Авиакатастрофа шарм эль шейх. Синайская катастрофа: что известно о крушении российского А321 год спустя. Не старый борт

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .

30 октября Airbus 321-231 авиакомпании "Когалымавиа" благополучно выполнил два рейса по маршруту Шарм-эль-Шейх - Самара - Шарм-эль-Шейх. Сдающий экипаж КВС Дмитрий Жигалкович и второй пилот Юрий Юшко не высказывают по лайнеру никаких замечаний. Уже ранним утром 31 октября самолёту предстоит ещё два рядовых рейса: Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - Шарм-эль-Шейх. Борт принимает уже следующий экипаж: опытный 48-летний Валерий Немов, налетавший свыше 12 000 часов, и 45-летний второй пилот Сергей Трухачёв, в прошлом военный пилот, прошедший чеченскую кампанию.

На борту их будут ждать 217 пассажиров, большинство из них - петербуржцы, многие возвращаются домой целыми семьями с долгожданного отдыха в Египте. В 03:50:06 по местному времени (06:50 мск) рейс 7К-9268 вылетает из Шарм-эль-Шейха, после чего, следуя по воздушному коридору вдоль побережья залива Акаба, начинает набор высоты.

В Петербург самолёт, минуя Синайский полуостров, должен будет прибыть в 12:10 по местному времени, в обычный субботний октябрьский полдень в числе других десятков внутренних и международных рейсов, значащихся на табло Пулково. Но ни тогда, ни после нескольких задержек, высветившихся на табло, долгожданный рейс 9268 так и не вернулся на родину.

Спустя несколько дней после катастрофы в небе над Египтом Flightradar обнародует данные по последнему полёту борта А321 над Синаем. Согласно сводке, опубликованной на сайте, самолёт благополучно взлетел и начал набирать высоту, двигаясь параллельно побережью. Через считаные минуты после того как лайнер свернул вглубь полуострова, его высота начинает резко падать на 6000 футов. Связь с самолётом теряется. Первые сообщения в СМИ о том, что самолёт Airbus авиакомпании "Когалымавиа" пропал с радаров, начинают появляться лишь в 10:18 по Москве. В коротких новостных заметках существенно разнятся данные: по содержащейся в них информации, на борту находилось от 207 до 224 человек. В некоторых сообщениях говорится, что самолёт пропал в районе Ларнаки на Кипре.

Рейс 9268 Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург, выполнявшийся на Airbus 321 "Когалымавиа", вылетел в 6:21 мск и пропал с экранов радаров через 23 минуты, на борту находилось 217 пассажиров и семеро членов экипажа, - сообщают в Росавиации.

Счёт идёт на мгновения - спустя две минуты появляются новости от арабских СМИ, сообщивших, что российский самолёт упал в центральной части Синайского полуострова. Но данные пока скудны и не подкреплены официальными подтверждениями. Надежда сохраняется. В 10:42 Reuters и Sky News публикуют первые сообщения, опровергающие крушение самолёта. Источники изданий утверждают, что экипаж пропавшего самолёта вышел на связь в Турции. Не подтверждает падение и Flightradar, уточняя, что лайнер резко снизил высоту, перед тем как пропал с радаров.

В Росавиации сообщают, что пытаются связаться с пропавшим с радаров рейсом. В 11:44 на онлайн-табло Пулково ещё значится информация, что прилёт борта из Шарм-эль-Шейха задерживается (с 12:10 до 12:20). Но уже ближе к 12 со ссылкой на источники в Росавиации большинство СМИ публикуют информацию о крушении авиалайнера над Синайским полуостровом. В Пулково, где к тому времени информация о прилёте пропадает с табло, начинает оперативную работу штаб по чрезвычайным ситуациям, МЧС РФ готовит два борта для отправки в Египет. Позже ведомство принимает решение отправить в Египет пять спецбортов.

Поисковые отряды обнаружили место катастрофы среди гор Синайского полуострова. Обломки лайнера оказались разбросаны на протяжении 13 километров.

