410 й завод гражданской авиации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ЗАВОД 410 ГА» являет собой авиаремонтное мощное предприятие – одно из основных на сегодняшний день на постсоветском пространстве, выполнившее генеральный ремонт более, чем сорока тысяч двигателей для самолетов, а также шести тысяч самолетов, имеющее репутацию надежного и стабильного партнера. На заводе производится плодотворная работа по довольно глубокой модернизации Ан-32 и Ан-26 самолетов, эксплуатируемых в Российскую Федерацию, странах Содружества независимых государств, и странах Европейского союза. Это деятельность по использованию аэронавигационного современного оборудования, монтаж систем опасного приближения земли и опасного приближения летательных аппаратов, а также аварийных радиомаяков.

С возникновением новых тенденций в авиапромышленности, а также в связи с все увеличивающимися потребностями и требованиями, является актуальным вопрос на сегодня недостатка самолетов так называемого «регионального современного класса». В особенности, речь идет о реализации и разработке, совместно с Разработчиками гражданского предприятия «АНТОНОВ» и открытого акционерного общества «Мотор Сич », проекта, нацеленного на изменение Ан-26 самолета в вариант Ан-26М. В итоге проекта Ан-26М (транспортный легкий самолет регионального класса с двигателем ТВ3-117ВМА-СБМ1) будет являть собой улучшенную версию транспортно-военного самолета Ан-26, снабженного на данный момент двумя турбовинтовыми моторами АИ-24ВТ.

Уже на данный момент многие эксплуатанты воздушных судов типа Ан-26 и авиакомпании готовы произвести данное улучшение, так как этот этап требует намного меньших затрат в сравнении с приобретением нового средне- или ближнемагистрального самолета. Учитывая технико-экономическое обоснование проекта, также заметна эффективность использования современной версии самолета, что даст возможность соответствовать требованиям ICAO по эмиссии вредных веществ и шумам, открыв небо стран Евросоюза для Ан-26М.

Владея богатым опытом в восстановлении авиационного мотора Д-36, у завода есть все возможности для налаживания техники западного изготовления. Это касается также мотора СФМ-56, который после произведения ремонта почти по всем параметрам способен проходить испытания на основе уже работающей моторно-испытательной станции завода. Также налажено освоение двигателя 120 серии Pratt & Whitney 100, используемого на самолетах ATR-72, ATR-42, а также на самолетах производства Bombardier Dash-8.

На начальном этапе процесса введения в работу технической наладки авиационной техники современно типа всегда возникают непредвиденные и ожидаемые сложности. Необходимо дополнительно обучение персонала, соответствующая сертификация. На организацию производства ложатся большие затраты, в связи с закупкой комплектующих изделий и оборудования, новых технологий.

Эта стратегия дает возможность полного снабжения работой всех работников предприятия. Вопрос подбора кадров остро стоит по различным специальностям. Показателен тот факт, что среди работников значительно больше стал процент молодежи. Лишь за последний год принято на работу около двухсот молодых работников. Возрождаются на предприятии традиции передачи из поколения в поколение.

Молодежь стает «под крыло» заслуженных зрелых специалистов. Уже третья смена поколений происходит - это работники под одной фамилией, так сказать трудовые династии. В результате квалифицированные работники получают новые знания, завод получает заказы, а у самолетов появляется обновленное сердце. Методика руководства дала коллективу завода возможность чувствовать себя комфортно и уверенно, а руководство может проявлять заботу о коллективе, насчитывающем почти две тысячи.

Значительное внимание в общем плане развития предприятия уделено социальной сфере. Возобновлена заводская амбулатория, которая является самостоятельным медицинским отделом. Она уже имеет первых посетителей. Помимо профилактических мер предусматривается предоставление скорой и первой неотложной помощи, а также работа тренажерного зала и реабилитационного центра.

Работает предоставление услуг питания для работающих на заводе. Возрожден на заводе молодежный союз, а кроме того союз женских организаций. На балансе завод имеет базу отдыха «Десна». Не преувеличение - утверждение о том, что талантливый инженер, опытный руководитель, блестящий стратег, - Подреза Сергей привнес заводу второе дыхание, сумев не только удержать квалифицированный персонал и производство, но и все возможное сделал, чтобы предприятие получило статус надежного сотрудника. Завод уже работал более чем с шестьюдесятью странами мира. С ними имеются дружеские, деловые, партнерские отношения, и открыт для деловых плодотворных контактов.

