Большой обуховский. Панорама Большой Обуховский мост. Виртуальный тур Большой Обуховский мост. Достопримечательности, карта, фото, видео. Сколько прослужит мост

Мост в Санкт-Петербурге, единственный неразводной и крупнейший мост через реку Неву. Вантовый висячий мост был построен в 2001-2007 годах, став частью Кольцевой автомобильной дороги, опоясывающей город. Название этого моста впервые в истории определялось в результате рейтингового голосования среди петербуржцев и жителей Ленинградской области.

Роль основной несущей конструкции моста выполняют стальные тросы (ванты), а главный пролет длиной 382 м почти полностью перекрывает русло Невы. Опорные 126-метровые пилоны, расставленные по берегам реки, являются одними из самых высоких городских сооружений Петербурга — они выше шпиля Петропавловской крепости. И по сути, Большой Обуховский мост состоит из двух отдельных мостов, по которым происходит движение транспорта в разных направлениях.

В конкурсе на название моста участвовали «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Невский вантовый», «Ленинградский» и некоторые другие. В итоге мост был назван по близлежащему Обухову, но с поправкой того, что просто Обуховский мост в Санкт-Петербурге уже есть. Также довольно часто используется название «Вантовый мост».

Большой Обуховский мост не разводится, но благодаря подмостовой высоте в 30 метров, он дает крупным судам свободно проходить под собой. Правда, по всей остальной Неве действует подмостовой габарит в 40 метров, что соответствует разведенному положению мостов Володарский, Кузьминский и Ладожский.

Во время строительства Большого Обуховского моста на стройплощадке был открыт первый и единственный музей одного строительного объекта – «Музей вантового моста». Сейчас он перемещен на территорию Санкт-Петербургского филиала ОАО «Мостоотряд № 19» в Красное Село.

Для бесперебойной работы Большого Обуховского моста была создана целая сеть искусственных вспомогательных сооружений на общей площади 136 тысяч кв. м.

Длина моста - 2824 м, ширина - 30 м. Большой Обуховский мост является самым длинным мостом в Санкт-Петербурге и одним из самых длинных мостов в России.

Туристу на заметку:

Посещение Большого Обуховского моста будет интересно туристам, интересующимся архитектурой начала XXI века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями — садом Спартак, причалом Уткина Заводь, Обуховским стадионом, Октябрьской набережной.

Один из старейших мостов Санкт-Петербурга – Обуховский мост через реку Фонтанку по Московскому проспекту (Саарская першпектива, ранее Царскосельский проспект). От названия этого моста произошло название Обуховского проспекта, который в 19 веке был частью Сенной площади. Интересно, что в гостинице, находившейся рядом с Обуховским мостом, в 1837 году жил Ф.М. Достоевский, которые приехал поступать в инженерное училище.

Практически до середины 18 века у этого моста не было официального названия. Название «Обуховский» или «Обухов» возникло среди горожан по фамилии построившего его человека – Обухова. Комиссия, ведавшая строениями в Санкт-Петербурге, официально в документах стала называть мост «Обуховским» в 1738 году. Однако оно не особо прижилось, и до нашего времени петербуржцы именуют мост Обухов в память о подрядчике-строителе.

На месте современного Московского проспекта первый деревянный мост был перекинут через Фонтанку в 1717 году. Поперек моста было предусмотрено отверстие во всю ширину (порядка 70 см) специально для мачт судов, проходивших по реке. Днем оно закрывалось досками. Переправу перестроили в 1738 году. В 1785 году здесь возвели каменный мост, вместо пришедшего в негодность. Он был сооружен по одному из семи типовых проектов 3-хпролетных мостов через Фонтанку.

Есть несколько официальных источников, которые указывают в качестве архитектора Обуховского моста инженера из Франции Ж-Р. Перроне. Правда, документальных подтверждений этому нет.

Каменный мост был трехпролетным с боковыми арками и разводным пролетом. Над опорами моста в реке стояли открытые башни из гранита, украшенные куполами. В них находились механические составляющие разводного пролета.