Операция по поиску проходила в непростых условиях: Северный Синай является закрытой зоной, уже год армия Египта проводит там масштабную операцию против боевиков экстремистской группировки, связанной с ИГИЛ (деятельность группировки запрещена на территории России по решению Верховного суда. - Прим . ред. ). Именно египетские военные, патрулировавшие территорию, первыми обнаружили обломки лайнера. Самолёт упал в горном массиве Эн-Нахаль, пустынном, безводном и безлюдном месте. По уточнённой и подтверждённой официально информации, на борту самолёта находилось 224 человека, в том числе семеро членов экипажа. По данным Росавиации, среди пассажиров лайнера было 192 взрослых и 25 детей. Все они погибли.

Дорогая Амалия, 28 лет назад Вы подарили миру замечательного мальчика. Каждая мама мечтает о таком сыне и девушка мечтает о таком надёжном и любящем мужчине рядом. Год назад опубликовали фотографии всех погибших, я сразу запомнила лицо Армена, оно притягивает взгляд своей доброй и чистой улыбкой, это лицо целеустрёмленного и очень порядочного молодого человека. Я его не знала, но мне безумно жаль Армена. Такие мальчишки обязаны были жить и подарить миру прекрасных детей. Но, к сожалению, другой мир, чёрный и злой, отнял у него жизнь. Сил Вам и здоровья. Спасибо Вам за такого сына. Безумно жаль... Светлая память Армену и с небесным днём рождения. (Татьяна Светлова, Санкт-Петербург), - такие письма спустя год после трагедии продолжают получать родные погибших в страшной авиакатастрофе над Синаем.

26 октября, за несколько дней до авиакатастрофы, Армену Вишнёву, уроженцу города Пушкина, служившему в Федеральной таможенной службе, исполнилось 27 лет. Армен полетел в Египет отдохнуть, в одном из последних сообщений просил маму не скучать, ведь разлука будет недолгой, обещал привезти магнитик или - в шутку - даже целого верблюда.

Спустя год после трагедии Амалия бережно хранит все фотографии и сообщения сына. Почтить память и пережить горе утраты ей помогают неравнодушные жители других регионов России и десятки других близких жертв авиакатастрофы. Трагедия объединила в Сети более 36 тысяч человек. Усилием петербуржцев был создан благотворительный фонд "Рейс 9268 ", который сейчас оказывает поддержку людям, потерявшим близких в катастрофе над Синаем.

Главная цель, ради которой мы объединились, - это увековечивание памяти о наших родных в тех делах, которые мы в силах совершить: создание мемориала и храма, сохранение воспоминаний о наших близких, помощь семьям погибших, которые нуждаются в финансовой, юридической и психологической поддержке. Наш фонд - это не просто попытка сплотиться вокруг общего дела. Это протест против терроризма, убийств, жестокости и несправедливости. Большой путь начинается с маленького шага. И этот шаг мы делаем все вместе, - именно такую цель ставят перед собой люди, жизнь которых трагедия разделила на до и после катастрофы.

Группа фонда в соцсетях уже давно стала своеобразной стихийной книгой памяти, где можно узнать последнюю информацию о ходе расследования трагедии, вновь увидеть фото всех тех, кто не вернулся домой из злополучного рейса, а также оказать посильную помощь родным и близким.

И речь не только о деньгах: ценна любая поддержка, ведь даже спустя год практика показывает: время не лечит, а долгое следствие и тяжёлые бюрократические процедуры, связанные с выплатой компенсаций, лишь усугубляют и без того не утихающую боль утраты.

Трагедия оборвала жизнь целых семей: в катастрофе погибли Ольга и Юрий Шеины и трое их детей. До глубины души всю страну от Петербурга до Владивостока потрясла история любви находившихся на борту А321 Александры Черновой и Евгения Явсина: Евгений специально копил деньги, чтобы свозить Сашу в Египет и там сделать ей предложение.
И десятки других историй длиною в жизнь, так несправедливо и внезапно оборвавшуюся в то злополучное октябрьское утро. Большинство пассажиров разбившегося А321 были жителями Северо-Запада России, в основном из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей. Также на борту находилось четверо граждан Украины и один гражданин Белоруссии. Рейс 9268" Ирины Захаровой, останки, которые сейчас хранятся в крематории на Шафировском проспекте, не подлежат экспертизе. Однако у семей ещё остаётся надежда получить фрагменты тел своих погибших родных: в Египте после завершения основного этапа следствия были обнаружены новые останки, их сейчас изучают.

