Бесов нос. Карельские петроглифы Мыс бесов нос

Бесов нос (Республика Карелия, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бесов нос - так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос. Несмотря на труднодоступность, мыс весьма популярен у туристов из-за расположенных на нем наскальных рисунков эпохи неолита. Один из наиболее ярких петроглифов - 2,5-метровое изображение человекоподобного существа, получившее еще в 16 веке название «Бес». Коллекция наскальной живописи мыса - самая крупная на всем побережье территории, объединяющей Скандинавию и Финляндию (так называемой Фенноскандии). К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.

Что посмотреть

Живописный мыс со скалистыми берегами и северным лесом достигает 750 м в длину и около 200 в ширину. Примерно 3000 лет до н. э. для древних людей, живших в окрестностях, это место было чем-то вроде святилища. Помимо беса, основными петроглифами считаются изображения выдры и налима, выбитые у самой кромки воды. Они образуют «триаду», обладавшую мистическим значением. По легенде, в 15 веке монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, нанесли поверх рисунков христианский крест для «обезвреживания нечисти».

Наскальные изображения видны на плитах в центре мыса. Некоторые из них так близко расположены к воде, что можно и не разглядеть. Поэтому лучше посещать Бесов нос в солнечную и безветренную погоду.

На мысе стоит деревянный заброшенный маяк 16-метровой высоты. В окрестностях есть и другие достопримечательности - остров «Бесиха» в 200 м западнее мыса и деревня-призрак Бесоносовка, нежилая с 1970-х гг., - в километре к востоку.

Практическая информация

Адрес: Респ. Карелия, 186161, Пудожский р-он, Бесов Нос. Координаты: 61.665936, 36.054273.

Ближайший населенный пункт - с. Каршево, в 15 км от мыса. От него ведет грунтовая дорога. Правда, на пути встретится хлипкий мост, с трудом выдерживающий машину. Безопаснее добираться от поселка пешком, на велосипеде или по воде - местные жители транспортируют туристов по р. Черной на моторной лодке. Другая дорога на мыс, более удобная для внедорожников, но и более длинная, идет через пос. Шальский.

ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС

Бе́сов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.

к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":

Мыс Бесов Нос - уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса - колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй - кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.

Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.

Покинув "Богом проклятое место" - Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.

Бес по их мнению - это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом.

Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.

Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.

Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?

Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.

Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности.

Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.

Карелия славится многими заповедными уголками, которые ежегодно манят к себе путешественников со всего мира. Это нетронутая природа, уникальные культурные и исторические памятники, но одним из наиболее загадочных мест является мыс Бесов Нос. Свое название местность получила из-за вытянутой формы, которая действительно напоминает карикатурно вытянутый нос, загнутый книзу и широкий у основания. Протяжность мыса составляет 750 метров, ширина в узкой части - не больше 100 метров. Это одна из красивейших достопримечательностей Карелии, находящаяся всего в паре километров от другого памятника - Успенского Муромского мужского монастыря. Мыс на восточном побережье Онежского озера очень живописен, тут сохранились густые шапки северных лесов, перемежающиеся с крутыми скалами, которые еще называют бараньими лбами. Такое название обусловлено их необычной формой - со стороны движения древнего ледника скалы гладкие и пологие, с противоположной стороны они обрывистые и очень неровные. Сам мыс известен не только богатством природы, но и загадками. Среди местных жителей и уфологов это место имеет славу мистического. По уверениям многих, посещающих этот мыс, тут чувствуется сильный подъем сил, невероятная энергетика.

Как добраться на Бесов Нос?

