Аэрофобия: описание, причины и лечение. Как победить аэрофобию: истории людей и мнения профессионалов Как вы боретесь с аэрофобией

Истории аэрофобов

Георгий Куравкин, 29 лет

Креативный директор IT-компании

«Аэрофобия дала о себе знать после нескольких неприятных перелетов. В 9-м классе я летел с родителями чартерным рейсом из Турции в Новосибирск. В Сибири была аномально низкая температура. Самолет при подлете не смог выпустить шасси. 40 минут мы летали над аэропортом, никто ничего не объяснял, у стюардесс были бледные и испуганные лица. После этого капитан корабля сообщил, что нас отправляют на запасной аэродром, который находился в Абакане. Над Абаканом мы снова кружили какое-то время. После долгих попыток приземлиться самолет все-таки выпустил шасси. К нам подъехали аварийные службы и стали проверять двигатели. Больше половины рейса не полетело последующим рейсом в Новосибирск, люди поехали поездом. Я запомнил на всю жизнь отчетливую мысль о том, что мы все могли погибнуть. Через несколько дней после полета у меня начали седеть брови. Потом происходили другие подобные истории: то возгорание на борту, то аварийная посадка. Был случай с отваливающейся обшивкой в салоне, иногда приходилось лететь в грозу, когда за окном иллюминатора сверкают молнии. Один раз даже частично разгерметизировался аварийный люк - оттуда дико дуло, и изнутри он покрылся слоем инея.

Я изучал физику полета, читал книги на эту тему. Но сильно боялся турбулентности. Причем это иррациональный страх. Сознание отключается, начинается паническая атака, и я ничего не могу сделать с собой. Учащается дыхание, увеличивается пульс, бросает в пот. Ощущения такие, будто у тебя сердечный приступ.

Я летаю очень часто - около 4–5 раз в месяц. С этим связана моя работа. Из-за частоты всегда что-нибудь случается. Немного усиливает страхи и информация о событиях на Ближнем Востоке. Я физически ощущаю тревогу, когда пролетаю над большими водными пространствами.

Я обращался к психотерапевту, который специализируется на лечении аэрофобии. Некоторые успехи были. Но больше всего мне все равно помогает алкоголь в сочетании с успокоительными. Стюардессы часто относятся с пониманием и не делают замечаний, когда я выпиваю на борту. Мне приходится иногда объяснять, что я аэрофоб «со справкой» и что лучше дать мне выпить, чем видеть меня в неадекватном состоянии во время панической атаки. Еще перед полетом я стараюсь покурить, чтобы снять стресс. Когда я лечу с человеком, который боится полета еще больше меня, я чувствую себя увереннее, могу начать успокаивать встревоженного пассажира. Однажды практически откачивал незнакомую девушку, которая сидела в кресле рядом.

Неплохо помогает дыхательная гимнастика. В стрессовых ситуациях 10 глубоких вдохов и выдохов могут снять напряжение и нервозность. Кстати, любопытно, что аэрофобия немного уменьшилась после рождения сына. Мне кажется, что я оставил потомство, теперь не стоит так бояться смерти: выполнил свой долг, продолжил род».

Светлана Балашова, 31 год

Фотограф-фрилансер

«Впервые я оказалась на борту уже взрослой - летела на стажировку в Голландию.
Раньше путешествовала только на поезде или на машине. У меня не было представления о том, что происходит во время полета. Когда самолет начал разгоняться, я вцепилась в кресло. Кроме того, мы летели как раз тогда, когда в Исландии было сильное извержение вулкана. Буквально за день до нашего полета аэропорт Амстердама начал принимать рейсы, до этого летать было слишком опасно из-за смога. Было жутковатое предчувствие, что мы попадем в облако пепла и не долетим.

После аэрофобия стала проявляться постоянно. Из-за боязни летать я решила посоветоваться с друзьями, лучше узнать технические стороны и особенности полета. Мне объяснили, что самолет устроен таким образом, что вероятность падения из-за неисправности ничтожно мала. Шутили, что даже разваливающийся самолет все равно как-то долетит. Я перестала бояться неполадок, но оказалось, что никто не исключает возможность нападения террористов или плохой погоды.

До полета я обычно ощущаю небольшую нервозность, но это терпимо. Все самое неприятное начинается во время взлета, еще меня очень пугает турбулентность. Хотя я знаю, что это временная тряска, у меня начинается паника, я бледнею, цепляюсь за кресло. Появляются мысли о том, что все плохо закончится, сомнения, приземлимся ли мы. Напряжение обычно длится в течение всего полета. Мне становится легче, когда самолет начинает выходить на посадку. Я думаю, что раз долетели до аэропорта, то точно уже ничего плохого не случится. Больше всего меня пугает ощущение бесконтрольности, а еще все усиливается за счет моей клаустрофобии.

Я стараюсь справиться со страхом сама. Узнала много информации об особенностях полета, обычно выбираю авиакомпании, в истории которых меньше аварий и падений самолетов. Так у меня возникает чувство некоторой защищенности.

Когда перед вылетом происходит демонстрация правил техники безопасности, я всегда с большим вниманием слежу за показом. Некоторые пассажиры даже посмеиваются, что я придаю такое значение процедуре, которую многие считают формальностью. Также обращаю внимание на поведение стюардесс. Если они ведут себя спокойно, то тряска меня не так сильно беспокоит.