Не обнародован пока и доклад международной комиссии по расследованию катастрофы российского А321 над Синаем: о предварительных результатах своей работы (и это спустя год после расследования), по данным источника в Министерстве гражданской авиации Египта, специалисты расскажут "в течение 60 дней".

Сейчас проводятся определённые технические анализы, после которых будет обнародован предварительный доклад, - рассказал 26 октября СМИ представитель Министерства авиации Египта.

Напомним, в расследовании причин катастрофы принимают участие представители шести стран: Египта, России, а также специалисты из Франции, Германии, Ирландии и США. Его ходом в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) руководят авиационные власти Египта.
Одной из первых версий катастрофы стало предположение, что российский самолёт мог быть сбит ракетой, выпущенной боевиками, действующими в районе Северного Синая. Однако это предположение было практически сразу опровергнуто специалистами как несостоятельное. Долгое время специалисты отрабатывали другую вероятную причину крушения авиалайнера "Когалымавиа" - версию о технических неполадках. Об этом в день крушения заявили в оперативных службах Египта по итогам предварительного осмотра обломков самолёта. К этой же версии на начальном этапе расследования склонялись и российские специалисты.

Первыми её опровергли представители "Когалымавиа" (торговая марка Metrojet): уже 2 ноября пресс-секретарь авиакомпании Александр Смирнов исключил техническую неисправность и ошибку пилотов в качестве причин катастрофы и заявил о "внешнем воздействии" на лайнер. Он подчеркнул, что самолёт, которым авиакомпания владела на условиях лизинга, был готов к полёту на 100% и что его экипаж был "весьма опытным". Свою речь представитель компании подкрепил сертификатами, полученными авиакомпанией в начале 2015 года. Также он заявил, что двигатель самолёта был проверен 26 октября, за пять дней до катастрофы.

7 ноября МАК сообщил, что до момента прекращения записи на регистраторах полёт проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолёта зафиксировано не было.

На совещании в Кремле 16 ноября глава ФСБ Александр Бортников впервые официально заявил, что причиной крушения стал теракт. Версии о стороннем вмешательстве со ссылками на разные источники публиковались ранее в зарубежных и российских СМИ. - Можно однозначно сказать, что это террористический акт, - заявил Бортников, добавив, что на обломках и вещах были обнаружены следы взрывчатого вещества иностранного производства. - По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полёте сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло разваливание самолёта в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолёта на большом расстоянии.

Бортников пояснил, что выводы были сделаны специалистами после тщательного исследования личных вещей, багажа пассажиров и частей потерпевшего крушение лайнера.

Сначала предполагалось, что взрывное устройство было заложено под пассажирским сиденьем 30А или 31А. Однако в сентябре 2016 года были обнародованы данные комиссии, согласно которым взрыв прогремел в хвостовой части, в отделении для негабаритного багажа. Бомба с таймером была спрятана среди детских колясок. Эксперты пришли к такому выводу после того, как проанализировали выкладку собранных фрагментов А321 в ангаре аэропорта Каира. Из-за взрыва самолёт лишился хвостовой части, после чего перешёл в неуправляемое пикирование.

Расследование трагедии продвигается очень медленно, и все обстоятельства случившегося неизвестны до сих пор. Ответственность за крушение российского самолёта почти сразу взяла на себя египетская ячейка запрещённой в России группировки "Исламское государство". Пронести взрывное устройство на борт могли сотрудники аэропорта - многочисленные свидетельства о слабом уровне безопасности в воздушной гавани сразу же после трагедии наводнили Интернет: многие туристы рассказывали, что за небольшую взятку спокойно проносили через все кордоны безопасности сумки с вещами, а их самих никто не досматривал. Однако египетская сторона долгое время настаивала именно на версии о технической неисправности, отказываясь признавать возможность теракта на борту лайнера. В декабре 2015 года комитет по техническому расследованию опубликовал заявление, в котором сообщалось, что Каир не обнаружил признаков причастности террористов к крушению Airbus 321. Лишь в феврале 2016 года президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси впервые признал, что причиной крушения российского самолёта в небе над Синаем был теракт. Об этом глава государства заявил на презентации доклада, посвящённого развитию страны до 2030 года.