Дорога на Бесов Нос не такая уж и легкая, обычно используются два автомобильных маршрута:
  • до Шальского, после чего по побережью Онеги до мыса;
  • через Каршево, вдоль русла реки Черной.
Второй маршрут самый короткий - всего 18 км, но именно он является самым сложным. Дорога не самая хорошая, изобилующая резкими поворотами, болотистыми участками, подтоплениями от многочисленных ручьев. Многие автомобилисты пробуют добраться до места при помощи третьего маршрута - через полуразрушенный мост через Сустрежу. Но пройти его смогут только самые подготовленные и имеющие отличное снаряжение - тросы, лебедки, пилы и топоры.

Загадки петроглифов - чем интересен мыс Бесов Нос


Линия мыса изломанная и сложная, она изобилует выходами красных и серых гранитов у воды, нависающими лесными массивами. Именно на пологих скальных выходах находится одна из загадок Бесова Носа - петроглифы, возраст которых не менее пяти тысяч лет. Эти наскальные рисунки древнее пирамид, но обнаружили их сравнительно недавно - всего в середине 19 века. Уникальны петроглифы тем, что они не имеют аналогов во всем мире. Основными фигурами рисунков являются три базовых изображения - ящерицы, рыбы и бесы. Размеры каждого рисунка огромны, они могут достигать двух с половиной метров, но находятся у самой кромки воды. Самым необычным является бес с человекоподобной фигурой, квадратной головой, очень тонкой шеей и маленькими искривленными конечностями. Загадкой является изображение православного креста на его левой руке. Принято считать, то это более позднее изображение, нанесенное монахами. Точное значение петроглифов неизвестно, кроме основных фигур, тут есть танцующие человечки, птицы, олени, полумесяцы. Сразу заметить рисунки не так просто, они обточены временем и водой, добраться до них сложно. Лучшим временем для наблюдения является тихая солнечная погода, когда гладь озера не тронута волнами. В это время рисунки очень хорошо заметны, но только на восходе или закате они кажутся более рельефными, сложно оживающими и выходящими из воды. Кроме петроглифов, на мысе находится заброшенная ныне деревня Бесов Нос, строения которой практически скрыты в малиннике. Один из домов поселка, сохранившийся лучше остальных, связан с местной легендой. Считается, что его построили два брата, но пожить в доме так и не успели - ушли на фронт, где и погибли в бою. А дом так и стоит, ждет своих пропавших хозяев посреди густых зарослей малинника.

Старинный маяк на Онеге


Мыс привлекает не только своими загадками, но и одним из самых старых маяков в России. В Европе маяки строились с древности, но в России они появились только при Петре I. Маяк на Онеге является одним из первых, он построен из дерева, что отличает его от других, для сооружения которых использовался камень и кирпич. Маяк мыса Бесов Нос входит в систему Волго-Балтийского водного пути, еще не так давно он использовался в качестве надежного ориентира для катеров, теплоходов и яхт, но сегодня маяк не действует. Старинная деревянная башня пустует, лестница и нижняя часть строения разобраны, хотя верхняя площадка сохранилась. Многие посетители этих красивейших мест не могут удержаться от того, чтобы не забраться на площадку и оттуда насладиться потрясающими видами на озеро и берег. Мыс Бесов Нос - это уникальный природный заповедник, который манит к себе неизведанными загадками, таинством старинных петроглифов и красотами нетронутой природы. Это один из нетронутых уголков Карелии, который манит к себе путешественников, старающихся проникнуть в тайны этого места.

Публикации раздела Традиции

Карельские петроглифы

К арельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста - им не менее 5-6 тысяч лет.

Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος - камень, γλυφή - резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда - в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы - на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты - до трёх с половиной метров в длину.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди - огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе - динозавры!

Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это - капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов - Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

Старая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки - чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...

Краеведческий музей

Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Карелия. Онежские петроглифы. Щука.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это - фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени

Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом - так дети монетку карандашом копируют.