Когда я лечу с друзьями, стараюсь больше с ними общаться, чтобы отвлечься и не думать о плохом. Если я одна, то могу найти себе «жертву», с которой буду болтать во время полета, чтобы снять напряжение. Однажды попробовала выпить чуть больше вина, чтобы расслабиться. Я действительно перестала нервничать, но, когда мама с ребенком на соседних креслах стали поглядывать на меня странно из-за моей излишней болтливости и активной жестикуляции, я поняла, что выпила лишнего. После этого страшно было проходить паспортный контроль: думала, что меня могут не пустить в страну (я летела в Голландию) из-за моего состояния. С тех пор стараюсь снимать стресс другими способами».

Ольга Явич, 27 лет

Журналист

«Самый запоминающийся случай произошел со мной в 2013 году. Тогда я поехала домой к маме в Кировскую область, а потом собиралась вернуться к мужу в Финляндию и отметить с ним Новый год. И проспала поезд, который бы довез меня до Финляндии с пересадкой. Я нашла нужный самолет, но сразу начала искать причину, чтобы не лететь. Меня ждало у дома такси, но я просто не смогла в него сесть. Мне казалось, что со мной точно на борту случится что-то ужасное. В итоге я не села в такси и пропустила самолет. Долго плакала, когда пыталась объяснить мужу, что мне помешало улететь.

Таких историй с тех пор накопилось много. Чем ближе дата полета, тем больше я начинаю переживать. Могу сдвигать даты, за что приходится доплачивать. Из-за аэрофобии я страдала и морально, и финансово. Совсем недавно мне хотелось прилететь на концерт в Москве. Эта поездка для меня была связана с позитивными эмоциями, ожиданием встречи с близкими друзьями и выступлением любимой певицы. Но меня снова мучило желание отменить путешествие. В итоге билет на концерт пропал.

Моя аэрофобия проявляется странно. Все неприятные ощущения предшествуют полету. Когда я сажусь в самолет, то страх уходит. Понимаю, что уже некуда отступать. Как будто вытянула лотерейный билет, просто надо дождаться, что будет в конце.

Перед полетом, чтобы себя успокоить, я начинаю больше общаться с окружающими незнакомыми людьми. Во мне просыпается разговорчивость, которая мне обычно не свойственна. Могу начать болтать с пассажирами еще в очереди на регистрацию. Замечала, что если лечу с человеком, который вовсе не боится полетов, то мне становится намного легче. Я смотрю в эти глаза, полные уверенности, и не так сильно переживаю. Звоню близким, говорю, что скоро полечу на самолете, а они буднично отвечают, не пугаются, как будто это что-то опасное. Их реакция меня успокаивает.

До сих пор обращаю внимание, что в день до отлета пытаюсь жить по полной, так, как будто это последний день в моей жизни».

Способы справиться с аэрофобией

Алина Коршунова

Медицинский психолог клиники «Мосмед», кандидат психологических наук

Почему возникает аэрофобия?

«В психологии различают два состояния аэрофобии. Первое - это страх лететь на самолете, состояние тревоги, напряжения, связанное с полетами. 80% россиян испытывают из-за этого дискомфорт. Такой страх, как правило, хорошо контролируемый, не мешает повседневной жизни человека, из-за страха человек не меняет своих планов. А второе состояние - это когда у человека боязнь полетов является проявлением более глубоких тревожных переживаний, началом невроза.

Страх летать на самолетах часто провоцируется несколькими факторами. Во-первых, состояние полета является неестественным для человека, поэтому этот опыт вызывает тревогу. Во-вторых, в данной ситуации человек должен полностью положиться на другого человека (пилота), он оказывается зависим от других людей и от обстоятельств, сам не может ничего контролировать.

Такие люди, как правило, говорят о том, что если бы они смогли сами изучить строение самолета и перед полетом сами проверить его исправность, познакомиться лично с пилотом и убедиться в его профессионализме, то им было бы нестрашно лететь.

На борту изменяются границы личного пространства: много людей находится в ограниченном пространстве, каждый человек оказывается на виду. Если у человека есть неуверенность в себе, страх социальной оценки, чувствительность к нарушениям личных границ, то нахождение в самолете тоже будет вызывать тревогу.

Если страх проявляется только в чувствах, в мыслях и никак не влияет на поведение (боится, но все равно летит), человек ничего не предпринимает, чтобы избежать полета, нет выраженных соматических проявлений, то это нормальная тревога. Избавиться от нее можно любым способом, которыми человек успокаивается и в любых других ситуациях. Кого-то успокаивает общение во время полета, кто-то, наоборот, отвлекает себя музыкой, кино, сладостями.

Когда мы говорим про фобию, то здесь у человека проявляются ярко выраженные вегетативные реакции: потеют ладони, учащается сердцебиение, сковывается дыхание, меняется общее физиологическое состояние. Тело реагирует на ситуацию как на сигнал опасности. Могут возникать навязчивые мысли, когда человек прокручивает в голове варианты катастрофы (смотрит информацию о катастрофах в интернете), не может переключиться на другие дела. В этом случае человек старается избегать полетов: ездит только в те страны, в которые можно добраться на поезде, отказывается от важных командировок (которые связаны с полетом).

Такие страхи могут выражаться в панических атаках: приступах паники на борту самолета, с которыми справиться самостоятельно очень сложно. Когда мы имеем дело с невротическим страхом, то за ним часто стоят другие фобии: клаустрофобия, агорафобия, социофобия. Это не просто страх, это сигнал, что накопилось слишком много эмоционального напряжения. Как правило, это не сиюминутный стресс, который имеет место здесь и сейчас, а длительно накопленное, часто имеющее глубокие корни в прошлом опыте состояние крайнего эмоционального напряжения, скрытого глубокого внутри личностного конфликта. Часто сочетание травматического опыта в прошлом с текущим неразрешимым эмоциональным напряжением (регулярные стрессы) может привести к появлению фобий.