30 августа 2016 года было объявлено, что в сирийском Алеппо уничтожен Абу Мухаммад Аль-Аднани, который, предположительно, и являлся организатором теракта.

Авиасообщение с Египтом, которое было прекращено сразу же после крушения А321, пока не восстановлено. В соответствии с официальным комментарием Министерства транспорта России, ситуация не изменится до тех пор, пока не будут устранены все замечания в сфере авиационной безопасности.

Принятие решения о возобновлении авиасообщения между Россией и Египтом возможно только после устранения всех замечаний в сфере авиационной и транспортной безопасности. Стоит отметить, что египетская сторона значительно продвинулась в решении этих вопросов и взаимодействие двух стран носит вполне конструктивный характер, - отметили в ведомстве 25 октября.

Сад памяти", который расположится на Румболовской горе во Всеволожске, будет достроен и здесь зацветут живые цветы. Коридор из плит, на которых в соответствии с проектом памятника будут имена всех погибших в авиакатастрофе А321, а также конструкции из металла в виде труб, на которых будет играть ветер, увидит любой, кто будет проезжать по Дороге жизни.

В понедельник, 31 октября, в Исаакиевском соборе пройдёт панихида по жертвам крушения А321 в небе над Синайским полуостровом. В память о тех, кто так и не вернулся домой к родным и близким, колокол собора пробьёт 224 раза.

В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.

«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.

В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.

Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.

Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.

Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.

Роман и Татьяна

Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».

Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.

Как работает фонд, созданный после трагедии

Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.

Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.

Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»

Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.

Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.

Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.

Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.

Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.

Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»

Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.

Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.

«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.

Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.

Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:

Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.

Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.

Андрей и Алексей Филимоновы

Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.

По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда

Самая большая по числу жертв в истории нашей гражданской авиации катастрофа произошла сегодня утром. 224 человека - пассажиры и экипаж рейса Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург - разбились в Египте, на Синайском полуострове. Люди летели с отдыха семьями. 27 детей среди погибших. Египетский премьер сообщил - найдены пока 129 тел. Эксперты работают над "чёрным ящиком".

Это первые свидетельства авиакатастрофы на Синае - фотографии, опубликованные египетским телеканалом. Первые - за целый день. До этого не было ни одной фотографии, ни одной видеозаписи, пусть даже самой короткой. Ближе к вечеру на авиабазе египетских ВВС "Кабрит", в ста с небольшим километрах от Каира, приземлились первые военные вертолеты, везущие с Синая останки жертв катастрофы. Машины скорой помощи - длинная вереница автомобилей с мигалками - перевозят их с авиабазы в каирский морг. До наступления темноты в египетскую столицу доставили тела практически всех погибших. Оттуда их отправят в Россию, в Санкт-Петербург.

"С момента этого трагического происшествия наши страны действуют в тесном контакте. Президент и правительство Египта выразили соболезнования в этой связи и предложили сделать все возможное, чтобы, во-первых, провести совместное расследование, во-вторых, помочь в перевозке тел наших граждан на родину", - сообщил посол РФ в Египте Сергей Кирпиченко.

"Аэробус" рейса 9268 летел всего 23 минуты. Гораздо дольше - несколько часов после того, как он исчез с радаров - приходила противоречивая информация о судьбе лайнера. Составить более-менее понятную картину происшедшего в небе над Синаем стало возможно не сразу.

Аэропорт Шарм-эль-Шейх, 5 часов 51 минута по местному времени (6.51 по Москве). Аэробус "Когалымавиа" - это чартерная авиакомпания, известная так же под брендом "Метроджет" - взлетел и берет курс на Санкт-Петербург. Свободных мест почти не оставалось. Опытный командир экипажа - 12 тысяч часов налета, из них треть - как раз на "Аэробусе-321". Практически сразу после взлета он обнаружил какие-то неполадки на борту, связался с землей, сообщил о неисправностях, попросил разрешить посадку на ближайшем аэродроме. На этом сеанс закончился, и больше "аэробус" на связь не выходил. К 7 часам 14 минутам по московскому времени лайнер потеряли радары.