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход - и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение - петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт - это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги - это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Карелия. Онежские петроглифы.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
10 июня: дождь смывает акварель
11 июня: повторные тонировки с проверкой
12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
15 июня - ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции - многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов

Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха - понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки - это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

Мыс Бесов нос - это не только живописное местечко на Онежском озере с древними петроглифами, но и по-настоящему культовое место во внедорожной среде.
Именно из многочисленных отчетов джиперов я и узнал о существовании мыса. Но с каждым годом дорога на Бесов нос становилась труднее.
Мост в Каршево больше не пригоден для проезда, знаменитый песчаный склон на берегу озера подмыло, и он стал ещё экстремальней. От идеи ехать сюда одной машиной - мы отказались сразу, но попасть сюда все равно хотелось.

И вот наконец-то мы спланировали маршрут и добрались до заветного мыса.

Под катом подробно расскажу, как попасть на мыс, если ваш автомобиль не оборудован грязевой резиной и лебедкой, покажу петроглифы и красоты здешней природы, а также расскажу о том, какая здесь происходит бесовщина. Здесь без шуток, был отличный шанс отправиться на тот свет, но в итоге Бес забрал деньгами.

Когда мы приняли решение нанять лодку, чтобы отправиться на желанный Онежский берег по реке, я немного комплексовал по этому поводу. Все-таки это локация должна быть взята на внедорожнике, а он у нас даже есть. Но я трезво оценивал наши возможности, а дорога там не из легких и без лебедки не проходимая.

Но все комплексы и печали исчезли, как только мы погрузились в лодку и отплыли.


Я просто не ожидал, что река Черная так красива.


Дорога от национального парка Паанаярви до деревни Каршево заняла больше времени, чем мы планировали. И это пошло нам на пользу, т.к. весь путь по реке Черная мы проделали вечером на закате.


Давайте я расскажу немного о самой заброске.

Самый удобный и короткий способ попасть на Бесов нос - это отправиться на лодке из деревни Каршево. Получается порядка 20 км по воде.
Нас возил Василий Мещанинов. Человек этот, как оказалось, широко известен в узких кругах. При этом найти его телефон было не так и просто, но только не моим читателям и друзьям. Вот он +79214627952. Он не является монополистом в этой сфере услуг - можно найти и другие варианты.


В июне 2018 года экскурсия стоила 3000 рублей, а один рейс на заброску/выброску стоил 2000 рублей. Т.е. дорога туда и обратно в разные дни получалась 4000 рублей. Мы выбрали последний вариант и провели на Онего 2 ночи.


Лодочная прогулка оставила приятные воспоминания, к тому же мы почти никогда на лодках не путешествуем. С того момента я все чаще думаю о лодке или байдарке.


Тем временем мы добрались до озера. Оставалось только обогнуть мыс Кладовец, и мы на месте.


Высадились в бухте между мысом Бесов нос и мысом Кладовец нос.
Когда ещё огибали Кладовец, то сразу заприметили неплохое местечко на самом носу-мысу. Попрощались с Василием, предварительно договорившись о времени обратного рейса, надели рюкзаки и пошли искать место для лагеря.

Место оказалось вполне уютным, а главное не занятым и не у основной тропы.
Поставили палатку и наслаждались великолепным закатом.


Утром была запланирована прогулка на Бесов нос и Пери нос.
А вот вид на наш лагерь из бухты. Если очень приглядеться, то можно найти нашу палатку... Но в целом удалось встать достаточно незаметно, как нам показалось.


От нашей стоянки до маяка идти было недалеко, километра 2.


Тропа в целом комфортная и проходит по берегу озера, но в одном месте пришлось немного углубиться в лес.


Камня здесь предостаточно.


Причем не только лежащего на поверхности, но и эту поверхность создающего.


Вот уже и маяк виднеется.
С удивлением обнаружил, что первый ярус хорошенько раздербанен на дрова. Просто в голове не укладывается, как так можно. Петроглифы петроглифами, но маяк неотъемлемая часть ландшафта Бесова носа.

Сквозь бреши в облицовке маяка можно посмотреть на его конструктивную систему.