В каждом конкретном случае причины различны: кто-то пережил стресс, потерю близкого человека, имеет противоречивые, напряженные близкие отношения. Например, женщина зависит по жизни от властного мужчины, который полностью контролирует ее жизнь. Когда она оказывается в самолете, появляется страх зависимости от неизвестного человека. Соответственно, она будет стараться избегать самолетов (контролировать или изменить близкого она не может, а избегать самолетов может).

Страх можно регулировать: его причины человек может сам понимать и осознавать, а когда мы имеем дело с фобией, то причины человеком не осознаются. Фобия усугубляется, когда человек старается сдерживаться и не признает (не говорит), что ему страшно, боясь социального осуждения. Если во время полета человек начинает испытывать страх, о нем нужно обязательно рассказать стороннему человеку, чтобы ему помогли справиться с его эмоциональным состоянием.

Бывает, что фобия возникает как посттравматический шок, когда человек пережил реально опасную (аварийную) ситуацию во время полета».

Как избавиться от фобии?

«Лучше обратиться к врачу неврологу-вегетологу, если есть ярко выраженные изменения тела во время стресса. Если есть просто страх, то может помочь психотерапевт. Врач может назначить препараты, которые проверены временем, тогда полет пройдет совсем в другом ключе. Очень многие люди используют для успокоения алкоголь, но есть препараты, которые действую активнее и быстрее.

«Суть приложения в том, чтобы помочь пассажиру с аэрофобией получить информацию о полете не только до рейса, но и в реальном времени, на борту самолета. SkyGuru разговаривает с человеком, объясняет, когда начнется турбулентность, что означает тот или иной звук, описывает ощущения пассажира и успокаивает его. Таким образом, знания о самом полете вытесняют в сознании догадки и фантазии. Через приложение, к примеру, можно объяснить человеку, ждать ли турбулентности, почему в ней не отвалится крыло самолета, а будет временная тряска, которая не представляет никакой опасности.

SkyGuru работает в авиарежиме, подключение к сети не требуется. До полета пассажир вводит номер рейса, а потом программа анализирует данные последних 8 полетов по этому маршруту. Учитываются также метеорологическая информация по маршруту и другие авиационные данные. В итоге с помощью алгоритма высчитывается время в пути, маршрут, где именно начнется турбулентность, какой погоды ждать в аэропорту вылета и назначения, предупреждает об ожидаемых ощущениях и объясняет их причину. Программа также показывает, сколько еще осталось в пути, с учетом ветра и многих других параметров. Пассажир получает постоянное сопровождение, знания и своеобразную психологическую помощь до и во время полета.

Должен сказать, что приложение - это не панацея и не замена психотерапии. Скачав его, вы не избавитесь сразу от своей фобии, но сможете почувствовать себя гораздо спокойнее. У вас будет ощущение того, что компетентный человек вам объясняет детали полета и успокаивает вас».

Некоторые люди воспринимают самолет не как средство передвижения, а как источник опасности. Они готовы кардинально менять свои планы, лишь бы не оказаться высоко над землей. Если боязнь настолько сильна, что сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением и навязчивыми мыслями о скорой смерти, то это настоящая фобия. Как от нее избавиться? Как справиться с аэрофобией самостоятельно?

Как избавиться от аэрофобии, изучив статистику

По разным данным шанс погибнуть в авиакатастрофе составляет от 1/45000000 до 1/8000000. Вероятность настолько небольшая, что о ней можно даже не переживать. Говоря условно, человеку нужно летать ежедневно в течение многих тысяч лет, чтобы попасть на «неудачный» рейс. Откуда же столько информации в СМИ о катастрофах?

Падение самолета – событие настолько редкое, что о нем обязательно сообщают во всех новостях. Причем одной аварии уделяется до нескольких недель эфирного времени, а потому людям начинает казаться, будто авиакатастрофы случаются постоянно. Если бы СМИ говорили о каждой автомобильной катастрофе, то им бы не хватило суток: машины разбиваются очень часто, а в ДТП гибнет более миллиона человек ежегодно. Для сравнения – крушение самолетов приводит к смерти до полутора тысяч людей за тот же промежуток.

Современные самолеты обладают продублированными системами: т. е. при отказе одного механизма в работу включится его «сменщик». Пилоты хорошо обучены и регулярно проходят медосмотры. Больше шансов не доехать до офиса в обычной городской маршрутке, чем не долететь до места назначения через океан.

Как побороть аэрофобию, проработав неприятные ощущения

Многие аэрофобы впадают в панику, так как им непривычны ощущения, переживаемые на борту. Когда самолет попадает в зону турбулентности, таким пассажирам начинает казаться, что «это конец». А в момент взлета вид удаляющейся земли вызывает мысли о постоянно увеличивающейся высоте, на которой человека «не должно быть».

Существует специальная программа «Летаем без страха», адаптирующая пассажира к стрессам на борту. Можно воспользоваться и одной из компьютерных игр, симулирующих полет и позволяющих пережить ощущения от набора высоты и крутых виражей.

Нужно быть готовым к тому, что при посадке возможно закладывание ушей и даже боль в них. Справиться с проблемой помогает зевание, хотя оно и не убирает весь дискомфорт. В этом случае следует просто пережидать, не боясь и не паникуя: подобные ощущения – условная норма для перелетов, они связаны с изменением давления.