Государственное предприятие «Завод № 410 гражданской авиации» осуществляет переоборудование, обслуживание, диагностику, капремонт авиационной техники и авиадвигателей. Основные производственные мощности расположены в Киеве. Является стратегически значимым производством для экономической и военной безопасности Украины.

Создание предприятия

Завод № 410 гражданской авиации образован 1 июля 1948 года на площадях Украинского управления ГВФ, расположенных в В обязанности организации входил ремонт двигателей серий М-116, АШ-62ИР и самолетов В-2. Несмотря на проблемы с кадрами и технологическим оснащением, 21 октября 1948 года усилиями 25 работников авиарембазы был отремонтирован и торжественно передан в Украинское управление ГВФ первый восстановленный двигатель АШ-62ИР № 628-333.

Спустя год на предприятии работало более 200 человек. Был разработан план подготовки кадров. Важным делом стало усовершенствование организации производства, приобретение нового оборудования, приспособлений и установок, повышающих производительность. Разрабатывались и внедрялись новые технологии, которые позволили объединить процесс ремонта авиатехники в единое целое. Были созданы новые подразделения, строились необходимые капитальные сооружения.

Расширение производства

Запуск в серию поршневого самолета Ил-12 стал началом второго этапа деятельности ГП "Завод № 410 гражданской авиации". С оснащением новым оборудованием и расширением производственных площадей, улучшением материальной базы с 1955 года был организован ремонт Ил-12. В 1959 был совершен послеремонтный облет первого самолета Ил-14.

Завод в 60-е годы приступил к обслуживанию газотурбинной авиатехники турбовинтовых самолетов модели Ан-24. С этого момента он становится ведущей организацией по ремонту летательной техники конструкции Антонова. Коллектив приобретает репутацию образцового ремонтного предприятия авиационной

С 1972 года осуществляется проведение серийного ремонта двигателя и его агрегатов, серии АИ-9 для самолета регионального класса Як-40. В 1976 заводчане освоили ремонт транспортно-грузового самолета Ан-26. Через год череду ремонтируемой предприятием техники пополнил самолет аэрофотосъемки Ан-30 и чуть позже транспортный Ан-32.

80-е годы

Освоение капремонта модульного двигателя Д-36 для моделей Як-42, способствовало дальнейшему развитию предприятия. С 1986 года начался плановый серийный ремонт моторов на арендованных площадях ВО «Моторостроитель» в городе Запорожье.

В 1988 году заводу было дано разрешение начать серийный капремонт двигателя на собственных площадях в Киеве на Воздухофлотском проспекте. Вскоре Д-36 стал приоритетной продукцией завода. Параллельно был освоен ремонт турбогенераторной установки АИ-8 для тяжелых вертолетов Ми-6 и Ми-10К.

День сегодняшний

С 2008 года по 2016 завод возглавлял С. М. Подреза. Двадцатидвухлетний стаж работы на предприятии и талант руководителя позволили сохранить высокие стандарты обслуживания авиационной техники.

15 июня 2015 года, согласно распоряжению Кабмина Украины, предприятие вошло в состав госконцерна «Укроборонпром». С 16 июня 2016 на должность гендиректора назначен В. В. Ганькевич. Адрес завода: Украина, город Киев, Воздухофлотский проспект, корпус 94.

Виды деятельности

После обретения независимости резко упали объемы ремонта авиатехники. Предприятие осталось на плаву за счет расширения номенклатуры работ. На заводе стали выполнять:

  • все виды техобслуживания самолетов моделей серии «Антонов»;
  • восстановительно-контрольные работы на Ан-74, оборудованного силовой установкой Д-36;
  • переоборудование салонов (грузопассажирский вариант и VIP-класс);
  • модернизацию самолетов (установка современного радиотехнического навигационного оборудования).

На ГП «Завод № 410 гражданской авиации» внедрено новое технологическое оборудование, позволяющее проводить такие сложные процессы, как плазменное и детонационное напыление, лазерная обработка, покраска воздушных судов акриловыми и полиуретановыми эмалями. Перспективным видится сотрудничество с международными авиакорпорациями.

