отличались от флюорографических аппаратов.

Рентгеновские лучи, проходя чер ез объект досмотра, проецировались на флуоресцентный экран (Рис. 2). Оператор в свою очередь получал через защитное стекло “негативное изображение” (световой рельеф) обследуемого объекта. Принцип действия был достаточно прост, но не совсем безопасен.

Интроскопы на основе флюороскопии

Позднее, всё же озаботившись вопросом безопасности использования ис точ ника ионизирующего излучения, систему значительно усовершенствовали с точки зрения защиты оператора досмотра. Появился протот ип современного досмотрового туннеля - освинцованный ящик, а рентгеновские лучи проходили на экран оператора не напрямую, а предварительно преломляясь через несколько зеркал (Рис.3) .

Добившись преломления х-лучей, дальнейшая модернизация рентген-оборудования была направлена на повышение качества изображения посредством фотоэлектронных усилителей (детекторов) и преобразования проекции в телевизионный сигнал, транслирующийся на экране монитора оператора.

Но с наступлением эры информационных технологий, принцип сканирования кардинально изменился.


Современное рентген-телевизионное оборудование стало более безопасным с точки зрения работы с источником ионизирующего излучения , значительно эволюционировало в направлении оптического разрешения и функциональных возможностей.

Сегодня совершенствование технологии рентген-сканирования не останавливается. С момента появления первых моделей РТУ качество изображения шагнуло далеко вперед, в о многом благодаря использованию высокочувствительных детекторов (фотодиодов) и компьютерной обработке данных.

Рентгеновское излучение проходит через сканируемый объект, проецируясь точно на линейку детекторов на противоположной стороне досмотрового туннеля (Рис.4) .

Полученный сигнал обрабатывается аналого-цифровым преобразователем (АЦП) и отправляется на компьютер для дальнейшего преобразования “срезов” объекта в единое изображение. Чуть позже для уменьшения размеров рентген-телевизионного оборудования стали использовать Г-образное расположение детекторов, как показано на Рис. 5,6.

Современные модели интроскопов разде ляют материалы с применением эффекта Комптона , определяя две энергии рентген-лучей - высокую и низкую. Что это означает?

При столкновении кванта Х-излучения энергия передается электрону, которую он сбрасывает в виде свободного фотона, более низкой энергии. Т.е. при рассеянии рентгеновского излучения веществами с меньшим периодическим номером (органическими веществами) почти все Х-лучи имеют смещенную длину волны. Сегодня на рынке рентген-телевизионного оборудование преимущественно представлены именно двухэнергетические аппараты, и техника ADANI не исключение.

Надеемся, нам удалось доступно изложить принцип работы интроскопа. Теперь коснемся подробнее строения стандартных рентгеновских аппаратов, на примере оборудования ADANI BV6045, на Рис 7. представлена схема рас положения основных компонентов РТУ.

Попадая на ленту конвейера, багаж движется в направлении досмотрового тоннеля. Как только он попадает под прицел фотоэлектрического датчика, в блок управления поступает сигнал, и оператор останавливает сумку для детального осмотра, как правило эта процедура занимает несколько секунд. Современные технологии сканирования направлены на повышение скорости и качества построения изображения до возможности проведения досмотра в режиме нон-стоп.

На рисунке отчетливо виден генератор рентгеновского излучения, в технике ADANI используются высококачественные детали американского производстводителя Spellman.


Выходя из коллиматора (рассеивателя) Х-лучи проникают через сканируемый объект и попадают на Г-образную матрицу детекторов. В двухэнергетических аппаратах используется в два раза больше детекторов, соответственно, с восприимчивостью к высокой и низкой энергии рентгеновских лучей. Полученный и обработанный от них сигнал сообщает системе обработки изображения информацию об органических, неорганических материалах и смесях.

При диагональном расположении генератора и Г-образного модуля с фотодиодами рентгеновские лучи проходят сквозь всё сечение тоннеля. Подобная схема сканирования не оставляет “слепых” зон, позволяя обследовать каждый участок багажа.

Детекторы обрабатывают Х-излучения в слабые токовые импульсы, которые усиливаются и преобразуются аналого-цифровым преобразователем в 16-битовые сигналы, которые затем передаются на компьютер.