Аэрофобия: как избавиться, минимизировав уровень лишнего стресса

Чем взвинченнее человек, тем труднее ему справляться со стрессовыми ситуациями. Потому аэрофобам советуют гарантировать себе максимально возможное спокойствие. В первую очередь нужно позаботиться о физическом самочувствии:

  • выспаться перед полетом;
  • поесть, прежде чем отправляться в путешествие;
  • при необходимости купировать боль (головную, зубную).

Также важно убрать факторы спешки. Необходимо:

  1. Проверить наличие всех нужных документов до выхода из дома.
  2. Заранее пройти онлайн-регистрацию и распечатать посадочный талон.
  3. Приехать в аэропорт примерно за три часа до вылета.
  4. Пораньше пройти таможенный и паспортный контроль.
  5. Отправиться на посадку сразу после ее объявления, не дожидаясь последних минут перед закрытием гейта.

Сытый выспавшийся человек чувствует себя спокойнее и увереннее, чем его голодный уставший «коллега». Организм не подает излишних сигналов тревоги: когда телу комфортно, психика более расслаблена и стабильна. А отсутствие необходимости куда-то бежать положительно влияет на психоэмоциональное самочувствие. В общем – чем меньше стрессов, тем лучше.

Как бороться с аэрофобией, выбрав безопасное место

Даже при крушении самолета в 70% случаев люди выживают. Потому о безопасности мест традиционно не волнуются: все равно, скорее всего, полет завершится удачно. Но аэрофобы могут перестраховаться. Наиболее безопасными считаются места:

  • в хвосте самолета (причины три – там нет топлива, хвост обычно остается целым, выход находится близко);
  • около аварийных выходов (человек с большей вероятностью сможет покинуть самолет, не став жертвой давки);
  • около проходов (пассажир одним из первых окажется на пути к выходу).

Традиционно аэрофобам не советуют брать места рядом с иллюминатором. Поскольку патологическая боязнь все равно не даст насладиться красотами, то лучше сесть возле прохода: тогда визуально перелет будет мало отличаться от обычной поездки в метро или автобусе. Не стоит брать кресло по центру, так как оно самое неудобное, и нахождение в нем усиливает дискомфорт от перелета.

Как побороть страх аэрофобии, отвлекаясь

Нельзя сосредотачиваться на своем страхе. Нужно все время заниматься чем-то другим. В аэропорту можно прогуляться по duty free, разглядывая товары, или же почитать книгу/посмотреть фильм, сидя в зале ожидания. Лучше просто попереписываться с друзьями, чем посвятить свободное время размышлениям о самолетах и их крушениях.

Оказавшись в салоне тактику не меняют. Продолжают отвлекаться изо всех сил:

  • читают журналы, предоставленные авиакомпанией;
  • изучают бортовое меню и выбирают, что заказать (можно заодно перевести цены в родную валюту, если перелет международный);
  • считают от нуля до ста и обратно;
  • слушают музыку;
  • смотрят фильмы;
  • общаются с сидящим рядом и т. д.

Нужно постоянно сохранять активность, которая позволит не прислушиваться к своим переживаниям и не волноваться о возможных опасностях. Если удастся, следует уснуть: так полет вообще пройдет незаметно.

Как победить аэрофобию, примерив на себя чужой позитивный опыт

Люди летают регулярно и успешно добираются до пункта назначения. Аэрофобу нужно помнить об этом: если все окружающие легко садятся в самолет, не волнуются и не переживают, значит, действительно бояться нечего.

Стоит пообщаться со знакомыми, любящими летать. Пусть они расскажут о своих ощущениях и о том, почему они предпочитают перелеты другим видам перемещений. Такой положительный опыт, хотя пока что и чужой, скоро может стать своим. Чем больше позитива слышит человек о чем-то, тем лучше он относится к этой теме.

Борьба с аэрофобией может длиться долго, если откладывать полет до бесконечности. Уже после трех-четырех взлетов и посадок страх ослабевает, а иногда и исчезает полностью. Вылечить аэрофобию можно только на практике. Потому следует свой ближайший отпуск спланировать так, чтобы в место назначения пришлось лететь. Приятные ощущения от отдыха – хорошая награда за некоторый стресс.

Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Аэрофобия: избавляемся от страха летать на самолете

22.11.2014

Мария Барникова

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь! Страх – естественная психофизиологическая реакция, предназначение которой – помочь человеку мобилизоваться при возникновении нестандартной или небезопасной ситуации. Считается нормой, когда эта эмоция возникает при наличии конкретной угрозы или источника стресса и усиливается, когда ощутима значимость верного выбора. Тревожно-фобическое расстройство – чрезмерный, частый и беспричинный уровень тревоги, в процессе ожидания или […]

Живешь? Значит, боишься. Боишься? Значит, живешь!

О чем говорит статистика

Современные самолеты – очень надежные конструкции, в которых все имеющиеся системы дублируют и при необходимости могут заменить друг друга. В редких случаях, когда одна из систем выходит из строя, предусмотрен резервный вариант, разработан и внедрен способ устранения неисправности, не прерывая полета.

Статистика утверждает, что пассажир самолета имеет один шанс из 45 миллионов попасть в авиакатастрофу с летальным исходом . То есть, говоря языком цифр, если бы человек совершал полеты ежедневно, то вероятность смерти наступила через 123 тысячи лет. На сегодня уровень смертности в авиакатастрофах составляет 1 летальный исход на 3 миллиарда километров .

Проявление фобии

Проявление аэрофобии (страха самолетов) в большинстве случаев происходит по одинаковому сценарию. Приведем пример классического описания этого тревожно-фобического расстройства.