Новые технологии

На заводе успешно используется новое оборудование в технологическом процессе ремонта самолетов и авиационных двигателей. Лазерный комплекс применяется для раскроя конструкций различной сложности из листовых материалов: стали, оргстекла, фанеры толщиной до 5 мм.

Детонационная установка предназначена для восстановления деталей авиационной техники с повышенным износом методом детонационного опыления порошковых металлических материалов на подготовленную поверхность. Толщина покрытия - 0,002-0,8 мм. Размеры восстанавливаемых деталей: диаметр - 0,7 м, длина - 1,5 м.

Специализированная установка применяется в технологическом процессе изготовления шлангов высокого давления с металлической оплеткой и внутренним диаметром 4-12 мм, используемых в гидросистемах различной авиатехники.

Госпредприятие “Завод 410 ГА” (входит в структуру концерна “Укроборонпром”) призвал государственные органы и общественность “воздержаться от распространения какой бы то ни было недоказанной, манипулятивной информации, касающейся выполнения авиационного контракта с Индией”, сказано в заявлении, опубликованном 15 марта на сайте “Укроборонпрома”.

“Благодаря выполнению долгосрочного контракта между госпредприятием “Спецтехноэкспорт” и министерством обороны Индии “Заводу 410 ГА” удалось сохранить свой высококвалифицированный персонал и частично обновить материально-техническую базу. Именно благодаря этому контракту предприятие имело возможность провести капитальный ремонт 22 самолетов для силовых структур Украины. Также ГП "Завод 410 ГА" в ближайшие два года планирует ремонтировать и технически обслуживать агрегаты самолетов в секторе мировых лидеров авиастроения Boeing и Airbus”, - отметили в компании.

Срыв контракта, заявили на “Заводе 410 ГА”, “может поставить под угрозу дальнейшее существование предприятия”.

Кроме того, в сообщении отмечается, что выполнение контракта на модернизацию самолетов Ан-32 военно-воздушных сил Индии в течение 2011-2018 годов обеспечило 60% чистого дохода “Завода 410 ГА”.

“В 2014-2015 годах исполнение контракта было под угрозой в связи со срывом сроков поставок запчастей из Украины в Индию. Это произошло после расторжения сотрудничества с Россией в сфере военно-технического сотрудничества, в результате чего стоимость авиационных запчастей российского происхождения возросла в 7-10 раз. В 2017 году минобороны Индии было готово расторгнуть контракт с Украиной и передать его на выполнение российскому предприятию. В таком случае ГП “Завод 410 ГА” должен был бы уплатить $25 млн штрафа и недополучить $90 млн дохода от экспорта новых запчастей и агрегатов в Индию”, - говорится в заявлении.

В 2017-м украинской компании удалось убедить индийскую сторону “в необходимости провести импортозамещение российских комплектующих Ан-32 западными аналогами и в полной мере выполнить условия контракта”; с конца 2018-го “завод возобновил стабильные отгрузки новых партий продукции”.

“Однако в 2018 году завод снова столкнулся со сложностями в связи с задержками в подписании дополнительных соглашений на продление контракта и проведение импортозамещения. Причиной задержек стала манипулятивная информация в индийских СМИ со ссылкой на правоохранительные органы Украины о якобы нарушениях законодательства украинской стороной в процессе исполнения контракта”, - сказано в сообщении.

Благодаря поддержке посольства Украины в Индии ситуацию удалось стабилизировать, заявили на предприятии, однако в 2019-м в СМИ снова публикуется информация, угрожающая выполнению контракта.

Контракт с министерством обороны Индии на ремонт и модернизацию 105 военно-транспортных самолетов Ан-32 Украина заключила в 2009 году. По данным “Завода 410 ГА”, это соглашение - один из крупнейших экспортных контрактов в истории украинского оборонно-промышленного комплекса.

В начале марта 2019-го Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура Украины . По данным правоохранительных органов, в 2015 году “Спецтехноэкспорт” для выполнения контракта с Индией привлек посредника - компанию - резидента Объединенных Арабских Эмиратов. Со счета “Завода 410 ГА” (“Спецтехноэкспорт” - распорядитель имущества завода) компания из ОАЭ получила $2,2 млн, не оказав при этом никаких услуг, заявили в САП.