Осмотрев маяк, мы отправились искать петроглифы.


Как оказалось, что сами петроглифы не так-то и просто сфотографировать, чтобы было что-то видно.


Умные люди потом подсказали, что это делать нужно на закате.
Здесь как раз изображен тот самый Бес, который и дал название мысу. Длина Беса около 2,30 м, а возраст около 5 тысяч лет. Жаль, что на фотографии почти ничего не разглядеть.


Не могу сказать, что в целом петроглифы нашу семью привели в восторг, но все равно любопытно. Даже была мысль вернуться на закате, но этому было не суждено случиться и совершенно по другой причине.


Не стану скрывать, что нам больше понравилась сама местность, чем знаменитые петроглифы.


Изрезанные каменные берега, уходящие в воду, мысы и бухты, сосновый лес, МАЯК - это настоящий в восторг. Но о вкусах не спорят и каждому своё!


Маяки меня с детства интересовали и я очень рад, что мне удалось немного увидеть своими глазами.


А мы решили продолжить прогулку в сторону следующего мыса с названием Пери нос.


Интересно, что этот крест значит? Смею предположить, что его вынесло на берег водами Онего, а кто-то решил его зацепить за ветку сосны. У вас есть идеи на этот счет?


Из этой бухты открывается неплохой вид на Бесов нос и маяк.


Пока я снимал маяк, Дарья явно не скучала.


На подходе к мысу Пери нос нам на встречу попалась компания мужчин.
Они возвращались как раз с петроглифов этого мыса, один из них был сырым насквозь. Немного поболтали с ними и послушали их историю: один из них фотографируя петроглифы, подошел слишком близко к краю и в итоге упал в озеро вместе с камерой. Ребята предупредили нас о такой опасности, и мы пошли дальше.
Бродя по мысу петроглифы мы не нашли, чему были удивлены и раздосадованы. Решили прогуляться в сторону симпатичных островков, а на обратном пути вернуться и поискать снова.


Вид на мыс Пери нос.

История с купанием в озере нам показалась какой-то раздолбайской и какого-то урока из этого мы не сделали. А надо было!

Если немного приглядеться, то на снимке ниже, можно заметить внизу по центру сырое пятно на камне.

Дело бы так: я увидел прекрасный остров и решил его сфотографировать. В 24-70/2,8 он не влезал должным образом, и я решил надеть широкоугольный Samyang 14/2.8. Сел на берег, положил рядом рюкзак и начал менять объективы. И все было бы хорошо, но открытый рюкзак вдруг решил начать движение по склону берега. Я рефлекторно дернул его за лямку, чтобы он не свалился в озеро и в этот момент выпустил из рук 24-70/2,8... Объектив тут же оказался в воде, рюкзаком я тоже зацепил воду, но его содержимое осталось на месте. Камеру и Samyang в итоге удержал. Мой любимый Tamron лежал на дне и пускал пузыри воздуха...

С одной стороны, случившееся уже не требовало срочности действий. Объектив был в воде, и вода точно была в нем, о чем пузырьки и свидетельствовали. Но я решил, что мне нужно срочно его достать - снял кроссовки, закатал штаны по колено и отправился за ним. Это было самое худшее, что можно было сделать...

Во-первых, глубина этого места была обманчива, и оказалось существенно выше колена. Во-вторых, на камнях под водой были скользкие водоросли. Я сделал один шаг и сразу же поскользнулся на водорослях и последовал по траектории объектива, ударившись о подводные камни. Объектив, конечно, я достал. А вот свой телефон достать из кармана забыл, прежде чем начать спасательную операцию. Сообразив, отдал его жене, а сам начал пытаться выбраться из озера. И было это не просто, т.к. берег с уклоном и скользкий. Дарья пыталась вытянуть меня за руку, но ей не хватало сил. В итоге кое-как все-таки удалось выбраться, но было не так уж и просто.