Компьютер обрабатывает полученную информацию об изображении, предварительно корректируя погрешности. Сигнал каждого рентгенографического среза преобразуется в линию пикселей на экране монитора оператора, а преобразованные импульсы высокой и низкой энергии формируют изображение органических и неорганических предметов, выделяемых, соответственно, сине-зеленой или желто-оранжево-красной цветовой гаммой.

Для повышения эффективности проведения досмотра современное рентген-телевизионное оборудование о бладает рядом аппаратных функций обработки изображения, такими, как выделение контуров подозрительных предметов или областей, цветовое маркирование, масштабирование и т.д. Но, пожалуй, важнейшей из них остается функция автоматического обнаружения угрозы, значительно повышающая скорость досмотра, снижая роль человеческого фактора и число ложных срабатываний. О стандартных и дополнительных аппаратных функциях оборудования ADANI подробнее расскажем в следующей статье.

Стоит понимать, каким бы совершенным ни было техническое решение, задачи обеспечения безопасности невыполнимы без компетентных операторов досмотра, владеющими профессиональными навыками обнаружения и знакомыми со спецификой работы и системой управления оборудования конкретного производителя. Руководствуясь клиентоориентированным подходом, при монтаже и пусконаладке оборудования ADANI инженеры компании “Служба 7” всегда проводят вводный инструктаж для сотрудников заказчика и предоставляют необходимые технические материалы по эксплуатации РТУ.



В этой публикации коротко, просто и наглядно дается ответ на вопрос «Что такое интроскоп?», приводятся примеры из нашей практики, рассказывается об основных типах этого оборудования, технологиях и конструктивных решениях.

Системы безопасности объектов транспортной инфраструктуры, объектов жизнеобеспечения, мест проведения массовых мероприятий, например Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, FIFA, сегодня невозможно представить без применения таких технических средств безопасности как металлодетекторы, газоанализаторы, детекторы взрывчатых и наркотических веществ и конечно интроскопы.

1. Что такое «интроскоп»?

Интроскопия это неразрушающее исследование внутренней структуры непрозрачного объекта и протекающих в нём процессов с помощью звуковых волн, электромагнитного излучения, постоянного и переменного электромагнитного поля или потоков элементарных частиц. Диапазон технологий реализации интроскопии достаточно широк, мы сосредоточимся на таком средстве досмотра как рентгенотелевизионная установка (РТУ), называемое также рентгенотелевизионный интроскоп, использующий рентгеновское излучение и применяемый повсеместно для досмотра багажа, ручной клади и грузов.

Ниже показан один из самых распространенных сегодня рентгенотелевизионных интроскопов. Это компании Smiths Heimann со снятыми верхней и боковой крышками. Можно видеть синий цилиндр справа внизу – это сердце установки - генератор рентгеновского излучения, который испускает пучок рентгеновского излучения, направляемого коллиматором сквозь досмотровый тоннель на линейку детекторов обычно Г образной формы.

2. Каков принцип работы интроскопа (рентгенотелевизионной установки, РТУ)?

Помещенный внутри тоннеля объект облучается с определенного ракурса. В зависимости от его толщины и материала теряется часть энергии излучения. Остаточная энергия регистрируется особыми детекторами и преобразуется в электрические сигналы, обрабатываемые в процессорном блоке. В результате генерируется теневое рентгенотелевизионное изображение (проекция) инспектируемого объекта, демонстрирующее его внутреннюю структуру, в нашем случае - содержимое багажа, ручной клади и пр.


Анализ ослабления рентгеновского излучения на разных уровнях его энергии позволяет интроскопу определять материалы инспектируемых предметов по эффективному атомному номеру, разделяя их на три группы: органические (закрашиваются оранжевым цветом на рентгенотелевизионном изображении), неорганические (закрашиваются голубым) и промежуточная группа материалов (закрашиваются зеленым).

Ниже показано рентгенотелевизионное изображение типичного предмета багажа: цвет объектов определяет принадлежность к группе материалов, яркость зависит от их толщины (чем больше толщина объекта, тем он темнее на изображении).


С развитием технологий, размеры детекторов уменьшаются. Это позволяет увеличить их количество на детекторной линейке и повысить качество получаемого изображения.

3. Какие основные схемы интроскопов существуют?