В 1865 году деревянный разводной пролет заменили на кирпичный свод, а гранитные башни разобрали. Проект реконструкции был разработан инженером Михайловым. Конструкция осталась практически той же – мост был трехпролетным. Каменные своды над пролетами в высоту достигали от 9 до 14 метров. Перекрытие боковых пролетов было гранитным в виде коробообразных сводов с высотой 2,30 м. Толщина сводов – 85 см, в пятах она варьировалась от 95 до 120 сантиметров. Средний пролет был построен из кирпича и облицован гранитом. Стрела подъема среднего пролета была 1,52 м. Береговые и речные опоры и устои были каменными с гранитной облицовкой. Перила были металлическими в виде стержней, своеобразным украшением которых были кольца вверху и внизу. Продольная ось Обуховского моста относительно граней опор составляла 67°.

В 20 веке к концу 30-х годов потребовалась перестройка моста, поскольку из-за его ширины возникли проблемы с движением по Международному проспекту. Ширина моста была чуть более 16 метров, а проспекта – более 30. Помимо этого в кирпичной кладке центрального пролета началось проседание. Трещины в швах достигали 25 мм.

Авторами проекта нового Обуховского моста стали сотрудники сектора конторы по эксплуатации мостов инженеры Л.А. Носков и В.В. Демченко, которые начали работу в 1937 году. Работа продолжалась в течение 2 лет, и в 1939 году мост открыли.

Обуховский мост после перестройки остался 3-х пролетным. Двухшарнирные параболические своды – сплошные. Наружная отделка выполнена из гранита. Продольная ось моста по отношению к граням опор повернута на 60°. Ширина Обуховского моста между перилами – 30,88 м, размер проезжей части – 24,6 м, тротуара – 3 м. На деревянных сваях (а их 1600, длина каждой – 11 метров) установлены речные упоры и береговые устои из железобетона. Тротуары покрыты гранитом, проезжая часть дороги – асфальтобетоном. Под верховым тротуаром некогда шла линия ленинградского газопровода.

В 1950 году он взорвался, и часть гранитных плит была разрушена. После этого случая на всех мостах города газопроводы были перекрыты. Перилами служат сплошные парапеты, выполненные из гранита. На устоях находятся обелиски из гранита, на которых установлены стеклянные фонари.

Обуховский мост в Санкт-Петербурге входит в список культурного наследия РФ.

Одним из удивительных городов, славящихся своими величественными мостами, является Санкт-Петербург. Здесь насчитывается более 800 мостов, которые имеют свою особенную конструкцию и материалы, использованные для изготовления. Они сооружены в разные эпохи.

Одним из удивительных сооружений является первый вантовый мост СПб - Большой Обуховский мост. Он представляет собой висячий мост, который состоит из ряда пилонов, соединяющихся с дорожным покрытием за счет стальных тросов. Он является первым неразводным мостом через реку Неву, по которому всегда можно добраться на противоположный берег в случае, если все остальные мосты разведены.

Вантовый является одной из частей кольцевой дороги. Он находится в среднем течении Невы, на границе Всеволожского района и Невского С его помощью соединяется проспект Обуховской стороны и Октябрьская набережная. Долгое время никак не могли определиться с названием моста. Окончательным решением было назвать его в честь прилегающего района, но так как в Санкт-Петербурге мост с таким названием уже существует, к новому мосту пришлось добавить приставку «Большой».

Строительство его началось в 2001 году. На сваях диаметром до 1,7 метров были установлены монолитные Ширина каждого пролетного строения, выполненного из двух продольных балок, составляет 25 метров, а высота 2,5 метра. Протяженность моста вместе со съездами на автомагистраль достигает 2884 метра, а пролеты над водой имеют высоту до 30 метров, что обеспечивает свободный проход всем судам. Что же касается высоты расставленных пилонов, из которых состоит вантовый мост СПб, то она составляет 123 метра. Проезжая часть строения сделана в виде ортотропной плиты, представляющей собой два стальных листа, укрепленных продольными стрингерами (ребрами).