Как происходит на практике

У человека есть страх летать на самолетах, но его профессиональные обязанности предусматривают частые командировки. Каждый раз перелет превращается для него в кошмар. За несколько дней до предстоящей командировки он начинает ощущать, как желудок сжимается, и все чаще и чаще возникают позывы к рвоте. Оказавшись в аэропорту, человек ощущает, как начинают холодеть конечности, «подкашиваются» ноги, усиливается потоотделение. Когда он все же садится в самолет, его сердце колотиться и «выпрыгивает» из груди, он чувствует пустоту в голове и начинаются приступы удушья. И с каждым разом, ощущения становятся все более пугающими и всепоглощающими. Присоединяется страх – предвкушение, когда индивид боится даже услышать о том, что ему предстоит перелет. В конце концов, чтобы не переживать этот ужас вновь, человек вынужден прибегнуть к поведению предотвращения и избегания. Зачастую он даже меняет место работы и вид деятельности, выбирая действия, не связанные с необходимости пребывания в воздушном транспорте.

Осторожно, иррациональная тревога!

Рассматривая тревогу, как состояние при фобии, психиатры утверждают, что это чувство не имеет прямого отношения к инстинкту самосохранения, и практически всегда не связано с действительностью, а направлено на будущее. Тревога совершенно иррациональна и сосредоточена на «мнимой» угрозе. Часто аэрофобия проявляется у людей, ни разу не совершавших полетов на воздушном транспорте и которые ни разу не были участником или свидетелем авиакатастроф. Тем не менее, тревога аэрофобов огромна, интенсивна и прочно закреплена в сознании и подсознании.

Представляют интерес данные опроса, проведенного российскими психологами. На вопрос о конкретных причинах и предпосылках к страху перед полетами на самолете, большинство женщин заявили: они безумно боятся, что именно их самолет попадет в авиакатастрофу. В то время, мужская половина человечества больше доверяет технике, но отмечает боязнь высоты , тревожащей отсутствием возможности с их стороны повлиять и изменить ситуацию. Отличается и реакция на испытываемую эмоцию – страх. Как правило, женские эмоции – более ярко выражены и проявляются плачем, дрожью, нередко истерикой. Мужчины, даже осознав свои тревоги, стараются держать их внутри себя и не демонстрировать их окружающим. Стоит отметить, что панике при аэрофобии среди всех возрастных категорий больше подвержены люди преклонного возраста, что позволяет сделать предположение, что в пожилом возрасте боязнь летать на самолетах дополняется и/или неразделимая со страхом смерти.

Симптомы расстройства

Среди физических или соматических проявлений аэрофобии часто присутствуют:

  • учащенное сердцебиение,
  • тахикардия;
  • боль в области груди;
  • усиленное потоотделение,
  • тошнота, позывы к рвоте;
  • частые позывы к мочеиспусканию;
  • тремор конечностей;
  • головная боль напряжения;
  • бледность или покраснение лица.

Среди прочих симптомов для аэрофобия характерно:

  • частые жалобы на сильную мышечную слабость;
  • быстрая утомляемость, постоянное ощущение усталости;
  • затруднение концентрации внимания;
  • раздражительность, нервозность, беспокойство;
  • проблемы с засыпанием и качеством сна, «кошмарные сновидения»;
  • ощущение «пустоты в голове».

Зачастую при аэрофобии признаки усиливаются, быстро прогрессируют, и, достигнув пика, проявляются симпато-адреналовым кризом и перерастают в панические расстройства.

Причины появления

Согласно последним исследованиям, опубликованных Международной психической ассоциацией , в большинстве случаев аэрофобия является следствием иного психического расстройства . Она нередко возникает после перенесенной сильной стрессовой ситуации или после длительной депрессии, при обсессивном () и астеническом типах расстройств. По мнению экспертов, этой фобии подвержены впечатлительные личности, которые сильно фиксируются (застревают) на имевших место негативных ситуациях . Нередко аэрофобия «уютно соседствует» с (страхом замкнутых пространств).

Генетика

Причиной появления аэрофобии может стать генетическая предрасположенность, наследственные особенности нервной системы. Эта фобия (по данным Noyesetal ) чаще возникает среди родственников, имеющих тревожные расстройства — около 15% (в сравнении с общей популяцией — около 3%). Веские доказательства генетической этиологии фобии были представлены Slater и Shields в результате обследования семнадцати пар монозиготных и двадцати восьми пар дизиготных близнецов, в каждой из которых имело место тревожно-фобическое расстройство. Конкордатность у дизиготных близнецов составила всего 4%, в то время как у монозиготных достигла 41%.

Условия жизни

Немалую роль в появлении страхов в будущем являются условия жизни, воспитание, развитие личности, формирование характера в детском возрасте.

Социальные факторы

Среди социальных факторов стоит отметить отрицательное влияние широкого освещения СМИ и акцентирования внимания аудитории на случаях авиакатастроф и числе жертв.

Как избавиться? Лечение страха полета

Большинство случаев аэрофобии проходит быстро, не прибегая к медикаментозному лечению. Если же тревожное расстройство длится более полугода, и страх полетов не ослабевает, несмотря на прилагаемые усилия, стоит обратиться за помощью к психотерапевту. Следует получить консультацию специалиста, если:

  • Аэрофобия причиняет постоянный, интенсивный, нарушающий дееспособность страх, переходящий с приближением времени события (полета) в панику;
  • Человек осознает, что страх перед самолетом чрезмерный, безосновательный, избирательный и превосходит по частоте и интенсивности адекватное волнение;
  • Личность начинает сознательно избегать полетов на самолете, стараясь всегда отыскать и воспользоваться альтернативным, но зачастую неэффективным по времени, способом передвижения.