Оптимизация взаимного расположения генератора, конвейерной ленты и детекторной линейки также существенно влияет на качество изображения. На следующем рисунке показана принципиальная схема рентгенотелевизионного интроскопа : генератор рентгеновского излучения размещен ниже конвейерной ленты, а рентгеновское излучение направлено вверх. При такой конфигурации чем ближе конвейерная лента к генератору, тем большее количество детекторов участвует в формировании изображения и тем более мелкие предметы видны на экране оператора. Плюсом этой конструкции является малая занимаемая площадь.


С другой стороны, чтобы разместить генератор под конвейерной лентой, необходимо соответственно поднять ее от уровня пола. Это может затруднить досмотр тяжелых предметов багажа и ручной клади, поэтому интроскопы такой схемы применяются для досмотра сравнительно легких предметов багажа и ручной клади на входной группе в аэропортах, других объектах транспортной инфраструтуры, на входе на объекты жизнеобеспечения.

Другая конструктивная возможность размещения генератора реализована в интроскопе Hi-Scan 100100T – сверху с направлением вниз на детекторную линейку как показано ниже. В этом случае конвейерная лента размещается низко над уровнем пола, что позволяет досматривать уже достаточно тяжелые грузы.

Третья опция реализована в интроскопе Hi-Scan 5180si – боковое расположение генератора, которое позволяет разместить конвейерную ленту низко над полом и также досматривать тяжелые объекты. Размещение досматриваемого объекта ближе к генератору, позволяет отображать более мелкие детали. Компенсируя конструктивные недостатки двух предыдущих схем, эта конструкция в то же время требует увеличенную площадь для размещения.


Выбор коструктивной схемы рентгенотелевизионной установки определяется задачами, стоящими, перед силами и средствами обеспечения безопасности.

4. Интроскопы с автоматическим обнаружением Взрывчатых Веществ

Сегодня существуют многопроекционные интроскопы, которые одновременно генерируют изображения нескольких проекций исследуемого объекта, существенно увеличивая эффективность досмотра и осмотра. К таким интроскопам относится, например Hi-Scan 6040i (с опциями TIM и Optoscreener) или Hi-Scan 6040-2is компании Smiths Heimann, изображенный ниже:

Эта рентгенотелевизионная установка генерирует две проекции досматриваемого объекта:



Две проекции облегчают идентификацию плоских предметов, например, ножей, отчетливо видимых на экране.

Одновременно, две и более проекций дают больше информации для анализа содержимого. Hi-Scan 6040-2is это новая разработка, современные алгоритмы ПО позволяют дополнительно к атомной массе точно вычислять плотность каждого отдельного предмета багажа. Это дает возможность Hi-Scan 6040-2is надежно обнаруживать жидкие и твердые взрывчатые вещества (ВВ).

5. Как можно использовать интроскопы (рентгенотелевизионные установки, РТУ, РТИ)?

Любой рентгенотелевизионный интроскоп можно использовать как изолированное средство либо как неотъемлемую часть современной концепции пункта досмотра, КПП , где он используется в составе комплементарных технологий, системное использование которых гарантирует необходимый уровень обнаружения тревог.

Современное программное обеспечение и встроенный интерфейс такого интроскопа, как например HI-SCAN 10080 EDtS компании Smiths Heimann позволяют встраивать его в Комплексные Системы Безопасности (КСБ). Наиболее известным примером является реализация в области транспортной безопасности, аэропортов – создание многоуровневых систем обеспечения безопасности аэропортов.

В таких приложениях интроскопы встроены в конвейерные системы, включены в единое информационное пространство объекта транспортной инфраструктуры, объединены в сети и для повышения эффективности работы эффективно дополняют и взаимодействуют с другими технологиями досмотра (детекторы следов взрывчатых веществ, газоанализаторы, средства персонального досмотра и пр.). При этом реализуется необходимая маршрутизация пакетов информации и рентгенотелевизионных изображений для одновременного решения задач Службы Авиационной Безопасности (САБ), Федеральной Таможенной службы (ФТС) а также сил и средств обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Благодаря высокой производительности и функции автоматического обнаружения взрывчатых веществ такой рентгенотелевизионный интроскоп как HI-SCAN 10080 EDtS устанавливается на 1 Уровне досмотра и в автоматическом режиме досматривает 100% входящих предметов багажа. При этом те из них, где опасное и запрещенное содержимое обнаружено, перемещаются на следующие уровни досмотра для досмотра комплеметарными технологиями, тогда как остальные объекты направляются в пункт следования.