Мост является одним из длиннейших в России. Если смотреть на мост с высоты, то можно увидеть два одинаковых моста, расположенных друг возле друга и имеющих противоположное движение. Несмотря на то, что согласно плана, завершение строительства первой половины должно было произойти в конце 2003 года, торжественное открытие первой части моста происходило 15 декабря 2004 года. По истечении трех лет, 19 октября 2007 года, не менее торжественно была открыта и вторая часть вантового моста.

Таким образом, вантовый мост СПб имеет восьмиполосное движение, по четыре полосы на каждой части. Предположительная теперь здесь составляет 80000 автомобилей в сутки.

Все вантовые мосты имеют одно преимущество - это неподвижность полотна. В мире эти мосты используются и как железнодорожные. По всему миру подобные мосты строились еще с 1950 года. Сегодня вантовый является не просто удобным функциональным транспортным объектом. Он еще служит и украшением города, которым восхищаются не только местные жители, но и гости северной столицы.

В период строительства моста, перед открытием первой линии, был организован Музей вантового моста. Это уникальный, в своем роде, музей, являющийся первым и единственным музеем во всем Санкт-Петербурге, посвященным конкретному строительному объекту. Здесь можно ознакомиться с историей строительства, с деталями, конструкциями и планами на будущее, перспективами квантовых мостов.

Обуховский мост, перекинутый через реку Фонтанку по оси Московского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 68,8 метров и шириной 31,8 метра. Мост косой в плане, угол косины — 60°.

Пролетное строение представляет собой железобетонные двухшарнирные арки, облицованные гранитом. По конструкции - железобетонные сплошные своды. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы.

Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета. На въездах возвышаются гранитные обелиски, на каждом обелиске укреплены по 2 фонаря круглой формы. Тротуары отделены от проезжей части повышенным гранитным ограждением парапетного типа.

История моста

Обуховский мост - один из старейших мостов в Санкт-Петербурге. Построен через реку Фонтанку по Саарской перспективе (позже Царскосельский проспект, ныне Московский).

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. В середине мост имел поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

До 1738 года у моста не было официального названия. Народное название - Обухов или Обуховский - закрепилось за ним по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Саарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в своём названии память о подрядчике строительных работ - Обухове.

Во время сооружения гранитных стенок набережных Фонтанки в 1785-1786 годах деревянный мост был перестроен в трехпролетный каменный по типу башенных мостов Ломоносова и Старо-Калинкина. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами, а средний пролет был разводным с деревянным пролетным строением и с башнями на речных опорах для размещения механизмов развода.

В 1865 году мост перестроили по проекту инженера Михайлова. Деревянное разводное пролетное строение было заменено кирпичным сводом, а надмостовые башни разобраны. По статической схеме мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку.

К середине 1930-х годов мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком по Международному проспекту (так назывался в 1918-1950 годах Московский проспект): ширина моста составляла около 16 метров, а ширина проспекта — 30,6 метров. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета было выявлено проседание с раскрытием швов до 25 мм. В 1939 году по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в трехпролетный железобетонный.

7 сентября 1950 года уложенный с некачественными сварными швами газопровод вызвал утечку газа, в тротуаре с верховой стороны образовалась взрывчатая смесь, которая взорвалась от случайной искры, повредив железобетонные тротуарные плиты. После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города - Ново-Петергофском, Комсомольском и других.

В 1962 году были сняты трамвайные рельсы на Московском проспекте на участке от площади Мира до Обводного канала.

В 1968 году шары, венчающие обелиски-торшеры, были заново покрыты сусальным листовым золотом.

В 1989 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

В 2014 году была выполнена реконструкция художественно-архитектурной подсветки Обуховского моста.

Дополнительная информация

Мост входит в число объектов культурного наследия России регионального значения.

Обуховский мост дал свое название Обуховской предмостной площади на правом берегу реки Фонтанки. Здесь расположен Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Напротив входа в университет установлен памятник основателю этого учебного заведения, выдающемуся российскому государственному деятелю, ученому, инженеру и архитектору испанского происхождения — Августину де Бетанкуру.