На сегодняшних день существует множество эффективных методик, с помощью которых можно быстро преодолеть аэрофобию . Успешно применяется в лечении страха летать на самолетах:

  • методика нейролингвистического программирования (НЛП),
  • когнитивно-поведенческая терапия (КПГ);
  • современные методы гипнотического воздействия;
  • медикаментозная терапия.

Как проходит лечение?

Обычно не требуется назначение анксиолитических препаратов. Для исцеления страха перед самолетом достаточно беседы с врачом, разъяснение фактической природы физиологических симптомов и составление индивидуальной программы по преодолению/ коррекции/ избавлению от страха полетов. Задача врача: дать точное логичное объяснение имеющим место соматическим симптомам, связанным с фобией. Например, пациент должен понять, что учащенное сердцебиение - не признак сердечнососудистой патологии, а результат преувеличенной реакции на стрессор. Необходимо, чтобы аэрофоб полностью избавился от неопределенности и неясности происходящего с ним и имел четкий план снижения тревоги.

Как побороть страх самолета? Прекрасное решение в этой ситуации нашел Джон Малкович: «Я давно уже научился не беспокоиться о тех вещах, которые не могу контролировать. Вы беспокоитесь о том, что самолет сейчас упадет? Вы что – пилот, что ли? ».

Действительно, осознание и принятие того, что существуют ситуации, исход которых не зависит конкретно от индивида, позволяет значительно снизить тревогу.

Психологи рекомендуют начинать «подготовку» к перелету заблаговременно. Необходимо выполнять действия, доставляющие удовольствие и радость, не фиксируясь на непрерывном вычисление времени до рейса. Полезно заняться приятными делами: для женщин — совершить шопинг, для представителей сильного пола – сделать что-то экстремальное, которое поможет «выбросить» адреналин. То есть в часы перед авиаперелетом сила переживаемых эмоций должна превышать интенсивность имеющей место тревоги.

Стоит отметить, что если испытываемые от действия эмоции, как негативные, так крайне позитивные станут сильными стрессорами и будут «перевешивать» страх перед полетом на самолете, весь организм (включая психику) будет вынужден «бросить» все имеющиеся резервы и энергию на борьбу с новым значимым стрессором. Установлено, что «запуск» первой фазы типичной реакции на стресс занимает около 90% деятельности всех органов, стоит на первом месте в «распорядке» действий организма, и иногда затмевает по значимости удовлетворение жизненно-важных (первичных) потребностей.

Психика человека устроена таким образом, что когда тревожная ситуация обсуждается вслух, то существенно снижается волнение и эмоциональное напряжение. Поэтому, немаловажно в спокойной обстановке установить, что явилось первичной причиной возникновения тревоги, связанной со страхом летать.

Психологи рекомендуют исключить просмотр новостей о негативных происшествиях не только в воздухе, но и на иных видах транспорта, которые лишь усугубляют состояние стресса. Пациенту с диагнозом аэрофобия не следует смотреть телепрограммы, где расписываются подробности авиакатастроф.

А самый простой способ избавиться от страха полетов на самолете – пользоваться воздушным транспортом как можно чаще! В случае аэрофобии вполне уместна поговорка: «Клин клином выбивают».

Медикаментозное лечение боязни летать

Назначение медикаментозных препаратов при аэрофобии должно быть индивидуальным и избирательным. Лекарства следует применять для восстановления быстрого контроля над симптомами исключительно на тот период, пока отсутствует должный эффект от иных, менее быстродействующих методик. Медикаментозная терапия может быть назначена той части больным, состояние которых не улучшилось после применения других мер. В случае с аэрофобией используют: бензодиазепины, антидепрессанты и анксиолитики.

Плохой исход аэрофобии можно прогнозировать при крайне тяжелых симптомах, таких как: обморочные состояния, истерические проявления, ажитация, . В таком случае, назначение транквилизаторов и антидепрессантов, вполне обосновано.

Оценка статьи:

читайте также

Анастасия

03.01.2020 в 12:06 Сколько я намучилась со своим страхом полета на самолетах, вы просто не представляете! Я посещала психологов и психотерапевтов, читала книги и смотрела курсы, но ничего не помогало. Избавиться от страха полета на самолете для меня это было жизненной необходимостью. Просто я живу в том регионе, где передвигаться иным способом, просто не представляется возможным. В поисках способа решения своей проблемы я на секунду не останавливалась и в скором времени нашла рабочий способ. Это курс «страха нет» от создателей сайта psiho-zakon помог избавить меня от страха раз и навсегда. Если раньше просто при мысли о том как я захожу на борт самолета меня бросало в дрожь, то теперь все это прошло.

Невроз – распространенное расстройство, фиксируемое у детей и взрослых. Читайте о причинах, симптомах, видах и методах лечения невроза.

Аэрофобия может возникнуть безо всякой причины, а может стать результатом пережитого стресса, например, если вы стали свидетелем какой-то катастрофы.

Страх сам по себе – естественная реакция организма, которая помогает нам вести себя так, как требуют обстоятельства. Мы привыкаем к базовому страху и практически не ощущаем его. Жить с ним помогает целый набор защитных механизмов. Но если в механизмах происходит сбой, появляются тревожные расстройства, навязчивые мысли, фобии, то есть страх, в котором полностью отсутствует здравый смысл.

Как отличить аэрофобию от обычного предполетного волнения?