Таким образом обычная конфигурация многоуровневой системы досмотра заключается в том, что предметы с опасным и запрещенным содержимым, обнаруженным на Уровне 1, автоматически направляются на Уровень 2 для дальнейшего изучения рентгенотелевизионных изображений оператором. При необходимости изображения и предмет направляются на Уровень 3 и так далее. C повышением уровня безопасности растут затраты времени на анализ предмета и его содержимого.

Похожая система внедрена, например, в новом терминале аэропорта Пулково (г. Санкт-Петербург).

6.1 Правила наименования интроскопов Hi-Scan.

Наименование интроскопов Hi-Scan компании Smiths Heimann отражает особенности их конструкции:

  • Размеры досмотрового тоннеля зашифрованы цифрами в названии, так имеет тоннель сечением около 600х400 мм (ШхВ).
  • Дополнительные символы, указанные после этих цифр, определяют другие детали конструкции РТУ (см. например Правила наименования интроскопов Hi-Scan)

6.2 Выбор компании-поставщика РТУ.

При заказе такого сложного оборудования как рентгенотелевизионная установка (РТУ, интроскоп) важно работать с компаниями-профессионалами рынка средств безопасности. Официальный дилер обеспечивает гарантию производителя, его персонал обладает большим опытом работы в том числе на российском рынке и авторизован производителем осуществлять ремонт и сервисное обслуживание.

Такая компания поставляет заказчикам лучшие решения мирового уровня «под ключ», начиная с подбора оборудования согласно поставленным задачам, разработки проекта размещения, поставки, пуско-наладки и заканчивая обучением операторов и поставками запасных частей. Эта компания часто является членом экспертного сообщества или ассоциации, объединяющих ведущих профессионалов в области обеспечения безопасности и применения досмотрового оборудования.

Авиационный транспорт является наиболее уязвимым видом транспорта. В то же время гражданский самолет может превратиться в мощнейшее оружие в руках террористов. Трагические события 11 сентября 2001 года являются ярчайшим примером необходимости обеспечения безупречной безопасности в аэропортах и, особенно, на борту самолетов. За последние 40 лет было осуществлено около десяти террористических актов с применением самолетов, в результате которых жертвами стали десятки, сотни и даже тысячи мирных людей. Пресечение таких преступлений - важнейший приоритет служб безопасности всего мира.

Выявление попыток осуществления террористических актов невозможно без применения специальной техники. Любой террористический акт сопровождается подготовкой: попыткой проноса на борт самолета оружия, взрывных устройств, взрывчатки в различном виде, деталей оружия для сборки ее на борту. Поэтому каждая, даже очень мелкая деталь, может стать ниточкой клубка очень серьезного преступления. Поэтому ничего нельзя упускать из вида. Именно для такой работы созданы интроскопы ADANI.

Интроскопы ADANI спроектированы и произведены по последнему слову техники с применением уникальных технологий рентгеновского сканирования и цифровой обработки изображения, полученного с детекторов.

В интроскопах ADANI используются высокочувствительные детекторы, расположенные L-образно. Чувствительность детекторов и их расположение наделяют тоннельный интроскоп высоким пространственным разрешением 40AWG (0,08 мм) для самой компактной модели BV5030 и 35AWG (0,15 мм) для самого крупного комплекса BV160180 в линейке техники ADANI. Данные цифры означают, что эталонная натянутая медная проволока данного диаметра оставит на снимке различимую «тень». Т.е. в такой системе может быть обнаружена любая деталь оружия или взрывного устройства: проводок, батарейка, небольшая электронная схема.

Важно не только видеть, что находится в грузе, багаже или в сумке. Важно еще и понять, что это за вещество. Кажущийся безобидным по очертаниям пузырек может содержать жидкое взрывчатое вещество. Сам принцип рентгеноскопии позволяет точно идентифицировать состав веществ. Интроскопы ADANI отличаются такой высокой чувствительностью, что результат сканирования дает возможность анализа состава вещества по уровню поглощенного рентгеновского излучения. Это дает системам ADANI широкие возможности визуализации полученных результатов: окрашивания веществ разной плотности (эффективного атомного веса) в разные цвета, обнаружение веществ с определенным атомным весом (например, кислорода - составного элемента почти любого взрывчатого вещества). Способность дистанционного выявления взрывчатых веществ дает еще одно преимущество системам ADANI - безопасность для сотрудников службы безопасности: взрывчатка может быть обнаружена без риска взрыва и без опасности, которая возникает при личном досмотре багажа или груза.