Фото: raskalov-vit.livejournal.com

Темы дня

    Большой Обуховский мост, часто называемый просто вантовым, – своеобразный мост-рекордсмен. Это один из самых длинных мостов не только в Петербурге, но и во всей России, и единственный неразводной мост через Неву. Стоимость его строительства вместе с двумя автомобильными развязками по берегам реки составила 13 млрд рублей.

    После открытия петербургский мост несколько лет оставался самым длинным в стране. Лишь в 2012 году на Дальнем Востоке его превзошел мост Русский, соединивший большую землю с одноименным островом, - основной пролет этого моста оказался в три раза длиннее, чем у Большого Обуховского. Кстати, проектировали и строили его те же самые специалисты - АО «Институт «Стройпроект».

    Опыт строительства Большого Обуховского моста использовали и при дальнейшем возведении Живописного моста в Москве и моста Миллениум в Казани (2007), Муромского моста (2009), Золотого моста во Владивостоке через бухту Золотой Рог (2012) и Кировского мост в Самаре (2014).

    Статистика:

    Полная длина моста (включая автомобильные съезды) - 2824 м.

    Длина вантовый части моста - 994 метра.

    Длина русловой части моста (пролета над водой) - 382 м.

    Высота пролета моста над поверхностью воды - 30 м.

    Высота пилонов - 126,5 м.

    Максимальная зафиксированная нагрузка (пропускная способность моста) - 230 тыс. автомобилей в день.

    Генеральный проектировщик мостового перехода — ЗАО Институт «Стройпроект».

    Проектировщик вантовой части — ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург».

    Генеральный подрядчик — ОАО «Мостоотряд № 19».

    В строительстве моста принимали участие: «Мостоотряд № 10», «Мостоотряд № 18», «Мостоотряд № 90», МТФ «Мостоотряд № 114», «Мостоотряд № 125», входящие в состав Мостотреста, и другие организации.

    Почему вантовый?

    Решение строить в Петербурге именно вантовый мост было принято не сразу. Разработчики уверяют, что рассматривали несколько вариантов конструкции. В пользу вантовой сыграли следующие факторы. Во-первых, она оказалась чуть дешевле остальных по затратам на строительство и дальнейшую эксплуатацию. Во-вторых, подобных мостов в нашей стране еще не было, хотя необходимость в них уже просматривалась. И, разумеется, для Петербурга большое значение имела архитектурная составляющая, то есть внешний вид моста. Пилоны и ванты с учетом подсветки хорошо вписались в общий ландшафт южной части города, где расположен въезд со стороны Москвы.

    фото: парадное.рф

    Место расположения

    Поскольку мост должен был войти в состав кольцевой автодороги, то именно его место расположения проектировщики КАД определяли в первую очередь, а затем уже «подводили» автомагистраль. Выбирали из трех створов: существующего (в районе проспекта Обуховской Обороны и Октябрьской набережной), створа в районе реки Мурзинки, а также у излучины под названием «Кривое колено».

    При выборе места размещения моста учитывали множество факторов, в том числе геологию почвы, ширину реки, количество зданий, которые должны были пойти под снос. Особое внимание уделили так называемой розе ветров, то есть преобладающим в данной местности направлениям ветра. Для того чтобы понять, как именно нужно разместить мост, чтобы он был устойчив к воздействию воздушных потоков, проектировщики собрали макет сооружения и долго его «продували» (испытывали на специальных аэродинамических установках, позволяющих смоделировать реальные погодные условия). Кстати, наблюдения за поведением моста в зависимости от погодных условий ведутся и сейчас, благодаря специальной системе мониторинга в конструкциях переправы. Поначалу она использовалась для определения колебаний во время строительства, а затем продолжила отслеживать состояние сооружения в целом.

    Читайте также: 5 фактов о петербургских мостах

    Правда, одним из главных факторов, в итоге негласно и определившим место постройки моста, стало настойчивое желание тогдашнего губернатора Владимира Яковлева расположить КАД как можно ближе к городу, где не было альтернативы подобной дороге, а проблема пробок становилась все заметнее. В результате КАД, а следовательно и мост, были максимально приближены к Петербургу. Первоначально восточная часть дороги должна была проходить в районе Всеволожска (сейчас в районе Ржевского лесопарка), а южная - в районе «Кривого колена» (сейчас в районе проспекта Обуховской Обороны и Октябрьской набережной).