Если у вас за несколько дней до предполагаемого путешествия появились приступы паники, причем такой силы, что вы не можете себя заставить даже зайти в аэропорт, если начинаете менять планы и свою жизнь, если при мысли о самолетах у вас влажнеют руки, а во время полета вы начинаете задыхаться, у вас фобия.

Все естественные страхи заставляют нас действовать активно, фобии пассивны: человек не ищет путей избавления от своего страха, а просто боится. В этот момент рациональный страх выходит из-под контроля, и мы не можем управлять своими чувствами и эмоциями.

Причины возникновения

Этот страх не имеет никакого отношения к инстинкту самосохранения. Обычно пассажир думает не о том, что происходит с ним сейчас, а выстраивает в своей голове возможные картины авиакатастрофы в будущем. Это совершенно иррациональный страх, который строится на мнимых угрозах. Чтобы бороться с аэрофобией, необходимо убедить себя в том, что ничего плохого не произойдет.

Фобия развивается даже у тех, кто ни разу не видел авиакатастроф и не поднимался в воздух. Ею часто страдают люди с тягой к излишнему контролю.

Примечательно, что страхи у мужчин и женщин отличаются: слабый пол уверен, что именно их самолет рухнет и они не смогут выбраться из-под обломков, а сильный пол доверяет технике, но испытывает тревогу из-за того, что не может контролировать ситуацию. Эмоции у женщин более выражены: они могут устраивать истерики, плакать, кричать. Мужчины прячут страх в себе. Сильнее всего аэрофобии подвержены пожилые люди.

Помните, что самолет – очень надежная конструкция, все системы в нем дублируют друг друга. И даже если одна из них выходит из строя, всегда есть резервный способ устранить неисправность прямо во время полета. Этим объясняется и тот общепризнанный факт, что количество происшествий на воздушном транспорте значительно меньше, чем на наземном. А от турбулентности еще ни один самолет не пострадал и тем более не упал.

Фобия – это любой страх, который мешает жить. Страх полетов может привести к серьезным психологическим проблемам, например вызвать приступ паники или панические атаки. Поэтому, если ваша боязнь заставляет вас менять планы, ее нужно обязательно лечить.

Как победить аэрофобию

Есть несколько способов

1. Медикаментозное лечение: используют антидепрессанты и успокоительные. Если среди симптомов появляются обмороки, истерики, назначают более серьезные препараты (транквилизаторы).

2. Нейролингвистика: отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

3. Когнитивная поведенческая терапия: пациентпод контролем психотерапевта или психолога раз за разом погружается в атмосферу полета, переживает много взлетов и посадок, при этом тренирует навыки релаксации. Это необходимо делать до тех пор, пока в бессознательном не закрепится ассоциация полета на самолете с расслабленным состоянием, а не с паникой. Для этого часто используют симуляторы виртуальной реальности и другие компьютерные технологии.

4. Гипноз. С помощью гипноза можно определить, почему возникла боязнь, и понять, как с ней лучше бороться. Во время сеанса специалист успокаивает клиента, вводит его в расслабленное состояние и задает необходимые вопросы.

Как подготовиться

Есть масса книг и видеокурсов по аэрофобии, изучите их. Чем более вы информированы, тем легче справиться с паникой. Почитайте об устройстве самолетов, это поможет вам успокоиться.

Если вы владеете английским, помогут избавиться от страха специальные видеокурсы на YouTube от различных авиакомпаний или сайты типа fearofflyinghelp. На русском языке сейчас тоже есть подобные видеоуроки. Попросите своего врача выписать вам успокоительное.

И помните: 90% аэрофобов смогли победить свой страх. Значит, у вас есть все шансы.

В самолете

Если вы уже сидите в самолете, значит, половина дела сделана и вы можете гордиться собой. Но вы чувствуете, что вас начинает охватывать паника. Эти несколько шагов помогут справиться с тревогой.

- Попробуйте расслабиться, принять удобное положение, наденьте повязку для сна, включите спокойную музыку. Успокоиться всегда помогает дыхание: вдох (в два раза короче выдоха), дышать можно под счет и как можно медленнее. Концентрируясь на этом процессе, вы не заметите, как неприятные ощущения покинут вас. Если вас пугают звуки турбин, используйте наушники.

- Поговорите с попутчиком или походите по салону самолета.

- Настройте себя на то приятное, что ждет вас: представьте, как обрадуетесь, когда увидите своих друзей или посетите новые места, попробуете новую еду, встретитесь с семьей.

- Используйте мобильные приложения для аэрофобов, например Skyguru. Оно работает в авиарежиме и подробно рассказывает, что происходит в полете. Пассажир получает информацию о том, когда можно ждать турбулентности и стоит ли опасаться тряски на борту. В процессе полета приложение «разговаривает» с пользователем, так что у вас возникает ощущение защищенности, постоянной связи с психотерапевтом, хоть и виртуальным.

- Чем раньше вы поймете, что испытываете панику, тем скорее сможете с ней совладать. Игнорируя свои эмоции, вы только усугубляете ситуацию. Примите свою тревожность.

Победить аэрофобию

Как перестать бояться летать?

10 мобильных приложений, которые помогут избавиться от тревоги, бессонницы, депрессии и аэрофобии

Сегодня мобильные телефоны и планшеты сопровождают нас с первых минут пробуждения до последних секунд перед сном. Психологи и психотерапевты решили воспользоваться новыми технологиями, чтобы помочь нам справиться с неприятными психологическими состояниями и их физическими симптомами. Список из десяти популярных приложений и мнения специалистов по поводу «мобильной» медицины в статье

МОСКВА, 25 июл — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Авиация считается самым безопасным видом транспорта, но тех, для кого взлеты и посадки — серьезное испытание, очень много.