"В 7.14 должен был выйти на сеанс связи с Ларнакой, республика Кипр. Радиосвязь не состоялась с самолетом, она потеряна. Так же исчезла отметка воздушного судна с радиорадаров диспетчерских служб. На борту самолета находились 217 пассажиров и 7 членов экипажа, в основном это граждане России", - сообщил пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.

Из 217 пассажиров - 27 детей. С отдыха в Шарме возвращались семьи.

Судя по данным интернет-ресурса "Флайтрадар", последнее, что зафиксировала земля - за минуту до того, как исчезнуть с экранов, самолет сбросил около двух километров высоты. Резко падала и скорость: с почти 750 километров в час сначала до 350, а затем - до 170 километров в час! Это последнее, что передал транспондер, и эти цифры - за гранью критических. Большой лайнер на столь малой скорости просто не удержится в воздухе. Причем, со слов свидетелей, наблюдавших падение "аэробуса", у него вроде бы горел двигатель.

Самолет уже разбился - он упал на севере Синайского полуострова, в 35 километрах от города Эль-Ариш, а пресса и информагентства продолжали сыпать противоречащими друг другу сообщениями. Кто-то с ходу объявил самолет разбившимся. Потом пришли данные, что он якобы вновь вышел на связь. Потом появились все запутавшие ссылки на египетских диспетчеров, которые будто бы утверждали, что передали "аэробус" турецким коллегам. Но и эта информация не подтвердилась.

Ближе к полудню стало ясно - воздушное пространство Египта самолет не покидал. Премьер-министр этой страны отменил все поездки, созвал экстренное совещание и объявил, что самолет все-таки разбился. На Синае ввели режим чрезвычайной ситуации. И вот, наконец, после полудня уже официально объявили: обломки найдены.

"Мы отправили на место катастрофы рабочую группу Министерства гражданской авиации. Она будет проводить расследование, это стандартная процедура. Разумеется, мы поддерживаем постоянный контакт с российским послом", - сообщил премьер-министр Египта Шериф Исмаил.

Те, кто первым увидел место крушения своими глазами, передали известия, окончательно похоронившие надежду: лайнер полностью разрушен, шансов найти выживших нет. Еще через полчаса спасатели начали извлекать из-под обломков тела погибших. Поисковые работы осложняла сложная гористая местность и то, что упавший лайнер буквально разметало по округе.

Офицер сил безопасности Египта описал агентству "Рейтер" страшную картину: "Я наблюдаю трагическую сцену. На земле лежит множество тел погибших, многие из них пристегнуты ремнями безопасности в своих креслах. Самолет расколот на две части. Первая – небольшая хвостовая часть - сгорела, вторая - большая передняя часть - врезалась в скалу. Мы извлекли уже 100 тел, остальные все еще под обломками. Мы услышали, как зазвонили десятки телефонов, которые принадлежали погибшим, наши офицеры собрали их в мешок".

Разбившийся "Аэробус-321" эксплуатировался около 19 лет - это вполне допустимо в гражданской авиации, другой вопрос, как обслуживался самолет. Данный конкретный борт несколько лет прослужил в авиакомпаниях стран ближневосточного региона: в Ливане, Турции, Саудовской Аравии, Сирии. Российская "Когалымавиа" приобрела его в 2012 году.

В причинах трагедии разбираются специалисты, а от людей остались фотографии. Снимки тех, кто улетал из Египта, возвращался с отдыха рейсом 9268 и перед взлетом успел оставить публикации в соцсетях с такой, например, надписью: "Привет, Питер, прощай, Египет. Мы летим домой".

В свой последний полет рейс 9268 отправился в 03:50:06 UTC (05:50:06 по местному времени и 06:50:06 мск). В 04:13:00 лайнер резко снизил высоту, а затем исчез с радаров.