    ⇒ Впервые в истории города при выборе названия для моста проводилось голосование среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. Помимо настоящего названия предлагались такие, как, например, «мост Ольги Берггольц», «Ижорский», «Невский», «Ленинградский» и другие. Мост назван по близлежащему Обухову с учетом того, что Обуховский мост в Петербурге уже есть. Устоявшееся название «Вантовый мост» тоже используется. Правда, у городской топонимической комиссии нет планов когда-либо переименовывать мост в Вантовый или делать этот вариант названия равноправным Большому Обуховскому.

    Проектирование и строительство

    Сама по себе схема вантовых мостов инженерам известна давно. Перед началом работы проектировщики Большого Обуховского моста проанализировали аналогичные сооружения по всему миру. Главная проблема заключалась в том, что ни у кого в стране не было опыта их строительства. А уже существующие в этой широте на пространстве бывшего СССР мосты (Октябрьский в Череповце и Вантовый в Риге) петербургская переправа должна была значительно превзойти по высоте и длине. Правда, в конце концов, это пошло мосту только на пользу. Из-за отсутствия опыта строители подходили к проекту аккуратно и ответственно, предпочитая семь раз отмерить, и только потом отреза ть.

    2004 год

    Строительство моста началось в 2001 году. При этом, чтобы ускорить процесс, в первый год чиновники разрешили строить его без проектной документации - только по рабочей. То есть проектировщики рисовали чертежи, а строители сразу приступали к работе по ним. Строили и вводили в эксплуатацию сооружение поэтапно. В 2004 году была открыта первая его половина (это возможно, поскольку в целом мост состоит как бы из двух параллельных мостов), которая позволила начать движение автомобилей, а в 2007 году - вторая.

    Конечно, не обошлось без проблем. В первую очередь они были связаны с необычайно сложными автомобильными развязками с Октябрьской набережной и проспектом Обуховской Обороны. И если первая раскинулась на несколько сотен квадратных метров на еще достаточно свободном правом берегу Невы, то вторую пришлось строить на небольшом клочке земли между жилыми домами. К тому же данный участок «разрезали» трамвайная линия и железнодорожные пути, а также огромное количество подземных коммуникаций, в том числе неучтенных - с неизвестными владельцами или принадлежащих заводам Обуховской Обороны и «Алмаз-Антей», бывшим некогда секретными. В результате, ряд изменений в проект пришлось вносить прямо на ходу.

    Проверка нагрузки на мост, 2007 год
    фото: ГУП «Дирекция по строительству транспортного обхода города»

    Но одной из самых больших сложностей для строителей оказалась необходимость строить мост с двух сторон реки одновременно, то есть двигаясь навстречу друг другу. И если береговые части моста опирались на перегородки уже возведенных пилонов, то пролет над водой все время приходилось как-то поддерживать, чтобы он не прогибался. Поэтому, когда по воде привозили очередной строительный блок, его поднимали, прикручивали к пролету и сразу приваривали к нему один конец ванта. Затем вант натягивали, «перебрасывали» другой его конец через пилон и закрепляли «на земле».

    Момент соединения моста строители называют «отдельной эпопеей», поскольку непосредственно перед сваркой обе его части пришлось снова выравнивать и вытягивать вантами, при этом из-за ветра пролеты ходили ходуном. Когда мост наконец соединили, прямо на нем устроили настоящий праздник с салютом, как при смычке Турксиба у Ильфа и Петрова.

    ⇒ В 2003 году прямо на строительной площадке был открыт «Музей вантового моста» - единственный в Петербурге музей одного строительного объекта. По окончании работ экспозицию перенесли в Красное Cело - в Музей мостов компании «Мостоотряд № 19», принимавшей участие в стройке. Помимо вантового моста в музее на тот момент уже были представлены сотни разнообразных миниатюрных моделей петербургских мостов с более чем 200-летней историей.