Чем отличается аэрофобия от предполетного волнения и как побороть страх — в материале РИА Новости.

Фобия или волнение?

"Страх может проявляться по-разному: кто-то теребит волосы, потирает ладони и потеет, кто-то всего боится, бурно реагирует на происходящее в самолете, — рассказывает бортпроводник Алексей Коханистый. — У таких людей вызывают тревогу и массу вопросов звуки механизации крыла, работы двигателя, уборки шасси в первую очередь потому, что они не знают, все ли с ними в порядке".

По мнению Алексея, редко кто боится всего полета — обычно страшат взлет и посадка или турбулентность с воздушными ямами. На его памяти только один пассажир испытывал страх с начала и до конца рейса.

На вопрос, как отличить страх от обычного волнения, в одном из центров по лечению и изучению аэрофобии ответили, что если человек диагностировал у себя фобию, то почти наверняка он ею страдает.

Если же все ограничивается легким дискомфортом, не отравляет жизнь и не сказывается на свободе передвижения, следует говорить о предполетной тревожности.

Правда, некоторые пассажиры под предлогом фобии хотят улучшить условия перелета. "Например, просятся в бизнес-класс — мол, там больше места и воздуха, а после отказа скандалят. Конечно, это ненастоящие аэрофобы", — делится наблюдениями стюардесса Анастасия Куприевич.

Природа страха

"Аэрофобы боятся не только катастроф, но и высоты и замкнутого пространства, а самое главное — потери контроля над ситуацией", — поясняет Сергей Ениколопов, заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья.

Эксперт рассказывает, что именно это делает аэрофобию парадоксальной: самолеты падают очень редко (и считаются самым безопасным видом транспорта), то есть риск погибнуть минимален, но страх от этого не уменьшается.

Часто аэрофобы бывают довольно подкованы в полетной тематике, сами знают все аргументы о безопасности, но не могут адекватно воспринимать их в моменты страха. А против предполетного волнения, по словам бортпроводников, информированность часто помогает.

"Ночные перелеты раньше вызывали больше опасений у пассажиров, чем дневные. Многие думали: "Как мы полетим? Ведь ничего же не видно!" — рассказывает Анастасия Куприевич. — Но сейчас подавляющее большинство пассажиров знают, что пилоты ориентируются на диспетчеров, работают с радаром, что есть автопилот, и волнуются меньше".

Лечить нельзя оставить

"Я долго избегала полетов, пыталась заглушить фобию. Дошло до того, что боялась всего: машин, поездов, высоты, лифтов, — признается управляющая рестораном Марина Разживина, победившая аэрофобию. — Потом начала работать над собой, приспосабливаться к ситуации. Садясь в самолет, говорила себе: назад дороги нет".

В центре по лечению аэрофобии подтверждают, что страх сам не проходит почти никогда, а со временем только усугубляется. Но большинство из тех, кто к ним обращается, вылечиваются.

Как лечиться

"Перед полетом не стоит пить алкоголь, ведь это дополнительная нагрузка на сосуды при взлете и посадке, что может быть опасным для здоровья", — говорит Алексей Коханистый.

Психолог Сергей Ениколопов также подчеркивает, что алкоголь — лишь способ снять тревожное состояние. А кто-то, например, принимает анксиолитики (лекарственные средства, ослабляющие страх), кому-то надо обязательно покурить.

По мнению эксперта, нередко случаи дебоширства на борту связаны именно со страхом полета, а также невозможностью избавиться от него привычным способом (когда нельзя покурить или выпить во время рейса). Поэтому многие еще до посадки в самолет стараются выпить.

Если говорить о лечении, то специалисты в первую очередь учат правильно расслабляться. Методика не столь важна: можно считать до десяти, глубоко дышать или, допустим, петь некие мантры — кому как нравится, лишь бы помогало.

"Если человек знает, что ему предстоит много летать, лечение у психологов просто необходимо, — добавляет Сергей Ениколопов. — Со страхами, в том числе с самым главным — потерей контроля и ощущением собственной беспомощности, работать хоть и трудно, но можно".

В определенных случаях достаточно и четкого понимания того, что происходит на борту. В этом помогают занятия на летном симуляторе, представляющем собой полноразмерную копию реального самолета. Любой желающий может "поднимать самолет в небо" или "приземляться", настраивать погоду и время суток, убедиться в надежности автоматического управления.

Лайфхаки

"Если вы попали в зону турбулентности и вам очень страшно, вспомните, что от этого самолеты не падают и опасность подстерегает только тех, кто не пристегивает ремни, — их может подбросить на воздушной яме", — говорит стюардесса Екатерина Кузнецова.

"Друзьям и знакомым с этой фобией я советую открыть один из сайтов, показывающих в режиме онлайн самолеты, находящиеся сейчас в воздухе по всему миру, а потом в течение дня обращать внимание на сообщения о возможных летных происшествиях. Их не будет — все благополучно приземлились! Это часто помогает", — рассказывает Алексей Коханистый.

Авиаблогер Артем Каширин советует приезжать в аэропорт заранее и наблюдать за тем, как самолет готовят к вылету. Также он приводит в пример случаи, когда в полете удавалось помочь человеку, разговаривая с ним и даже обращая внимание на вид из иллюминатора, что, казалось бы, должно усугубить страх.

"Смотрите больше красивых фотографий и видео о самолетах и из самолетов, полюбите эту красоту, и страх отступит!" — уверен Артем.