Незадолго до аварии командир воздушного судна запросил у наземных служб разрешение на экстренную посадку в Каире в связи с техническими неполадками. Однако спасти воздушное судно уже было невозможно. Обломки лайнера были обнаружены неподалеку от города Эль-Ариш — они оказались разбросаны на протяжении 13 км на территории в форме эллипса, площадь которого достигала 30 кв. км.

На борту рухнувшего Airbus 321 находились 224 человека, из них семеро — члены экипажа. Поначалу египетские спасатели, прибывшие на место, сообщали, что слышали стоны людей под обломками, и заявляли, что надеются найти кого-то, кто смог выжить, однако вскоре стало известно, что не выжил никто. Большая часть пассажиров самолета были туристами, которые возвращались в Россию после отдыха в Египте. Подавляющее большинство из тех, кто был на борту лайнера, — россияне, однако были трое граждан Украины и один белорусский гражданин.

Среди погибших оказались заместитель главы Пскова , который возвращался из отпуска со своей гражданской женой, а также участница телешоу «Топ-модель по-русски» Елена Домашняя из Петербурга. Погибли 24 ребенка.

Самому маленькому пассажиру было всего десять месяцев, ее фотография, опубликованная многими мировыми изданиями, стала символом трагедии над Синаем.

Причины

В первые дни после катастрофы информация о возможных причинах крушения поступала противоречивая. Так, египетские власти заявили, что экипаж Airbus 321 жаловался на неполадки в двигателе. Они также выдвинули версию о технической неисправности в качестве одной из основных. В предварительном докладе, выпущенном Египтом в конце прошлого года, не было ни одного слова о теракте на борту судна.

Однако все свидетельства указывали на обратное.

Через несколько часов после аварии ответственность за взрыв взяли на себя боевики запрещенного в России «Исламского государства».

Организатором взрыва называли Абу Усаму аль-Масри, главаря группировки «Вилаят Синай», считающейся . Позже через дружественные им СМИ террористы продемонстрировали фотографии взрывного устройства — им оказалась самодельная бомба, выполненная из обыкновенной алюминиевой банки. Боевики ИГ также утверждали, что пронести устройство на борт самолета они смогли после того, как нашли некую лазейку в системе безопасности аэропорта Шарм-эль-Шейха.

Вечером 16 ноября Владимир Путин на совещании по итогам расследования причин авиакатастрофы заявил, что Россия найдет и покарает организаторов теракта.

«Убийство наших людей на Синае — в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников, — подчеркнул президент. — Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поименно. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдем в любой точке планеты и покараем».

Кроме того, Путин приказал усилить удары авиации по объектам «Исламского государства» в Сирии. После этого приказа была усилена авиационная группа ВВС России в Сирии, а к бомбардировкам также были подключены самолеты дальней авиации. «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — добавил президент.

«Сад памяти»

Накануне, 30 октября, на Румболовской горе в Ленинградской области был установлен закладной камень на месте будущего памятника жертвам трагедии «Сад памяти». «Мы планируем посадить здесь 224 дерева, по числу погибших в результате теракта над Синаем. И этот сад, «Сад памяти», будет каждый год расцветать, будет жить. А в наших сердцах будет жить память о родных, близких, друзьях и земляках, летевших рейсом 9268», — заявил губернатор региона .

Проект «Сад памяти», разработанный студентами Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, представляет собой коридор из плит и металлоконструкций с именами всех погибших в авиакатастрофе с элементами ландшафтного дизайна. Благодаря системе освещения памятник будет виден в темное время суток проезжающим по Дороге жизни (сегодня это официальное название шоссе А128 Санкт-Петербург — Морье). Торжественное открытие «Сада памяти» произойдет через год, в канун второй годовщины египетской трагедии.

Накануне родственники погибших буквально засыпали цветами заложенный в Петербурге памятник.

Ждать первых итогов следствия по трагедии над Синаем им осталось недолго: предварительные итоги расследования, по данным источника египетской газеты «Аль-Ватан» в министерстве гражданской авиации АРЕ, будут опубликованы в течение ближайших 60 дней.