Роспотребнадзор в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России, говорится в документе ведомства, опубликованном на сайте в субботу.

Аппараты для рентген-сканирования установлены во многих аэропортах мира, в частности, в Великобритании и США. В московском аэропорту "Домодедово" в процессе досмотра используются современные технические средства, в частности, системы миллиметрового сканирования, рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры.

В конце января этого года президент РФ Дмитрий Медведев осмотрел экспериментальный комплекс по досмотру пассажиров на станции московского метро "Охотный ряд", который включает в себя систему оповещения населения, блок индивидуального контроля подозрительных граждан, систему радиационного контроля и обнаружения взрывчатых веществ. Президент призвал ускорить введение в метрополитене комплекса для досмотра пассажиров и багажа. Указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте Медведев подписал после терактов в московском метро в марте 2010 года, когда погибли 40 человек и 160 получили ранения.

"Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения", - говорится в документе.

Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкЗв, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.

Кроме критерия "дозы", согласно закону "О радиационной безопасности населения", при работе сканера должен быть обеспечен "принцип обоснования", то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением.

"Вышеизложенные условия не могут быть выполнены при сканировании пассажиропотоков, в том числе миллионов пассажиров метрополитена", - считают специалисты ведомства.

Кроме того, считает глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть не добровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин.

"Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов - вредных биологических эффектов в первую очередь, онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением", - говорится в документе ведомства.

Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, "являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека".

"До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования", - говорится в документе Роспотребнадзора.

В пресс-службе аэропорта "Домодедово" уточнили, что для предполетного досмотра пассажиров служба авиационной безопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры. "Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, так как при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ. Мощность радиосигнала сканера в 10 тысяч раз ниже мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Поэтому количество проходов через аппарат ничем не ограничено", - говорится в сообщении пресс-службы.

Перед посадкой в самолет на международный или междугородный рейс все пассажиры в обязательном порядке проходят досмотр. Проверяется и багаж на предмет запрещенных предметов, веществ. Досмотр в старых аэропортах производится в ручном режиме, в новых - посредством специального оборудования, размещенного в досмотровой зоне. Проверка багажа и пассажиров осуществляется устройствами, функционирующими по принципу рентгеновского излучения.

Существуют разные виды интроскопов, которые позволяют проверять:

  • почту и корреспонденцию;
  • небольшие сумки и ручную кладь;
  • наличие взрывчатых веществ;
  • габаритный багаж.

Оборудование марки «Рапискан» отличается высокими техническими характеристиками. Оно используется на множестве досмотровых пунктов и позволяет в оперативном порядке выявлять нарушителей. Есть мнение, что интроскопы, используемые для проверки багажа, вредны для здоровья, особенно тех, кто проверяет. Отдельные работники по этой причине отказываются работать с приборами и предпочитают произвести досмотр вручную.

Согласно нормативам СанПиНа и ГОСТов, интроскопы для аэропортов и прочее оборудование схожего назначения должны иметь соответствующие средства защиты на конструктивном уровне. Особенности и материалы современных устройств позволяют многократно уменьшить дозу излучения, обеспечить требуемый уровень защиты. При их использовании нет никакой опасности.

Рентгеновское излучение может навредить только в больших объемах. Интроскопы для применения в аэропортах сделаны в форме конвейера. Ручная кладь или чемодан самостоятельно проезжают через досмотровое оборудование. Человек находится с обратной стороны устройства. Проникающий эффект рентгеновского излучения меньше 90кВ, снаружи (где находится человек) он не превышает отметки 5кВ.

Туристы и пассажиры проводят рядом с интроскопом всего несколько минут в ходе досмотра. Рентгеновское излучение способно навредить человеку при регулярном сильном воздействии. Значит, при краткосрочном контакте речи о вреде идти не может.

Сфера применения детектора взрывных веществ обширна.