    Идея создать такой музей витала еще с конца 80-х годов прошлого века, когда в Министерстве путей сообщения и транспортного строительства СССР задумались о том, что делать с макетами мостов, оставшимися после их строительства. Открытие музея на территории ОАО «Мостоотряд № 19» состоялось в 1992 году. К сожалению, сейчас компания проходит процедуру банкротства. И дальнейшая судьба этого уникального музея представляется весьма туманной.

    Сколько прослужит мост?

    Срок службы всех дорог, в том числе и КАД, - около 15-20 лет до проведения капитального ремонта. Предполагается, что через 20 лет интенсивность движения достигнет такого уровня, что потребуется серьезная реконструкция всей кольцевой автодороги. Соответственно и мост должен прослужить примерно столько же.

    «Что касается надежности конструкции в целом, - отмечают в ГУП «Дирекция по строительству транспортного обхода города», - она может и сотню лет простоять. Если за мостом приглядывать, с ним за это время ничего не произойдет».


    Марка, выпущенная к открытию моста.

    фото: citywalls.ru

    Ванты - самая ответственная часть

    Одно из главных условий надежности Большого Обуховского моста - его ванты. Они должны быть очень прочными и не давать растяжек со временем. Ванты - это толстые тросы, сплетенные из стрендов - более тонких тросов из высокопрочной стали. Сам стренд состоит из шести проволочек, обвитых вокруг седьмой, центральной. В каждом ванте разное количество стрендов. На более вертикальные ванты нагрузка меньше, поэтому они тоньше. Те же, что идут под наклоном к середине пролета, - значительно толще.

    Все материалы для моста закупались у российских производителей, но ванты все-таки пришлось везти из-за рубежа - наш металл намного хуже того, что делают за границей. По крайней мере, в те времена это было еще так: в России выпускали больше чугуна - черного металла для арматуры, не годящегося для вантов, объясняют в дирекции по строительству транспортного обхода. Поэтому их заказали в Австрии, а установку контролировала французская компания.

    фото: ГУП «Дирекция по строительству транспортного обхода города»

    Строители петербургской переправы опровергают известный слух о том, что, если на таком мосту один вант оборвется, то, следом за ним, оборвутся и другие, и сооружение просто рухнет. «Возможно, у каждого моста все происходит по-своему. Но на нашем обрыв трех вантов подряд не приведет к его обрушению. Да, где-то он, наверное, прогнется или провиснет, тем не менее, критического состояния не достигнет», - поясняют сотрудники дирекции.

    Кроме того, они уверяют, что вообще сложно представить себе ситуацию внезапного обрыва ванта на петербургском мосту: «У нас в онлайн режиме ведется наблюдение за вантами. Шкала, отражающая их состояние, разделена на три зоны - зеленую, желтую и красную. Если показатель находится в зеленой зоне, значит, с вантом все в порядке, в желтой - его состояние вызывает опасения, в красной - нагрузка на вант близка к предельной. И за этими показателями круглосуточно следит отдельный специалист».

    Большой Обуховский - один в своем роде

    У петербургского моста есть свои особенности, характерные лишь для этой конкретной конструкции.

    Когда проект моста только начали рисовать, оказалось, что у него будут довольно высокие пилоны - намного выше 100 метров. Тогда строители, переполненные чувством ответственности и где-то даже страхом (поскольку такой мост в регионе сооружался впервые), решили посмотреть, с чем их можно сравнить. И поняли, что пилоны Большого Обуховского моста окажутся выше любого городского строения. Строители задумались, и решили, что на всякий случай не стоит «лезть» выше шпиля Петропавловского собора. Так мост стал не первым, а третьим по высоте сооружением в городе после Петропавловского собора и телевизионной башни на Чапыгина.

    Читайте также: Большие и маленькие рекорды Петербурга

    При этом Большой Обуховский мост вошел в число сорока наиболее крупных вантовых мостов в мире по длине пролета над водой и в сотню самых крупных вантовых мостов мира по общим габаритам конструкции.

    Еще один занимательный рекорд моста - самая высокая новогодняя ель Петербурга. Да-да, в 2006 году на только что построенном левобережном пилоне второй очереди Большого Обуховского моста установили новогоднюю елку, которая и стала самой высокой в городе.

    Все новости рубрики